Научная статья на тему 'НА БАЗЕ ИМИТАТОРОВ ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

НА БАЗЕ ИМИТАТОРОВ ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SPECIALIST / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE COMPONENTS / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тезиков Андрей Николаевич, Ланчев Василий Михайлович, Белобородов Валентин Леонидович

Статья посвящена изучению роли современных образовательных технологий в оптимизации образовательного процесса в военном вузе. Основой применения инновационных технологий является компетентностный подход, направленный на формирование ключевых профессиональных компетенций на базе тренажно-имитационных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тезиков Андрей Николаевич, Ланчев Василий Михайлович, Белобородов Валентин Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE BASIS OF IMITATORS POSSIBLE DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT OF TRAINING IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the study of the role of modern educational technologies in the optimization of the educational process in the military university. The basis of the application of innovative technologies is a competence approach aimed at the formation of key professional competencies based on training and simulation complexes.

Текст научной работы на тему «НА БАЗЕ ИМИТАТОРОВ ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



1 *лзш

' I ¡,

ДО

A.Н. ТЕЗИКОВ,

B.М. /1АНЧЕВ,

В./1. БЕЛОБОРОДОВ

A.N. TEZIKOV, V.M. LANCHEV, V.L. BELOBORODOV

НА БАЗЕ ИМИТАТОРОВ

ON THE BASIS OF IMITATORS

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННЫХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

POSSIBLE DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT OF TRAINING

IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Сведения об авторах: Тезиков Андрей Николаевич - начальник кафедры автоматизированных систем управления (и связи) Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Тверь);

Ланчев Василий Михайлович - профессор кафедры автоматизированных систем управления (и связи) Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза TJC. Жукова, кандидат военных наук, профессор (г. Тверь);

Белобородое Валентин Леонидович - старший преподаватель кафедры автоматизированных систем управления (и связи ) Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, кандидат технических наук, доцент (г. Тверь. E-mail: bvl069@rambler. ru ).

Аннотация. Статья посвящена изучению роли современных образовательных технологий в оптимизации образовательного процесса в военном вузе. Основой применения инновационных технологий является компе-тентностный подход, направленный на формирование ключевых профессиональных компетенций на базе тренажно-имитационных комплексов.

Ключевые слова: специалист, современные педагогические технологии, инновационные составляющие, компетентностный подход.

Information about authors: Andrey Tezikov - Head of the Department of Automated Management Systems ( and Communications ) Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union GK Zhukov, colonel (Tver);

Vasily Lanchev - Professor, Department of Automated Control Systems (and Communications) Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union GK Zhukov ( Tver);

Valentin Beloborodov - Senior Lecturer Department of Automated Management Systems (and Communications ) Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union GK Zhukov (Tver. E-mail: bvl069@rambler.ru).

Summary. The article is devoted to the study of the role of modern educational technologies in the optimization of the educational process in the military university. The basis of the application of innovative technologies is a competence approach aimed at the formation of key professional competencies based on training and simulation complexes.

Keywords: specialist, modern pedagogical technologies, innovative components, competence approach.

грзхз

| | I

1 ГгГТ?Г1

III

Современный этап развития

общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфе- ^ ре образования. Требования к военному образованию сегодня определяются ситуацией, связанной с появлением в Вооруженных Силах Российской Федерации новых образцов вооружения, изменяющейся тактикой ведения боевых действий, глобальными процессами перераспределения задач, решаемыми боевыми расчетами. Все это способствует повышению требований к качеству подготовки выпускников военных ВУЗов и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательной деятельности военного образовательного учреждения, поскольку качество профессиональной подготовки специалиста определяется, прежде всего, тем, насколько он умеет применить полученные знания в практической деятельности.

Большое значение для совершенствования образовательного процесса в военном ВУЗе имеет применение новых обучающих технологий.

С одной стороны, педагогические технологии - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на слушателей и курсантов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

В течение нескольких лет в образовательной деятельности ВА ВКО используется компе-тентностный подход. Компе-тентностный подход в высшем военном образовании направлен на формирование ключевых (ба-

Образовательная технология - это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся; основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения.

зовых, универсальных) и профессиональных компетенций, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач, возникающих в результате их профессиональной деятельности. Поэтому процесс обучения в военном ВУЗе должен заключаться в моделировании и формировании будущей профессиональной деятельности обучающихся, использовании активных форм обучения, позволяющих готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям обстановки, принимать оптимальные, с точки зрения своевременности и высокой боевой эффективности, управленческие решения.

Также особо важным в плане подготовки и обучения слушателей и курсантов является общая целенаправленная, организованная, непрерывно проводимая, взаимосвязанная деятельность профессорско-преподавательского состава по созданию и развитию знаний, навыков, умений, развитию качеств личности, необходимых для успешного выполнения военнослужащими профессиональных обязанностей.

Военная педагогика, опираясь на современную систему образо-

вания, должна рассматривать обучение военных специалистов как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является подготовка офицеров, способных обеспечить высокую боевую готовность частей и подразделений, а также защитить Отечество от любого агрессора.

Исследование подходов по оптимизации деятельности профессорско-преподавательского состава позволило выделить следующие задачи: - освоение современных технологий, форм, методик и методов обучения слушателей и курсантов;

- вычленение совокупностей связей, отношений и закономерностей, из которых состоят основные стороны развития теории и практики педагогической деятельности;

- оценка эффективности существующих и поиск новых способов обучения, ведущих к достижению поставленных задач.

Очевидно, что необходимость овладения современными методами организации управления войсками и сложной боевой техникой в современных условиях требует применения всех возможных образовательных технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать возникающие перед ними задачи в условиях современного боя.

К образовательным технологиям можно отнести:

1. Традиционные образовательные технологии, ориентирующиеся на прямую трансляцию знаний от преподавателя к курсанту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). В этом случае учебная деятельность обучающихся носит, как правило, репродуктивный характер:

• информационная лекция -это последовательное изложение

"Циэс

г-рг ^

у{гШ

материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);

• семинар - эвристическая беседа преподавателя и обучающихся, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы;

• практическое занятие - занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму;

• лабораторная работа -организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.

2. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся:

• проблемная лекция - изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала;

• лекция «вдвоем» (бинарная лекция) - изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.);

• практическое занятие в форме практикума - организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от слушателей и курсантов применения как научно-теоретиче-

ских знании, так и практических навыков;

• практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов») - обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

3. Игровые технологии - организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий:

• деловая игра - моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.;

• ролевая игра - имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

4. Технологии проектного обучения - организация образовательного процесса в соответствии

с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

5. Интерактивные технологии - организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды:

• лекция «обратной связи» -лекция-провокация (изложение

ш

|дл&ШШзб

материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия;

• семинар-дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии - организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией. К ним относятся:

• лекция-визуализация - изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов);

• практическое занятие в форме презентации - представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

Использование вышеперечисленных технологий подразумевает в процессе преподавания дисциплины использование методик и учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню:

- мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины;

- медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернета;

- проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

- консультирование обучающихся с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний обучающихся и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения:

- интерактивные методы проектов;

- методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

- исследовательские методы;

- тренинговые формы;

- проведение деловых и ролевых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий;

- модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса и др.

Использование вышеперечисленных технологий позволит на основе полученных знаний привить обучающимся теоретические знания и практические навыки и умения по специальности.

Значительно возросшая степень наукоемкости преподаваемых теоретических дисциплин и сложности военной техники и вооружения предъявляет повышенные требования к работе обучающих по изучению преподаваемых в академии теоретических и практических дисциплин и овладению практическими навыками по эксплуатации вооружения и военной техники. Поэтому необходимо самое серьезное внимание уделить организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных составляющих частей их

учебных обязанностей. Главной ролью таких занятий является закрепление и углубление полученных знаний и навыков на лекциях, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, дополнительной литературы, рекомендуемой преподавателем в начале лекции, а также умений работать в качестве специалиста своей направленности. Она предназначена для выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. При подготовке к контрольным, зачетам либо экзаменам по необходимости разрешено организовывать консультации с ведущим преподавателем для повторного разъяснения непонятных вопросов.

Адекватно организованная самостоятельная подготовка слушателя и курсанта является неотъемлемой частью образовательного процесса и проводится в целях:

• усвоения, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других видах учебных занятий;

• выработки умений и навыков самостоятельного активного поиска новых дополнительных знаний;

• ознакомления с новыми материалами и их изучения;

vtski

• подготовки к предстоящим учебным занятиям, промежуточной и итоговой аттестации;

• выполнения письменных работ;

• повышения ответственности за свою профессиональную подготовку;

• формирования личностных и профессионально-деловых качеств, воспитания, организованности и самодисциплин;

• формирования профессионального мышления на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным курсам и дисциплинам.

Целесообразно остановиться на еще одном важнейшем аспекте обучения. Для наиболее эффективной реализации компетент-ностного подхода, на наш взгляд, в академии используется такая активная форма обучения, как применение тренажно-имитаци-онных комплексов на базе персональных компьютеров. Причем эта форма обеспечивает применение персональных компьютеров в комплексе со штатными средствами комплексов средств автоматизации центров управления, пунктов управления и командных пунктов. В этом случае тренировка наиболее полно приближается к процессу управления в ходе реальных боевых действий, так как обучающиеся готовятся на тех рабочих местах и с использованием тех штатных средств автоматизации, которые применяются при ведении боевых действий. Кроме того, возможности штатной аппаратуры дополняются возможностями универсальных персональных компьютеров.

Оценка возможностей тре-нажно-имитационных средств, используемых при подготовке слушателей и курсантов, показывает, что среди множества направлений решения задачи повышения эффективности подготовки должностных лиц бое-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вых расчетов в настоящее время заслуживают внимания методы обучения на базе персональных компьютеров, объединенных в компьютерный обучающий тренажный комплекс в составе штатного комплекса средств автоматизации центров управления войсками и разработанных в академии моделей средств автоматизации и тренажной аппаратуры.

Реализация современных требований к использованию тренажно-имитационных средств возможна на основе создания единой информационно-управляющей сети, которая представляет совокупность интегрированных информационных ресурсов центров управления войсками всех уровней.

Формирование информационно-управляющей сети осуществляется на основе единой автоматизированной системы сбора, обработки данных, единых баз данных, единых протоколов функционального взаимодействия и единого графического интерфейса пользователей.

Система автоматизированных учебных командных пунктов в академии содержит практически все существующие комплексы средств автоматизации оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней управления, которые составляют основу системы управления ВКС.

Все это обеспечивает возможность осуществлять в академии квалифицированную подготовку как командного (оперативного) состава, так и инженерного состава для центров автоматизированных средств управления, то есть системных специалистов-аналитиков в части ВКС всех уровней управления.

Система учебных командных пунктов представляет уникальную возможность проводить на базе академии также:

• исследования перспективных методов решения задач ВКО на основе новых информационных технологий;

• проработку правовых, организационных, учебных, технических и иных проблем ВКС;

• разработку и проверку на практике положений руководств (инструкций) по применению информационных средств, их техническому обеспечению, эксплуатации и ремонту.

Таким образом, поиск новых технологий обучения или модернизация уже имеющихся - это реальный путь совершенствования процесса обучения в современных условиях. Совершенно очевидным является необходимость совершенствования существующей системы подготовки военных специалистов путем использования современных педагогических технологий в образовательном процессе, чем активно и занимаются в ВА ВКО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гарда-рики, 2008.-118 с.

2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т. Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.- 97 с.

3. Военная психология и педагогика / Под ред. В. Ф. Кулакова. -М.: Совершенство, 2008. - 118 с.

4. Дергачева, И.Н. Инновационные методы активного обучения в естественнонаучной подготовке специалистов. - Омск, 2006.-112 с.

5. Ланчев, В. М., Морен-ков, В. А. Возможные направления совершенствования практической подготовки слушателей академии на основе современных информационных технологий. - М.: Военная мысль, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.