Научная статья на тему 'Н. В. Гоголь в Одессе. Забытые свидетельства современников (письмо протоиерея Анатолия Корочанского и воспоминания Н. И. Савича)'

Н. В. Гоголь в Одессе. Забытые свидетельства современников (письмо протоиерея Анатолия Корочанского и воспоминания Н. И. Савича) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОГОЛЬ / БИОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / МЕМУАРЫ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградов Игорь Алексеевич

В научный оборот вводятся два важных биографических свидетельства о Гоголе. Оба свидетельства, относящиеся ко времени пребывания писателя в Одессе зимой 1850/51 г., были опубликованы в начале XX в. в периодике историком Л.С. Мацеевичем, однако биографами Гоголя остались невостребованными. Первый источник письмо к Мацеевичу протоиерея Анатолия Федоровича Корочанского от 10 апреля 1891 г. Бывший псаломщик домовой церкви княгини В.А. Репниной-Волконской, о. Анатолий Корочанский в своем послании передает ряд важных подробностей о Гоголе, уясняющих духовный облик писателя, содержащих дополнительные сведения о круге его интересов. До настоящего времени это письмо было известно биографам Гоголя лишь в пересказе, причем фамилия автора была искажена («Карчевский» вместо «Корочанский»). Сообщаются биографические сведения об авторе послания. Благодаря письму протоиерея А.Ф. Корочанского в широкий круг лиц, с которыми Гоголь встречался осенью 1850 весной 1851 г. в Одессе, вводятся еще две духовные особы давний знакомый Гоголя святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, и священник одесской домовой церкви княгини Репниной-Волконской о. Михаил Диевский (впоследствии протоиерей). Второй оставшийся до настоящего времени невостребованным источник биографических сведений о Гоголе в период пребывания в Одессе в 18501851 гг. записанные в 1889 г. Мацеевичем воспоминания Н.И. Савича, выпускника Харьковского университета, отставного поручика, известного по делу сепаратистского Украино-славянского общества. Будучи знакомым о. Михаила Диевского, Савич присутствовал на одном из обедов, который давали Гоголю в 1850 г. его одесские почитатели. Приводится новое свидетельство о «малороссийских» корнях образов «Мертвых душ»; устанавливается прообраз одного из героев второго тома поэмы. Статья пополняет сведения вышедшей недавно семитомной «Летописи жизни и творчества Н.В. Гоголя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. В. Гоголь в Одессе. Забытые свидетельства современников (письмо протоиерея Анатолия Корочанского и воспоминания Н. И. Савича)»

DOI 10.22455/2541-8297-2019-11-403-415 УДК 821.161.1

Н.В. Гоголь в Одессе. Забытые свидетельства современников (письмо протоиерея Анатолия Корочанского и воспоминания Н.И. Савича)

© 2019, И.А. Виноградов

Аннотация: В научный оборот вводятся два важных биографических свидетельства о Гоголе. Оба свидетельства, относящиеся ко времени пребывания писателя в Одессе зимой 1850/51 г., были опубликованы в начале XX в. в периодике историком Л.С. Мацеевичем, однако биографами Гоголя остались невостребованными. Первый источник — письмо к Мацеевичу протоиерея Анатолия Федоровича Корочанского от 10 апреля 1891 г Бывший псаломщик домовой церкви княгини В.А. Репниной-Волконской, о. Анатолий Корочанский в своем послании передает ряд важных подробностей о Гоголе, уясняющих духовный облик писателя, содержащих дополнительные сведения о круге его интересов. До настоящего времени это письмо было известно биографам Гоголя лишь в пересказе, причем фамилия автора была искажена («Карчевский» вместо «Корочанский»). Сообщаются биографические сведения об авторе послания. Благодаря письму протоиерея А.Ф. Корочанского в широкий круг лиц, с которыми Гоголь встречался осенью 1850 — весной 1851 г. в Одессе, вводятся еще две духовные особы — давний знакомый Гоголя святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, и священник одесской домовой церкви княгини Репниной-Волконской о. Михаил Диевский (впоследствии протоиерей). Второй оставшийся до настоящего времени невостребованным источник биографических сведений о Гоголе в период пребывания в Одессе в 1850— 1851 гг. — записанные в 1889 г. Мацеевичем воспоминания Н.И. Савича, выпускника Харьковского университета, отставного поручика, известного по делу сепаратистского Украино-славянского общества. Будучи знакомым о. Михаила Диевского, Савич присутствовал на одном из обедов, который давали Гоголю в 1850 г. его одесские почитатели. Приводится новое свидетельство о «малороссийских» корнях образов «Мертвых душ»; устанавливается прообраз одного из героев второго тома поэмы. Статья пополняет сведения вышедшей недавно семитомной «Летописи жизни и творчества Н.В. Гоголя».

Ключевые слова: Гоголь, биография, творчество, мемуары, герменевтика, духовное наследие

Информация об авторе: Игорь Алексеевич Виноградов, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, Москва, Россия.

E-mail: info@imli.ru

Цитирование: Виноградов И.А. Н.В. Гоголь в Одессе. Забытые свидетельства современников (письмо протоиерея Анатолия Корочанского и воспоминания Н.И. Савича) // Литературный факт. 2019. № 1(11). С. 403-415.

DOI 10.22455/2541-8297-2019-11-403-415

Летом 1850 г. Гоголь собирался на Афон, однако шаги к необходимому оформлению заграничного паспорта предпринял слишком поздно1, так что на зиму 1850/51 г решил остаться в Одессе, отложив паломничество на Святую Гору на год (впоследствии смерть помешала Гоголю осуществить это намерение). В Одессе Гоголь провел на этот раз пять месяцев, с конца октября 1850 г. до конца марта 1851 г. Остановившись в доме своего дальнего родственника А.А. Трощинского (сам Трощинский в то время жил в своем киевском имении Кагорлы-ке), Гоголь продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ», при этом в свободное время поддерживал широкий круг общения. Наиболее часто Гоголь бывал в двух домах Репниных-Волконских: в доме князя Василия Николаевича и княгини Елизаветы Петровны и в доме матери князя, княгини Варвары Алексеевны, проживавшей в Одессе отдельно от семьи сына, вместе с дочерью, княжной Варварой Николаевной. Бывал Гоголь и в доме князя Д.И. Гагарина и княгини С.П. Гагариной (дочери генерал-майора П.А. Ивашкина). Встречался со святителем Иннокентием (Борисовым), архиепископом Херсонским и Таврическим, с Н.В. Неводчиковым (будущим архиепископом Кишиневским и Хотинским), с духовными писателями — дипломатом А.С. Стурдзой и иеромонахом Сергием (Святогорцем); с протоиереем М.К. Павловским, с иереем М.И. Диевским (впоследствии протоиерей), с братьями

A.Г. и Н.Г. Тройницкими, с Л.С. Пушкиным (братом поэта); с магистром Киевской Духовной академии, профессором философии Ришельевского лицея И.Г. Михневичем; с историком Н.Н. Мурзакевичем, с литератором Н.Д. Мизко, с доктором М.К. Дитерихсом, с директором Одесского театра А.И. Соколовым; бывал в кругу актеров; общался с семейством бывшего декабриста П.П. Титова; со своими приятелями школьных лет братьями Ал-ром и Анд. Ив. Орлаями, с воспитательницей дочери

B.Н. и Е.П. Репниных-Волконских Е.А. Хитрово; с двоюродным братом жены своего давнего друга А.С. Данилевского М.А. Литвиновым и с братом Данилевского И.С. Данилевским; с моряком, капитан-лейтенантом И.И. Барановским и др.2 По-видимому, один из тогдашних знакомых Гоголя влиятельный член одесского общества, отставной штабс-капитан Николай Петрович Ильин (ум. в 1857) послужил писателю прообразом одного из героев второго тома «Мертвых душ». Н.П. Ильин был участником русско-турецкой войны 1828-1829 гг., а также взятия Варшавы в 1831 г., и за свои боевые заслуги был награжден двумя серебряными

1 См.: Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). Научное издание. В 7 т. М.: ИМЛИ РАН, 2018. Т. 6: 1848-1850. С. 560-561.

2 См.: Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). Т. 6. С. 562-599; Т. 7. С. 7-61.

медалями и именной золотой шпагой с надписью «за храбрость»3. Ильин служил адъютантом генерал-адъютанта П.П. Мартынова (1782-1838), начальника 2-й Гвардейской пехотной дивизии, который в памятный день 14 декабря 1825 г., будучи в то время генерал-майором, командиром 3-й Гвардейской пехотной бригады и лейб-гвардии Измайловского полка, «один из первых привел свой полк на Дворцовую площадь к присяге, был пожалован генерал-адъютантом4, а впоследствии стал комендантом Петербурга»5. Ильин в то время служил при Мартынове адъютантом в чине поручика6. Таким образом, Гоголь от своего одесского знакомого, штабс-капитана Ильина, мог узнать как от очевидца подробности декабристского восстания. Вернувшись из Одессы в Москву, писатель в обстановке строжайшей секретности читал С.П. Шевыреву на его даче в с. Троицком новые главы своей поэмы, после чего 27 июля 1851 г. тот писал Гоголю: «Успокойся. Даже и жене я ни одного имени не назвал, не упомянул ни об одном событии. Только раз при тебе же назвал штабс-капитана Ильина, но и только. Тайна твоя для меня дорога, поверь. С нетерпением жду 7-й и 8-й главы»7. (К сожалению, пятая или шестая главы второго тома поэмы, где действует упомянутый Шевыревым персонаж, не сохранились.)

Много лет спустя, в 1902 г., один из биографов Гоголя, выпускник нежинского Лицея князя Безбородко, профессор Новороссийского университета Алексей Иванович Маркевич (1847-1903), публикуя сведения о тогдашнем одесском периоде в жизни Гоголя, замечал: «Немудрено [...], что о пребывании его в Одессе зимою 1850-1851 г. сохрани-

3 См.: Месяцеслов и Общий штат Российской Империи на 1833. СПб., [1833]. Ч. 1. С. 230.

4 В числе восемнадцати других генералов, пожалованных этим званием в тот же день, 14 декабря 1825 г. (см.: Милорадович Г.А., граф. Список лиц свиты Их Величеств, с царствования Императора Петра I по 1886 г. Киев, 1886. С. 23-24).

5 Нарцов А.Н. Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых, с их ветвями. Тамбов, 1904. С. 91.

6 По состоянию чинов на 12-е мая 1825 г., Н.П. Ильин был одним из полковых адъютантов Павловского полка той же 2-й Гвардейской дивизии, куда входил Измайловский полк (см.: Месяцеслов и Общий штат Российской Империи на 1825. СПб., [1825]. Ч. 1. С. 184, 187). «Исправляющим должность» бригадного адъютанта Измайловского полка при командире 3-й бригады дивизии генерал-майоре П.П. Мартынове был весной 1825 г. поручик П.И. Гессе (Там же. С. 180). Согласно состоянию чинов на 11-е сентября 1826 г., Ильин, продолжая оставаться поручиком Павловского полка (входившего в 4-ю бригаду дивизии), именуется уже «Адъютантом при Генерал-Адъютанте Мартынове» (возглавлявшем 3-ю бригаду) (Месяцеслов и Общий штат Российской Империи на 1826. СПб., [1826]. Ч. 1. С. 187, 190). Впоследствии, согласно росписи чинов на 14 февраля 1827 г., Ильин в должности адъютанта генерал-майора Мартынова был окончательно переведен из Павловского полка в Измайловский (Месяцеслов и Общий штат Российской Империи на 1827. СПб., [1827]. Ч. 1. С. 200-201, 204).

7 Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. (15 кн.) / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев, 2009. Т. XV. 624 с. С. 429.

лось немало воспоминаний: А.С. Стурдзы, Н.В. Неводчикова, княжны В.Н. Репниной, одной дамы [Е.А. Хитрово], жившей у кн[язя] В.Н. Репнина, Н.Г. Тройницкого, А.Л. Деменитру, Н.Д. Мизко, актера Толченова и еще кое-кого...»8

В примечании к этим словам А.И. Маркевич добавлял: «Бывший профессор Одесской семинарии Л.С. Мацеевич9 показывал мне в августе 1899 г. письмо к нему протоиерея г. Николаева, о. Карчевского [так в источнике], еще живого, бывшего псаломщиком при церкви кн[ягини] В.А. Репниной (см. далее), с воспоминаниями о Гоголе»10.

Как выясняется, передавая по памяти фамилию «протоиерея г. Николаева», — Карчевский, — Маркевич допустил ошибку. На самом деле речь идет о протоиерее Анатолии Федоровиче Корочанском (1829— 1899), выпускнике Херсонской Духовной семинарии в Одессе 1853 г., с 1878 г. — протоиерее.

Неточно запомнив фамилию о. Анатолия Корочанского, Маркевич сообщал: «В доме кн[ягини] Репниной [...] была [...] домашняя церковь; священником был известный одесситам о. Михаил Диевский (сообщено Н.И. Ленцом), а псаломщиком о. Карчевский (так в источнике; далее не оговаривается. — И.В.)... [...] ...О. Карчевский писал в 1899 г. Л.С. Ма-цеевичу (на самом деле письмо относится к 1891 г.; см. ниже. — И.В. ), что дом, где жила кн[ягиня] Репнина и где была ее церковь, находился у Сабанеева моста и принадлежал гр[афу] Мощинскому. В списке одесских домов в 1851 году такого дома не имеется и Г.Г. Маразли, знавший гр[афа] Мощинского, не помнит даже, чтобы у него был в Одессе дом. Не желал ли о. Карчевский сказать, что дом принадлежал гр[афу] Мло-децкому? У него действительно был дом на углу Надеждинской улицы и Сабанеевского проезда...»11

На первой неделе Великого Поста 1851 г., с 19 до 25 февраля, Гоголь несколько раз посетил богослужения в упомянутой домовой церкви княгини В.А. Репниной-Волконской12. (В первые четыре дня совершалось чтение Великого канона св. Андрея Критского.) Возможно, именно к этому времени относятся сведения о Гоголе о. Анатолия Корочанско-го — «бывшего псаломщика в домовой церкви кн[ягини] Репниной», которые пересказал в 1902 г. Маркевич: «О. Карчевский обучил церковному

8 Маркевич А.И. Гоголь в Одессе // Записки Имп. Новороссийского ун-та. Одесса, 1902. Т. 88. Отд. 3. С. 16.

9 Лев Степанович Мацеевич (Мациевич, 1843-1915), выпускник Киевской Духовной академии, историк и археолог. Л.С. Мацеевичем записаны также воспоминания о Гоголе Н.И. Савича (см. ниже), Н.В. Кукольника и Н.Г. Тройницкого.

10 Маркевич А.И. Гоголь в Одессе. С. 16.

11 Там же. С. 18-19.

12 См.: Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). Т. 7. С. 38.

пению хор мальчиков, и они пели в этой церкви. Гоголь посещал ее по праздникам и, судя по наблюдениям о. Карчевского, молился искренно. О глубокой в то время религиозности Гоголя говорила о. Карчевскому и кн[ягиня] Репнина. Пение устроенного им хора очень нравилось Гоголю, и он просил его обучить церковным напевам его, Гоголя, слугу13; но у того не оказалось способностей и дело не пошло»14.

Сведения из письма протоиерея Анатолия Корочанского, которые сообщил в 1899 г. Маркевичу Л.С. Мацеевич, современным биографам Гоголя известны. Между тем, обнаруживается, что пересказанное Мар-кевичем письмо о. Анатолия в свое время тоже было опубликовано, однако осталось до сих пор невостребованным.

Сам Мацеевич, познакомив Маркевича с содержанием письма, спустя три года, в свою очередь, сообщал: «...Княжна Варвара Николаевна Репнина [...] была сердобольнейшая христианка, [...] близкая приятельница Гоголя; она долго жила в Одессе вместе с матерью своею Княгинею Варварой Алексеевной Репниной, урожд[енной] Граф[иней] Розумовской, — и у них была здесь своя домовая церковь, которую часто посещал Гоголь, живя в Одессе в 1850-1851 г., о чем мы имеем очень интересные сведения в письме бывшего тогда псаломщиком в этой церкви, впоследствии протоиерея в г. Николаеве, о. Анатолия Корочанского, недавно скончавшегося...»15

Через несколько месяцев Мацеевич опубликовал и сам текст письма. Приводим здесь это послание, отправленное о. Анатолием из Николаева в Одессу, в полном объеме:

Николаев 1891 г. Апреля 10 дня.

В письме своем ко мне Вы просили сообщить Вам сведения на поставленные следующие вопросы: «Помните ли Вы Гоголя? Видели ль часто его в церкви княгини Репниной? Не случалось ли разговаривать с ним? Не знаете ли чего из отношений его к покойному преосвященному Иннокентию? — Не осталось ли у Вас, быть может, какого-либо письма, или хотя какой-либо записочки Гоголя? — Если сами Вы лично не имели с ним сношений, то не слыхали о нем что от Репниных, или от кого-либо другого?» — Сведения, которые сообщу Вам обо всем этом, мне кажется, столь малозначущи и ничтожны, что едва ли они увеличат собираемый Вами материал о Гоголе; но чтобы засвидетельствовать

13 Возможно, речь идет о крепостном слуге Гоголя, Семене Григорьеве.

14 Маркевич А.И. Гоголь в Одессе. С. 31.

15 [Мацеевич Л.С.] Л.М. К материалам для истории Одесского Архангело-Михайловского женского Монастыря — и Заметка для биографии А.С. Стурдзы. Окончание // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. 1902. № 20,

16 окт. С. 684-685.

пред Вами мою добросовестность, с которою отношусь к делу собирания Вами материала для описания жизни Николая Васильевича в Одессе в конце 1850 и начале 1851 годов, я решаюсь поделиться с Вами тем, что мне лично известно о нем.

А) Состоя при домовой церкви княгини Варвары Алексеевны Репниной с осени 1850 г. до [по] 15-е число декабря 1853 г в должности псаломщика, я почти каждое воскресенье и всякий праздник видел в нашей церкви проживающего в то время в Одессе и посещающего нашу церковь Гоголя. (Гоголь в конце 1850 г прибыл в Одессу и, давно состоя в наилучших отношениях с княжной Варварой Николаевной Репниной, — поселился в частном доме вблизи дома княг[ини] Вар-в[ары] Ал[ексеевны] Репниной, которая нанимала квартиру в доме Молодецкого — возле Сабанеева моста, где была устроена и ее домовая церковь. — Примеч[ание] автора письма протоиерея Анат[олия] Корочанского. [Пояснение Л.С. Мацеевича. — И.В.]) После каждой литургии Гоголь обязательно заходил к княжне Варваре Николаевне побеседовать; но о чем шли у них беседы и посещал ли Гоголь княжну в будние дни, мне неизвестно, так как никогда не выпадал на мою долю счастливый случай присутствовать на их беседах. — В церкви Гоголь стоял образцово: осенял себя, хотя и не часто, но истово, крестным знаменем, — по его сосредоточенной и самоуглубленной фигуре можно было быть уверенным, что он искренно молится. Набожность и постоянная религиозная настроенность его поражала всех прежде его знающих. Княжна Репнина (истинная христианка), давнишняя его хорошая знакомая, говорила в то время в среде своих знакомых: «Н.В. Гоголь сделался в настоящее время совершенно неузнаваем по своему благочестию и истинно христианскому настроению, которыми прежде16 он не мог похвалиться». —

Б) Я имел честь быть знакомым с Гоголем. Случай к тому был такой. Николаю Васильевичу до того понравилось стройное и прекрасное пение маленького хора певчих, управляемых мною и состоящих при церкви княгини Репниной, что он решился обучить своего крепостного слугу церковному пению, чтобы в скорбные и трудные минуты жизни его мог услаждать духовным пением. С этой целью познакомившись со мной, — он просил меня испытать его слугу, насколько окажется он способным по певческому делу. Но, к сожалению, после нескольких уроков слуга его оказался с отсутствием не только всякого голоса, но и музыкального слуха, а потому решительно неспособным к певческим занятиям. После сего я перестал посещать квартиру Гоголя, и затем прекратилось и мое с ним знакомство.

16 Знакомство Гоголя с княжной В.Н. Репниной-Волконской состоялось летом 1836 г. в Баден-Бадене (см.: Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). Т. 2. С. 585-589).

В) Отношения Гоголя к покойному преосвященному Иннокентию, как можно полагать, были самые искренние и почтительные. Зимой преосвященный Иннокентий каждый месяц устраивал у себя литературные вечера, на которых обязательно присутствовали Гоголь и княжна В.Н. Репнина.

Г) Писем или какой-либо записочки Гоголя у меня не могло остаться по той простой причине, что я никогда не получал от него таковых.

Вот и всё, что мог я по совести сообщить Вам о великом нашем писателе. Как видите, сам я лично, при всем искреннем желании моем, быть Вам полезным не могу, зато укажу Вам на такое лицо, которое вполне может сообщить Вам отыскиваемые Вами драгоценные для Вас сведения. Это лицо наш знаменитый, проживающий в Одессе, маститый ученик преосвященного Иннокентия, протоиерей Михаил Карпович Павловский, который, будучи духовником княгини Репниной и ее семьи, часто бывал в ее доме, и наверно также часто встречался там, а также у преосвященного Иннокентия, с Н.В. Гоголем. Он-то и может Вам сообщить нужный Вам материал для описания жизни Гоголя в Одессе.

С искреннейшим к Вам почтением имею честь быть Вашим

покорнейшим слугой Протоиерей Анатолий Корочанский17.

Письмо о. Анатолия Мацеевич сопроводил пояснением: «Примечание. Автор настоящего письма протоиерей Анат[олий] Корочанский служил в последнее время Настоятелем Уездного Собора в г. Николаеве, Херс[онской] г[убернии], — в каковом звании и скончался в 1899 г. — В конце 40[-х] годов прошлого века он приехал в Одессу из Харькова вместе с преосв[ященным] Иннокентием (служение святителя Иннокентия в Одессе, куда он был назначен на Херсонскую кафедру 24 февраля 1848 г., началось в день Святой Троицы 30 мая того же года. — И.В.) — и доканчивал учение в Одесской духовной семинарии. — Подробный некролог его напечатан в Херс[онских] Епар[хиальных] Ведомост[ях] 1899 [1900] г.18 — Настоящее письмо его показывает, что и вне Одес-

17 [Корочанский А.Ф., протоиерей; Мацеевич Л.С.]. Гоголь в Одессе. (Письмо [протоиерея А.Ф. Корочанского] к одному собирателю сведений о жизни Гоголя в Одессе [Л.С. Мацеевичу]). Сообщил Л.С. М[ацеевич] // Литературный вестник. 1903. Т. VI. Кн. 6. С. 122-124.

18 См.: «Волею Божиею скончались: [...] 19 ноября протоиерей Рождество-Богородицкого собора г. Николаева Анатолий Корочанский» (Сведения об умерших // Херсонские епархиальные ведомости. 1899. № 23, 1 дек. С. 327); «Почти полвека о. Анатолий прожил в сане священнослужителя, в том числе около 35 лет в г. Николаеве, скончавшись на 71 году» (Протоиерей Анатолий Корочанский, его кончина и погребение. (Некролог) // Прибавления к Херсонским епархиальным ведомостям. 1900. № 2, 15 янв. С. 49). См. также: Слова и речи, сказанные при погребении Протоиерея А. Корочанского // Там же. С. 56-66.

сы — [одесситам] не мешало справляться об Одесской жизни Гоголя... В письме этом немного черт указано из жизни Гоголя — но они очень интересны... Особенно занимает как указание о. Анатолия на место, где была домовая церковь княгини Репниной, куда ходил молиться Гоголь... Покойный о. протоиерей М.К. Павловский говорил нам (как и другие тоже), что эта церковь была на Садовой улице, в собственном доме княгини Варвары Алекс[еевны] Репниной... Это и действительно так, в этом нет ни малейшего сомнения. Но — может быть раньше, чем купить дом на Садовой ул[ице], — княгиня Репнина жила в доме Молодецкого — возле Сабанеева моста, — где и устроила, по своему обычаю, — домовую церковь. [...] Что [...] касается до домовой церкви княгини Репниной на Садовой ул[ице], — то мы уже достоверно знаем судьбу ее от самого ее бывшего настоятеля — протоиерея М.И. Диевского; подробно об этом мы расскажем когда-нибудь после... Теперь же скажем только, что во время бомбандирования [так в источинке] англичанами Одессы — накануне Пасхи 1854 г. — бомба упала на домовую церковь княгини Репниной, попала как раз в пономарню. Это очень напугало старуху-княгиню, и она скоро продала свой дом и вместе с дочерью своею Варварой Николаевной Репниной навсегда оставила Одессу и поселилась в Москве»19.

Дополнительные сведения о Гоголе и о священнике домовой церкви В.А. Репниной-Волконской Михаиле Ильиче Диевском (1825-1893), законоучителе Второй Одесской гимназии (впоследствии протоиерей), — и, в частности, о знакомстве Гоголя с помещиком Гадячского уезда Полтавской губернии Николаем Ивановичем Савичем (1809-1892), выпускником Харьковского университета 1827 г., осужденным в 1847 г. по делу сепаратистского Украино-славянского общества20 (организаторы называли свой кружок Обществом Святых Кирилла и Мефодия), — Мацеевич сообщил еще несколько месяцев спустя, в 1904 г.

В статье, посвященной Н.И. Савичу («последнему вольтерьянцу», призывавшему в 1846 г. к уничтожению в России «монархического правления»21), Мацеевич писал: «В первый раз я услышал о Савиче в 1885 г. от протоиерея Михаила Ильича Диевского ([род. в 1825 г.] ум. 16 июня 1893 г.) — его старинного приятеля. Протоиерей Диевский — уроженец Киевской губернии, магистр Киевской Академии 1851 г. — был добродушнейший и гостеприимнейший человек и щирый украинец. Хотя я и услышал о Савиче, но еще не имел повода предполагать в нем тождества с бывшим знакомцем Костомарова, Гулака и других киев-

19 [Корочанский А.Ф., протоиерей; Мацеевич Л.С.]. Гоголь в Одессе. С. 124.

20 О критическом отношении Гоголя к оппозиционным движениям см.: Виноградов И.А. Феномен западничества в славянофильстве: взгляд Гоголя // Литературный факт. 2019. № 12 (принято в печать).

21 Кирило-Мефодпвське товариство: В 3 т. Кшв, 1990. Т. 3. С. 59, 69.

лян и с участником роковых Кирилло-Мефодиевских разговоров... [...] В первый раз я увидел Н.И. Савича случайно 21 марта 1889 г. в одесской публичной библиотеке... [.] Савич был уже глубокий старик — среднего роста, плотный, с красноватым, несколько одутловатым лицом и большою окладистою бородою, но еще довольно бодрый и разговорчивый... В разговоре он между прочим упомянул, что он был в Киеве во время ареста Шевченка и что он вез в Париж поэму Шевченка "Кавказ" для передачи Адаму Мицкевичу и передал... Говорил также, что видел Гоголя в Одессе в 1850 г. на обеде у Александра Григорьевича Тройницкого, причем везде были расставлены сочинения Гоголя в разных переплетах — и на столе, и на шкафах — везде»22. (А.И. Маркевич, в свою очередь, сообщал, что, по воспоминаниям Гр.А. Тройницкого, Гоголь «бывал у отца его (брата Н.Г. Тройницкого) А.Г. Тройницкого и даже обедал у него; но других сведений о пребывании Гоголя в Одессе Гр.А. Тройниц-кий сообщить [.] не мог»23.)

Далее Мацеевич писал: «После этого свидания [...] я стал просить о. М.И. Диевского сходить со мною к Савичу. [...] Наконец о. Михаил Ильич повел меня к Савичу, жившему в собственном доме — на Наде-ждинской улице, против Сабанеева моста... Николай Иванович принял нас радушно — в своем кабинете, как был — в халате и с колпаком на голове... Стали говорить о сем, о том... Я стал заговаривать о лицах давно минувшего времени. Николай Иванович отвечал охотно. [...] Заговорили о Гоголе... Николай Иванович сказал, что он сам лично знал тех лиц в Полтавщине, с кого Гоголь нарисовал Чичикова, Коробочку и другие свои типы24... И стал называть по именам и фамилиям эти лица... Не могу вспомнить теперь этих имен. Помню только, что Чичиков — по его словам — это был предводитель дворянства в Полтавском уезде, скупал у разных помещиков мертвые души и заложил в Опекунский Совет... Коробочка — была в Зеньковском уезде, а также и в Миргород-

22 [Мацеевич Л.С.]. Николай Иванович Савич. (Прикосновенный к делу украинского Кирилло-Мефодиевского Общества — 1847 г.). Сообщил Л.М. // Киевская старина. 1904. Февр. С. 234-235.

23 Маркевич А.И. Гоголь в Одессе. С. 27.

24 В 1901 г. В.А. Чаговец свидетельствовал: «Многие боялись попасть в [...] чудную кунсткамеру Гоголевских типов, но лучшие экземпляры не избежали этой участи, и в произведениях Н[иколая] В[асильевича] в свое время можно было узнать много современников. Недаром Полтава так недружелюбно относилась к творцу Ревизора и Мертвых душ» (Виноградов И.А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: в 3 т. М., 2010. Т. 1. С. 222). См. также: Виноградов И.А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 1. С. 6 (письмо отца Гоголя, Василия Афанасьевича, к Д.П. Трощинскому); С. 346, 347, 361 (свидетельство В.А. Гиляровского); С. 406 (свидетельство Д.А. Пахомова); С. 499 (свидетельство А.С. Данилевского); С. 548 (свидетельство П.И. Мартоса) и др.

ском. Один — не помню какой — из героев Гоголя был мелкопоместный помещик в Гадячском уезде — имел 5 или 6 душ крестьян и назывался Войко... (Мне припоминается при этом, что писала дочь С.Т. Аксакова Вера Сергеевна к М.Г. Карташевской — в ноябре 1845 г.25: "малороссы вообще, особенно в Миргороде, терпеть не могут Гоголя за то, что он их вывел в смешном виде, и говорят, что Мертвые души написаны на них же; всегда выдумывают на него всевозможные сказки, так что бедную мать часто мучат...". (См. в Русском Архиве 1890 г. № 8: С.Т. Аксакова: "История моего знакомства с Гоголем" — стран[ица] 151).) И оживился Ник[олай] Ив[анович] Савич, вспоминая всю эту старину... Но тут произошло одно обстоятельство, которому причиною был я и которого доселе не могу простить себе... [...] Рассказы Савича о прототипах гоголевских героев так меня заинтересовали, что я непременно хотел заметить их имена и фамилии и для этого невольно вынул из бокового кармана бумагу и карандаш... [...] Когда увидел это Н.И. Савич, — сейчас же переменил тон: перестал вспоминать о старине и начал расспрашивать нас о разных текущих делах... Как я потом уже ни старался загладить в глазах его свой проступок, — ничего не помогло... Ни малейшего упрека не сделал мне Николай Иванович; но о старине своей рассказывать после этого решительно не хотел... Конечно, он догадался, что перед ним — не простой собеседник, а такой человек, который может впоследствии передать его рассказы и в печати... Очевидно, он думал, что я начну расспрашивать его об обстоятельствах его участия в Кирилло-Мефодиевском обществе, а также о подробностях вскоре последовавшего его ареста при возвращении его из Парижа в Россию — и проч. и проч. ... Очевидно, что это было больное место в его душе, которого он не хотел, кажется, поверять другим26... [...] ...Нужно было волей-неволей оставить почтенного старца в покое... Он радушно угостил нас чаем, и мы с Мих[аилом] И. Диевским попрощались с ним...»27

Свидетельство Н.И. Савича и письмо протоиерея Анатолия Корочанского представляют собой важные источники биографических сведений о Гоголе. В частности, именно из письма о. Анатолия мы узнаем о встречах Гоголя зимой 1850/51 г. в Одессе с одним из его давних знакомых, святителем Иннокентием, а также со священником Михаилом Ильичом

25 На самом деле письмо относится к 31 мая 1843 г. (см: Виноградов И.А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. С. 839).

26 При задержании в 1847 г. Н.И. Савич «в ужасе и как бы в беспамятстве» покушался на самоубийство (см.: Кирило-Мефодпвське товариство. Т. 3. С. 61-68, 77).

27 [Мацеевич Л.С.] Николай Иванович Савич. (Прикосновенный к делу украинского Кирилло-Мефодиевского Общества — 1847 г.). Сообщил Л.М. // Киевская старина. 1904. Февр. С. 235, 237-238.

Диевским, знакомым Савича. Оба источника пополняют сведения вышедшей недавно семитомной «Летописи жизни и творчества Н.В. Гоголя» (М.: ИМЛИ РАН, 2017-2018) и нуждаются во введении в научный оборот.

Литература

Виноградов И.А. Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: в 3 т. М., ИМЛИ, 2011-2013. Т. 1-3. 904 + 1032 + 1168 с.

Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). Научное издание. В 7 т. М.: ИМЛИ РАН, 2017. Т. 2: 1829-1836; Т. 6: 1848-1850; Т. 7: 1851-1852. 672 + 656 + 640 с.

Виноградов И.А. Феномен западничества в славянофильстве: взгляд Гоголя // Литературный факт. 2019. № 12 (в печати).

Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. (15 кн.) / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. XV. 624 с.

Кирило-Мефодйвське товариство: В 3 т. Кит: Наукова думка, 1990. Т. 3. 440 с.

[Корочанский А.Ф., протоиерей; Мацеевич Л.С.]. Гоголь в Одессе. (Письмо [протоиерея А.Ф. Корочанского] к одному собирателю сведений о жизни Гоголя в Одессе [Л.С. Мацеевичу]). Сообщил Л.С. М[ацеевич] // Литературный вестник. 1903. Т. VI. Кн. 6. С. 122-124.

[Мацеевич Л.С.] Николай Иванович Савич. (Прикосновенный к делу украинского Кирилло-Мефодиевского Общества — 1847 г.). Сообщил Л. М. // Киевская старина. 1904. Февраль. С. 229-238.

References

Vinogradov I.A. Gogol' v vospominaniiakh, dnevnikakh, perepiske sovremennikov. Polnyi sistematicheskii svod dokumental'nykh svidetel'stv [Gogol in contemporaries' memoirs, diaries and correspondence. Full systematic set of documentary evidence]. In 3 v. Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences Publ., 2011-2013, vol. 1-3. 904 + 1032 + 1168 p. (In Russ.)

Vinogradov I.A. Letopis' zhizni i tvorchestva N.V Gogolja (1809-1852). Nauchnoe izdanie. V 7 tomah [Chronicle of the life and work of N.V Gogol (1809-1852). Scientific publication. In 7 volumes]. Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences Publ., 2017, vol. 2: 1829-1836, vol. 6: 1848-1850, vol. 7: 1851-1852. 672 + 656 + 640 p. (In Russ.)

Vinogradov I.A. Fenomen zapadnichestva v slavjanofil'stve: vzgljad Gogolja [The phenomenon of Westernism in Slavophilism: the view of Gogol]. Literaturnyj fakt [Literary fact], 2019, no. 12 (in print). (In Russ.)

414

^HTEPATYPHHH ©AKT. 2019. № 1(11)

Gogol' N.V. Poln. sobr. soch. i pisem: V 17 t. (15 kn.) [Full collected works and letters in 17 vol. (15th book)], sost., podgot. tekstov i komment. I.A. Vinogradova, V.A. Voropaeva. M.; Kiev, Izd-vo Moskovskoi Patriarkhii Publ, 2009, vol. 15. 624 p. (In Russ.)

Kirilo-Mefoditvs'ke tovaristvo: V 3 tomah [Cyril-Methodius partnership: In 3 volumes]. Kii'v: Naukova dumka Publ., 1990, vol. 3. 440 p. (In Russ., in Ukrainian.)

Korochanskij A.F., archpriest; Maceevich L.S. Gogol' v Odesse. (Pis'mo k odnomu sobiratelju svedenij o zhizni Gogolja v Odesse) [Gogol in Odessa. (A letter to one collector of information about the life of Gogol in Odessa)]. Reported by L.S. M. Literaturnyj Vestnik [Literary Bulletin], 1903, vol. VI, book 6, pp. 122-124. (In Russ.)

Maceevich L.S. Nikolaj Ivanovich Savich. (Prikosnovennyj k delu ukrainskogo Kirillo-Mefodievskogo Obwestva — 1847 g.) [Nikolay Ivanovich Savich. (Involved in the case of the Ukrainian Cyril and Methodius Society — 1847).]. Reported by L.M Kievskaja Starina [Kievskaya Starina], 1904, February, pp. 229-238. (In Russ.)

N.V. Gogol in Odessa. Forgotten testimonies of his contemporaries (archpriest Anatoly Korochansky's letter and N.I. Savich's memoirs)

© 2019, Igor Vinogradov

Abstract: Two important sources of biographical information about Gogol are introduced for scientific use. Both documents has to do with Gogol's stay in Odessa in the winter of 1850-51, and were published in the beginning of the XXth century in periodicals by the historian L. S. Matseevich, but remained unnoticed by Gogol's biographers. The first one is archpriest Anatoly Fedorovich Korochansky's letter to Matseevich dated April 10, 1891. Rev. Anatoly Korochansky, a former psalmreader of Princess V.A. Repnina-Volkonskaya's home church, conveys a number of important details about Gogol's spiritual strivings and area of interests. Until now, this letter was known to Gogol's biographers only in from hearsay, and the author's name was distorted ("Karchevsky" instead of "Korochansky"). Biographical information about the author of the letter is given in he paper. Archpriest A.F. Korochansky's letter adds to the wide circle of Gogol's contacts in Odessa during the fall of 1850 — spring of 1851, two more people belonging to clergy - Gogol's old friend St. Innokenty (Borisov), Archbishop of Kherson and Tarvia, and Rev. Michael Dievsky, the priest (later Archpriest) of Princess Repnina-Volkonskaya's home church in Odessa. The second source of biographical information about Gogol that has to do with his stay in Odessa in 1850-51 is left by N.I. Savich, a graduate of Kharkov University, retired

lieutenant, involved in the case of the separatist Ukrainian-Slavic society. Savich's memories were recorded by Matseyevich in 1889. Being a friend of Rev. Michael Dievsky, Savich attended a dinner, given in honor of Gogol in 1850 by his Odessa admirers. A new evidence of the «Little Russian» (Ukrainian) sources of the images in the Dead Souls is given; an achetype of a character from the second volume of Dead Souls is discovered. The article replenishes recently published seven-volume Annals of N.V. GogolsLife and Work.

Keywords: Gogol, biography, creativity, memoirs, hermeneutics, spiritual heritage

Information about the author: Igor Vinogradov, Doctor Hab. of Philology, Chief Researcher, Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

E-mail: info@imli.ru

Citation: Vinogradov Igor. N.V. Gogol in Odessa. Forgotten testimonies of his contemporaries (archpriest Anatoly Korochansky's letter and N.I. Savich's memoirs). Literary fact, 2019, no. 1(11), pp. 403-415. (In Russ.)

DOI 10.22455/2541-8297-2019-11-403-415

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.