Научная статья на тему 'Н. П. Фомин – первый профессионал в истории русской народной музыкальной культуры'

Н. П. Фомин – первый профессионал в истории русской народной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великорусский оркестр / Н. П. Фомин / В. В. Андреев / С. И. Налимов / Санкт-Петербургская (Ленинградская) консерватория / инструментовка / композиция / Great Russian Orchestra / N. P. Fomin / V. V. Andreev / S. I. Nalimov / Saint-Petersburg (Leningrad) Conservatory / instrumentation / composition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

Великорусский оркестр – уникальное явление мировой музыкальной культуры, которое сформировалось в конце ХIХ в. и положило начало новому профессиональному этапу развития русской народной инструментальной культуры. Автором, руководителем и идейным вдохновителем этого проекта был Василий Васильевич Андреев, а реализация его стала возможной благодаря творческому союзу В. В. Андреева с выпускником Санкт-Петербургской консерватории, композитором, дирижером, преподавателем Николаем Петровичем Фоминым. Он смог реализовать идею Андреева о создании первого профессионального оркестра русских народных инструментов, стал его первым композитором и впоследствии заложил методические основы профессионального образования музыкантов-народников в Ленинградской консерватории. В 2024 г. исполняется 160 лет со дня рождения композитора, что является прекрасным поводом обращения к его творческой биографии, которая до сих пор подробно не изучалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay P. Fomin – the first professional in the history of Russian folk music culture

The Great Russian Orchestra is a unique phenomenon of world musical culture, which was formed at the end of the nineteenth century and marked the beginning of a new professional stage in the development of Russian folk instrumental culture. The author, leader and ideological inspirer of this project was Vasily Vasilyevich Andreev, and its implementation became possible thanks to the creative union of V. V. Andreev with a graduate of the St. Petersburg Conservatory – composer, conductor, teacher Nikolai Petrovich Fomin. He was able to realize Andreev’s idea of creating the first professional orchestra of Russian folk instruments, became his first composer and, subsequently, laid the methodological foundations for the professional education of folk musicians at the Leningrad Conservatory. In 2024, the 160th anniversary of the composer’s birth was celebrated, which is an excellent reason to turn to his creative biography, which has not yet been studied in detail.

Текст научной работы на тему «Н. П. Фомин – первый профессионал в истории русской народной музыкальной культуры»

УДК 785.1:78.031.4(=161.1)(091)

Е. М. Колесникова

Н. П. Фомин - первый профессионал в истории русской народной

музыкальной культуры

Великорусский оркестр - уникальное явление мировой музыкальной культуры, которое сформировалось в конце XIX в. и положило начало новому профессиональному этапу развития русской народной инструментальной культуры. Автором, руководителем и идейным вдохновителем этого проекта был Василий Васильевич Андреев, а реализация его стала возможной благодаря творческому союзу В. В. Андреева с выпускником Санкт-Петербургской консерватории, композитором, дирижером, преподавателем Николаем Петровичем Фоминым. Он смог реализовать идею Андреева о создании первого профессионального оркестра русских народных инструментов, стал его первым композитором и впоследствии заложил методические основы профессионального образования музыкантов-народников в Ленинградской консерватории. В 2024 г. исполняется 160 лет со дня рождения композитора, что является прекрасным поводом обращения к его творческой биографии, которая до сих пор подробно не изучалась.

Ключевые слова: Великорусский оркестр, Н. П. Фомин, В. В. Андреев, С. И. Налимов, Санкт-Петербургская (Ленинградская) консерватория, инструментовка, композиция

Elena M. Kolesnikova

Nikolay P. Fomin - the first professional in the history of Russian folk music culture

The Great Russian Orchestra is a unique phenomenon of world musical culture, which was formed at the end of the nineteenth century and marked the beginning of a new professional stage in the development of Russian folk instrumental culture. The author, leader and ideological inspirer of this project was Vasily Vasilyevich Andreev, and its implementation became possible thanks to the creative union of V. V. Andreev with a graduate of the St. Petersburg Conservatory - composer, conductor, teacher Nikolai Petrovich Fomin. He was able to realize Andreev's idea of creating the first professional orchestra of Russian folk instruments, became his first composer and, subsequently, laid the methodological foundations for the professional education of folk musicians at the Leningrad Conservatory. In 2024, the 160th anniversary of the composer's birth was celebrated, which is an excellent reason to turn to his creative biography, which has not yet been studied in detail.

Keywords: Great Russian Orchestra, N. P. Fomin, V. V. Andreev, S. I. Nalimov, Saint-Petersburg (Leningrad) Conservatory, instrumentation, composition DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-92-97

Современная история исполнительства на русских народных инструментах ведет свой отсчет от 20 марта 1888 г. - даты первого выступления Кружка любителей игры на балалайках под руководством Василия Васильевича Андреева (1861-1918). В первые годы своего существования это был оригинальный любительский коллектив с весьма ограниченным репертуаром. Но не прошло и десяти лет, как ансамбль был преобразован в первый профессиональный оркестр русских народных инструментов. Столь стремительное развитие стало возможным благодаря слаженной работе команды энтузиастов, которых собрал и объединил В. В. Андреев, и в первую очередь - Николаю Петровичу Фомину (1864-1943). На протяжении XX в. об Андрееве писали и говорили достаточно много, но деятельность его освещалась одно-

сторонне, в соответствии с идеологическими установками советского времени. А творческие биографии сподвижников и вовсе оказались вне поля зрения исследователей.

В конце ХХ - начале XXI в. появился ряд серьезных научных публикаций, в которых была представлена исторически достоверная картина создания первого русского национального оркестра, оценен вклад каждого участника этого масштабного проекта. Наиболее значительными работами последних десятилетий являются публикации В. И. Акуловича, Б. А. Тарасова, О. М. Шабуниной [1-3]. Наряду с изучением творческих биографий Андреева и сподвижников в этих работах утверждается мысль о том, что процесс создания и развития Великорусского оркестра был коллективным, и главным воплотителем идеи Андреева и его ближайшим соратником являлся Н. П. Фомин.

Они познакомились после одного из первых концертов Кружка любителей игры на балалайках в 1888 г. В. В. Андреев практически сразу понял, что нашел единомышленника и профессионала, который сможет реализовать его начинания. Своей матери Андреев говорил, что увидел в Н. П. Фомине редкостное сочетание таланта и знания [4]. Вскоре после знакомства Андреев предложил Фомину взять на себя музыкальное руководство кружком. Они прекрасно дополняли друг друга: энергичный, харизматичный, талантливый, настоящий предводитель, который воодушевлял всех своими идеями - Андреев; и скромный, деликатный, часто остававшийся в тени, но не менее увлеченный и, самое главное, высочайшего уровня профессионал - Фомин. Благодаря их слаженной творческой работе, прекрасному взаимопониманию и возник тот самый коллектив, который позже назовут «Русским чудом». Биографических очерков и статей об Андрееве написано достаточно много, а вот жизненный и творческий путь его ближайшего сподвижника пока изучен недостаточно. Год 160-летия со дня рождения Фомина является прекрасным поводом обратиться к опубликованным ранее работам, а также к архивным документам и на их основе создать биографическую статью о композиторе, дирижере, профессоре консерватории, одном из создателей Великорусского оркестра.

Н. П. Фомин родился в семье служащего Министерства финансов Петра Илларионовича Фомина и Марии Ивановны (урожд. Сиви-ковой) 2 (15) августа 1864 г. в д. 67 по набережной Екатерининского канала (ныне - канал Грибоедова). Кроме сына, у Фоминых было две дочери: Елизавета и Лидия. Петр Илларионович был большим любителем музыки, он, по словам сына, «играл недурно на рояле и скрипке и хорошо на гитаре» [5, л. 1]. Вечерами в доме Фоминых устраивались музыкальные встречи, постоянными участниками которых были большие приятели отца - певец О. А. Петров и скрипач Г. Венявский. Юный Николай эмоционально реагировал на музыку, а в три года уже и сам исполнял песни под аккомпанемент отца. Первая встреча мальчика с балалайкой произошла в возрасте шести лет и оставила глубокий след в душе будущего композитора. Услышав народный инструмент во дворе родительского дома в руках одного из работников, он страстно захотел научиться на нем играть. Мальчик стал просить отца подарить ему балалайку,

но тогда, в начале 1870-х гг., за 15 лет до появления на концертной эстраде В.В. Андреева, балалайка была не популярна. И родители на ближайшие именины решили подарить сыну скрипку. Так с семи лет начались регулярные занятия музыкой вначале с отцом, а затем с приглашенным преподавателем. Большое влияние на формирование и развитие таланта Фомина оказал его двоюродный брат Иван Осипович Рыбасов (1846-1877) - выпускник, а впоследствии преподаватель Санкт-Петербургской консерватории. И. О. Рыбосов вместе с сестрами Александрой и Надеждой - студентками консерватории - был постоянным участником музыкальных вечеров в доме Фоминых. Кроме того, Рыбасов часто приглашал брата на репетиции и спектакли в Александринский театр, где служил капельмейстером. На репетициях он усаживал Колю перед оркестром, чтоб тот мог изнутри наблюдать за игрой музыкантов, а также общаться с ними в перерывах. С десятилетнего возраста Фомин начинает занятия на рояле с Э. В. Захаревичем, бывшим преподавателем Варшавской консерватории.

Наставники отмечали прекрасные музыкальные способности Николая, а он, все более увлекаясь музыкой, понял, что хочет получить профессиональное музыкальное образование. Родители мечтали видеть сына юристом, но, видя его талант и целеустремленность в занятиях музыкой, оказали Николаю поддержку. Остается не совсем ясным факт обучения Н. П. Фомина в Санкт-Петербургском университете. В своих записках он не говорит об этом, нет упоминания о поступлении в университет и в биографии, составленной А. С. Илюхиным, однако в одном из последних писем Фомина к бывшему секретарю Великорусского оркестра Михаилу Петровичу Зарайскому есть строчки, где он вспоминает университетские лекции [6]. Возможно, что Фомин начинал учиться в университете, однако, ощущая призвание быть музыкантом и получив поддержку родителей, в 1883 г. стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. Его преподавателями по классу фортепиано был А. Д. Дубасов, затем - Ф. Ф. Штейн, а по классу гармонии - А. К. Лядов. Последний, ознакомившись с первыми композиторскими опытами Фомина, порекомендовал его в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову. Встав на путь классического музыкального образования, Фомин не утратил интереса к народной русской культуре, зерно которого было заложено еще в детстве. Он увлеченно занимался

изучением русских песен, записывал, анализировал и понял, что гармонизация песен во многих сборниках «сомнительного качества» [5, л. 10]. Фомин пришел к выводу, что русские песни, особенно протяжные, требуют особой гармонизации, которая «прямо напрашивается по ходу напева» [5, л. 10]. Первые серьезные композиторские работы Фомин писал в русском стиле и получил одобрение и высокую оценку своих преподавателей.

Любовь к национальной культуре привела Н. П. Фомина на концерт ансамбля балалаечников под управлением В. В. Андреева в зал Кредитного общества (ныне - пл. Островского, д. 7) 20 марта 1888 г. И эта новая встреча с балалайкой оказалась судьбоносной. На молодого музыканта произвели впечатление теплота и мягкость балалаечного тембра, прекрасная слаженность ансамбля, выразительность исполнения. Однако содержание музыкального материала показалось ученику Н. А. Римско-го-Корсакова слишком банальным, а гармонизация песен - примитивной. Уже после первого концерта Фомин загорелся идеей инструментовки и переложения народных песен для балалаечного ансамбля. После концерта Фомина представили Андрееву, и началось их общение, вначале эпизодическое, затем более тесное, в процессе которого выявилась общность интересов и устремлений, а идеи обрели конкретную форму. В 1889 г. Фомин по предложению Андреева стал музыкальным руководителем Кружка, и с этого времени начались их дружба и сотрудничество, которые продолжались без малого 30 лет.

Как любительский коллектив ансамбль свои возможности исчерпал, дальнейшее его развитие было возможно лишь в профессиональной сфере. Не сразу удалось внести изменения в работу Кружка. Многие участники первого состава не были готовы к переменам, но уверенность в правильности избранного пути В. В. Андреева убедила Н. П. Фомина продолжать реформы. По приглашению Николая Петровича в кружок вступили студенты консерватории. Он подготовил несколько качественных обработок и приступил к занятиям, результат которых «превзошел все ожидания как В. В. Андреева, так и участников нового состава» [4, л. 3]. Начался новый профессиональный этап в развитии русской народно-инструментальной культуры. Параллельно с реорганизацией кружка Фомин убедил и самого Андреева в необходимости расширения знаний по теории музыки и гармонии и начал заниматься с ним.

План реформы кружка у Н. П. Фомина сложился сразу, но изменения происходили постепенно на протяжении нескольких лет. На первом этапе Фомин ввел игру по нотам, готовил профессиональные аранжировки и разграничивал ансамблевые функции. Не сразу инструменты приобрели привычный нам вид, а потому их необходимо было привести к единому строю. Так, первую балалайку-секунду В. В. Андреев и Фомин сделали на основе одной из прим с большим чем у других корпусом путем подбора ей гитарных струн. И строй первой секунды был терцовый. Летом 1894 г. Фомин впервые приехал в имение Андреева Марьино, где в мастерской уже работал будущий «балалаечный Страдивари» Семен Иванович Налимов (1857-1916). Началась серьезная работа по усовершенствованию инструментов и созданию семейства балалаек с единым квартовым строем. В балалайку-секунду, изготовленную по чертежам Фомина, Андреев попросил врезать монограмму Николая Петровича. На этом инструменте Фомин играл в коллективе на протяжении нескольких лет.

В начале 90-х гг. XIX в. произошли и серьезные изменения в репертуарной политике коллектива. Появились новые обработки, в том числе и протяжных русских песен, а также переложения популярной классики. Руководители очень тщательно подходили к выбору музыкального материала для ансамбля, сообразуясь с возможностями коллектива. Однако реализовать идею передачи народного многоголосья посредством балалаечного ансамбля не удавалось ввиду отсутствия инструмента, который мог бы взять на себя основную мелодическую нагрузку. Появление в 1896 г. вятской находки навело руководителей на мысль, что на основе этого старинного образца можно создать новый инструмент, точнее, семейство инструментов, которых в коллективе остро не хватало. После консультации с профессором А. С. Фаминци-ным началась работа над реконструкцией домры. В своих воспоминаниях Н. П. Фомин подробно, со множеством технических деталей рассказал о процессе создания инструмента, что дает нам право считать автором современной домры именно Фомина. Он занимался разработкой параметров, изготовлением чертежей, установлением строя инструмента. Безусловно, процесс шел под наблюдением В. В. Андреева в его мастерской.

Первые домры в течение лета 1896 г. изготовил С. И. Налимов, в то время как ансамбль находился на гастролях в Нижнем

Новгороде. Во время выступлений на Нижегородской ярмарке возникла проблема, решение которой привело к новым качественным изменениям коллектива. Увеличившийся по составу кружок стал терять ритмическую устойчивость на выступлениях. Тогда участники ансамбля попросили Н. П. Фомина подирижировать на репетициях. Надо отметить, что, по воспоминаниям андреевцев, Фомин был хорошим дирижером. В консерватории он занимался дирижированием под руководством Антона Григорьевича Рубинштейна. В своих заметках Фомин вспоминает своего гениального учителя, пишет о том, сколько положительных изменений произошло в консерватории после того, как Рубинштейн стал директором. И в то же время отмечает, что заниматься у него было очень непросто. Рубинштейн был импульсивен, порой не сдержан, и после одного из занятий, на котором он сильно критиковал студента Фомина, тот решил, что продолжать занятия дирижированием не стоит. Рубинштейн ответил на это: «На Вас я трачу много сил и энергии, потому что Вы того стоите» [4, л. 3]. И занятия под руководством Рубинштейна продолжились вплоть до окончания Фоминым консерватории в 1891 г. Он имел и хорошую дирижерскую школу, и опыт работы с оркестрами - еще в студенческие годы руководил оркестрами в школе Даннемана и Кривоше-ина, затем в школе Рапгорфа. Это позволило ему не только наладить слаженную игру ансамбля, но и начать заниматься дирижированием с В. В. Андреевым, который мечтал выступить в новом качестве со своим увеличившемся в составе коллективом. И снова природные музыкальные способности, и артистизм Андреева в сочетании с профессионализмом Фомина дали великолепный результат. Дирижерский талант Андреева, о котором с восторгом отзывались многие современники, развивался и совершенствовался под чутким руководством Фомина.

Осенью 1896 г. были готовы и введены в состав коллектива малая, альтовая домры и трапециевидные гусли. Первыми исполнителями-домристами становятся Д. М. Пыжов (домра малая) и П. П. Каркин (домра альт), а в качестве исполнителя-гусляра В. В. Андреев пригласил Н. И. Привалова (1868-1928). После появления новых инструментов с ноября 1896 г. коллектив стал выступать в новом статусе с названием «Великорусский оркестр». Домры появлялись в составе по мере их из-

готовления С. И. Налимовым. Если в конце 1890-х гг. мы видим всего 5 исполнителей-домристов, то в 1900-х гг. это уже полноценная оркестровая группа. Позже Н. П. Фомин создал оркестровый вариант гуслей. Он спроектировал клавишный механизм, который был изготовлен мастером А. Г. Гергенсом и затем усовершенствован Налимовым. На это свое изобретение Фомин в 1914 г. получил авторское свидетельство. После того, как инструментальный состав оркестра был сформирован, нужно было расположить оркестровые группы на сцене, понять, какое количество инструментов необходимо для сбалансированного звучания, как будет выглядеть партитура народного оркестра, а также выработать стиль оркестрового письма и принципы инструментовки. В решении этих задач В. В. Андреев полностью полагался на профессионализм Фомина. Тщательно продуманная структура оркестра и форма записи партитур остались неизменной до сегодняшнего дня. Впоследствии партитура лишь дополнялась новыми группами (в частности группой баянов). Это говорит о том, что с воплощением андреевской идеи по созданию русского национального оркестра Фомин справился блестяще. Организационный период создания оркестра Андреев считал завершенным к 1900 г.

К началу ХХ в. сложилась и репертуарная политика коллектива. Появление развитой домровой группы позволило Н. П. Фомину реализовать давнюю мечту: передать протяжность русских песен инструментальными средствами. В период с 1897 по 1902 г. одна за другой появились его обработки, ставшие основой репертуара андреевского коллектива, а впоследствии и других оркестров. Фомин стал первым профессиональным композитором для оркестра русских народных инструментов. Его обработки сделаны в лучших традициях русской композиторской школы и с глубоким пониманием особенностей народного оркестра. Фомин выработал свой творческий метод и назвал его «строгим русским стилем». Особенностью его является чуткое, бережное отношение к народному мелосу и гармонизация, соответствующая стилистическим особенностям русской музыки. До сих пор обработки Фомина являются образцами инструментовки для народного оркестра. Кроме того, оркестр исполнял переложения классических произведений и сочинения В. В. Андреева и Фомина, написанные специально для Великорусского оркестра. Наряду с Фоминым оркестровки и переложе-

ния делали Ф. А. Ниман, В. Т. Насонов и др. Грамотный подход к подбору репертуара стал залогом успеха коллектива: гастрольные туры по России и за границей, участие в различных просветительских проектах, выступления перед членами царской семьи...

В начале XX в. Великорусский оркестр переживал творческий взлет. Кроме того, музыканты оркестра являлись преподавателями на различных курсах и организаторами оркестров в учебных заведениях и воинских частях. Высшим признанием на правительственном уровне стало присвоение оркестру в 1913 г. звания «Императорского». Художественный проект, аналогов которому не было в мире, оказался успешным благодаря грамотному руководству и творческой энергии В. В. Андреева, профессионализму и таланту Н. П. Фомина, а также слаженной работе команды музыкантов-энтузиастов.

В. В. Андреева и Н. П. Фомина связывали не только деловые, но и теплые дружеские отношения. Об этом можно судить по их переписке [7; 8]. После обсуждения творческих, финансовых и других насущных вопросов обязательно следовали вопросы о здоровье, семье, обязательно предавались приветы и поклоны близким. Надо отметить, что упоминания о первой жене Фомина, потомственной дворянке Александре Васильевне (урожд. Матлиной) и дочери Вере Николаевне можно найти только в переписке. В воспоминаниях, составленных в 1930-е гг., Фомин лишь вскользь упоминает о поездках с женой за границу. Учитывая политическую обстановку тех лет, лишний раз упоминать о родственниках дворянского происхождения было небезопасно. Последнее упоминание о дочери есть в письме к М. П. Зарайскому в 1942 г. [6]. Фомин пишет, что она была эвакуирована, и на тот момент жила и работала в Вологде. Больше никаких сведений о семье Фомина обнаружить пока не удалось.

После смерти В. В. Андреева Н. П. Фомин еще несколько лет сотрудничал с коллективом, но основной его деятельностью с 1918 г. стала педагогическая. Он преподавал фортепиано во втором музыкальном техникуме (ныне - музыкальное училище им. М. П. Мусоргского), заведовал музыкальными школами, хорами и оркестрами баз Балтийского флота, входил в комиссии по организации оркестров и являлся членом оргкомитетов смотров художественной самодеятельности. В 1929 г. Фомин начал преподавать на инструкторском отделении (ИНСО)

Ленинградской консерватории, которое был основано в 1925 г. Целью ИНСО была подготовка руководителей самодеятельных коллективов - хоров и оркестров. Разработкой учебных программ, планов, методических пособий для этого нового направления занимался сам Фомин1. Учебный план отделения включал основы игры на народных инструментах, курс специальной инструментовки для народного оркестра и дирижирования. Вместе с Фоминым с будущими руководителями народных оркестров работал Ф. А. Ниман.

Н. П. Фомин пользовался большим уважением коллег. В одном из поздравительных адресов от Союза композиторов его называют «Титаном музыкальной культуры, чьими усилиями создается музыкальный быт эпохи» [9, л. 2]. В 1938 г. Фомин был награжден Почетной грамотой Верховного Совета СССР, в 1939 г. ему присвоили звание профессора. После расформирования ИНСО Фомин еще два года преподавал на композиторском и дирижерском факультетах, но здоровье уже очень пожилого к тому времени музыканта пошатнулось, и в начале 1941 г. он был вынужден уйти в отпуск по состоянию здоровья. Тяжело больной композитор отказался эвакуироваться из Ленинграда вместе с преподавателями консерватории. Он пережил две блокадные зимы и умер 19 ноября 1943 г.

В последние годы жизни рядом с Н. П. Фоминым была его вторая жена Любовь Николаевна, сведений о которой тоже очень мало. Есть упоминания о ней в последних письмах Фомина, а также сохранилась часть ее переписки с М. П. Зарайским 1940-1950-х гг. В послевоенные годы именно благодаря деятельности Зарайского удалось увековечить в Ленинграде память В. В. Андреева и Фомина. Были приведены в порядок места захоронения Андреева на кладбище Александро-Невской Лавры и Фомина на Охтинском кладбище. На доме, где жил Андреев и проходили репетиции оркестра (наб. реки Мойки, д. 64), в 1956 г. была установлена мемориальная доска. Зарайский неоднократно обращался в различные инстанции с предложением установить мемориальную доску на доме по адресу ул. Марата, д. 80, где провел последние годы жизни Фомин, но эта идея не была реализована.

В 1950-1960-е гг. усилиями М. П. Зарай-

1 Часть материалов хранится в кабинете рукописей Российского института истории искусств.

ского, А. С. Илюхина, П. И. Алексеева и других «андреевцев» многое делалось для сохранения памяти о В. В. Андрееве и Н. П. Фомине. Были подготовлены радиопередачи, написаны статьи и заметки в газетах. Организовывались концерты, приуроченные к памятным датам основателей оркестра. Сохранились программы концертов памяти Н. П. Фомина от 19 ноября 1958 г. в Московском доме народного творчества и 10 декабря 1964 г. в ГМПИ им. Гнесиных. Концерты предварялись вступительными речами А. С. Илюхина и П. А. Оболенского. После ухода из жизни людей, лично знавших Андреева и Фомина, эта традиция прервалась, фигуры соратников Андреева отодвинулись на второй план на долгие десятилетия.

В XXI в. прерванные традиции начали возрождаться. Кроме научных публикаций, вернулся интерес и к творческому наследию Н. П. Фомина. Оркестрами Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Государственным академическим оркестром им. В. В. Андреева были подготовлены концертные программы к юбилейным датам. Значимым явился и факт присвоения в 2021 г. одному из молодых Санкт-Петербургских оркестров народных инструментов имени Н. П. Фомина. Для нынешнего поколения музыкантов-народников так же, как и для «андреевцев первого состава» неоспоримым является факт, что Великорусский оркестр возник в результате счастливого творческого содружества В. В. Андреева и Н. П. Фомина. Грандиозные замыслы Андреева были воплощены благодаря профессиональной работе Фомина, а Фомин в андреевском коллективе получил площадку для реализации творческих сил. Великорусский оркестр был своеобразной творческой лабораторией, руководители экспериментальным путем смогли найти самобытное звучание, оркестровый стиль, особую исполнительскую культуру. Продвигаясь по пути дальнейшего развития и усовершенствования русского национального оркестра, надо понимать, что многие современные тенденции имеют корни в творчестве первого музыкального руководителя Великорусского оркестра Николая Петровича Фомина. Важно в процессе поиска новых форм и звучаний не потерять своеобразие национального оркестра и сохранить лучшие традиции, заложенные его основателями Андреевым и Фоминым.

Список литературы

1. Акулович В. И., Брунцев В. А. Николай Иванович Привалов - подвижник народной музыки. Санкт-Петербург: Союз художников, 2017. 360 с.

2. Тарасов Б. А. Очерки по истории русского народного оркестра. Воспоминания. Москва: Про-бел-2000, 2018. 520 с.

3. Шабунина О. М. Василий Васильевич Андреев: концертная деятельность в контексте русской музыкальной эстрады конца XIX - начала ХХ века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Москва, 2019. 340 с.

4. Фомин Н. П. Записки о совместной деятельности с В. В. Андреевым. Воспоминания // Кабинет рукописей Российского института истории искусств. Ф. 27. Оп. 1, Ед. хр. 4. 4 л.

5. Фомин Н. П. Воспоминания о детстве, учении в Санкт-Петербургской консерватории, встречах с В. В. Андреевым // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2767. Оп. 1. Ед. хр. 802. 31 л.

6. Письма Фомина Н. П. Зарайскому М. П. // РГАЛИ. Ф. 2767. Оп. 1. Ед. хр. 804. 2 л.

7. Письма Андреева В. В. Фомину Н. П. // РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Ед. хр. 97. 23 л.

8. Письма Фомина Н. П. Андрееву В. В. // РГАЛИ. Ф. 695. Оп. 1. Ед. хр. 828. 8 л.

9. Материалы к биографии Н. П. Фомина // РГАЛИ. Ф. 2767. Оп. 1. Ед. хр. 805. 15 л.

References

1. Akulovich V. I., Bruntsev V. A. Nikolai Ivanovich Privalov is an ascetic of folk music. Saint-Petersburg: Union of Artists, 2017. 360 (in Russ.).

2. Tarasov B. A. Essays on the history of the Russian fol k orchestra. Memories. Moscow: Probel-2000, 2018. 520 (in Russ.).

3. Shabunina O. M. Vasily Vasilyevich Andreev: concert activity in the context of Russian musical variety of the late 19th and early 20th centuries: dis. on competition of sci. degree PhD in art history: 17.00.02. Moscow, 2019. 340 (in Russ.).

4. Fomin N. P. Notes on joint activity with V. V. Andreev. Memoirs. Manuscript Cabinet of the Russian Institute of Art History. F. 27. Op. 1. D. 4, 4 (in Russ.).

5. Fomin N. P. Memories of childhood, study at the St. Petersburg Conservatory, meetings with V. V. Andreev. Russian State Archive of Literature and Art (RGALI). F. 2767. Op. 1. D. 802, 31 (in Russ.).

6. Letters from Fomin N. P. to Zarayskiy M. P. RGALI. F. 2767. Op. 1. D. 804, 2 (in Russ.).

7. Letters from Andreev V. V. to Fomin N. P. RGALI. F. 695. Op. 1. D. 97, 23 (in Russ.).

8. Letters from Fomin N. P. to Andreev V. V. RGALI. F. 695. Op. 1. D. 828, 8 (in Russ.).

9. Materials to the biography of N. P. Fomin. RGALI. F. 2767. Op. 1. D. 805, 15 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.