политология
ББК 60.523+87.62
А.В. Головинов
Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о патриотизме как способе культурного и общественно-гражданского интегративного единства
Ключевые слова: сибирское областничество, патриотизм, гражданско-политическая активность, интеграция, культурная ценность, единство. Keywords: Yadrintsev, Potanin, patriotism, cultural, social and civil integrating unity, oblastniki.
В последние годы особую значимость для современного российского общества приобретают исследования специфики патриотизма. В настоящее время социокультурные и политические процессы развиваются в России в условиях перманентного системного кризиса и нестабильных общественных отношений. Чтобы преодолеть такое состояние, нужны мобилизация и консолидация социального потенциала всего народонаселения страны на основе четко сформулированных гуманистических ценностей и идеалов патриотизма. Патриотизм, будучи сложным социально-политическим явлением и нравственноэмоциональным регулятором поведения граждан, мог бы стать мощным интегрирующим фактором. Именно поэтому патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и сохранения целостности многонациональной страны. Хотя проблема патриотизма институционализируется на официальном государственном уровне, тем не менее она остается открытой, так как не учитываются фундаментально-теоретические основы и самосодер-жание такого чувства. Феномен патриотизма зачастую понимается односторонне. Он выражен в форме гражданственности либо определен в культурнодуховных основаниях. Было бы целесообразнее рассматривать его как фактор формирования единства гражданственности, т.е. целостно-политического и культурно-духовного пространства. Ключевым акцентом, позволяющим проецирование личностью социального, культурного и политического пространства, в этой связи должен стать учет местного (регионального) патриотического чувства как созидающего начала общерусского патриотизма. Поэтому для построения диалектической взаимосвязи культурных и гражданско-политических свойств патриотизма, при наличии регионального уровня патриотического воспитания, обращение к гуманистическому подходу философского наследия сибирского областничества представляет особый интерес.
Патриотическая идея в наследии идеологов сибирского областничества занимает одно из центральных мест. Однако стоит отметить отсутствие публикаций, в которых систематизируются представления о гене-
зисе феномена патриотизма и, собственно, о патриотическом идеале у основоположников демократического регионализма. Представляется, что идея патриотического воспитания прослеживается практически во всех работах областников. Аккумулируя данную проблематику, можно полагать, что Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин прочным способом общественной консолидации (в узком смысле региона, а в широком - всей страны) признавали формирование чувства регионального, а в месте с ним и общерусского патриотизма. Именно на этой основе возможна устойчивая форма политико-культурной интеграции. По мнению областников, без такой системы идейных ценностей, консолидирующей этнокультурное и политическое разнородное пространство России, культурная деградация населяющих его народов становится практически неизбежной.
Идеологи областничества прямо указывали на значимость местного регионального патриотического чувства как созидающей основы национального общерусского патриотизма. «Местный патриотизм, - пишет Г.Н. Потанин, - это великая культурная сила, если бы в каждой области образовался свой деятельный контингент патриотов, одушевленных желанием, чтобы его область была цветущей, сколько было бы сделано культурной работы. Если бы это случилось, лицо русской земли сделалось бы неузнаваемо. Нужно пробудить в провинции творческую деятельность и в науке, и в искусстве, и в законодательстве, напрасно не трепеща за судьбу России, в полной надежде на ее культурный расцвет и славное будущее, - снимем с нее пеленки, которые окутывают ее тело. Пусть в воздухе свободно расправятся члены этого тела. Пусть каждая область жжет свое солнце, и вся страна будет иллюминована» [1, с. 257].
Стоит отметить, что, несмотря на разнообразие проявления тех или иных тенденций, региональная общественная жизнь есть часть национальной жизни. Вместе с интересом к истории родного края проявляется интерес и к общечеловеческим ценностям, пробуждается общенациональный интерес. Жизнь и история любого локального социума неразрывно связаны с прошлым и настоящим всей страны. Н.М. Ядринце-вым и Г.Н. Потаниным пропагандировалась важность провинциального и областного возрождения как основа процветания страны. Позже эту взаимосвязь интересов России в целом и ее отдельных частей сибирские областники выражали известными словами
Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин о патриотизме.
о том, что любовь к Родине начинается с любви к своему краю. В областничестве определялась непреходящая сила и ценность регионоведения в сохранении и передаче культурного потенциала и духовного наследия. Философия областничества была всецело проникнута осознанием значимости региональных культурных ценностей, лежащих в основе патриотизма. Под культурной ценностью же понимается важнейший компонент человеческой культуры, совокупность общечеловеческих ценностей, в которых проявляется духовная сущность человека, создателя многоликих форм материальных ценностей культуры. По средствам такого аксиологического подхода областники видели создание целостной (как истинно народной) системы патриотизма, позволяющей формировать высокую общую культуру патриотических чувств на основе сознания исторически преемственных ценностей страны и своего края. В таком философско-культурологическом понимании региональной культуры и региональных ценностей в областничестве культура региона и местный патриотизм становятся интеграторами разнородных элементов, обеспечивая в рамках локальной территории возможность меж-культурного и межэтнического взаимодействия, реализуя на практике модель поликультурного интегративного единства.
В русле народнических убеждений сибирские областники главным фактом истории считали народ, личность. В этом смысле подлинными деятелями истории становятся именно патриоты. Человек, по мнению Н.М. Ядринцева, не способен творить великое без патриотизма. Патриотизм - это гражданская религия, говорящая чувству и вызывающая его, а чувства или страсти двигают событиями [2, с. 160]. Если исходить из таких воззрений, то патриотические чувства есть важнейший фактор генерирования гражданско-политической активности народа. Гражданские права и обязанности понимались областниками, как основа развития и личности, и общества, как способ агрегации сознания и социально-политического поведения в соответствии с позитивным вектором социокультурного развития. Сам феномен патриотизма, по областничеству, в этом случае становится своего рода конструктом, активно участвующим в создании социальной и политической действительности. «Мы должны признать, - оценивает ситуацию состояния гражданской активности в регионе Г.Н. Потанин, -что наша раса (т.е. русско-сибирский народ) далеко уступает в своей активности, нам не хватает гражданской смелости» [3, с. 4]. Поэтому патриотизм для Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина представляется одним из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социокультурных и политических взаимосвязей. Все это «по средствам» социально активной, смелой позиции граждан края, области, страны.
Теоретические построения сибирских областников, по нашему мнению, были направлены на поиск модели истинного патриотизма. Под влиянием народнических идей ими осуждался, например, «казенный» патриотизм. Истинный же патриотизм, с их точки зрения, выступает в единстве духовного освоения его субъектами истории и культуры своего народа и их активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем общества. Долг «истинного» патриота заключается в неподдельной любви и сопричастности к «жизни народной», по средствам изучения родины и пропаганды своих чувств и взглядов. Патриотизм как государственная державная идеология предстает для идеологов сибирского областничества в форме так называемого меркантильного патриотического чувства. Меркантильный патриотический идеал как система ценностей, насаждаемая «сверху», выражается в небескорыстных для государства «культуртрегерских» и ассимиляторских целях, без учета этнокультурных составляющих народно-областных начал. Государственный, или меркантильный, патриотизм, по мнению областников, реализуемый лишь в форме беспрекословной преданности верховной власти, не будучи исконно народным, оптимальным и гуманным средством интегративного единства поликультур-ного многонационального государства не является.
Считая патриотическое сознание наиболее адекватным способом создания устойчивого гражданского единства, основоположники движения сибирских областников в своей концепции пытались избежать таких его крайних форм, как национал-шовинизм. Этнографические и этнокультурные основания патриотических чувств для них были важным (побочным) средством, а не самоцелью. Г.Н. Потанин определяет: «Если мы пробежим ряды областей русского государства, в которых более-менее интенсивно выразилось местное чувство, то мы увидим что этнографические особенности выступают не везде одинаково выпукло. И что бывает, что область этнографически ни чем не отличается от господствующего великорусского племени, а местное чувство в ней достаточно интенсивно» [4, с. 110]. При этом идеологи демократического регионализма прекрасно понимали, что на формирование патриотического сознания и чувств большое влияние оказывают этнические общности. Их исторический опыт и традиции, а также характер и состояние межнациональных взаимоотношений оказывают заметное влияние на содержание и формы проявления патриотизма. Патриотизм на таких умеренных основаниях, ко всему прочему, есть средство солидарности с иными областями и другими этнокультурными системами. А это, в свою очередь, является глубоким условием интеграции в единое пространство разнородных элементов, при сохранении основ этнорегиональной самобытности.
Жизнеспособность интеграционного единения в наследии сибирского областничества, таким обра-
ПОЛИТОЛОГИЯ
зом, возможна посредством патриотического чувства как формы социокультурного, этнического и политического самосознания и самопознания. Гражданско-политическая целостность страны должна основываться не на мерах принуждения и административном ресурсе, а именно поддерживаться за счет общности культурных корней и ценностей входящих в нее наро-
дов. Разработанная «патриархами свободной Сибири»
Н.М. Ядринцевым и Г.Н. Потаниным, гуманистическая регионально-культурная концепция патриотизма выступает в единстве духовности, гражданственности и социокультурной активности личности, являясь прочным способом культурного и общественногражданского интегративного единства.
Библиографический список
1. Потанин, Г.Н. Речь на юбилее / Г.Н. Потанин // Литературное наследство Сибири. - Т. 7. - Новосибирск, 1986.
2. Ядринцев, Н.М. Письмо Г.Н. Потанину 17 декабря 1872 г. / Н.М. Ядринцев // Сибирские записки. - Красноярск, 1917.
3. Потанин, Г.Н. Современные неотложные задачи воспитания / Г.Н Потанин // Сибирская жизнь. - 1919. - 19 сент.
4. Потанин, Г.Н. Областническая тенденция в Сибири / Г.Н. Потанин // Сборник к 80-летию Г.Н. Потанина. - Томск, 1915.