Научная статья на тему 'Н. И. Брунов как предтеча "иконологии архитектуры"'

Н. И. Брунов как предтеча "иконологии архитектуры" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
689
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ИКОНОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА / ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / БРУНОВ Н.И

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седунова Т. В.

Автор стремится раскрыть методологический смысл многогранного творчества Н. И. Брунова (1898-1971). Будучи продолжателем (Н. П. Кондаков Д. В. Айналов), в советский период классической линии русского византиноведения, этот ученый стал выдающимся исследователем православной архитектуры. Автор подчеркивает, что Брунов Н. И., изучая памятники архитектуры в широком историко-культурологическом контексте, раскрывал их как воплощение духовных идей. Такой подход позиционировал его как предтечу "иконологии архитектуры" -нового направления в современном искусствоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brunov as a precursor of "iconology of architecture"

The author seeks to reveal the underlying concept of N.I. Brunov (1898-1971). This scientist was the outstanding investigator of Orthodox Architecture, who continued in the soviet period the line of Russian Classical Byzantinology (N. Kondakov D. Ainalov). Brunov examined the architectural forms as embodiment of spiritual ideas. This position made him the predecessor of "iconology of architecture" new trend in Arts.

Текст научной работы на тему «Н. И. Брунов как предтеча "иконологии архитектуры"»

Т. В. Седунова

Н. И. БРУНОВ КАК ПРЕДТЕЧА «ИКОНОЛОГИИ АРХИТЕКТУРЫ»

Работа предоставлена кафедрой теории и истории культуры

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Г. В. Скотникова

Автор стремится раскрыть методологический смысл многогранного творчества Н. И. Брунова (1898-1971). Будучи продолжателем (Н. П. Кондаков - Д. В. Айналов), в советский период классической линии русского византиноведения, этот ученый стал выдающимся исследователем православной архитектуры. Автор подчеркивает, что Брунов Н. И., изучая памятники архитектуры в широком историко-культурологическом контексте, раскрывал их как воплощение духовных идей. Такой подход позиционировал его как предтечу «иконологии архитектуры» -нового направления в современном искусствоведении.

The author seeks to reveal the underlying concept of N.I. Brunov (1898-1971). This scientist was the outstanding investigator of Orthodox Architecture, who continued in the soviet period the line of Russian Classical Byzantinology (N. Kondakov - D. Ainalov). Brunov examined the architectural forms as embodiment of spiritual ideas. This position made him the predecessor of «iconology of architecture» - new trend in Arts.

Авторы современных исследований храмовой архитектуры все более сосредотачивают свое внимание на «основном предмете» (Н. П. Кондаков) в истории христианского искусства - истории «сложения и развития храмовой идеи и способов ее выражения во внешней форме»1. При этом в методологии отчетливо проявляется духовно-культурологическая доминанта. Достаточно указать на такие сочинения как труд Ю. Р. Савельева «Византийский стиль» в архитектуре России второй половины XIX - начала XX в. (СПб., 2005), книга С. Я. Кузнецова «Православие и архитектура» (М., 2005), монография «Христианское зодчество. Новые материалы и наследования» (М.; Киев, 2004).

У истоков научного раскрытия смыслового содержания форм «монументального богословия»2 стоял выдающийся отечественный ученый Н. И. Брунов. Ключом к пониманию роли Брунова в развитии русской гуманитаристики может служить характеристика М. В. Алпатова: «...Н. И. Брунов представлял собой тип ученого, которого еще не было у нас. В старину пишущие об архитектуре ставили своей задачей рассмотрение планов, сводов, покрытий и арок, то есть чисто формальных особенностей архитектуры. Брунов в своих статьях связывал архитектуру с идеологическими формами в развитии общества»3, то есть рассматривал архитектуру как воплощение духовно-ценностного мира культуры конкретной эпохи. Традиция Брунова в советский период была сохранена и блестяще продолжена в трудах Г. К. Вагнера и А. И. Ко-меча.4 Вместе с тем фигура Н. И. Брунова, как представляется, не получила до настоящего времени должного освещения в истории отечественной гуманитарной мысли.

Имя Николая Ивановича Брунова (1898-1971) относится к тем именам, которые известны в настоящее время преимущественно специалистам, а между тем он мастер обобщающего очерка, синтеза, развернутого культуролого-искусствоведческого

полотна, могущего быть интересным широкому кругу читателей. Профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент и действительный член нескольких Академий, автор книг и статей, получивших всемирный резонанс, блестящий знаток византийского и древнерусского зодчества, архитектуры различных эпох и периодов, Брунов оставил неизученное до конца наследие, состоящее из более, чем ста публикаций и не меньшего числа неизданных материалов. Его статьи и научно-популярные книги востребованы до сих пор, а монументальный труд «Очерки по истории архитектуры» давно стал классикой и своего рода «архитектурной Библией», цитаты и ссылки на него постоянно встречаются у современных авторов.

Исследовательское внимание Н. И. Брунова было сосредоточено, прежде всего, на памятниках православной архитектуры. Главные его труды: «Византийская архитектура» (1937)5, «Архитектура Византии» (1966)6, «Храм Василия Блаженного. Покровский собор» (1970)7, неизданная монография о месте древнерусского зодчества во всемирной истории архитектуры8.

В творчестве Н. И. Брунова осуществилась органическая преемственность с классической русской наукой, линией развития русской византинистики. Ученый сознательно следовал тем принципам и методам, которые заложил мэтр византийского искусствоведения Н. П. Кондаков9. Уже к 1916 г. оказалась прочерчена строго методологическая линия в области истории искусства: Буслаев - Кондаков - Айналов -ученики и продолжатели. Ф. И. Буслаев заложил основу научного изучения древнерусской живописи. Становление школы изучения византийского искусства связано с именем Н. П. Кондакова. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории искусства и архитектуры Византии. Кондаковым были поставлены всеобъемлющие вопросы эволюции византийского зодчества. «Основной заслугой Д. В. Айна-

лова10, в истории византийского искусства является, - как писал Н. И. Брунов, - признание за его памятниками самостоятельной художественной ценности»11. Брунов принадлежал к поколению искусствоведов, сформулировавших многие, ставшие ныне хрестоматийными, выводы о глубокой оригинальности русского средневекового зодчества, сумевшего взрасти ярким цветком на плодородном стебле мировой цивилизации, поколению, пришедшему на смену архитекторам и значительно продвинувшему вперед разработку основных проблем истории древнерусского храмостро-ения. Н. И. Брунову был присущ масштабный историко-культурный кругозор, знание художественной жизни разных эпох и народов, плодотворное владение хорошо налаженным инструментом сравнительного анализа. Как исследователь, Н. И. Брунов никогда не замыкался на чисто европейской художественной культуре с ее греко-римскими истоками. Зодчество Византии, России, Китая, Месопотамии, Египта, Персии, Индии становилось предметом его исследования. Но важнейшим предметом его научных штудий, как уже отмечалось выше, была архитектура средневекового православного мира - Византии и Древней Руси.

Вокруг научного наследия Н. И. Брунова сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, признанный при жизни мэтр советской и мировой науки, с другой, ученый, богатый творческий потенциал исследований которого не получил долж-ного освоения и освещения в трудах отечественных историков гуманитарного знания. Показательно отсутствие специальных аналитических статей12 о его творчестве, скупые строки в энциклопедических словарях. Представляется, что эта ситуация есть, во многом, инерционное следствие сложившегося в советский период идеологизированного отношения к традиции отечественной византинистики вообще. В 1927 г. В. П. Бу-зескул писал С. А. Жебелеву: «Теперь о Ви-

зантии и византинистах говорить неудобно, .ведь говоря о Византии неизбежно упоминать о церкви, церковных спорах и т. д.»13. Обстановку в Советской России, начиная с 1920-х гг. никак нельзя назвать благоприятной для византийских штудий. Византийское и древнерусское художественное наследие после октября 1917 г. было «подвергнуто ложной идеологической дискриминации, значительному уничтожению. Эту судьбу в той или иной мере разделили все, кто занимался его изучени-ем и сохранением»14. Как пишет И. В. Кыз-ласова, в 1920-1930-е гг. развитие гуманитарного знания было резко и односторонне искажено насильственным насаждением марксизма, включавшего антирелигиозную пропаганду». Пресекся расцвет византинистики рубежа XIX-XX вв. Внутренние эвристические возможности «не могли быть реализованы во всей полноте в новых условиях»15.

Настороженное отношение к исследованию явлений православной культуры сохранялось по сути до конца XX в., продолжает сохраняться и сейчас (то в тлеющем, то в возгорающемся состоянии), ибо «атеизм и религиозный индифферентизм, бывший для русской интеллигенции уже начала XX в., по горькому замечанию С.Н. Булгакова, синонимом образования и просвещенности, сегодня в силу исторических причин стал первоосновой сознания и научной методологии »16.1

Тот факт, что Н. И. Брунов, подобно его современникам В. Н. Лазареву и М. В. Алпатову, оказался способным продолжить классическую традицию византийского искусствоведения, линию Буслаев - Кондаков - Айналов, свидетельствует о большом даровании и личной духовной силе ученого. Отметим, что в исследование пути русской византинистики XX в. к настоящему времени большой вклад внесли работы Г. И. Вздорнова, И. В. Кызласо-вой, И. П. Медведева, авторов трехтомни-ка, выпущенного издательством «Дмитрий

Буланин» - «Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге», «Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга», «Мир русской византинистики».

Нельзя не видеть, что творческий метод Н. И. Брунова дает импульс позволяющий выйти за пределы искусствоведения и предвосхищает создание нового иеротопическо-го17 подхода.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кондаков Н. П. Архитектурное путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1914. С. 143.

2 Термин введен в науку берлинским проф. О. Пипером («Введение в монументальное богосло-

вие» F. Piper. Einletung in die monumentele Theologie. Cotha. 1987.

3 Алпатов М. В. Воспоминания. М.: Искусство, 1996. С. 104.

4 См., например: Вагнер Г. К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. Т. 47. М., 1986; Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.

5 Труд переиздан в 2002 г. См. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М.: ЗАО Центро-полиграф. Т. 2. С. 410-523.

6 См. Всеобщая история архитектуры. М., 1966. Т. 3. С. 18-160.

7 Труд впервые увидел свет только в 1988 г., в год государственного празднования Тысячелетия Крещения Руси.

8 Алпатов М. В. Воспоминания. М.: Искусство, 1996. С. 106.

9 Савельев Ю. Р. Архитектура Византии в трудах Н. П. Кондакова // Мир Н. П. Кондакова. М.: Русский путь, 2004. С. 233.

10 Рекомендуя своих учеников Н. И. Брунов и М. В. Алпатова, В. К. Мальмберг писал: «За

отсутствием проф. Кондакова Вы являетесь самым крупным специалистом в этой области “истории византийского искусства”» // Архивы русских византинистов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 260.

11 Брунов Н. И. Памяти Д. В. Айналова (1862-1939) // Архитектура СССР., 1940. № 3. С. 66.

12 Статья ученика Брунова А. И. Комеча, ныне одного из видных отечественных исследователей византийской и древнерусской архитектуры, директор НИИ искусствознания в Москве, «Памяти Н. И. Брунова» имела характер некролога // Византийский временник. Т.34. М., 1973. С. 307-311.

13 Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге . СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 288.

14 Кызласова И. В. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси (19201930-е гг.). По материалам архивов. Автореферат на соиск. уч. степени д-ра исторических наук. СПб., 1999. С. 29.

15 Там же.

16 Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. Отношения, 2004. С. 6.

17 См. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.