Научная статья на тему 'Н. Хомский и врожденный характер базовых моделей языка'

Н. Хомский и врожденный характер базовых моделей языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
575
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. Хомский и врожденный характер базовых моделей языка»

Философские науки

123

24. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

26. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

27. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

Н. ХОМСКИЙ И ВРОЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР БАЗОВЫХ МОДЕЛЕЙ ЯЗЫКА

© Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Универсальная грамматика Н. Хомского - это теория начального когнитивного состояния, в то время как конкретная грамматика - теория конкретного стабильного состояния. Конкретные грамматики можно осмыслить как непосредственные реализации универсальной грамматики при определенном наборе значений параметров. Грамматика не зависит от конкретных значений, которые мы обычно передаем или ожидаем получить от других. В ней слова систематизированы в синтаксические группы, подобно более мелким веточкам, присоединенным к главной ветви. Синтаксической группе присвоено имя «ментальный символ», и маленькие синтаксические группы могут быть объединены в большие.

Ключевые слова: языковая способность, универсальная грамматика, язык, обучаемость языку, языковые модели.

Новым во «второй когнитивной революции» 1950-х гг. явилось то, что язык впервые стал изучаться с помощью формальных моделей, способных уловить отдельные фундаментальные факты, касающиеся человеческого языка. Другой важный момент связан с тем, что языковая способность также поддается изучению в рамках правил, задаваемых галилеевским стилем

* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

124 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

использования конечных средств для выражения неограниченного множества мыслей. При этом мозг должен содержать рецепт или программу, чтобы получать неограниченное число предложений из ограниченного числа слов. Под руководством Н. Хомского была разработана теория «ментальных грамматик», лежащая в основе знания человеком конкретного языка, и «универсальная грамматика», лежащая в основе каждой конкретной грамматики: когда люди усваивают грамматику, они запоминают не порядок слов, а то, какая часть речи следует за какой. Для предложений существует некая всеобъемлющая схема, или план, согласно которому каждое слово занимает определенное гнездо [Chomsky, 1968].

У детей сложно организованная грамматика развивается быстро и самопроизвольно, а когда дети вырастают, то адекватно воспринимают новые словесные конструкции, с которыми никогда раньше не сталкивались. Поэтому, утверждает Н. Хомский, дети с рождения должны нести в себе некую схему, общую для грамматик всех языков, Универсальную Грамматику, которая подсказывает им, как выделять синтаксические модели в речи родителей. В том, что касается изучения грамматики, ребенок скорее должен быть естествоиспытателем, пассивно наблюдающим чужую речь, чем экспериментатором, использующим раздражители и записывающим результаты. Чтобы начать говорить, дети не могут просто заниматься запоминанием, они должны «прыгнуть в дебри языка и начать делать обобщения, чтобы впоследствии продуцировать бесконечное число предложений» [Pinker, 2004: 23].

Когда дети овладевают тем или иным языком, им нет необходимости выучивать длинный список правил, потому что они родились со знанием сверхправил. Все, что им необходимо узнать - является ли параметр порядка слов в их родном языке с начальной позицией ведущего слова, как в английском, или с конечной, как в японском. А узнать они это могут, просто заметив, стоит ли глагол перед дополнением или после него в любом предложении родительской речи. Таким образом, ребенку сразу становятся доступны огромные части грамматики, как если бы ребенок просто взял и переключил рубильник в одну из двух возможных позиций. Если эта теория усвоения языка верна, она поможет разгадать загадку: как детская грамматика залпом превращается во взрослую за такой короткий промежуток времени. Дети не усваивают десятки сотен правил, они просто переключают несколько ментальных рубильников.

Интересно отметить, что как только от окружающих взрослых были усвоены детали местного языка, дальнейшая способность к обучению (помимо усвоения лексики) стала избыточной. Поэтому обучаемость языку может быть подобна другим биологическим функциям. Языковые мучения туристов и студентов могут быть платой за языковую гениальность, проявлен-

Философские науки

125

ную нами в детском возрасте, так же, как и дряхлость преклонных лет - это плата за бодрость в юные годы. Нормальное овладение языком гарантировано детям до шестилетнего возраста, и с этого момента оно все больше и больше ставится под угрозу до достижения ими пубертатного возраста, а потом редко имеет место. Вероятные причины этого - возрастные изменения в мозге, такие, как уменьшение уровня метаболизма и количества нейронов на протяжении младшего школьного возраста и достижение наименьшего количества синапсов и уровня метаболизма примерно в пубертатном возрасте [Pinker, 2004: 280].

Синтаксис сложно организован, но эта сложная организация имеет на то причину, поскольку наши мысли, несомненно, организованы еще сложнее, и в то же время мы ограничены речевым аппаратом, который позволяет произнести одномоментно только одно слово. Сложная организация мышления -не следствие обучения; возможность обучения есть следствие сложной организации мышления.

Безусловно, есть положения, с которыми никак нельзя согласиться [Лесина, 2007, 2008, 2009, 2010]. Так, например, Н. Хомский считает, что конкретный язык и языки вообще - это внечеловеческие сущности с замечательной способностью эволюионировать и адаптироваться по отношению к хозяевам - людям. То есть получается, что «дополнительная поддержка для усвоения языка сверх данных опыта заключена не в мозгу ребенка и не в мозгах родителей или учителей, но вне мозгов, в самом языке» [Chomsky, 1965]. Эти сущности пребывают не только вне человека, но как будто и вовсе за пределами биологического мира. Ло нашему глубокому убеждению, язык «живет» только в сознании индивида [Лесина, 2011, 2012, 2013, 2014]. Языки поэтому и исчезают, что не остается их носителей. Несомненно, языки мира эволюционируют спонтанно, путем естественного отбора, всплеска адаптаций, которые проходят вне человеческого мозга. Но никак нельзя согласиться с тем, что языки мира могут «спонтанно развиваться вне мозга и путем естественного отбора стать воплощением предрасположенностей детского сознания» [Лесина, 1998, 2003, 2005]. Представители функциональной лингвистики считают, что знание языка, которым располагают пользователи, скорее глубокое (избыточное) и максимально обобщенное, чем минимальное. Границы между концептуальным значением и энциклопедическим знанием имеют размытый характер.

Список литературы:

1. Лесина С.А. Лексический инвариант в семантической структуре слова: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / Санкт-Летер-бургский государственный педагогический университет. - Санкт-Летербург, 1998.

126 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

2. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: чб. матер. IV международной научной конференции. - Тамбов: ТГУ 2003. - С. 42-43.

3. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Санкт-Петербург, 2005.

4. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57.

5. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - 2005. - № 3 (10). - С. 358-362.

6. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2005. - № 2(40): февраль. -С. 57-64.

7. Песина С.А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы международной научнопрактической конференции. - СПб.: Бреста, 2005. - С. 209-211.

8. Песина С.А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской. Выпуск 4. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С. 113-115.

9. Песина С.А., Авраменко Ю.И. От интенсионала к лексическому прототипу // Лингвистическое образование: современные проблемы, пути их решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Магнитогорск: МаГУ 2007. - С. 108-112.

10. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7 (101): июль. - С. 178-180.

11. Песина С.А. Сознание и языковой организм // И вновь продолжается бой...: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

12. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат-лов / М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. -Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2010. - С. 121-123.

13. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте: монография / С.А. Песина. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2011.

14. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та.

Философские науки

127

Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ 2011. - Вып. 4 (88). -С. 12-16.

15. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. -

2011. - № 2 (4). - С. 122-131.

16. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ 2011. - Выпуск 57: Филология и искусствоведение, № 24 (239). - С. 43-45.

17. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота,

2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: сб. материалов V Международной научно-методической конференции. Т 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2013. - С. 33-39.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

20. Песина С.А. Язык как объект исследования феноменологов и когни-тивистов // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы межвузовской научной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 209-211.

21. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

22. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

23. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

24. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

26. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

128 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

27. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

28. Chomsky N. Aspects of Theory of Syntax / N. Chomsky. - Cambridge: MIT Press, 1965.

29. Chomsky N. Language and Mind / N. Chomsky. - New York: Harcourt, Brace & World, 1968.

30. Pinker S. The Language Instinct. How the Mind Creates Language / Harper Perennial, New York, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.