Научная статья на тему 'Н. Г. Гарин-Михайловский - инженер и писатель посвящается 120-летию Западно-Сибирской железной дороги'

Н. Г. Гарин-Михайловский - инженер и писатель посвящается 120-летию Западно-Сибирской железной дороги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1093
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ / ИЗЫСКАНИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / RAILWAY / ИНЖЕНЕР / AN ENGINEER / ПИСАТЕЛЬ / WRITER / КРИВОЩЁКОВО / БИОГРАФИЯ / N.G. GARIN-MIHAILOVSKIY / NOVEL / KRIVOSCHYOKOVO / SURVEY WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

В статье рассказывается о разносторонне одаренном человеке, инженере и писателе Н.Г. ГаринеМихайловском, всю свою жизнь посвятившем изыскательским работам и строительству железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали, одновременно занимавшемся литературным творчеством. Затрагивается тема 120-летнего юбилея Западно-Сибирской железной дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.G. GARIN-MIKHAILOVSKY - AN ENGINEER AND A WRITER(To the 120th anniversary of the West-Siberian Railway)

The article deals with the multi-talented man, an engineer and a writer N.G. Garin-Mihailovskiy. He dedicated his whole life to survey work and railway construction, including the Trans-Siberian Railway. At the same time, N.G. GarinMihailovskiy was engaged in writing. The author mentions the subject of the 120th anniversary of the West-Siberian railway.

Текст научной работы на тему «Н. Г. Гарин-Михайловский - инженер и писатель посвящается 120-летию Западно-Сибирской железной дороги»

Интеллектуальные ресурсы России

УДК 93/94.929 ГРНТИ 03.29

И. И. Резник

H. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ - ИНЖЕНЕР И ПИСАТЕЛЬ

Посвящается 120-летию Западно-Сибирской железной дороги

В статье рассказывается о разносторонне одаренном человеке, инженере и писателе Н.Г. Гарине-Михайловском, всю свою жизнь посвятившем изыскательским работам и строительству железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали, одновременно занимавшемся литературным творчеством. Затрагивается тема 120-летнего юбилея Западно-Сибирской железной дороги.

Ключевые слова Н.Г. Гарин-Михайловский, изыскания, железная дорога, инженер, писатель, Кривощё-ково, биография.

I. Reznik

N.G. GARIN-MIKHAILOVSKY - AN ENGINEER AND A WRITER

(To the 120th anniversary of the West-Siberian Railway)

The article deals with the multi-talented man, an engineer and a writer N.G. Garin-Mihailovskiy. He dedicated his whole life to survey work and railway construction, including the Trans-Siberian Railway. At the same time, N.G. Garin-Mihailovskiy was engaged in writing. The author mentions the subject of the 120th anniversary of the West-Siberian railway.

Keywords: N.G. Garin-Mihailovskiy, a railway, an engineer, a novel, Krivoschyokovo, survey work, a writer.

При рождении он получил фамилию Михайловский, при жизни к нему пришла слава как к писателю Н. Гарину, а сейчас он широко известен и как талантливый инженер - созидатель, новатор, участник строительства Великого Сибирского пути, и как замечательный русский просветитель - Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Железные дороги часто сравнивают с кровеносными сосудами государства, и чем они гуще, тем крепче и жизнеспособнее организм страны, ее экономика. В нынешнем году отмечает свой 120-летний юбилей ЗападноСибирская железная дорога, один из участков Транссибирской магистрали, история которой начинается еще в 90-е годы XIX века. Именно тогда возникла мысль о необходимости строительства железной дороги в Сибири, которая обеспечила бы более быстрое заселение этого края, разработку естественных богатств, развитие промышленности и торговли. Сейчас без © И.И. Резник, 2016

стальной магистрали невозможно представить себе огромное сибирское пространство, без нее невозможно развитие Сибири. ЗападноСибирская железная дорога построена в период 1892-1896 гг. и пролегает по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана.

Начальник дороги Анатолий Абрамович Регер в интервью, посвящённом славному юбилею дороги, отметил: «Основы развития сибирской магистрали заложили наши пред-

шественники, о которых мы не имеем права забывать». Он говорил о ветеранах, всю жизнь трудившихся на железнодорожном транспорте. Но ведь мы не имеем права забывать и о строителях великого сибирского пути. Н.Г. Гарин-Михайловский - один из них. 27 ноября (10 декабря) исполняется 110 лет со дня смерти этого необыкновенного разностороннего человека, которого по праву можно назвать писателем, эссеистом, инженером, железнодорожником, путешественником.

Родился Николай Георгиевич 8 (20) февраля 1852 г. в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Его крестным был царь Николай I. Отец, Георгий Антонович Михайловский, служил в уланах. Мать - Глафира Николаевна, урождённая Цветинович -из дворянской семьи сербского происхождения. Детские и отроческие годы Николая Георгиевича прошли в Одессе, где у отца был небольшой дом и недалеко от города - имение. Начальное образование, по традиции дворянских семей, мальчик получил дома под руководством матери, затем в одесской Ришельев-ской гимназии.

В 1871 году, после окончания гимназии, поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился лишь один год. Провалившись на экзамене по энциклопедии права, молодой человек решил, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом, о чем через много лет написал в своей автобиографической повести «Студенты», где герой говорит: «... чем быть плохим юристом, я лучше буду хорошим ремесленником: буду практиком этой жизни». Он бросил университет и в следующем году с блеском выдержал экзамен в Петербургский институт путей сообщения. В пору студенческой практики Михайловский ездил кочегаром на паровозе, строил дорогу из Молдавии в Болгарию. Получив диплом в 1878 году со званием «гражданского инженера путей сообщения, с правом производства

строительных работ», Николай Георгиевич по направлению уехал в Болгарию, строил порт и дороги. Весной 1879 года молодой инженер, не имевший практического опыта в железнодорожном строительстве, смог получить престижную работу на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги. Работа инженера-изыскателя захватила Михайловского, он быстро зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и начал продвигаться по службе.

Летом того же года, будучи по делам службы в Одессе, Михайловский познакомился с подругой своей сестры Нины, Надеждой Валериевной Чарыковой и вскоре женился на ней [4, с. 5].

Зимой 1879-1880 гг. Михайловский служил в Министерстве путей сообщения, но кабинетная работа была ему не по душе, он был практиком и творцом, первоклассным инженером, поэтому, уволившись из Министерства, строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги, работая в Батуме, Уфе, в Казанской, Вятской, Костромской, Волынской губерниях. «Большой патриот, Н.Г. Гарин-Михайловский мечтал о том времени, когда его Родина покроется сетью железных дорог, и не видел большего счастья, как работать во славу России и приносить «не воображаемую, а действительную пользу» [3, с. 10]. Среди своих коллег он выделялся исключительной честностью и болезненно воспринимал взяточничество. В конце 1882 года инженер Михайловский подал в отставку, по собственному объяснению, «за полною неспособностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, интересы государственные, с другой - личные хозяйские».

В 1883 году, купив имение Гундоровку в Самарской губернии, Николай Георгиевич поселился с женой в помещичьей усадьбе. Супруги Михайловские, имевшие к этому времени уже двух маленьких детей, провели здесь 2,5 года. Они надеялись поднять общий уровень культуры и благосостояние местных русских крестьян, научить их грамотно обрабатывать землю. Надежда

Валериевна лечила местных крестьян «разными общеупотребительными средствами» и устроила школу, где занималась сама со всеми мальчиками и девочками деревни [1, с. 18].

Вначале дела в имении Михайловских шли превосходно. Позже он писал о своем деревенском периоде: «Задавшись благими намерениями, я отправился в деревню хозяйничать, но потерпел фиаско. Несколько лет жизни, тяжёлый труд, дело, которое я горячо полюбил, десятки тысяч рублей, - всё это погибло, прахом пошло...» [6]. После конфликта, результатом которого стала серия поджогов, Михайловский лишился мельницы и молотилки, а затем и всего урожая. Почти разорившись, он решил оставить деревню и вернуться к инженерной деятельности.

В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казенных железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Михайловский вел изыскания на участке «Уфа - Златоуст», который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали. Заведуя изысканием и постройкой железнодорожной ветки от ст. Кротовка до г. Сергиевска, он отстранил подрядчиков, наживавших огромные барыши за счет грабежа казенных средств и эксплуатации рабочих, создал выборную администрацию [3, с. 11]. Потом, через несколько лет, уже на другой стройке, Николай Георгиевич «организовал первый в России товарищеский суд с участием рабочих и служащих, в том числе женщин, над инженером, принявшим за взятку гнилые шпалы» [3, с. 12]. В сентябре 1890 года, по завершении строительства участка «Уфа - Златоуст», Михайловский выступил с речью на торжествах, устроенных в Златоусте в честь прибытия первого поезда из Уфы. На этом его миссия была завершена, и он вернулся в свое самарское имение.

В феврале 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Сибирской железной дороги одновременно из Челябинска и Владивостока, удаленных друг от друга на 7 тысяч верст. «19 марта цесаревич Николай Александрович отвёз первую тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень в здание Владивостокского железнодорожного вокзала» [5, с. 10]. С запада дорогу начали строить через год. «Великий Сибирский путь тронулся на восток от

Челябинска 7 июля 1892 года. Тронулся довольно споро. Через два года первый поезд был в Омске, ещё через год - на станции Кри-вощёково перед Обью...» [5, с. 13].

К этому времени Михайловский вернулся к своей любимой работе инженера, и ему было поручено руководство пятой изыскательской партией на участке «Челябинск - Обь» Западно-Сибирской железной дороги. Все лето он провел на изысканиях, лишь ненадолго выезжая для обработки поисковых материалов в Челябинск, где размещалось управление Западно-Сибирской железной дороги и жила семья Николая Георгиевича. К этому времени относятся первые заметки Михайловского о проблемах развития железнодорожного дела, публиковавшиеся в провинциальной прессе.

Самым трудным на участке был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. Несмотря на суровый климат, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия скрупулезно прокладывала путь, выбрав наикратчайший, самый выгодный: там, где Обь текла меж скалистых берегов у села Кривощёково. «На 160-вёрстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен» [2, с. 333]. Михайловский поддержал предложение начальника отряда 5-й изыскательской партии Викентия

Ивановича Роецкого о строительстве железнодорожного моста именно в этом месте. При разработке «Кривощёковского варианта» Михайловский проявил большую мудрость и дальновидность, так как строительство моста через Обь в указанном месте у села Кривощё-ково сокращало его длину на 390 сажен, что позволило бы сэкономить только на его сооружении 3 млн рублей.

Однако проекты, содержащие очевидные преимущества и сулившие экономию средств, приходилось отстаивать, вступая в острые конфликты с инженерами-казнокрадами и заскорузлыми чиновниками. Так случилось и с проектом «на Кривощёково», встретившим ожесточённые протесты со стороны петербургских вельмож, начальника строительства дороги, томских и колыванских купцов, настаивавших на строительстве моста у Колывани с выходом магистрали на Томск. Такое удлинение моста значительно удорожало его строительство. Изыскания Михайловского доказали целесообразность обхода железнодорожной магистралью города Томска: «принимая во внимание транзитное значение Сибирской дороги, не было никаких оснований заставлять пробегать транзитные грузы лишних 120-150 верст» [2, с. 333]. Магистраль прошла в 85 километрах южнее Томска, с последующим строительством особой ветки на Томск от станции Тайга.

С большим трудом Николаю Георгиевичу удалось пробить бюрократию и волокиту, благодаря авторитетной помощи ученого А.П. Карпинского - руководителя геологического комитета по исследованию трассы Сибирской железной дороги, сумевшего убедить министра финансов С.Ю. Витте в преимуществах представленного Михайловским варианта. В свою очередь, С.Ю. Витте на заседаниях Комитета министров Российской империи 28 апреля и 5 мая 1892 года удалось убедить других министров и Александра III в целесообразности строительства моста через Обь в районе села Кривощёково. 8 мая 1892 года мостовой переход через Обь, предложенный Н.Г. Михайловским, был утвержден. Весной 1893 года сюда из Колывани прибыл конный поезд инженера Г.М. Будагова, назначенного начальником строительства моста, и отряд мостостроителей.

Вскоре на берегу Оби возник поселок мостостроителей, который стал быстро расти,

так как строительство моста через Обь требовало множества рабочих рук. В дальнейшем он получил название «Новониколаевский» (в честь царя Николая II), а в 1903 году стал городом Ново-Николаевском (с 1926 года -Новосибирск).

Через несколько лет, снова оказавшись в Сибири, Николай Георгиевич увидел в вагонное окно картину, о которой написал: «Изменение первоначального проекта - моя заслуга, и я с удовольствием смотрю на то, как разросся на той стороне бывший в 1891 году поселок, называвшийся Новая деревня. Теперь это уже целый городок.» [3, с. 14].

Из таких художественных зарисовок, яркого и сочного изложения непосредственных впечатлений из окружающей автора жизни, нередко с публицистическими отступлениями, складывались очерки Н.Г. Михайловского, составившие значительную часть его литературного наследия. И хотя бесконечные разъезды, изыскания, экспедиции оставляли мало времени для литературного творчества, Николай Георгиевич старался посвятить ему любую свободную минуту, часто писал в дороге, урывками, «на облучке»: в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы. Однако именно тесная связь с жизнью питала творчество Михайловского, наполненное искренним оптимизмом, придавая ему неповторимое своеобразие.

Первые произведения Н.Г. Гарина-Михайловского были опубликованы в 1892 году. Повесть «Детство Тёмы», подписанная псевдонимом «Н. Гарин» (от имени сына Георгия, которого в семье звали Гаря) была очень благожелательно встречена и читателями, и критикой. Автор сразу выдвинулся в первый ряд писателей своего времени, позже он создал продолжение в трех частях: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», причем над четвертой повестью этого цикла («Инженеры») Михайловский работал до конца своих дней. Не меньший успех имела книга очерков «Несколько лет в деревне», печатавшаяся с марта 1892 года из номера в номер в журнале «Русская мысль». Свои впечатления от времени, проведенном в деревне, писатель также изложил в произведениях «Деревенские панорамы», «Очерки провинциальной жизни». Кроме того, Н.Г. Михайловский публиковал свои инженерные размышления о строительстве железных дорог в газетах.

В 1897 году Михайловский задумал совершить «для отдохновения» кругосветное путешествие, однако получил от Петербургского географического общества предложение присоединиться к северокорейской экспедиции, которая имела своей главной задачей исследование сухопутных и водных путей сообщения вдоль северной границы Кореи и далее, по восточному побережью. Николай Георгиевич согласился принять участие в экспедиции, которая стала для него составной частью кругосветного путешествия. Писатель много ездил по Дальнему Востоку, после чего появились его описания «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Он пересек на поезде весь Североамериканский континент, затем через Атлантический океан отправился в Англию. Много повидав, Н.Г. Михайловский стремился домой, в Россию.

Научные результаты своих наблюдений и исследований в Корее и Маньчжурии, давших ценные географические сведения о малоизведанных территориях, Михайловский опубликовал в специальных изданиях: «Отчёты членов осенней экспедиции 1898 года в Северной Корее» (1898) и в «Трудах осенней экспедиции 1898 года» (1901). Кроме того, на основе дневниковых записей была написана целая книга о путешествии, которая публиковалась первоначально в виде отдельных очерков под общим названием «Карандашом с натуры» в девяти номерах научно-популярного журнала «Мир Божий» за 1899 год. За время путешествия Михайловским было записано до 100 корейских сказок, но одна тетрадь с записями была потеряна в пути, поэтому число сказок сократилось до 64. Впервые они были изданы в 1903 году. Записи Михайловского оказались самым значительным вкладом в корейскую фольклористику. Сделавшись известным в столичном обществе не только как литератор, но и

как путешественник, Михайловский получил приглашение в царский дворец. Последовала встреча с царской семьей.

Весной 1903 года изыскательная партия, возглавляемая Н. Г. Михайловским, прибыла в Кастрополь, где в течение восьми месяцев проводились изыскательские работы по строительству южнобережной электрической железной дороги «Ялта - Севастополь».

В сентябре 1906 года, вернувшись уже из Маньчжурии, Михайловский обосновался в Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А. В. Луначарским. Он все время находился в движении, это была его стихия. «Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича» [3, с. 15]. Он и умер «на ходу» скоропостижно, от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки» 10 (27) декабря 1906 г.

В этой личности всё было незаурядным: внешний облик, дела, мысли. Приемный сын Николая Георгиевича, геолог Б.К. Терлецкий писал о нем: «Передо мной вырастает стройная фигура юноши, со смуглым лицом, с седыми волосами, с юношески светлыми глазами. Вы не верите, что ему 50 лет. Вы не скажете, что это стареющий человек. Такие горячие глаза, такое подвижное лицо, такая приветливая улыбка могут быть только у юноши» [3, с. 5]. Особенностью творческой личности было сочетание высокого строя души с деловитостью и хозяйским отношением к делу. Существует легенда, что на одном из участков строительства железной дороги Гарин-Михайловский потратил день на размышления над проблемой: как обогнуть крупный холм или утес, выбрав для этого наиболее короткую траекторию. Когда выбор был сделан и его спросили,

чем он обусловлен, Гарин-Михайловский ответил, что весь день наблюдал за птицами -вернее, за тем, какой дорогой они облетали холм. Он посчитал, что они летят более коротким путем, экономя усилия, и решил воспользоваться их маршрутом. Впоследствии точные расчеты, основанные на космической съемке, показали, что решение Гарина-Михайловского, принятое по наблюдению за птицами, было верным.

Могила Н.Г. Гарина-Михайловского находится на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. Новосибирцы увековечили память о талантливом инженере и писателе, присвоив его имя площади у железнодорожного вокзала, станции Новосибирско-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гарин-Михайловский Н. Г. Несколько лет в деревне // Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3. М. 1957.

2. Гарин-Михайловский Н.Г. В сутолоке провинциальной жизни // Собр. соч. в пяти томах. Т. 4. М. 1957.

3. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Музей истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск: Внешторгиздат, 1992.

4. Муратов А. «Он был поэтом труда...» // Гарин-Михайловский Н.Г. Избранные произведения. Л., 1986.

5. Распутин В.Г. Транссиб / Магистраль. 1896-2006. Начальники железных дорог Западной Сибири: исторические очерки. Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2006. 640 с.

6. http://rusbook.com.ua/russian_classic/garin-mihaylovskiy_ng/neskolko_let_v_derevne.3897.

Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, член Союза писателей России, член Творческого союза художников России, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения, учёный секретарь ОмРО ПАНИ; e-mail: [email protected]

го метрополитена, школе и одной из городских библиотек. В марте 2013 года в поселке Сургут Сергиевского района Самарской области была открыта мемориальная доска в честь Николая Георгиевича, основателя этого поселения. На трассе Ялта - Севастополь на скале установлен мемориальный знак в память о работе Гарина-Михайловского в Крыму.

Когда в музей Омского государственного университета путей сообщения приходят студенты, и я провожу экскурсию, знакомя их с историей вуза, неразделимой с историей Великого сибирского пути, мне всегда хочется рассказывать о его выдающихся самоотверженных строителях и о самом незаурядном среди них - Н. Г. Гарине-Михайловском.

REFERENCES

1. Garin-Mihaylovskiy N. G. Several years in the village//Collected works in five volumes. T. 3. M of 1957.

2. Garin-Mihaylovskiy N.G. In the turmoil of provincial life//Collected works in five volumes. T. 4. M of 1957.

3. Museum of history of West Siberian Railway. Brochure "Garin-Mikhaylovsky Nikolay Georgiyevich". Novosibirsk: Vneshtorgizdat, 1992.

4. Muratov A. "He was a poet of labour ..."//Garin-Mihaylovskiy N.G. Selected works. L., 1986.

5. Rasputin V.G. Trans-Siberian Railway / highway. 1896-2006. Chiefs of the Western Siberia railroads: Historical sketches. Novosibirsk: IDES "Historical heritage of Siberia", 2006. 640 p.

6. http://rusbook.com.ua/russian_classic/garin-mihaylovskiy_ng/neskolko_let_v_derevne.3897.

Reznik Irina Ivanovna - Candidate of Philosophical Sciences, Member of the Russian Writers' Union, Member of the Russian Artists' Creative Union, Head of Omsk State Railway University Museum, Scientific Secretary of OmRO of Petrovskaya of Sciences and Arts Academy; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.