политики взаимодействия с Академией наук, с федеральными и муниципальными органами власти, политики, способствующей гармоничному развитию научных направлений, учитывающей особенности макроэкономики региона. В рамках отдельно взятого региона невозможно,да и не нужно, иметь научных специалистов "на все случаи жизни": Президиум Омского научного центра СО РАН может, при возникновении такого "случая" инициировать и организационно обеспечить корпоративный подход путем вовлечеия в работу над проблемой специалистов из других регионов -Новосибирска, Томска, Иркутска, Красноярска - через структуру Сибирского отделения РАН.
Ред.: Это к тому говорится, что у некоторых вузовских работников имеется определенное скептическое отношение к Научному центру в Омске. Что вы намерены делать, чтобы больше вовлекать людей в его деятельность? Есть такой определяющий орган в других областях Российской Федерации, как Дом ученых Научного центра. V нас такого дома нет. Что вы намерены предпринять в этом плане, чтобы создавать базу для этого?
-В задачу Омского научного центра входит создание ряда структур, которые будут интересны и полезны широкому обществу. Так, в настоящее время на базе ОГОНБ им. A.C. Пушкина идет процесс создания Центральной научной библиотеки Омского научного центра СО РАН. Создание этой важнейшей структуры, способствующей развитию науки и образования, стало возможным благодаря неоценимому содействию этому директора ОГОНБ им. A.C. Пушкина Раисы Николаевны Царевой. Центральная библиотека ОНЦ СО РАН позволит использовать огромный информационный потенциал и информационные возможности институтов Сибирского отделения РАН и ГПНТБ СО РАН для представления его научной общественности г. Омска, а в будущем и других городов Омской области, имеющих научно-образовательную компоненту (прежде всего г. Тара). Сейчас президиум Сибирского отделения РАН вкладывает достаточно большие средства для оборудования этой библиотеки и формирования ее фондов. К Новому году надеемся ее открыть. Все юридические документы будут готовы.
Второе - по Дому ученых. Большинство Научных центров СО РАН имеют собственные Дома ученых. Это важнейшая организационная структура в деле пропаганды науки и образования. Такие Дома ученых уже имеются в новосибирском, томском, иркутском, красноярском НЦ.
Их существование направлено на координацию деятельности научной и культурной общественности в деле развития региона, создание условий для научных, междисциплинарных, деловых и личных контактов ученых и интеллигенции, на просветительскую работу среди населения, организацию клубной работы, а также, что особенно важно для выявления и подготовки научного потенциала будущего, - школьных научных олимпиад.
Вопрос создания Дома ученых при Омском НЦ находится сейчас в стадии рассмотрения вариантов. С 1991 г. в Омске функционирует Омский дом ученых (ОДУ), имеющий статус общественной организации.
По ряду обстоятельств, которые я здесь затрагивать не буду, изменение юридического статуса ОДУ и вхождение его в структуру Омского НЦ способствовало бы ускорению решения вопроса создания Дома ученых ОНЦ СО РАН. Определенные согласованные между руководством ОДУ и ОНЦ действия уже предпринимаются.
Ключевым вопросом здесь является помещение. Традиционно Дома ученых Научных центров располагаются в отдельно стоящих зданиях и,как правило, в старинных особняках. Этот вопрос сейчас решается с органами государственной власти области.
Третья задача - два института Омского НЦ не имеют собственных площадей и в настоящее время располагаются на площадях ОмГУ. Это сдерживает их гармоничное сбалансированное развитие. Недавно нам удалось получить в результате длительных переписок старинное здание на проспекте Маркса, 15, являющееся памятником архитектурыдля размещения там учреждений ОНЦ СО РАН.
Его ремонт, реконструкция и реставрация потребуют значительные средства, и мы рассчитываем здесь на действенную помощь как города, так и области, поскольку, возродясь, это здание придаст не только новый импульс развитию науки в регионе , но и украсит своим фасадом центр и одну из главных улиц города.
Ред.: Что бы вы хотели пожелать ученым?
Прежде всего здоровья, больших творческих успехов и счастья в личной жизни. Перед ученым на первом месте стоит его работа. Это известно. Поэтому я хотел бы пожелать, чтобы и идеи не кончались, и чтобы была возможность их реализовывать. А еще, чтобы граждане и власти г. Омска и Омской области видели в ученых прежде всего силу, без которой нет научно-технического прогресса. Ведь самым рентабельным видом человеческой деятельности является интеллектуальный труд, без которого нет прогрессивного движения от настоящего в будущее.
Научные Соколы
H.A. ЖУКОВ - УЧЕНЫЙ ( И ПЕДАГОГ_ _
Доктор медицинских наук, профессор 7"" ' - пР°Д°лжатель тех знаний и подходов,
Николай Александрович Жуков - автор " > 'которые дали его учителя. Но создать
свыше 300 статей и 5 монографий. Под его , / ■■ слаженный, сплоченный и такой большой
руководством подготовлено более 50 '| ' "'научный коллектив, который имеет
диссертационных работ, в том числе по ^^ ' ■■ весомые научные и практические
вопросам гастроэнтерологии — 33 (17-по "',7'' Т^^Ш '''' Д°стижения'пеРеДатънакопленныезнанИЙ
хроническому панкреатиту), по вопросам к Щ Ч ^ и опыт и научить добывать новые - вот в
пульмонологии - 10, по вторичным V; , V'/' чем заслУга Н А-жУК0ва-
иммунодефицитным состояниям-4. И все ?}yf- ' 1 ,", Преодолевая нахлынувшую робость
же, несмотря на эти солидные цифры, -^Ш^ЯШ^ <чт0 же 33 человек за этой дверью с
Николая Александровича, как, впрочем, и §ЁЯ«И& ^ ¡^ШШЖ табличкой «Профессор»?), вхожу и застаю
многих заслуженных ученых, нельзя в полной ИМИМН^ЖД^ИИ! Николая Александровича озабоченным,
мере назвать основателем научной школы. Решает, прочесть ли запланированную
Связано это с тем, что, скорее, он j^HHHHM^^^HHjj лекцию группе студентов, часть из которых
в предпраздничный день просит разрешения разъехаться по домам, либо провести раэбор истории болезни, чтобы не ущемить право на знания вынужденных отсутствовать. Небольшая деталь сразу высвечивает отношение к преподаванию и значение, которое профессор придает обучению студентов. Ни одного слова впустую, ни одного проведенного без пользы часа.
Знакомство состоялось, и Николай Александрович вдруг неожиданно предлагает не записывать его собственный рассказ о себе, считая это нескромным, а предлагает прочесть книгу, выпущенную в серии «Ученые Омской медицинской академии». В этой славной традиции увековечить имена заслуженных преподавателей академии заложено важное обстоятельство: действительно, оценка вклада в становление родного вуза, в науку твоими коллегами более весома. И я решила, привести читателям «ОНВ» фрагменты книги А.Л. Иванова «Профессор H.A. Жуков» (Омск: ОГМА, 1999. - 52 с.)1. Полнее и точнее, чем соратники, объединенные общим делом, не расскажешь.
(От редакции Г.И. Евсеева)
... После тяжелого ранения разведчик Николай Жуков очутился в далеком тыловом госпитале в Ташкенте. Именно в период лечения пришло желание стать врачом. Проработав после окончания Ярославского медицинского института в селе в течение трех лет, выдержал высокий конкурс (семь человек на место) в аспирантуру 2-го Московского медицинского института. Научный руководитель - Алексей Алексеевич Шелагуров -блестящий терапевт.
Кандидатская диссертация на тему «Функциональное состояние поджелудочной железы при гипертонической болезни» была выполнена аспирантом Жуковым досрочно, за два года. И успешно защищена в 1955 г. Молодой ученый был оставлен на кафедре A.A. Шелагурова ассистентом. Казалось, что дальнейшая судьба решена: московская прописка, престижный институт, особое отношение шефа. Алексей Алексеевич не скрывал своих симпатий к талантливому ассистенту и имел на него свои долгосрочные планы.
Но жизнь распорядилась иначе... Появились два интересных для него предложения: работа на кафедре терапии в Минском медицинском институте и аналогичная деятельность в Омске. Сибирь оказалась притягательнее, чем столица Белоруссии.
С 1956 года Николай Александрович связал свою судьбу с Омским медицинским институтом. Вторым учителем для Николая Александровича стал заведующий кафедрой терапии Моисей Эммануилович Винников. Под его руководством развивались педагогические навыки, оттачивалась культура мышления и научного поиска. Этому также способствовало постоянное общение с учеными медицинского института, в кругу которых оказался Николай Александрович и которые удивительно быстро признали его своим. Здесь были профессора P.M. Ахрем-Ахремович, В.П. Бисярина, Г.А. Пандиков, Н.И. Савченко, И.С. Новицкий, К.С. Бульбаков, A.B. Гиллерсон, М.С. Рабинович, В.П. Говоров... Впоследствии профессор Жуков с полным основанием личного опыта будет напутствовать своих учеников: «Профессиональное, интеллектуальное, нравственное общение интеллигентов, объединенное общим делом, и есть главная школа для ученого. А школа - это все!»
В 1965 году Николай Александрович защищает докторскую диссертацию «Возрастные, функциональные и морфологические особенности поджелудочной железы
и их клиническое значение», которая явилась итогом многолетних наблюдений, поисков, оригинальных исследований. Медицинская общественность оценила эту работу как крупный вклад в отечественную и мировую панкреатологию. Тридцатавосьмилетний профессор стал известным в научном мире. Заслуженная слава клинициста пришла еще раньше и крепла с каждым годом. Больные всегда знали, что консультация Жукова - это окончательный диагноз, а его рекомендации - оптимальный путь к выздоровлению. Коллеги-терапевты, объясняя феномен быстрого выздоровления пациентов Николая Александровича, частенько говорят: «Больные верят в Жукова, как в Бога». Ну что же. Как говорится, дай бог каждому врачу, чтобы на него так работал авторитет!
К Николаю Александровичу потянулась молодежь, ищущая высот профессионального и научного мастерства. Поступить в ординатуру, а тем более в аспирантуру к профессору Жукову стало мечтой для многих молодых врачей. Полная гарантия успеха! Хотя сам Николай Александрович всегда дает только гарантии напряженной работы, поисков и творчества. И откровенно не любит длительных разглагольствований вокруг вопроса о диссертабельности той или иной темы, столь принятых в научных кругах. Для профессора Жукова вопрос темы исследования всегда формулируется так: есть проблема, интересная для науки и важная для клинической практики; увлекает - бери, исследуй; будет трудно - всегда помогу. При выполнении научной работы профессор Жуков решающее значение придает методической стороне, которая определяет и формирует мышление исследователя. При этом Николай Александрович подчеркивает, что науку волнует не только результат, а то, каким образом его получили. Профессор часто цитирует слова одного из героев Л.Н. Толстого:«.. .а не то дорого знать, что Земля круглая, а то дорого знать, как люди дошли до того». И ученики Николая Александровича, кто раньше, кто позже, по достоинству оценивают подход шефа к формированию будущего ученого, клинициста. Это всегда стратегия, а не сиюминутные тактические шаги. Поэтому воспитанники профессора Жукова быстро достигают профессиональных высот, становятся классными клиницистами, доцентами, профессорами, возглавляют кафедры, занимают руководящие посты в здравоохранении.
Коллеги избрали профессора Жукова председателем областного общества терапевтов (сегодня это областная ассоциация терапевтов), членом правления Российского общества гастроэнтерологов. Под руководством Николая Александровича выходят в свет сборники научных работ, монографии, изданы учебники, которые стали настольными книгами для студентов и молодых специалистов.
Когда пришлось осваивать новую базу кафедры в областной больнице, Николай Александрович со свойственным ему упорством настоял, чтобы терапия была представлена со всеми основными отделениями, включая гематологию. Это и в интересах больных, и в интересах студентов. Выпускающая терапевтическая кафедра должна быть полнокровной во всех отношениях. Профессор Жуков не привык стыдиться за своих выпускников. И к чести профессора и коллектива кафедры, стыдиться не приходится. Наоборот, именно благодаря успешной деятельности питомцев кафедры впервые заговорили об омской терапевтической школе, которую отличает глубокое научное мышление, выраженная клиническая направленность и безупречное деонтологическое воспитание. И во главе школы стоит
1 А.Л. Иванов - канд. филос. наук, доцент, заведующий кафедрой философии ОГМА
отличник здравоохранения, заслуженный деятель науки России, почетный профессор Омской медицинской академии Николай Александрович Жуков - фронтовик, кавалер боевых орденов и медалей, а также ордена Трудового Красного Знамени...
Для педагога нет ничего приятнее наблюдать, как из студента формируется врач, как поначалу свято верящий в авторитеты и со всем согласный аспирант начинает думать самостоятельно, проявлять творческие
способности. Обучая молодежь, педагог сам учится и растет в этом процессе. Особенно процесс обучения плодотворен, когда собирается коллектив творчески мыслящих единомышленников и есть руководитель -генератор идей. Вот тогда возникает школа. Образование медицинских школ в России -это давняя традиция. Именно воспитанники медицинских школ всегда составляли основную массу высокообразованных русских врачей -гордость мировой медицины.
ДОКТОР ШЛЫЧКОВ РАЗВИВАЕТ ОДНО ИЗ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ_
НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЕЩЕ СО ВРЕМЕН М.Э. ВИННИКОВА РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ ПРОБЛЕМА АССОЦИИРОВАННОГО ОПИСТОРХОЗА (Т.Е. О ПОРАЖЕНИИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ВНЕ ЗОНЫ ОБИТАНИЯ ОПИСТОРХЕСОВ). ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРОФЕССОРА H.A. ЖУКОВА ВЫПОЛНЕН ЦЕЛЫЙ РЯД ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ, ЗАТРАГИВАВШИХ ПРОБЛЕМЫ ПОРАЖЕНИЯ ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА, ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ, ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ПРИ ОПИСТОРХОЗЕ. СРЕДИ ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ШЛ ЫЧКОВ АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, НЫНЕ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ И СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ ЦЕНТРА ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ.
Приобщение к науке начинается со студенческой скамьи. Мои первые опыты и первые публикации в студенчестве были посвящены проблемам распознавания описторхоза. После окончания института в клинической ординатуре я занимался совершенно конкретной работой, а в аспирантуре М.Э. Винников предложил мне отойти от этой темы, так как появилась новая проблема - применение стероидных гормонов при лечении заболеваний внутренних органов. Тема моей кандидатской диссертации посвящена применению этих гормонов при лечении гепатитов -острых и хронических заболеваний печени. Я пришел на кафедру после завершения кандидатской диссертации. Николай Александрович Жуков в этот период возглавил кафедру.
В дальнейшем я опять перешел к проблеме описторхоза, продолжая развивать идеи профессора Винникова о влиянии описторхозов на сенсибилизацию, которую вызывают эти паразиты у человека. Оказалось, что при этом изменяются многие возможности ответной реакции организма на всякое воздействие, в том числе и на существующие другие болезненные процессы. Моя докторская диссертация была посвящена как раз этому влиянию паразитарной инвазии на течение заболеваний внутренних органов. Я заинтересовался вопросом: «Что может быть общего между описторхозом, возбудитель которого плоские черви, живущие в печени, и изменениями в работе других органов?» Мои первые публикации касались именно этой проблемы. Она в то время вызвала Удивление: какие могут быть изменения в легких при описторхозе? Оказалось, что очень большие и существенные. Теперь это направление общепринято. Этим продолжают заниматься и на кафедре, в частности
на кафедре госпитальной терапии. Многие сотрудники профессора Жукова выполняли кандидатские диссертации по проблемам влияния паразитарной инвазии на заболевания кишечника, желудка и легких.
Основное направление моей научной карьеры - это изменение патологии внутренних органов, клинический патоморфоз при этом заболевании. А описторхоз у нас очень распространен, потому что Обь-Иртышский бассейн является самым крупным в мире очагом описторхоза. Сейчас по этой проблеме ведется очень много работ. Это и наши коллеги в Томске, Новосибирске, есть работы и за рубежом. Мне довелось участвовать в Международной конференции под названием «Человек и судно», которая проводилась в Риге в 1996 г. Многие продолжают мои труды и в Омске, и за его пределами - в Тюмени, Барнауле, Новосибирске, Томске, а диссертантов немного. Совсем недавно у меня появились аспиранты. Одного я уже подготовил, и еще 3 человека продолжают работать над кандидатскими диссертациями.
Иртышская центральная бассейновая клиническая больница обслуживает территорию от южных фаниц нашей Федерации до Обской губы (Карское море). К сожалению, очень многие речники (по наблюдениям это 2/3 речников относительно молодого возраста) болеют описторхозом, а что касается тех, кто работает на реке десятки лет, все заражены, и таких больных лечить очень трудно даже разработанным новым препаратом. Наиболее эффективно применять т.н. базисную терапию в клинических условиях, т.к. применение одного лишь препарата не столь эффективно. Результаты наших исследований широко применяются на практике.