Научная статья на тему 'Н.А. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ: КОРОТКИЙ ПУТЬ ОТ ЛИБЕРАЛА-РЕФОРМАТОРА ДО РЕВОЛЮЦИОНЕРА-РАДИКАЛА В «ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»'

Н.А. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ: КОРОТКИЙ ПУТЬ ОТ ЛИБЕРАЛА-РЕФОРМАТОРА ДО РЕВОЛЮЦИОНЕРА-РАДИКАЛА В «ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.А. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ / А.И. ГЕРЦЕН / АЛЕКСАНДР II / КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА / РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-РАДИКАЛЫ / КАЛУЖСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОМИТЕТ / «НОВЫЕ ЛЮДИ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цой Игорь Александрович

Дана интерпретация взглядов Н.А. Серно-Соловьевича на реформаторский процесс в России в конце 1850-х гг., его идей о подготовке крестьянской реформы, прослежена эволюция его социальных взглядов. В работах историков преимущественно изучена его революционная деятельность в организации «Земля и воля», недостаточно исследованы мотивы его участия в подготовке крестьянской реформы, а затем отказ от этой деятельности. Новизна исследования заключается в анализе идейно-ценностных и социально-политических причин эволюции воззрения Н.А. Серно-Соловьевича на протяжении четырех лет (1857-1860 гг.), когда он работал в различных комитетах по подготовке крестьянской реформы, а затем оставил службу и выбрал революционный путь деятельности. Основными источниками исследования являются публицистические статьи и письма Н.А. Серно-Соловьевича, позволяющие определить ценностные установки их автора, черты его культурной памяти, восприятие интересов разных социальных сил. Тема изучается в контексте социально-деятельностного подхода, персональной истории, анализируются эволюция взглядов и смена ориентиров деятельности под влиянием социальной практики Серно-Соловьевича. Исследование позволило прийти к выводу, что вторая половина 1850-х гг. была особым временем в истории России, когда политика правительства дала надежду либерально настроенным юношам на участие в преобразованиях в интересах всех социальных групп. Доказывается, что Серно-Соловьевич до 1860-1861 гг. был либералом по взглядам, убежденным в возможности согласовать интересы разных сил на основе идей свободы, равноправия, справедливости. Взаимодействие либералов на практике с консерваторами убедило первых, что повлиять на убежденных плантаторов принять во внимание интересы народа сложно. Серно-Соловьевич не был удовлетворен проектом крестьянской реформы. Он сам определил дилемму - либо согласиться с умеренными реформами, либо побудить крестьян на вооруженную борьбу. Он осознанно покинул правовое пространство своей жизни, недооценив возможности влияния на власть, свое участие в отстаивании либеральных начал крестьянской реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.A. SERNO-SOLOVYEVICH: A SHORT WAY FROM THE LIBERAL REFORMER TO THE REVOLUTIONARY RADICAL IN THE «ERA OF GREAT REFORMS»

The paper gives an interpretation of N.A. Serno-Solovievich’s views on the reform process in Russia at the end of the 1850s and his ideas of the preparation of the peasant reform, and traces the evolution of his social views. The works of historians mainly study his revolutionary activities in the organization «Land and Freedom», they do not sufficiently investigate the motives of his participation in the preparation of the peasant reform and the rejection of this activity. The novelty of the research lies in the analysis of the ideological and value-based, social and political reasons for the evolution of N.A. Serno-Solovievich’s views for four years (1857-1860), when he worked in various committees for the preparation of the peasant reform, and then left the service and chose the revolutionary path of activity. The main sources of the research are N.A. Serno-Solovievich’s publicistic articles and letters. They make it possible to determine the value attitudes of their author, the features of his cultural memory and his perception of the interests of different social forces. The topic is studied in the context of the social-activity approach, personal history. The evolution of views and the change in the orientation of activities under the influence of the social practice of Serno-Solovievich are analyzed. The study led to the conclusion that the second half of the 1850s was a special time in the history of Russia when government policy gave hope to liberal-minded youths to participate in transformations for the benefit of all social groups. It is proved that Serno-Solovievich before 1860-1861 was known for his liberal opinions and believed in the possibility of harmonizing the interests of different forces on the basis of the ideas of freedom, equality and justice. The interaction of liberals in practice with conservatives convinced the former that it was difficult to influence committed planters to take into account the interests of the people. Serno-Solovievich was not satisfied with the peasant reform project. He himself defined the dilemma - either to agree to moderate reforms, or to induce the peasants to begin armed struggle. He deliberately left the legal space of his life, underestimating the possibilities of influencing the government and his participation in upholding the liberal principles of the peasant reform.

Текст научной работы на тему «Н.А. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ: КОРОТКИЙ ПУТЬ ОТ ЛИБЕРАЛА-РЕФОРМАТОРА ДО РЕВОЛЮЦИОНЕРА-РАДИКАЛА В «ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»»

DOI: 10.47026/1810-1909-2022-2-131-140

УДК 94(47) ББК Ц64(3)

И.А. ЦОЙ

Н.А. СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ: КОРОТКИЙ ПУТЬ ОТ ЛИБЕРАЛА-РЕФОРМАТОРА ДО РЕВОЛЮЦИОНЕРА-РАДИКАЛА В «ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»

Ключевые слова: Н.А. Серно-Соловьевич, А.И. Герцен, Александр II, крестьянская реформа, революционеры-радикалы, Калужский губернский комитет, «новые люди».

Дана интерпретация взглядов Н.А. Серно-Соловьевича на реформаторский процесс в России в конце 1850-х гг., его идей о подготовке крестьянской реформы, прослежена эволюция его социальных взглядов. В работах историков преимущественно изучена его революционная деятельность в организации «(Земля и воля», недостаточно исследованы мотивы его участия в подготовке крестьянской реформы, а затем отказ от этой деятельности. Новизна исследования заключается в анализе идейно-ценностных и социально-политических причин эволюции воззрения Н.А. Серно-Соловьевича на протяжении четырех лет (1857-1860 гг.), когда он работал в различных комитетах по подготовке крестьянской реформы, а затем оставил службу и выбрал революционный путь деятельности. Основными источниками исследования являются публицистические статьи и письма Н.А. Серно-Соловьевича, позволяющие определить ценностные установки их автора, черты его культурной памяти, восприятие интересов разных социальных сил. Тема изучается в контексте социально-деятельностного подхода, персональной истории, анализируются эволюция взглядов и смена ориентиров деятельности под влиянием социальной практики Серно-Соловьевича. Исследование позволило прийти к выводу, что вторая половина 1850-х гг. была особым временем в истории России, когда политика правительства дала надежду либерально настроенным юношам на участие в преобразованиях в интересах всех социальных групп. Доказывается, что Серно-Соловьевич до 1860-1861 гг. был либералом по взглядам, убежденным в возможности согласовать интересы разных сил на основе идей свободы, равноправия, справедливости. Взаимодействие либералов на практике с консерваторами убедило первых, что повлиять на убежденных плантаторов принять во внимание интересы народа сложно. Серно-Соловьевич не был удовлетворен проектом крестьянской реформы. Он сам определил дилемму - либо согласиться с умеренными реформами, либо побудить крестьян на вооруженную борьбу. Он осознанно покинул правовое пространство своей жизни, недооценив возможности влияния на власть, свое участие в отстаивании либеральных начал крестьянской реформы.

Вторая половина пятидесятых годов XIX в. в России явилась временем ожидания либерально настроенной молодежью широких преобразований, «блестящих надежд и розовых упований» [8. С. 21]. Гуманно развитые и образованные молодые люди, вступившие на самостоятельный жизненный путь во второй половине 1850-х гг., верили, что перемены будут стремительными, проведены в обстановке максимальной гласности и справедливости, их результаты принесут обществу долгожданную свободу и равноправие. Им был присущ оптимизм, они полагали, что высшая власть готова учитывать интересы народа. Они воспринимали себя как «новых людей», способных посвятить свою жизнь преобразованиям на основе гуманных идей. Ряд представителей просвещенных юношей по велению сердца и разума приняли участие в работе комитетов, комиссий по подготовке проектов преобразований. Спустя всего несколько лет некоторые из них, включая Н.А. Серно-Соловьевича, будут разочарованы неспособностью правительства, с их точки зрения, провести реформы в интересах народа.

В отечественной исторической науке дискутируется проблема временной и причинной составляющих коренного поворота недавних сторонников преобразований к сопротивлению власти. Историки связывают данный поворот с репрессивными действиями правительства и разочарованием условиями освобождения крестьян, подавлением их выступлений, польским восстанием 18631864 гг. [3, 6, 7, 10, 18]. Проблему популярности революционных идей в среде молодежи в 1860-е гг., по мнению современного учёного А.А. Ширинянца, следует рассматривать в плоскости соответствия ожиданий реальному положению дел: «Психология нетерпения - все или ничего - основание политической культуры интеллигента-радикала» [19. С. 34].

В либеральной историографии дореволюционного периода сформировалось представление о Серно-Соловьевиче сначала как о стороннике реформ, в начале шестидесятых годов - как о деятельном противнике самодержавия [8, 9]. М.К. Лемке привел в своей работе тексты статей Серно-Соловьевича, а А.А. Корнилов отметил либеральный образ мыслей начинающего юриста. Введение в научный оборот работ Серно-Соловьевича было важно для последующей их интерпретации, но углубленного их анализа не последовало. Советские историки эту характеристику Серно-Соловьевича считали ошибочной. Они акцентировали внимание на его взаимоотношениях с революционерами в начале 1860-х гг. [1, 18] Только И.Б. Володарский отметил, что Серно-Соловьевич был «в плену либеральных воззрений» во время подготовки крестьянской реформы, но их анализа не дал [3. С. 26]. В современной историографии преобладает взгляд на Н.А. Серно-Соловьевича как выдающего революционера и интеллектуала, чье наследие представляет интерес для науки [2, 5]. В статье Л.Ю. Гусмана доказывается конституционализм взглядов Серно-Соловьевича в конце 1850-х гг. Но все же историк оценивает его как революционера [5]. С.С. Бразевич считает, что публицистические статьи Серно-Соловьевича конца 1850 - начала 1860-х гг. решали задачу идеологического осмысления революционной деятельности в России [2. С. 60]. Полагаем, следует более основательно проанализировать идейные позиции Серно-Соловьевича в 1857-1861 гг., определить причины смены им идейных основ своей деятельности, чтобы определить спектр его точки зрения на политику власти и настроения в обществе.

Научная актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа причин поворота одного из представителей либеральной интеллигенции того времени Н.А. Серно-Соловьевича (1834-1866) от активного участия в разработке проектов крестьянской реформы к критике правящего режима, к активной революционной деятельности. Цель исследования заключается в изучении эволюции социальных взглядов Н.А. Серно-Соловьевича в 1857-1861 гг.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении, что Н.А. Серно-Соловьевич, либерал по взглядам, столкнувшись с бюрократизмом, волокитой в подготовке крестьянской реформы, разочаровался в деятельности администрации уже в конце 1850-х гг., обратил свое внимание на социалистические и революционные идеи, поскольку они, с его точки зрения, защищали интересы народа. Выбор социальных ориентиров своей деятельности стал одной из причин эволюции взглядов Серно-Соловьевича.

Научная новизна работы заключается в изучении воззрения Н.А. Серно-Соловьевича на цели преобразования России в 1857-1861 гг., позиции правительства и дворянства и особенностей его саморефлексии.

Методологической основой работы избран персональный подход (новый биографический подход). Он предполагает изучение сознания личности, ее опыта жизнедеятельности, означает поворот от «человека типичного», «среднего» к конкретному индивиду. Основным « исследовательским объектом» «новой биографической истории» являются персональные тексты, а предметом исследования - «история индивида» [11]. Использование социально-деятель-ностного подхода позволяет определить влияние социальной среды и практики на формирование культуры личности.

Основными источниками данного исследования явились публицистические статьи и письма Н.А. Серно-Соловьевича 1859-1861 гг., в которых отражены мотивация и цели его жизнедеятельности, изложены представления о ходе подготовки проекта крестьянской реформы [12, 13, 14, 15, 16, 17].

Николай Александрович Серно-Соловьевич, потомственный дворянин, получивший прекрасное образование в Александровском лицее и по его окончании место в Государственной канцелярии, активно включился в подготовку крестьянской реформы, с 1857 г. активно трудился сначала в Секретном комитете по подготовке реформы, а с 1858 г. - в Главном комитете делопроизводителем. В 1858 г. лично вручил императору Александру II записку, в которой указал на необходимость скорейшей отмены крепостного права в России.

В свои неполные 23 года Серно-Соловьевич имел в активе серебряную медаль Александровского лицея, высокий чин надворного советника; впереди его ожидали прекрасные перспективы продвижения по лестнице государственной службы. В «Исповеди», написанной в Алексеевском равелине в 1862 г., он объяснил, почему он не стал делать карьеру по примеру отца. Он утверждал, что социальные идеалы и нормы старшего поколения - «богатство» и «почести», плети для рабов, развращающие ум и души, - ему были чужды [17. С. 430-432]. Он раскрыл в «Исповеди» мотивы своей деятельности: любовь к родине, свободе, добру, правде и истине, отказ от своих убеждений был для него неприемлем [17. С. 430-432]. «Оковы рабства у порога, Отцов стряхнул я...» [17. С. 430-432]. Свою решимость служить родине он оценил как «клятву»: «Страна больная, Тебе теперь принадлежу. Вот жизнь моя: ее, родная, Я за тебя не пощажу. Поверь - вот клятва вековая - Тебя, страдалица, люблю, И что ни даст мне роковая, Борьба, - на шаг не отступлю» [17. С. 433]. Он считал себя обязанным посвятить свою жизнь борьбе за идеалы свободы и справедливости, равные для всех, но позднее, поняв своекорыстие дворян, он пришел к мысли, что защищать надо бесправное крестьянство.

В 1858 г. Серно-Соловьевич был направлен министерством внутренних дел в Калугу для работы в губернском комитете по устройству быта помещичьих крестьян секретарем. Он жаждал активной и полезной обществу деятельности, полон надежд и мечтаний. Он находился в плену радужных иллюзий относительно скорого и честного разрешения крестьянского вопроса , был убежден в непременном освобождении крестьян с землёй на условиях, приемлемых для крестьян и дворян: «По-моему, освобождение крестьян с землею - вот коренной принцип реформы и отклоняться от него или делать какие-либо изъятия отнюдь не следует. Крестьяне должны быть освобождены с землею, всякие обязательные отношения с помещиками должны быть прекращены» [16. С. 245]. Он не поддерживал предложение ограничить размеры земельных владений крестьян, перевести их в категорию временнообязанных. Он верил в возможность принятия окончательного документа, способного удовлетворить

интересы как землевладельцев, так и крестьян: «Рубежом между старым порядком и новым лёг крестьянский вопрос. Способ решения его даст тон и цвет всему остальному» [12. С. 51]. Серно-Соловьевич понимал, что социально-экономические идеи, положенные в основу крестьянской реформы, определят принципы последующих реформ, поэтому важно отстаивать интересы крестьян, убедить дворян в необходимости создать условия благополучной деятельности народа.

В период годичной работы в Калуге Серно-Соловьевич стал автором проектов, записок, предложений, касающихся улучшения положения крестьян. С цифрами в руках он неоднократно пытался доказать практическую возможность удовлетворить интересы всех участников освобождения крестьян, особо отмечая необходимость умерить аппетиты дворянства: «Со стороны дворянства невозможно ожидать благоразумных действий: в среде её множество личностей, недостаточно развитых, чтобы понять необходимость уступок» [12. С. 10]. Он обвинял земельную аристократию в навязывании ею своих требований к реформе. Многие дворяне, с его точки зрения, не разделяли просветительские идеи: «...злонамеренность, своекорыстие, невежество или неспособность одного человека, губит не только наше настоящее, но и будущее на долгие годы» [12. С. 51]. Серно-Соловьевич считал, что крестьянская реформа должна была определить тенденции развития России на многие десятилетия, поэтому нужно отстаивать права земледельцев. Его возмущала жадность помещиков, желавших взять с крестьян как можно больше денег за землю: «Цифры ясно показывают, что вознаграждение помещикам, назначенное Положением, безмерно велико» [13. С. 140].

Росла критика Серно-Соловьевичем позиции дворян. Его работа в Калужском комитете, дискуссии с его участниками убедили его в том, что помещики сами не откажутся от своих требований, нужны установки сверху, но и высшая власть, с его точки зрения, была ориентирована в основном на запросы землевладельцев. Шла на убыль его убеждённость в возможности справедливого решения крестьянского вопроса. Он понимал, что дело не только в корыстолюбии дворян, но и в позиции высшей власти, неспособной выработать программу реформы, найти баланс интересов помещиков и крестьян: «Общий характер - несостоятельность, непоследовательность, преобладание бюрократизма, идут зажмуря глаза, ни у кого недостаёт силы поставить прямо вопрос: к чему же стремиться? Самые лучшие, настойчивые начинают обескураживаться» [16. С. 249]. В среде разработчиков крестьянской реформы Серно-Со-ловьевич выделял и просвещенных деятелей, к числу которых он относил и себя, однако консерваторы настойчиво отстаивали свои интересы. Серно-Соловьевич был далеко не одинок в разочаровании реформаторской политикой власти.

В августе - ноябре 1859 г. Серно-Соловьевич в своих письмах Н.А. Каш-кину, работавшему в Калужском губернском комитете, выражал надежду на возможность успеха реформы, считая, что следует снизить выкупные платежи: «Главное несчастие заключается в том, что нет ясной, установившейся идеи: идут, сами не зная куда. Комиссии эти как не бьются, ничего путного придумать не в состоянии, потому что корень всего - цена» [16. С. 241]. Будучи прекрасным экономистом, Серно-Соловьевич доказывал, что расходы правительства на проведение реформ будут не столь значительными и со временем вырастут налоговые поступления с крестьянских хозяйств, если земледельцы

получат землю, а выкупные платежи не будут такими высокими. Произведя необходимые расчёты, он пришел к заключению, что «выкупная операция в виде общей государственной меры не потребует от государства никаких чрезвычайных расходов, что она возможна и удобоисполнима» [13. С. 148]. Одной из причин проблем, возникавших в комитетах при обсуждении проекта реформы, он называл неготовность высшей власти четко определить основные ее положения. Следствием этого были дискуссии в губернских комитетах по многим вопросам, прежде всего по размеру выкупных платежей и механизму их исчисления.

В текстах Серно-Соловьевича 1859 г. все чаще звучало слово «непутный» в качестве оценки проекта крестьянской реформы. Он писал, что многие разработчики проекта разочаровались в возможности защитить интересы крестьян: «Здесь настоящая канитель, вряд ли выйдет что-либо путное. Все убеждены, что ничего путного сделать нельзя и только бьют на то, чтобы выбрать меньшее зло» [16. С. 241]. В его риторике готовившийся вариант реформы был «злом» для крестьян, но все же просвещенным деятелям удалось убрать из проекта ряд положений, ориентированных только на запросы помещиков.

В ноябре 1859 г. в письмах Кашкину заметна явная перемена в настроениях автора. Он писал, что теряет надежду на способность власти к преобразованиям на основе справедливых начал, что дворяне не поступятся своими интересами. В одном из своих писем он обвинял председателя Редакционных комиссий Я.И. Ростовцева в защите интересов дворян: «Я.И. Ростовцев лишился значительной части энтузиазма и убеждает в необходимости уступок дворянству» [16. С. 249]. Усиление позиций консерваторов в Редакционных комиссиях Серно-Соловьевич воспринял как победу «плантаторской партии». Уже в 1859 г. он заявлял, что не стоит ждать справедливого решения крестьянского вопроса. «Вообще я опасаюсь, что чем более будут рассуждать, тем более будут делать уступок, потому что плантаторская партия не теряет энергии» [16. С. 245].

В 1857-1860 гг. Серно-Соловьевич был сторонником освобождения крестьян на условии предоставления им земли, которая находится в их пользовании, за небольшой выкуп, сохранении общины, которая будет сдерживать проникновение капиталистических отношений в деревню. Он был убежден, что необходимо сначала решить вопрос отмены крепостного права, а затем готовить другие преобразования: обеспечение равенства перед судом и законом, отделение судебной власти от административной, введение свободы совести и слова, отмена законов, стеснявших развитие промышленности, ликвидация гражданских чинов, амнистия страдающим за политические убеждения. Но эти преобразования, последствием которых будет конституционное устройство России, станут только «первым шагом» к другим реформам [12. C. 52]. Он мыслил себе реформаторский процесс как длительное установление норм законности, свободы и прав граждан во всех сферах. Серно-Соловьевич назвал эту программу реформ «умеренной», отражавшей не только его, но и общественное мнение в то время [12. C. 52]. «Свобода и законность» должны быть признаны « коренными принципами» Российского государства. Они уже были обеспечены в ряде европейских стран [12. C. 51]. Он призывал представителей власти понять, что отказ на протяжении полувека от признания и воплощения в любимом отечестве общепризнанных гуманных принципов лишь усугубит проблемы страны. Серно-Соловьевич занимал реформаторскую позицию, подчеркивал, что России предстоит реализовать программу преобразований,

продуманную еще в эпоху Александра I. Но он был недоволен проектом калужских дворян, деятельностью Редакционных комиссий и Главного комитета, императора, не осознавшего, что от его деятельности зависит судьба России.

Серно-Соловьевич в то время не возлагал никаких надежд на крестьянские восстания. В его письмах единомышленнику Кашкину не было призывов к вооруженной борьбе: «Наше дело двигается, как черепаха. Депутаты первого приглашения почти все разъехались. Вообще разладица жестокая; все потеряли голову и действуют на авось» [16. С. 248].

В июне 1860 г. Серно-Соловьевич полагал, что шанс мирного преобразования страны есть у правительства, если оно поймет задачи развития России: «Весь вопрос в том, сумеет ли настоящее правительство повести Россию путем мирным, предугадывая потребности времени, само уступая народу свои привилегии; или же оно будет упорствовать на том пути, которым идет теперь, который ведёт народ к совершению реформ путём насильственным» [12. С. 51]. Он признавал право крестьян на революционный путь борьбы, если реформа поставит их в крайне невыгодные условия. Но Серно-Соловьевич не ставил проблему последствий насильственных действий народа. Он продолжал относить себя к сторонникам мирного решения крестьянского вопроса. «Во всяком случае люди, искренно желающие успеха мирным путем, добросовестно исполняли свой долг» [12. С. 51]. С его точки зрения, они, подвергая себя опасности, искали все способы объяснить правительству, какие условия позволят крестьянам своим трудом обеспечить достойную жизнь. Своим долгом Серно-Соловьевич считал содействовать мирному преобразованию страны, поскольку в России было много проблем, которые требовали совместной деятельности власти и общества по их решению: бедность народа, невежество значительной части населения, плохие дороги, произвол в судах, коррупция во властных структурах. Он обращался к представителям власти не упустить возможность мирного преобразования России [14. С. 168; 16. С. 213].

В декабре 1859 г. Серно-Соловьевич решил уйти с государственной службы. Мотивы принятия им этого решения изложены в письме Кашкину: «Во мне выработалось убеждение, что оставаться теперь на службе - решительно не следует. Это единственный способ действовать безусловно по совести, единственная возможность оставаться честным человеком, вполне быть независимым» [16. С. 250]. Серно-Соловьевич потерял надежду на возможность честного, справедливого служения государству. Понятия «совесть», «честность», «справедливость» являлись для него принципами, поступиться которыми он не мог. Защищая свое право жить по убеждениям и нравственным нормам, он оставил службу, стремился к независимости от власти.

Решение покинуть службу далось Серно-Соловьевичу непросто, подтверждением этого звучат его слова сожаления о потраченных годах безуспешной деятельности: «Я три года сидел за крестьянским вопросом... Быть так преданным крестьянскому вопросу, стоять почти у источника, и уйти, когда дело приходит к развязке, тяжело» [16. С. 254]. Минимизация успехов реформаторов силами «плантаторов» его разочаровала. Итоги деятельности защитников интересов крестьян его не удовлетворили. Преданность Серно-Соловьевича крестьянскому делу сначала проявлялась в трехлетней работе в комитетах, а позднее в решении им войти в партию радикалов, способных к самоотверженной борьбе за интересы народа.

Значительное влияние на радикализацию взглядов Серно-Соловьевича оказало знакомство с воззрениями европейских социалистов-утопистов, таких, как Луи Блан и Пьер-Жозеф Прудон. В начале 1860 г. Серно-Соловьевич уехал за границу изучить европейский опыт совершенствования податной системы: «... займусь специально вопросом о податях и налогах...» [16. С. 248]. Ему было свойственно стремление заниматься полезным обществу делом. Аналогичной была установка многих молодых людей того времени. В своих мыслях он еще был привержен реформаторской деятельности.

В первом же письме из Европы Серно-Соловьевич с восторгом отзывался о своей поездке в Лондон и «личном знакомстве с первостепенными личностями» [16. С. 254]. Нетрудно узнать в «первостепенных личностях» А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, П. Прудона. Серно-Соловьевич написал в июне 1860 г. публицистическую статью «Проект действительного освобождения крестьян», она была опубликована в сентябре 1860 г. в сборнике «Голоса из России», издаваемом Герценом. В июне 1861 г. Герцен познакомил читателей «Колокола» со статьей Серно-Соловьевича «Окончательное решение крестьянского вопроса». Тональность вышеуказанных работ различна. В первой статье Серно-Соловьевич выражал надежду на освобождение крестьян с землёй. Во второй работе, вышедшей в свет уже после опубликования Манифеста об освобождении крестьян, содержится прямой призыв к изменению общественного строя самим народом: «. настоящий общественный быт окончательно сгнил на корне и людям, достаточно смелым, чтобы сознать это, ничего не остаётся делать, как собирать силы для создания нового, лучшего порядка» [13. С. 149].

Осенью 1861 г. Серно-Соловьевич вернулся в Россию, стал участником революционной организации «Земля и воля». Последовавшие в июле 1862 г. арест и заключение в Петропавловскую крепость подвели черту под недолгим периодом его революционной деятельности.

Таким образом, во второй половине 1850-х гг. молодой юрист Н.А. Серно-Соловьевич, как и многие просвещенные интеллектуалы, воспитанные в уважении к личности и принципу законности, верил в дружную работу власти и общества в решении вопроса освобождения крестьян и конституционного развития государства. Эту веру питали мероприятия государства по подготовке реформы и либеральные представления многих молодых людей, еще не имевших опыта решения социальных задач, но наивно мечтавших перестроить общественные отношения на основе принципов свободы, равенства и справедливости. С юношеской надеждой Серно-Соловьевич, включенный в состав ряда комитетов делопроизводителем, три года убеждал многих разработчиков проекта реформы учитывать интересы крестьян, написал свою записку решения земельного вопроса, был на стороне либералов-реформаторов. Вторая половина 1850-х гг. стала временем совместных усилий власти и выборных представителей дворянства найти консенсус по вопросам освобождения крестьян, но они были безуспешными. Серно-Соловьевич постепенно осознал, что общего согласия не удастся достичь. Социальная практика научила его понимать принципиальные различия интересов сословий, а бюрократизация разработки проекта, поддержка правительством консерваторов были им оценены как неразрешимые препятствия на пути обеспечения прав народа. Непоследовательность высшей власти в решении крестьянского вопроса, ее ориентация преимущественно на интересы дворян вызвали протест молодого человека, имевшего совесть и представления о справедливости.

Изучение работ социалистического содержания изменило идейные позиции Серно-Соловьевича: он стал оценивать политику власти только с точки зрения народа, признав его право на борьбу за волю и землю, и в контексте социалистического идеала. Выбор радикальных методов отстаивания прав народа определялся уже самим Серно-Соловьевичем. Он искал решения социальных проблем вне правового пространства, не просчитывал возможные разрушительные последствия смены власти, не давал оценку сознания народа, его способности сохранить материальные и духовные ценности в ходе насильственного слома порядков. Попытки революционной деятельности Серно-Соловьевича были пресечены властью, прибегнувшей к арестам и тюремным заключениям.

Литература

1. Баренбаум И.Е. Штурманы грядущей бури: Н.А. Серно-Соловьевич, Н.П. Баллин, А.А. Черкесов. М.: Книга, 1987. 256 с.

2. Бразевич С.С. Социологический проект русского «Конта» (К 180-летию со дня рождения Н. А. Соловьевича) // Социология науки и технологий. 2014. Т. 5, № 2. С. 59-73.

3. Володарский И.Б. Статьи. Н.А. Серно-Соловьевич - выдающийся деятель русской революционной демократии // Вопросы истории. 1946. № 10, окт. С. 24-43.

4. Воронин В.Е. Польское восстание 1863 года: опыт «примирительной политики» русского правительства. М.: МГПУ, 2008. 432 с.

5. Гусман Л.Ю. Н.А. Серно-Соловьевич и русский конституционализм начала 1860-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. № 11. С. 182-194.

6. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М.: Просвещение. 1968. 368 с.

7. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.

736 с.

8. Корнилов А.А. Общественное движение при Александре II (1855-1881): исторические очерки. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1909. 263 с.

9. Лемке М. Арест Серно-Соловьевича. Его личность и взгляд на крестьянский вопрос // Лемке М.К. Очерки освободительного движения шестидесятых годов. СПб.: Изд-во О.И. Поповой, 1908. С. 39-66.

10. Новиков М.В. Перфилова Т.Б. Студенческие волнения накануне «эпохи Великих реформ» // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1., № 2. С. 14-31.

11. Репина Л.П. Персональные тексты и «новая биографическая история»: от индивидуального опыта к социальной памяти [Электронный ресурс]. URL: http://ist-bessmertie.narod.ru/stat-repina.htm (дата обращения: 20.09.2021).

12. Серно-Соловьевич Н.А. Проект действительного освобождения крестьян // Серно-Соло-вьевич Н.А. Публицистика. Письма. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 5-52.

13. Серно-Соловьевич Н.А. Окончательное решение крестьянского вопроса // Серно-Соло-вьевич Н.А. Публицистика. Письма. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 92-149.

14. Серно-Соловьевич Н.А. Мысли вслух // Серно-Соловьевич Н.А. Публицистика. Письма. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 165-168.

15. Серно-Соловьевич Н.А. О мерах к умножению народного богатства и улучшения материальных условий народного труда в России // Серно-Соловьевич Н.А. Публицистика. Письма. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 209-226.

16. Серно-Соловьевич Н.А. Письма // Серно-Соловьевич Н.А. Публицистика. Письма. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 239-276.

17. Серно-Соловьевич Н.А. Исповедь // Литературное наследство. М., 1936. Т. 25-26. С. 429-433.

18. Шилов А.А. Арест М.И. Михайлова и суд над ним // Русское прошлое. 1923. № 2. С. 142-153.

19. Ширинянц А.А. Интеллигенция, нигилизм и терроризм в России второй половины XIX -начала XX вв. // Вестник Московского университета МВД. 2014. № 9. С. 31-34.

ЦОЙ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Россия, Ярославль (tsoyigo@mail.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-4287-8957)._

Igor A. TSOY

N.A. SERNO-SOLOVYEVICH: A SHORT WAY FROM THE LIBERAL REFORMER TO THE REVOLUTIONARY RADICAL IN THE «ERA OF GREAT REFORMS»

Key words: N.A. Serno-Solovievich, A.I. Herzen, Alexander II, peasant reform, radical revolutionaries, Kaluga provincial committee, «new people».

The paper gives an interpretation of N.A. Serno-Solovievich's views on the reform process in Russia at the end of the 1850s and his ideas of the preparation of the peasant reform, and traces the evolution of his social views. The works of historians mainly study his revolutionary activities in the organization «(Land and Freedom», they do not sufficiently investigate the motives of his participation in the preparation of the peasant reform and the rejection of this activity. The novelty of the research lies in the analysis of the ideological and value-based, social and political reasons for the evolution of N.A. Serno-Solovievich's views for four years (1857-1860), when he worked in various committees for the preparation of the peasant reform, and then left the service and chose the revolutionary path of activity. The main sources of the research are N.A. Serno-Solovievich's publicistic articles and letters. They make it possible to determine the value attitudes of their author, the features of his cultural memory and his perception of the interests of different social forces. The topic is studied in the context of the social-activity approach, personal history. The evolution of views and the change in the orientation of activities under the influence of the social practice of Serno-Solovievich are analyzed. The study led to the conclusion that the second half of the 1850s was a special time in the history of Russia when government policy gave hope to liberal-minded youths to participate in transformations for the benefit of all social groups. It is proved that Serno-Solovievich before 1860-1861 was known for his liberal opinions and believed in the possibility of harmonizing the interests of different forces on the basis of the ideas of freedom, equality and justice. The interaction of liberals in practice with conservatives convinced the former that it was difficult to influence committed planters to take into account the interests of the people. Serno-Solovievich was not satisfied with the peasant reform project. He himself defined the dilemma - either to agree to moderate reforms, or to induce the peasants to begin armed struggle. He deliberately left the legal space of his life, underestimating the possibilities of influencing the government and his participation in upholding the liberal principles of the peasant reform.

References

1. Barenbaum I.E. Shturmany gryadushchei buri: N.A. Serno-Solov'evich, N.P. Ballin, A.A. Cherkesov[Navigators of the Coming Storm: N.A. Serno-Solov'evich, N.P. Ballin, A.A. Cherkesov]. Moscow, Kniga Publ., 1987, 256 p.

2. Brazevich S.S. Sotsiologicheskii proekt russkogo «Konta» (K 180-letiyu so dnya rozhdeniya N.A. Solov'evicha) [Sociological project of the Russian «Comte» (To the 180th anniversary of the birth of N.A. Solovyevich). Sotsiologiya naukii tekhnologii, 2014, vol. 5, no. 2, pp. 59-73.

3. Volodarskii I.B. Stat'i. N.A. Serno-Solov'evich - vydayushchiisya deyatel' russkoi revolyutsionnoi demokratii [Articles. N.A. Serno-Solovyevich - an outstanding figure of Russian revolutionary democracy]. Voprosy istorii, 1946, no. 10, Oct., pp. 24-43.

4. Voronin V.E. Pol'skoe vosstanie 1863 goda: opyt «primiritel'noi politiki» russkogo pravitel'stva [The Polish uprising of 1863: the experience of the «conciliatory policy» of the Russian government]. Moscow, MGPU Publ, 2008, 432 p.

5. Gusman L.Yu. N.A. Serno-Solov'evich i russkii konstitutsionalizm nachala 1860-kh godov [Serno-Solovyevich and Russian constitutionalism in the early 1860s]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2005, no. 11, pp. 182-194.

6. Zaionchkovskii P.A. Otmena krepostnogo prava v Rossii [The abolition of serfdom in Russia]. Moscow, Prosveshchenie Publ ,1968, 368 p.

7. Zakharova L.G. AleksandrII i otmena krepostnogo prava v Rossii [Alexander II and the abolition of serfdom in Russia]. Moscow, ROSSPEN Publ , 2011, 736 p.

8. Kornilov A.A. Obshchestvennoe dvizhenie pri Aleksandre II (1855-1881): istoricheskie ocherki [Social movement under Alexander II (1855-1881): historical essays]. Moscow, 1909, 263 p.

9. Lemke M. Arest Serno-Solov'evicha. Ego lichnost' i vzglyad na krest'yanskii vopros [The arrest of Serno-Solovyevich. His personality and view on the peasant question]. In: Lemke M.K. Ocherki osvoboditel'nogo dvizheniya shestidesyatykh godov [Essays on the liberation movement of the sixties]. St. Petersburg, 1908, pp. 39-66.

10. Novikov M.V. Perfilova T.B. Studencheskie volneniya nakanune «epokhi Velikikh reform» [Student unrest on the eve of the «epoch of Great reforms»]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2013, vol. 1, no. 2, pp. 14-31.

11. Repina L.P. Personal'nye teksty i «novaya biograficheskaya istoriya»: ot individual'nogo opyta k sotsial'noi pamyati [Personal texts and «new biographical history»: from individual experience to social memory]. Available at: http://ist-bessmertie.narod.ru/statrepina.htm (Access Date 2021, Sept. 20).

12. Serno-Solov'evich N.A. Proekt deistvitel'nogo osvobozhdeniya krest'yan [The project of the real emancipation of the peasants]. In: Serno-Solov'evich N.A. Publitsistika. Pis'ma [Publicism. Letters]. Moscow, 1963, pp. 5-52.

13. Serno-Solov'evich N.A. Okonchatel'noe reshenie krest'yanskogo voprosa [The final solution of the peasant question]. In: Serno-Solov'evich N.A. Publitsistika. Pis'ma [Publicism. Letters]. Moscow, 1963, pp. 92-149.

14. Serno-Solov'evich N.A. Mysli vslukh [Thinking out loud]. In: Serno-Solov'evich N.A. Publitsistika. Pis'ma [Publicism. Letters]. Moscow, 1963, pp. 165-168.

15. Serno-Solov'evich N.A. O merakh k umnozheniyu narodnogo bogatstva i uluchsheniya material'nykh uslovii narodnogo truda vRossii [On measures to increase the national wealth and improve the material conditions of people's labor in Russia]. InA Serno-Solov'evich N.A. Publitsistika. Pis'ma [Publicism. Letters]. Moscow, 1963, pp. 209-226.

16. Serno-Solov'evich N.A. Pis'ma [Letters]. In: Serno-Solov'evich N.A. Publitsistika. Pis'ma [Publicism. Letters]. Moscow, 1963, pp. 239-276.

17. Serno-Solov'evich N.A. Ispoved [Confession]. In: Literaturnoe nasledstvo [Literary legacy]. Moscow, 1936, vol. 25-26, pp. 429-433.

18. Shilov A.A. Arest M.I. Mikhailova i sud nad nim [The arrest of M.I. Mikhailov and his trial]. Russkoe proshloe, 1923, no. 2, pp. 142-153.

19. Shirinyants A.A. Intelligentsiya, nigilizm i terrorizm v Rossii vtoroi poloviny XIX- nachala XX vv [Intelligentsia, nihilism and terrorism in Russia in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD, 2014, no. 9, pp. 31-34.

IGOR A. TSOI - Post-Graduate Student, Russian History Department, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Russia, Yaroslavl (tsoyigo@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4287-8957)._

Формат цитирования: Цой И.А. Н.А. Серно-Соловьевич: короткий путь от либерала-реформатора до революционера-радикала в «эпоху Великих реформ» // Вестник Чувашского университета. - 2022. - № 2. - С. 131-140. 001: 10.47026/1810-1909-2022-2-131-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.