Научная статья на тему 'Н. А. Анисимова: в начале творческого пути'

Н. А. Анисимова: в начале творческого пути Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
264
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. А. Анисимова: в начале творческого пути»

И.А. Пушкина

H.A. АНИСИМОВА: В НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Среди имен великолепных танцовщиц 1930-40-х годов имя Нины Анисимовой было широко известно профессионалам и любителям балета Ленинграда. Исполнительница характерных партий на сцене Театра им. С.М. Кирова, она много выступала на эстраде с концертными номерами. На волне всеобщего интереса к народным танцам, и особенно испанским, Анисимова неподражаемо исполняла именно их. Каждое появление ее на сцене вызывало бурю эмоций у зрителей, потому как сама танцовщица всегда танцевала на пределе возможностей и темперамента, в высшей степени профессионально. Но у всего есть свое начало. Хорошую выучку и азы исполнительского мастерства она прошла в стенах Петроградского Театрального училища.

Нина Александровна Анисимова родилась в Санкт-Петербурге 14 января 1909 года в семье военнослужащего. До поступления в Театральное училище она с увлечением занималась танцами в студии Ю.Н. Миклоса1, где преподавали известные артисты и педагоги М.Ф. Романова, Е.П. Снеткова-Вечеслова, И.Н. Кусов, И.Ф. Кшесинский. С некоторыми из них она встретилась чуть позже в училище и на профессиональной сцене.

В 1920 году Нина Анисимова поступила2 в Театральное училище. Семья девочки жила в Старом Петергофе. Маленькой Нине ежедневно приходилось ездить в город и возвращаться домой после трудного напряженного дня учебы. Поэтому через год отец, Александр Иванович Анисимов, попросил принять дочь в интернат при училище3. Отныне величественное здание Росси на Театральной улице4 становится ее родным домом.

В те годы в младших классах уроки классического танца у девочек вела Зинаида Васильевна Фролова5, бывшая солистка Императорских театров. К началу двадцатых годов она представляла собой весьма колоритную фигуру. Одна из ее учениц оставила выразительный портрет первой учительницы. Это

была «крошечная старушка, завернутая в теплую накидку, в игривой меховой шапочке, приколотой к рыжеватому парику. Мелко семеня ножками в туфлях на высоких-высоких каблучках, [она] проявля[ла] живость во всех своих движениях. <...>. У нее было миловидное лицо с мелкими чертами, кукольные ручки, а ноги во время ходьбы она ставила в настоящую выворотную первую позицию»6, - писала о З.В. Фроловой Вера Кост-ровицкая. По воспоминаниям Ольги Иордан, одноклассницы Нины Анисимовой, преподавала Зинаида Васильевна по старинке: охоту к занятиям не отбила, но и дельных, конкретных замечаний ученицы от нее не слышали. Излюбленным выражением преподавательницы была фраза: «Грациозничайте, граци-озничайте, девочки!»7

Как это ни странно, но первый педагог Н. Анисимовой видела ее в будущем классической балериной. Об этом вспоминала О. Иордан: «Фролова считала ее блестящей классической танцовщицей и проделывала с ней такую штуку: перед всем классом ставила Анисимову в IV арабеск и восторгалась изгибом ее спины, ее классическими линиями. Для нас Анисимова была образцом классической танцовщицы»8. Как же ошибалась Зинаида Васильевна в определении амплуа своей ученицы!

Анисимова, как и большинство воспитанников училища, много танцевала и в школьных концертах, и в спектаклях ГАТОБа9 (так после революции стал называться Мариинский театр). Историк балета М.Х. Франгопуло10 считает, что «первое выступление Анисимовой состоялось на сцене Малого оперного театра в спектакле учеников Хореографического училища. Она исполнила партию мальчика в "Па-манто" в балете "Пахита"»11. Однако, сама Анисимова и в воспоминаниях12, и позже, в статье13, посвященной характерному танцу, упоминает другой спектакль.

Из ее записей узнаем, что весной 1922 года ученица второго класса Нина Анисимова впервые вышла на академическую сцену в шотландской «джиге» из дивертисмента первого акта балета «Сильфида». Подвела ли память Анисимову или Франгопуло была не точна? Вопрос остается открытым.

Судя по документам тех лет, воспитанница Анисимова была на хорошем счету. Преподаватели специальных дисциплин характеризовали ее как способную и прилежную ученицу. После З.В. Фроловой класс на некоторое время перешел к М.Ф. Романовой. Она вела средние классы и, оценивая способности, прилежание и успехи, ставила Анисимовой «удовлетворительно» по классическому танцу. Это в то время была не плохая оценка для ученицы. А по общеобразовательным предметам Нину Аниси-мову в одной сохранившейся характеристике за 1923/24 учебный год отмечали как «сообразительную»14.

В те годы семья Анисимовых жила материально трудно, а благодаря успехам Нины ее родители освобождались от оплаты учебы дочери. Но с 1923 года им все же назначили плату в 10 рублей15. Отец девочки, зная таланты и успехи своей дочери, практически сразу ходатайствовал об уменьшении ее до 5 рублей: «Дочь моя Нина находится в 3-ем классе по танцам у преподавательницы Вагановой и участием своим [как] в школьных спектаклях, так и в бывш[ем] Мариинском театре, приносит известную пользу»16. Из этого документа следует, что в том же 1923 году класс, в котором училась Нина, перешел к третьему педагогу по классике А.Я. Вагановой.

И все-таки не классический танец стал главным предметом для воспитанницы Анисимовой. Как вспоминала артистка, приход А.В. Ширяева17 на один из уроков А.Я. Вагановой был началом осознанного обучения характерному танцу и стремления к совершенству в нем. Александр Викторович, внимательно просмотрев урок, сразу определил Нину как способную именно к этому роду сценических танцев. Сам великолепный исполнитель характерных партий в театре, Ширяев с 1918 года разрабатывал и вел класс характерного танца в училище. Он обладал отличной памятью, много знал и помнил интересных детских постановок из старого репертуара и возобновлял их для своих воспитанников, так как руководил производственной практикой учащихся. Александр Викторович внимательно приглядывался к детям и практически не ошибался при выборе для них концер-

тных номеров. Зачастую он сам ставил танцы для своих учеников. Выступления Анисимовой на сцене школьного театра также привлекали его внимание недетским темпераментом и эмоциональностью. Известно, что в одном из школьных концертов особенно удачным был выход ученицы Н. Анисимовой в «Испанском танце» с учеником М. Шпалютиным, «вызвавшем дружное одобрение зрительного зала и педагогов школы»18. Постановщиком «Испанского» был А.В. Ширяев.

Итак, Н. Анисимова, продолжая учиться классическому танцу под руководством А.Я. Вагановой, одновременно начинала постигать науку характерного танца у А.В. Ширяева. Увлечение и способности к одному виду танцевальной пластики не отменяли необходимости обучения классике, и девочка продолжала усердно заниматься ею. Ваганова же, как истинный учитель, «одобрила мои занятия характерным танцем и всячески помогала мне. <...>. Она знала какие-то самые сокровенные тайны, поэтому могла советовать ученикам много полезного. Со мной она занималась специально, дополнительно, после уроков, проходя движения характерного танца. Эти занятия были наиболее интенсивны, когда в училище ставили отрывки из балета «Баядерка», в котором я танцевала индусский танец»19.

В выпускной год Нину занимали во всех школьных спектаклях, и регулярно она удостаивалась похвалы. На её танцевальные успехи откликнулся обозреватель журнала «Рабочий и театр» в январском номере за 1926 год: «В центре второго спектакля [«Коппелия»] была Анисимова - превосходная характерная танцовщица. Испанский танец, поставленный Ширяевым в вихревом темпе - был проведен Анисимовой с большим увлечением и темпераментом. В лице Анисимовой балет приобретает ценную танцовщицу на характерные роли»20. Следующая статья появилась в марте, и выпускницу персонально отметили ещё раз: «В программе вечера - «Привал кавалерии» с воспитанницами Анисимовой и Вечесловой в главных ролях. <...>. Анисимова, кончающая в этом году, лишний раз убедила в том, что наша Академическая сцена приобретает в ней полную

огня, темпераментную, четко-выразительную, не жеманную, чувствующую современность, артистку»21. Она действительно привлекала к себе внимание искренностью танцевальных переживаний и профессионально чутким исполнением. Как видно из отзывов, критики выделяли Н. Анисимову и прочили ей карьеру незаурядной характерной танцовщицы.

Весной 1926 года училище окончили 16 воспитанников. Театральный обозреватель Ю. Бродерсен22 писал, что выпуск того года был «далеко не бесцветен»23. Кроме нашей героини, надо упомянуть ещё пятерых её одноклассников: О. Иордан, А. Ермолаева, Р. Захарова, Л. Якобсона и Н. Сахновскую. Силами учащихся был представлен балет «Талисман».

«Выбор «Талисмана» для программы традиционного экзаменационного спектакля Балетного училища следует, несомненно, одобрить: по обилию сольных и кордебалетных танцев «Талисман» - превосходный материал для демонстрирования качества и успешности обучения»24, - отмечал Ю. Бродерсен.

В спектакле Анисимова исполнила полухарактерную партию ткачихи Нерильи. Критик с явным удовлетворением описывал исполнение ею этой роли. Выпускница танцевала «с большим подъемом и темпераментом. Лицо оживлено огнем увлекательной веселости. Жест широкий и смелый, забирающий воздух с силой и стремительностью»25. Театральный обозреватель был убежден, что юная артистка будет «весьма ценна для академической труппы»26. И.И. Соллертинский, известнейший балетный и музыкальный критик, также не обошел вниманием выпуск 1926 года. В частности, о молодой танцовщице он писал: «В нервном, заостренном танце Анисимовой угадывается созревшая артистическая индивидуальность, более близкая эпо-хе»27. Даже один такой отзыв давал повод надеяться быть принятой в труппу Академического Театра оперы и балета.

Школа была закончена и впереди, как казалось недавним выпускникам, их ждало безоблачное будущее, но жизнь вне стен училища была гораздо сложнее..

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Миклос Юрий Николаевич - барон, балетоман, организовавший в 1917 году частную балетную школу, которая помещалась на ул. Гагаринской, в бывшем особняке княгини Е.М. Юрьевской.

2 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб Российский Государственный Архив Литературы и Искусства. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. Л. 1. -Далее: СПб РГАЛИ.

3 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. - Л. 3.

4 Театральная улица в 1923 году была переименована в улицу зодчего Росси.

5 Фролова Зинаида Васильевна (1859-?) - артистка Мариинского театра, педагог.

6 Костровицкая В. Начало советской школы классического танца // Мастера балета - самодеятельности. Вып. 2. - М.: Искусство, 1978. - С. 16.

7 Костровицкая В. Начало советской школы классического танца // Мастера балета - самодеятельности. Вып. 2. - М.: Искусство, 1978. - С. 16.

8 Иордан О. Творческие высказывания и воспоминания молодых мастеров балета // Лен. Отделение Всероссийского Театрального Общества. ? г. - С. 6.- Далее: Санкт-Петербургское Отделение Союза Театральных Деятелей (СПбО СТД).

9 Государственный академический театр оперы и балета.

10 Франгопуло Мария-Мариэтта Харлампиевна (1901-1979) - артистка, педагог, балетовед. Автор литературных портретов мастеров хореографии.

11 Франгопуло М.Х. Н.А. Анисимова. - Л., 1951. - С. 6.

12 Засл. арт. РСФСР Н.А. Анисимова. Биобиблиографические материалы // СПбО СТД. Кабинет театроведения. Инв. № 907-м. Л. 3.

13 Анисимова Н.А. И характерный танец необходим! // Мастера балета -самодеятельности. - Вып. 1. - М., 1973. - С. 40.

14 Характеристики учащихся // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 1 об.

15 Цитируемое далее ходатайство об уменьшении платы не имеет точной даты. Из текста можно заключить, что это 1922-23 учебный год - время НЭПа. В тексте автор (А.И. Анисимов - отец Н. Анисимовой) не указывает, товарные или золотые эти 10 рублей. Удалось выяснить, что средняя зарплата работников театра в сентябре 1922 г. составляла 30 рублей (Вестник работников искусств за 1923 г., №№ 7-8). А.И. Анисимов заведовал учебной частью командных курсов Красной Армии, т.е. его зарплата не могла быть выше 30-40 руб./ мес., семья находилась в тяжелом материальном положении. Поэтому естественно, что А.И. Анисимов ходатайствует об уменьшении платы.

16 Личное дело воспитанницы Нины Анисимовой // СПб РГАЛИ. Ф. 259. Оп. 2. Ед. хр. 130. Л. 8 об.

17 Ширяев Александр Викторович (1867 - 1941) - артист, педагог, балетмейстер. С 1918 года вел класс характерного танца в училище. Написал совместно с А.В. Лопуховым и А.И. Бочаровым книгу «Основы характерного танца» (1939).

18 Франгопуло М.Х. Н.А. Анисимова. - Л., 1951. - С. 6.

19 Анисимова Н.А. И характерный танец необходим! // Мастера балета -самодеятельности. Вып. 1. - М., 1973. - С. 42.

20 Юрьев Б. «Ручей» и «Коппелия» // Рабочий и театр. 1926, 12 янв. -№ 2. - С. 11.

21 С.К. Талантливая ак-балетная смена // Рабочий и театр. 1926, 2 марта. -№ 9. - С. 13.

22 Бродерсен Ю.Г.(? - 1942) - театральный критик.

23 Бродерсен Ю. Свежие силы в балете // Рабочий и театр. 1926, 11 мая. -№ 19. - С. 12-13.

24 Там же.

25 Там же.

26 Там же.

27 Соллертинский И. «Талисман» (Выпускной спектакль Академического Балетного училища) // СПбО СТД. Кабинет театроведения. Инв. № 907-м. Л. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.