Научная статья на тему '"МЫСЛИ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ": РАССМАТРИВАЯ ГРАФИКУ ОСКАРА ПЛЕТЧА'

"МЫСЛИ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ": РАССМАТРИВАЯ ГРАФИКУ ОСКАРА ПЛЕТЧА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КНИЖНАЯ ГРАФИКА / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ТЕКСТ / ОБРАЗ / ОСКАР ПЛЕТЧ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / CHILDREN LITERATURE / BOOK GRAPHICS / ILLUSTRATION / TEXT / IMAGE / OSCAR PLETCH / DIDACTIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ромашина Екатерина Юрьевна

К середине XIX в. детская иллюстрированная книга стала достаточно массовым явлением европейской издательской практики. Теперь взрослый мог не только читать ребенку вслух, но и рассматривать с ним вместе картинки, обсуждать их сюжеты, используя визуальные образы для обучения, развития, воспитания детей. Помимо традиционной декоративной функции изображения в книге приобрели дидактическую функцию. Взаимодействие вербального и визуального нарративов детской книги рассмотрено на примере одной иллюстрации из Die Kinderstube (Детская, 1860) немецкого художника Оскара Плетча. Выделены характерные особенности выбранного сюжета, его дидактическая направленность: эмоциональное единение взрослого и детей, внимание к книжному тексту, просвещение, духовные искания юного и взрослого человека. Творчество Оскара Плетча вписано в широкий контекст культурной эпохи бидермаейер, когда превалирующими стали ценности семьи, дома, взаимодействия взрослых и детей. Именно в это время в Европе появилась специальная литература для родителей, развивалась индустрия игрушек, возникла особая детская мода. В этом дискурсе книжная графика Плетча приобрела особое значение, поскольку зримо являла взрослым «весенний мир детства». Использованный автором статьи метод анализа локального кейса задает поле междисциплинарного исследования: педагогического, филологического, антропологического, искусствоведческого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THOUGHTS BIG AND SMALL”: LOOKING AT OSCAR PLETCH’S GRAPHICS

By the mid-19th century, a children’s picture book had become a fairly widespread phenomenon in European publishing practice. Now an adult not only could read aloud for the child, but could also view pictures with the child, discuss their subjects, use visual images for teaching, developing and educating children. In addition to the traditional decorative function, book images acquired a didactic function. The interaction of verbal and visual narratives of a children’s book is studied in this article using an illustration from Die Kinderstube (Nursery, 1860) by the German artist Oscar Pletch. The article highlights characteristic features of the plot and its didactic orientation, i.e. emotional unity of an adult and children, attention to the text of the book, enlightenment, spiritual search of an infant and an adult. The work of Oscar Pletch is incorporated in the broader context of Biedermeier cultural era, when the values of family, home, and the interaction of adults and children prevailed. It was in this time that in Europe appeared special literature for parents, developed toy industry and emerged specifi c children’s fashion. In this discourse, Pletch’s book graphics are of particular importance, as they visibly reveal to adults “the spring world of childhood”. The article uses the method of analysis of a local case and creates a field of an interdisciplinary study: pedagogical, philological, anthropological, and that of art criticism.

Текст научной работы на тему «"МЫСЛИ, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ": РАССМАТРИВАЯ ГРАФИКУ ОСКАРА ПЛЕТЧА»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Ромашина Екатерина Юрьевна,

д-р пед. наук, профессор

2020. Вып. 57. С. 54-60

DOI: 10.15382/sturIV202057.54-60

декан факультета искусств,

социальных и гуманитарных наук

Тульского государственного педагогического университета

им. Л. Н. Толстого

Российская Федерация, 300026,

г. Тула, просп. Ленина, д. 125

katerinro@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0655-2183

«Мысли, большие и маленькие»:

РАССМАТРИВАЯ ГРАФИКУ ОСКАРА ПЛЕТЧА

Е. Ю. Ромашина

Аннотация: К середине XIX в. детская иллюстрированная книга стала достаточно массовым явлением европейской издательской практики. Теперь взрослый мог не только читать ребенку вслух, но и рассматривать с ним вместе картинки, обсуждать их сюжеты, используя визуальные образы для обучения, развития, воспитания детей. Помимо традиционной декоративной функции изображения в книге приобрели дидактическую функцию. Взаимодействие вербального и визуального нарративов детской книги рассмотрено на примере одной иллюстрации из Die Kinderstube (Детская, 1860) немецкого художника Оскара Плетча. Выделены характерные особенности выбранного сюжета, его дидактическая направленность: эмоциональное единение взрослого и детей, внимание к книжному тексту, просвещение, духовные искания юного и взрослого человека. Творчество Оскара Плетча вписано в широкий контекст культурной эпохи бидермаейер, когда превалирующими стали ценности семьи, дома, взаимодействия взрослых и детей. Именно в это время в Европе появилась специальная литература для родителей, развивалась индустрия игрушек, возникла особая детская мода. В этом дискурсе книжная графика Плетча приобрела особое значение, поскольку зримо являла взрослым «весенний мир детства». Использованный автором статьи метод анализа локального кейса задает поле междисциплинарного исследования: педагогического, филологического, антропологического, искусствоведческого.

Ключевые слова: детская литература, книжная графика, иллюстрация, текст, образ, Оскар Плетч, дидактическая функция.

Эта статья — небольшой фрагмент большой темы, скорее зарисовка, чем цельное полотно... Среди графических работ немецкого художника Оскара Плетча мне попалась картинка — и я попросила Виталия Григорьевича о помощи в интерпретации.

Он перевел текст и сказал:«Тут все сложно, нужно читать и думать...»

Читать и думать пришлось уже без него... Но не доделать — невозможно.

В середине XIX в. в европейской издательской практике широко распространилась детская иллюстрированная книга. Стало возможным не только чтение, в том числе взрослым ребенку вслух, но и совместное разглядывание картинок. Помимо традиционной декоративной функции изображения в книге приобрели новую — дидактическую. «Что это? как это назовем? расскажи, что ты видишь? почему нарисовано так? нравится ли тебе?» — все эти и другие вопросы взрослый мог теперь задать ребенку, тем самым обучая, развивая и воспитывая его — не через текст и слово, но через образ и целостный визуальный ряд.

Кто создавал иллюстрации для детских книг того времени? Каким был механизм взаимодействия между автором текста(ов), художником и издателем? Что чаще оказывалось первичным — вербальный или визуальный нарратив книги? Обязательно ли они совпадали содержательно и/или функционально? Как взаимодействовали в книге разнородные компоненты? Какие возможности иллюстрация создала для читателя/зрителя — взрослого и маленького?

Эти вопросы очерчивают весьма широкое поле междисциплинарного исследования: педагогического, филологического, антропологического, искусствоведческого. В рамках данной статьи мы затронем лишь некоторые из них и постараемся найти ответы в рамках отдельного, вполне локального кейса. Речь пойдет об одном художнике, одном издании и одной иллюстрации. Итак...

Оскар Плетч (Oscar Pletsch, 1830—1888) родился в Берлине, в довольно бедной семье учителя рисования и литографа. Благодаря поддержке пастора юноша смог поступить в Академию художеств в Дрездене, где занимался в классах Людвига Рихтера и Эдуарда Бендемана. Для творчества им был выбран жанр «бытовой» живописи с мотивами повседневности1. Успех пришел к молодому художнику после создания им иллюстрированной книги Die Kinderstube2. Изображенный в ней «мир детства» так навсегда и остался главной темой графических работ мастера. Он много работал для издательства «Alphons Dürr» в Лейпциге, его проекты имели коммерческий успех, рисунки широко публиковались в Англии, Франции, Швеции, России, США3.

Рассмотрим одну иллюстрацию из «Детской»: тихий семейный вечер, мать с шитьем у окна, подле нее двое детей — каждый над своим текстом (ил. 1).

1 Bochow F. Pletsch, Oscar (Oskar) // Sächsische Biografié, hrsg. vom Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde e. V. URL: http://www.isgv.de/saebi/ (дата обращения: 24.03.2020).

2 Die Kinderstube in 36 Bildern von Oscar Pletsch. Hamburg, 1860.

3 Ändert F. Oscar Pletsch — Zeichner der Kinderwelt // Kötzschenbrodaer Geschichten. 2013. Teil 59. URL: https://www.apotheke-radebeul.de/fileadmin/user_upload/doc/apothekenspiegel/Ko-etzschenbrodaer_Geschichten_59.pdfiflaTa обращения: 24.03.2020).

Ил. 1. Die Kinderstube. Hamburg, 1860. S. 42

Здесь как в церкви — Так тихо и уютно. Вечер заглядывает в окно, Не слышно почти ни звука.

Тихим шелестом с небес Доносится привет ласточки, И проходят через счастливые сердца Мысли, большие и маленькие4.

Оговорим для начала, что Die Kinderstube не имела целостного, связного нарратива — ни текстуального, ни визуального. Это не серия, но 36 отдельных рисунков, объединенных только тем, что на них изображен «весенний мир детства»: здесь и «кукольная вечеринка», и игра в прятки, и утреннее умывание, и помощь маме... А потому наше обращение к единичному сюжету представляется вполне правомерным: его медленное, феноменологическое разглядывание — не жесткая рамка, произвольно наложенная на текст, а скорее фрейм, заданный интенцией внимательного взгляда.

Бесспорно, эта иллюстрация Плетча (особенно в сочетании с текстом) отсылает нас к стилю бидермайер, с его эстетикой камерных сцен, замкнутого мира семьи, воспитания детей, маленьких жизненных радостей и поиска творческого выражения через тщательное изображение деталей5. Это стиль провинции,

4 Перевод В. Г. Безрогова.

5 Бидермайер (нем. Biedermeier) — художественное течение в немецком и австрийском искусстве (прежде всего декоративно-прикладном). Расцвет стиля пришелся на 1815—1848 гг., время «социального отдыха» — затишья в Европе после окончания наполеоновских войн и до

«бюргерской», «мещанской» среды и вкуса, «сниженный» ампир, преобразованный в духе интимности и домашнего уюта, искусство традиционных ценностей и обыденного уклада простого человека6.

Однако можно ли считать «детскую» книжную графику Плетча составной частью направления бидермайер? Вспомним, что в Дрездене начинающий художник занимался в классе Людвига Рихтера (1803—1884) — известнейшего иллюстратора более чем 150 книг, одного из ярких представителей стиля, и, конечно, не мог избежать его влияния. Однако в «энциклопедических» перечнях художников бидермайера Оскар Плетч никогда не упоминается7. Почему? И хорошо это или плохо?

Он был менее известен, чем Адольф Мензель, Карл Шпицвег, Йозеф Кри-хубер, Питер Фенди или Иосиф Антон Кох? Его обошли вниманием искусствоведы? Первое — нет: Плетч был очень востребованным и коммерчески успешным мастером, во всяком случае целый ряд лет. Второе — возможно, во всяком случае, нам не удалось обнаружить сколько-нибудь значительных работ, посвященных его творчеству. Но главным представляется все-таки не это.

Эпоха бидермайера, поместив человека в пространство семьи и дома, поставила взрослых лицом к лицу с детством. Именно тогда гораздо больше внимания стали уделять общению малышей со старшими, появилась специальная литература для родителей, была создана детская мода, свой первый расцвет пережила индустрия игрушек, в 1840 г. в Бад-Бланкенбурге Фридрих Фребель открыл свой детский сад, абсолютно новым явлением стала иллюстрированная детская книга.

Не «комнатные фотографии», не модниц и галантных кавалеров, не сентиментальный пейзаж мы видим на рисунках Оскара Плетча. На них и нетерпеливый проказник, заглядывающий в кастрюлю на кухонной плите, и лихой всадник на деревянной лошадке, и первые шаги маленького человека, и материнские объятия, — здесь нет жеманства, здесь все настоящее: страсти, обиды, радости и огорчения. Реализм? Пока нет. Но герои рисунков — не придуманные идеальные дети-ангелы, а вполне земные ребятишки, увиденные и явленные любящим и любующимся взглядом художника.

Но вернемся к нашей иллюстрации.

революционных событий конца 1840-х. Название возникло позже, от игры слов: Biedermann — простак, простодушный, наивный человек, и фамилии Maier. В 1848 г. немецкий поэт Й. фон Шеффель опубликовал стихотворения «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера», а в 1850 г. Людвиг Айхродт из двух слов составил псевдоним, под которым стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения, пародирующие любительские стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. Понятие имело негативные коннотации, искусствоведы обычно отказывали бидермаейру в самобытности и оригинальности, считая его эклектичным направлением между ампиром и романтизмом. Однако к началу XX в. термин стал скорее нейтральным, описывающим и называющим культурную эпоху первой половины XIX в. См.: Власов В. Г. Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2004. Т. 2. С. 173—180; Bark J. Biedermeier und Vormärz/Bürgerlicher Realismus. Geschichte der deutschen Literatur. Bd. 3. Klett, Stuttgart, 2001.

6 Иванова Е. Р. Бидермейер: проблема стиля // Вестник ОГУ. 2006. № 9. Ч. 1. С. 167—168.

7 Füller Klaus D. Erfolgreiche Kinderbuchautoren des Biedermeier. Christoph von Schmid, Leopold Chimani, Gustav Nieritz, Christian Gottlob Barth. Frankfurt am Main, 2005.

Дети читают. Младшая девочка изображена с книгой на коленях, мальчик постарше — с отдельным листом в руках, на который он внимательно смотрит. Что там у него — школьное задание? лист с молитвой? Неочевидно ни то ни другое. Обратим внимание, что никто не читает вслух — казалось бы, обратная ситуация вполне закономерна: один ребенок (вероятно, старший) читает для всех, а мать, занятая работой, и младший член семьи — слушают. Но нет, здесь иное: каждый — внутри себя, наедине со своим текстом и своими мыслями. И это мысли «большие и маленькие» не потому, что принадлежат взрослому и детям, не потому, что велик или мал предмет обдумывания (скажем, бытовые заботы матери или заучивание урока мальчиком), но это мысли о земном и духовном. Они навеяны не только читаемым текстом, но и тишиной семейного вечера, и видом на церковь из окна, и «шелестом с небес» — приветом ласточки. В христианской семиологии образ ласточки имеет достаточно много вариантов интерпретации. В тексте, сопровождающем рисунок Плетча, видится отсылка к средневековым трактатам, в которых стремительная и неутомимая ласточка уподоблялась душе, испытывающей неистовую духовную жажду и всеми силами ищущей Бога.

Тихий семейный вечер, книга, эмоциональное единение взрослого и детей, — пространство для такого искания и озарения. Не случайно мысли проходят «через сердца», да еще счастливые: это светлые, теплые мысли — может быть, не осознанные маленькими читателями (и теми, кого мы видим на рисунке, и теми, кто этот рисунок разглядывает), но создающие чувство причастности к чему-то доброму, большому и важному.

Список литературы

Власов В. Г. Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2004. Т. 2. С. 173-180. Иванова Е. Р. Бидермейер: проблема стиля // Вестник ОГУ. 2006. № 9. Ч. 1. С. 167-168. Ändert F. Oscar Pletsch — Zeichner der Kinderwelt // Kötzschenbrodaer Geschichten. 2013. Teil 59. URL: https://www.apotheke-radebeul.de/fileadmin/user_upload/doc/apothekenspiegel/ Koetzschenbrodaer_Geschichten_59.pdf (дата обращения: 24.03.2020). Bark J. Biedermeier und Vormärz/Bürgerlicher Realismus. Geschichte der deutschen Literatur.

Bd. 3. Klett, Stuttgart, 2001. Bochow F. Pletsch, Oscar (Oskar) // Sächsische Biografie, hrsg. vom Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde e. V. URL: http://saebi.isgv.de/biografie/0scar_Pletsch_(1830-1888) (дата обращения: 24.03.2020). Die Kinderstube in 36 Bildern von Oscar Pletsch. Hamburg, 1860.

Füller Klaus D. Erfolgreiche Kinderbuchautoren des Biedermeier. Christoph von Schmid, Leopold Chimani, Gustav Nieritz, Christian Gottlob Barth. Frankfurt am Main, 2005.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 57. P. 54-60 DOI: 10.15382/sturIV202057.54-60

Dean of the Faculty of Arts, Social Sciences and Humanities, Tula State Pedagogical University

Doctor of Sciences in Education,

Ekaterina Romashina,

Professor,

125 Prospekt Lenina, Tula 300026, Russian Federation katerinro@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0655-2183

"Thoughts Big and Small": Looking at Oscar Pletch's graphics

E. Romashina

By the mid-19th century, a children's picture book had become a fairly widespread phenomenon in European publishing practice. Now an adult not only could read aloud for the child, but could also view pictures with the child, discuss their subjects, use visual images for teaching, developing and educating children. In addition to the traditional decorative function, book images acquired a didactic function. The interaction of verbal and visual narratives of a children's book is studied in this article using an illustration from Die Kinderstube (Nursery, 1860) by the German artist Oscar Pletch. The article highlights characteristic features of the plot and its didactic orientation, i.e. emotional unity of an adult and children, attention to the text of the book, enlightenment, spiritual search of an infant and an adult. The work of Oscar Pletch is incorporated in the broader context of Biedermeier cultural era, when the values of family, home, and the interaction of adults and children prevailed. It was in this time that in Europe appeared special literature for parents, developed toy industry and emerged specific children's fashion. In this discourse, Pletch's book graphics are of particular importance, as they visibly reveal to adults "the spring world of childhood". The article uses the method of analysis of a local case and creates a field of an interdisciplinary study: pedagogical, philological, anthropological, and that of art criticism.

Keywords: children literature, book graphics, illustration, text, image, Oscar Pletch, didactic function.

Ändert F. (2013) "Oscar Pletsch — Zeichner der Kinderwelt". Kötzschenbrodaer Geschichten, 59 (https://www.apotheke-radebeul.de/fileadmin/user_upload/doc/apothekenspiegel/Koet-zschenbrodaer_Geschichten_59.pdf , accessed 24.03.2020).

Bark J. (2001) Biedermeier und Vormärz/Bürgerlicher Realismus. Geschichte der deutschen Literatur, Bd. 3. Stuttgart.

Bochow F. "Pletsch, Oscar (Oskar)", in Sächsische Biografie, hrsg. vom Institut für Sächsische Geschichte und Volkskunde e. V. (http://saebi.isgv.de/biografie/0scar_Pletsch_(1830—1888), accessed 24.03.2020).

References

Füller K. D. (2005) Erfolgreiche Kinderbuchautoren des Biedermeier. Christoph von Schmid,

Leopold Chimani, Gustav Nieritz, Christian Gottlob Barth. Frankfurt am Main. Ivanova E. (2006) "Bidermeier: problema stilia" [Biedermeier: Problem of style]. Vestnik OGU, 9/1, pp. 167-168.

Vlasov V. (2004) "Biedermeier", in Novyientsiklopedicheskiislovar izobrazitel'nogo iskusstva [New encyclopaedic dictionary of visual arts], vol. 2. St. Petersburg. Pp. 173-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.