Научная статья на тему 'Мышление женское (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)'

Мышление женское (из авторского словаря «Космос русского самосознания») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
212
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Женщина / сознание / логика / Интуиция

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исупов Константин Глебович

Статья "Мышление женское" из авторского словаря "Космос русского самосознания", описывающего фундаментальные концепты русской культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мышление женское (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)»

der deutchspranign geistlihen Spiel und Marienklage des Mittelalters. München, 1986. Burkert W. Ancient Mystery Cults. Harvard, 1987; Graf F. Dionysian and Orphic Echatol-ogy: New Text and Old Questions // Masks of Dionysus. Cornell, 1993; Hencker M., von. Katalogbuch zur Austellung im Obrammergau. München, 1990; Nillson M.P. Dionisyac Mysteries. Stokholm, 1957 Seaford R. Transformation of Dionysiac Sacrifice // Seaford R. Reciprocity and Ritual. Oxford, 1994. P. 281-328; Misteries Papers from EranosYear-books. Princeton, 1955.

Мышление женское

Специфика МЖ определяется не его особой имманентной качественностью (в нем нет ничего, чего бы не было в мужском мышлении, кроме результатов последнего), а сложным опосредованием его органики совокупно женским способом существования. Безоценочно-объективная характеристика МЖ затруднена хронической неотрефлектированностью его собственного «места»: от бытового до научного уровней оно то претендует на традиционно «чужое», то на столь же традиционно «особое» при полной неясности вектора и природы «особости». Философский анализ МЖ развивался, в основном, в форме критики со стороны «мужской логики» или самокритики «женского» в «мужском», вплоть до возвышения этого типа рефлексии до ранга проблемы национальной идентичности (Н. Бердяев). Между данными чувственной интуиции и трофеями трудов логических механизмов дискурса лежит область, где внутренняя сырая эмпирия впечатлений не расчленена еще рассудочными гранями и не преобразована в процессах понятийного отвердевания материала. В этой области рассудок и понятие, с их таксономическими возможностями, реально присутствуют лишь в качестве интенций или проекций логизирующего намерения. Логика содержания суждений и умозаключений ложится тенью на ландшафт неоформленного чувственного опыта и порождает в его пространстве псевдологические двойники, ментальные видимости, квазиформы логики, симулякры выводов. Они жизнеспособны, изоморфны своим прототипам, но являются «образами» логических форм, а не ими самими. Эта теневая, отраженная в материи чувственного и оформляющая ее внешний текучий ландшафт мифология логики (имитирующая «здравый смысл» рассудка и приемы дискурса) и есть «МЖ». В его природе - дискретность и взаимозаменяемость логических звеньев (воспроизводится не последовательность операций мышления, а сама идея цепочки); свертывание объема информации с упреждением вывода из нее (импульсивное «да/нет» как упрямство сознания, легко преодолеваемое релятивистской натурой этого утверждения=отрицания, которое не является таковым в грамматическом смысле); пропуск логических звеньев в аргументации (эн-тимема, которая опирается на собственную достоверность и конъюнктурную применимость); ценностная гипертрофия личного опыта (ментальное суеверие); инфантильный утопизм, санкционирующий удачу жизненного проекта, и эротический авантюризм. Апофатические характеристики

Лексикон

Terra Humana

МЖ: это «мысление» имитациями, подделками, муляжами, симулякрами и профанированными формами «мужской» логики, что на уровне поведения может выглядеть как замена ума хитроумием, убеждения - азартом, артистизма - притворством, творчества - подражанием, религиозной напряженности - истерией, исторического мирочувствия - интимным ме-муаром. В МЖ обобщение предшествует опыту наблюдения, а знаковая маркировка явлений - освоению их очевидной содержательности. Здесь проявляется недоверие к реальности в пользу своевольной транскрипции ее или прямая инверсия знака и денотата: Маргарита булгаковского романа топит в ванной костюм ненавистного ей критика. Последний момент связан и с недоверием иного рода: в МЖ живет тревожный рефлекс страха ошибки. Комплекс неидентичности порождает в нем необходимость опоры на множественные и разнонаправленные мотивации (что в ином плане подчеркнуто наблюдением престарелого Б. Шоу: ему не удалось встретить женщины, которая твердо знала бы, где у нее право, а где - лево). Правополушарный эгоизм МЖ направлен на бессознательное оправдание абсурда с последующей трансформацией его в источник тревоги. Компенсаторные механизмы МЖ: отсутствие трагического антиномизма; иллюзия авторства принимаемых решений; жажда эротической овнешненности и «мышление телом»; наивность души, скудно освещенной рассудком, но берущей на себя ответственность за отражение его функций. Социальная практика подчинения женских коллективов традиционно нормированным обязанностям привела к тому, что МЖ осталось внеисторичным и приближенным к типу мифологического и детского; последнее обстоятельство особенно сказалось в том, что женская «борьба за права», феминизм и пафос гендерных исследований носит обычно семиотический характер. Тем меньшее пространство разделяет в МЖ сферу качества сознания от поведенческой; однако именно здесь исследователей МЖ ждут наибольшие шансы на ошибку: формы поведения женщин репрезентируют не свойства мышления, а его намерения, возможности и проективные усилия. Глубочайшая неадекватность этих планов существования маскируется узостью дистанции женского «я» от себя и мнимо-волевой коррекцией мотива и поступка. Пространство МЖ пронизано чревно-соматическим соприсутствием плоти мира и ее целеполагающему экзистентному принципу - самосохранению в рамках наследного бессмертия.

Тексты: Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. М., 1913; Бакунин П. Запоздалый голос сороковых годов. (По поводу женского вопроса). СПб., 1881; Бердяев А. О «вечно-бабьем» в русской душе, 1915; ; Бовуа С., де. Второй пол. СПб., 1997. Т. 1-2; Бокль Г.Т. Влияние женщины на успехи знания. Пб., 1864; Вольф К.О смысле и бессмыслице наивности, 1973 // Вольф Криста. От первого лица. Художественная публицистика. М., 1990. С. 78-86; Гагарин П.С. Эротические стихотворения. СПб., 1811; Гачев Г.Д. Русский Эрос. «Роман» Мысли с Жизнью. М., 1994; Горичева Т.М. Русская женщина и православие. СПб., 1996; Вейнингер О. Пол и характер. М., 1910: Женщина. М., 1910. Вып. 1-2; Кьеркегор С. Дневник обольстителя. СПб., 2000; Лем С. 1) Лолита, или Ставрогин и Беатриче, 1962 // Литературное обозрение. М., 1992. № 1. С. 78-79; 2) Метапорнография

// Zero. СПб.. 1991. № 1; Литературное обозрение. М., 1991. № 11 (номер посвящен теме Эроса в русской классике); Милль Дж.С. О подчинении женщины. СПб., 1996; Русский Эрос, или Философия любви в России. Антология. М., 1991; Страхов Н. Женский вопрос. СПб., 1871; Толстой Л.Н. 1) Половая похоть. М., 1911; 2) Правда о женщинах. Киев, 1911; Ходасевич В.Ф. О порнографии // Вл. Ходасевич. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991; Эрос. Россия. Серебряный век. Антология. М., 1992; Эрос, сын Афродиты. Сб. М., 1991.

Исследования: Александрович Ю. Матрешкина проблема. «Исповедь Ставроги-на» Достоевского и проблема женской души. М., 1922; Баздырев К.К. Секс и революции. Россия: XX - XXI век: (Демографический анализ сферы подсознания). М., 2000; Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Гендер, власть, культура: социально-антропологический подход. Сб. Саратов, 2000; Гендерная история: pro et contra: Межвузовский сб. дискуссий, материалов и программ. СПб, 2000; Гендерные исследования: Сб. М., 1999; Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1; Гендерные тетради. СПб., 1999; Гендерный фактор в языке и коммуникации. М., 1999: Даутендей Елиз. О новой женщине и ее любви. М., 1909; Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999; Залкинд А.Б. 1) Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926; 2) Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М., 1925; Зиммель Г. Женская культура, 1923 // Г. Зиммель. Избранное: В 2 т. М., 1996. Т. 1. Созерцание жизни; Золотоносов М. Слово и тело // Петербургские чтения. СПб., 1992. С. 172-215; Ишлондский Н.Е. Любовь, общество и культура. роб-лема пола в биосоциологическом освещении. Берлин, 1924; Катинка Резен, фон. Моральное слабоумие женщин. М., 1909; Киньяр Паскаль. Секс и страх. М., 2000; Кон И. Мужское тело в истории культуры. М., 2003; Курбатов Влад. Женская логика. Ростов-на/Д., 1993; Лаут Р. Идея виновности и невиновности женщины в произведениях Достоевского // Записки Русской академ. группы в США. Нью-Йорк, 1981. Т. 14; Лешков В.Н. Заметка о первобытных правах женщины, по теории Бахофена // Русский Вестник. Янв. 1873; Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 2003; Маркузе Ю. Половой вопрос и христианство. М., 1909; Мацковский М.С., Золотова Т.В. Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни. М., 1980; Мебиус П. Пол и неучтивость. Критический разбор книги «Пол и характер» Отто Вейнингера. М., 1909; Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. М., 2002; Милль Дж.Ст. Подчиненность женщины. СПб., 1869; Мер-ло-Понти М. Тело как сексуальная сущность, 1945 // Апокриф. М., Б/г. № 3. С. 59-63; Михайлов П.П. Роль и значение первобытной женщины. СПб., 1897; Не-дзвецкий В.А. И. А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. СПб., 1993. № 1. С. 48-61; Петров С.О. «Женский фактор» и тотальная наука // Ступени. СПб., 1992. № 3 (6). С. 5-16; Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Т. 1-2. СПб., 1903; Смирнов С.И. Бабы богомерзкие // Сб. статей, посвященный В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 217-243; Феминизм и российская культура. Сб. СПб., 1995; Фридан Б. Загадка женственности. М., 1993; Хорни К. Женская психология. СПб., 1993; Шашков С.С. История русской женщины. СПб., 1879. 2-е изд.; Шелгунов Н.В. 1) Женское безделье // Н. В. Шелгунов. Соч. СПб., 1904. Т. 2; 2) Чего не знают женщины. Там же. СПб., 1904. Т. 1; Этнические стереотипы мужского и женского поведения /-/ ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. Л., 1991; Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев, 2002; Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Carey C. Les problems erotiques russes. The Hague; Paris, 1971.

Лексикон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.