Научная статья УДК 323(510)
https://doi.org/10.24158/pep.2023.8.10
Мышление «дедлайн» Си Цзиньпина в государственном устройстве
Тянь Мяо
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, tianmiao521666@gmail.com
Аннотация. В работе показана необходимость использования подхода мышления «дедлайн» в государственном управлении, подкрепленная фактами состояния актуальной международной обстановки и внутренними факторами, которые развиваются в китайском обществе. Проблема настоящей работы состоит в том, чтобы раскрыть сущности подхода мышления «дедлайн» Си Цзиньпина в государственном устройстве. Цель исследования заключается в обсуждении актуальной государственной политики Си Цзиньпина как примера продуктивного проявления мышления «дедлайн» при принятии политических решений. В статье использовались теоретические методы исследования (анализ, синтез), а также представлен структурированный материал - опыт использования мышления «дедлайн» Си Цзиньпина в государственном устройстве. Показано, что при управлении Китаем, благодаря мышлению «дедлайн», активно происходит формирование стратегии построения социализма с китайской спецификой на основе преодоления сложных внутренних и международных ситуаций. Актуальность использования данного типа мышления обоснована Си Цзиньпином как борьба с негативными проявлениями в китайском обществе, которые являются преградами при построении социализма с китайской спецификой, - коррупция, слабый научно-технический потенциал, факторы, угрожающие общественной безопасности. Такая концепция итогового результата (дедлайна), по мнению Си Цзиньпина, позволит укрепить деятельность партии и повысить ее легитимность. В рамках своей деятельности Си Цзиньпин также высказывает предложения, конкретные и точечные, направленные на борьбу с бюрократией и формализмом, на установку уровня официальной морали, на ужесточение партийной дисциплины, на профилактику преступных нарушений внутри партий. Одной из сильных сторон Си Цзиньпина является не только обсуждение, но и конкретные предложения по реформе экономической системы, реформе экологической системы, реформе политической системы, реформе социальной и культурной системы.
Ключевые слова: Китай, мышление «дедлайн», Си Цзиньпин, социализм, реформа, китайское общество
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Тянь Мяо. Мышление «дедлайн» Си Цзиньпина в государственном устройстве // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 8. С. 89-93. https://doi.org/10.24158/pep.2023.8.10.
Original article
Xi Jinping's "Deadline" Thinking in Government
Tian Miao
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, tianmiao521666@gmail.com
Abstract. The paper shows the necessity of using the "deadline" thinking approach in public administration, supported by the facts of the state of the current international situation and the internal factors that are developing in Chinese society. The challenge of this paper is to reveal the essence of Xi Jinping's "deadline" thinking approach in governmental organization. The aim of the study is to discuss Xi Jinping's current public policy as an example of a productive manifestation of "deadline" thinking in political decision-making. The article uses theoretical research methods (analysis, synthesis) and presents structured material - the experience of using Xi Jinping's "deadline" thinking in the state structure. It is demonstrated that in governing China, due to "deadline" thinking, the formation of a strategy for building socialism with Chinese specificity on the basis of overcoming complex domestic and international situations is actively taking place. The relevance of using this type of thinking is justified by Xi Jinping as a struggle against negative manifestations in Chinese society, which are obstacles in building socialism with Chinese specificity - corruption, weak scientific and technological potential, factors threatening public security. Such a bottomline (deadline) concept, according to Xi Jinping, will strengthen the Party's performance and enhance its legitimacy. As part of his activities, Xi Jinping also makes proposals, specific and targeted - the fight against bureaucracy and formalism, setting the level of official morality, tightening party discipline, and preventing criminal violations within parties. One of Xi Jinping's strengths is not only discussion, but also concrete proposals for reform of the economic system, reform of the ecological system, reform of the political system, and reform of the social and cultural system.
Keywords: China, deadline thinking, Xi Jinping, socialism, reform, Chinese society
Funding: Independent work.
For citation: Tian, Miao (2023). Xi Jinping's "Deadline" Thinking in Government. Society: Politics, Economics, Law. (8), 89-93. Available from: doi:10.24158/pep.2023.8.10 (In Russian).
© Тянь Мяо, 2023
Термин «мышление "дедлайн"» обсуждается в литературе неактивно. В то же время, при поиске информации можно обнаружить характеристику свойства мышления данного типа в русле учёта рисков и грамотного принятия решения на их основе. Наиболее негативные варианты развития событий и их прогноз помогают расширять границы предполагаемого пути решения ситуации, при этом позволяя принимать во внимание более прогнозируемые аргументы.
Мышление «дедлайн» - это мышление при таких условиях, когда есть условные линии, сроки, и они заранее определены, исходя из цели. В этой идее содержатся определенные истоки марксизма.
Необходимость использования иного подхода к государственному управлению (новый взгляд на государственное управление) подкреплена актуальной международной обстановкой и внутренними факторами, которые развиваются в китайском обществе.
Стабильность решений и определённая выработанная стратегия, которая помогала бы стране в экстремальных условиях интегрироваться в глобальное управление, при этом сохраняя свою независимость, - сложная задача, которая стоит перед всеми странами и, конечно, Китай не исключение1.
Сегодня мир изменчив. Нестабильность и неопределенность, спровоцированные экономическим кризисом, пандемией COVID-19, событиями 2022 г. и иными политическими факторами, влияют на геополитическую обстановку2. Если перед Китаем раньше стояла задача поддерживать высокий уровень китайской нации и строить социализм с китайской спецификой внутри страны, то сейчас новые вызовы ставят страну в условия более экстремальных изменений, и на первом плане -важность укрепления статуса Китая на мировой арене.
Акцент на мышлении «дедлайн» был сделан Си Цзиньпином после 18 Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Его тезисы включали в себя наличие четкой стратегии, учет социальных механизмов, наличие субъектной ответственности за принятие управленческих решений, активное и позитивное движение «вперед» (Dreher, et al., 2021: 154).
Основные реформы и преобразования, которыми руководствуется Си Цзиньпин с момента своего правления, направлены на стратегическое развитие Китая3. Планомерно выстроенная система развития всех сфер с учетом китайского народа - вектор, который был выбран. Результатов ожидает большое количество людей.
Та модернизация государственного управления, которая начата Си Цзиньпином, в полной мере движется в сторону построения социализма с китайской спецификой (Callahan, 2008: 753). Пути решения вопросов и проблем, которые выдвигаются народом, реформация на благо развития страны в целом, происходит в результате планомерного решения поставленных целей и задач. Планирование и просчет рисков позволяет найти наиболее благоприятные выходы из ситуации для быстрого достижения цели4.
Что наиболее значимо, Си Цзиньпин подчеркивает в своих идеях важность быстрого решения возникающих в обществе проблем, которые копились у народа под действием неправильных управленческих решений ранее5. Добросовестность и позитивный настрой к решению таких вопросов должен присутствовать, по мнению руководителя, на всех этапах построения зажиточного общества. Углубление социальных реформ позволит разрешить конфликты не только внутри китайского общества, но также и повысить определенный уровень толерантности к власти, который исторически был утерян. Таким образом, быстрое решение задач позволит видеть результат и повышать в краткосрочной перспективе качество решений задач такого рода. Важность состоит в установке конкретных сроков.
Китайская правящая партия является ядром принятия управленческих решений на государственном уровне. Безусловно, выработанная стратегия построения социализма с китайской спецификой основана на субъектной ответственности (Ломанов, 2014: 250). В связи с этим Си Цзиньпин
1 Лидеры Китая и Франции приняли участие в конференции по случаю 50-летия установления дипотно-шений [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа URL: http://russian.people.com.cn/31520/8582140.html (Дата обращения: 07.11.2022).
2 New Silk Road is an opportunity not a threat [Electronic Resource] // Financial Times. URL: https://clck.ru/35H2R4 (дата обращения: 06.11.2022).
3 Си Цзиньпин в выступлении в МГИМО подчеркнул необходимость построить международные отношения нового типа на основе взаимовыгодного сотрудничества [Электронный ресурс] // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге. URL: https://goo.su/kD1WB (Дата обращения: 07.11.2022).
4 Полный текст новогоднего обращения председателя КНР Си Цзиньпина по случаю наступления 2023 года [Электронный ресурс] // Министерство Иностранных Дел КНР. URL: https://goo.su/Dq70Ar (Дата обращения: 06.11.2022).
5 Си Цзиньпин принял участие и выступил на 5-й встрече лидеров стран БРИКС в Дурбане [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. URL: https://goo.su/L1YUXz (Дата обращения: 07.11.2022).
предлагает в ходе съездов четкие реформаторские преобразования, обозначает конкретные границы и делает отсылки к идеологии, тем самым аргументируя свои решения и предложения.
Та дисциплина, которая выбрана Си Цзиньпином в отношении предложений по государственному управлению и открытой обратной связи, является основой и особенностью политической жизни и стиля руководителя. Обещания, преобразования и нововведения с указанием конкретных сроков и списка реформ позволяют держать в определенном балансе и прозрачности перед народом действия Коммунистической партии Китая (Swaine, 2014: 24). Это укрепляет дух и является дополнительным мощным стимулятором для построения социализма с китайской спецификой.
Си Цзиньпин делает акцент на негативных проявлениях (коррупция, слабый научно-технический потенциал, факторы, угрожающие общественной безопасности) и важности борьбы с ними. Такая концепция итогового результата (дедлайна) позволит укрепить деятельность партии и повысить ее легитимность. В рамках своей деятельности Си Цзиньпин также высказывает конкретные и точечные предложения: борьба с бюрократией и формализмом, установка уровня официальной морали, ужесточение партийной дисциплины, профилактика преступных нарушений внутри партий1.
Рассмотрев основные положения касаемо вызовов и проблем, важности использования мышления «дедлайн» Си Цзиньпином, необходимо представить в тезисном виде конкретные направления - концептуальные проявления. Однако, прежде чем переходить к непосредственному анализу предмета настоящего исследования, нужно определить его методологию. Особое внимание необходимо обратить на метод политического анализа, который представляет собой совокупность принципов и подходов, обеспечивающих оценку, прогнозирование, а также мониторинг последствий принимаемых политических решений. В работе также использовался системный анализ, позволивший рассмотреть причины существующих сложностей в рамках государственного управления Си Цзиньпина, а также выработки стратегических методов устранения возникающих проблем в данной сфере деятельности. Метод контент-анализа предоставил возможность обработки, оценки и интерпретации содержания и форм текстов информационных источников относительно мышления «дедлайн» в государственном устройстве.
Важной основой и особенностью государственного управления Си Цзиньпина является наличие четкой линии и творческого подхода (единства) во всех сферах человека - культуре, политике, экологии, экономике, образовании, партии и т. п. (Афонина, 2020: 111). Реформы это подтверждают.
Реформа экономической системы в Китае. Для углубления реформы социалистической экономической системы, по мнению Си Цзиньпина, необходимо создать рабочий механизм социалистической рыночной экономики, полный энергии и жизненной силы, с китайской спецификой. Это необходимо для определения решающей роли рынка в распределении ресурсов, а также с целью максимизировать эффективность их распределения.
С одной стороны, в качестве базовых элементов данной реформы Си Цзиньпин выделяет поддержку доминирующего положения государственного сектора, ведущую роль государственной экономики и постоянно повышающуюся жизнеспособность, контроль и влияние государственной экономики, с другой стороны - стимулирование жизнеспособности и творчества негосударственной экономики2.
Си Цзиньпин ставит важную задачу в усилении способности макроконтроля, чтобы экономическая деятельность находилась в разумных пределах, темпы экономического роста и уровень безработицы не опускались ниже «нижнего предела», а рост цен и инфляция не превышали «верхний предел». Это всё будет способствовать экономической трансформации и модернизации, а также повысит жизнеспособность экономического развития. Выделенные параметры, безусловно, стратегически и системно связаны и учитывают все области развития страны в целом.
Реформа политической системы в Китае. Реформа политической системы должна предотвращать допущенные ошибки в «прошлом у Китая». Углубление реформы политической системы означает полное развитие народной демократии, повышение жизнеспособности партии и страны, сохранение национального единства, этнического единства и социальной стабильности, реальное использование преимуществ социализма.
Для достижения этой цели Си Цзиньпин делает акцент на том, что важно непоколебимо придерживаться следующих принципов: правильного политического направления, политической позиции, политического пути и политической линии. В данном вопросе Си Цзиньпин активно использует
1 Цзябао В. Доклад о работе правительства VI. Усиление строительства в целях повышения работоспособности администрации и улучшения стиля. 3-я сессия ВСНП и 3-я сессия ВК НПКСК 10-го созыва [Электронный ресурс] // Информационное агентство "Жэньминь ван". URL: http://russian.people.com.cn/31521/3242505.html (Дата обращения: 06.11.2022).
2 Си Цзиньпин выступил с важной речью в штаб-квартире ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. URL: https://www.google.com/search?client=safari&rls=en&q=Выступление+Си+Цзиньпина+в+штаб-квартире+ЮНЕСКО&ie=UTF-8&oe=UTF-8 (Дата обращения: 07.11.2022)
понятия «линия», «конечная точка», «черта» и аргументирует сроки нововведений. Такое целепо-лагание реформы позволяет укрепить в народе ее важность для развития общества в целом.
Реформа экологической системы в Китае. Ограничение ресурсов, серьезное загрязнение окружающей среды и деградация экосистем серьезно влияют на устойчивое развитие Китая. Безусловно, совместная работа китайского народа и китайской власти в направлении совершенствования отношения к экологичности и природе позволит в будущем укрепить развитое экологическое сознание и ответственность человека. Здесь Си Цзиньпин выделяет реформу социальной системы как дополняющую1.
Реформа социальной и культурной системы в Китае. В последние 30 лет реформ, с непрерывным регулированием производственных отношений, всесторонняя национальная мощь Китая продолжала расти. Накопление богатства во всем обществе продолжало увеличиваться, а вместе с этим материальная и культурная жизнь людей.
Однако глубокие изменения в экономической системе, социальной структуре и корректировка структуры интересов привели к серьезным изменениям в мышлении и представлениях китайского народа. Особенно это видно при интеграции, столкновении и противостоянии китайской и западной культур - самостоятельность, избирательность, изменчивость и различия идеологической деятельности людей значительно усилились. Это является периодическими факторами провокаций в идеологическом поле (Cheng, 2018: 5).
В таких условиях Си Цзиньпин на съезде Партии подчеркнул: «Необходимо проводить глубокую пропаганду и воспитание социализма с китайской спецификой, усваивать принципы партийности и народности, повышать инициативу, захватывать инициативу и хорошо бороться по основным вопросам» (Wong, 2018: 158). Си Цзиньпин подчеркивает, что важно придерживаться основных социалистических ценностей, которые проникают во все сферы жизни китайского гражданина.
Таким образом, при рассмотрении основных направлений деятельности Си Цзиньпина за последнее время и его собственных векторов направления развития социализма с китайской спецификой, четко прослеживается логика мышления «дедлайн» и высокого целеполагания, актуальности использования именно данной стратегии для современного Китая.
Можно заключить, что суть деятельности Си Цзиньпина и его мышления «дедлайн» при управлении страной заключается в формировании стратегии построения социализма с китайской спецификой на основе преодоления сложных внутренних и международных ситуаций. Это является обязательным требованием для модернизации страны, общества, реализации целей «двухсотлетия» и китайской мечты о великом возрождении китайской нации.
Список источников:
Афонина Л.А. Государственное управление КНР по делам религий после административной реформы // Проблемы Дальнего Востока. 2020. № 3. C. 106-122.
Ломанов А.В. Си Цзиньпин об истории и традициях в современной политике Китая // Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов Китая ИДВ РАН. Сер. "Общество и государство в Китае в период реформ". Вып. 29. 2014. С. 244-256.
Aid, China, and Growth: Evidence from a New Global Development Finance Dataset / А. Dreher [et al.] // American Economic Journal: Economic Policy. 2021. № 13 (2). Pp. 135-74.
Callahan W.A. Chinese Visions of World Order: Posthegemonic or a New Hegemony? // International Studies Review. 2008. № 10 (4). Pp. 749-761.
Cheng Y. Public Opinions on the Belt and Road Initiative: A Cross-cultural Study. In The BRI in the global arena: Chinese and European perspectives. Palgrave Macmillan, 2018. Pp. 3-15.
Swaine M. D. Chinese views and commentary on periphery diplomacy // China Leadership Monitor. 2014. № 44. Pp. 1 -43.
Wong K. H. Analysis of Chinese narrative of world order and freight policy: is China a revisionist of reformist power? // Comparative politics Russia. 2018. Pp. 154-161.
References:
Afonina, L. A. (2020) Gosudarstvennoe upravlenie KNR po delam religij posle administrativnoj reformy [PRC state administration for religious affairs after administrative reform]. Problemy Dal'nego Vostoka. (3), 106-122. (In Russian).
Callahan, W.A. (2008) Chinese Visions of World Order: Posthegemonic or a New Hegemony? International Studies Review. (10(4)), 749-761.
Cheng, Y. (2018) Public Opinions on the Belt and Road Initiative: A Cross-cultural Study. In The BRI in the global arena: Chinese and European perspectives. Palgrave Macmillan, 3-15.
Dreher, A., et al. (2021) Aid, China, and Growth: Evidence from a New Global Development Finance Dataset. American Economic Journal: Economic Policy. (13 (2)), 135-74.
Lomanov, A.V. (2014) Xi Jinping on history and traditions in modern Chinese politics. Proceedings of the annual scientific conference of the Center for Political Studies and Forecasts of China of the Russian Academy of Sciences. Ser. "Society and State in China during the Reform Period". Vol. 29. 2014., 244-256. (In Russian).
1 Лидеры Китая и Франции приняли участие в конференции по случаю 50-летия установления дипотно-шений...
Swaine, M. D. (2014) Chinese views and commentary on periphery diplomacy. China Leadership Monitor. (44), 1-43. Wong, K. H. (2018) Analysis of Chinese narrative of world order and freight policy: is China a revisionist of reformist power? Comparative politics Russia. (3), 154-161.
Информация об авторе Тянь Мяо - аспирантка, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author Tian Miao - PhD student, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.08.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.