Научная статья на тему 'Мьянма: внеочередные президентские выборы'

Мьянма: внеочередные президентские выборы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
224
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЬЯНМА / MYANMAR / АУН САН СУ ЧЖИ / AUNG SAN SUU KYI / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / PRESIDENTIAL ELECTION / ПРЕЗИДЕНТ ТХИН ЧЖО / ПРЕЗИДЕНТ ВИН МЬИН / PRESIDENT WIN MYINT / PRESIDENT THIN KYAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Симония Аида Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы президентской власти в Мьянме на новом этапе развития, досрочная отставка президента Тхин Чжо и избрание нового президента. Избранный президент Вин Мьин, как и его предшественник, ближайший соратник Аун Сан Су Чжи. Но в отличие от Тхин Чжо президент Вин Мьин профессиональный политик с 30-летним стажем. Он трижды участвовал и побеждал в парламентских выборах в 1990 г., 2012 г. и 2015 г. После победы НЛД на всеобщих выборах ноября 2015 г. был спикером нижней палаты парламента Республики Союз Мьянма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myanmar: extraordinary presidential election

The article deals with the problems of presidential power in Myanmar at the present stage of development, early resignation of President Thin Kyaw and election of a new President. The elected President Win Myint, like his predecessor, is a close associate of Aung San Suu Kyi. But unlike Thin Kyaw, he is a professional politician with 30 years of experience. He participated and won three times in Myanmar's parliamentary elections in 1990, 2012 and 2015. After the victory of the National League for Democracy in the General elections of November 2015, he was elected speaker of the Lower house of the Parliament of the Republic of the Union of Myanmar.

Текст научной работы на тему «Мьянма: внеочередные президентские выборы»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 1 (38), 2018_

© Симония А.А.

ИВ РАН

МЬЯНМА: ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Президент Мьянмы Тхин Чжо1 досрочно подал в отставку 21 марта 2018 г. после двух лет работы в этой должности. Он выполнил все возложенные на него обязанности, необходимые на том историческом этапе развития страны, заняв этот пост, в котором было отказано политическому лидеру страны. Это первый случай добровольного ухода президента до истечения срока службы в новейшей истории Бирмы/Мьянмы, но отставка президента Тхин Чжо не стала большим сюрпризом.

Слухи о плохом состоянии его здоровья и о вероятности ухода с этого поста стали циркулировать с середины прошлого года, когда не прошло и полутора лет после его избрания. Известно, что он проходил медицинские обследования и лечение в Бангкоке, Сингапуре, Токио. Аун Сан Су Чжи пресекала публичные разговоры на эту тему, а на вопросы о его здоровье отвечала, что есть первая леди, которая и позаботится о нем. Но известно, что и сама государственный советник, и другие члены Национальной лиги за демократию (НЛД) очень бережно и внимательно относились к президенту Тхин Чжо и старались оберегать и щадить его, убеждали снизить активность в работе. Президенту Тхин Чжо, согласно его должности, приходилось принимать участие в многочисленных встречах с иностранными гостями и иностранными делегациями, а также в бесконечных внутригосударственных, церемониях и мероприятиях, в том числе в национальных штатах. Его представительские и церемониальные функции в должности президента были предопределены заранее, когда Аун Сан Су Чжи объявила, что она будет «над президентом». Иными словами, все основные государственные политические вопросы решала сама государственный советник, а на президента были возложены все протокольные мероприятия.

Ему было нелегко, и вся эта церемониальная работа была ему не по душе, но он, понимая, что это необходимо для страны, пока были силы мужественно и честно выполнял свой долг перед страной и лидером партии НЛД, с которой они были дружны со школьных лет. Сын известного бирманского писателя стал президентом лишь потому, что сама Аун Сан Су Чжи, не могла баллотироваться

на пост президента из-за специальной статьи конституции, принятой военной хунтой в 2008 г., запрещающей занимать эту должность лицам, имеющим родственные связи с иностранцами. Как известно, покойный супруг Аун Сан Су Чжи был британцем, и оба ее сына - граждане Соединенного королевства. Поэтому она выдвинула на эту должность достойного и преданного ей человека. Президент Тхин Чжо был наиболее подходящей кандидатурой на должность президента «новой» Мьянмы - интеллигентный, хорошо образованный, свободно владеющий английским языком. Обладающий представительной внешностью и хорошими манерами, он резко контрастировал с представителями бирманского государственного и военного истеблишмента в последние десятилетия. В тоже время у него не было противоречий и антагонизма в отношениях с армией, похоже, что и представители генералитета относились к нему с должным уважением. Несмотря на четко определенный сегмент возложенных на него официальных функций, он, как и Аун Сан Су Чжи, подвергался критике за неэффективность проводимой экономической политики и нерешенную проблему с бенгальцами-рохинджа.

Из-за того, что президент Тхин Чжо ушел с поста раньше истечения пятилетнего срока его полномочий, на него не распространяются привилегии для главы государства, которые ввел в свое время уходящий старший генерал Тан Шве. Президент Тхин Чжо не получил вознаграждения за работу, ему не назначена президентская пенсия, ему не положены государственные апартаменты и личная государственная охрана 2.

Процедура избрания президента в Мьянме в случае отставки действующего президента, согласно статье 73 конституции Республики Союз Мьянма, предусматривает возвращение электорального процесса на исходную точку. Сначала надо избрать трех вице-президентов, после чего из них общим голосованием большинством голосов избирается президент. Двое других занимают должности первого и второго вице-президентов в соответствии с полученными голосами. Первый вице-президент становится исполняющим обязанности президента до избрания нового. Новый президент должен быть избран в течение семи рабочих дней. После отставки Тхин Чжо его обязанности в течение недели исполнял первый вице-президент представитель военной фракции Мьин Свей.

Сразу же после ухода в отставку президента Тхин Чжо о сложении своих полномочий объявил и спикер нижней палаты Вин

Мьин. Это стало знаком, что он и станет следующим 10-ым президентом Мьянмы. И уже 23 марта 66-летний Вин Мьин был избран вице-президентом. За него проголосовало абсолютное большинство в обеих палатах, причем свои голоса ему отдали не только члены правящей НЛД, но и представители других партий. Необходимо было назначить человека, который смог бы сохранить нейтральные ровные отношения с армией и в то же время быть преданным и лояльным самой Аун Сан Су Чжи, каким был ее друг Тхин Чжо. Таким человеком стал бывший спикер нижней палаты Вин Мьин. Военные не стали пользоваться случаем, они предоставили Аун Сан Су Чжи и её однопартийцам решать проблему, сохраняя статус-кво в парламенте и наблюдая за развитием событий. Таким образом Вин Мьин стал вторым гражданским президентом за последние 56 лет.

В отличие от своего предшественника, избранный президент профессиональный политик с 30-летним опытом. Когда вспыхнуло народное восстание и была создана Национальная лига за демократию (НЛД) в 1988 г., молодой адвокат Вин Мьин вступил в ее ряды и позднее стал ближайшим сподвижником Аун Сан Су Чжи. В 2010 г. он вошел в состав Исполнительного комитета НЛД.

Вин Мьин, 1951 года рождения, юрист по образованию, ветеран парламентского движения - в качестве кандидата от НЛД он трижды принимал участие и трижды побеждал в парламентских выборах: в 1990 г., результаты которых не признала военная хунта, в дополнительных выборах 2012 г. и во всеобщих парламентских выборах 2015 г.

Он был избран в парламент на довыборах апреля 2012 г. в числе 43 членов НЛД во главе с Аун Сан Су Чжи, которая, войдя в парламент, вместе со своими соратниками по партии впервые получила возможность легально участвовать в политической жизни страны. Во время работы в законодательном собрании после довыборов, Вин Мьин был правой рукой Аун Сан Су Чжи - он стал тогда секретарем парламентского Комитета по верховенству закона, миру и стабильности, возглавляемого Аун Сан Су Чжи. Опыт совместной работы в комитете продемонстрировал возможность плодотворного сотрудничества этих двух политиков. Считается, что Вин Мьин является одним из самых преданных соратников Аун Сан Су Чжи в НЛД.

т т ^ о ^ ^

У этих двух людей есть печальный личный опыт, связанный с их политической борьбой. Вин Мьин, как и другие члены НЛД, был

арестован и заключен в тюрьму военной хунтой после выборов 1990 г. Во время заточения его единственный сын был смертельно болен, власти предложили Вин Мьину посетить сына в обмен на его письменное обязательство не участвовать в политической борьбе, однако тот отверг такое предложение и не смог даже присутствовать на похоронах сына. Как политик объяснил позднее, он не мог обмануть ожидания своих избирателей, которые поверили ему и отдали свои голоса в

1990 г/ Как известно, подобную ситуацию пришлось пережить и сделать трудный выбор и Аун Сан Су Чжи в марте 1999 г., когда умирал в Англии ее супруг.

После победы НЛД на всеобщих выборах ноября 2015 г. Вин Мьин был избран спикером Нижней палаты парламента в феврале 2016 г. На этом посту он проявил себя как ответственный опытный политик и приверженец жесткой дисциплины, умеющий удерживать под контролем законодательное собрание. Как отметила депутат парламента, выдвигавшая его кандидатуру: «У Вин Мьин решительный человек. В качестве спикера палаты он смог в течение двух лет держать в руках парламент. Не допускал многословия и отклонения от обсуждаемого вопроса. Настаивал, чтобы парламентарии заранее готовились к выступлению и излагали свое мнение четко и кратко. Я уверена, что он так же сможет контролировать и испол-

4

нительную власть» .

Во время процедуры избрания нового президента Вин Мьин получил абсолютное большинство голосов - 403 из 643 в обеих палатах парламента, два других кандидата Мьин Свей и Генри Ван Тхио получили соответственно 211 и 18 голосов5.

30 марта 2018 г. десятый президент Мьянмы Вин Мьин принял присягу и вступил в должность. Вместе с ним повторно приняли присягу и оба вице-президента отставной генерал-лейтенант Мьин Свей (№1) от военной фракции парламента и представитель христианского и этнического меньшинства (народа чин) Генри Ван Тхио (№2) от НЛД.

Ожидается, что Вин Мьин будет более могущественным и влиятельным президентом, чем его предшественник, хотя и он, возможно, не сможет быть независимым, и ему тоже придется работать в рамках, очерченных политическим лидером страны. Однако, учитывая качества Вин Мьина как энергичного политика, и тот факт, что он моложе на шесть лет, можно предположить, что выбрав его кандидатуру на этот пост, Аун Сан Су Чжи видит в нем своего преемника. Два года назад она назначила на эту роль Тхин

Чжо, потому что сама не могла баллотироваться на этот пост, теперь она выбрала политика такого калибра, который сможет сменить ее в случае необходимости в будущем. Можно предположить, что Аун Сан Су Чжи и ее соратники по партии тщательно обдумывали и обсуждали этот вопрос в течение последних двух лет. Этот выбор представляется важным в контексте могущества военных и тех привилегий, которые им дает конституция.

Президент Вин Мьин (в центре), первый вице-президент Мьин Свей (слева), второй вице-президент Генри Ван Тхио (справа) во время церемонии присяги. Нейпьидо 30 марта 2018 (Фото: President's Office/Facebook)

Известно, что избранный президент намерен вплотную заняться решением проблемы с репатриацией бенгальцев-рохинджа и улучшением имиджа страны на международной арене.

Эксперты считают, что опытный юрист и жесткий административный работник Вин Мьин, являясь также одним из самых близких соратников лидера НДЛ, способен освободить Аун Сан Су Чжи от многих бюрократических процедур, что позволит ей сосредоточиться на решении общих стратегических вопросов развития бирманского общества. Его коллеги полагают, что Вин Мьин именно тот человек, который сможет справиться с массой сложнейших внешних и внутренних политических проблем, стоящих перед Мьянмой. Вместе с тем на нем лежит большая ответственность, и от того, как он будет решать эти проблемы в оставшиеся три года до следующих выборов, будет зависеть, сможет ли НЛД избирать следующего президента после выборов 2020 г.

Два года назад бывший президент Тхин Чжо в своей инаугу-рационной речи в марте 2016 г. самыми неотложными задачами, стоящими перед обществом, назвал внесение поправок в конституцию, достижение внутреннего мира и национального согласия, создание федеративного устройства государства. Однако за два года правящей НЛД не удалось справиться ни с одной из этих задач. Теперь это ляжет на плечи нового президента.

Нет никакого прогресса в вопросе изменения конституции, наделяющей армию большими полномочиями6. Церемония принесения присяги подразумевает клятву защищать конституцию и законы страны, что и пришлось произнести избранному президенту, но уже через несколько минут с той же трибуны в своей инаугура-ционной речи президент Вин Мьин пообещал изменить конституцию (2008) как первый шаг к созданию федеративного устройства страны7. Такая двусмысленная ситуация в отношении конституции во время присяги происходит не впервые. Первый эпизод случился после довыборов 1 апреля 2012 г., когда впервые избранные в парламент Аун Сан Су Чжи и ее товарищи по НЛД сначала отказывались присягать в верности и защите конституции военной хунты, которую они считали недемократичной, но потом был достигнут компромисс. Два года назад подобным образом принимал присягу и президент Тхин Чжо.

Как отмечает обозреватель журнала «Иравади», сама процедура присяги демонстрировала сложность политической ситуации, типичную для современной Мьянмы. Гражданский президент от демократических сил принимал присягу вместе с первым вице-президентом отставным генералом Мьин Свеем, которого, по конституции, выдвигает военная фракция парламента, в зале законодательного собрания, согласно конституции 2008 г., 25% мест занимали военнослужащие, а на почетных местах для особо важных гостей присутствовал главнокомандующий вооруженными силами старший генерал Мин Аун Хлайн со своими заместителями. Он же, по конституции, назначает и трех ключевых силовых министров в правительстве8.

Ранее на одной из пресс-конференций, еще в качестве парламентского спикера, Вин Мьин говорил, что вопрос пересмотра конституции будет решаться НЛД только после установления внутреннего мира. Но и в этом направлении за два года не удалось достигнуть заметного прогресса, в том числе и из-за того, что лидеры этнических вооруженных объединений поняли, что президент не ре-

шает вопросы замирения с повстанцами. К тому же президент Тхин Чжо ни разу не выступил на конференциях Панлон 21 века, где обсуждались вопросы достижения внутреннего мира и согласия. Один из лидеров Каренского национального союза отметил, что прогресс в процессе всеобщего замирения был достигнут только при бывшем президенте Тейн Сейне (отставном генерал-лейтенанте - прим. А.С.) в сентябре 2015 г. Теперь он надеется, что новый президент будет наделен соответствующими полномочиями для решения этой первоочередной задачи9.

Но если в вопросах пересмотра конституции и достижения внутреннего мира многое зависит от позиции армии Мьянмы, то другая насущная проблема - экономика страны, это область, в которой правительство может действовать самостоятельно без оглядки на военных. А это именно та сфера, которая волнует простых избирателей больше, чем пересмотр конституции или даже внутренний мир. Уже три поколения живут в условиях текущей гражданской войны, которая началась сразу после объявления независимости. Население больше озабочено проблемами улучшения качества жизни, увеличением рабочих мест, снабжением электроэнергией, доступными социальными услугами. Чтобы привлечь иностранные инвестиции, необходимые для развития экономики и, соответственно, повышения уровня жизни населения, необходимо прежде всего решить проблему электрификации страны. Сейчас только 30% населения страны обеспечивается электроэнергией, и это стало

10-ый Президент Республики Союз Мьянма Вин Мьин принял присягу 30 марта 2018 г.

гораздо большим препятствием для привлечения иностранных инвестиций, чем проблема с бенгальцами-рохинджа, из-за которой руководство страны подвергается резкой критике. Прямые иностранные инвестиции направляются, в основном, в крупные города и особые экономические зоны, в то время как в них нуждаются все регионы страны.

Экономическая стратегия демократического правительства была обнародована 29 июля 2016 г., т.е. через четыре месяца после прихода к власти. Документ содержит 12 пунктов: 1. Достижение национального согласия, основанное на балансе добычи и распределения природных ресурсов между штатами и регионами. 2. Поддержка правительством конкуренции в частном секторе. 3. Усиление контроля над государственными финансами, включая государственные расходы; прозрачность бюджетного финансирования; приватизацию государственных предприятий; модернизацию налоговой системы. 4. Развитие инфраструктуры. 5. Поддержка сельского хозяйства и животноводства для инклюзивного роста, обеспечения продовольственной безопасности, повышения жизненных стандартов. 6. Создание новых рабочих мест в особых экономических зонах (ОЭЗ) и новых объектах инфраструктуры с целью борьбы с бедностью, повышения уровня жизни, стимулирования возвращения домой рабочих-мигрантов и переселенных лиц. 7. Привлечение прямых иностранных инвестиций. 8. Стимулирование обучения квалифицированной рабочей силы для обрабатывающей отрасли и сферы услуг. 9. Укрепление финансовой стабильности и финансовой системы. 10. Реформирование государственных предприятий. 11. Содействие развитию мелкого и среднего бизнеса. 12. Содействие правительства инклюзивному развитию и экономическому росту10.

Но эта программа не удовлетворила ни внутренних, ни иностранных потенциальных инвесторов. Позднее правительство предложило другую расширенную программу, содержавшую более ста пунктов, но и она не внесла оптимизма в бизнес-сообщество. Главным приоритетом правительства, по-прежнему, оставалась задача достижения внутреннего мира.

Анализируя последние публичные выступления трех национальных лидеров, в чьих руках находится будущее страны - политического лидера страны Аун Сан Су Чжи, главнокомандующего вооруженными силами Мин Аун Хлаина и президента Вин Мьина, можно сделать следующие выводы. Перед страной стоят три груп-

пы важнейших задач, требующих незамедлительного решения: 1. Верховенство закона и улучшение социально-экономических условий; 2. Достижение национального согласия и установление внутреннего мира; 3. Внесение поправок в конституцию как основы для создания федеративного государственного устройства.

Аун Сан Су Чжи объявила, что все эти задачи будут решаться совместными усилиями. Главнокомандующий позиционирует армию Мьянмы как патриотические вооруженные силы, созданные генералом Аун Саном, которые обязаны участвовать в политической жизни страны на современном этапе. Конституция со временем будет пересмотрена, но для этого потребуется время. Военный парад по случаю 73-ей годовщины вооруженных сил Мьянмы, состоявшийся 27 марта 2018 г., был гораздо скромнее, чем в предыдущие годы: не было демонстрации военной техники, а сам главком не объезжал военнослужащих в открытом автомобиле. Это было воспринято наблюдателями, как тенденция к сокращению военного бюджета. Если раньше главком говорил о защите нации и религии, теперь в его речи прозвучали призывы к труду и усилиям, чтобы догнать в развитии своих собратьев по АСЕАН. В речи Мин Аун Хлаина не было намека на дискриминацию по национальным или религиозным признакам. Его мысли стали более созвучны мировоззрению Аун Сан Су Чжи, которая стремится построить доверительные отношения с армией, несмотря на репутационные риски из-за проблемы с бенгальцами-рохинджа.

Понимая, что простых людей больше волнуют условия их повседневной жизни, нежели политика, новый президент, вероятно, будет придерживаться более прагматичного курса. В своей инаугу-рационной семиминутной речи президент Вин Мьин наряду с обещанием развивать демократию и защищать права человека, призывами к борьбе с коррупцией и наркоторговлей и к укреплению правовой системы страны, объявил приоритетной задачей своего правительства повышение уровня социально-экономических условий жизни населения.

1 О президенте Тхин Чжо см. подробно: А.А. Симония Парламентские и президентские выборы в Мьянме 2015-2016 гг. - Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск ХХХ-XXXI. М.,2016. С. 111-114

2 The Irrawaddy. 22.03.2018

3 The Irrawaddy. 26.03.2018

4 The Irrawaddy. 26.03.2018

5 The Irrawaddy. 28.03.2018

6 О необходимости конституционной реформы подробно см.: А. А. Симония Глава II. Бирма/Мьянма - в: Избирательные системы и электоральные процессы в странах Индокитая на современном этапе. М., 2016, с. 113-204.

7 The Irrawaddy. 30.03.2018

8 The Irrawaddy.30.03.2018

9 The Myanmar Times. 29.03.2018

10 The Myanmar Times. 29.07.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.