© Симония А.А.
ИВ РАН
МЬЯНМА: ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ В ПРЕДДВЕРИИ ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ
В независимой Бирме/Мьянме было принято три конституции: в 1947 г. - конституция «независимой Республики Бирманский Союз», в 1974-м - так называемая «социалистическая» конституция, аннулированная в 1988 г., и после 20-летнего отсутствия в стране Основного закона в 2008 г. была принята -так называемая «конституция хунты». Предстоящие в 2015 г. всеобщие парламентские выборы будут проводиться по конституции 2008 г., но она, как «недемократичная и нефедеративная», не устраивает разные слои населения - от политической оппозиции до этнических меньшинств; одни требуют внесения поправок, другие отмены и написания нового текста Основного закона.
Конституция 2008 г.
В 2003 г., после очередного обострения отношений с внешним миром, был принят план демократических реформ, или «дорожная карта продвижения к дисциплинированной демократии», который предусматривал следующие задачи: вновь созвать Национальный конвент, приостановивший свою работу в 1996 г., разработать проект новой конституции, провести общенациональный референдум и свободные выборы в Народное собрание (парламент) на основе принятой конституции, далее по итогам выборов созвать двухпалатный парламент, избрать президента и двух вице-президентов и, наконец, приступить к строительству «демократического процветающего государства».
События сентября 2007 г. в Мьянме - массовое антиправительственное движение, возглавляемое буддистскими монахами, так называемая «шафрановая революция», подавленная войсками, и последующее обострение отношений с западным миром, а также призывы и увещевания Китая и дружественных
стран АСЕАН заставили Государственный совет мира и развития (ГСМР) ускорить выполнение «дорожной карты пути к демократии».
Учитывая предыдущую неспешность процесса разработки основных положений новой конституции (работа Национального конвента велась с перерывами с 1993 по 2007 г.), можно было ожидать, что этап написания текста конституции тоже будет длительным, а общенациональный референдум состоится в лучшем случае через год. Поэтому стремительные темпы выполнения «дорожной карты» выглядели весьма впечатляющими. В октябре 2007 г. для написания текста новой конституции была сформирована комиссия, состоящая из 54 членов. И уже 9 февраля 2008 г. в Мьянме было официально объявлено о планах проведения общенационального референдума по проекту новой конституции в мае 2008 г. и всеобщих выборов на многопартийной основе, согласно принятой конституции, в 2010 г.
За несколько дней до назначенной даты референдума на южные прибрежные районы Мьянмы обрушился тропический циклон «Наргис». Несмотря на масштаб бедствий (погибли и пропали без вести 134 тыс. человек, 2,4 млн. человек остались без крова), власти не стали отменять сроки проведения плебисцита по всей стране, лишь в наиболее пострадавших затопленных районах голосование провели на две недели позже. Более того, в страну был закрыт доступ иностранным спасателям, иностранным журналистам и наблюдателям, а гуманитарная помощь в первые дни была принята только от некоторых дружественных военному режиму стран. Руководство страны хотело добиться формальной легитимации своей власти как можно скорее и любой ценой, и никакой природный катаклизм не должен был этому помешать. Поэтому, несмотря на постигшее страну бедствие, генералы не стали нарушать намеченный, соответственно «дорожной карте к демократии», план действий.
Результаты референдума оказались вполне предсказуемыми. Как отметила официальная пресса Мьянмы, общенациональный плебисцит был успешно проведен 10 и 24 мая 2008 г. Из 27 288 827 человек, имеющих право голоса, в референдуме приняли участие 98,12%, из которых 92,48% проголосовали
положительно. И 29 мая 2008 г. было официально объявлено, что новая конституция Республики Союз Мьянма одобрена большинством населения на референдуме1. Предыдущая «социалистическая» конституция 1974 г. была отменена сразу после военного переворота сентября 1988 г., и страна 20 лет жила без Основного закона.
По новой конституции 25% мест в обеих палатах парламента было зарезервировано за военными еще до голосования, а для принятия поправок к конституции требуется более 75% голосов общего числа депутатов.
Из трех кандидатур на посты президента и двух вице-президентов одна выдвигается от военных. Выдвигаемые кандидатуры необязательно должны быть депутатами парламента.
Новая конституция гарантирует неприкосновенность высшего военного руководства.
В отличие от предыдущих двух конституций, в которых отсутствовали положения о родственниках кандидата на пост президента, в новой появилась специальная Статья 59®, запрещающая участвовать в выборах на высшие государственные должности лицам, имеющим родственников с иностранным гражданством. По мнению многих, она написана специально, чтобы создать барьер для лидера оппозиционной партии Национальная лига за демократию (НЛД) Аун Сан Су Чжи, которую военное руководство страны содержало под домашним арестом в течение 15 лет.
Необходимость конституционной реформы
Как отмечалось выше, конституция, принятая на референдуме в условиях последствий природной катастрофы мая 2008 г., не устраивает разные слои населения. В процессе демократических преобразований и подготовки к выборам вопрос о конституционной реформе стал одним из главных и неотложных.
Принципиальное неприятие большой части населения вызывает Статья 436 о внесении поправок в текст Основного закона. Многих не устраивает и резервирование 25% мест в парламенте за представителями вооруженных сил. Согласно Статье 436 (а) конституции 2008 г. для внесения поправок в
ключевые статьи Глав I, II, III, IV, V, VI, XI и XII действующей конституции требуются сложные процедуры. Поправки должны одобрить не менее 75% депутатов, затем вопрос выносится на всенародный референдум. Поправки к конституции принимаются, если за них проголосует более половины населения, имеющего право голоса. Для внесения поправок в остальные статьи конституции, не предусмотренные Статьей 436(а), необходимо одобрение более 75% депутатов парламента. Таким образом без поддержки военной фракции невозможно внести поправки в конституцию.
Для пересмотра Статьи 59 (^ о кандидате на высшую государственную должность президента требуется вынесение вопроса на референдум. Данная Статья гласит: «... он сам, никто из родителей, супруг или супруга, никто из законнорожденных детей или их супруг или супруга не должны иметь какого-либо отношения к иностранному государству, быть подданными или гражданами какого-либо иностранного государства». Как известно, Аун Сан Су Чжи - вдова англичанина и двое ее сыновей - граждане Соединенного королевства. Эта Статья конституции в свое время была специально разработана для того, чтобы перекрыть ей путь во власть, и поэтому для того, чтобы она смогла претендовать на высшую государственную должность, необходимо внести изменения в конституцию.
Но это не единственная и не приоритетная статья конституции, против которой выступают представители и оппозиции, и этнических меньшинств. На протяжении всего периода независимости остро стоит вопрос о федеративном устройстве Союза Мьянма, с чем связано подписание договоров о перемирии с мятежными этническими военными формированиями. Главные отрицательные эпитеты для действующей конституции -это ее «недемократичность и нефедеративность». Нынешняя конституция, как и предыдущая 1974 г., не предусматривает ни федерализма как такового, ни региональной автономии. По конституции 2008 г. нет никакой разницы между союзными государствами (национальными штатами) и регионами (с бирманским населением)2. И те и другие одинаково бесправны и несамостоятельны. Законодательные собрания этих территори-
альных единиц не имеют ничего общего со степенью самостоятельности и влияния национальных штатов Индии или неэтнических территориальных субъектов федераций США или Канады. Независимый Бирманский Союз был создан на принципах Панлонского соглашения, подписанного в феврале 1947 г. между лидером национально-освободительного движения Бирмы генералом Аун Саном и представителями горных народов -шанов, качинов и чинов. В этом документе было четко прописано, что союзные государства наделяются полной автономией, закрепленной затем и в конституции 1947 г.
Этнические партии требуют существенных изменений нынешней конституции, вплоть до ее отмены и написания нового текста. Но правящая партия выступила в октябре 2013 г. с заявлением, что отмена конституции станет «опасным» шагом для государства.
В целом, критике подверглись более сотни статей действующей конституции.
Подготовка конституционной реформы
В марте 2013 г. в парламенте, по инициативе правящей Союзной партии солидарности и развития (СПСР), было принято решение о формировании Объединенной парламентской комиссии для пересмотра конституции, с целью рассмотрения возможности изменения конституции и внесения поправок3. Комиссия была создана 25 июля 2013 г., в неё вошли 109 членов парламента - представители всех партий и военной фракции, в том числе 52 человека от СПСР, 25 - от военных, 7 - от НЛД, остальные 25 - от этнических политических партий. Перед комиссией также была поставлена задача рассмотреть вопросы о самоуправлении союзных государств (штатов) и регионов, которые хотят самостоятельно избирать свое руковод-
4
ство, а не получать назначенцев из центра .
Создание комиссии стало только началом острых политических дебатов. Как известно, в парламенте подавляющее большинство голосов принадлежит правящей партии СПСР и военной фракции. Об отношении некоторых партийных функционеров к президентским амбициям Аун Сан Су Чжи можно судить по высказыванию одного из вице-председателей правя-
щей СПСР Тхей У в интервью журналу «Иравади». В конце апреля 2013 г., через три дня после решения стран Европейского Союза снять все санкции против Мьянмы, он заявил, что партия не намерена менять конституцию 2008 г., чтобы открыть путь для Аун Сан Су Чжи к президентству на выборах 2015 г.5 От представителей правящей партии в адрес Аун Сан Су Чжи также поступило предложение, чтобы ее взрослые сыновья, родившиеся и проживающие со своими семьями в Великобритании, приняли гражданство Мьянмы, т.к. двойное гражданство в Мьянме запрещено. Известный буддистский монах Ашин Ви-рату, прославившийся своими радикальными взглядами на межконфессиональные отношения в Мьянме, заявил, что «при всем его уважении к госпоже Аун Сан Су Чжи и даже его желании, чтобы она стала президентом», Статья 59(f) должна
быть сохранена, чтобы не допустить к руководству страной эт-
6
нических китайцев, мусульман и прочих иностранцев .
Парламентская комиссия по вопросам изменения Основного закона принимала от населения предложения по поправкам к конституции с 18 ноября по 31 декабря 2013 г. Были рассмотрены предложения о внесении поправок более чем в 100 статей конституции. Доклад по итогам изучения предложений и свое решение комиссия представила в парламент 31 января 2014 г. Комиссия рассмотрела 28 247 писем с предложениями внести поправки в Главу I «Основные принципы Республики Союз Мьянма» и Главу XII «Изменение конституции». Комиссия также получила 3 369 писем с предложением пересмотреть Главу III «Глава государства. Президент и вице-президенты», включая пресловутую статью 59(f). Кроме того, были получены рекомендации от правящей СПСР, оппозиционной НЛД, военной фракции парламента, Конституционного трибунала и неправительственных организаций.
Несмотря на то, что очередная (девятая) сессия парламента, открывшаяся 13 января 2014 г., имела насыщенную и разнообразную программу, рассмотрение вопросов о внесении поправок в конституцию отодвинуло все остальные пункты на второй план.
Большую полемику вызвала демонстрация комиссией петиции, со 106 102 подписями лиц, выступающих против внесе-
ния поправок в ключевые и наиболее спорные статьи конституции, включая Статью 6© «Создание условий для участия Сил обороны в осуществлении национальной, политической и ведущей роли государства», закрепляющей лидирующую политическую роль вооруженных сил, Статью 59® о кандидате в президенты и Статью 436 о процедуре внесения поправок в конституцию. Эта петиция содержалась в одной из 28 247 посылок, полученных комиссией из разных регионов. Многие парламентарии выражали сомнения в подлинности предъявленных более сотни тысяч подписей7. Заключение, представленное комиссией в парламент, не содержит рекомендаций по изменению статей о кандидатуре на пост президента и по резервированию 25% мест в парламенте для военных. Но хотя этот документ не имеет юридической силы, он отражает мнение правящей партии и правительства и желание оставить эти положения без изменений. Это подтверждает и речь главнокомандующего Силами обороны старшего генерала Мин Аун Хлаина во время ежегодного празднования Дня вооруженных сил Мьянмы 27 марта 2014 г., в которой он, в частности, подтвердил важную роль армии в политическом будущем страны, заявив, что «вооруженные силы будут и в дальнейшем активно действовать для создания дисциплинированной демократической системы». Что касается конституции, главком сказал, что «Основной закон написан не для какой-то партии, или организации, или этнической группы, или армии, его одобрили 26,7 млн. человек. Мы должны уважать волю проголосовавших за него 92,48% населения. Конституционная реформа может быть проведена в соответствии со Статьей XII Основного закона» 8. Многие полагают, что военная фракция, контролирующая 25% мест в парламенте, и согласно Статье 436, обладающая фактически правом вето на любые поправки в конституцию, тормозит или даже блокирует конституционную реформу. Но это не совсем так. Не надо забывать, что нынешний главком Сил обороны Мин Аун Хлаин получил эту должность непосредственно из рук старшего генерала Тан Шве, когда тот распределял свои властные полномочия среди подчиненных. Последний жив и здоров, вполне вероятно, что он по-прежнему контролирует происходящее в стране. И, наконец, нынешнее военное руко-
водство, включая главнокомандующего, при военном режиме были в подчинении у генерала Тейн Сейна - премьер-министра военной хунты. А сегодня они отчитываются перед ним уже как перед президентом.
Для подготовки окончательного заключения по конституционной реформе 3 февраля 2014 г. был создан Парламентский комитет по проведению конституционной реформы, состоящий из 31 депутата, в том числе 11 - от СПСР, 7 - от военной фракции, 2 - от НЛД, и по одному депутату от Партии национального единства (преемницы Партии бирманской социалистической программы генерала Не Вина) и от Национальной демократической силы (отколовшейся от НЛД перед выборами 2010 г.), а также по одному депутату от этнических партий: Шанской национальной демократической партии, Чинской прогрессивной партии, Демократической партии Палон-Саво, Национально-федеративной партии Па-О, Партии национального развития Ракхайна и Монской региональной демократической партии. Этот многопартийный комитет приступил к работе 15 мая 2014 г. Обсуждалась, главным образом, Статья 436, и как сообщили члены комитета, они пришли «в принципе» к соглашению о сокращении необходимого числа голосов для внесения поправок в конституцию с 75% до 66%9. Но окончательное решение будет принято на сессии парламента, о чем будет объявлено не позднее апреля 2015 г., т.е. за шесть месяцев до выборов, которые намечено провести во второй половине того же года.
Выступления оппозиции за внесение поправок в конституцию
Оппозиционная партия НЛД объединила свои усилия с наиболее влиятельным в стране движением Поколение 88 за мирное и открытое общество10 для организации массовых манифестаций по всей стране за проведение конституционной реформы. Объединенная оппозиция также организовала кампанию сбора подписей под петицией в поддержку внесения поправок в Статью 436 Основного закона, которая проходила с 27 мая по 19 июня 2014 г., чтобы передать полученные списки
подписей в парламентский комитет по проведению конституционной реформы.
В мае 2014 г. объединенная оппозиция организовала два массовых многотысячных митинга в поддержку пересмотра конституции в крупнейших городах страны - Янгоне и Мандалае. Спустя месяц, в июне такой митинг был проведен в городе Давей (область Танинтайи). Лидер оппозиции и ее сторонники выступали за изменение Статьи 436, требуя заменить положение, гласящее, что для внесения поправок в конституцию необходимо более 75% голосов в парламенте, на достаточность по-лученния простого большинства голосов.
Последние два года Аун Сан Су Чжи тщетно пыталась убедить политиков и военных в необходимости проведения настоящей конституционной реформы и добивалась проведения официальной четырехсторонней встречи с участием первых руководящих лиц страны - президента Тейн Сейна, главнокомандующего старшего генерала Мин Аун Хлаина и спикера парламента председателя правящей партии СПСР Шве Ма-на. Но встреча «четверки» так и не состоялась, и, похоже, лидер оппозиции потеряла терпение и на последних митингах перед тысячами единомышленников довольно резко высказывалась о военных. На митинге в Янгоне Аун Сан Су Чжи призвала членов военной фракции парламента поддержать кампанию по внесению поправок. Выступая на митинге в Мандалае перед стотысячной аудиторией, лидер оппозиции заявила: «Я объявляю им (военным - А.С.) вызов. Если они не жаждут власти, то должны набраться храбрости и честно посмотреть на существующую реальность и действовать в интересах страны... Вооруженные силы создавались как Армия независимости Бирмы, а не как Армия подавления народов Бирмы». Эти заявления председателя НЛД были с энтузиазмом поддержаны участниками митинга11.
Позднее Аун Сан Су Чжи обратилась напрямую к армии, численность которой составляет около 400 тысяч, с призывом подписать петицию за изменение Статьи 436. Она также призвала своих молодых сторонников и единомышленников написать главнокомандующему старшему генералу Мин Аун Хлаину об их мнении по вопросу пересмотра конституции. «У
меня нет денег, нет оружия, нет конституции, на которую я
могу полагаться. У меня есть только народ, в который я верю и
12
на который могу положиться», - заявила лидер оппозиции .
Подобные высказывания и массовые митинги в поддержку конституционной реформы вызывают все большую нервозность властей. Некоторые функционеры правящей партии СПСР объясняют, что оппозиции нравится устраивать хаос и беспорядки, потому что НЛД и Поколение 88 возникли в условиях антиправительственных выступлений в 1988 г. В адрес Аун Сан Су Чжи последовали обвинения со стороны Центральной избирательной комиссии. В письме, отправленном через БасеЪоок 22 мая 2014 г., ей предъявили претензию, что во время выступления на митинге 18 мая в Мандалае она нарушила Закон о политических партиях и присягу конституции, которую она приняла в 2012 г., после избрания в парламент. Это письмо должно было стать предупреждением лидеру оппозиции в ответ на ее нападки на армию, пояснил представитель избирательной комиссии. В ответ на это «предупреждение» последо-
13
вал официальный протест НЛД .
Отношение к конституционной реформе власти и разных слоев населения
В начале 2013 г. мировая пресса с восторгом констатировала, что президент Мьянмы Тейн Сейн заявил о необходимости внести поправки в конституцию. Но позднее он дал понять, что конституционная реформа должна быть проведена «плавно и в определенных границах», чтобы не допустить в стране беспорядков и нестабильности. Выступая в мае 2014 г. в Мандалае на мероприятии, посвященном проблемам образования, президент предупредил, что в стране появилась «угроза возникновения беспорядков в процессе подготовки к конституционной реформе и всеобщим выборам»14.
Автор редакционной статьи журнала «Иравади» пишет, что, «настало время правительству президента Тейн Сейна прекратить играть с надеждами бирманского народа, который долго боролся за право свободно выбирать своих лидеров». «За последние три года Тейн Сейн не проявил никаких признаков серьезных намерений провести конституционную реформу. По-
вторяется старая история: военный режим авторитарно правил страной более 50 лет и сегодня военное правительство в гражданской одежде продолжает делать то же самое. Мы устали ждать, особенно теперь, когда приближаются выборы. Наступило время позволить народу выбирать себе правительство», -говорится в статье15.
Как отмечалось выше, часть населения выступает вообще за отмену существующей конституции (2008 г.) и написание нового текста. Помимо представителей этнических групп к этой категории относятся и депутаты парламента, избранного на выборах в 1990 г. Результаты тех выборов, на которых НЛД одержала убедительную победу, не были признаны военной хунтой и парламент так и не был созван, поэтому выборы 1990 г. вошли в историю Мьянмы как «украденная победа НЛД». Победители выборов 1990 г. впервые собрались вместе в Янгоне уже в новые времена «демократических преобразований» в марте 2014 г. Из 485 избранных тогда от разных партий депутатов на встрече присутствовали 160. За прошедшие годы многие из них ушли из жизни, но на встречу приехали их родственники. Как заявил организатор мероприятия, они собрались «для обсуждения конституции 2008 г., принятой военным режимом без привлечения нас - людей, имеющих мандаты для работы над проектом конституции»16. Их не устраивает внесение поправок в Основной закон, в рамках, предложенных парламентом. По их мнению «нынешняя конституция защищает интересы правящей группы, и те не допустят внесения поправок, на которых настаивает оппозиция». На торжественной церемонии, проведенной 27 мая 2014 г. в Янгоне, посвященной 24-ой годовщине выборов 1990 г., было объявлено, что эта группа политиков в начале 2015 г. предложит президенту новый текст конституции, подготовленный вместе с представите-
17
лями этнических партий .
В союзных государствах - штатах Кайя и Шан тем временем для населения проводятся семинары по конституции. Как пояснил организатор подобного семинара в городе Таун-джи (Шан), «наш народ мало знает о конституции и плохо представляет, почему так важно ее иметь. Лишь после того, как люди поймут это, мы сможем обсуждать с ними, что делать с
18
конституцией 2008 г.» . Между тем вооруженное крыло партии народа кайя (Kayan New Land Party - KNLP) Армия освобождения кайя в июне отметила полувековой юбилей начала вооруженного сопротивления центру19. В заявлении, принятом по случаю 50-летия Дня сопротивления, было сказано, что конституция в ее нынешнем виде тормозит строительство федеративного союза и создание истинной демократии. Народ кайя будет бороться за отмену существующей конституции, опираясь на соглашение Панлонской конференции 1947 г. Секретарь KNLP полковник Со Лвин в интервью журналу «Мьянма таймс» во время церемонии празднования юбилея сопротивления выразил поддержку кампании объединенной оппозиции по сбору подписей за отмену Статьи 436 конституции и лишение военной фракции права вето20.
В своем очередном ежемесячном радиообращении к населению 31 мая 2014 г. президент Тейн Сейн вновь подтвердил свою поддержку проведения конституционной реформы, заявив, что «живая действующая конституция всегда развивается», но «изменения должны вноситься в подходящее время и в соответствии с политическими, экономическими и социальными потребностями общества». Президент также рекомендовал парламентскому комитету по конституционной реформе внимательно и беспристрастно ознакомиться с результатами сбора подписей и предложениями НЛД по изменению Статьи 436 Конституции Республики Союз Мьянма. В то же время он заявил, что мирный процесс в стране, начатый его правительством в 2011 г., потребует отсрочки принятия поправок. Он напомнил, что этнические меньшинства, многие из которых ведут вооруженную борьбу с центральным правительством уже более полувека, хотят изменения конституции на основе принципов федерализма. «Поэтому реформирование конституции возможно лишь после договоренностей о перемирии между представителями вооруженных этнических формирований и центрального правительства», - считает президент. Он также напомнил, что «некоторые государства при попытке перехода к демократии обрели хаос и нестабильность»21.
Один из членов ЦИК правящей СПСР вообще предложил провести референдум по внесению поправок в конституцию
одновременно с выборами, что сэкономило бы, по его мнению, время, финансовые и людские ресурсы. «Для того, чтобы узнать мнение народа по конституционной реформе, достаточно поставить еще одну урну на избирательных участках во время всеобщих выборов в 2015 г.», - считает политик22.
За внесение поправок в конституции немедленно, в частности, за отмену Статьи 436 выступили и представители искусства - актеры, певцы, кинематографисты и другие национальные знаменитости. Они одними из первых, еще до начала акции, подписали петицию в поддержку предложения НЛД об отмене фактического права вето военной фракции в парламенте. По словам одного из кинорежиссеров, «правительство долгое время использовало для пропаганды многих артистов, у которых просто не было выбора, но теперь они своими подписями могут показать свое отношение к конституции военной
23
хунты» .
Трехтысячная манифестация в поддержку конституционной реформы, организованная представителями 35 общественных (в том числе и профсоюзных) организаций, состоялась 25 мая в бывшей столице Янгоне. Помимо отмены статей 436, 59(1) и 6(1) конституции демонстранты выдвигали требования ослабления роли армии в политике, предоставления равных прав этническим народам, демократии и улучшения условий
24
жизни населения .
Заключение
Всеобщие выборы 2015 г. могли бы стать первыми честными и свободными выборами на многопартийной основе и подтвердить курс руководства страны на демократизацию. Однако правящая верхушка, по-прежнему по сути военная, не намерена отдавать власть оппозиции.
Подготовка к предстоящим в 2015 г. выборам в Мьянме демонстрирует формальное стремление руководства страны продолжить выполнение «дорожной карты продвижения к демократии» с тем, чтобы после десятилетий международной критики в свой адрес занять достойное место в мировом сообществе, в том числе и в правовом отношении. Ключевые политики из истэблишмента прекрасно овладели демократической
риторикой. Правительство Мьянмы стремится соблюдать и выполнять все формальные правовые нормы электоральных процессов. Специальная парламентская комиссия для рассмотрения поправок в конституцию была создана по инициативе правящей партии, но в то же время существуют серьезные разногласия между руководством страны и оппозиционной партией НЛД по вопросу пересмотра конституции. Некоторые поправки в конституцию будут внесены, но вряд ли будут изменены ключевые статьи, против которых выступают оппозиция и представители этнических меньшинств. Вряд ли на этой стадии будет отменено и 25%-е представительство военных в парламенте.
За оставшееся время до выборов руководству Мьянмы предстоит доказать, что преобразования в стране действительно демократические и необратимые. Для этого необходимо провести настоящую конституционную реформу, которая повлекла бы за собой широкий аспект изменений, связанных с управлением страной - ограничение роли военных в политике, разделение властей между центральным правительством и администрациями национальных штатов и реформирование электоральной системы, что открыло бы новую эру в истории страны.
1 The New Light of Myanmar. Yangon. 31.06.2008.
2
Республика Союз Мьянма состоит из семи регионов с преобладанием бирманского населения и семи национальных штатов, или союзных государств с этническим населением.
-у
Myanmar lawmakers to set up commission to review constitution for possible changes // Associated press. 20.03.2013.
4Parliament forms committee to review constitution // The Associated Press. 26.07.2013.
5 http://www.upi.com/Top_News/Special/2013/04/26/Suu-Kyi-wont-be-president-mling-party-says/UPI-67701366992651/?rel=20941367513411. Дата посещения 26 апреля 2014 г.
6 In meeting with NLD cofounder, Wirathu cautions against Suu Kyi presidency// The Irrawaddy. 24.02.2014; Подробно о радикальном буддизме см.: Симония А.А. «Мьянма: дестабилизирующие факторы в процессе демократизации» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы разви-
тия. Выпуск XXI. М.: ИВ РАН, 2013. С. 172-193; Симония А.А. Буддистский радикализм в Мьянме//Азия и Африка сегодня. М., 2014, № 5, с. 2732.
Constitutional review committee to submit proposal to parliament // Eleven Media Group Myanmar (далее Eleven Myanmar). Yangon. 31.01.2014.
8 The Irrawaddy, 27.03.2014.
9 The Myanmar Times. Yangon. 30.05.2014.
10 Политическое оппозиционное движение, созданное бывшими узниками совести - участниками студенческих антиправительственных выступлений в 1988 г.
11The Mizzima News, 19.05.2014; The Irrawaddy, 06.06.2014. 12The Mizzima News, 19.05.2014.
13 The Irrawaddy, 26.05.2014; Eleven Myanmar, 28.05.2014.
14 The Irrawaddy, 16.05.2014.
15 Time for Constitutional Change // The Irrawaddy Magazine, 26.05.2014.
16 Winning candidates from 1990 election meet for first time // Eleven Myanmar, 23.03.2014;The Irrawaddy, 12.03.2014 со ссылкой на сообщение в Myanmar Freedom Daily.
17 Eleven Myanmar, 28.05.2014.
1 Я
Taunggyi to hold constitutional workshop // Shan Herald Agency for News, 21.05.2014.
19 Решение о начале национального сопротивления кайя было принято в мае 1964 г., партия была создана 8 августа того же года. После тридцатилетней вооруженной борьбы с правительством командиры Армии национального освобождения кайя 26 июля 1994 г. подписали соглашение о прекращении огня. Но в отличие от других вооруженных этнических формирований Армия национального освобождения кайя не возобновила мирное соглашение с сформированным в 2011 г. правительством Тейн Сейна.
20 The Myanmar Times, 06.06.2014.
21 The New Light of Myanmar, 31.05.2014; Eleven Myanmar, 10.06.2014.
22 The Myanmar Times, 30.05.2014.
23 The Irrawaddy, 26.05.2014.
24 Eleven Myanmar, 26.05.2014.