Научная статья на тему '«Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования'

«Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3150
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЕ ФОНДЫ США / КОНГРЕСС США / КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ / БЮРО ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ГОСДЕПАРТАМЕНТА США / BUREAU FOR EDUCATION AND CULTURE OF U.S. STATE DEPARTMENT / SOFT POWER / PHILANTHROPIC FUNDS / CONGRESS OF THE USA / CULTURAL IMPERIALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фролова Ольга Александровна

В статье рассматриваются основные институты реализации политики «мягкой силы», предпосылки ее появления и становления как основного инструмента внешнеполитического влияния США. В конце автор приходит к выводу, что в настоящее время более уместно говорить о политике «умной силы» (smart power), которую проводят Соединенные Штаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Soft Power” of Foreign Policy Activity of the USA: Institutions and Mechanisms of Formation

The main institutes and mechanism of soft power policy, its preconditions and formation are being considered in this article. In the end author comes to conclusion that nowadays it’s more appropriate to talk about smart power in context of US’ foreign policy.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования»

«МЯГКАЯ СИЛА» ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ США: ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

О.А. Фролова

Кафедра мировой политики Национальный исследовательский университет —

Высшая школа экономики Покровский бульвар, 11, Москва, Россия, 109028

В статье рассматриваются основные институты реализации политики «мягкой силы», предпосылки ее появления и становления как основного инструмента внешнеполитического влияния США. В конце автор приходит к выводу, что в настоящее время более уместно говорить о политике «умной силы» (smart power), которую проводят Соединенные Штаты.

Ключевые слова: «мягкая сила», филантропические фонды США, Конгресс США, культурный империализм, Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США.

Предшественником механизма внешнеполитического влияния «мягкой силы» США можно считать «культурный империализм» или так называемую «американизацию», которая зародилась в эпоху «холодной войны», когда правительством США была создана система мер (масштабный механизм, состоящий из институтов культуры, информации, образования с целью осуществления долгосрочного и краткосрочного влияния на политические ориентиры зарубежных обществ) для распространения в конкретном зарубежном обществе американской политической культуры, идеологии, системы ценностей, а также всего того, что относится к термину «культура», в целях реализации внешнеполитических задач, в частности направленных на поддержку общественностью американской внешней политики за рубежом [5].

Именно период «холодной войны» способствовал созданию по своему уникальных обстоятельств, которые обусловили политическую необходимость установления идеологического контроля США над определенными государствами для сохранения их ориентации на демократическое устройство общества и ликвидацию распространения идей коммунизма.

Наличие угрозы интересам США в мире со стороны Советского Союза, рассматриваемого политическим истеблишментом США в качестве идеологического врага, стало определяющим фактором для активизации культурной экспансии в странах Западной Европы, Латинской Америки и Азии. Более того, период долгого противостояния сформировал особую психологическую установку для американского политического истеблишмента и большинства граждан Америки о наличии в мире постоянного идеологического врага, который продуцирует комплекс антиамериканских культурных ценностей, политических институтов и распространяет это в мире [3].

Тем не менее, американский ученый Ричард Пэлс утверждает, что неправомерно говорить об американском «культурном империализме», предлагая тем самым различать понятия американской и глобальной культуры. Он утверждает, что США находились и продолжают находиться под влиянием общемировых культурных тенденций, глобальной культуры и лишь благодаря своей социокультурной специфике «переупаковывают» эти продукты и ретранслируют на весь мир [7].

Термин «мягкая сила» был введен позднее, в начале 90-х гг., профессором Гарвардского Университета Джозефом Найем, согласно которому «мягкая сила» — эта форма политической власти, которая достигает желаемых результатов на основе исключительно добровольного участия за счет простой привлекательности и убеждения в правильности проведения той или иной политики.

Джозеф Най определяет «мягкую силу» как производное трех составляющих:

— культуры государства (тех ее элементов, которые могут быть привлекательны для других);

— политических ценностей государства;

— внешней политики государства.

В зависимости от уровня социально-экономического развития общества, его восприимчивости к внешним событиям и, конечно, степени информатизации общества зависит уровень влияния «soft power».

Джозеф Най также дает оценку американской ресурсной базе «мягкой мощи». Ее первый «критерий» применительно к США — привлекательность американской культуры и образа жизни. Най также обращает свое внимание на такие положительные показатели США, как численность принимаемых эмигрантов, объем выпускаемой телепродукции, численность иностранных студентов в США и количество американцев среди нобелевских лауреатов в области физики, химии и экономики.

Второй определяющий «критерий» soft power США — американская политическая идеология, которая пользуется поддержкой среди большинства населения зарубежных стран [6].

Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что проведение политики «мягкой силы» Соединенными Штатами во внешнеполитической деятельности происходит на официальном и неофициальном уровнях. Официальное направление политики «мягкой силы» относится прежде всего к культурной и образовательной экспансии западных ценностей и предполагает стандартный механизм, прежде всего государственного регулирования культурной сферы внешней политики. Имеются в виду в основном органы, курирующие этот сегмент, а вместе с тем и негосударственные рычаги управления и финансирования культуры — филантропические фонды и спонсорские организации.

К неофициальной политике «мягкой силы» следует отнести так называемую массовую культуру — фильмы, телепередачи, телесериалы, музыте — которая уже давно является основным источником формирования имиджа США. Кроме того, сюда относятся все средства массовой информации: ТВ, радио, Интернет и проч.

Фролова О.А. «Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США.

Немаловажно отметить, что в данном сегменте огромным влиянием и поддержкой общественности пользуются наиболее известные артисты и исполнители, чье мнение и высказывания относительно тех или иных политических событий вызывает широкий общественный резонанс. Ярким примером может послужить недавнее выступление американской певицы Мадонны, которая в ходе своего концерта в России выступила в поддержку участниц группы «Pussy Riot».

Говоря о госинститутах, которые непосредственно формируют и занимаются проведением политики «мягкой силы», стоит в первую очередь упомянуть Бюро по делам образования и культуры, которое расположено в структуре Госдепартамента США. Именно оно отвечает за развитие взаимоотношений между США и другими государствами посредством разработки и осуществления международных образовательных программ и семинаров. Учреждение также обеспечивает развитие связей на личном, профессиональном и институциональном уровнях, между частными лицами и организациями, как в США, так и за рубежом. Помимо этого ведомство отвечает за распространение информации за пределами США об американской истории, современном обществе США, американском искусстве и культуре.

Бюро по делам образования и культуры, в частности, выступает с инициативой и способствует осуществлению множества образовательных программ, таких как, например, широко известная программа Фулбрайт, которая предоставляет гранты аспирантам, исследователям, преподавателям и руководителям.

Через Госдепартамент также реализуется ряд программ по укреплению культурных контактов с зарубежными партнерами для популяризации американской культуры и искусства. В том числе Госдепартамент обеспечивает официальное представительство американского современного изобразительного и других видов искусства на крупных международных выставках, участвует в организации выездных экспозиций американских художников. Также по линии Госдепартамента проводится отдельная кинематографическая программа в сотрудничестве с Кинематографической ассоциацией США и другими организациями при поддержке коммерческих структур.

Финансирование программ Бюро по делам образования и культуры осуществляется за счет средств как федерального бюджета, так и частного капитала. С точки зрения неправительственной поддержки наиболее заметными и известными программами Бюро являются ранее упоминавшаяся программа Фулбрайт, а также программа для иностранных гостей. Интересно, что финансирование культурных программ за рубежом иногда проходит через бюджеты территориальных бюро Госдепартамента. Кроме того, на реализацию проектов по двусторонним культурным обменам немалые ассигнования выделяются со стороны государств — участников проектов [2].

Также в данном контексте стоит отметить роль Конгресса США, который является учредителем крупнейших в США правительственных организаций в области науки, культуры и искусства, например, Национального фонда искусств, Национального фонда гуманитарных наук и т.д.

Кроме того, именно Конгресс США занимается формированием законодательной базы, обеспечивающей функционирование внутренней и внешней политики в области культуры.

К тому же Конгресс ежегодно утверждает статьи бюджета, предназначенные для финансирования культуры, в том числе ассигнования на содержание государственных организаций (GSE — government sponsored enterprises) [4], к ним относятся такие учреждения, как Смитсоновский институт, Национальная галерея, Центр исполнительского искусства им. Дж. Кеннеди, Международный центр Вуд-ро Вильсона и др. Эти учреждения также прямо или косвенно участвуют в осуществлении внешней культурной политики американского правительства, что, в частности, проявляется в организации и проведении международных культурных обменов, организации выставок, взаимных обменах экспонатами для проведения экспозиций и т.д.

Ввиду отсутствия в системе госорганов США ведомства, аналогичного Министерству культуры, значительную поддержку и влияние в распространение культуры США как внутри страны, так и за ее пределами оказывают частные филантропические фонды.

Фонды совместно с различными спонсорскими учреждениями стали своеобразным фундаментом разветвленной сети различных организаций, которые включают независимые научно-исследовательские и общественные организации, совместно финансируемые и управляемые, определяющие условия и соответствующие рамки для формирования долгосрочного внешнеполитического курса США на мировой арене.

Следует обозначить три главных направления, по которым действуют основные филантропические фонды: разработка целей и направлений внешнеполитического курса, а также стратегии и тактики для их достижения в будущем; идеологическое обоснование и социально-экономическое обоснование разработанного курса, а также их пропаганда в качестве целей, отвечающих интересам американского общества; подготовка, рекрутирование собственных и зарубежных кадров для практического осуществления деятельности фондов США за ее пределами.

Кроме того, огромную роль в реализации политики «мягкой силы» США и программ публичной дипломатии в целом играют неправительственные организации (НПО). Помимо федеральных ведомств на международной арене действуют сотни и тысячи НПО, которые так или иначе выступают в защиту американских национальных интересов и способствуют созданию положительного образа США в мире. По некоторым данным, только во внешнеполитической деятельности США участвуют около 15 тысяч НПО, всего же их в США, по информации Госдепартамента, свыше миллиона.

Сегодня американские эксперты все реже используют некогда популярный термин «мягкая сила», отмечая тот факт, что последние администрации США почти официально говорят об «умной силе» (smart power), которая сочетает «жесткую» (1) и «мягкую» силу, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Фролова О.А. «Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США.,

Говоря о политике «умной силы», стоит упомянуть такие страны, как Ливия и Сирия, в отношении которых, по заявлениям Хиллари Клинтон, США придерживаются именно данного вектора.

По словам главы Россотрудничества Константина Косачева, в китайской политологической школе даже вывели математическую формулу, которая характеризует распределение «мягкой» и «жесткой» силы в стратегии государства. Она сводится к тому, что сочетание эти двух параметров надо рассматривать не как сумму, а как произведение. И если один из показателей — «мягкий» или «жесткий» — стремится к нулю, то общий результат окажется нулевым [1].

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Форма политической власти, связанная с применением военного и/или экономического принуждения для коррекции поведения или интересов других политических сил. Согласно названию эта форма политической власти часто является агрессивной и наиболее эффективна, когда субъект власти имеет меньшую военную или экономическую силу.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Россия набирает силу // Российская газета. — Федеральный выпуск № 5952 (279). — 04.12.2012.

[2] Филимонов Г.Ю. Мягкая сила культурной дипломатии США. — М.: Изд-во РУДН, 2010.

[3] Цветкова Н.А. Cultural imperialism: международная образовательная политика США в годы: «холодной войны». — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007.

[4] Department of the Interior and Related Agencies Appropriations for 2002: Hearings before a Subcommittee of the Committee on Appropriations, House of Representatives, 107th Congress, 1 sess. — Washington: Gov. print. Off., 2001. — Part 4: Justifications of the Budget Estimates.

[5] Iriye A. Culture and Power: International Relations and Intercultural Relations // Diplomatic History. — 1979. — Vol. 10.

[6] Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. — New York: Basic Books, 1990.

[7] Pells R. Is American Culture "American"? URL: www.usinfo.state.gov/journals/itgic/ 0206/ijge/pells.

REFERENCES

[1] Rossija nabiraet silu. Rossijskaja gazeta, Federal'nyj vypusk no. 5952 (279), 04.12.2012.

[2] Filimonov, G. Ju., Mjagkaja sila kul'turnoj diplomatii SShA. Moscow, RUDN, 2010.

[3] Cvetkova, N.A., Cultural imperialism: mezhdunarodnaja obrazovatel'naja politika SShA v gody «holodnoj vojny». SPb., Izd-vo SPb. un-ta, 2007.

[4] Department of the Interior and Related Agencies Appropriations for 2002: Hearings before a Subcommittee of the Committee on Appropriations, House of Representatives, 107th Congress, 1 sess. Washington: Gov. print. Off., 2001. Part 4: Justifications of the Budget Estimates.

[5] Iriye, A., Culture and Power: International Relations and Intercultural Relations. Diplomatic History, 1979, Vol. 10.

[6] Nye, J., Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990.

[7] Pells, R., Is American Culture "American"? Available at: www.usinfo.state.gov/journals/itgic/ 0206/ijge/pells.

Вестннк Py^H, cepua Поnитоnогин, 2013, № 3

"SOFT POWER" OF FOREIGN POLICY ACTIVITY OF THE USA: INSTITUTIONS AND MECHANISMS OF FORMATION

O.A. Frolova

The Department of World Politics The Higher School of Economics Pokrovskiy blvd., 11, Moscow, Russia, 109028

The main institutes and mechanism of soft power policy, its preconditions and formation are being considered in this article. In the end author comes to conclusion that nowadays it's more appropriate to talk about smart power in context of US' foreign policy.

Key words: Soft power, philanthropic funds, Congress of the USA, cultural imperialism, Bureau for education and culture of U.S. State Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.