УДК 327
«МЯГКАЯ СИЛА» ПО-ТУРЕЦКИ
Нутфуллина З.Г.
kvmukfu@mail.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В современном мире концепция «мягкой силы» выступает в качестве весьма интересного феномена международных отношений, исследование которого действительно представляется актуальным для многих практиков и теоретиков. В данной статье предпринята попытка анализа концептуальной основы феномена «мягкой силы» в Турции. Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, чему свидетельствует тот факт, что из всех стран ближневосточного региона Турция имеет наибольшие права на роль «моста цивилизаций» и она же затрачи-вает огромные усилия по продвижению себя и своего положительного образа за рубежом. За два последних десятилетия комплекс внутри- и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу геополитических интересов этой страны. Также автором были рассмотрены механизмы реализации стратегии мягкой силы и дана оценка роли гуманитарных проектов как инструмента данного феномена.
Ключевые слова: Турция, «мягкая сила», внешняя политика Турции, «Стратегическая глубина», «ноль проблем с соседями», культурная дипломатия, геополитические интересы.
Процесс глобализации, протекающий в современном мире, оказывает фундаментальное влияние на систему международных отношений, изменяя не только конкретные практики и внешнеполитический инструментарий, но, во многом, и саму суть, и логику функционирования международной политической системы. В условиях растущей взаимозависимости мира, использование традиционных методов воздействия, которые также называют жесткой силой, а именно методы военно-экономического воздействия и принуждения, становится все менее эффективным.
Доведение кризисной ситуации до стадии военного вмешательства того или иного рода, как показывает практика, ведет не только к эскалации конфликта, но и к его все меньшей управляемости, что, в конечном итоге, может нести угрозу самой мирополитической системе. Иными словами, изменяется баланс между жесткой силы как совокупности традиционных методов (военно-политическое давление) и мягкой силы как инструмента достижения каких-либо конкретных политических целей на добровольной основе участия союзников, в пользу второй.
Одним из государств, переосмысливших как проблематику политических и культурных ценностей, как основы существования политической системы, так и внешнеполитические перспективы, открывающиеся перед целым рядом государств в эпоху глобализации, была Турецкая Республика. За последние 16 лет, в течение которых у власти в стране находится умеренно-исламская Партия справедливости и развития, произошла коренная трансформация как турецкой внутренней и внешней политики, так и самосознания Турции как части глобального политического пространства.
Турция, активно реализующая стратегию мягкой силы с целью упро-чения своего положения в регионе и мире, использует весьма обширный ин-струментарий - как государственные институты, специально созданные для проведения мягкой силы, так и методы культурной дипломатии, работу него-сударственных структур, осуществление экономических и инфраструктурных проектов за рубежом с целью создания позитивного внешнеполитического имиджа.
Политические науки
Начиная с 2005 г. турецкая внешняя политика, претерпевая коренную трансформацию в рамках новой внешнеполитической стратегии, сформулированной А.Давутоглу, приобрела дополнительное измерение в части реализации «мягкой силы» Турции - культурной дипломатии, выражающейся подчас в культурной экспансии. Монографию главного архитектора современной внешней политики Турции, бывшего министра иностранных дел, а ныне - премьер-министра Республики Ахмета Давутоглу «Стратегическая глубина», увидевшую свет в 2001 г. и с тех пор неоднократно переиздававшуюся, принято считать изложением основ теории неоосманизма. Основным постулатом данного труда является утверждение о несбалансированности внешней политики Турции, выражающейся в крене в сторону отношений с Западной Европой и США в ущерб интересам Турции в других регионах мира, особенно в регионе Среднего Востока . В этой связи А. Давутоглу указывает на необходимость определения для Турции принципиально новой роли - региональной (а впоследствии - и глобальной) державы, наследницы -как в географическом, так и в культурном смысле - Османской империи. Одним из основных принципов и конечной целью новой внешнеполитической стратегии при этом названо формирование нового имиджа Турции. Ключевую роль в реализации и координации деятельности в сфере «мягкой мощи» играют такие ведомства и институты, как Министерство иностранных дел, Министерство туризма и культуры, Министерство общественной дипломатии, Фонды Юнуса Эмре, Турецкий Красный полумесяц и многие другие.
К инструментам мягкого воздействия можно отнести такие направления, как сотрудничество в сфере культуры и продвижение языка. Показательно то, что целевой аудиторией данных программ являются не только иностранные граждане, но и турецкие граждане, проживающие за рубежом. Для создания привлекательного имиджа за границей и для реализации стратегии продвижения страны Турецкая Республика участвует в различных культурных мероприятиях. Сохранение культурного турецкого наследия и наследие стран-партнеров также рассматривается в качестве наиболее значимого инструмента «мягкой силы» данной страны. Культурная дипломатия, как средство установления межцивилизационного диалога, как способ «мягкого» экспорта политических, идеологических, религиозных, мировоззренческих установок и ценностей, используется всеми государствами мира, чье влияние на мирополитические процессы можно оценить как значительное. Культура является одним из основных рычагов влияния, применяемых турецкой мягкой силой. Ахмет Давутоглу, как основной идеолог современной турецкой внешней политики, делает ставку на сотрудничество, оставаясь, таким образом, верным либеральной школе политической мысли.
Мероприятия в сфере культуры обычно имеют значительное влияние, оценить которое можно только в среднесрочном или долгосрочном периоде. Данные мероприятия помогают преодолеть предубеждения и стереотипы относительно Турции, особенно в европейских странах, и повысить интерес к Турции и ее культуре. Культурная дипломатия проводится в русле турецкой внешней политики и находится в юрисдикции Министерства иностранных дел. Министерство культуры и туризма также принимает участие в продвижении турецкой культуры за рубежом. Созданием культурных центров занимается Министерство иностранных дел. Задача создания центров заключается в том, чтобы «распространять турецкую культуру, язык и искусство и раз-
Казанский вестник молодых ученых
вивать двусторонние отношения между Турцией и другими странами, помогать турецким гражданам в адаптации в той стране, в которой они живут». Кроме того, турецкие литературные и языковые департаменты и турецкие курсы, созданные в зарубежных университетах, обеспечиваются лекторами и необходимым техническим оборудованием. В 2007 г. с целью продвижения турецкой культуры, общества и языка был создан Институт Юнуса Эмре. Деятельность института направлена на исследование возможностей по улучшению продвижения и обучения турецкой культуре, истории, языку и литературе, поддержке научных исследований посредством сотрудничества с различными организациями и информирования общественности посредством публикации результатов работы. Институт также проводит обучение ученых и исследователей, занимающихся турецким языком, историей, культурой, искусством и музыкой, а также реализует сертификационные программы. Институт участвовал в создании турецких культурных центров Юнуса Эмре в различных странах для продвижения турецкого языка, культуры, искусства и истории. Данные центры проводят культурные мероприятия, реализуют научные проекты и учебные курсы, направленные на укрепление дружественных связей и увеличение культурных обменов с другими странами.
Развитие данного вопроса породил неподдельный интерес у зарубежных политологов и международников. В частности, следует выделить работы Х. Ал-тыная, И. Калына и др. Среди отечественных работ стоит выделить Н.Г. Кире-ева, Н.Ю. Ульченко, А.А. Гурьева, более конкретно проблема воздействия инструментов «мягкой силы» отражена в работе Е.А. Сафонкиной. Тем не менее, данный вопрос остается актуальным аспектом. Российские исследователи А.В. Аватков и Е.Е. Чулковская, проанализировав деятельность центров культуры имени Юнуса Эмре, пришли к выводу, что подобные учреждения представляют собой важный механизм лоббирования интересов Турции.
Методологической основой исследования явилась совокупность методов, выбор которых обусловлен целями, задачами и предметом исследования. Общелогические и общенаучные методы позволили обеспечить корректность при формулировании выводов и построении параметров исследовательского поиска. Системный подход использовался для комплексного рассмотрения предмета исследования, что позволило изучить его отдельные элементы, изучить их взаимосвязь в рамках предмета исследования как единого целого.
Использование метода соотношения исторического и логического позволило проследить содержательную трансформацию турецкой внутренней и внешней политики, формирование нового внешнеполитического курса Турции. Институциональный подход способствовал выявлению характерных отличительных черт и институтов и смыслов современной турецкой внешней политики. При изучении официальных документов, научных публикаций в периодической печати, и информационно-аналитических материалов применялся метод контент-анализа и сравнительный анализ.
Проведенный анализ показывает, что политика «мягкой силы» за последние два десятилетия приобрела ключевое значение для реализации внешней политики Турции. Изначально политика «мягкой силы» Турции формировалась на основании исторической, культурной и языковой общности стран евразийского региона, однако Турция не ограничилась лишь данными направлениями, она стала активно развивать деловые связи, проводить политику по содействию развитию стран, входящих в сферу ее геополитического влияния. За последнее десятилетие Турцией был выработан ком-плекс
155
Политические науки
форм реализации «мягкой силы», доказавших свою эффективность. В сфере продвижения культуры и языка подобными формами стали создание школ, в которых изучаются турецкий язык, турецкая история и культура, и кафедр преподавания турецкого языка в крупнейших университетах стран-объектов, а также финансирование восстановления исторических памятни-ков, относящихся к турецкой истории, в странах-объектах. В сфере сотруд-ничества в области образования, науки и инноваций Турция поддерживает заключение соглашений о сотрудничестве между университетами, а также совместные исследовательские проекты в рамках реализации программ научно- технического сотрудничества со странами-объектами «мягкой силы» .
Главным инструментом развития деловых связей стали двусторонние и многосторонние бизнес-советы, упрощающие деятельность турецких предпринимателей в странах-объектах. Богатый опыт плодотворной работы в сфере содействия международному развитию был накоплен Турцией за счет органично функционирующей системы содействия международному развитию, базирующейся на ключевом институте - TIKA, создании широкой сети локальных офисов TIKA в приоритетных странах, оценке приоритетных сфер для стран-объектов и реализации проектов именно в этих сферах. Демократические реформы, проведенные в Турции в 2000-е годы, стимулировали активность турецких бизнес-организаций и НПО, что способствовало наращиванию потенциала общественной дипломатии страны. Таким образом, новая, постоянно трансформирующаяся политика «мягкой силы» Турции доказала свою эффективность, и при условии урегулирования нерешенных вопросов влияние Турции как в евразийском регионе, так и на мировой арене будет возрастать.
Литература
1. Аватков В.А., Бадранов А.Ш. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. XXI. 2013. № 2 (27). С. 5-11
2. Аватков В.А., Чулковская Е.Е. Центры турецкой культуры имени Юнуса Эмре -«мягкая сила» Турции // Геополитика и безопасность. 2013. № 2 (22). С. 116-123
3. Сафонкина Е.А. Турция как новый актор политики «мягкой силы» // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 145-167.
4. Altinay Hakan. Turkey's Soft Power: An Unpolished Gem or an Elusive Mirage? // Insight Turkey Vol. 10, 2008, №2.
5. Bilgin P., Eli§ B. Hard Power, Soft Power: toward a more realistic power analysis //Insight Turkey. 2008. Vol. 10. No. 2. P. 5-20.
6. Candemir Yeliz. Turkish Soap Operas: The Unstoppable Boom. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://blogs.wsj .com/middleeast/2013/04/29/turkish-soap-operas-the-unstoppable-boom/
7. Davutoglu A. Turkey's foreign policy vision: an assessment of 2007 // Insight Turkey. 2008. Vol. 10. No. 1. P. 77-96.
8. Kalin I. Soft power and public diplomacy in Turkey // PERCEPTIONS, Volume XVI, 2011, № 3.
9. Oguzlu T. Soft Power in Turkish Foreign Policy // Australian Journal of International Affairs. Vol. LXI., 2007, № 1.
10. Turkish Cultural Centers, Turkish Language and Literature De-partments and Turkish Education Centers / Republic of Turkey, Ministry of foreign affairs // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/turkish-cultural-centers_-turkish-language-and-literature-departments-and-turkish-education-centers.en.mfa
11. Zengin G. Hoca. Türk Di§ Politikasinda "Davutoglu Etkisi". Istanbul: Inkilap Kitabevi, 2010. 487 s.
Казанский вестник молодых ученых
"SOFT POWER" IN TURKISH
Z. Nutfullina
kvmukfu@mail.ru
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract. In the modern world, the concept of "soft power" acts as a very interesting phenomenon in international relations, the study of which really seems relevant for many practitioners and theorists. This article attempts to analyze the conceptual basis of the phenomenon of "soft power" in Turkey. The activization of Turkey's "soft power" in the countries of the Eurasian region was facilitated by its history and geographical location at the crossroads from Europe to Asia, which is evidenced by the fact that of all the countries of the Middle East region Turkey has the greatest rights to the role of a "bridge of civilizations" and it also costs - Great efforts are being made to promote oneself and one's positive image abroad. Over the past two decades, a complex of domestic and foreign policy factors has led to a significant transformation of the policy of "soft power" in Turkey, which has strengthened its influence in countries that are part of the geopolitical interests of this country. The author also examined the mechanisms for implementing the soft power strategy and assessed the role of humanitarian projects as an instrument of this phenomenon.
Keywords: Turkey, "soft power", Turkish foreign policy, "Strategic depth", "zero problems with neighbors", cultural diplomacy, geopolitical interests.
Сведения об авторе
Нутфуллина З.Г. студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. sinceglobal@gmail.com
Author of the publication
Z. Nutfullina, student, Kazan Federal University, Kazan, Russia. sinceglobal@gmail. com
Дата поступления 22.03.2019