Научная статья на тему 'Мы в команде страны, или история первых успехов'

Мы в команде страны, или история первых успехов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкин Максим Юрьевич

Мы долго запрягаем, но быстро едем — так характеризуют многие нашу страну. И проект WorldSkills Russia, наверное, не исключение. Два года понадобилось Челябинской области, чтобы до конца понять цели и задачи движения молодых профессионалов. На этом пути было все: непонимание, отсутствие методических и человеческих ресурсов, отсутствие регулирующей системы, но тем приятнее были редкие победы студентов в начале пути. Главным показателем на данный момент является тот факт, что уже второй год национальная сборная команда не может обойтись без челябинских студентов, — мы лучшие в стране мехатроники и web-дизайнеры!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы в команде страны, или история первых успехов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХХ! ВЕКА

WORLDSKILLS

Мы в команде страны, или история первых успехов

Мы долго запрягаем, но быстро едем — так характеризуют многие нашу страну. И проект WorldSkills Russia, наверное, не исключение. Два года понадобилось Челябинской области, чтобы до конца понять цели и задачи движения молодых профессионалов. На этом пути было все: непонимание, отсутствие методических и человеческих ресурсов, отсутствие регулирующей системы, но тем приятнее были редкие победы студентов в начале пути. Главным показателем на данный момент является тот факт, что уже второй год национальная сборная команда не может обойтись без челябинских студентов, — мы лучшие в стране мехатроники и web-дизайнеры!

МАЛКИН

Максим Юрьевич,

заместитель директора ГБОУ ДОД ДУМ «Смена»

WorldSkills Russia в Челябинской области нашел свой вектор развития. и на данный момент в это движение включились 42 профессиональных образовательных организации, подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области, а это 85 % от общего числа учреждений СПО. В марте 2014 года был проведен II региональный чемпионат, в котором приняли участие 119 студентов и 125 экспертов по 11 компетенциям. По его итогам была сформирована региональная сборная для участия в национальном чемпионате по рабочим профессиям WorldSkills Russia-2014 (Казань). И тут возник вопрос: «Что делать?».

Министерством образования и науки Челябинской области и РКЦ WSR-Челябинск для участников региональной сборной была поставлена цель — достойно представить регион и получить как можно больше положительного опыта. Мы не прогнозировали количество медалей и призовых мест, потому что знали свои минусы, знали, что на чемпионат едут представители 40 регионов РФ. Тщательное изучение предварительных конкурсных заданий, реализация их на этапе подготовки конкурсантов, консультации с национальными экспертами и бизнес-партнерами, желание стать лучше для себя, а не лучшим для всех — это факторы успеха нашей команды на данном этапе.

Процесс подготовки по отдельным компетенциям требует кропотливой работы экспертов со студентом, современного оборудования, которого, к сожалению, в наших учреждениях очень мало. Решать эти задачи предстояло целой командой, и вот тут пришло понимание, что в образование должны активно включаться наши спонсоры и бизнес-партнеры, чтобы обеспечить базу для подготовки конкурсантов. Сделаны первые шаги в этом диалоге — приня-

то решение создать сеть специализированных центров компетенций (СЦК) на базе профессиональных образовательных организаций.

Сквозь тернии...

Задания национального чемпионата не строятся на основе ФГОС, в них заложен более широкий спектр профессионализма. Не было сомнений, что с конкурсными заданиями справятся все участники, но за какое время? Современная индустрия требует от специалистов не только качества, но и оперативности. Если у мехатроников и веб-дизайнеров более или менее все под рукой, и было понятно, в каком направлении идти, то, например, парикмахерам пришлось полностью перестраиваться, потому что они никогда в учебных целях не использовали манекены-головки. Участники по кирпичной кладке не имели в своем учреждении элементарного станка по резке кирпича — пришлось местным «кулибиным» переделывать то, что есть, чтобы достичь максимального эффекта.

Немаловажным результатом чемпионата стало понимание, в каком направлении следует корректировать образовательные программы, совершенствовать материально-техническую базу для обеспечения качественного образовательного процесса.

Одна из важных составляющих на этапе подготовки команды к чемпионату — психологическая поддержка. Студенты привыкли работать в закрытых помещениях, в комфортных условиях, на подсказках, а ШогЫ8кйЬ — это новый формат, который требует высокой стрессо-устойчивости, навыков уверенного поведения, умения работать в команде. Был организован специальный психологический тренинг, который эксперты и участники, первоначально настроенные скептически, оценили по достоин-

WORLDSKILLS

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХХ ВЕКА

ству. Подобные тренинги должны проводиться систематически, возможно, и в условиях СЦК. Правильно подобранные тим-лидеры — еще один фактор успеха.

Наши достижения

Сложный процесс подготовки отразился на результатах, которые оказались более высокими, чем ожидали. Мы вернулись с национального чемпионата с 6-м общекомандным местом из 39. Личные результаты распределились следующим образом:

ЗОЛОТО в компетенциях «МЕХАТРОНИ-КА» — Александр Карнаухов и Константин Кременцов (Политехнический колледж, Магнитогорск), «WEB-ДИЗАЙН» — Александр Пинашин (Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова), «ВИДЕОМОНТАЖ» — Эдуард Ершов (Челябинская государственная академия культуры и искусств).

СЕРЕБРО в компетенции «ЭЛЕКТРИК» — Владимир Мисцивский (Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова);

БРОНЗА в компетенциях «ФЛОРИСТИКА» — Анна Медведева (Южно-Уральский государственный технический колледж), «КИРПИЧНАЯ КЛАДКА» — Кирилл Ведерников (Миасский строительный техникум).

За профессиональное мастерство отмечены: Андрей Кузнецов в компетенции «ПОВАР-

СКОЕ ДЕЛО» (Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли), Владислав Чурмантеев — в компетенции «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА CAD» (Миасский машиностроительный колледж), Олег Нур-гужин — в компетенции «ТОКАРНОЕ ДЕЛО НА СТАНКАХ С ЧПУ» (Южно-Уральский государственный университет), Татьяна Леготи-на — в компетенции «ТЕХНОЛОГИЯ МОДЫ» (Технологический колледж Южно-Уральского государственного университета).

Семь студентов по итогам чемпионата рекомендованы в состав национальной команды, которая будет представлять РФ во Франции на EuroSkills в октябре 2014 года.

Напомним, что координатором движения WorldSkills Russia в Челябинской области является специально созданное приказом Министерства образования и науки Челябинской области структурное подразделение на базе ГБОУ ДОД ДУМ «Смена» — Региональный координационный центр WorldSkills Russia — Челябинск.

В рамках национального чемпионата министром образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецовым и техническим делегатом WorldSkills International от РФ П. П. Черных была подписана дорожная карта развития движения WorldSkills Russia на территории Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.