Научная статья на тему '«Мы сможем создать эффективную систему фармаконадзора, только привив врачам культуру репортирования»'

«Мы сможем создать эффективную систему фармаконадзора, только привив врачам культуру репортирования» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепахин Владимир

Специальные службы контроля безопасности лекарств созданы и функционируют во многих странах мира. Их главная задача раннее выявление нежелательных побочных реакций при фармакотерапии (НПР) и принятие необходимых административных мер для их предупреждения. О важности этой проблемы свидетельствует тот факт, что осложнения лекарственной терапии в некоторых развитых странах входят в первую пятерку причин смертности. В 1997 г. в России была предпринята попытка создания современной системы фармаконадзора, но по ряду причин эта работа не была завершена. Два года назад работа в этом направлении возобновилась, был образован и начал действовать Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепахин Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мы сможем создать эффективную систему фармаконадзора, только привив врачам культуру репортирования»»

2009 январь РШШ1ШМ

ВЛАДИМИР ЛЕПАХИН:

«МЫ СМОЖЕМ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ФАРМАКОНАДЗОРА, ТОЛЬКО ПРИВИВ ВРАЧАМ КУЛЬТУРУ РЕПОРТИРОВАНИЯ»

Специальные службы контроля безопасности лекарств созданы и функционируют во многих странах мира. Их главная задача — раннее выявление нежелательных побочных реакций при фармакотерапии (НПР) и принятие необходимых административных мер для их предупреждения. О важности этой проблемы свидетельствует тот факт, что осложнения лекарственной терапии в некоторых развитых странах входят в первую пятерку причин смертности. В 1997 г. в России была предпринята попытка создания современной системы фармаконадзора, но по ряду причин эта работа не была завершена. Два года назад работа в этом направлении возобновилась, был образован и начал действовать Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС.

Какие конкретные задачи он решает, с какими трудностями сталкивается и насколько тесно взаимодействует с международными организациями по фармаконадзору? На эти вопросы мы попросили ответить руководителя Федерального центра мониторинга безопасности лекарств, эксперта ВОЗ по оценке ЛС, члена-корр. РАМН, проф. Владимира ЛЕПАХИНА.

?— Владимир Константинович, Вы стояли у истоков создания рос-• сийской системы фармаконадзора в 1997 г. Бълали она эффективной, и почему в 2007 г. встал вопрос о создании новой?

— Попытка создания системы фармаконадзора в 1997 г. хоть и не была доведена до логического завершения, но дала определенные положительные результаты. Тогда наряду с федеральным центром по изучению побочных действий ЛС, который мне поручили возглавить, было организовано более 20 региональных центров, что являлось несомненным преимуществом новой системы фармаконадзора по сравнению с системой, существовавшей в СССР.

Как известно, в СССР вопросами фар-маконадзора занимался исключительно Всесоюзный центр по изучению побочных действий ЛС Минздрава. Он получал и анализировал спонтанные сообщения о НПР, готовил нормативно-правовые документы в области фармаконадзора, выпускал специальный реферативный журнал «Побочное действие лекарств». Однако излишняя централизация не позволяла наладить

эффективную работу на местах и добиться необходимых результатов во всех регионах огромной страны по той простой причине, что врачи были не готовы присылать спонтанные сообщения, на которых как раз и строится работа по фармаконадзору, и никакие приказы не могли их заставить это делать.

С врачами нужно работать, убеждать их в том, что предоставление информации о нежелательных побочных реакциях является их профессиональным и гражданским долгом. Для того чтобы активизировать эту работу, мы посчитали целесообразным изменить систему фармаконадзора: сделать ее децентрализованной и организовать региональные центры по контролю ЛС в каждом субъекте РФ. Как правило, они открывались на базах областных и краевых больниц, что позволяло специалистам по фармаконадзору находиться в постоянном контакте с врачами, пациентами, родственниками больных, прежде всего в детских клиниках, и это, несомненно, облегчало сбор данных о НПР. Становлению и развитию фармаконадзора в России значительно способствовало и то, что нам

удалось впервые внести в Закон «О лекарственных средствах», утвержденный в 1998 г., специальные статьи, обязывающие всех субъектов обращения ЛС сообщать о случаях возникновения НПР. В результате этого количество спонтанных сообщений врачей о НПР достигло 1000 в год, и Россия была принята в программу ВОЗ по международному мониторингу ЛС. Но после моего ухода с поста директора Федерального центра по контролю лекарств в связи с назначением на должность заместителя генерального директора ВОЗ в Женеве, ухода других специалистов по фармаконадзору, а также целого ряда реорганизаций, которые пережил федеральный центр, его работа практически прекратилась. Не стало единого информационного центра и базы данных, позволяющих говорить о национальной системе учета побочных эффектов ЛС. И хотя некоторые региональные центры продолжали автономно работать, почти вся информация о НПР поступала в Россию по линии программы ВОЗ по международному мониторингу лекарств и из литературных источников. Данные же о НПР в связи с использова-

12 ВЛАДИМИР ЛЕПАХИН: «МЫ СМОЖЕМ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ФАРМАКОНАДЗОРА...»

РЕМОДШМ 2009 январь

нием отечественных препаратов практически отсутствовали. При содействии ВОЗ мы обучили более тысячи специалистов стран СНГ, включая и Россию, организации фар-маконадзора и контроля над соблюдением международных стандартов при клинических испытаниях. В 2007 г., вернувшись в Россию, я обратился к руководителю Росздравнадзора Н.В.Юргелю с письмом, в котором обосновал необходимость восстановления фармаконадзора в нашей стране, и нашел полное понимание и поддержку. Уже на первой коллегии Росздравнадзора, состоявшейся в сентябре 2007 г., была рассмотрена проблема состояния фармаконадзора в стране и отмечена низкая активность субъектов обращения ЛС по сбору и предоставлению информации о НПР. После этого специалистам Росздравнадзора было поручено разработать методологию сбора и проверки информации о выявленных побочных эффектах, внедрить программное обеспечение и активизировать поступление сообщений о НПР. А еще через месяц Ро-здравнадзор распорядился организовать Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС на базе ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения». Федеральный центр должен был стать ядром системы фар-маконадзора в России.

?— В какой степени была выполнена поставленная задача? Каковы • результаты этой работы? — Опираясь на поддержку Росздрав-надзора, который создал все условия для успешной работы и даже организовал специальный отдел в своей структуре, мы начали создавать децентрализованную систему фармаконадзора. Сейчас в нее входят более 50 региональных центров, включая Москву. Кстати, столица по числу сообщений о НПР сегодня уже лидирует. Активно работают и недавно организованный С.-Петербургский центр фармаконад-зора, и давно функционирующие центры в Омске, Челябинске, Астрахани, Владивостоке. Количество сообщений о НПР увеличилось со 192 в 2007 г. до почти 6 тыс. в 2009 г. Создание децентрализованной системы при координи-

рующей роли федерального центра позволило активизировать и проведение экспертно-аналитической работы.

?— Не могли бы Вы рассказать об основных направлениях проводи* мой Федеральным центром работы? На чем делается основной акцент? — Для нас крайне важно, чтобы врачи привыкли сообщать о НПР, заполнять специальные карты. Я называю это культурой репортирования, высокий уровень которой позволяет специалистам по фармаконадзору быстро набирать большой объем сообщений о НПР и затем проводить аналитическую экспертную работу.

Сутью экспертизы является выяснение причин возникновения нежелательных побочных эффектов, которые весьма разнообразны. НПР могут быть обусловлены как базовыми свойствами препарата, так и применением лекарства ненадлежащего качества, ошибкой врача (при постановке диагноза, подборе препарата или дозы, а также при игнорировании индивидуальных особенностей организма больного и наличия сопутствующих заболеваний). Мы постоянно контактируем с представителями региональных центров мониторинга безопасности лекарств, с лечебно-профилактическими учреждениями и с отдельными врачами. Нередко приходится уточнять полученную информацию, просить прислать дополнительные данные. Нами подготовлены, а Росздравнадзором утверждены специальные методические рекомендации по определению степени достоверности причинно-следственной связи между применением ЛС и

возникновением НПР. Все сообщения о серьезных НПР, включая летальные случаи, предложения по их профилактике, а также сведения о неэффективности лекарств, мы направляем в Рос-здравнадзор для принятия административных решений. Однако сбор сведений о НПР и их анализ — это лишь часть деятельности федерального центра. Второй важный аспект его работы заключается в предоставлении работникам практического здравоохранения информации, полученной как из российских регионов, так и из международных организаций — ВОЗ, Европейского комитета по безопасности ЛС, а также с сайтов национальных центров по контролю безопасности ЛС США, Канады, Австралии и т.д. Всю полученную информацию мы перерабатываем, анализируем и распространяем через свой сайт www.regmed.ru либо через журнал «Безопасность лекарств и фармаконад-зор» — единственный в нашей стране специализированный журнал, посвященный побочным эффектам ЛС, выходящий в свет в течении 15 лет благодаря энтузиазму и самоотверженной работе его главного редактора академика Международной академии информатизации, проф. кафедры общей и клинической фармакологии РУДН Аллы Васильевны Астаховой. Федеральный центр проводит также научно-исследовательскую работу в области фармаконадзора для совершенствования методов выявления и регистрации НПР, а также изучения безопасности отдельных препаратов, особенно при использовании их у детей и беременных.

?— Насколько важным источником информации о НПР являются фармпроизводители? — Несомненно, фармпроизводители являются важным источником информации о выявленных побочных эффектах. Они обязаны мониторировать свои препараты и проводить широкие пострегистрационные исследования. Последние необходимы потому, что классические клинические исследования имеют целый ряд ограничений — по срокам проведения, критериям включения и т.д. Ог-

ВЛАДИМИР ЛЕПАХИН: «МЫ СМОЖЕМ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ФАРМАКОНАДЗОРА...» 13

2009 январь РШШ1ШМ

ромная проблема — исследование лекарств на детях и беременных. Все эти ограничения приводят к тому, что на момент регистрации препарата в полной мере бывает выявлена только его эффективность, но не побочные эффекты, тем более редкие. Более полную информацию о НПР можно получить только при широком использовании ЛС в реальной жизни, назначая их пациентам, имеющим целый спектр заболеваний и принимающим разные ЛС.

?— Органы фармаконадзора в развитых странах мира сегодня про-• водят большую работу по совершенствованию системы отчетности фармацевтических компаний о безопасности ЛС. А как обстоят дела в России? Насколько российская система отчетности гармонизирована с западной?

— Наша система отчетности о безопасности ЛС приближается к западной. В России, как и в странах ЕС, фармкомпа-нии обязаны через определенный срок представлять периодические обновляемые отчеты по безопасности ЛС. В 2008 г. Росздравнадзор утвердил специальные методические рекомендации по организации службы мониторинга безопасности ЛС компаниями-производителями или держателями регистрационных удостоверений. В этих рекомендациях подробно описано, какую информацию и в какие сроки необходимо представлять в периодических отчетах. Иногда эти отчеты являются основанием для изменения инструкций по применению лекарств, в которые могут вводиться дополнительные сведения о новых побочных эффектах, осложнениях, противопоказаниях.

?— Насколько важен анализ литературы для эффективнойрабо-ты фармаконадзора?

— Анализ литературы является частью работы федерального центра, поскольку многие врачи и исследователи не отправляют сообщения о НПР в национальные и региональные центры по контролю ЛС, а публикуют их в журналах, которые становятся важным источником информации. Поэтому мы постоянно мониторируем специализированные отечественные и зарубеж-

ные журналы, где может появляться информация о НПР. К сожалению, в наших журналах очень мало статей посвящено этой актуальной проблеме.

?— Используете ли Вы международный опыт при налаживании рабо-• ты фармаконадзора? Чьи рекомендации для Вас ближе: ЕС, США, ВОЗ? — Да, конечно, мы используем международный опыт и стандарты. Лично мне ближе рекомендации ВОЗ, тем более что я не только участвовал в их разработке, но и в течение 8 лет координировал эту работу в мире. Поэтому все то, что ВОЗ делает в данной области, нам хорошо известно. У нас продолжается тесное сотрудничество с этой организацией: мы обмениваемся полученными сообщениями о НПР, активно участвуем в программе ВОЗ по международному мониторингу ЛС. Замечу, что Россия была 47-й страной, которая в 1997 г. присоединилась к этой программе. Всего же на сегодняшний день в ней активно участвуют более 100 стран. База данных ВОЗ о НПР на ЛС в настоящее время содержит более 4,5 млн. сообщений, и мы имеем возможность пользоваться этой информацией. Большая работа по фарма-конадзору проводится в странах ЕС, и мы пытаемся гармонизировать наши требования с основными положениями фармаконадзора ЕС. Весьма важным является обмен опытом с национальными центрами контроля безопасности лекарств стран с высокоразвитыми системами фармаконадзора. В заключение я хотел бы еще раз призвать всех медицинских и фармацевтических работников, всех субъектов обращения ЛС активно участвовать в работе по выявлению и регистрации осложнений лекарственной терапии. Вы можете облегчить страдания и даже спасти тысячи больных, сделав простую вещь — сообщив даже только о подозреваемой неблагоприятной побочной реакции на лекарственный препарат. Ведь почти половина лекарственных препаратов, внедряемых в клиническую практику, вызывает серьезные НПР, которые выявляются только на этапе их широкого применения.

Данные предоставлены гл.редактором журнала «Безопасность лекарств и фармаконадзор», акад. Международной академии информатизации, проф. кафедры общей и клинической фармакологии РУДН. А.В.АСТАХОВОЙ.

♦ В США за 15 лет было изъято с рынка 10,2% из 5448 новых ЛС. По данным FDA, в период с 1998 по 2005 гг. количество сообщений о нежелательных побочных реакциях (НПР) при применении Rx-препаратов в США увеличилось в 2,6 раза:

в 1998 г. — 34966 НПР, в 2005 г. — 89842 НПР. За тот же период времени количество летальных исходов, вызванных применением Rx-препаратов, увеличилось в 2,7 раза: в 1998 г. — 5519 НПР, в 2005 г. — 15107 НПР.

♦ При совместном применении статинов с зеленым чаем увеличивается риск появления судорог. Признано нерациональным и финансово затратным совместное назначение клопидогреля и аторвастати-на. Выявлено, что эффективность клопидогреля.в данной комбинации снижается.

♦ В 2009 г. на сайте Федерального центра мониторинга безопасности ЛС был создан раздел «Управление рисками», в котором содержится рекомендация по безопасному применению препаратов варениклин и сибутрамин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.