Научная статья на тему 'Мы помним! мы гордимся!'

Мы помним! мы гордимся! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы помним! мы гордимся!»

ление нравственных основ молодой студенческой семьи. Система самоуправления в колледже способствует превращению студента в субъект педагогического процесса, формированию его активной общественной и профессиональной позиции.

Большой вклад в дело гражданско-патриоти-ческого воспитания вносит библиотека колледжа. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории колледжа.

Таким образом, работа по гражданско-па-триотическому воспитанию не только формирует общие и профессиональные компетенции, моральные и личностные качества у студентов, но и воспитывает студента, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, социальной активностью, способного проявить их

в созидательном процессе в интересах общества.

1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 317 с.

2. Генишер Э. З. Педагогические условия развития гражданско-правовой культуры студентов : авто-реф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2005. — 18 с.

3. Варщиков А. Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. — Волгоград: Издатель, 2009. — 264 с.

4. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. — М.: АПКиПРО, 2011. — 420 с.

5. Программа патриотического воспитания студентов / сост.: А. А. Ищенко, Н. В. Чиркова, В. М. Те-рентьева. — Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», 2012. — 19 с.

6. Субботин О. А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в высшей школе в условиях рыночной экономики. — Орел: Академия ФСО России, 2008. — 28 с.

МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!

Т. С. Калугина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум»

имени В. И. Заузелкова

Семьдесят десятилетий отделяют нас от событий самой кровавой, беспощадной и страшной войны в истории всего человечества — Великой Отечественной войны 19411945 годов. Только советских людей в этой войне погибло более 20 миллионов. А сколько горя и страданий стоит за этими цифрами! Великая Отечественная велика и безмерна горем, выпавшим на долю советских людей и беспримерным подвигом нашего народа. Невозможно из памяти вычеркнуть эти страшные годы, ведь все живущие в сегодняшней России — это дети, внуки и правнуки тех, кто воевал, кто помогал фронту, кто получал похоронки на своих родных, кто сам мучился в фашистском плену или голодал в русских городах и деревнях. Рассказы об этой войне впитаны каждым из нас с раннего детства, воспоминания ветеранов стали для нас первым переживанием и состраданием, первым уроком мужества и патриотизма.

На протяжении десятилетий День Победы оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука, — символ силы Отечества,

прочной связи поколений. Именно 9 мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все беды. Ведь у нашей страны великая история и великие победы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач системы образования. Юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у студентов любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотическое воспитание обучающихся предполагает неустанную работу по воспитанию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Кемеровский коммунально-строительный техникум

большое внимание уделяет гражданско-патрио-тическому воспитанию студентов. С этой целью в техникуме постоянно проводятся тематические классные часы, уроки мужества, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, викторины.

В этом году в честь 70-летия Великой Победы хотелось сделать что-нибудь особенное. Идея пришла в голову, когда по телевизору я увидела репортаж об акции «Бессмертный полк». Впервые шествие прошло 9 мая 2012 года в Томске. В колонне полка тогда пронесли почти 2 тыс. портретов ветеранов и прошли более 6 тыс. томичей. В 2014 году в акции «Бессмертный полк» приняли участие 200 кемеров-чан, в 2015 году — тысячи человек.

Нет семей, которых бы не коснулась эта страшная война. Наверняка, в каждой семье есть тот человек, может быть, и не один, который прошел через все ужасы войны и которому мы благодарны за спасение. Моя семья не исключение. Моим прабабушкам и прадедам с маминой и папиной стороны довелось испытать весь ужас, который несла за собой война. И мы решили создать сборник воспоминаний о родственниках-ветеранах Великой Отечественной войны студентов и сотрудников техникума. Провели конкурс, посвященный 70-летию Великой Победы.

Целью конкурса воспоминаний являлось сохранение в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны.

Студенты и сотрудники техникума искали информацию о своих родственниках — участниках, ветеранах Великой Отечественной вой-

ны. Собирали фотоматериалы, делали запросы в архивы, работали с семейными архивами и беседовали с родственниками. Разрабатывая материалы к конкурсу, участники узнавали новые факты о военном прошлом своих близких и родных, что укрепляло духовную связь между людьми разных поколений и вызывало чувство гордости за их жизненный путь.

Конкурс проводился с 23 марта по 20 апреля 2015 года. Для определения победителей была создана специальная конкурсная комиссия. Конкурс вызвал большой интерес и отклик в техникуме. Участники приносили старые фотографии, похоронки, медали, фронтовые письма. В результате был издан сборник воспоминаний «Я помню! Я горжусь!», в который вошли лучшие работы о ветеранах-родственниках студентов и сотрудников техникума. Сборник состоит из трех разделов: в первом разделе о своих прадедах-ветеранах рассказывают их правнуки, во втором — внуки, а в третьем — дети ветеранов. Сборник получился очень искренним и трогательным. Победители конкурса были награждены дипломами.

Сборник воспоминаний «Я помню! Я горжусь!» размещен на сайте техникума. Презентация сборника воспоминаний состоялась на уроке города «Память огненных лет» 5 мая 2015 года, где студенты — участники конкурса воспоминаний — представляли свои работы. Материал сборника является важнейшим источником для подготовки преподавателей и студентов к урокам истории, посвященным Великой Отечественной войне, классных часов, уроков города, внеклассных мероприятий по темам патриотического и гражданского воспитания. Элек-

тронная версия сборника размещена на официальном сайте техникума (ккст.рф). Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, материал сборника будет регулярно пополняться новыми рассказами о родственниках-ветеранах студентов и сотрудников техникума.

Завершающим этапом нашей работы стало участие в шествии «Бессмертный полк» в Кемерове. Студенты и сотрудники техникума прошли по центральным улицам с портретами своих отцов, дедов и прадедов — участников войны. Эта акция — дань памяти нашим близким — ветеранам Великой Отечественной войны. «Бессмертный полк» своей главной задачей считает сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. «Они должны идти победным строем в любые времена!» — девиз шествия полка.

9 Мая — День Победы — святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе будущим поколениям.

Кроме того, наш сборник воспоминаний «Я помню! Я горжусь!» принимал участие в об-

ластном конкурсе «Библиотекарь — профессия творческая» в номинации «Год ветеранов — год Великой Победы в Кузбассе», проводимый департаментом образования и науки Кемеровской области, и получил диплом победителя.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т. Л. Князева, преподаватель истории ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж

Патриотическое воспитание — систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особое значение по следующим причинам:

— возрастает уровень информированности молодого поколения;

— процессы демократизации создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма;

— современная молодежь не прошла школы патриотического воспитания старшего поколения.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания педагогов, философов, ученых на протяжении всей истории развития человечества.

Как преподаватель гуманитарных дисциплин, я особое внимание на своих занятиях уделяю этой тематике. Но не только на занятиях. Огромное поле деятельности и вне занятий: это классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, музейная деятельность, благотворительные акции, участие в конкурсах, краеведческих чтениях, олимпиадах, в научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.