Научная статья на тему 'МЫ ПОМНИМ, КАК КОВАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ЛЕНИНГРАДА!'

МЫ ПОМНИМ, КАК КОВАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ЛЕНИНГРАДА! Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
победа / война / Ленинград / блокада / память / патриотизм / Отечество / victory / war / Leningrad / blockade / memory / patriotism / Fatherland

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литовчак А.А., Дзюбан В.В.

статья посвящена блокаде Ленинграда, самому страшному событию времен Великой Отечественной Войны, которое невозможно и не нужно забывать. Данная тема очень актуальна в реалии современности. Возросшая истерия вокруг Российской федерации и истории СССР в странах СНГ и за рубежом, через различные источники, стремится исказить правду. Так в 2017 г., в США издательство Гарвардского университета опубликовало работу профессора истории Бостонского университета Alexis Peri «The Within: Diaries From the Siege of Leningrad», в которой говориться «о правдивых событиях и мыслях ленинградцев». Во второй «Становление новыми людьми» и четвертой «Семейная жизнь и раздоры» подглаве первой части и второй главе Alexis Peri утверждает, что люди начали сомневаться в победе, идеологии СССР, занимались каннибализмом и детоубийством из-за страха голодной смерти. А на телеканале «Россия 1», в программе «60 минут», в 2020 году медийная личность Украины – Дмитрий Гордон сказал: «В Ленинграде угробили более одного миллиона человек самым бездарным и безалаберным образом. Ленинград нужно было сдать, а его не сдавали, так как это был город – городом Ленина». История не терпит сослагательного наклонения, и мы как внуки и правнуки героев должны помнить и передавать будущим поколению правду Великой Отечественной Войны! «Патриотическое воспитание следует рассматривать как одно из направлений деятельности, направленной на формирование в человеке патриота, способности любить своё Отечество, защищать его интересы, сохранять традиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WE REMEMBER HOW THE GREAT VICTORY OF LENINGRAD WAS FORGED!

the article is devoted to the blockade of Leningrad, the most terrible event of the Great Patriotic War, which cannot and should not be forgotten. This topic is very relevant in the realities of our time. The increased hysteria around the Russian Federation and the history of the USSR in the CIS countries and abroad, through various sources, seeks to distort the truth. So in 2017, in the United States, Harvard University Press published the work of Alexis Peri, professor of history at Boston University, The Within: Diaries From the Siege of Leningrad, which speaks of “true events and thoughts of Leningraders.” In the second “Becoming New People” and the fourth “Family Life and Strife”, under the chapters of the first part and the second chapter, Alexis Peri claims that people began to doubt the victory, the ideology of the USSR, engaged in cannibalism and infanticide because of the fear of starvation. And on the Russia 1 TV channel, in the 60 Minutes program, in 2020, the media personality of Ukraine, Dmitry Gordon, said: “More than one million people were killed in Leningrad in the most mediocre and careless way. Leningrad had to be handed over, but it was not handed over, since it was a city, it was the city of Lenin. History does not tolerate the subjunctive mood, and we, as grandchildren, must remember and pass on to future generations the truth of the Great Patriotic War! “Patriotic education should be considered as one of the areas of activity aimed at developing a patriot in a person, the ability to love his Fatherland, protect its interests, and preserve traditions”.

Текст научной работы на тему «МЫ ПОМНИМ, КАК КОВАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ЛЕНИНГРАДА!»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Литовчак А.А.

студент 4 курса факультета «Факультет управления и экономики», направление «Менеджмент», Университет Мировых Цивилизаций - НАНО ВО УМЦ

pain1992@bk. ru Дзюбан В.В.

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ГКОУВО «Российская таможенная

академия» - РТА, г. Люберцы bryanskstudzuban@mail. ru

МЫ ПОМНИМ, КАК КОВАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ЛЕНИНГРАДА!

Аннотация: статья посвящена блокаде Ленинграда, самому страшному событию времен Великой Отечественной Войны, которое невозможно и не нужно забывать. Данная тема очень актуальна в реалии современности. Возросшая истерия вокруг Российской федерации и истории СССР в странах СНГ и за рубежом, через различные источники, стремится исказить правду.

Так в 2017 г., в США издательство Гарвардского университета опубликовало работу профессора истории Бостонского университета Alexis Peri «The Within: Diaries From the Siege of Leningrad», в которой говориться «о правдивых событиях и мыслях ленинградцев». Во второй «Становление новыми людьми» и четвертой «Семейная жизнь и раздоры» подглаве первой части и второй главе Alexis Peri утверждает, что люди начали сомневаться в победе, идеологии СССР, занимались каннибализмом и детоубийством из-за страха голодной смерти. А на телеканале «Россия 1», в программе «60 минут», в 2020 году медийная личность Украины - Дмитрий Гордон сказал: «В Ленинграде угробили более одного миллиона человек самым бездарным и безалаберным образом. Ленинград нужно было сдать, а его не сдавали, так как это был город - городом Ленина». История не терпит сослагательного наклонения, и мы как внуки и правнуки героев должны помнить и передавать будущим поколению правду Великой Отечественной Войны! «Патриотическое воспитание следует рассматривать как одно из направлений деятельности, направленной на формирование в человеке патриота, способности любить своё Отечество, защищать его интересы, сохранять традиции».

Ключевые слова: победа, война, Ленинград, блокада, память, патриотизм, Отечество

Данная тема очень актуальна в реалии современности. Возросшая истерия вокруг Российской федерации и истории СССР в странах СНГ и за рубежом, через различные источники, стремится исказить правду. Так захват Прибалтики, а затем и Ленинграда ошеломительно быстрыми ударами с севера и юга - первоочередная задача плана «Барбаросса». После объединения финских и немецких войск в Ленинграде - Балтийское море должно стать внутренним озером Германии. Гитлер считал, что падение Ленинграда -это падение символа революции большевиков, что приведет к снижению морального духа Красной армии.

9 июля 1941 г. Красная армия для перегруппировки и сохранения войск оставляет Псков. Сталин понимает, что группировка армии Север рвется в Ленинград и поручает оборону города маршалу Ворошилову Клемент Ефремовичу1. Финские войска наступали севернее Ладожского озера с Пскова по шоссе приближались танковые формирования группы армии Север. Ставка Верховного Главнокомандования СССР понимает, что потеря

1 Гланц Дэвид. Блокада Ленинграда. 1941-1944/ Пер. с англ. Ламанова Е.В. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

79

Ленинграда - это потеря 30% мощности производства, Балтийского флота и как следствие объединение финских и немецких войск, что влечет за собой неизбежное падение Москвы. 11 августа для отвлечения немецких войск от наступления на Ленинград и для возможности подготовить наибольшего количества защитных укреплений Ставкой СССР было принято решение, о контрударе с применением новейшей техники РСЗО БМ-13 и тяжелых танков КВ-1 под Старой Руссой.

РСЗО БМ-13 - реактивная система залпового огня боевая машина со снарядами 132 миллиметра, в последствии именуемая бойцами в честь популярной военной песни композитора Матвея Исаковича Блантера и поэта Исаковского Михаила Васильевича -«Катюша». Разработка РСЗО БМ-13 началось с разработки реактивных снарядов для самолетов химиком - изобретателем, специалистом по ракетной технике и основателем Газодинамической лаборатории Николаем Ивановичем Тихомировым и конструктором ракетной техники Владимиром Андреевичем Артемьевым в 1921 г., в Газодинамической лаборатории. Испытания РС различных калибров с применением наземных и авиационных установок проводили под руководством военного инженер - артиллериста и руководителя ГДЛ Бориса Сергеевича Петровского, в период с 1929 по 1933 г. В 1938 г. реактивные снаряды были приняты на вооружение и приступили к созданию многозарядной установки, которую можно было установить на грузовой автомобиль. Полигонные испытания установки с РС 132-мм были успешно пройдены на базе автомобиля ЗИС-6 в марте 1941 г., а в июне 1941 г. были приняты на вооружение. Один залп Катюш длился 7-10 секунд, за это время Гвардейский миномётный полк РСЗО БМ-13 на расстояние до 8,5-км испепелял площадь свыше ста гектар1.

Танк КВ-1 детище инженерной мысли конструктора СССР и основоположника принципа универсальности ходовой части боевой единицы Жозефа Яковлевича Котина. Разработка КВ-1 началась в конце 1930-х гг. и уже в 1939 г. танк был представлен высшему руководству СССР. В начале 1940 г. танк прошел боевое крещение на «Линии Маннергейма», в Советско-финской войне, где прекрасно зарекомендовал себя среди солдат и офицеров Красной армии. В апреле 1940 г. танк с гордым именем КВ, названый в честь наркома обороны маршала Климента Ворошилова, был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Экипаж танка состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик. Корпус танка состоял из катонной брони, толщина которой достигала 75-мм. Танк был вооружен 76-мм. пушкой Л-11, а затем Ф-32 ЗИС-5. Также танк имел на вооружении несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На КВ-1 устанавливался дизельный двигатель мощностью 600 л.с., а масса танка составляла 47,5 тонн.

12 августа 1941 г. для отвлечения немецких войск от наступления на Ленинград, по приказу Ставки СССР, под руководством маршала Ворошилова К. Е., генерал-лейтенанта Собеникова П. П., генерала Ватутина Н. Ф. и генерал-майора Качанова К. М., при поддержке наступления огнем Катюш и танков КВ-1 задержать войска группы армии Север. 19 августа защищая дороги, которые вели к Красногвардейску, рота из пяти танков КВ-1 старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова было уничтожено 43 немецких танка. С 12 по 25 августа благодаря мужеству солдат и офицеров Красная Армия выиграла, этот выигрыш имел далеко идущие последствия.

Остановить немецкое наступление по всем направлениям лишь РСЗО БМ-13 и тяжелыми танками КВ-1 было невозможно. 30 августа немцы заблокировали шоссе и железную дорогу на 25 км. от города Тосно до города Любань, связывавшие Ленинград с страной. Финские войска надвигались с севера города, сухопутная связь с «Большой Землей»

1 Широкорад А.Б. От «Катюши» до «Смерча». Из истории реактивной артиллериию - М.: «ВЕЧЕ», 2005. С. 535.

была прервана. В начале сентября 41 -го года превосходящие силы немецких войск вышли к Ладожскому озеру и взяли Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда.

В начале осени 1941 г. в блокадном Ленинграде было около 2500000 жителей, а запасов горючего и топлива оставалось на один месяц, над город нависла опасность голодной смерти. Осознавая опасность в сложившейся ситуации 11 сентября руководство СССР назначает генерала армии Георгия Константиновича Жукова командующим Ленинградским фронтом1.

Потеря времени в боях под Старой Руссой и к подступам в Ленинград было уже не вернуть, а танки, авиация и пехота, которые были задействованы в боях, перебросить под Москву к готовившейся операции на столицу, немцам было уже невозможно. Назначение Жукова говорило о том, какое значение Сталин придавал обороне Ленинграда. Приезд Жукова воодушевил защитников города, у солдат и жителей усилилась уверенность, что город будет спасен. Оценив всю ситуацию обороны города и для сохранения личного состава Жуков, делает ставку на береговую и корабельную артиллерию Балтийского флота. Корабли Балтийского флота вели почти не прекращающийся огонь по наступающим войскам противника и сумели остановить наступление немцев в семи километрах от города. Форт Красная Горка дальнобойностью своих орудий очертил западную линию фронта города.

Начало строительства форта Красная Горка в 1909 г. было обусловлено мировым скачком в кораблестроение и палубной артиллерии. Стало понятно, что Кронштадтская крепость устарела, а 10-дюймовые орудия уже не могли конкурировать с главным калибром новейших кораблей - линкоров. Строительство подземной бетонной крепости было под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина и заняло шесть лет. Общая площадь укреплений форта 450 гектар, а самая высокая точка - башня батареи 12-дюймового калибра - 36 метров над уровнем моря. Толщина внутренних стен один метр, перекрытий два метра. На форте было построено четыре батареи:

1. Восемь 11-дюймовых гаубиц с дальностью стрельбы 7 км;

2. Восемь 10-дюймовых орудий Бринка, стреляющих на 14 км;

3. Восемь 12-дюймовых орудий в открытых установках и двух орудийных башнях;

4. Шесть 6-дюймовых орудий для борьбы с пехотой противника.

Гарнизон форта - 2570 человек, наблюдение производилось с воздушного шара, зависающего на высоте 1 км над башней 12-дюймовх орудий2.

После октября 1917 г. молодое советское государство решило модернизировать систему обороны форта. Советские конструкторы применили дешевое, но очень прогрессивное решение, которое устраняло главный минус береговой артиллерии - её неподвижность. Через всю территорию форта было построено более 80 км железнодорожного полотна и установлены железнодорожные платформы ТМ-3-12 с орудием 305 мм. и ТМ-1-180 с орудием 180 мм. В 1942 г. во время блокады форт удалось довооружить 130 мм. орудиями Б-13 с полубашней3.

С 16 по 23 сентября 1941 г. немецкая авиация совершает массированные налеты на корабли Балтийского флота. В ходе авианалета немцам удалось вывести из строя часть кораблей Балтийского флота, в том числе и линкор Марат.

Линкор Петропавловск был заложен на верфях Санкт - Петербурга в июне 1909 г. и в 1914 г. вошел в строй Балтийского флота. В сравнение с броненосцами Балтийского флота новый линкор оказался гигантом, его длина составляла 181,2 м., ширина 26,9 м., полное водоизмещение почти 26000 тонн, а осадка более 9 метров. Энергетическая установка состояла из 25 котлов системы Яру и 10 паровых турбин системы Парсонс, мощность машин

1 Гланц Дэвид. Блокада Ленинграда. 1941-1944/ Пер. с англ. Ламанова Е.В. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

2 Ткаченко В.Ф. Форт «Красная горка». - СПб.: Изд-во ОСТРОВ, 2007.

3 Ткаченко В.Ф. Форт «Красная горка». - СПб.: Изд-во ОСТРОВ, 2007.

81

в нормальном режиме 32000 л. с. и 42000 л. с. при форсированном. Главный пояс имел бронирование 225 мм. в оконечностях толщина брони уменьшалась до 125 мм., верхний пояс также имел бронирование 125 мм. далее к носу броня уменьшалась до 75 мм., а на корму бронирование не распространялось. Главный калибр линкора двенадцать 305 мм. пушек в четырех башнях, противоминный калибр шестнадцать 120 мм. пушек. После Кронштадтских событий 1921 г., линкору поменяли название и стали называть Марат, в честь французского революционера1.

Ситуация в Ленинграде ухудшалась, запасов продовольствия не хватало, а от «Большой Земли» город отделяло не более 50 км. На западном берегу Ладожского озера, силами жителей, был построен причал, так появилась «Дорога Жизни» и началось снабжение. Но лишь только зимой 41-42 годов, когда на озере встал лед более 180 сантиметров - снабжение по «Дороге Жизни» улучшилось. В 8-12 км. от берега были созданы 2-е оборонительные полосы. Прямо на льду в снежно - ледяных окопах установили пулеметные точки. Несмотря на все усилия по эвакуации и снабжаю города, в декабре 1941 г. от голода и холода умерло 53000 человек, смерть стала обыденностью - люди шли, падали и умирали. Похоронные службы ежедневно подбирали сотни трупов, а в январе до 4000 - 7000 человек. Спасти город и его жителей можно лишь, прорыв блокаду2.

Прорвать Ленинградскую блокаду весной 42-го не удавалось. На Ладожском озере начал таять лед, отлаженная за зиму «Дорога Жизни» покрылась водой. 20 апреля под лед ушло около 80 грузовых машин и с трассы сняли все машины ЗИС-5. Начало летней навигации ждали с тревогой. Портам на берегах озера и кораблям угрожали немецкие удары, как с воздуха, так и с воды. Суровая зима и ледоход задержали навигацию, первый корабль смог пройти по озеру только 22 мая. Противовоздушная оборона Ладоги оказалась достаточно эффективной, потери грузов от ударов с воздухов составили менее одного процента от всего объема перевозок. Прорыв блокады оставался вопросом жизни и смерти для Ленинграда. «Дорога Жизни», работая с максимальной нагрузкой, обеспечивала лишь самые необходимые потребности города и фронта, в продовольствии, боеприпасах и горючем3.

В ноябре 42-го командование фронтов при участии Жукова и Ворошилова, как представителей Ставки приняло решение о проведение операции «Искра». Коридор к городу решили пробивать по кратчайшему расстоянию, между Синявино и Шлиссельбургом. В ожесточенных боях с 12 по 14 января, войска Ленинградского и Волховского фронтов смогли сократить расстояние разделяющие город и «Большую Землю» до двух километров. Последние рубежи для воссоединения двух советских фронтов оказались самыми трудными4. Танки не могли поддержать войска, часть была подбита, другая попросту застревала. Все зависело от действий полков, рот, взводов пехотинцев и каждого солдата. Немцы придерживались тактики удержания дорог, по котором получали снабжение. Рабочие поселки от Ладоги до железнодорожной станции Мга - враг превратил в настоящие «крепости». Захват дороги означал бы развал всей немецкой обороны. Войска Волховского фронта подошли к рабочим поселкам с востока, взять хорошо укрепленные позиции не удалось, атакующие войска встретил шквальный огонь. Но тактика двойного сработала, когда с запада к поселкам подошли войска Ленинградского фронта, немецкая оборона не выдержала. 18 января 1943 г. по радио прозвучал голос Юрия Левитана: «После семидневных боев, войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда!» Жители Ленинграда менее через за три недели была

1 Чернышев А.А. Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941 г. - М.: «ВЕЧЕ», 2014. С. 140-193.

2 Стахов Х.Г. Трагедия на Неве. Не известные страницы блокады Ленинграда. 1941-1944 / Пер. с нем. Лебедева Ю.М. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. С. 238-259.

3 Гланц Дэвид. Блокада Ленинграда. 1941-1944/ Пер. с англ. Ламанова Е.В. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

4 Буров А.В. Блокада день за днем. - Ленинград: Лениздат, 1979.

82

проложена железная дорога, наконец в Ленинград, в нужном количестве стали поступать продукты, боеприпасы и топливо. Но о полном снятие блокады говорить было рано, подошедшие немецкие резервы успели Синявинские высоты.

Преодолеть немецкую оборону у Синявинских высот не удавалось и стратегию решили поменять. В качестве стартовой позиции выбрали Ораниенбаум, который так и не смогли взять немецкие войска. По плану 14 января 1944 г. при поддержке береговой и морской артиллерии Балтийского флота, наступление должно начаться с двух направлений. Подготовка к наступлению проходила в строжайшей секретности. Начало наступления сопровождал непрерывный грохот мощных орудий. Слышавшие канонаду ленинградцы понимали, что начался отсчет последних дней блокады. Неожиданно мощный удар Советских войск, привели к быстрому прорыву обороны. Через неделю войска плацдарма и города объединись в районе Ропши. Отход немецких частей превратился в бегство. Фронт откатывался от Ленинграда, звуки обстрелов утихали, через несколько дней в городе наступила тишина1.

Блокада Ленинграда длилась два с половиной года или 882 дня. За годы блокады жители Ленинграда не остановили работу ни верфь по ремонту судов, ни машиностроительное производство, где выпускались танки. Многие стратегические и тактические новшества были применены для снятия блокады, а сам город имел и будет иметь особое место в истории нашего государства - Российской Федерации.

Мы - внуки и правнуки героев той страшной войны. И мы должны помнить какой ценой была одержана победа в Великой Отечественной Войне и передавать это нашим потомкам, воспитывая тем самым любовь к родине и уважение к предкам. Надо воспитывать детей. Надо строить. Надо развивать культуру и науку. НО ГЛАВНАЯ ИЗ ВСЕХ ЭТИХ ЗАДАЧ - СОХРАНИТЬ РОССИЮ!»2

Литература:

1. БуровА.В. Блокада день за днем. - Ленинград: Лениздат, 1979.

2. Гланц Дэвид. Блокада Ленинграда. 1941-1944/ Пер. с англ. Ламанова Е.В. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.

3. Дзюбан В.В., Третьяков А.М. Проблемы патриотического воспитания России// Вестник Института мировых цивилизаций, 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 78-80.

4. Общественно-политический журнал ЛДПР «ЗА РУССКИЙ НАРОД», 2005. №7 (20). С. 44.

5. Стахов Х.Г. Трагедия на Неве. Не известные страницы блокады Ленинграда. 19411944 / Пер. с нем. Лебедева Ю.М. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. С. 238-259.

6. Ткаченко В.Ф. Форт «Красная горка». - СПб.: Изд-во ОСТРОВ, 2007.

7. Чернышев А.А. Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941 г. - М.: «ВЕЧЕ», 2014. С. 140-193.

8. Широкорад А.Б. От «Катюши» до «Смерча». Из истории реактивной артиллериию -М.: «ВЕЧЕ», 2005. С. 5-35.

References:

1. BurovA.V. Blokada den' za dnem. - Leningrad: Lenizdat, 1979.

2. Glanc Devid. Blokada Leningrada. 1941-1944/ Per. s angl. Lamanova E.V. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2009.

1 Буров А.В. Блокада день за днем. - Ленинград: Лениздат, 1979.

2 Общественно-политический журнал ЛДПР «ЗА РУССКИЙ НАРОД», 2005. №7 (20). С. 44.

3. Dzyuban V.V., Tret'yakov A.M. Problemy patrioticheskogo vospitaniya Rossii// Vestnik Instituta mirovyh civilizacij, 2019. T. 10. № 1 (22). S. 78-80.

4. Obshchestvenno-politicheskij zhurnal LDPR «ZA RUSSKIJ NAROD», 2005. №7 (20). S. 44.

5. Stahov H.G. Tragediya na Neve. Ne izvestnye stranicy blokady Leningrada. 1941-1944 / Per. s nem. Lebedeva YU.M. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2012. S. 238-259.

6. Tkachenko V.F. Fort «Krasnaya gorka». - SPb.: Izd-vo OSTROV, 2007.

7. CHernyshevA.A. Baltijskij flot v bitve za Leningrad. 1941 g. - M.: «VECHE», 2014. S. 140193.

8. SHirokorad A.B. Ot «Katyushi» do «Smercha». Iz istorii reaktivnoj artilleriiyu - M.: «VECHE», 2005. S. 5-35.

WE REMEMBER HOW THE GREAT VICTORY OF LENINGRAD WAS FORGED!

Litovchak A.A.

4st year student, Faculty of «Faculty of Management and Economics», Direction «Management», University of World Civilizations - NANO VO UMTS pain1992@bk. ru Dzyuban V. V.

Doctor of Historical Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Humanities of the State Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy"-RTA, Lyubertsy bryanskstudzuban@mail. ru

Abstract: the article is devoted to the blockade of Leningrad, the most terrible event of the Great Patriotic War, which cannot and should not be forgotten. This topic is very relevant in the realities of our time. The increased hysteria around the Russian Federation and the history of the USSR in the CIS countries and abroad, through various sources, seeks to distort the truth. So in 2017, in the United States, Harvard University Press published the work of Alexis Peri, professor of history at Boston University, The Within: Diaries From the Siege of Leningrad, which speaks of "true events and thoughts of Leningraders." In the second "Becoming New People" and the fourth "Family Life and Strife", under the chapters of the first part and the second chapter, Alexis Peri claims that people began to doubt the victory, the ideology of the USSR, engaged in cannibalism and infanticide because of the fear of starvation. And on the Russia 1 TV channel, in the 60 Minutes program, in 2020, the media personality of Ukraine, Dmitry Gordon, said: "More than one million people were killed in Leningrad in the most mediocre and careless way. Leningrad had to be handed over, but it was not handed over, since it was a city, it was the city of Lenin. History does not tolerate the subjunctive mood, and we, as grandchildren, must remember and pass on to future generations the truth of the Great Patriotic War! "Patriotic education should be considered as one of the areas of activity aimed at developing a patriot in a person, the ability to love his Fatherland, protect its interests, and preserve traditions". Keywords: victory, war, Leningrad, blockade, memory, patriotism, Fatherland.

Для цитирования: Литовчак А.А., Дзюбан В.В. Мы помним, как ковалась Великая победа Ленинграда!// Архонт, 2022. № 6(33). С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.