142
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
Мы и наука: Наука и мы: Будущее сегодня: Ледокол ноосферного движения А.И. Субетто
Чекмарев Василий Владимирович
доктор экономических наук, профессор г. Кострома, Российская Федерация.
Стандарт наукометрического подхода к публикациям статей в научных журналах как бы задаёт рамки (но если бы только к содержанию статей) и формату, и языку, и стилю изложения материала. Видимо, стандарт может быть дополнен ещё хотя бы в жанровом многообразии статей. Поэтому я позволил себе подготовить статью в жанре научно-биографической психограммы (философско-размыслительного очерка) УЧЁНОГО - творца нового.
Потому, что писать о человеке, фантастически эрудированном и плодовитом в публикациях, делает привлекательной задачу впихнуть в статью-поздравление с юбилеем невпихуемое, ибо иногда диву даёшься, уж не искусственным ли интеллектом обладает Александр Иванович Субетто. Но нет, он живой человек с неподражаемым авторским стилем и слогом, обладающий наряду со здоровьем физическим, ещё и здоровьем ментальным, властью тайно не «чипированный», да и «докторами-вирусологами» тоже. Он сам бережёт свой разум, не отвлекая умственную энергию на основе критического мышления, как объяснения мира и видения будущего.
Поэтому моя статья имеет структуру репрезентов (разделов) и подразделов, обусловленных исследовательской гипотезой, логикой анализа и тезисом о значимости социализации, сотворчества, соизмерения, совместности, совместимости в творческом исследовательском подходе к применению принципа аксиомахии в создании научно-биографической психограммы Учёного, необходимостью применения этичности и нестандартности в решении поставленной задачи, совмещённых с выделением исторической последовательности реализации творческого потенциала Учёного.
Основной рефрен публикаций А.И. Субетто в том, что капитализм на базе частной собственности уничтожает среду обитания человека - экосферу, солидаризируется с заявлением, сделанным в начале 70-х годов ХХ века американским учёным-экологом Б. Коммонером в книге «Замыкающийся круг».
Субетто полагает, что марксовское определение коммунизма; на фоне наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома, приобретает ноосферное содержание и эмансипация человека, как освобождение его из «плена» бытия в рыночно-капиталистической системе, приобретает ноосферное измерение, превращается в императив перехода человечества на ноосферную стратегию его выживания в виде управляемой социоприродной эволюции. И ноосферное качество духовности и человеко-мерности будет проверяться качеством (эффективностью как мерой этого качества) научного управления социоприродной эволюцией.
Наступает ноосферная эмансипация человека. Это положение и его научная аргументация содержится в большинстве работ профессора А.И. Субетто.
Объективная действительность «теорией зелёной энергетики» или конспирологическим заговором не объясняется. Понимание места ноосферы как изменение среды обитания становится всё более значимым для будущего. Дело в том, что те новшества, которые ныне внедряются в мир человеческий - нано-биоформационные, когнитивные технологии - направлены не на изменение окружающей среды, а на изменение природы человека. У детей, которых с раннего детства сажают за компьютер и гаджеты, наступает цифровое слабоумие, в результате они становятся легко управляемыми людьми. Трансгуманистами обсуждается понятие технологической сингулярности и достижение сингулярности к 2045 году. Эта великая конвергенция или биоцифровая конвергенция означает фактически формирование некой новой биотехнологической сущности.
© Чекмарев В.В., 2022
Человек может потерять сам себя, так как изменяется не только сознание, но и сама природа человека.
Видение будущего как ноосферного прямо противостоит схемам глобоцифровизаторов, которые через понятия «цифровизация» и «искусственный интеллект» как бы программируют и общественное сознание, и научные исследования.
И в этом контексте идея социализма может оказаться и проданной, и преданной. Так, например, социолог Л.М. Семашко объявил в работе «Конец монизма» интеллектуально-крестовый поход против «марксизма-ленинизма».
Марксизм-ленинизм, как научно-мировоззренческая система, составлял основу социалистического строительства и воспитания советских людей в СССР на протяжении всей истории СССР» Он стал основой коммунистического воспитания детей и молодежи в педагогической системе А.С. Макаренко, которая изучается во многих странах мира как эффективная система трудового воспитания.
Он является теоретической системой, воплотившейся в военно-экономическую мощь великого советского социалистического государства, - да еще в такую мощь, которая оказалась единственной силой в мире, разгромившей в годы Великой Отечественной войны 80% мощи военной машины гитлеровской Германии и всей Европы, оккупированной гитлеровским вермахтом, и спасшей весь мир от жестокой нацистской диктатуры, нёсшей в себе установки на уничтожение многих народов и, в первую очередь, самого непокорного народа на Земле, в оценке Аллена Даллеса, - русского народа.
Убийственные характеристики, которые даёт Лев Михайлович Се-машко, стремящийся стать современным «Анти-Марксом», «Анти-Энгельсом», «Анти-Лениным», марксизму-ленинизму, объявляя его «сек-тантским», «классовым марксизмом» (пишет, обращаясь к моей теоретической позиции, о моей «марксистской близорукости») - ставят его, Л.М. Семашко, в один ряд с гитлеровскими борцами против большевизма и советского коммунизма, которые были объявлены нацистскими гитлеровскими идеологами главными идеологемами, которые оправдывали их установки на уничтожение не только СССР, но и большинство советских людей. Поэтому не случайно, гитлеровцы первыми расстреливали комиссаров (политруков) и коммунистов, как только они попадали гитлеровцам в плен. Лев Михайлович Семашко повторяет идеологические установки империализма мировой финансовой капиталократии, в первую очередь в США, затем фашизма, или нацизма, как радикальной формы германского империализма, с которыми гитлеровская армада 22 июня 1941 года (80-летие этой скорбной даты мы будем отмечать 22 июня этого, 2021-го года) перешла границу и устремилась вглубь территории СССР, уничтожая мирные советские города, ставя задачу полного истребления большинства советского народа, и в первую очередь - русского народа. Он заявляет: «Наш век не может жить е философией монизма - идеологией, методологией смертоносного для развитых стран марксизма-ленинизма. Его нужно окончательно уничтожить!!!».
И в то время, когда мнения ряда оппонентов А.И. Субетто скакали как сайгаки то туда, то сюда (примеры, социолог Семашко: раскрыть!) позиция Александра Ивановича была не только неизменной, но и всё более аргументирующейся в каждой новой его публикации. Это делает честь учёному!
Лев Михайлович Семашко, определяя ноосферу идеальным продуктом («идеализм ноосферы»), скорее всего исходил из определения ноосферы Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена как «сферы разума».
У Вернадского категория ноосферы сложная: она не только и не столько сфера разума, сколько новое состояние Биосферы (а Биосфера как Мегасистема Жизни на Земле - это уже «материальное», она есть «есте-ственное тело» по В.И. Вернадскому), в котором научная мысль как пла-нетное явление, материализованная в рукотворной «геохимической энергии», - или, что тоже самое, по В.И. Вернадскому, в «энергии культуры», - превратилась в фактор геологической эволюции Биосферы, равномасштабный по действию другим факторам этой эволюции. В «Философских мыслях натуралиста» В.И. Вернадский «Отдел третий» так и назвал: «Новое научное знание и переход Биосферы в Ноосферу».
Первое: «В классификации наук биосфера должна быть учтена как основной фактор, что насколько знаю, сознательно не делалось. Наука о явлениях и естественных телах биосферы имеют особый характер»;
Второе: «Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает её в ноосферу, геологически охватывает её разумом. Уже исходя из одного этого факта, биогеохимия связывается не только с областью наук биологических, но и гуманитарных»;
Третье: «Чем ближе научный охват реальности кчеловеку, темобъём, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увели-чивается. Непрерывно растёт количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно... Объект биосферы человек может охватывать всеми своими органами чувств непосредственно, и в то же время человеческий ум, материально и энергетически неотделимый от биосферы (мой комментарий: обращаю внимание читателя на определение В.И. Вернадского - «человеческий ум, материально и энергетически неотделимый от биосферы»; т.е. здесь В.И. Вернадский определяет процесс перехода Биосферы в Ноосферу как вполне материальный, а не идеальный, процесс!!!), её объект, строит науку...»;
Четвертое: «...научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рас-сматриваемы как геологический фактор, как проявление её организованности. Это науки о «духовном» творчестве человеческой личности и её социальной обстановке, психологии или логике. Они обусловливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам - в новое её состояние - в ноосферу...».
В контексте соотнесения идей А.И. Субетто и дискуссий с подходами иных учёных по поводу возможных моделей будущего развития.
Вряд ли подлежит сомнению тот факт, что Александр Иванович - один из немногих в совремсенную эпоху и в России, и в мире людей, чья мысль глубинно самостоятельна с самых первых его публикаций даже в развитие идей В. Вернадского. Он настоящий философ по призванию и типу мышления. Он глубоко изучил написанное другими мыслителями, приобрёл колоссальную эрудицию в семжных науках. Идеи великих учёных, освоение богатства мира науки, позволил развить тот потенциал, которым обладает А.И. Субетто (видимо от Бога!), как, впрочем, и другие русские учёные, которых именуют космистами.
Особенностью личности А.И. Субетто как учёного является нежелание заниматься самоцензурой, он не боится показаться неполиткорректным, часть написанного им идёт вразрез либеральным консенсусом.
Размышляя о судьбе учёного-творца Нового А.И. Субетто, неизбежно наталкиваешься на проблему восприятия необъятного объёма созданного им, его наследие пополняется чуть ли не ежемесячно. Вот и эту статью я пишу не столько, чтобы поздравить юбиляра с 85-летием, сколько из желания помочь судить о нём людям, не знакомым с ним, задать как бы возможный «скелет»-план познания его творческую личность и захотеть по образу и подобию профессора (который не призывает кого-либо солидаризироваться с его идеями, но своей магнитогенетикой даёт импульс разбудить собственною мысль, постоянно заниматься выпытыванием у жизни её смысла) начать мыслить самостоятельно.
Определяя в заключение степень достижения заявленной цели, назову следующее:
Во-первых, личность Учёного А.И. Субетто получила трактовку волнообразности за счёт использования понятий ноосферизма.
Во-вторых, осуществлена трансформация экономического знания от теории структурной гармонии экономических систем к теории их самоорганизации на основе ценностных предпочтений.
В-третьих, дана характеристика феноменологической хрупкости, неоднородности, внутренней напряжённости, кризиса капитализма как общественного обустройства.
В-четвёртых, развиты идеи институциональной субъектности анализа сетевых объектов познания, как высшая сложность концептуальных взглядов А.И. Субетто.
В-пятых, доказана продуктивность модели ноосферного социализма по А.И. Субетто, как инструментализации на коммуникацию с реальностью.
Представлены доводы рассмотрения ноосферизма как концепции, обладающей большим количеством признаков устойчивости по сравнению с концепциями глобализации, информатизации/ цифровизации, неолиберального неосоциогенеза (инклюзивного капитализма).
В контексте соответствия текста статьи целям, гипотезе исследования, методам оценки значимости и новизне полученных результатов и определения возможных направлений дальнейших исследований проблемы ноосферизма.
В 1944 году В.И. Вернадский отметил, что «человечество не может свободно строить свою историю, оно может её строить только с учётом законов биосферы». Профессор А.И. Субетто развивает положение В.И. Вернадского в работе «Императив становления ноосферой философии права в ХХ веке как момент стратегии экологического выживания человечества и России на Земле» [33а]. Подчеркну, что текстом этой статьи он как бы ведёт в дискуссию с кругом учёных, размышляющих о грядущем будущем. Назову некоторых из них. Это С.Ю. Глазьев, С.Д. Бодрунов, М.Л. Альпидовская, Н.П. Антонов, В.Э. Багдасарян, В.П. Казначеев, А. Перзановски и Д. Шуль, В.П. Майборода и А.А. Харин, И. Шамир. Общее в рассуждениях указанных авторов и А.И. Субетто - в определении капитализма (или рыночной экономики) болезнью, разрушающей общество.
Особо подчеркну, что в 2013 году к IV Всемирному конгрессу по глобальной цивилизации был разработан проект «Столетний план по комплексному оздоровлению глобальной экологической среды» (изданный на английском, русском и китайском языках, в котором с одной стороны выражена тревога по поводу процессов «разрушения экологической среды» и поставлены императивы комплексного оздоровления глобальной экологической среды, поставлены такие задачи как «контроль за ростом населения, регулирование плотности населения, повышение качества населения», «защита пресной воды и опреснение морской воды», «планирование и оздоровление космической среды, принципы отношения к внеземной интеллектуальной жизни», «оздоровление экологической среды политики - экономики и общества - цивилизации», и т.п., а, с другой стороны, авторы этого документа так и не указали на главную причину процессов резкого ухудшения глобальной экологической ситуации.
Следует подчеркнуть, что существует и специальная литература, с критикой позиции
A.И. Субетто по его позициям о ноосферизме. Например, А.Г. Задорожный в монографии «Человекомерность как основание научной парадигмы выживания человечества» определил подход Субетто «диктатурой кажимости». Однако Субетто в специальной работе, дополнившей его предыдущую публикацию, провозгласил, что «диктатуру кажимости» воспроизводит и рассматривает финансовую капиталократию, а также сформулировал четыре базовых положения Ноосферизма. В силу объёма настоящей статьи процитирую только одно из них: «В ХХ-ом веке произошёл скачок в энергетическм базисе хозяйственного потребления человечеством на Земле в 107 раз».
Добавлю ещё один критический тезис: «В последние годы появилось небезосновательное мнение, что ноосфера и ноосферизм являются новой утопией и перед ними преклоняются как перед научными идолами».
Возможный ответ на эту критику содержится у В.И. Вернадского: «...перед учеными стоит для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы».
«Ноосфернзмом А.И. Субетто называвается такой синтез науки в формулировке К. Маркса, в котором объединяющим началом является повышение качества управления социоприродной эволюцией системы «Человечество - Биосфера - Земля», на базе общественного интеллекта и образовательного общества... Задача отечественных ученых довести дело развития учения о ноосфере
B.И. Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому - ноосферизм».
И несколько замечаний о возможных перспективах исследований проблем ноосферизма.
Во-первых, определение форм ноосферной организованности.
«Научное управление - это, прежде всего, управление всем природнохозяйственным целым, веема составляющими биосферно-ноосферной целостности. Формы же ноосферной организованности, повидимому, неисчерпаемы, как и бесконечен путь деятельностного человеческого познания окружающей действительности...
...глубина научного предвидения, заключающаяся в деятел ьностной сущности учения о биосфере и ноосфере позволяет выработать конкретную научную программу управления человеческой деятельностью в рамках природно-народнохозяйственного комплекса».
Во-вторых, это создание теории ноосферы. «...первый шаг, который человечество должно совершить на пути перехода в ноосферу, состоит в создании теории ноосферы, то есть превращение общефилософского, или, точнее, общенаучного учения В.И. Вернадского в современную теорию, т.е. в теорию, которая, обладая собственным инструментарием, позволила оценить возможные последствия тех или иных крупномасштабных человеческих действий...
...Как увязать все многочисленные взаимовлияющие факторы, которые определяют содержание процессов эволюции биосферы? Я убежден, что это - путь создания системы математических моделей, имитирующих функционирование биосферы как единого организма. Это единственный способ увязать проблему в целом, получить не только качественные, но и количественные оценки. Подобные системы моделей должны увязать в единое целое и процессы, протекающие в биоте, и эволюцию климатических характеристик и развитие антропогенных характеристик во влиянии на биосферу».
Некоторые смыслы ноосферизма мы нашли. Теперь осталось понять, с какими действиями они связаны. Причём действовать не только в ответ на арктическую пустоту решений по поддержке идет, а на упреждение разрушения биосферы. Нужно управлять идеями, а не просто владеть ими. Сами идеи - это только сырые данные (Д. Миропольский). Капитализм мимикрирует, понимая, что формула «власть-деньги-Двласть» также как и формула «товар-деньги-Дтовар», исторически не вечна. Власть как товар уже не может существовать, как и деньги.
Отсюда возрастание значения теорий информационной и, особенно, энергетической стоимости.
И в этом контексте ноосферология - это наука (теория) направленной эволюции и нельзя найти правильные ответы на вопросы бытия без понимания её смысла.
Резюме - общий вывод - данной стать можно озвучить словами из Доклада Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова («Политический отчет Центрального Комитета КПРФ XVIII. Съезду партии»: «Советская Россия» от 13 апреля 2021 г., С. 2), с которым солидаризируюсь я, как автор этой статьи: «Мы родились и выросли на прекрасной героической земле. Эту землю нельзя не любить. На ней стоит жить и умирать. За неё стоит сражаться. Во имя её стоит строить, созидать, складывать головы и побеждать... есть только один способ разрушить планы по созданию глобального цифрового концлагеря - обеспечить победу социализма». Того ноосферного социализма, о котором мечтает Александр Иванович Субетто.