Научная статья на тему 'Мвд России как субъект бюджетных правоотношений'

Мвд России как субъект бюджетных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1819
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ МВД РОССИИ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / BUDGET OF MIA OF RUSSIA / SUBJECT / OBJECT / BUDGET PROCESS / CONTENT OF BUDGET LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воинова (васильева) Лариса Евгеньевна

Финансово-правовое регулирование бюджетных отношений, субъектом которых является система МВД России, является одним из основных направлений совершенствования в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Актуальным становится вопрос комплексного и системного подхода к решению основных вопросов, связанных с функционированием системы МВД России как субъекта бюджетных правоотношений, научное и правовое обеспечение которых в действующих нормативно-правовых актах до настоящего времени либо отсутствует, либо разработано частично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIA of Russia as subject of budget legal relations

Financial and legal regulation of budget relations, which MIA system of Russia is a subject of, appears one of the basic directions of improvement in the sphere of national security and justice administration. Actual becomes the question of complex and systematic approach towards solving main problems linked to functioning of MIA system of Russia as a subject of budget legal relations. Scientific and legal provisions for these relations in effective laws up till present time have been absent or partial.

Текст научной работы на тему «Мвд России как субъект бюджетных правоотношений»

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 354.31; 336.12

Л.Е. Воинова (Васильева)*

МВД России как субъект бюджетных правоотношений

Финансово-правовое регулирование бюджетных отношений, субъектом которых является система МВД России, является одним из основных направлений совершенствования в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Актуальным становится вопрос комплексного и системного подхода к решению основных вопросов, связанных с функционированием системы МВД России как субъекта бюджетных правоотношений, научное и правовое обеспечение которых в действующих нормативно-правовых актах до настоящего времени либо отсутствует, либо разработано частично.

Ключевые слова: бюджет МВД России, субъект, объект, бюджетный процесс, содержание бюджетных правоотношений.

Larisa Voinova (Vasilieva)*. MIA of Russia as subject of budget legal relations

Financial and legal regulation of budget relations, which MIA system of Russia is a subject of, appears one of the basic directions of improvement in the sphere of national security and justice administration. Actual becomes the question of complex and systematic approach towards solving main problems linked to functioning of MIA system of Russia as a subject of budget legal relations. Scientific and legal provisions for these relations in effective laws up till present time have been absent or partial.

Keywords: budget of MIA of Russia, subject, object, budget process, content of budget legal relations.

В сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) выполняет особые задачи, связанные с обеспечением конституционного порядка, защитой права и законных интересов граждан. Бюджетное обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России играет все более возрастающую роль в реализации задач по борьбе с преступностью.

Бюджетные расходы призваны способствовать реализации приоритетных направлений экономического и социального развития страны. Выполнение этих задач невозможно без совершенствования деятельности правоохранительных органов, в том числе, органов внутренних дел. В целях стимулирования предпринимаемых мер по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в стране, в рамках бюджетного законодательства государством реализуется бюджетное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск.

Таким образом, МВД России выступает участником бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Они возникают в процессе бюджетной деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и исполнению бюджетов. Особенность бюджетных правоотношений заключается в том, что круг их субъектов более узкий по сравнению с субъектным составом иных финансовых правоотношений1.

Статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетным правоотношениям отношения, возникающие между:

* Воинова (Васильева), Лариса Евгеньевна. Докторант кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, подполковник милиции. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-921-690-48-66, e-mail: [email protected].

* Larisa Voinova (Vasilieva), Doctoral candidate of Administrative Law, Department of St. Petersburg University of MIA of Russia, Lieutenant Colonel of Police, candidate of economic science. Tel. +7 921 690 48 66, e-mail: [email protected].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

- субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности2.

Структуру бюджетного правоотношения составляют три элемента: содержание правоотношения, субъект, объект правоотношения.

Первоначально определим содержание правоотношения МВД России, в структуре бюджетного правоотношения.

По нашему мнению, содержание правоотношения МВД России в структуре бюджетного правоотношения, можно разделить на следующие группы:

1. Правоотношение, возникающее между МВД России и федеральными органами власти в ходе бюджетного планирования;

2. Правоотношение, возникающее между МВД России и подведомственными органами в ходе бюджетного планирования;

3. Правоотношение, возникающее в ходе распределения средств федерального бюджета МВД России;

4. Правоотношение, возникающее в ходе использования денежных фондов МВД России;

5. Правоотношение, возникающее в ходе контроля над использованием средств федерального бюджета МВД России, за осуществлением бюджетного учета, составлением, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности в органах внутренних дел МВД России.

Бюджетные правоотношения имеют свои особенности, одна из которых заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Например, как субъект бюджетного планирования, МВД России3:

1. Подготавливает ежегодный доклад о результатах и основных направлениях своей деятельности и деятельности ФМС России.

2. Принимает участие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. Показатели деятельности ФМС России учитываются в процессе бюджетного планирования.

3. Направляет доклад о результатах и основных направлениях своей деятельности, а также доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФМС России в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов.

Отсюда и другая особенность бюджетных правоотношений: бюджетные правоотношения, как и финансовые правоотношения в целом, являются разновидностью имущественных, поскольку возникают по поводу денежных средств, точнее финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений очевиден, в частности, при возникновении отношений между государством и МВД России в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, нет единого мнения по поводу правомерности употребления термина «федеральный бюджет МВД России» или «бюджет МВД России». Так, например Г.Б. Поляк пишет: «Бюджетные учреждения и организации получают средства на свое содержание из бюджетов на основании финансовых документов, называемых сметами»4. Однако, в статьях начальника Финансово-экономического департамента МВД России генерал-лейтенант милиции С. Н. Перовой, многократно употребляется термин федеральный бюджет МВД России5. В комментариях к Бюджетному кодексу Российской Федерации, указано, что ассигнования осуществляются на основании бюджетной сметы соответствующего бюджетного учреждения6. В ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дано следующее определение бюджетной сметы: «бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения»7. На наш взгляд, данное определение не отражает всей полноты бюджетных правоотношений, субъектом которых является МВД России, поэтому целесообразно использовать термин «бюджет МВД России».

МВД России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, имеет федеральный бюджет МВД России, который является составной частью федерального бюджета Российской Федерации. Следовательно, федеральный бюджет МВД России в структуре федерального бюджета Российской Федерации представляет собой финансовый план на текущий год и перспективный план на три года по осуществлению правоохранительной деятельности и национальной безопасности, принимается, как федеральный закон и обязателен для исполнения8. В соответствии с действующим законодательством финансирование МВД России осуществляется из федерального бюджета. За счет региональных и местных бюджетов содержатся патрульнопостовая служба, участковые уполномоченные милиции, дорожно-патрульная служба ГИБДД, подразделения по делам несовершеннолетних, медицинские вытрезвители и другие подразделения милиции общественной безопасности.

Безусловно, проблема соотношения финансирования подразделений милиции очень актуальна в настоящее время. МВД России предпринимало шаги по выравниванию ситуации неравномерности выплат сотрудникам, содержащимся за счет средств бюджетов разных уровней.

В частности, по инициативе МВД России Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ внесены изменения в ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ. По указанному Федеральному закону органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом о местном бюджете.

Основной особенностью бюджетных правоотношений органов внутренних дел МВД России является то, что они осуществляются не только на уровне государственной власти, но и на уровне муниципального управления.

Следующая особенность бюджетных правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.

Однако МВД России, выступая в бюджетных правоотношениях от имени государства, имеет не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников указанных правоотношений. Права всех участников бюджетных правоотношений находятся под защитой государства, реализация их обеспечивается его принудительной силой.

Рассматривая МВД России, как субъект бюджетных правоотношений, необходимо отметить вертикальную и горизонтальную направленность возникновения бюджетных правоотношений МВД России и определить, что они могут возникать:

1. между представительными органами власти и МВД России на федеральном уровне;

2. между представительными органами власти и МВД России на уровне субъекта федерации;

3. между представительными органами власти и МВД России на муниципальном уровне;

4. внутри системы ОВД МВД России на федеральном уровне;

5. внутри системы ОВД МВД России на уровне субъекта федерации;

6. внутри системы ОВД МВД России на муниципальном уровне;

7. внутри системы ОВД МВД России между уровнями подведомственности.

Для бюджетных правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансовых планов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных (а также муниципальных) денежных фондов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, бюджетные правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению бюджетных правоотношений. Это, например, распоряжение МВД России о передвижении средств по статьям смет подведомственных ГУМВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, УВД на закрытых территориях и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, медико-санитарных частей, образовательных и научно-исследовательских учреждений в рамках сводной сметы министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным организациям и др.

При неисполнении участниками бюджетных правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и т.п.).

Субъектами бюджетного правоотношения считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности9.

Прежде, чем говорить об МВД России, как о субъекте бюджетных правоотношений, следует разграничить понятия «субъект бюджетного права» и «субъект (или участник) бюджетного правоотношения».

Субъект бюджетного права - это лицо, обладающие правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений. А субъект бюджетного правоотношения

- это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на четыре группы:

1. государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

2. представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3. государственные и муниципальные предприятия и учреждения;

4. граждане и негосударственные организации10.

Как субъект бюджетного правоотношения МВД России, ГУМВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управления внутренних дел на

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

транспорте, УВД на закрытых территориях и режимных объектах, управления материальнотехнического снабжения, медико-санитарные части, образовательные и научно-исследовательские учреждения, согласно данной классификации, относятся ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений, поскольку являются федеральными органами исполнительной власти. Районные и городские ОВД, МОБ (милиция общественной безопасности - местная милиция) так же являются субъектами бюджетных правоотношений, как органы исполнительной власти, при этом они частично финансируются из бюджетов субъектов федерации и из местных бюджетов.

Субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

1. участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;

2. участие в формировании доходов бюджетов;

3. участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;

4. связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений

обязательно, но могут присутствовать два или все признаки11.

Бюджетный процесс выступает важнейшей составной частью бюджетного устройства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению проектов бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, внешней проверке12.

Бюджетный процесс последовательно включает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. формирование проекта бюджета;

2. рассмотрение проекта бюджета;

3. утверждение проекта бюджета;

4. исполнение проекта бюджета13.

Как исполнительный орган власти МВД России осуществляет управление формированием и исполнением бюджета МВД России. Рассмотрение и утверждение бюджета является функцией представительных органов. Эти процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих ветвей власти. Таким образом, МВД России участвует в двух стадиях бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений. Федеральным законом от 26.04.07 № 63 - ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» закреплены новые нормы, касающиеся системного описания состава и полномочия участников бюджетного процесса, прежде всего - главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а так же главных администраторов доходов бюджета.

С 1 января 2005 года в соответствии с ФЗ от 23.12.04 г. № 174 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации» МВД России является администратором доходов бюджетов Российской Федерации. Ключевая роль при этом отведена ФЭД МВД России. В ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «администратор доходов бюджета» и введено новое понятие «главный администратор бюджета». Таким образом, к администраторам бюджетных средств отнесены главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств. Главным администратором доходов бюджета является организация, имеющая в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющаяся администратором доходов бюджета, если иное не установлено законом. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов» МВД России присвоен код главного администратора доходов бюджета 188.

Администратор доходов бюджета - бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним.

Бюджетные полномочия МВД России, как участника бюджетного процесса, в роли главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, определены ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На первом этапе бюджетного процесса МВД России формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета; предоставляет сведения для ведения кассового плана. На четвертом (завершающем этапе) бюджетного процесса МВД России, как главный администратор бюджетных доходов, формирует и предоставляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета. Кроме того, главный администратор доходов бюджета может иметь в своем ведении администраторов доходов бюджета и сам являться администратором доходов бюджета. В рамках бюджетного процесса подразделения системы МВД России - администраторы доходов бюджета - осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из федерального бюджета, сумма которых утверждена федеральным законом на соответствующий год за МВД России.

В системе МВД России в настоящее время функционирует более 6000 подразделений -распорядителей и получателей бюджетных средств. Основу составляют подразделения, входящие в систему 88 министерств внутренних дел, главных управлений внутренних дел, главных управлений внутренних дел и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Кроме того,

распорядителями бюджетных средств, имеющими разветвленную структуру подчиненных подразделений

- бюджетополучателей, являются: Главное командование внутренних войск МВД России, Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России, органы внутренних дел на транспорте в количестве 18 управлений. Также в структуру получателей бюджетных средств входят образовательные и научно-исследовательские, лечебно-профилактические и оздоровительные подразделения, организации, учреждения, непосредственно подчиненные МВД России14.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Итак, МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризует участие в первой и последней стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений.

МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризует и участие в формировании доходов бюджетов.

Как администратор доходов бюджета МВД России, осуществляет следующие бюджетные полномочия:

1. начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

2. осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним;

3. принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, на излишне взысканные суммы, и предоставляет поручение в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

4. принимает решение о зачете платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и предоставляет уведомление в органы Федерального казначейства.

МВД России, как администратор доходов бюджета, выполняя возложенные на него функции, осуществляет перечисление финансовых средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в бюджеты городских округов и в бюджеты муниципальных районов.

Для реализации требований бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, регламентирующий порядок исполнения органами государственной власти Российской Федерации функций по перечислению средств в бюджетную систему Российской Федерации, издан приказ МВД России от 29 ноября 2005 г. № 975 «О наделении подразделений системы МВД России и ФМС России полномочиями администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации». Согласно данному приказу и разработанному на его основе положению, под администраторами поступлений понимаются подразделения системы МВД и ФМС России являющиеся распорядителями и получателями бюджетных средств. Исполнение функций администраторов поступлений осуществляется с учетом территориального принципа и места дислокации подразделений, а также их подчиненности. Перечисление средств в бюджеты различных уровней осуществляется МВД России на основе приказа Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Поэтому участие МВД России в формировании доходов бюджетов различных уровней осуществляется посредствам взаимодействия с органами Федерального казначейства. Для этого администратор доходов бюджета заключает соглашение об информационном взаимодействии с территориальным органом Федерального казначейства. Основанием для заключения указанного соглашения является нормативно правовой акт главного администратора - МВД России, как главного распорядителя средств федерального бюджета. Таким нормативным актом, наделяющим полномочиями администраторов поступлений в бюджет подразделения системы МВД России, является приказ МВД России № 975. Кроме этого, дополнительно для администраторов таким нормативным актом может являться утвержденное приказом МВД России Положение о соответствующем органе внутренних дел Российской Федерации, в котором закреплены полномочия администраторов поступлений средств в бюджеты различных уровней.

Основную деятельность по исполнению перечислений денежных средств в бюджет в системе МВД России осуществляют государственная инспекция безопасности дорожного движения, подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, лицензионно-разрешительные и контрольные органы за частной детективной и охранной деятельностью, другие подразделения, входящие в структуру милиции общественной безопасности, а также подразделения, входящие в структуру криминальной милиции.

МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризует участие в распределении доходов и расходов между бюджетами.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Увеличивая или уменьшая через бюджетный механизм долю бюджета правоохранительных органов в федеральном бюджете страны, а также долю отдельных групп расходов в самом бюджете МВД России, форсируются или ограничиваются масштабы и направления деятельности в рамках государственных программ по охране правопорядка.

В распределении доходов и расходов между бюджетами, МВД России принимает участие посредствам заключенных договоров с органами Федерального казначейства. Подразделения центрального аппарата МВД России, являющиеся распорядителями и получателями бюджетных средств, подразделения, непосредственно подчиненные МВД России, находящиеся на самостоятельном балансе, подразделения системы МВД России, являющиеся распорядителями, заключают соглашения с органами Федерального казначейства, в том числе и за подчиненных получателей бюджетных средств, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджет МВД России является особой формой распределительных отношений, связанной с обособлением в федеральном бюджете части ВВП с направлением ее на обеспечение общегосударственной потребности по защите правопорядка и законности в обществе. МВД России, как субъект бюджетных правоотношений, участвует в формировании и использовании централизованных государственных бюджетных средств, а так же в перераспределении финансовых ресурсов между государством, органами внутренних дел и производящими отраслями военнопромышленного комплекса в части Государственного оборонного заказа.

Качественное распределение бюджета МВД России, в том числе гибкое регулирование финансовых потоков, обеспечивает эффективное функционирование всех подразделений системы МВД России, выполнение оперативно-служебных задач органами внутренних дел и внутренними войсками.

МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризует связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования или ассигнований.

С.Н. Перова, приводит следующие цифры: уточненный объем бюджетных ассигнований МВД России в 2008 г. составил 391,3 млрд. руб. Бюджетные назначения МВД России последних лет имеют в основном социальную направленность, поскольку большая часть расходов приходится на выплату личному составу органов внутренних дел и внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий пенсионерам МВД России - это более 2/3 всего бюджета МВД России15.

МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризует связь с федеральным бюджетом посредствам участия в ряде федеральных целевых программ, в рамках которых решаются следующие задачи:

1. борьба с наркоманией;

2. социально-экономическое развитие Чеченской Республики;

3. повышение безопасности дорожного движения;

4. укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5. создание условий в реабилитационных учреждениях для психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Расходы федерального бюджета на осуществление этих задач составили около 5 млрд. руб.

В 2008 году финансирование образовательных учреждений системы МВД России составило 13,9 млрд. руб., лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений порядка 12,2 млрд. руб.16

Итак, МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений характеризуют все четыре признака.

Во-первых, МВД России, как субъект бюджетных правоотношений участвует в первой и заключительной стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений.

Во-вторых, МВД России, как главный администратор доходов бюджета, формирует доходы бюджета на федеральном, региональном и местном уровне.

В-третьих, МВД России, как получатель и главный распределитель бюджетных средств, участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами.

В-четвертых, МВД России осуществляет связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования, для реализации целей и задач в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а так же социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Определив признаки, МВД России, как субъекта бюджетных правоотношений, целесообразно обозначить его субъективные права и юридические обязанности, как участника бюджетных правоотношений.

В целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 утверждено Положение о МВД России. Оно закрепило задачи МВД России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В п.8 Положения зафиксированы следующие полномочия МВД России в сфере реализации бюджетных правоотношений:

1. организация централизованного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск финансовыми средствами за счет федерального бюджета;

2. представление в установленном порядке в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета;

3. осуществление функций главного администратора средств федерального бюджета, выделенных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций.

Определенный круг бюджетных полномочий реализует Министр внутренних дел РФ. Он вносит в Правительство Российской Федерации для последующего предоставления Президенту Российской Федерации предложения о размере ассигнований на содержание сотрудников и военнослужащих системы МВД России в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом. В Минфин России предоставляются предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России.

Реализация бюджетных правоотношений в сфере деятельности органов внутренних дел возложена на Финансово-экономический департамент МВД России. В соответствии с приказом МВД России от 18 ноября 2004 г. № 750, он как самостоятельное структурное подразделение Центрального аппарата МВД России обеспечивает:

1. участие в формировании и реализации государственной политики в области финансового обеспечения органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России;

2. организацию финансовой и экономической работы подразделений МВД России;

3. управление федеральной собственностью;

4. оплату труда, пенсионное обеспечение и предоставление социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, пенсионерам из их числа и членам их семей;

5. обеспечение защиты прав МВД России в области имущественных отношений;

6. финансово-правовое регулирование в сфере бюджетного планирования и финансирования деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России.

ФЭД МВД России разрабатывает предложения руководству МВД России по формированию государственной политики в области эффективного использования средств федерального бюджета и иных источников финансирования, контролирует целевое расходование бюджетных средств, направляемых на реализацию федеральных и межгосударственных целевых программ, в реализации которых участвует МВД России. Совместно с заинтересованными подразделениями МВД России он определяет потребность в ассигнованиях из федерального бюджета, разрабатывает предложения в проект федерального бюджета по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделам «органы внутренних дел», «внутренние войска», «миграционная политика», по иным разделам и подразделам бюджетной классификации, по которым осуществляется финансирование расходов МВД России.

На ФЭД МВД России возложены так же следующие бюджетные полномочия:

1. координация деятельности подразделений МВД России и ФМС по вопросам бюджетной политики;

2. участие в осуществлении контроля над деятельностью органов внутренних дел по реализации государственной политики в сфере эффективного использования средств федерального бюджета и иных источников финансирования;

3. организация работы по исполнению федерального бюджета МВД России, обеспечение финансирования через органы Федерального казначейства расходов на содержание подразделений органов внутренних дел, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и в соответствии с утвержденными сметами расходов и лимитами бюджетных обязательств;

4. ведение реестра администраторов, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по органам внутренних дел МВД России, проведение мониторинга бюджетного сектора.

Рассмотрев содержание правоотношения, а также МВД России, как субъект бюджетного правоотношения, для полного раскрытия структуры бюджетного правоотношения, необходимо определить третий элемент структуры бюджетного правоотношения - объект правоотношения.

Объектом бюджетных правоотношений является то, на что направлено поведение их участников. В данном случае это прежде всего денежные средства, которые аккумулируются в государственных и местных бюджетах, распределяются и используются17.

В соответствии с данным определением, объект бюджетных правоотношений МВД России, можно определить следующим образом.

Объект бюджетных правоотношений системы МВД России - это денежные ресурсы, которые представляют собой финансовые фонды, являющиеся составной частью государственных и местных бюджетов, распределяемые и используемые в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности МВД России для выполнения особых задач, связанных с обеспечением конституционного порядка, защитой прав и законных интересов граждан.

Список литературы

1. Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.

2. Перова, С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России № 3. 2009.

3. Перова, С.Н. О проекте федерального бюджета МВД России на 2008 год и на среднесрочную перспективу // Экономический вестник МВД России № 8. 2007.

4. Перова, С.Н. Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России// Экономический вестник МВД России № 12. 2007.

5. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. ЕЮ. Грачевой. - М.: Проспект, 2009.

6. Котов, Н.В. Администрирование доходов бюджетов Российской Федерации финансовыми подразделениями системы МВД России // Экономический вестник МВД России № 9. 2006.

7. Перова, С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России// Экономический вестник МВД России № 3. 2009.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

8. Кучеров, И.И. Бюджетное право России: Курс лекций - М.: АО «Цитр Юр ИнфоР», 2002.

9. Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009.

Literature

1. Budget Law. Text-book. Under general edition by G.B. Polyak. M., 2009.

2. PerovaS.N. Financial-economic provision of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 3, 2009.

3. Perova S.N. On the project of Federal Budget of MIA of Russia for 2008 and medium term. Economic bulletin of MIA of Russia № 8, 2007.

4. Perova S.N. Financial provision for activities of bodies of internal affairs and internal troops of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 12, 2007.

5. Comments to Budget Code of Russian Federation (item-by-item) / L.L. Arzumanov, E.M. Ashmarina, ed. by E.Yu. Gracheva, M., Prospect, 2009.

6. Kotov N.V. Administration of revenues of Federal budgets of Russian Federation by financial bodies of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 9, 2006.

7. Perova S.N. Financial-economic provision of MIA of Russia. Economic bulletin of MIA of Russia № 3, 2009.

8. Kucherov I.I. Budget Law of Russia. Course of lectures. Moscow, 2002.

9. Budget Law. Text-book. Under general edition by G.B. Polyak. M., 2009.

1 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.9

2 Ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.

3 Приказ МВД РФ от 28.02.2005 г. № 132 «Об утверждении регламента взаимодействия МВД Росси с федеральными органами исполнительной власти» В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2005 г. N 6708 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305.

4 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.184

5 См.: С.Н. Перова Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России № 3. 2009.; С.Н. Перова О проекте федерального бюджета МВД России на 2008 год и на среднесрочную перспективу // Экономический вестник МВД России № 8. 2007.; С.Н. Перова Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России// Экономический вестник МВД России № 12. 2007.

6 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2009. С. 161

7 Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.

8 См.: Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (принят ГД ФС РФ 31.10.2008) «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48, ст. 5499,»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 1) (прил. 1 - 6),»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 2) (прил. 9),»Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, N 48 (прил. ч. 3) (прил. 12, 15, 18, 19, 21 -24).

9 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2009. С. 6

10 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.12

11 Там же: С.13

12 Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.

13 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С.75

14 Н.В. Котов Администрирование доходов бюджетов Российской Федерации финансовыми подразделениями системы МВД России // Экономический вестник МВД России № 9. 2006.

15 С.Н. Перова Финансово-экономическое обеспечение МВД России// Экономический вестник МВД России № 3. 2009. С.5

16 Там же: С.6

17 Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций - М.: АО «Цитр Юр ИнфоР», 2002. С. 61.

УДК 347.43 Н.Ю. Вашкович*

Правоохранительные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

В представленной статье уделяется большое внимание проблемам правильного определения понятия «правоохранительные органы»», их места в системе валютного контроля. В статье определяется взаимосвязь полномочий органов и агентов валютного контроля, выявляется несогласованность в разграничении полномочий между ними. Большое внимание автор уделяет недостаткам действующего законодательства в сфере валютных правоотношений.

Ключевые слова: правоохранительные органы, валютный контроль, органы и агенты валютного контроля, налоговые органы, таможенные органы.

* Вашкович, Наталья Юрьевна, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 753-94-22. E-mail: [email protected]

* Doctoral studies of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.