Научная статья на тему 'Музыкотерапия'

Музыкотерапия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1354
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / МУЗЫКА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЯ / MUSIC THERAPY / MUSIC / SOCIAL REHABILITATION / SOCIAL ASSISTANCE / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ткаченко Валерия Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности музыкотерапии как вида социальной реабилитации и ее влияние на психологическое состояние человека, объясняются особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее от прослушивания музыки. А также применение данного метода в различных ситуациях, при которых необходима помощь. В работе будут изложены и выработаны практические рекомендации по применению данного метода реабилитации в процессе организации оздоровления граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социальной защиты населения, которые применяют методы музыкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ткаченко Валерия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY

The article examines the features of music therapy as a type of social rehabilitation and its influence on the psychological state of a person, explains the features of the reaction of the human body to certain sound stimuli, or rather, from listening to music. And also the application of this method in various situations in which help is needed. The work will outline and develop practical recommendations for the application of this method of rehabilitation in the process of organizing the recovery of elderly citizens and disabled people in social welfare institutions that use music therapy methods.

Текст научной работы на тему «Музыкотерапия»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Ткаченко В.Е. Email: Tkachenko693@scientifictext.ru

Ткаченко Валерия Евгеньевна - студент, кафедра социальной медицины и социальной работы, факультет социальной работы, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности музыкотерапии как вида социальной реабилитации и ее влияние на психологическое состояние человека, объясняются особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки. А также применение данного метода в различных ситуациях, при которых необходима помощь. В работе будут изложены и выработаны практические рекомендации по применению данного метода реабилитации в процессе организации оздоровления граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социальной защиты населения, которые применяют методы музыкотерапии.

Ключевые слова: музыкотерапия, музыка, социальная реабилитация, социальная помощь, психология.

MUSIC THERAPY Tkachenko V.E.

Tkachenko Valeriya Evgenievna - Student, DEPARTMENT OF SOCIAL MEDICINE AND SOCIAL WORK, FACULTY OF SOCIAL WORK,

MOSCOW STATE MEDICAL AND DENTISTRY A.I. EVDOKIMOV UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article examines the features of music therapy as a type of social rehabilitation and its influence on the psychological state of a person, explains the features of the reaction of the human body to certain sound stimuli, or rather, from listening to music. And also the application of this method in various situations in which help is needed. The work will outline and develop practical recommendations for the application of this method of rehabilitation in the process of organizing the recovery of elderly citizens and disabled people in social welfare institutions that use music therapy methods. Keywords: music therapy, music, social rehabilitation, social assistance, psychology.

В современном обществе существует множество социальных проблем, которые требуют новых решений. Одним из таких методов, который оказывает положительный результат на людей, является музыкотерапия. Это новое направление в социальной реабилитации. За счет того, что музыка способна вызывать положительные эмоции, помогает пережить какие-то тяжелые моменты и порой выводит их стрессовых состояний, это направление стало чаще применяться в различных заведениях социальной помощи.

Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. С самого начала зарождения жизни на земле человека окружали звуки разного вида. Как таковой музыки еще не было, но существовало пение птиц, журчание воды или шелест листьев. Благодаря такому полученному опыту, человек стал воспринимать звуки по-разному. Например, крик - это сигнал о помощи или тревоги. А звуки воды - успокоение.

Можно предположить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на состояние человека. Это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через

органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы различаются. Из-за этого каждый человек имеет свои предпочтения в музыке. С возрастом функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Музыкотерапия - это метод оздоровительного воздействие музыки на психику человека. Он подходит абсолютно всем.

Обращаясь к истории, можно сказать, что данное направление реабилитации с помощью различных звуков сформировалось не так давно. Еще в далеком прошлом было замечено, что звуки музыкальных инструментов могут по-разному влиять на человека. Обычно, такой вид терапии избирали для снятия напряжения и стресса, для медитации и расслабления. Но впервые лечение с помощью музыки стало формироваться лишь в 1950-х годах в США для успокоения душевных и физических ран ветеранов войны. В России же впервые на периферии XIX и XX веков в публикациях В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова были сделаны выводы о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание и даже кровообращение. Уже позже были созданы Американские (1971 году) и Австралийские (1975 году) ассоциации музыкальной терапии [1].

Существует отдельная специальность для тех, кто занимается этим делом, -музыкальные терапевты. Они оказывают помощь людям любых возрастов и с любыми особенностями, а также помогают поддерживать благополучие и нормальную работу нервной системы. Такие специалисты работают в различных организациях. Это могут быть школы-интернаты, ПНИ, дома престарелых и даже больницы.

На самом лечебном сеансе музыкальные терапевты проводят беседы с пациентом и проводят игры на различных музыкальных инструментах. Также используется прослушивание музыкальных произведений или пение. Самим получателям социальных услуг необязательно нужно владеть игрой на инструментах или знать нотную грамоту.

Самые распространенные методы, используемые для терапии:

- написание песен для пациентов или с пациентами;

- пение и вокальные занятия;

- импровизация;

- игра на музыкальных инструментах или создание электромузыки.

Музыкотерапию можно разделить на несколько видов:

1) Клиническая: включает в себя лечение психосоматических нарушений, патологических синдромов.

2) Оздоровительная: чаще всего используется для снятия напряжения и утомления, для повышения работоспособности и активации резервных возможностей человека, восстановление общего здоровья. А также для повышения умственной деятельности и социальной адаптации.

3) Экспериментальная: основывается на поиске новых музыкальных терапий, апробации их и выявлении наиболее эффективных [2, с. 8].

Существует и деление по форме оказания терапии: активная и пассивная.

Активная - самостоятельное включение пациента в процесс.

Пассивная - человека погружают с помощью специальной музыки в определенное эмоциональное состояние, которое помогает пережить сложные моменты его жизни, получить релаксацию в момент музицирования. Это может оказать влияние на психологическую сферу, на установки пациента и тем самым внести корректировки в его мировоззрение.

Деление также происходит по преследуемой цели.

Физическая цель: к ней относится игра на музыкальных инструментах, корректировка дыхания, голоса при пении. Все это требует затрачивания физической силы, хоть и минимальной.

Когнитивная цель: достигается благодаря концентрации внимания и памяти, которые необходимы для музыкальных занятий — игры на инструментах, пения и слушания.

Эмоциональная цель: музыка оказывает влияние и на наше внутреннее состояние, помогает успокоиться, проникнуть в душу и сердце.

К примеру, девушка, проходившая реабилитацию после аварии, как метод музыкотерапии выбрала игру на музыкальных инструментах, а точнее - изучение гитары. Он помог ей значительно восстановить ее физические возможности, улучшить мелкую моторику. Нужно учитывать и то, что это было ее единственным инструментом физиотерапевтического лечения.

Музыкотерапия с инвалидами или с лицами пожилого возраста является наиболее эффективным методом реабилитации, главной целью которого является воспроизведение состояния мышечной релаксации и психического успокоения. Данное занятие позволяют снять эмоциональное напряжение, углубиться в собственные эмоции, а также позитивно относится к своему внутреннему миру. Для данной категории лиц такой метод может иметь все критерии наилучшего «лекарства» в социальной реабилитации:

1) неинвазивный метод (нет проникновения в организм);

2) отсутствуют побочные реакции, безболезненно;

3) не имеет противопоказаний;

4) не требует специального назначения врача;

5) не требует сверхволевых усилий от больного.

Проводить сеансы музыкотерапии могут психологи, психотерапевты, педагоги, социальные работники, специалисты по социальной работе.

Между пациентом и музыкальным терапевтом возникает особенная связь, которая помогает прочувствовать им друг друга. Появляется доверие, раскрывается внутренний мир и психологические особенности клиентов. Благодаря этому, сами клиенты поражаются своим способностям справляться со сложными заданиями, требующими определенной последовательности действий и концентрации внимания.

О своем состоянии после прохождения курса музыкотерапии рассказывает сам пациент. Формы обратной связи могут быть различны: беседа, заполнение опросников, решение теста или заполнение анкет, связанных с пройденным курсом реабилитации. Такую диагностику следует проводить дважды - до и после курса.

В современном мире, достаточно много разного рода стрессовых ситуаций, трудностей - музыкотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям пожилого возраста и людям с ограниченными возможностями жить более спокойно и размеренно. Музыка помогает расслабиться и молодому поколению, для них это важная часть жизни. Звуки мегаполиса очень утомляют, из-за чего также случаются депрессивные состояния и угнетенность. Важным моментом является то, что такое метод музыкотерапии подходит всем и каждому вне зависимости от пола, возраста и заболеваний.

Но нельзя пренебрегать лечением с медицинской точки зрения. Музыкотерапия идет в комплексе с традиционными методами.

Комплексное взаимодействие медицины и социальной реабилитации дает высокие результаты, во многом благодаря музыкальной составляющей.

Список литературы /References

1. Музыкотерапия // Исследования и эксперименты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкотерапия/ (дата обращения: 31.07.2020).

2. Русинова С.В. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения. Методическое пособие. г. Каменск-Уральский, 2014. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.