Научная статья на тему 'Музыканты ХХ века: эрнст Кшенек'

Музыканты ХХ века: эрнст Кшенек Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
498
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыканты ХХ века: эрнст Кшенек»

Л. Н. Яруцкая

Музыканты ХХ века: Эрнст Кшенек

Эволюция музыкального языка на примере вокально-хорового творчества композитора

ХХ век - век многообразия музыкальных стилей и течений. От классицизма к экспрессионизму, неоклаклассицизму, додекафонии, серийной техники. Эрнст Кшенек - австрийский композитор, теоретик, дирижер, общественный деятель. Им создано около 200 различных опусов: 16 опер, 3 балета, 5 симфоний, инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям, целый ряд произведений для хора. При этом стилистическая эволюция композитора весьма своеобразна. В своем творчестве Кшенек пережил много основных музыкальных течений ХХ века. Начав свое творчество как последователь брамсовских традиций, далее он прошел через увлечение австрийским экспрессионизмом, неоклассицизмом. С начала 30-х годов повернул к додекафонной технике, в 40-х годах включился в поиски электронных средств, а с середины 50-х годов стал убежденным последователем серийной техники.

Еще один пласт творчества талантливого композитора - это незаурядный талант теоретика и музыковеда. Его работы представляют огромный интерес для изучения важнейших музыкальных направлений и явлений столетия. Сам композитор говорил о себе: «Мне кажется, что я еще маленьким ребенком интересовался музыкой, и больше ее сочинением и теорией, чем исполнением» [1].

Эрнст Кшенек родился в 1900 году в Вене, в офицерской семье. Юношеские и зрелые годы провел в Австрии и Германии. Разносторонние наклонности проявились уже с ранних лет: он много читал, рисовал, первые занятия музыкой начались с шестилетнего возраста. С 11 лет он обучается в гимназии, где особенно увлекается древнеримской историей (впоследствии это увлечение отразится в его творчестве). В 1918 г. Кшенек поступает в Венскую музыкальную академию, где занимается в классе композитора Франца Шрекера. Одновременно с музыкальными занятиями Кшенек начинает посещать философский факультет Венского университета. Этим же годом датируются его первые сочинения, помеченные опусом (инструментальные, в основном для фортепиано). В это же время Кшенек знакомится и близко сходится с кругом венских писателей и художников: Францем Верфелем, Францем Кафкой, Оскаром Ко-кошкой, входит в среду Альмы Малер и женится на ее дочери - Анне Малер (1922).

В 1920 г. Кшенек уезжает в Берлин вслед за своим учителем Францем Шрекером, который становится профессором и директором Берлинской высшей музыкальной школы. Кшенек с жадностью впитывает в себя богатые впечатления бурной и многообразной жизни 20-х годов и активно участвует в ней сам, становится постоянным участником фестивалей новой музыки в Донаушингене.

До 1923 г. композитор живет и работает в Берлине, где пишет вторую симфонию, премьера которой вызвала горячие споры и отклики, здесь же формируется увлечение творчеством Шуберта, любовь к которому началась в раннем детстве, а теперь она расцветает и сопровождает Кшенека на протяжении почти 10 лет. В 1928 году он участвует во всемирном конкурсе по завершению знаменитой «Неоконченной», перерабатывает С^иг-ную сонату Шуберта.

В 1922 г. выходят в свет целый ряд значительных произведений композитора: фортепианный концерт Fis-dur, Токката и Чакона на тему хорала «Я верую в Господа Бога». Здесь нужно обратить внимание на обращение к религиозной тематике, которое, начиная с 30-х годов, занимает особое место в творчестве Кшенека.

Необыкновенно интенсивная театральная и музыкальная жизнь Берлина пробуждает интерес к такому жанру, как музыкальный театр. В 1922 г. Кшенек создает сценическую кантату на текст Ф. Верфеля «Цитадель угнетения», премьера которой прошла с успехом. В 1923 г. Кшенек пишет сразу 2 оперы. Одна из них - комическая опера «Прыжок через тень» на собственный текст. В этом произведении раскрывается еще одна сторона дарования композитора, в которой он предстает как яркий либреттист и драматург. Необходимо отметить, что из 16 написанных опер 12 были сочинены на собственный текст, не считая хоровых произведений, песенных циклов и некоторых вокально-инструментальных сочинений. Второй оперой 1923 г. явилась экспрессионистическая опера «Орфей и Эвридика».

С 1924 г. наметился поворот к неоклассицизму, увлечение которым длилось недолго. Его наиболее яркое выражение нашло в создании балета «Изменчивый Купидон» (1925), в пяти пьесах для фортепиано. В 1925 г. Кшенек становится ассистентом выдающегося немецкого музыковеда, критика и публициста Пауля Беккера, знакомство и сотрудничество с которым раскрыло в Кшенеке склонность к еще одной сфере деятельности - музыкально-публицистической. На протяжении всей жизни композитор сотрудничал более чем с двадцатью газетными и журнальными изданиями, а также написал много самостоятельных музыкально-теоретических работ, одним из первых участвовал в создании радиопередач.

Однако главным событием 1925 г. явилось сочинение оперы «Джонни наигрывает», принесшей композитору подлинно мировую славу. Достаточно сказать, что с начала

1927 г. по 1929 г. «Джонни» была поставлена с громадным успехом более чем на 100 европейских сценах. Сам Кшенек считал, что создал «значительное произведение „Джонни наигрывает", идея которого давно уже сопровождала меня в путешествиях, а творческое развитие и непосредственная работа в театре еще больше обогатили ее. Я сам вижу в этом произведении возможное начало далеко идущего пути» [1].

Первый брак Кшенека распался, и композитор вступает в новый союз с актрисой Бертой Хаас. В 1927 г. он переезжает в Висбаден и создает три одноактные оперы: трагическую оперу «Диктатор», сказочную «Тайное королевство» и оперетту «Тяжеловес или честь нации». Эти 3 произведения образовали единый спектакль, который с успехом ставился в Германии.

С 1928 г. Кшенек живет в Вене, где создает развернутое произведение на собственный текст - оперу «Жизнь Ореста» в пяти актах. Еще одно значительное произведение этого периода - песенный цикл для голоса с фортепиано «Дневник путешественника по австрийским Альпам» (вновь на собственный текст).

К этому времени политическая и духовная атмосфера в Германии сгущается.

М. С. Друскин так описывает ситуацию: «Росла армия безработных певцов, солистов-инструменталистов, оркестровых музыкантов. Былое увлечение новой музыкой неудержимо падало. Со всех концов Германии слышались жалобы на падение интереса к музыкальному искусству. Страна вплотную придвинулась к катастрофе. Насчитывалось около шести миллионов безработных. Германия стояла на пороге фашизма» [2]. Тяжелые предчувствия одолевают и композитора, в его жизни наступает период подавленности и угнетенности. Но постоянная творческая деятельность и личные контакты помогают перенести трудности.

Первое знакомство с музыкой Шенберга произошло еще в юношеские годы. Впечатления от экспрессионистических произведений оказались важными при создании оперы «Орфей и Эвридика». В дальнейшем оба композитора живут и работают в Берлине, где после смерти Бузони в 1924 г. Шенберг начал вести класс композиции в Берлинской Академии искусств. Влияние системы Шенберга сказались в таких произведениях, как цикл «Сквозь ночь» (1931), опере «Карл V». Неудача, связанная с постановкой оперы (после нескольких репетиций она была снята с репертуара), выбила Кшенека из творческой колеи. 1935 г. оказывается крайне мало продуктивным. Но композитор не прекращает интенсивной деятельности: до 1937 г. он является организатором концертов, читает лекции как в Вене, так и во многих городах Европы и Америки, пишет много

статей, становится членом организации «Новой музыки» и президентом австрийского общества «Драматических писателей и музыкантов». В произведениях 1936-37 гг.: струнном квартете № 6 (ор. 78), 12 вариациях для фортепиано (ор. 79), а также в пяти мотетах на стихи Ф. Кафки (ор. 82) Кшенек развивает принципы двенадцатитоновой техники. В 1938 г. совершает первое путешествие по Америке, а в 1938 г. эмигрирует в США. Появляется множество произведений на философско-религиозную тему: «Плач пророка Иеремии» для смешанного хора

(1942), вариации для симфонического оркестра на народную тему «Я восхищаюсь, пока путешествую» (1942), кантату для женского хора «О военном времени» на текст американского писателя Германа Мелвилла

(1943). Седьмой струнный квартет (1944) - последнее произведение Кшенека, помеченное опусом.

С 1948 г. до начала 50-х годов Кшенек задумывает несколько крупных произведений. Одним из них является опера «Афина Паллада плачет», в основу которой лег замысел романа, задуманного еще в детстве. Вторым крупным произведением явилась оратория «Дух разума» для нескольких голосов и электронного звучания. В этом сочинении композитор вновь обращается к религиозной тематике и использует новые средства выразительности (электронные тембры).

С 1957 г. начинается сериальный период творчества. Кшенек пишет ряд статей, посвященных данной теме. Наиболее полной является «Рамки и возможности сериальной техники». В это время выходит в свет его первая телевизионная опера «Расчитанно и проиграно» (1961) и опера «Золотой овн» (1963). Обе на собственный текст. В 1966 г. Кшенек создает вторую телевизионную оперу «Волшебное зеркало», и в связи с 65-летием композитора в нескольких городах США проводятся фестивали, посвященные творчеству композитора. В это же время он начинает читать лекции в нескольких университетах (в Волтеме, Балтиморе, Гонолулу).

Вплоть до 80-х годов Кшенек в основном занимался педагогической деятельностью.

Вокально-хоровая музыка Эрнста Кшенека

В многообразной музыковедческой литературе творчество Кшенека не отражено полно и ясно. В статьях таких крупных музыковедов, как Б. Асафьев, М. Друскин дан анализ оперному творчеству, а точнее, двум самым значимым произведениям: операм «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает». А вместе с тем такой пласт творчества, как хоровая музыка, представляет несомненный интерес. К сожалению, полное отсутствие исполнительской практики и такое же неимение нотных изданий не дают возможности более широко и развернуто изучить и проанализировать эту область творчества Кшенека.

На протяжении жизни композитора создано много хоровых циклов: «Времена года» (1924), концерт для хора «Плач пророка Иеремии», 6 мотетов на стихи Ф. Кафки (1959), «Три урока» - цикл для смешанного хора (1971), много отдельных хоровых сочинений; мотеты и мадригалы; произведения для детского хора, сочинения для однородных вокальных ансамблей. Вокальные циклы: «Дневник путешественника по австрийским Альпам» (1929); «Сквозь ночь» (1931); «Песни прошлых лет», оратория «Дух разума» (1956); кантата «О военном времени» (1943). И это далеко не полный список. Все же, несмотря на то, что композитор в течение жизни был приверженцем разных стилей и направлений, он сохранил главную концепцию своего творчества: «проблему оправдания человека, ввергнутого в водоворот страстей и стремящегося к духовному очищению [1].

Уже в раннем творчестве среди многих германских и австрийских композиторов Кшенек выделялся своей, несомненно, яркой, самобытностью и смелым, своевольным темпераментом. Хоровые сочинения раннего периода представляют интерес своей яркой эмоциональностью, необыкновенным, самобытным колоритом.

Один из таких примеров - хоровой цикл для смешанного состава «Времена года», состоящий из четырех миниатюр, плавно сменяющих друг друга: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Произведение вышло свет в 1924 г., написано на стихи Й. Гельдерлина. Это сочинение можно отнести к лучшим образцам лирики композитора. Богатый образный мир, трепетность интонаций, шубертовская мягкость и гибкость мелодического рисунка, виртуозная техника голосоведения - все это говорит о том, что перед нами интереснейшее произведение. Важная черта, присущая всей хоровой музыке, и непосредственно музыке этого цикла - строфичность формы. Каждая музыкальная фраза имеет свой мелодический рисунок, особенно и по-своему окрашена.

Цикл, исполненный в 1925 году на фестивале в Донаушингене, произвел на слушателей необыкновенно яркое впечатление. «Новизну и самобытность» отмечали музыкальные критики в рецензиях западных изданий. «Времена года», наряду с еще несколькими отдельными произведениями, издан в России.

Творчество Кшенека 20-х годов не ограничивается только философской лирикой и увлечением музыкой Шуберта. Именно в эти годы выходят в свет такие выдающиеся произведения как оперы «Прыжок через тень», «Джонни наигрывает», которые представляют собой «коктейль из гротескно переосмысленных художественных стереотипов...» [2]. Эта характерная сторона творчества Кшенека нашла свое яркое воплощение и в хоровых сочинениях. В 1928 г. композитор издает ряд сочинений для хора по мотивам произведений Готфрида Келлера. Произведения эти остры, гротескны, ибо обнажают душевную простоту, быть может, цело-

го класса людей. «Музыка должна бичевать больше в хлеще слов», - пишет Кшенек [3]. Одно из них - «В городе». Обращает на себя внимание литературный сюжет, рассказывают об одном небольшом комическом происшествии:

Где пересекаются три кривые и узкие улочки,

Три процессии закружились внезапно:

Сплелись, остановившись на своем пути,

Образовав клубок и шуточную толкотню:

Парад караула, с громким барабанным боем,

Свадебная свита - пышная и блестящая

И похоронная процессия, стенающая траурные песнопения...

Композитор, с присущей ему долей юмора характеризует всех собравшихся на улице: любознательных зевак, военный караул, свадебный кортеж, вздохи и стенания. Каждая из указанных тем, получая свое дальнейшее развитие, образует небольшое полифоническое построение. По мнению Б. Асафьева, все гротескные сатирические произведения Кшенека «наделены железобетонной конструкцией». Материал гибкий, позволяющий себе придать любую форму - от изображения бурной радости до глубокой скорби.

Вершиной расцвета романтического направления явилось создание песенного цикла для среднего голоса и фортепиано «Дневник путешественника по австрийским Альпам», написанного на собственный текст. Глубина выражения чувств, отточенность музыкального языка - все это обусловило большой успех произведения. Песенный цикл - 20 миниатюр, полных поэзии и очаровательной прелести. Этот вокальный цикл был написан в 1929 г. и стал последним итоговым произведением большого разнообразного периода. После исполнения в 1960 г. на юбилее композитора был признан выдающимся явлением западноевропейской камерной лирики ХХ века.

Период, последовавший после 1929 г., занял в жизни и творчестве Кшенека выдающееся место. Композитор поворачивает в сторону додекафонии. Эта полоса творчества стала самой длительной по продолжительности и скорее не самой насыщенной в композиции. В 1937 г. выходят в свет 6 мотетов на стихи Ф. Кафки, где Кшенек развивает принципы двенадцатитоновой техники. В 1942 г. композитор сочиняет величественный опус, написанный на библейский текст «Плач пророка Иеремии». И это был несомненный успех. Игорь Стравинский писал о том, что хор «Плач пророка Иеремии» был одним из любимейших произведений среди сочинений Кшенека. Вслед за «Плачем» в 1943 г. появляется кантата для женского хора «О военном времени». Выбор темы композитором является откликом на наступившую тяжелую пору в жизни человечества.

Примером претворения серийной техники в хоровой музыке Кшенека может служить цикл для смешанного хора «Три урока», написанный в 1971 г. на собственный текст. Каждая из миниатюр: «Урок географии», «Урок археологии», «Урок астрономии» содержит определенные философские размышления композитора на заданную тему. Особыми красками выделены три темы, выбранные композитором в качестве материала для хоровых сочинений. И снова Кшенек использует богатую палитру средств музыкальной выразительности: в «Уроке астрономии» композитор использует интересный драматургический прием - синкопированные хлопки в ладоши, сопровождающие вокальный материал. В «Уроке географии» использует прием выделения отдельных смысловых реплик путем поручения их звучания определенным голосовым партиям, что образует в себе некоторое полифоническое построение, основанное на соединениях разнообразных тембральных соотношений.

Кшенек, несомненно, не останавливается в своих произведениях только на демонстрации точной выверенной «серийной формулы». Ц. Когоутек пишет: «Музыканты, такие, как П. Булез, Штокхаузен, Л. Ноно, Э. Кшенек, отталкиваясь в первую очередь от техники Веберна, расширяют ее до пределов всеорганизующего сериализма и полиструктурализма» [8].

Музыкальное наследие Эрнста Кшенека и хоровое творчество, в частности, представляют большой интерес. Композитор сумел оставить в своих сочинениях основную тему творчества - «философскую концепцию осмысления человеческой личности, свободы и ответственности» [2]. Хоровая музыка Кшенека сложна как для исполнения, так и для восприятия. Это явилось причиной тому, что она практически не исполняется. «Музыка Кшенека крайне капризная, она требует «беглости», четкости и остроты жеста при кинематографической и абсолютной подвижности» [3].

Творчество Кшенека явилось выдающимся явлением в музыкальной культуре ХХ века. На примере его творчества, а именно: музыкальных сочинений, литературного наследия, аналитических статей и работ можно проследить развитие целого ряда композиторских школ и направлений ХХ столетия.

Краткий обзор творческого пути композитора представляется уместным закончить небольшим фрагментом из «Диалогов» Стравинского: «Когда Кшенек пришел ко мне однажды в Ницце в конце 20-х годов, это был круглолицый юноша с лицом херувима. Я знал лишь, что он композитор-вундеркинд, автор оперы «Джонни наигрывает». И далее, «. Кшенек одновременно ученый и композитор - трудно достижимое сочетание и глубоко религиозный человек, что хорошо согласуется с композиторской стороной и несколько хуже с другой. Он, кроме того,

джентльмен и эрудированный человек, авторитет, как по Оффенбаху, так и по Окегему, что является еще более редким сочетанием...» [7].

Литература

1. Буренко В. Оперное творчество Кшенека 20-х годов / В. Буренко; Ленингр. гос. консерватория. - Л., 1976.

2. Мугинштейн М. Э. Кшенек - ровесник века / М. Мугинштейн // Сов. музыка. - 1996. - № 8.

3. Асафьев Б. Об опере / Б. Асафьев - Л., 1976.

4. Асафьев Б. О музыке ХХ века / Б. Асафьев. - Л., 1982.

5. Друскин М. О западно-европейской музыке ХХ века / М. Друскин. - М., 1973.

6. Интервью с Э. Кшенеком // Советская музыка. - 1973. - № 12.

7. Стравинский И. Диалоги / И. Стравинский. - Л., 1971.

8. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / Ц. Кого-утек. - М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.