Научная статья на тему 'Музыкальный звук: методические аспекты толкования'

Музыкальный звук: методические аспекты толкования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1022
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК / ОГИБАЮЩАЯ СПЕКТРА / СПЕКТРОГРАММА / СПЕКТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА / MUSICAL SOUND / SPECTRAL ENVELOPE / SPECTROGRAM / SPECTRAL MUSIC / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC / CREATIVE PROJECT / MUSIC EDUCATION / COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / COMPUTER MUSIC ART / COMPUTER MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна

Процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности музыканта, обусловливают необходимость изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов и музыкально-компьютерных технологий (МКТ). В статье рассматриваются методические аспекты толкования понятия «музыкальный звук», которое широко дискутируется музыкантами в связи с широким использованием МКТ в музыкальном творчестве и системе современного музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical sound: methodological aspects of interpretation

The processes of informatization transforming the environment of professional activity of musicians determine the need for changes in the content of musical education connected with the use of digital educational resources and computer music technologies (CMT). The article considers methodological aspects of interpretation of the "musical sound" concept, which is widely discussed by musicians in the context of the wide use of computer music technologies in the music art and the system of modern music education.

Текст научной работы на тему «Музыкальный звук: методические аспекты толкования»

УДК 781.22

Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛКОВАНИЯ

Gorbunova Irina Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

MUSICAL SOUND: METHODOLOGICAL ASPECTS OF INTERPRETATION

Аннотация:

Процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности музыканта, обусловливают необходимость изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов и музыкально-компьютерных технологий (МКТ). В статье рассматриваются методические аспекты толкования понятия «музыкальный звук», которое широко дискутируется музыкантами в связи с широким использованием МКТ в музыкальном творчестве и системе современного музыкального образования.

Ключевые слова:

музыкальный звук, огибающая спектра, спектрограмма, спектральная музыка, информационные технологии в музыке, творческий проект, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, компьютерное музыкальное творчество, компьютерная музыка.

Summary:

The processes of informatization transforming the environment of professional activity of musicians determine the need for changes in the content of musical education connected with the use of digital educational resources and computer music technologies (CMT). The article considers methodological aspects of interpretation of the "musical sound" concept, which is widely discussed by musicians in the context of the wide use of computer music technologies in the music art and the system of modern music education.

Keywords:

musical sound, spectral envelope, spectrogram, spectral music, information technologies in music, creative project, music education, computer music technologies, computer music art, computer music.

Как известно, этап объяснения структуры (архитектоники) музыкального звука и его свойств с точки зрения музыкальной акустики является одним из наиболее сложных в процессе обучения студентов музыкальных вузов [1]. Вместе с тем необходимость осмысленного изучения данного вопроса в курсе подготовки современного музыканта становится все более актуальной, поскольку развитие музыкальной теории и практики [2; 3; 4], музыкально-компьютерных технологий [5; 6; 7; 8], информационных технологий в музыке [9; 10; 11; 12] требует осознанного отношения музыкантов к ряду понятий, обусловливающих, в том числе, умение пользоваться современным музыкальным инструментарием.

Сложным для студентов-музыкантов представляется толкование понятия «спектр звука», определение связи художественных характеристик музыкальных звуков с их физическими свойствами, а отсюда - использование возможностей компьютерного моделирования процесса музыкального творчества и исследование различных его элементов.

Начнем объяснение этой трудной темы с рассмотрения природы восприятия звука человеком, которое сводится к процессу распространения колебаний в акустической среде и их оценки. Отмечаем, что любой колебательный процесс (в том числе звуковую волну) можно охарактеризовать его спектрограммой, состоящей из совокупности спектральных линий составляющих его гармоник. Каждая линия изображается на частоте данной гармоники, а высота линий равна амплитуде гармоник. Высота каждой линии пропорциональна амплитуде колебания на данной частоте. Количество гармоник в спектре неодинаково: чем выше звук, тем меньше линий в спектре, всегда имеющем линейчатый характер. С ростом номера обертона амплитуды гармоник то возрастают, то убывают [13; 14; 15].

Компьютерные эксперименты в области моделирования музыкального звука [16; 17; 18; 19] выявляют существенное, если не основное воздействие на характер синтезируемого звука его динамических составляющих. Несмотря на то что во многих работах при описании музыкального звука рассматривается его «стационарное» состояние, или средняя часть его волновой формы, стало очевидным, что начальный участок нарастания амплитуды колебания и конечный участок

(затухание) гораздо важнее для процесса восприятия тембра звука. Соединяя графически вершины линий спектра, можно провести некую огибающую линию (ее так и называют - «огибающая спектра»). Вид огибающей спектра определяется совместным действием ряда причин: способом звукоизвлечения (например пиццикато или смычком на скрипке и даже местом прикосновения смычка к струне), конструкцией корпуса инструмента, акустическими характеристиками помещения, а также типом звукозаписывающей аппаратуры и другими составляющими. На рисунке 1 изображены несколько спектрограмм звука различных музыкальных инструментов, хорошо видна разница в огибающей спектра.

A

fis (177 Гц)

I

В1 (57 Гц)

Е (80 Гц)

0 1000 2000 3000 4000 5000 f, Гц Рисунок 1 - Спектрограммы звуков: а) трубы, б) тромбона, в) валторны

Огибающую можно провести сквозь «амплитудные пики» волновой формы звука, что будет соответствовать изменению громкости звучания. Если преобразовать графически волновую форму звука фортепиано, соответствующего удару по клавише, то получится картина, изображенная на рисунке 2.

А

А

а

б

в

Рисунок 2 - Огибающая формы звука фортепиано, соответствующая моменту удара по клавише и постепенного установления колебания и его затухания

Исследования, проведенные физиологами, показали, что огибающая спектра играет значительно большую роль в восприятии звука человеком, в «узнавании» тембра того или иного инструмента, чем собственно спектральный состав звука, создаваемого данным инструментом [20; 21]. Например, если взять синусоиду и «наложить» на нее огибающую от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента, то весь звук будет воспринят человеческим слухом как звук данного инструмента (скрипки и др.).

Если изменять огибающую реального инструмента (предварительно записав его и, например, «засемплировав») с помощью особых технологий, то такой измененный звук уже не будет

ассоциироваться с данным инструментом. Важным моментом в «узнавании» тембра музыкального инструмента является момент «атаки», то есть конкретные особенности нарастания звука (удар по клавише и т. д.) и его затухание (рис. 3).

А' атака у* /| / 1 / 1 / 1 г 1 спад | поддержка 1 1 1 | Затухание

t

Рисунок 3 - Компьютерная модель звука: атака (attack), спад (delay), поддержка (sustain), затухание (release)

Существенным для восприятия является и процесс перехода от одного элемента звука к другому, динамика «поведения» огибающей с течением времени. Понятие огибающей широко используется в технологиях звукового синтеза и при семплировании. Моделирование огибающей проводят с использованием музыкального компьютера [22; 23; 24], аппаратные и программные средства которого позволяют музыканту в удобной для него форме экспериментировать со спектральными составляющими звука.

На практике обычно не бывает одного отдельно взятого звука определенной частоты. В результате сложения обертонов получается колебание более сложной структуры, чем синусоида. Из математики известно, что любое колебание сложной формы можно представить как сумму синусоидальных колебаний с различными частотами (рис. 4).

Рисунок 4 - Представление любого сложного колебания как суперпозиции простых синусоидальных колебаний

Выдающийся французский математик Ж. Фурье доказал, что звук, продолжающийся в течение некоторого времени т и затем повторяющийся, можно представить в виде суперпозиции коле-

Ль =1

баний с разными частотами (в 2, 3, 4, 5 и более минимальной частоты), которая равна ?, где т - время звучания фрагмента или период повторяемого фрагмента. Учитывая порог слышимости человека, нужно говорить о диапазоне частот, простирающихся от 20 до 20 000 Гц, то есть если музыкальный фрагмент звучит, например, 100 с, то формально улавливаемый ухом диапазон составляет 2 000 000 значений частот, то есть примерно 2 000 000 одновременно звучащих синусоид создадут любой музыкальный фрагмент, который через 100 с может быть повторен. Если интервал между соседними частотами в спектре брать довольно большим (например 1 Гц), то совокупность таких звуков даст короткие всплески, которые будут повторяться через каждую секунду.

Реальная спектральная картина звучания какого-либо инструмента представляет собой совокупность не четких тонких спектральных «линий», а «расширенных» спектральных линий, как бы «колоколов» (рис. 5).

Рисунок 5 - Спектральная картина звучания музыкального инструмента

«Ширина» этих спектральных «колоколов» определяется прежде всего сопутствующими шумами и временем затухания звука. Эти свойства спектральной структуры каждого тона, воспроизводимого данным инструментом, определяют тембр его звучания. Если звук очень короткий, то «колокол» становится слишком широким и определить конкретную ноту (частоту), конкретный звук становится невозможно. Спектральная ширина обратно пропорциональна времени звучания. Например, если звук длится 0,1 с, то ширина спектральной линии будет порядка 10 Гц, то есть в диапазоне средних частот звукоряда звучание соседних полутонов будет перекрываться.

Нужно отметить большой интерес к изучению явлений, сопровождающих очень короткое звучание, как среди музыкантов, так и среди физиков и математиков. Так, нобелевский лауреат по физике 1997 г. С. Чу пишет: «Я обратил внимание на то, что при очень быстрой игре на скрипке можно услышать расстроенные ноты. Простая оценка показывала, что точность частоты Av, умноженная на продолжительность ноты Ы, может не удовлетворять соотношению неопределенности AvAt > 1. Для проверки чувствительности уха к восприятию частоты я связал акустический генератор с линейным затвором так, чтобы можно было генерировать звуковой сигнал различной длительности. Затем я попросил студентов измерять частоту произвольно выбранного тона, подбирая настройку другого акустического генератора, пока не получится такое же звучание. Студенты с хорошим музыкальным слухом способны определить основную частоту звукового сигнала, который звучит как удар, с точностью до AvAtа 0,1» [25, с. 867].

Изучение особенностей спектра звука, которое проводилось в Международном институте по координации исследований в области акустики и музыки - ^САМ совместно музыкантами и инженерами, показало, что путем влияния различными способами на огибающую спектра можно получить новые оригинальные звучания, создать выразительные комбинации тембров, формировать во времени процессы развития звуковой картины, ее горизонтали и вертикали (особого типа мелодики и гармонии). В 70-80-х гг. прошлого столетия во французском музыкальном искусстве возникло художественное направление, которое было названо «спектральной музыкой». Понятие спектральной музыки было введено композитором Ю. Дюфуром (1978 г.). Как пишет об этом музы-

ковед Д. Шутко, «под определение "спектральная музыка" попадает вообще все, что связано с переводом акустических знаний о звуке в музыкальную композицию, в параметры музыкального языка». И далее: «К спектральной музыке относятся все те проявления композиторской мысли, которые избирают в качестве модели (или прототипа) законов организации музыкального языка и музыкальной речи принципы акустического строения и развития звука. С конца 70-х гг. концепция сочинения спектральной музыки развилась в развернутую теорию, охватывающую все более широкие научные и музыкальные сферы. Как техника композиции она ставит своей целью разработку иерархической функциональной системы музыкального языка, основными элементами которого являются тембры. В основу ее эстетической концепции положена идея музыкального искусства как искусства звука (в противовес логико-математической серийной композиции - главного объекта критики спектралистов). Опора на законы музыкального восприятия и особая забота о коммуникативной стороне спектральной техники получили отражение в развитии психоакустики. Включение в композиционные методы акустических исследований породило уникальный в истории мировой музыкальной культуры сплав науки и творчества» [26, с. 5-6].

Родоначальники спектральной музыки, композиторы Ж. Гризе и Т. Мюрай, создали музыкальные композиции, руководствуясь научно обоснованными принципами эстетического воздействия звуковых спектров на слушателя. Уже в те годы Гризе и Мюрай успешно объединяли в своих инструментальных произведениях звучания инструментов симфонического оркестра с темброзвуковыми красками входивших в мир музыки музыкальных синтезаторов - электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [27; 28; 29; 30; 31; 32]. Принципы этого направления освещены в сборнике статей института IRCAM «Тембр, метафора для композиции» [33], а также в [34; 35].

Следует добавить, что любую музыку можно по понятным причинам назвать «спектральной». К использованию подобной терминологии - «спектральная музыка» - музыкантов побудила возможность визуализации спектра исполняемого произведения. Однако само художественное направление в музыке, названное «спектральным», имеет достаточно выраженные контуры своей музыкально-эстетической однозначности [36; 37].

Ссылки:

1. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) : монография. СПб., 2012. 220 с.

2. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 272-276.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества : сб. тр. междунар. науч.-тео-рет. конф. СПб., 2014. С. 81-83.

4. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. C. 86-90.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования // Педагогика и психология, культура и искусство : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». Казань, 2013. С. 7-12.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2014. С. 32-38.

9. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.

10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.

11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании // Региональная информатика -2014 : материалы XIV Санкт-Петербург. междунар. конф. СПб., 2014. С. 320-322.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.

13. См. подробнее: Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.

14. См. подробнее: Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 1: Архитектоника музыкального звука : учеб. пособие. СПб., 2009. 175 с.

15. См. подробнее: Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.

16. Там же.

17. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирёв С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 16-24.

18. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 213-218; Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.

19. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.

20. См. подробнее: Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 175 с.

21. См. подробнее: Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Информационные технологии в музыке. Т. 4: Музыка, математика, информатика : учеб. пособие. СПб., 2013. 180 с.

22. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.

23. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 412 с.

24. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 213-218.

25. Лауреаты Нобелевской премии по физике. Биографии, лекции, выступления : в 3 т. СПб., 2013. Т. 3, кн. 1. 1981-1997. 967 с.

26. Шутко Д.В. Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов (теоретические основы музыкального языка) : ав-тореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2002. 22 с.

27. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 2: Музыкальные синтезаторы : учеб. пособие. СПб., 2010. 205 с.

28. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233-240.

29. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 135-139.

30. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 411-415.

31. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 89-93.

32. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства // Музыка и время. 2016. № 2. С. 16-24.

33. Le timbre, métaphore pour la composition. Paris, 1991. 201 с.

34. Новые художественные миры. Интервью профессора им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.

35. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 213-218.

36. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 99-104.

37. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания // Научное мнение. 2014. № 12 (1). С. 113-120.

References:

1. Belichenko, VV & Gorbunova, IB 2012, The phenomenon of music and computer technology in teaching computer musician (in the transition to new educational standards): monograph, St. Petersburg, 220 p.

2. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2013, 'Mathematical methods in the study of music and musicians preparation', Problems of Musical Science, no. 1 (12), p. 272-276.

3. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014a, 'Music, mathematics, computer science: ways of interaction and problems of the present stage', Subcultures and communication strategy for the information society: Intern. scientific-theor. Conf., St. Petersburg, p. 81-83.

4. Gorbunova, IB 2015a, '"Aesthetics: information approach" J. Rags: relevance and prospects', Theory and practice of social development, no. 2, p. 86-90.

5. Gorbunova, IB 2004, 'The phenomenon of music and computer technology as a new educational creative environment', Proceedings of the Russian State Pedagogical University, no. 4 (9), p. 123-138.

6. Gorbunova, IB 2007a, 'Music and computer technology - a new educational creative environment', Universum: Bulletin of the Herzen University, no. 1, p. 47-51.

7. Gorbunova, IB 2013, 'Music and computer technology in the system of modern music education and education', Pedagogy and Psychology, culture and art: materials VII Intern. scientific-practical Conf. "Pedagogy and Psychology, culture and art: the problem of general and special humanitarian education", Kazan, p. 7-12.

8. Gorbunova, IB 2014a, 'Music and computer technology in the education of the teacher-musician', Modern music education - 2014: Proceedings of the international scientific-practical Conf., St. Petersburg, p. 32-38.

9. Gorbunova, IB 2010a, 'The era of information technology in the musical-creative space', Regional Informatics - 2010: Proceedings of the XII St. Petersburg Intern. Conf., St. Petersburg, p. 232-233.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gorbunova, IB 2011a, 'Information technology in the modern music education', Modern music education - 2011: Proceedings of the international scientific-practical Conf., St. Petersburg, p. 30-34.

11. Gorbunova, IB 2014b, 'Information technology in music and music education', Regional Informatics - 2014: Proceedings of the XIV St. Petersburg Intern. Conf., St. Petersburg, p. 320-322.

12. Gorbunova, IB 2014c, 'Information technology in music and a comprehensive model of its semantic space', Scientific and technical sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences, no. 4 (208), p. 152-161.

13. For details see: Gorbunova, IB 2006, Musical sound: a monograph, St. Petersburg, 165 p.

14. For details see: Gorbunova, IB 2009, Information technology in music. Vol. 1: Architectonic musical sound, St. Petersburg, 175 p.

15. For details see: Gorbunova, IB 2014d, Sound of Architectonic: monograph, St. Petersburg, 125 p.

16. For details see: Gorbunova, IB 2014d, Sound of Architectonic: monograph, St. Petersburg, 125 p.

17. Gorbunova, IB, Romanenko, LY & Chibirev, SV 2013, 'Simulation of musical creation process using musical computer technologies', Bulletin of Irkutsk State Technical University, no. 4 (75), p. 16-24.

18. Gorbunova, IB 2015b, 'Musical programming or programming of music and musical computer technologies', Theory and practice of social development, no. 7, p. 213-218; Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2012, Music and computer technology: a process simulation problem of musical creativity: a monograph, St. Petersburg, 160 p.

19. Gorbunova, IB & Chibirev, SV 2014, 'Computer simulation of the process of musical creation', Proceedings of the Russian State Pedagogical University, no. 168, p. 84-93.

20. For details see: Gorbunova, IB, Zalivadny, MS & Kibitkin, EV 2012, Musical programming, St. Petersburg, 175 p.

21. For details see: Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2013, Information technology in music. Vol. 4: Music, math, computer science, St. Petersburg, 180 p.

22. Gorbunova, IB 2007b, Musical computer: a monograph, St. Petersburg, 399 p.

23. Gorbunova, IB 2011b, Information technology in music. Vol. 3: Music computer, St. Petersburg, 412 p.

24. Gorbunova, IB 2015c, 'Musical computer as a new instrument musician teacher at the School of the digital age', Theory and practice of social development, no. 11, p. 213-218.

25. Winners of the Nobel Prize in physics. Biographies, lectures, performances: 3 vols. 2013, St. Petersburg, vol. 3, bk. 1. 19811997, 967 p.

26. Shutko, DV 2002, French spectral music 1970-1980-ies (the theoretical foundations of the musical language), PhD thesis abstract, St. Petersburg, 22 p.

27. Gorbunova, IB 2010b, Information technology in music. Vol. 2: Musical synthesizers, St. Petersburg, 205 p.

28. Gorbunova, IB 2015, 'Electronic musical instruments: the problem of the formation of Performing Arts', Theory and practice of social development, no. 22, p. 233-240.

29. Gorbunova, IB & Belov, GG 2015, 'The new instrument musician', Society:philosophy, history, culture, no. 6, p. 135-139.

30. Gorbunova, IB & Davletova, KB 2015, 'Electronic musical instruments in the system of general music education', Theory and practice of social development, no. 12, p. 411-415.

31. Gorbunova, IB 2016, 'Musical instruments like synthesizers musical sound', Society:philosophy, history, culture, no. 2, p. 89-93.

32. Gorbunova, IB & Belov, GG 2016, 'New Horizons musical performing arts', Music and Time, no. 2, p. 16-24.

33. Le timbre, métaphore pour la composition 1991, Paris, 201 p.

34. 'The new artistic worlds. Interview with AI Herzen University Professor IB Gorbunova' 2010, Music at school, no. 4, p. 11-14.

35. Gorbunova, IB 2015d, 'Computer science and music and computer technology in education', Theory and practice of social development, no. 12, p. 213-218.

36. Gorbunova, IB, Zalivadny, MS & Heiner, E 2014, 'Music and computer technology as a translational system information at the School of the digital age', Herald of Oryol State University. Series: New humanitarian research, no. 4 (39), p. 99-104.

37. Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014b, 'Computer music as one of the manifestations of the current stage of experimental aesthetics and theoretical musicology', Scientific opinion, no. 12 (1), p. 113-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.