Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ КГУ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ В XXI ВЕКЕ'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ КГУ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
История российской культуры / история отечественной музыки / Павловский музыкальный вокзал / флешмобы / праздники / концерты / индустрия развлечений. / History of Russian culture / history of Russian music / Pavlovsky Music Station / flash mobs / holidays / concerts / entertainment industry.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Космовская М. Л.

В статье анализируются современные тенденции возрождения традиции звучания живой музыки на вокзалах России; выявляются основные направления развития этой формы современного бытования искусства звуков (встречная и прощальная музыка, флешмобы, разовые юбилейные или праздничные акции, академические и просветительские концерты), а также исследуются исторические факты учреждения и деятельности Павловского музыкального вокзала с 1838 г. В основе историографии проблемы лежат исследования Н. Ф. Финдейзена, монография А. С. Розанова, публицистические статьи и интервью А. Б. Вульфова и других историков и публицистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSIC STATION AS A HISTORICAL PHENOMENON AND THE INTRODUCTION OF KSU TO THE NATIONAL MUSICAL TRADITIONS IN THE XXI CENTURY

The article analyzes the current trends in the revival of the tradition of live music sounding at Russian railway stations; identifies the main directions of development of this form of modern existence of the art of sounds (counter and farewell music, flash mobs, one-time anniversary or festive events, academic and educational concerts), as well as examines the historical facts of the establishment and activities of the Pavlovsky Music Station since 1838. The historiography of the problem is based on the research of N. F. Findeisen, a monograph by A. S. Rozanov, journalistic articles and interviews by A. B. Vulfov and other historians and publicists.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ КГУ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ В XXI ВЕКЕ»

УДК 93/94+908+78

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОКЗАЛ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ КГУ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ

ТРАДИЦИЯМ В XXI ВЕКЕ

© 2022 М. Л. Космовская

доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий, профессор кафедры музыкального образования и исполнительства

e-mail: svirel11 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье анализируются современные тенденции возрождения традиции звучания живой музыки на вокзалах России; выявляются основные направления развития этой формы современного бытования искусства звуков (встречная и прощальная музыка, флешмобы, разовые юбилейные или праздничные акции, академические и просветительские концерты), а также исследуются исторические факты учреждения и деятельности Павловского музыкального вокзала с 1838 г. В основе историографии проблемы лежат исследования Н. Ф. Финдейзена, монография А. С. Розанова, публицистические статьи и интервью А. Б. Вульфова и других историков и публицистов.

Ключевые слова: история российской культуры, история отечественной музыки, Павловский музыкальный вокзал, флешмобы, праздники, концерты, индустрия развлечений.

THE MUSIC STATION AS A HISTORICAL PHENOMENON AND THE INTRODUCTION OF KSU TO THE NATIONAL MUSICAL TRADITIONS IN THE XXI CENTURY

© 2022 M. L. Kosmovskaya

Doctor of Artscience, Professor, Chief Researcher of the Research Laboratory of Music and Computer Technologies e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com

Kursk State University

The article analyzes the current trends in the revival of the tradition of live music sounding at Russian railway stations; identifies the main directions of development of this form of modern existence of the art of sounds (counter and farewell music, flash mobs, one-time anniversary or festive events, academic and educational concerts), as well as examines the historical facts of the establishment and activities of the Pavlovsky Music Station since 1838. The historiography of the problem is based on the research of N. F. Findeisen, a monograph by A. S. Rozanov, journalistic articles and interviews by A. B. Vulfov and other historians and publicists.

Keywords: history of Russian culture, history of Russian music, Pavlovsky Music Station, flash mobs, holidays, concerts, entertainment industry.

«Вот оно, возрождение еще одной отечественной традиции XIX столетия...» -первая мысль при получении информация о том, что 7 июля 2022 г. с 19.00 под сводами одного из залов ожидания великолепного здания вокзала в Курске студенты

и преподаватели Курского государственного университета дарили свое исполнительское искусство гостям и жителям города.

Приобщаясь уже не одно десятилетие к «Музыке в Павловске» в форме чтения и изучения рецензий в «Русской музыкальной газете» (издавалась с 1894 по 1918 г. в Санкт-Петербурге), первым делом обратилась к анализу аналогов, действующих сегодня на просторах нашей страны.

Прежде всего отметим распространенное с советских времен и ныне сохраненное во многих городах сопровождение проводов и встреч фирменных поездов музыкой на платформах. По анализу С. Бойко, самым распространенным для такого «озвучивания» нескольких минут перед отходом поезда стал марш «Прощание славянки» В. И. Агапкина, преимущественно в инструментальном исполнении, реже -со словами (до начала 1990-х гг. - В. Я. Лазарева («Наступает минута прощания...»), в последующие десятилетия - А. В. Мингалева, как ремейк к дореволюционным годам, со словами-призывом: «Встань за веру русская земля!» или прекрасными строками А. А. Галича «Снова даль предо мной неоглядная.») [3].

В статье под названием «Музыка на вокзале: от Штрауса до Газманова», сообщается, что под звуки этого марша «отправляются в рейс фирменные поезда на Москву из Архангельска, Владивостока, Белгорода, Воронежа, Ижевска, Киева, Кирова, Орла, Пензы, Перми, Ульяновска, Симферополя, Тамбова, Харькова, и т. д. Эта же музыка играется в Белоруссии при отправлении всех международных поездов» [3].

Этот же автор сообщает, что в Брянске при отправлении поезда в Санкт-Петербург звучит советская песня времен Великой Отечественной войны «Шумел сурово Брянский лес» (С. А. Каца на стихи А. В. Софронова); в Ярославле отъезд фирменного поезда сопровождается песней «Ярославна» (П. К. Аедоницкого на слова Л. И. Ошанина), в Нижнем Новгороде - при отправке фирменных поездов звучит «Дорога - второй дом» Ю. М. Антонова (которую называют гимном РЖД), а по прибытии - «Нижегородская лирическая» (негласный гимн городу: «В Нижний Новгород - значит домой») А. С. Морозова; из Оренбурга в Москву фирменный поезд провожает песня Г. Ф. Пономаренко на слова В. Ф. Бокова «Оренбургский пуховый платок», а встречают - «Москва - звонят колокола» О. М. Газманова [3].

Этой же песней встречают поезда на Ленинградском, Рижском и Ярославском вокзалах в Москве.

Московский вокзал в Санкт-Петербурге сопровождает отъезди приезд пассажиров «Гимном Великому городу» из балета «Медный всадник» Р. М. Глиэра.

Все это - одна из традиций общей темы «музыка на вокзале», хорошо знакомая и курянам, отъезжающим из Курска под звуки песни Ф. В. Гольцева на стихи Галины Устиновой (отчество не сохранилось) с такими строками: «Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз, / Я люблю твои дали степные. / Всю Россию родную люблю я до слез, / А мой Курск - это трижды Россия».

Встречно-прощальная музыка на вокзале - понятный и довольно-таки легко включаемый в практику Российских железных дорог (далее РЖД) формат. Естественно, что сегодня звуковое сопровождение встреч и проводов идет в звукозаписи, а живое исполнение духовыми оркестрами с вокалистами - явление, сохранившееся только для приветствия У1Р-персон. Тем не менее и в записи она радует души, хотя с годами постепенно становится уже милой обыденностью, а не праздником, рождающимся при непосредственном, визуальном контакте с исполнителями.

Дальнейшее изучение фактов современного звучания живой музыки на вокзалах России показало, что во многом Курск также находится в контексте общероссийских и даже мировых тенденций, поскольку на платформах, в фойе и в залах ожидания

вокзалов, которые, как правило, обладают прекрасной акустикой, все чаще звучит вокальная и инструментальная музыка.

Но сначала - о ситуации в стране в целом. Специальных исследований по этой теме, как видно, пока еще не проводилось (исключение составляют исторические очерки про Павловский музыкальный вокзал, о котором речь пойдет ниже). Информация о современной вокзальной музыке представлена в основном в единичных сообщениях в Интернете, к примеру, о проведении тех или иных праздников: «В зале барнаульского железнодорожного вокзала железнодорожники поздравили пассажиров с Днём любви, семьи и верности. Перед ожидающими своих поездов 8 июля (2022 года. - М.К.) выступили семейные творческие коллективы, ветераны Западно-Сибирской железной дороги и члены их семей» [11], - и далее корреспондентом дается подробнейший анализ программы праздника с иллюстрациями всего двухчасового мероприятия. Таково сообщение из Сибири.

В качестве еще одного примера можно привести выступление духового оркестра суворовцев с российским актером и композитором А. Ф. Скляром на площадке перед Ленинградским вокзалом в Москве [28]. Аккордеонист и гитарист в суворовской форме начинают инструментальное вступление за несколько тактов до первых звуков голоса певца - Александра Скляра, подошедшие два гитариста и исполнитель на ударных инструментах (вместе с небольшой ударной установкой) уплотняют фактуру аккомпанемента, строчки из слов песни связывают коллектив с местом исполнения («Электричкой из Москвы я поеду в никуда.»), в импровизацию проигрыша между куплетами стремительно увеличивающегося оркестра внедряется знакомая с детства, родная каждому российскому сердцу мелодия «Не слышны в саду даже шорохи / Все здесь замерло до утра. / Если б знали вы, как мне дороги / Подмосковные вечера», духовой оркестр звучит уже в полном составе (включая 5 саксофонов, которые на несколько секунд выделяет камера), звонко и радостно, в стремительном темпе. Оператор при этом выхватывает удивленные и счастливые лица людей, спешащих мимо и замирающих в окружившей музыкантов плотной толпе. Еще 30 секунд звучания голоса и оркестра. И все. Музыка растворилась с последними словами исполнителя и его призывом «Поехали, ребята!», как, впрочем, растворился и весь музыкальный коллектив в толпе спешащих на вокзал и в метро людей. Под дружные аплодисменты недавних слушателей и соучастников (в лучшем смысле этого слова, в смысле совместного участия) музыкального происшествия! И весь ролик длился 3 минуты 59 секунд (здесь и далее слушать надо по ссылкам на видео в Источниках и Литературе [28]).

А это уже типичный флешмоб, то есть, по определению Википедии, «заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится» [32], который, существуя с середины первого десятилетия нашего века, все больше становится весьма распространенным музыкальным явлением.

Действительно, в наши дни такие флешмобы стали весьма популярными именно в сфере музыкального искусства (хотя начинались они с мимических сцен и не всегда понятных пластических эпизодов): без подготовки и объявлений, без артистических костюмов и грима, в основном (в отличии от оркестра суворовцев) во внешне обыденном виде, как бы «людьми из толпы», начинается действо, которое собирает большую толпу активно подпевающих и даже подыгрывающих поющим на различных музыкальных инструментах участников: пассажиров всех возрастов, случайных прохожих или специально собравшихся для акции слушателей, создавая ощущение соучастия в ярком и незабываемом художественном моменте: в прекрасном пении, инициированном, естественно, профессиональными коллективами, - это миг сплочения и единения

в искусстве, в звуке, в красоте. 2-4 минуты такого исполнения музыки - это вспышка, столкновение с искусством, ощущение собственной причастности к нему.

Единственное условие такого результата - инициация звучания и дальнейшего исполнения песни высоко профессиональными музыкантами, которые держат строй, гармонию, обеспечивая и подголосочную полифонию и многоголосие, и артистизм. Репертуар таких флешмобов состоит из самых популярных народных и отечественных песен, которые ушли в народ и воспринимаются уже как народные. Вот некоторые из них (в списке источников и литературы представлены ссылки на видео):

«Весна на Заречной улице» Б. А. Мокроусова на стихи А. И. Фатьянова [6; 22: Запорожье].

«Вечерняя песня» [26: 09-12.24'].

«Главное ребята, сердцем не стареть...» А. Н. Пахмутовой на слова Н. Н. Добронравова [8].

«Конь» («Выйду ночью в поле с конём.») И. И. Матвиенко на слова

A. А. Шаганова [22: Харьков].

«На безымянной высоте» из к/ф «Тишина» В. Е. Баснера на слова М. Л. Матусовского [27].

«От героев былых времен» из к/ф «Офицеры» Р. М. Хозака на слова Е. Д. Аграновича [13].

«Распрягайте, хлопцы, коней» («Маруся раз, два, три калина.») - украинская народная песня [17: Киевский вокзал; 4].

«Смуглянка» А. Г. Новикова на слова Я. З. Шведова [22: Одесса]

«Старый клен» А. Н. Пахмутовой на слова М. Л. Матусовского [22: Киев].

«Червона рута» В. М. Ивасюка (музыка и слова) [5].

Выделение наиболее популярных песен из многотысячных кратких музыкальных видеороликов позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, репертуар. Преобладают советские массовые песни. Как жанр они сегодня просто необходимы современному социуму: прекрасные запоминающиеся мелодии, ясные и доступные слова о самом главном - о любви, о душе, об исторических фактах, преодоленных Россией («На безымянной высоте» и «Смуглянка»), о любимых городах («Вечерняя песня» - «Слушай, Ленинград»: «Город над вольной Невой, / Город нашей славы трудовой / Слушай, Ленинград, / Я тебе спою / Задушевную песню мою»

B. П. Соловьева-Седого на слова А. Д. Чуркина), осмысленные в третьем десятилетии третьего тысячелетия, исполненные с лирикой и задором, с искоркой и юмором, с воссозданием образа и передачей его глубины, эти песни оказываются на нас сегодняшних очень сильное воздействие. Быть может, эти минуты, в которые люди погружаются порой неожиданно и помимо своей воли, впоследствии заставляют задуматься об искусстве, становясь мощным стимулом к возрождению вокального и инструментального музицирования взрослых, которое мы наблюдаем сегодня, когда участниками конкурсов-фестивалей становятся взрослые, для которых создаются уже школы искусств. Правда пока еще только частные.

Во-вторых, хотелось бы обратить внимание на кратковременность исполнения и роль этого фактора, значительно усиливающего воздействие на слушателей и увеличивающее впечатление. Такое погружение на несколько минут в подлинное искусство, которое увлекает и вызывает порой желание сопровождать исполнение танцами, хлопками, подручными ударными инструментами, в наш век стремительных скоростей очень существенно для повседневной жизни с его нехваткой времени и недостатком положительных эмоций: распахнув в повседневной жизни кратковременную радость слышания и исполнения музыки, оно разжигает стремление

к творчеству, пробуждая в человеке - независимо от принадлежности к определенной возрастной группе - желание не только пассивно участвовать в подобных встречах, но и осваивать исполнительское искусство как в пении, так и в инструментальном музицировании.

В-третьих, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в основном песни исполняются на русском языке (две среди включенных в этот перечень песен флешмобов звучат на украинском языке - 20%). Это - предварительная статистика.

В-четвертых, в последние такие флешмобы (дословный перевод с английского словосочетания flash - миг, мгновение, mob - толпа, то есть мгновенная толпа) запускались по стране к юбилейным датам, к примеру, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне - в 2020, к 80-летию с начала самой страшной войны на планете -в 2021.

Одной из таких музыкальных акций, но уже на вокзалах, стала волна флешмобов инициированная в 2016 г. на Украине исполнением русских песен (Киев, Запорожье, Одесса [19], Харьков [22], Снежное Донецкой области [27: «На безымянной высоте!»], Днепропетровск [12: «Катюша»] и др.).

Акцию активно подхватила Россия (Благовещенск [2: «Ти ж мене тдманула»], Краснодар [15: «А я все дивлюся, де моя Маруся...»], Санкт-Петербург [26: украинская народная], Чита [35: украинская песня], Ярославль [36: «И вчера во садочке.»], -исполнением песен на украинском языке.

Эстафета была принята странами Союза независимых государств - Белоруссией, Молдавией [14: «Я люблю тебя, жизнь.»], Арменией, Казахстаном, а затем акция даже вышла и за пределы бывших границ СССР.

Так, разовые выступления с праздничным поздравлением или коротким, стремительным флешмобом объединяются в значимые российские и даже в широко распространяющиеся международные акции. Каждая из них старательно, в основном даже профессионально, записывается и выкладывается в YouTube с общим доступом по всему миру, что делает возможным многоразовых обращений и серьезных обобщений не просто как разовых показов возможностей музыкальных коллективов, но и как уже основательно сформировавшейся формы музыкального просвещения современности.

Преобладание «разовости» выступлений в сообщениях о музыке на вокзалах отчасти понятно: для настоящего восстановления традиции необходима уверенность в целесообразности избранной формы культурно-массовой работы и, что еще, пожалуй, более существенно, инициативные работники сферы искусства во взаимодействии с не менее заинтересованными администраторами железнодорожных станций. В этом вполне может помочь как опыт современности, так и анализ истории проблемы.

ЦИКЛ ОБЩЕДОСТУПНЫХ КОНЦЕРТОВ

Хоровые сезоны на Витебском

Поют Лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов:

26 СЕНТЯБРЯ 2021 - ОТКРЫТИЕ

Народный коллектив камерный хор выпускников и студентов «Alma Mater» Камерный хор Collegium Cantus

Народный коллектив камерный хор выпускников и студентов « Alma Mater» Молодежный хор 'Полигимния" СПбПУ Петра

Наряду с проанализированными формами работы в России постепенно возрождается традиция настоящих концертов на вокзале - речь идет уже не столько о кратковременных развлечениях, что само по себе очень даже замечательно, сколько о классической музыке в исполнении серьезных музыкантов и получивших признание в России и за рубежом коллективов.

Среди систематических концертов, проводимых РЖД в России на сегодняшний день, пожалуй, следует выделить «Хоровые сезоны на Витебском» [33], которые проходят в Картинном зале Витебского вокзала Санкт-Петербурга каждое 2 и 4 воскресенье месяца. Это дневные концерты с участием лучших студенческих и молодежных хоров России -лауреатов международных и всероссийских конкурсов (см. программу на 2021-2022 сезон -рисунок).

Это уже не разовые встречи со случайными слушателями-пассажирами, а большая программа концертов, состоящая из регулярных музыкально-просветительских акций, «направленных на укрепление и пропаганду музыкального искусства и культуры» [Там же]. Обратим внимание и на то, что это - общедоступные благотворительные

концерты, что весьма немаловажно для современных любителей искусства.

31 ОКТЯБРЯ 2021

Женский хор -QUELLEN-

28 НОЯБРЯ 2021 - «СЕГОДНЯ t

27 МАРТА 2022

Камерный хор Политехнического Университета Хор Санкт-Петербургского государственного

24 АПРЕЛЯ 1

Средние хоры Хоровой школы-студии «Рондо»

Молодежный хор ХШС « Рондо»

АРТЕРИИ ПОБЕДЫ»

Молодежные хоры Санкт-Петербурга

ский хор "Кантабиле"

] ЯНВАРЯ 2022

В

27 МАЯ 2022 «ДЕТИ - ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ»

TP

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Концерты на Витебском. 2021-2022 зимний сезон

Организация систематических концертов - это то, что лежало в основе деятельности «музыкального вокзала» в России: регулярные концерты с разнообразным, легким для восприятия, но обязательно качественным в музыкальном плане репертуаром, желательно классическим, так как это - музыка, отобранная и сохраненная временем.

Таким стремились сделать свое выступление на вокзале в Курске организаторы июльского музыкального события 2022 г. И этот концерт оказался отнюдь не единственным в этом помещении. Интернет сохранил информацию по крайней мере еще о двух прототипах того, что состоялось этим летом.

Интересно, что пальма первенства возрождения идеи звучания музыки отдыха на вокзалах в регионе также принадлежит Курскому государственному университету: в 2016 г. под сводами нашего вокзала впервые состоялось выступление Русского камерного оркестра факультета искусств КГУ под руководством С. Г. Проскурина, в то время заведующего и профессора кафедры инструментального исполнительства [24].

Это выступление получило большую информационную поддержку. В Интернете сохранились анонсы: «В четверг, 3 ноября, в 10:00 Русский камерный оркестр в течение получаса будет играть шедевры классической и современной музыки. Необычная акция проходит в рамках проекта "Музыка мира" и состоится на территории железнодорожного вокзала Курска, рассказали организаторы мероприятия. Необычное место звучания живой музыки позволит обратить внимание общественности к классической музыке, и миру искусства в целом. Выступление приурочено к российскому государственному празднику "Дню народного единства". Возрастное ограничение 0+» [18]; «3 ноября в 10:00 в рамках проекта "Музыка мира" Русский

камерный оркестр Курского государственного университета проведет необычную акцию в стенах железнодорожного вокзала г. Курска. Коллектив организует 30-ти минутное выступление, в ходе которого жители и гости Курска услышат шедевры классической и современной музыки: танго, джаз, музыка из кинофильмов и многое другое. Проект "Музыка мира" включает в себя серию благотворительных концертов, которые уже с успехом прошли в реабилитационном центре "Аквилла" (г. Курск), Республике Крым, Донецкой народной республике. Необычное место звучания живой музыки позволит привлечь внимание общественности к классической музыке и миру искусства в целом. Проект "Музыка мира" несет в себе большую смысловую нагрузку - это музыка из разных частей света, музыка, несущая мир, доступная музыка. Музыка, звучащая в здании железнодорожного вокзала бесплатно, - доступная всем» [21], - два примера анонсов из пары десятков в курских новостных лентах. Именно это обеспечило существенную поддержку акции и полный вокзал поклонников дирижера, а также представителей средств массовой информации.

Что естественно, после концерта последовали отклики, видеорепортажи интервью: «Более необычную и в то же время более органичную площадку придумать сложно - под высокими потолками одного из самых красивых зданий Курска -железнодорожного вокзала - раздались звуки классической музыки» [29], «Я знаю, как порой невесело ждать поезд, - рассказывает дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин. - И у меня давно была идея сыграть для людей, которые находятся в таком состоянии ожидания. Впрочем, играть пришлось не только для отъезжающих и провожающих. В зал ожидания специально прибыли и курские ценители камерной музыки, поспешившие услышать ее в столь необычной атмосфере» [1].

Особо следует выделить отклики слушателей, полные восторгов и метких характеристик: «Это настолько волшебно, что в какие-то моменты я просто не могла сдержать слез, - рассказывает слушательница Юлия Прокопова. - Музыка невероятно вдохновляющая. От первого произведения напряжение внутри нарастало, я почувствовала такое душевное волнение, что очень сложно было контролировать эмоции. Такой формат очень необычен, он позволяет случайным людям прикоснуться к таинству классической музыки. Я удивлена, что зал был полностью заполнен людьми, это не может не радовать» [29]; «Я всегда стараюсь посещать концерты Русского камерного оркестра, - рассказывает еще одна слушательница Людмила Анатольевна. -Об этом тоже узнала заранее. Хочется, чтобы таких нестандартных площадок было больше. Эта музыка очень легка для восприятия, не требует специальной подготовки. Я математик, например, но очень люблю классическую музыку» [29]; «Случайно заскочил на вокзал узнать насчет билетов и вот такой удивительный подарок. Потрясающий концерт, конечно. Замечательное звучание в этой аудитории, если можно так сказать, конечно. Огромное спасибо» [16]

Второй концерт на вокзале этого же коллектива состоялся спустя три года -5 сентября 2019 г., когда он уже приобрел статус Губернаторского камерного оркестра Курской области под руководством С. Г. Проскурина. Этот концерт, хотя и был менее анонсирован, также прошел успешно [25], получив, например, такой отзыв слушательницы: «Концерт на вокзале - это очень необычно. Но, я считаю, это очень правильно, потому что очень многим хочется это услышать. Но не у всех всегда есть время и возможность прийти на концерт. А тут вдруг попадаешь на такую прелесть» [10].

Однако отдельные положения, приведенные С. Г. Проскуриным в интервью, требуют корректировки вследствие ретрансляции внеисторических позиций, из который особенно следует исправить один факт: то, что, по мнению маэстро, концерты на вокзале - это традиция, пришедшая с Запада.

Ориентир на Европу или Америку в этой традиции, при элементарном знакомстве с историей музыкальной культуры России выглядит по крайней мере странным: как по историческим фактам, так и по этимологии слова «вокзал». Для англоязычных народов и стран нет такого понятия «вокзал», это - railway station (железнодорожная станция), для немцев, это - bahnhof (железнодорожный вокзал), для испанцев и итальянцев - estación и stazione (станция) для французов - gare, шведов - centralstation и т. д. Ни в одном из этих языков нет и приближения по звучанию названия к «вокзалу». Кстати, по-украински оно звучит, пишется и произносится так же, как и по-русски, -«вокзал», а по-белорусски «вакзал», более открыто и звонко, но, опять-таки с близким звучанием. То есть слово «вокзал» со строительством первых железных дорог стало единым у южных славян для обозначения мест и зданий на железнодорожных станциях.

Большая советская энциклопедия дает очень четкую историческую трактовку слова «воксал» - от фамилии владелицы парка, который принадлежал Джейн Вокс (Jane Vaux) [7]. По образу и подобию этого «воксала» в XVIII столетии стали создаваться парки-аналоги по всему миру.

И все же словосочетание «музыка на вокзале» в России вошло в обиход с создания первой железной дороги: из Санкт-Петербурга в Царское Село и, далее, в Павловск, ставший к 1830-м гг. летней резиденцией императорского дворца. Подарок Екатерины II большого участка земли с прекрасными природными ландшафтами сыну, Павлу Петровичу, в память о рождении ее внука в 1777 г. - будущего всероссийского императора и самодержца, великого князя Финляндского, царя Польского Александра I, получившего эпитет «Благословенного» благодаря проведенным им реформам, стал знаменательным и очень существенным для летней музыкально-развлекательной жизни российской знати.

Заботами супруги Павла I - императрицы Марии Федоровны поместье в сосновом бору на реке Славянке превратилось в место незабываемых празднеств, маскарадов, танцев и музыки в прекрасном парке «с его полными благородной прелести поэтическими храмами, памятниками, руинами, каскадами, прудами и островами, с его Красной Долиной, девятью музами, обширными зелеными лужайками, рощами, густолиственными широкими аллеями и прихотливыми тенистыми дорожками» [31, с. 13], - по характеристике Николая Федоровича Финдейзена - историографа и музыкального писателя, аккредитованного музыкального критика с бесплатными пригласительными билетами на концерты в Павловске с 1896 по 1918 г.

Официальное приглашение Н. Ф. Финдейзена стало следствием его ярких рецензий на проводимые в Павловском вокзале в 1894-1895 гг. концерты. Справедливости ради следует отметить, что его отклики были далеко не всегда положительными. Отчасти благодаря полученным привилегиям на посещение концертов Павловского музыкального вокзала Н. Ф. Финдейзен составил хронику концертной жизни в Павловске почти за четверть века, систематически публикуя свои рецензии на страницах его частного издания - «Русской музыкальной газеты» (1894-1918).

Факт заинтересованного участия в концертной жизни привел к созданию им исторического очерка под названием «Павловский музыкальный вокзал» [30] - первого научного исследования, вышедшего к 75-летию этого музыкально-коммерческого предприятия в 1912 г. Брошюра была переиздана в 2005 г. [31] по инициативе, под редакцией и с предисловием Л. Г. Данько, в то время проректора по научной работе и бессменной заведующей кафедрой музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Павловск стал конечной станцией железной дороги, которая заканчивалась на территории парка, или воксала, как называли к тому времени поместье, причем

добавив еще одно, невиданное ранее в стране развлечение - поездку на «новом чудище» в Павловск: «На конце дороги устраивается новое Тиволи1, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого», - сообщалось в пояснительной записке о «выгодах построения железной дороги» . «для пристанища и удовольствия публики» [31].

Обустроив место прибытия «пароходов» (как в то время называли поезда) гостиницами и ресторанами, обеспечив всех приезжающих максимальными для того времени удобствами для проживания и веселого отдыха, вполне логично стали словом «вокзал» обозначать весь комплекс станционных услуг, включая музыкальные развлечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так Павловск превратился не только в железнодорожный узел, но и в большой коммерческий проект для увеселения приезжающих, с разнообразным спектром услуг. И музыка в этом комплексе занимала центральное положение.

Предыстории создания Павловского музыкального вокзала большое место в монографии уделил А. С. Розанов [23], который вслед за Н. Ф. Финдейзеном стал историографом деятельности этого предприятия.

Немало сделал для пропаганды академической формы исполнительской работы на вокзале А. Б. Вульфов, ученик и друг Г. В. Свиридова, эрудированнейший музыкант и просветитель нашего времени, который еще недавно работал учителем музыки в московской общеобразовательной школе и одновременно был председателем Общества любителей железных дорог, экспертом по проблемам возрождения музыкального центра в Павловске: «Изначально слово "воксал" в России означало не помещение для пассажиров, а увеселительное заведение. И самый популярный воксал Империи был построен именно в Павловске архитектором Андреем Штакешнейдером в 1838 году. Он должен был увеличить спрос на поездки по первой в России Царскосельской железной дороге. А значит, здесь для комфортного отдыха гостей было предусмотрено абсолютно всё: восемь буфетов, ресторан и сад с фонтанами» [34].

Павловский музыкальный вокзал стал первой отечественной филармонией. Однако чаянья устроителей на круглогодичные концерты не оправдались: в основном они проходили в летнее время.

Рождаясь из идеи ресторанного аккомпанемента, вскоре Павловский вокзал эволюционировал в первый зал Российской империи [20], в котором давали концерты симфонические оркестры и руководили ими лучшие дирижеры. Одним из поворотных от развлечения к академическим программам стало почти 10-летнее сотрудничество с Иоганном Штраусом-сыном: «Дирижировал Штраус шесть дней в неделю. Концерты начинались в семь вечера и продолжались до отхода последнего поезда. "Живут лишь в России!" - писал великий романтик на родину в Вену. . Поклонники в буквальном смысле носили его на руках. Не случайно именно в Павловске он написал свои лучшие произведения тех лет» [9], - читаем у А. Б. Вульфова.

В годы жизни в России И. Штрауса (1856-1865) Павловск превратился в место, куда приезжали слушать оркестры в огромном даже по сегодняшним временам зале -на 3 000 мест. Как пишет исследователь, здесь «дирижировали выдающиеся музыканты того времени: Глиэр, Глазунов, Лядов, Стравинский, Рахманинов. На сцену не раз выходили Фигнер, Венявский, Вяльцева и другие всемирно известные мастера. В зале в качестве слушателей не раз присутствовали Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой, Бальзак, Серов, Дюма, Баланчин и многие другие выдающиеся личности. Здесь

1 Развлекательный парк в Дании.

в 1914 состоялось одно из последних выступлений в России великой Анны Павловой» [9].

Таким образом, анализ истории и практики звучания музыки на современных вокзалах России показывает, что это - явление многообразное и весьма значимое: от разовых акций, к которым можно отнести всероссийские и профессиональные праздники (праздник Дня любви, семьи и верности [11]), не привязанных к календарным праздникам отдельных акций в форме кратких и ярких флешмобов, а также более постоянного звучания музыки на проводах и встречах фирменных поездов -до начинающей складываться системы академических концертных выступлений в залах железнодорожных станций. Именно такая форма утвердилась в истории отечественной музыкальной культуры с мая 1838 г., когда был пущен первый паровоз/пароход из Санкт-Петербурга в Павловск.

Аналогом павловских концертов XIX в. можно считать прекрасный опыт двух концертов Русского камерного оркестра под руководством С. Г. Проскурина, который показал, что такие выступления могут быть недолговременны - 30 минутный концерт получил наиболее яркие отзывы. Лучше всего звучит под сводами вокзала в Курске инструментальная музыка: слушатели говорили, что «несмотря на то, что слова непонятны, музыка в целом была прекрасна».

Возможно, по этой причине основой репертуара Павловского вокзала стали оркестры: симфонические, камерные и даже Великорусский оркестр народных инструментов под руководством В. В. Андреева в начале ХХ в. Вокальная же часть программ была или с аккомпанементом оркестра, или акапельной. Включались также и хоровые коллективы, и ансамбли. К примеру, цыганский ансамбль, выступавший в одном из сезонов в дневное время, с 14 до 15 часов, с бесплатным слушательским участием всех желающих. Вечерние же были платными, но весьма демократичными и доступными по ценам на билеты на дальних рядах.

Изучение этимология слова «вокзал» показывает, что именно музыкально-развлекательная традиция «воксалов» с XVII в., адаптированная к российским условиям, дала название специальным строениям на пути остановки поездов по всей России. И на все времена. Так в сознании россиянина музыка и вокзал объединились воедино, что и обусловило стремление к возрождению традиции в XXI в. А вот мнение о том, что «вокзал - это зал для вокального исполнения», не соответствует исторической действительности. Скорее всего - это более позднее «изобретение» в трактовке слова из-за получившегося буквосочетания.

Павловский музыкальный контракт - явление уникальное в истории мировой культуры, и этот опыт обязательно надо изучать и возрождать: музыка на вокзале может и должна стать явлением органичным и увлекательным, причем без исключения уже сложившихся на сегодняшний день форм, особенно музыка встреч и проводов поездов, проведение праздников и флешмобов. Эти формы работы требуют применения усиливающей и записывающей звук и видео техники. Именно в этом плане наше время принесло немало новых проблем, немыслимых в XIX в., без решения которых весь проект может потерпеть крах: многочисленные объявления по громкоговорителю со справками о приходе и отправлении поездов, сообщения текущего характера (справки, информация, поиск пассажиров и т.п.) и даже полезная информация для пассажиров (предупреждения об осторожности в дороге, требования подойти к справочному окну отдельных пассажиров для прояснения вопросов и т.д.), регулярно повторяющаяся в эфире, - все это, читаемое на большой громкости, перекрывает исполняемую музыку (особенно вокальную) и поэтическое слово.

Казалось бы, это временные трудности, однако эту проблему надо обязательно иметь в виду и оперативно решать при организации выступлений. Думается, что ряд подготовительных действий будет способствовать успешной реализации проекта по звучанию музыки на вокзале: выбор времени проведения концертов не в час пик, а, напротив, во время перерыва в движении поездов, что вполне реально при стремительно сократившейся в последние восемь лет логистике; отработка и подписание соглашений с администрацией железнодорожного вокзала о «часе тишины», чтобы во время выступлений музыкантов дополнительных сообщений не было.

Не случайно же в Павловске, при продлении железной дороги дальше по курсу (к Царскому селу и далее), для концертов и спектаклей строились специальные здания. Впрочем, у Курска, как некогда значимого железнодорожного узла, таковое тоже было еще недавно: величественное, с колоннадой на входе и большим концертным залом, -«Дом культуры железнодорожников», ныне «Курский областной Дом народного творчества». А ведь действует этот культурный центр в тенистом парке, еще несколько десятилетий назад оснащенном и аттракционами, в котором проводились и концерты, и праздники, что при возрождении вполне могло бы стать (как, очевидно, и планировалось с пуском Московско-Курской железной дороги, открытой в 1866 г.), перенимая опыт Павловска, «Курским музыкальным воксалом».

Библиографический список

1. Асеев, А. Русский камерный оркестр удивил курян концертом на железнодорожном вокзале / А. Асеев // Курское Интернет-телевидение. - 2016. -3 ноября: Видео, текст. - URL: https://46tv.ru/novosti/kultura/115387-6192.html (дата обращения: 16.07.2022).

2. Благовещенск. Флешмоб на ЖД вокзале // «Ти ж мене тдманула». - 2022. -9 января: Видео. - URL: https://vk.cc/cf3FgL (дата обращения: 15.07.2022).

3. Бойко, С. Музыка на вокзале: от Штрауса до Газманова / С. Бойко // Москва 24. Культура. 2013. - 9 июля. - URL: https://www.m24.ru/articles/vokzaly/09072013/21085 (дата обращения: 16.07.2022).

4. В Балашихе спели на украинском: Видео. 2017. 15 января. - URL: https://vk.cc/cf3ELo (дата обращения: 15.07.2022).

5. В Липецке пели песни на украинском языке / «Червона рута». 2016. 30 ноября: Видео. - URL: https://vk.cc/cf3EQO (дата обращения: 15.07.2022).

6. Владимир. Флешмоб на Владимирском вокзале / «Весна на Заречной улице»: Видео. - URL: https://vk.cc/cf6Xxi (дата обращения: 15.07.2022).

7. Вокзал // Большая советская энциклопедия / Издание 3-е. - URL: https://bigenc.ru/technology and technique/text/1925562 (дата обращения: 15.07.2022).

8. Волгоград. Песенный флешмоб на ж/д вокзале «Главное, ребята, сердцем не стареть!» : Видео. - URL: https://vk.cc/cf6YKq (дата обращения: 15.07.2022).

9. Вульфов, А. Б. Вальсы на вокзале. Эксперт о возрождении музыкального центра в Павловске: интервью С. Зайцева / А. Б. Вульфов // Аргументы и факты. - 2020. - 7 октября. - URL: https://aif.ru/culture/freeway/valsy na vokzale ekspert o vozrozhdenii muzykalnogo centra v pavlo vske (дата обращения: 15.07.2022).

10. Губернаторский камерный оркестр дал концерт на ЖД вокзале в Курске // Телекомпания «Такт». - 2019. - 6 сентября. - URL: https://takt-tv.ru/takt-novosti/gubernatorskiy-kamernyy-orkestr-dal-kontsert-na-zhd-vokzale-v-kurske (дата обращения: 15.07.2022).

11. Дегтярев, А. Пассажиров барнаульского железнодорожного вокзала поздравили с Днём семьи праздничным концертом. 2022. 9 июля: Видео / А. Дегтярев. -URL: https://vk.cc/cf77lw (дата обращения: 15.07.2022).

12. Днепропетровск. Легендарная «Катюша»: Флешмоб продолжается. 2016. 13 ноября: Видео. - URL: https://vk.cc/cf3Fxw (дата обращения: 15.07.2022).

13. Донецк. Флешмоб на вокзале: «От героев былых времен». 2016. 3 декабря: Видео. URL: https://vk.cc/cf6YQy (дата обращения: 15.07.2022).

14. Кишинев. Песенный флэшмоб. Пел весь вокзал Кишинева! / «Я люблю тебя, жизнь!» : Видео. - URL: https://vk.cc/cf3HQE (дата обращения: 15.07.2022).

15. Краснодар. Песенный флешмоб на вокзале в Краснодаре. Ансамбль «Криница»: «А я все дивлюся, де моя Маруся». 2017. 7 декабря. - URL: https://vk.cc/cf7838 (дата обращения: 15.07.2022).

16. Матвеева Ю., Зарубин А. В. Курске поезда провожают с музыкой // Телеканал «Сейм». 2016. 4 ноября: Видео. - URL:https://vk.cc/cf8F90 (дата обращения 16.07.2022).

17. Москва. Флешмоб на Киевском вокзале / «Распрягайте, хлопцы, коней.»: Видео. - URL: https://vk.cc/cf77kn (дата обращения: 15.07.2022).

18. На Курском ДЖ вокзале прозвучат знаменитые музыкальные произведения в исполнении Русского камерного оркестра. 2016. 1 ноября // KurskCity. Новости: в Курске: Видео. - URL: https://kurskcity.ru/news/citynews/127126 (дата обращения: 16.07.2022).

19. Одесса. Флешмоб на вокзале. 2016. 27 ноября: Видео. - URL: https://vk.cc/cf77tS (дата обращения: 15.07.2022).

20. Павловский вокзал // Википедия: Свободная энциклопедия. - URL: https://vk.cc/cf6Xo4 (дата обращения: 15.07.2022).

21. Пастухов Ю. Необычный концерт Русского камерного оркестра КГУ к Дню народного единства: Видео / Ю. Пастухов. - URL: https://vk.cc/cf8EDq (дата обращения: 16.07.2022).

22. Песенные флешмобы на вокзалах Украины и России. Дружба народов в песнях / Киев, Запорожье, Одесса, Москва, Харьков. 2016: Видео. - URL: https://vk.cc/cf3B9A (дата обращения: 15.07.2022).

23. Розанов, А. С. Музыкальный Павловск / А. С. Розанов. - Ленинград: Музыка, 1978. - 158 с.

24. Русский камерный оркестр на вокзале в Курске. 2016. 3 ноября. - URL: https://vk.cc/cf78h6 (дата обращения: 09.07.2022).

25. Рязанцева, А. Здание железнодорожного вокзала Курска наполнила «Музыка для всех» / А. Рязанцева // Новости Курска. 2019. 5 сентября: Видео. - URL: http://kursk-news.net/culture/2019/09/05/39859.html (дата обращения: 09.07.2022).

26. Санкт-Петербург. Песенный флешмоб на Витебском вокзале / Украинская народная песня. 2016. 10 декабря: Видео. - URL: https://vk.cc/cf6XlE (дата обращения: 15.07.2022).

27. Снежное Донецкой области. «На безымянной высоте». 2016: Видео. - URL: https://vk.cc/cf6XiF (дата обращения: 15.07.2022).

28. Суворовцы и Александр Скляр устроили флешмоб на Ленинградском вокзале // Маршруты Московские. 2014. 28 июня. Видео. - URL: https://vk.cc/cf3CFt (дата обращения: 15.07.2022).

29. Сургина, Н. Русский камерный оркестр под управлением Сергея Проскурина дал концерт в зале ожидания курского ж/д вокзала / Н. Сургина // МК RU Черноземье. -2016. - 9 ноября : Видео. - URL: https://vk.cc/cf8EWq (дата обращения: 16.07.2022).

30. Финдейзен, Н. Ф. Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк (1838-1912) / Н. Ф. Финдейзен. - Санкт-Петербург, 1912. - 67 с. - URL: https://ru.bookmate.com/reader/BcVCSW9u?resource=book (дата обращения: 15.07.2022).

31. Финдейзен, Н. Ф. Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк (1838-1912) / Н. Ф. Финдейзен; Под редакцией Л. Г. Данько. - Санкт-Петербург: Изд. дом «Коло», 2005. - 108 с.

32. Флешмоб // Википедия: Видео. - URL: https://vk.cc/499os6 (дата обращения: 1.07.2022).

33. Хоровые сезоны на Витебском: «А поедем-ка на вокзал слушать музыку!» // ВКонтакте: Видео. - URL: https://vk.com/club207073126 (дата обращения: 15.07.2022).

34. Чеснокова Ю. Павловск. Музыкальный вокзал / Ю. Чеснокова, А. Б. Вульфов // Санкт-Петербург. Новости. - 2020. - 30 октября. - URL: https://topspb.tv/programs/stories/504698/ (дата обращения: 12.07.2022).

35. Чита. Украинские песни на вокзалах / фолк-театр «Забайкалье»: Видео. -URL: https://vk.cc/cf3F9P (дата обращения: 15.07.2022).

36. Ярославцы поют украинские песни на вокзале Ярославль Главный / «И вчера во садочку...» 2016. 13 декабря: Видео. - URL: https://vk.cc/cf3Cuw (дата обращения: 1.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.