Научная статья на тему 'Музыкальный психотренинг как средство активизации адаптационного потенциала студентов-первокурсников'

Музыкальный психотренинг как средство активизации адаптационного потенциала студентов-первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПСИХОТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Немашкалова Светлана Ивановна

Рассмотрены и проанализированы механизмы адаптации, методы оказания психологической помощи первокурсникам, описаны принципы организации музыкального психотренинга как метода активизации адаптационного потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный психотренинг как средство активизации адаптационного потенциала студентов-первокурсников»

ПсиологачЕскае ннуки

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПСИХОТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

С.И. Немашкалова

MUSICAL PSYCHOLOGICAL TRAINING AS MEANS OF ACTIVATING FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION POTENTIAL

Nemashkalova S. I.

The adaptation mechanisms and methods of psychological assistance for first-year students are considered; the organization principles of musical psychological training as the method of activating students' adaptation potential are described.

Рассмотрены и проанализированы механизмы адаптации, методы оказания психологической помощи первокурсникам, описаны принципы организации музыкального психотренинга как метода активизации адаптационного потенциала студентов.

Ключевые слова: адаптация, студенты-первокурсники, музыкальный психотренинг.

УДК 159.92:784:378.1

Одной из разновидностей искусства, способствующей адаптации человека в природном и социальном мире, является музыка. Музыка - искусство полифункциональное. Она оказывает многостороннее воздействие на человека: психофизиологическое, эстетическое, эмоциональное и др.

Многие ученые отмечают, что уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: служило средством познания окружающего мира; являлось формой общения между людьми, способом выражения мыслей, чувств, желаний и стремлений; доставляло человеку эстетическую радость, развивало творческие способности. С момента возникновения искусство являлось своеобразным институтом социализации.

Древнегреческий философ Пифагор особое значение придавал «эвритмии» -способности человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках. Через нахождение этого верного ритма человек мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого (1, с. 10). Другой философ - Платон основной задачей музыкального воспитания считал гармонизацию индивида с общественной жизнью.

А как же дела обстоят в современном мире? Двадцать первый век гипердинами-чен, в бурном информационном и музыкальном потоке молодые люди не всегда

ШНемашкалова С.И.

адекватны в оценках того, что представляет ценность для сохранения и приумножения их валеологических, психологических и социальных резервов, которые, в свою очередь, составляют адаптационный потенциал каждого студента-первокурсника.

Опираясь на анализ научных источников (2, 3), результаты диссертационных исследований (4-6), результаты проведенного экспериментального исследования, нам удалось вычленить 5 групп проблем, которые наиболее часто возникают у студентов-первокурсников в адаптационный период.

1. Проблемы самочувствия и формирования навыков саморегуляции, субъективно переживающиеся как «усталость», «быстрая утомляемость», «плохое самочувствие», «отсутствие навыков саморегуляции».

2. Проблемы уверенности в себе, субъективно переживающиеся как «не получится», «не могу», трудности в принятии решений, слабая опора на себя, низкая самооценка.

3. Проблемы общения - сложности в личностных и социальных контактах, субъективно переживающиеся как отсутствие понимания в общении, недоверие к людям, боязнь конфликтов или «застревание» в них, страх быть «не понятым» или «не принятым» другими людьми.

4. Проблемы личностного и профессионального самовыражения, субъективно переживающиеся как проблемы «подходящего имиджа»: «не умею себя показать», «не могу быть заметным», «не способен производить должное впечатление».

5. Проблемы мотивации к деятельности - ощущение «бессмысленности» или «ненужности» своей деятельности, а отсюда - отсутствие интереса к учебе (данная проблема особенно распространена среди специальностей, находящихся в ряду низкооплачиваемых).

Итак, вместе с долгожданной самостоятельностью и независимостью «вчерашний школьник» приобретает в вузе и дополнительные проблемы, связанные с новым режимом труда (учебы), быта, досуга, налаживанием межличностных отношений (7).

Нередко студенты-первокурсники испытывают трудности в адаптации, причины которых коренятся в личностных особенностях самих студентов: в их умении общаться в учебном коллективе, справляться с конфликтными и стрессовыми ситуациями, уверенно чувствовать себя, выступая в больших аудиториях и т.п. Специфика взаимоотношений в коллективе требует также и моральной выносливости от студента: способности отстаивать свою точку зрения, свое «Я» в борьбе за лидерство, за значимость собственной роли и позиции. Талантливые, грамотные, но «застенчивые» студенты со слабыми волевыми качествами нередко оказываются отброшенными на задний план, а самоуверенные, напористые, не всегда компетентные студенты занимают лидирующие позиции. Приобретая статус студента, молодые люди входят в новую систему отношений не только со сверстниками (8), но и с преподавателями (9), что требует от них систематического интеллектуального труда, самодисциплины и самоорганизации. Порой недостаточно развитые навыки общения в сочетании с плохим самочувствием (затяжная адаптация к климатическим условиям), а также психологические зажимы и телесные блоки становятся препятствием на пути реализации полноценного эмоционального общения, которые в дальнейшем сказываются в трудностях группового взаимодействия. Все это порождает потребность молодых людей в психологической помощи и поддержке.

В связи с вышеизложенными проблемами мы поставили цель: выявить слабоадаптированных студентов-первокурсников и оказать им психологическую помощь, используя метод музыкального психотренинга. В проведенном нами экспериментальном исследовании использовался комплекс стандартных психодиагностических методик, который включал: 1) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (Маклаков, Чермянин); 2) диагностика социально-психологической адаптации (Роджерс, Дай-монд); 3) методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Фидпер); 4) диагностика оперативной оценки самочувствия,

активности и настроения; 5) диагностика самооценки психических состояний (Ай-зенк); 6) методика экспресс-диагностики невроза (Хека - Хесса); 7) шкала ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин, 1976); 8) шкала личностной тревожности (Спил-бергер-Ханин, 1976); 9) «Теппинг-тест» -методика определения силы, подвижности, работоспособности ЦНС (модификация Озерова, 1992). В ходе эксперимента использовались также метод наблюдения, беседы и экспертной оценки.

Результаты диагностики показали, что в первый год обучения в учебном заведении первокурсники имеют адаптационные проблемы. В их число в основном попали иногородние студенты. Выявив в ходе наблюдений болезненные точки в организме студенческой субкультуры, мы пришли к выводу о необходимости разработки особого коллективного музыкального психотренинга, направленного на решение комплекса проблем адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. А именно:

- формирование валеологической культуры;

- формирование психологических механизмов адаптации;

- формирование социальной адаптации - навыков и культуры межличностного общения.

Курс разработанного нами музыкального психотренинга является результатом длительного поиска оптимальных форм помощи студентам-первокурсникам в период адаптации к условиям обучения в вузе. Тренинг рассчитан на 44 часа. Его содержание рассчитано на первый год обучения студентов. Во все темы включен примерный перечень психологических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы. Тип занятия - комплексный. Это значит, что каждая обозначенная тема может быть ведущей, но само занятие состоит из заданий, взятых из разных тем. Игра рассматривается как ключевой методический прием в организации творческой работы студентов-первокурсников на занятиях. В дальнейшем обучении структура программ должна со-

храняться, а ее содержание усложняться при помощи новых музыкальных, психологических и творческих заданий.

Учитывая то, что на физическом уровне адаптация представляет собой процесс выработки оптимального уровня режима функционирования организма, в тренинге большое внимание уделено валеологиче-ским упражнениям: дыхательной гимнастике, двигательным и ритмическим играм и упражнениям, упражнениям актерского мастерства.

Рассмотрим, к примеру, наличие физических нагрузок, которые испытывают студенты в процессе учебной деятельности. В ходе лекционных занятий основная функциональная нагрузка приходится на руки, плечевой пояс и спину студента. Уже имеющиеся зажимы и телесные «блоки в мышцах» (особенно в мышцах рук) препятствуют реализации учебных задач и провоцируют болевые ощущения при больших лекционных нагрузках. Проблема рук - это во многом проблема полноценности реализации эмоциональных контактов, поскольку в руках, согласно телесно-ориентированной парадигме, «кодируются наши контакты» (10). Проблемы же со спиной и плечевым поясом, в свою очередь, нередко обнаруживают связь со сдерживанием действий, связанных с неадекватными формами экспрессии эмоциональных побуждений, например, со сдерживанием гнева или смеха (11). Приведенные рассуждения исследователей-практиков наводят на мысль, что не всегда физическая и эмоциональная скованность при ответах на семинарских занятиях, эффект «потерь при волнении» связаны с методическими просчетами педагога или же со слабыми способностями и ленью студента.

В связи с актуальностью проблемы здоровья студенческого сообщества особое внимание приобретает уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой (12). Эта гимнастика чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

ШНемашкалова С.И.

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние и д.р.

В специальных литературных источниках можно найти немало сведений о значении личностно-психологических качеств и проблемах их формирования в разные периоды обучения. Так, в рамках музыкальной психологии, музыкальной педагогики и истории музыки есть возможность почерпнуть большое количество сведений о значимой роли психологического начала в процессе становления, развития и профессиональной адаптации музыкантов, которые применимы и к сфере учебной адаптации студентов других специальностей. Например, Г. Коган в работе «У врат мастерства» большое внимание уделяет «психологическим предпосылкам успешности пианистической работы», выявляет истоки волнения музыканта и методы его преодоления: «лучшее лекарство от волнения - волнение: от волнения из-за одного - волнение из-за другого (...). Волнуйся не за себя, а за композитора!» (13). Фактически, говоря языком мастеров нейролин-гвистического программирования, здесь предлагается «рефрейминг» - трансформация объекта волнения и перенос энергии волнения на новый объект. Этот метод применим как в повседневной учебной деятельности, так и в период обострений экзаменационной тревоги.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики молодого человека. Приведем самые распространенные признаки появления экзаменационного стресса у студента:

- студент становится раздражительным при общении с педагогами и сверстниками;

- у него отмечается постоянный упадок сил и, как следствие, - пониженная работоспособность;

- студент постоянно пребывает в удрученном расположении духа, несчастен, угрюм; постепенно теряет контроль над ситуацией обучения (имеет «хвосты», не успевает готовиться к занятиям и пр.);

- обучающийся обнаруживает нежелательные изменения в картине своего здоровья: учащенный ритм сердца, боли в животе или желудке, сильное потение, головные боли, появление постоянного чувства тревоги и т.д. (14).

В этом случае особо следует сказать о методах психологической саморегуляции как о первых психокоррекционных методах. Во многих специальных литературных источниках отмечается эффективность применения различных методик психорегулирую-щей тренировки для формирования положительного эмоционального фона личности, уменьшения тревожности, активизации или пробуждении творческой активности. С помощью психорегулирующей тренировки появляется возможность предупреждать «наступление утомления в процессе занятий, в предэкзаменационный период» (15), восстанавливать общую работоспособность студентов, а также отрегулировать значимые психофизиологические функции, например, дыхание.

Уникальную методику коррекции психоэмоциональных состояний разработал В.И. Петрушин (1, с. 69-107). Предлагаемые им формулы музыкального самовнушения нацелены на формирование оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу за то, что ты смог появиться на свет, составляют основное содержание формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь, на поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются, как отмечал В. Франкл, важным фактором

душевного здоровья и психологической устойчивости (16).

1. Первая основная форма обучения -прохождение «музыкально-психологической практики», т.е. участие студентов в коллективных музыкальных психотренинговых семинарах. Цель «музыкально-психологической практики» - решение текущих психологических и валеологических проблем, а также практическое ознакомление с методами аутогенных тренировок и философским аутотренингом в целях овладения навыками саморегуляции. Продолжительность семинаров - 40 часов групповой работы. Содержание психотренинговых семинаров основано на сочетании следующих пси-хокоррекционных методик:

1) Телесно-ориентированная психотерапия, включающая в себя ритмические, двигательные игры и упражнения, упражнения актерского мастерства, бесконтактный и контактный массаж, дыхательную гимнастику;

2) Социально-психологический тренинг общения, включающий в себя комплекс психологических упражнений и творческих заданий;

3) Психорегулирующая тренировка, включающая аутогенные тренировки, философский аутотренинг и приемы музыкально-психологического массажа;

4) Вокально-певческая терапия включает артикуляционную гимнастику, дикци-онные и распевочные упражнения, формулы музыкального самовнушения и песни.

2. Вторая основная форма обучения -участие в аудиторных лекционных занятиях в целях овладения знаниями о воздействии различных звуковых и шумовых градаций и направлений музыки на организм человека, а также профилактические беседы о вреде употребления никотина, алкоголя, наркотиков и их воздействии на людей различных возрастных категорий. Проработка со студентами сценариев-перспектив всевозможных зависимостей и философское проецирование основных принципов здоровой жизнедеятельности.

В ходе осуществления эксперимента выявлено, что консультативная и тренинго-

вая работа существенным образом оказала положительное влияние на личностные качества участников занятий. Актуализация ранее скрытых и приобретение новых психологических качеств способствовали развитию адаптационного потенциала первокурсников, позитивно воздействовали на общее самочувствие респондентов, а также на удовлетворенность учебной деятельностью. Отмечены случаи значительных улучшений учебных показателей и рост творческого потенциала студентов. Результаты исследования достоверны на высоком уровне значимости, что подтверждено статистической обработкой экспериментальных данных. Следовательно, музыкальный психотренинг является одним из эффективных средств актуализации адаптивных возможностей студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.

- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. Блинова О.А., Винокурова Е. С. Практическая психология для музыкантов-профессионалов // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Межд. сборник на-учн. трудов / Под общ. ред. О. И. Кирикова.

- Воронеж: Воронежский госпед университет, 2005. Вып. № 27. - С. 314-321.

3. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: Монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.

4. Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: Дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2008.

5. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития: Дис. . канд. пед. наук. - М., 2003.

6. Солодилова Т.В. Педагогическая подготовка студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе: Дис. . канд. пед. наук. - М, 2003.

7. Авирам А. Проблемы гуманитарного высшего образования // Высшее образование в Европе. - 1991. - №3. - С. 17.

8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

9. Айштейн В.Г. Преподаватель и студент: практика общения // Высшее образование в России. - 1998. - № 2.

10. Баскаков В. Танатотерапия - искусство жизни. - М., 1996. - С. 36.

11. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии к психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. - М, 1992. - С. 8.

12. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. -М.: Метафора, 2004.

13. Коган Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. - М.: Советский композитор, 1961. - С. 79.

14. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - С. 496.

15. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей // Психологическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Дайджест, 1990. - С. 114.

Об авторе

Немашкалова Светлана Ивановна, Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - проблемы адаптационных возможностей человека. paul_2@rambler.ru

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ИХ УСПЕШНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ

В.А. Руженков, Ю.Н. Гомеляк

INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS, DEFICIENT PARENTAL CUSTODY AS FACTOR OBSTRUCTING THEIR SUCCESSFUL SOCIAL FUNCTIONING

Ruzhenkov V.A., Gomelyak J.N.

The individual-psychological characteristics of adolescents, deficient parental custody, have been investigated. The emotional, cognitive and behavioral characteristics of interpersonal relations creating preconditions for social-psychological disadaptation have been described.

Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, лишенных родительского попечения. Описаныi эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности межличностных отношений, создающие предпосылки социально-психологической дезадаптации.

Работа выполнена в рамках проекта № 02-06-00073А ггрант РГНФ).

Ключевые слова: подростки, депривационное воспитание, межличностные отношения, индиви-дуация, социально-психологическая адаптация.

УДК 159.922.7

Проблема социального сиротства в Российской Федерации продолжает оставаться актуальной (2, 3). У детей, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения, формируются деструктивные поведенческие стереотипы в связи с тем, что формирование личности в детских домах и школах-интернатах проходит в условиях отсутствия материнской любви и заботы, а также возможности удовлетворять целый комплекс необходимых для нормального развития потребностей - психических, социальных, сенсорных и др. (1, 2, 5, 6).

Одной из важнейших характеристик нормального развития личности является процесс индивидуализации и формирование автономии подростка, т.е. некоторой его обособленности от родителей и сверстников, самостоятельности и ответственности. Многочисленные данные о недостаточной личностной зрелости выпускников детских домов и школ-интернатов, невысоком уровне их социально-психологической адаптации свидетельствуют о затруднениях в формировании автономии и искажениях в личностном развитии подростков, лишенных родительского попечения. Так, в литературе (1, 5, 6) описаны различные личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях родительской депрвации: неадекватная Я-концепция, затруднения в формировании самосознания, повышенная конформность, конфликтность, агрессивность, обидчивость, склонность к разного рода нарушениям дисциплины, а также неумение организовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.