Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 55. С. 214-221. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 214-221.
Научная статья УДК 78.021.4
doi: 10.17223/22220836/55/17
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В РУССКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЯХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Марина Сергеевна Школина
Центральная детская музыкальная школа им. Б.Г. Павликовской, Чита, Россия,
krasnoyarsk-asp@mail. ru
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению аспектов воплощения орнамента1 в музыке. Музыкальная ткань представляет собой особый вид текста2. Его сущность проявляется в звуке, который материализуется во времени, в пространстве и находит отражение в области чувственных представлений. Орнаментация музыкальной ткани воспринимается во многом на основе синестетических ощущений. Автор статьи сопоставляет особенности орнаментирования в изобразительном искусстве и музыке, выделяя устойчивые приемы, характерные для каждого из искусств, и рассматривает их на примерах фортепианных произведений. Ключевые слова: орнамент, музыка, фактура
Для цитирования: Школина М.С. Музыкальный орнамент и его проявления в русских фортепианных сочинениях первой половины XIX века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 214221. doi: 10.17223/22220836/55/17
Original article
MUSICAL ORNAMENTATION AND ITS USING IN RUSSIAN PIANO WORKS OF THE FIRST HALF OF THE 19 CENTURY
Marina S. Shkolina
Children's Music School named after B.G. Pavlikovskaya, Chita, Russia, krasnoyarsk-asp@mail. ru
Abstract. The article deals with aspects of the embodiment of ornamentation3 in music. The musical arrangement is a special kind of text4. On the one hand, its essence is manifested in the sound, which materializes in time and space, and on the other hand, in the sphere of sense perceptions, including emotional impressions or experiences, visual images, etc. The associative similarity with some elements of fine art allows revealing a special musical "pattern" by means of which the piano texture acquires ornamental features. The ornamenta-
1 «Дословный перевод с латинского слова „орнамент" - украшение. В специальной литературе орнамент означает узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений» [1. С. 13].
2 В нашей работе мы применяем формулировку А.В. Денисова при рассмотрении «текста как структурно-смыслового единства, зафиксированного в определенной материальной форме» [2. С. 21].
3 "The literal translation of the Latin word ornament is adornment. In the special literature ornament means a pattern consisting of rhythmically ordered elements to decorate any objects or architectural structures" [1. P. 13].
4 In the presented work the formulation given by A.V. Denisov is applied, when considering "the text as a structural and semantic unity, recorded in a certain material form" [2. P. 21].
© М.С. Школина, 2024
tion means the introduction of ornamentation1 elements into the musical fabric, which is perceived largely on the basis of synesthetic sensations, with the manifestation of stable ornamentation techniques being evident. Based on a certain consistency of ornamentation principles in the works of several composers, it seems possible to identify several types of ornamentation, as well as a number of textural techniques. The ornamentation of the musical texture may be associated with the realization of different artistic tasks. As a consequence it has a certain functional meaning.
The purpose of this article is to consider individual ornamentation techniques, which have formed in the practice of European music-making, and their application in Russian piano works of the first half of the 19th century. The author compares the peculiarities of ornamentation in the fine arts and music, identifying the stable techniques, typical for each of the arts, and considers them on the examples of piano works from a particular historical period. Keywords: ornament, ornamentation, music, texture
For citation: Shkolina, M.S. (2024) Musical ornamentation and its using in russian piano works of the first half of the 19 century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 214-221. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/17
Орнамент как явление искусства характерен для произведений многих эпох и стилей. Он рассматривается исследователями различных специальностей, «наполняющих» общие теоретические позиции, характерные для понятия «орнамент», многообразными сведениями и установками2. Область орнаментального искусства представляет собой особый пласт художественного видения, комплекса выразительных средств и своеобразных способов украшения. «Орнамент, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, отображал духовный мир человека на основе его представлений о Вселенной, Земле, Боге, природе, жизни, смерти. <...> Древний художник использовал в оформлении предметов штрихи и полосы, зигзаги и „елочный" орнамент, узор в виде плетения и точек. Облекая свои представления об устройстве мира в знаковые формы круга, полукруга, овала, спирали, ромба, квадрата, треугольника, креста и их различных сочетаний, человек, по всей вероятности, еще не наделял их декоративными. <...>. Постепенно эти знаки-символы приобретали орнаментальную выразительность узора, который становится эстетической ценностью в последующих эпохах» [5. С. 7-8]. Тесно связанный с идеей порядка, организованности, красоты линий и форм орнамент способен естественным образом проявляться во многих видах искусства - декоративно-прикладном, изобразительном, архитектуре, музыке.
По мнению Ю.Я. Герчука, «в самой своей упорядоченности, в гармонической красоте форм и ритмов орнамент несет и утверждает меняющиеся с развитием человечества образы мирового порядка» [6. С. 287]. Он пишет: «Гармония - это порядок, получивший эмоциональное воплощение, выраженный на языке чувства. Не простое осуществление математически закономерной системы повторов делает тот или иной рисунок орнаментом, но и определенная установка на эстетический, а не умозрительный способ его восприятия» [6. С. 283].
На наш взгляд, подобное качество определяет возможности проявления орнамента в музыке, оперирующей чувственными образами, облаченными в интонационно-ритмически и динамически «звучащую» форму. В настоящее
1 The meaning of the term and its derivatives see: [3. P. 426].
2 Значимой в этом отношении работой, на наш взгляд, является статья И.В. Палагута «Орнамент как особый вид искусства» [4].
время становится все более актуальным решение вопроса, выполняет ли орнамент только декоративную функцию (позиция М.С. Кагана)1 или является самостоятельным видом искусства (позиция Ю.Я. Герчука)2. А.П. Степанова отмечает: «Не следует путать понятие „орнаментальная композиция" с понятием „орнаментация художественного произведения". Во втором случае орнамент выступает как средство придания наилучшей выразительности художественному, живописному или графическому произведению, основой которого является определенный сюжет. Орнаментальная композиция представляет собой художественное произведение, в котором за основу принимается орнамент или разные виды орнаментов» [1. С. 112-113].
Не распространяя сейчас свои наблюдения на другие виды искусств, отметим, что история музыки сама нашла решение данного вопроса: в музыке орнамент существует и как самостоятельное художественное произведение (по сути - особый, независимый жанр), и как один из существенных приемов выразительности. К первым мы можем отнести, например, три самостоятельные пьесы с названием «Орнамент» в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески святой Софии Киевской» В. Кикты, четвертую часть («Орнамент») Партиты для органа на тему татарской народной песни «Галиябану» Д. Дианова, ко вторым - значительное количество музыкальных произведений, где орнамент выполняет художественную функцию наряду с другими приемами. Данный аспект понятия «орнамент» мы в определенной мере обозначаем в настоящей статье.
Проявление орнамента в музыке имеет свои особенности, поскольку связано со слуховыми представлениями, а также в большой степени с ассоциативной сферой восприятия. Многими исследователями музыкального искусства используются такие понятия, как орнамент, орнаментика, орнамен-тальность и т.п. А. Бейшлаг отмечает, что «украшения применялись в значительной мере <...> примерно начиная с IX века... <...> всюду, куда ни бросишь взгляд, заметен интерес к разукрашиванию» [8. С. 6]. «Орнаментика в западноевропейской музыкальной культуре была не только неотъемлемым элементом музыкального исполнительства, но и предметом многочисленных музыкально-теоретических трудов. Практически все авторы относились к орнаменту как к дополнительному элементу мелодии. Между тем, музыканты понимали: орнаментика не является чем-то застывшим, так как выражает то, что в принципе не поддается фиксации и зависит от многих факторов, даже от настроения артиста, и осознавали невозможность точной записи ритмики и динамики украшений, которые являются проявлением непосредственного игрового импульса», - пишет Я. Рамич [9. С. 6-7]. И.А. Скворцова отмечает особую роль орнаментальности музыкальной ткани в русских модерновых музыкальных произведениях на рубеже Х1Х-ХХ вв., имеющей некоторые отличия от орнаментальности русской музыки XIX в.: «Наиболее распространенное мнение о музыкальном орнаменте связано с моментом украшения мелодии мелизмами или расцвечиванием ее дополнительными мелодическими линиями и арабесками. Однако искусство модерна позволяет увидеть эту
1 Ученый пишет: «Сам по себе, в качестве самостоятельного художественного произведения орнамент не существует и существовать не может» [7. С. 90].
2 Исследователь считает, что орнамент представляет собой «полноценную и сложную область художественного творчества» как особого вида искусства [6. С. 301).
проблему и с другой стороны - с точки зрения механизма возникновения орнамента, т.е. с „тиражированием" музыкальной ячейки, которая могла до этого звучать и как самостоятельная тема» [10. С. 152-153].
Орнаментальность как художественный принцип построения рисунка или общей композиции, сочетающий в себе декоративную функцию и конкретное смысловое значение, характерна, как отмечалось, для различных видов искусства и способствует созданию эстетически завершенного образа. Поэтому мы предпринимаем попытку сопоставления приемов орнаментирования в искусстве изобразительном и музыкальном. Они носят достаточно условный характер и направлены на выявление признаков орнаментирования и орнаментальных приемов музыкального изложения. В первую очередь выделим те элементы-аналоги между изобразительным искусством и музыкой, где, опираясь на позиции искусствоведов, попытаемся определить сходство их функций. Приведем ряд элементов орнаментирования, которые могут быть функционально близки в обоих видах искусства. На первой позиции нами называется элемент изобразительного искусства, на второй - музыки:
• точка = краткий звук;
• прямая линия = протяженный звук;
• изогнутая линия = звуковысотная, преимущественно поступенная (мелодическая) линия;
• мотив = мотив (мелодический оборот, ритмическая ячейка);
• ритм = ритм;
• графическая форма = графические образы;
• объем = регистр;
• цвет = тембр;
• композиция = композиция.
Музыкальный орнамент, развиваясь в особой звуковой материи, приобретает определенные формы. Среди наиболее распространенных видов орнаментирования музыкальной ткани можно выделить следующие:
• структурно-композиционный (создание музыкально-орнаментального полотна за счет многократного повторения схожих мотивов, аккордовых структур и т.п.):
Пример 1. Ф. Шопен. Этюд ор. 10 № 11 Es-dur Example 1. F. Chopin. Etude or. 10 No. 11 Es-dur
• мелизматический («декорирование» мелодии с помощью мелизмов): Coda Тт. 1-7
iis. • • ]1 ъ Чй. Ä
Пример 2. К. Черни. Вариации на тему Роде ор. 33 Example 2. K. Cherny. Variations on a Theme of Rodet Op. 33
Наряду с традиционным использованием орнаментики в качестве украшения мелодии распространение получили и другие, уже новые приемы, в которых обнаруживается внешнее сходство с орнаментом изобразительного искусства:
• фигуративный (выстраивание линий фигурационного движения мотивов в своего рода узор);
• ленточный (использование ритмических, мотивных структур на основе повторяемости фигур или форм и образующих определенную орнаментальную ленту).
Говоря о музыкальном орнаменте в русской музыке первой половины XIX в., мы отмечаем, что в произведениях в целом продолжали использоваться приемы, сложившиеся в европейской музыкальной практике, ставшие характерными и для русского искусства. Поскольку одним из проявлений орнамента в музыке можно считать прием варьирования, рассмотрим способы орнаментирования фактуры на примере жанра, где данный принцип является основополагающим, - вариаций. Здесь многообразие фактурных приемов, создающих «рисунки», близкие изобразительному искусству, позволяет систематизировать их по определенным позициям. Обозначим основные из них:
• Графичность музыкальной линии (зигзаг, точечный рисунок и др.).
Например, в результате орнаментирования фактуры (зигзагообразное
движение аккомпанемента) возникает образ устойчивого вращения, оттеняющего своим настойчивым повторением выразительную мелодию в партии правой руки:
Coda
J»>
s
Пример 3. Л.С. Гурилев. Русская песня с вариациями c-moll Example 3. L.S. Gurilev. Russian song with variations c-moll
• Использование разного рода фигураций.
Широкие двухоктавные гармонические фигурации в партии правой руки, вуалирующие отдельные интонации темы М.И. Глинки, проводимой в средних голосах и поддержанной аккордами, придают этой изначально вокальной теме фигурационный инструментальный оттенок; в конце приводимого фрагмента он уступает место другому приему - настойчивому повторению, словно затуханию первоначального движения:
Тт. 19-20
Пример 4. А.Л. Гурилев. Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»
Example 4. A.L. Gurilev. Variations on the theme "Don't trouble, my dear" from the opera "Life for the
Tsar" by M. Glinka
• Мотивная разработка «кружевной» структуры.
«Кружевная» фактура, примененная композитором в вариации, направлена на имитацию звучания «китайского» танца с его изящным, витиеватым изложением:
Тема вторая Вар. II
Пример 5. М.И. Глинка Вариации на две темы из балета «Киа-Кинг» Example 5. M.I. Glinka Variations on two themes from the ballet Kia King
Безусловно, перечисленные способы орнаментирования можно наблюдать и в произведениях других жанров, однако в них орнаментальные элементы ставят уже несколько иную художественную задачу (например, «круговое» движение шестнадцатых, отражающее танцевальные повороты вальса, как изобразительный эффект).
Проявление орнамента в музыке - применение орнаментальных способов изложения музыкального текста, использование графических форм, изобразительных эффектов и др. - способствовало значительному обогащению средств музыкальной выразительности. А.П. Степанова отмечает: «...создание орнамента - сложный творческий процесс, исключающий использование готовых рецептов» [1. С. 5]. Согласно мнению И.А. Скворцовой, существует «некая двойственность, заключенная в функциональном понимании орнамента, его самостоятельной значимости. С одной стороны, орнамент сам является формообразующим фактором. С другой - он как бы вуалирует уже заданную форму» [10. С. 147]. Музыкальный орнамент обретает особые формы выражения за счет разных фактурных приемов и художественных задач, соответственно, начинают складываться некоторые признаки орнамен-тальности1 музыкальной фактуры и определенные принципы ее орнаментирования - применение приемов организации музыкальных мотивов и композиционных линий на основе визуально-графических образов. Орнаментальные элементы, присущие музыкальной фактуре русских фортепианных сочинений первой половины XIX в., получили дальнейшее развитие в творчестве М.А. Балакирева, А.К. Лядова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и других композиторов, особо ярко проявившись в период расцвета стиля модерн на рубеже XIX-XX вв.
Список источников
1. Степанова А.П. Теория орнамента. Ростов н/Д : Феникс, 2011. 150 с.
2. Денисов А.В. Метаморфозы музыкального текста. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 189 с.
3. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. эн-цикл.» : ОГИЗ : Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. Т. 2.
4. Палагута И.В. Орнамент как особый вид искусства // Художественная культура. 2020. № 1. С. 45-64.
5. Кинева Л.А. История и теория орнамента. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.
130 с.
6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. Структура и смысл орнаментального образа. М. : РИП-холдинг, 2013. 303 с.
7. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л. : Художник РСФСР, 1961. 160 с.
8. БейшлагА. Орнаментика в музыке. М. : Музыка, 1978. 320 с.
9. Рамич Я. Орнаментика в сербской народной инструментальной музыке для аккордеона : автореф. ... канд. искусствовед. М., 1999. 23 с.
10. Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков. М. : Композитор, 2012. 354 с.
References
1. Stepanova, A.P. (2011) Teoriya ornamenta [Theory of Ornament]. Rostov on Don: Feniks.
2. Denisov, A.V. (2019) Metamorfozy muzykal'nogo teksta [Metamorphosis of Musical Text]. 2nd ed. Moscow: Yurayt.
3. Ushakov, D.N. (ed.) (1935-1940) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Vol. 2. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya; OGIZ; Gos. izd-vo inostr. i nats. slov.
1 Орнаментальность в музыкальной ткани проявляется как свойство, позволяющее воспринимать «декоративность» мелодической линии (за счет включения мелизмов или / и дополнительных мелодических фигур), а также вызывающее ассоциации со звуковым узором.
4. Palaguta, I.V. (2020) Ornament kak osobyy vid iskusstva [Ornament as a special kind of art]. Khudozhestvennaya kul'tura. 1. pp. 45-64.
5. Kineva, L.A. (2018) Istoriya i teoriya ornamenta [History and Theory of Ornament]. Ekaterinburg: Ural State University.
6. Gerchuk, Yu.Ya. (2013) Chto takoe ornament. Struktura i smysl ornamental'nogo obraza [What is an ornament? The structure and meaning of the ornamental image]. Moscow: RIP-kholding.
7. Kagan, M.S. (1961) Oprikladnom iskusstve. Nekotorye voprosy teorii [On Applied Art. Some Questions of Theory]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.
8. Beyshlag, A. (1978) Ornamentika v muzyke [Ornamentics in Music]. Moscow: Muzyka.
9. Ramich, Ya. (1999) Ornamentika v serbskoy narodnoy instrumental'noy muzyke dlya akkordeo-na [Ornamentalism in Serbian folk instrumental music for accordion]. Abstract of Art Studies Cand. Diss. Moscow.
10. Skvortsova, I.A. (2012) Stil' modern v russkom muzykal'nom iskusstve rubezha XIX-XX vekov [Art Nouveau style in the Russian musical art at the turn of the 20th century]. Moscow: Kompozitor.
Сведения об авторе:
Школина М.С. - преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер Центральной детской музыкальной школы им. Б.Г. Павликовской (Чита, Россия). E-mail: [email protected]
Information about the author:
Shkolina M.S. - piano teacher, accompanist, applicant for a candidate scientific degree, Children's Music School named after B.G. Pavlikovskaya (Chita, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.12.2022; одобрена после рецензирования 06.02.2023; принята к публикации 15.08.2024.
The article was submitted 08.12.2022; approved after reviewing 06.02.2023; accepted for publication 15.08.2024.