Научная статья на тему 'Музыкальный инструментарий крымских ногайцев (по материалам фольклорного сборника «Звучит кайтарма»)'

Музыкальный инструментарий крымских ногайцев (по материалам фольклорного сборника «Звучит кайтарма») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
591
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА НОГАЙЦЕВ / ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НОТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ / КАВАЛ / ДУМБЕЛЕК / ДАРЭ / ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ / СУРНАЙ / САЗ / SUBETHNIC GROUP OF THE NOGAIS / TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS / MUSICAL PUBLICATIONS / PERFORMING TRADITIONS / KAVAL / DUMBELEK / DARE / MILITARY ORCHESTRAS / ZURNA / SAZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карданова Бэла Баубековна

В статье рассматривается музыкальный инструментарий народов Крыма с целью вычленения из него инструментов, содержащих ногайский этнический компонент. Материалом изучения выбраны публикации крымско-татарских исследователей, в которых даётся информация об инструментах, ансамблевых и оркестровых составах, исполнительских традициях региона. Для выявления их этнической принадлежности ногайцам используется метод сравнительного анализа с аналогичным инструментарием других ногайских субгрупп и этнородственных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMEAN NOGAIS’ MUSICAL INSTRUMENTS (BY THE MATERIALS OF THE FOLK COLLECION “KUITARMA SOUNDS”)

The article deals with the musical instruments of the peoples of the Crimea with the aim of singling out instruments containing the Nogai ethnic component. The material of the study is the publications by the Crimean-Tatar researchers, which give information about instruments, ensemble and orchestral compositions, performing traditions of the region. To determine their ethnic belonging to the Nogai people the paper uses the method of a comparative analysis with similar instruments of other Nogai subgroups and ethnic-related peoples.

Текст научной работы на тему «Музыкальный инструментарий крымских ногайцев (по материалам фольклорного сборника «Звучит кайтарма»)»

Карданова Бэла Баубековна

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КРЫМСКИХ НОГАЙЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОЛЬКЛОРНОГО СБОРНИКА "ЗВУЧИТ КАЙТАРМА")

В статье рассматривается музыкальный инструментарий народов Крыма с целью вычленения из него инструментов, содержащих ногайский этнический компонент. Материалом изучения выбраны публикации крымско-татарских исследователей, в которых дается информация об инструментах, ансамблевых и оркестровых составах, исполнительских традициях региона. Для выявления их этнической принадлежности ногайцам используется метод сравнительного анализа с аналогичным инструментарием других ногайских субгрупп и этнородственных народов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5728.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 106-108. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 392.1 Искусствоведение

В статье рассматривается музыкальный инструментарий народов Крыма с целью вычленения из него инструментов, содержащих ногайский этнический компонент. Материалом изучения выбраны публикации крымско-татарских исследователей, в которых даётся информация об инструментах, ансамблевых и оркестровых составах, исполнительских традициях региона. Для выявления их этнической принадлежности ногайцам используется метод сравнительного анализа с аналогичным инструментарием других ногайских субгрупп и этнородственных народов.

Ключевые слова и фразы: субэтническая группа ногайцев; традиционные музыкальные инструменты; нотные публикации; исполнительские традиции; кавал; думбелек; дарэ; военные оркестры; сурнай; саз.

Карданова Бэла Баубековна, к. искусствоведения, доцент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск Beka-09@yandex.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КРЫМСКИХ НОГАЙЦЕВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОЛЬКЛОРНОГО СБОРНИКА «ЗВУЧИТ КАЙТАРМА»)

Крымские ногайцы - субэтническая группа ногайцев, проживающая в степных районах Крымского полуострова. Начальным периодом заселения Крыма ногайцами обозначен XVII в., хотя, по мнению историка В. Е. Возгрина, отдельные улусы появились здесь намного раньше. Помимо этого, исследователь уточняет: «Соседние народы называли ногайцев "татарами" или "крымскими татарами". Со временем это название перешло на все тюркоязычное население Крыма, включая горных и прибрежных жителей. Но примечательно то, что степные жители Крыма до сих пор сохранили у соседей название "ногай". Топонимика степного Крыма и тамги на надгробных памятниках указывают на их ногайско-кыпчакское происхождение» [5, с. 125].

Народная музыка и, в частности, музыкальный инструментарий крымских ногайцев, уходящий своими корнями вглубь веков, - одна из частей многоликой и богатой культуры всего ногайского народа. И, несмотря на длительное соседство с многочисленными этносами Крыма, разнящимися по языку, верованиям, культуре и быту, все же ногайцы сумели сохранить в своем музыкальном инструментарии индивидуальные, отличительные от других субгрупп региона, этнические черты.

В данной статье мы ставим проблему неизученности музыкального инструментария крымских ногайцев и пытаемся выявить их этнический компонент в сравнении с аналогичными инструментами других ногайских субгрупп и этнородственных с ними народов.

Материалом для нашего рассмотрения выбраны публикации отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной проблеме, а также полевые экспедиционные записи, собранные нами в ногайских селениях Карачаево-Черкесии, Дагестана, Чечни, Ставропольского края и Астраханской области с 1979 по 2016 год.

Информация о традиционных музыкальных инструментах крымских ногайцев в научных публикациях отсутствует полностью, однако наше внимание привлекли отдельные фольклорные сборники, в которых ярко высвечивается ногайский этнический компонент [1; 7; 10]. Из их числа заметно выделяется сборник татарского этномузыколога Я. Ш. Шерфединова «Звучит кайтарма», в который вошли, помимо всего, описания и рисунки самих инструментов. По материалам упомянутого сборника мы можем сделать ряд любопытных выводов.

Так, большинство музыкальных инструментов, бытовавших в степных районах Крыма, можно считать принадлежащими ранненогайской фольклорно-инструментальной традиции. Все они демонстрируют свою идентичность с аналогичными инструментами других ногайских субгрупп. Объясняется это тем фактом, что музыкальная культура данной субгруппы формировалась в «домиграционный» период - эпоху территориальной общности крымско-ногайской субгруппы с её основным этническим массивом. Поэтому у ногайцев всех многочисленных регионов и родственных с ними тюркских народов сохранены идентичные инструменты. Данный вывод подтверждается нашим сравнительным анализом.

В рассматриваемом сборнике Я. Шерфединова выделены наиболее известные в регионе инструменты - зурна, тулуп-зурна (волынка), кавал (свистковая дудка) и камыш-кавал (тростниковая дудка). Причем исследователь отмечает, что особое распространение в степных районах Крыма получила зурна - «инструмент, изготовляемый чаще всего из абрикосового или тутового дерева...» [10, с. 19]. Мы же можем утверждать, что аналогичные с зурной инструменты, но с другими названиями, встречаются у других ногайских субгрупп и этнород-ственных народов: сурнай - у киргизов, туркмен; сырнай - у казахов и т.д. [4, с. 268]. Причем все характеристики инструментов совпадают по основным параметрам: строению, материалу, технологии изготовления и т.д.

Описывается исследователем и другой популярный у ногайцев духовой инструмент: «Кавал - свистковая дудка, изготовленная из дерева разных пород. Ствол дудки длиной 250-300 мм вытачивается вручную или на токарном станке.» [10, с. 11]. В данном случае уместно вспомнить, что кавал - один из древнейших инструментов многих народов - уже был известен ногайцам во времена Ногайской Орды, о чем свидетельствуют многочисленные фольклорные материалы, литературные источники и результаты нашего опроса ногайских информантов [8].

ISSN 1997-292X

№ 12 (86) 2017, часть 5

107

Среди ударных инструментов исследователем упоминается думбелек - «парная литавра в виде двух горшков разных размеров, на открытых сторонах которых натянуты мембраны из воловьего пузыря, рыбьей или козьей кожи...» [10, с. 11]. Дается информация и о функциональном назначении и строении инструмента. Например, отмечается, что в прошлом «думбелек использовался в военном оркестре или в качестве сигнального инструмента придворной стражи: с его помощью условными сигналами передавались различные распоряжения, население оповещалось о торжественных выездах ханов.» [Там же]. Мы же уточним, что в настоящее время этот инструмент вышел из бытования, но при этом он всё чаще вводится в состав фольклорных ансамблей и оркестров народных инструментов в разных ногайских регионах [8].

Описывает Я. Ш. Шерфединов и другой, распространенный у ногайцев, ударный инструмент - дарэ, представляющий собой «бубен, на одной стороне которого натянута мембрана из бараньей, козьей или рыбьей кожи. На узкой, круглой обечайке выдолблены (вырезаны) четыре пары полосок, к которым прикрепляют четыре пары бряцающих медных тарелочек. Обечайка гнутая и изготовляется из древесины дуба.» [10, с. 11]. К сказанному добавим, что материалы наших полевых экспедиций подтверждают факт распространения дарэ у ногайцев Карачаево-Черкесии, Дагестана и Астраханской области [8]. О бытовании инструмента у астраханских ногайцев пишет татарский этномузыколог А. Р. Усманова следующее: «Наибольшее применение он нашел в исполнительской практике юртовских татар, но также популярен в традиции карагаше1 и туркмен» [9, с. 90-91].

Я. Ш. Шерфединов также описывает инструменты, бытовавшие в других ногайских регионах и у этно-родственных народов, но с иными названиями: зурна - сарнай; тулуп-зурна - куьлдерей (волынка); сантыр -етеген (цимбала), саз. Интересно, что слово «саз» в разных ногайских субгруппах имеет разное значение. Например, если у крымских ногайцев сазом называют струнно-щипковый инструмент типа домбры или дутара, то у астраханских ногайцев оно означает саратовскую гармонь, а северокавказские ногайцы, казахи и туркмены сазом называют инструментальные пьесы для струнных и духовых инструментов - домбры, кылкобыза (скрипки), сыбызгы и др.

Весьма интересные сведения даются Я. Ш. Шерфединовым о составах различных инструментальных ансамблей. Так, к наиболее древним по периоду возникновения он относит ансамбль зурначей: «В далеком прошлом ансамбль зурначей по существу являлся военным оркестром. В него входили десятки зурн и больших барабанов, создававших при совместной игре оглушительное звучание» [10, с. 8]. Любопытная информация приводится и о составе конно-военного оркестра, распространенного у ногайцев в период военной демократии, где в состав оркестра кавалерии вместо барабана был введен думбелек (парная литавра). Кроме того, думбелеки очень больших размеров употреблялись для сбора людей, а также при тревогах в ханском дворце.

Добавим, что инструментальные ансамбли, сходные с описанными в рассматриваемом сборнике, были распространены у других ногайских субгрупп, а также у народов Средней Азии и Казахстана. Сведения же о них находим в разных этномузыкологических источниках. Например, описание ансамбля, именуемого военным оркестром, а также его бытование у казахов и киргизов даёт отечественный исследователь В. М. Беляев: «В феодальную эпоху в состав военного оркестра киргизских ханов входили издавна широко распространенные по всему Востоку и употреблявшиеся для тех же целей инструменты: сурнай... керанай или кериней... и доол» [4, с. 225]. Аналогичный состав отмечен им и в казахском инструментальном оркестре: «Военным оркестром феодальной эпохи у казахов был ансамбль из сурнаев, карнаев... и даулпазов» [Там же, с. 256]. По описанию этномузыколога, в прошлом в состав узбекского военного оркестра входили «два сурная, два карная и нагора» [Там же, с. 262].

По утверждению информантов из Карачаево-Черкесии, Чечни и Дагестана, у всех ногайских субэтнических групп до XVII века функционировал духовой оркестр, в состав которого входили одни и те же инструменты -сурнаи, давылпазы и карнаи [8]. Во время полевой экспедиции 1979 года в ауле Икон-Халк Карачаево-Черкесии от старожила Туркменова К.-Г. нами записан вариант марша, исполнявшегося в прошлые века военным оркестром. К сожалению, мелодия записана нами в вокальном варианте, но сам факт бытования подобного жанра, его сохранность до наших дней убеждают в необходимости дальнейших изысканий в этом направлении.

Говоря о современном состоянии традиционных музыкальных инструментов, Я. Ш. Шерфединов отмечает: «В настоящее время старинные народные инструменты полузабыты. Доживают свой век саз, сантур, кавал, тулуп-зурна, камыш-кавал. Исполнители на них встречаются редко» [10, с. 9]. Размышляет исследователь и о новационных процессах в музыкальной жизни региона, имеющих отношение и к ногайцам: «Зачастую случается, что глубоко внедрившийся в быт народа музыкальный инструмент-пришелец постепенно становится "своим", национальным, начинает занимать в музыкальной культуре народа положение равное, а иногда и более значительное, нежели инструменты традиционные» [Там же].

Помимо описания инструментов Я. Ш. Шерфединов перечисляет имена многочисленных талантливых мастеров-изготовителей, исполнителей и информантов - знатоков народной культуры, от которых им записаны существенные сведения о бытовании музыкальных инструментов в степных районах Крыма - местах компактного проживания ногайцев.

Таким образом, ознакомление с содержанием сборника Я. Ш. Шерфединова «Звучит кайтарма» приводит нас к следующим выводам.

Музыкальные инструменты степных районов Крыма обнаруживают ногайское этническое происхождение по всем основным параметрам и признакам: музыкальным, внемузыкальным и исполнительским.

1 Юртовские татары и карагаши - субэтнические группы ногайцев, проживающие в Астраханской области.

Крымско-ногайские музыкальные инструменты имеют типологическое сходство с аналогичными инструментами других ногайских субгрупп и этнородственных народов, что подтверждается нашим сравнительным анализом. Причем типологическое сходство обнаруживается по основным параметрам: инструментальному составу, бытовому функционированию, лексико-семантическому значению названий инструментов, исполнительским традициям, историческому периоду их возникновения и т.д.

Список источников

1. Алиев Ф. М. Антология крымской народной музыки. Симферополь: Крымское учебно-педагогическое гос. изд-во, 2001. 600 с.

2. Аравин П. В. Дуалеткерей и казахская домбровая музыка XIX века. Алматы: Онер, 2008. 240 с.

3. Ахмедияров К. Куй-уран. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. 336 с.

4. Беляев В. М. Очерки по истории музыки народов СССР. М.: Музгиз, 1962. 268 с.

5. Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар. М.: Мысль, 1992. 246 с.

6. Гуллыев Ш. Туркменская музыка (наследие): автореф. дисс. ... д. искусствоведения. Ташкент, 1998. 38 с.

7. Османов Д., Кариков Д. Песни крымских степей. Симферополь: Тарпан, 2005. 122 с.

8. Полевая запись автора статьи Кардановой Б. Б.: записано в ауле Икон-Халк Адыге-Хабльского района КЧАО, 1979 г. Информатор Туркменов К.-Г., 1915 г.р.; записано в ауле Икон-Халк Адыге-Хабльского района КЧАО, 1980 г. Информатор Баисова К.-Х., 1905 г.р.; записано в селе Терекли-Мектеб ДАССР, 1988 г. Информатор Батыров С., 1950 г.р.

9. Усманова А. Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дисс. ... к. искусствоведения. Астрахань, 2008. 216 с.

10. Шерфединов Я. Звучит кайтарма. Татарские народные песни и инструментальные наигрыши. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1979. 231 с.

THE CRIMEAN NOGAIS' MUSICAL INSTRUMENTS (BY THE MATERIALS OF THE FOLK COLLECION "KUITARMA SOUNDS")

Kardanova Bela Baubekovna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Karachi-Cherkess State University named after U. Dzh. Aliev, Karachaevsk Beka-09@yandex. ru

The article deals with the musical instruments of the peoples of the Crimea with the aim of singling out instruments containing the Nogai ethnic component. The material of the study is the publications by the Crimean-Tatar researchers, which give information about instruments, ensemble and orchestral compositions, performing traditions of the region. To determine their ethnic belonging to the Nogai people the paper uses the method of a comparative analysis with similar instruments of other Nogai subgroups and ethnic-related peoples.

Key words and phrases: subethnic group of the Nogais; traditional musical instruments; musical publications; performing traditions; kaval; dumbelek; dare; military orchestras; zurna; saz.

УДК 323.329+378.4 Исторические науки и археология

В статье рассматривается вопрос о роли вузовской интеллигенции в качестве «третьей силы» в начале 20-х годов ХХ века на материалах Дона, Кубани и Ставрополья. Показано, что интеллектуальная элита края пыталась сформировать программы трансформации общества, включающие концептуальные представления о социуме и стратегии развития. Обосновывается, что основанием для выступления интеллигенции в роли «третьей силы» было то, что разворачивался процесс некоторой переоценки ценностей при переходе к нэпу.

Ключевые слова и фразы: интеллигенция; новая экономическая политика; Дон; Кубань; Ставрополье; «третья сила».

Кравченко Галина Валентиновна, к.и.н.

Ростовский государственный университет путей сообщения gvkravchenko@yandex. т

ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОЛИ «ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ» В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДОНА, КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЯ)

Обращение к историческому опыту взаимоотношений интеллигенции и «партии власти» в начале 20-х годов приобретает особую актуальность в современных условиях модернизации российского общества. Следует отметить, что в социальной структуре любого цивилизованного общества интеллигенция является важной компонентой. Опубликованы многочисленные исследования, посвященные осмыслению исторических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.