V ВЭЙ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (133
Музыкальные журналы города Чунцин во время антияпонской войны
(1937-1945)
УВэй
профессор Чунцинского педагогического университета (Пекин, КНР), член Института музыкального образования E-mail: 289610057@qq.com
Статья посвящена научным музыкальным журналам города Чунцин периода антияпонской войны (1937-1945). Несмотря на военное время, журналы издавались большими 22 тиражами, публиковались
материалы разного характера: сочинения современных композиторов, интервью с деятелями искусства, научные статьи, методические материалы. Публикации в журналах и сейчас не теряют своей актуальности. Ключевые слова: Чунцин, антияпонская война (1937-1945), «Музыкальный ветер», «Новая музыка», научная периодика
Антияпонская война 1937-1945 годов — поворотное событие в истории китайской культуры. Востребованность искусства в пропагандистских целях привела к активной поддержке государством различных форм музыкальной деятельности: песенного и танцевального творчества, игры на китайских народных и европейских музыкальных инструментах. Довольно быстро возникла проблема нехватки квалифицированных кадров и недостатка информации научного и научно-популярного характера.
Первую проблему решили, создав на государственном уровне систему музыкального образования, вторую — организовав фольклорные экспедиции, поддержав исследования по истории китайской музыки. Научная информация публиковалась на страницах монографий, но в большей степени в статьях специальных музыкальных журналов.
Периодические музыкальные издания выходили в свет в неблагоприятных условиях активных военных действий, дефицита бумаги и низкого качества оборудования, но все же были востребованы. Специальная научная и научно-популярная периодика просвещала широкую публику, сохраняла и развивала потенциал фундаментальных исследований, оперативно реагировала на проблематику, интересную аудитории в военное время.
В начале войны после захвата Нанкина и продвижения врага вглубь государства Чунцин стал столицей. Благодаря своему географическому положению город был максимально неуязвим. Из захваченных областей сюда переезжали музыканты, театральные деятели, ученые — все они формировали культуру Чунцина и Китая в целом, используя и совершенствуя потенциал города.
За период антияпонской войны в Чунцине издавалось самое большое в Китае количество журналов о музыке. Всего в стране выходило 96 музыкальных периодических изданий, из них 56 — научного характера. В Чунцине печатали 15 научных журналов, один из которых был ориентирован на широкую аудиторию. Самые большие тиражи (до 30
тысяч экземпляров одного номера) были у журналов «Музыкальный ветер» и «Новая музыка». Они же пользовались наибольшим признанием у профессионалов.
Журнал «Музыкальный ветер» создавался и распространялся одноименным обществом, которое относилось к редакционному отделу Комитета музыкального образования при Национальном правительстве. Первый номер журнала вышел в январе 1940 года. Были определены постоянные рубрики — «Композиторское творчество», «Музыкальная теория», «Музыкальная критика», «Техника исполнения», «Музыкальная педагогика», рубрика «Вопрос — ответ» и другие.
История журнала могла закончиться, не начавшись. В первом номере «Музыкального ветра» была опубликована статья «Система обучения на музыкальном факультете Яньаньского института имени Лу Сюнь». Авторы статьи — музыканты Сянь Юй и Тан Жунмэй, выступившие под псевдонимом Жунсэнь. Институт привлекал внимание редакции успехами в образовательной деятельности, тем более, что в этот период других подобных учреждений в регионе не было. Кроме того, в этом институте было написано известное музыкальное сочинение — кантата «Хуанхэ». Хвалебный тон статьи возвышал статус института, который основала Коммунистическая партия Китая. Это не понравилось Чэнь Лифу — начальнику Министерства образования Национального правительства (партии Гоминьдан). Политические амбиции взяли верх, редакция журнала была распущена, во главе «Музыкального ветра» были по-
МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
ставлены лояльные Гоминьдану руководители.
1 января 1941 года журнал «Музыкальный ветер» начал свою работу вновь, отсчет его номеров начался заново. В ходе работы журнала добавлялись новые рубрики: например, в 1943 году — раздел «Услуги», где содержалась информация о музыкальных вакансиях; в 1944 году — «Новости зарубежной музыки», что свидетельствовало о повышении статуса журнала до международного уровня. Журнал издавался до июня 1944 года и был закрыт после реорганизации Комитета музыкального образования, его учредителя.
Согласно статистике исследователей Тан Сивэй и Чжан Сяомей [2], за военный период в журнале была опубликована 441 статья. Авторами публикаций стали 16 человек, среди них — композиторы, музыкальные критики, исполнители и педагоги. Материалы журнала и в наши дни сохраняют высокую научную актуальность и исполнительскую ценность. В «Музыкальном ветре» впервые публиковались ноты военно-патриотических песен, фортепианных произведений, сочинений современных композитов для народных инструментов. «Музыкальный ветер» также внес большой вклад в китайскую музыкальную педагогику, публикуя методические статьи.
Журнал «Новая музыка», как и «Музыкальный ветер», начал свою работу в январе 1940 года, но просуществовал значительно дольше — до декабря 1950 года [1]. За этот период было издано 49 номеров, некоторые — с приложениями. Во избежание закрытия Национальным правительством журнал периодически менял название: журнал «Новая музыка», альманах «Новая музыка», «Красные цветы», «Музыкальная летопись» и другие.
На страницах всех этих периодических изданий обычно указывались том, номер и примечание «Новая музыка». Журнал также издавался не только в городе Чунцин, но и в Шанхае, провинциях Южного Китая Гуандун и Хайнань, Гуан-си-Чжуанском автономном районе, а также в Мьянме.
Журнал «Новая музыка» был создан Коммунистической партией Китая. Цели работы журнала были прописаны в первом номере — издание должно было стать дискуссионной площадкой для критиков, музыковедов и общественных деятелей. Предполагалось, что на страницах «Новой музыки» будут обсуждать произведения современных китайских композиторов, в том числе и патриотического характера, европейское музыкальное искусство и возможности его адаптации в Китае, публиковаться методические материалы.
Рубрики журнала «Новая музыка», как и «Музыкального ветра», дополнялись и корректировались. Среди читателей особенный интерес и отклик получили «Рабочие известия» и «Вопрос — ответ». В первой — публиковали анонсы и обзоры различных музыкальных мероприятий, опыт их проведения. Во второй рубрике реакция журнала самостоятельно отвечала на вопросы читателей или приглашала известных музыкантов. Их участие анонсировалось заранее, и читатели могли прислать вопросы именно этому гостю [1].
Журнал «Новая музыка» был открыт в городе Чунцин, но стал популярен по всей стране. Статьи были написаны доступным языком, публикуемый разнообразный материал был интересен, как профессионалам, так и любителям. Также этот журнал дал возможность читателям больше узнать о городе Яньань (колыбели коммунизма в Китае).
В «Новой музыке» впервые были опубликованы ноты современных китайских композиторов, получивших впоследствии широкое признание. Журнал играл большую роль в распространении агитационных материалов, сплачивая музыкантов в условиях войны.
Таким образом, музыкальные журналы, издаваемые в городе Чун-цин в период антияпонской войны, сыграли важную роль в развитии китайской культуры, патриотическом сплочении нации. На страницах журналов публиковались статьи научного, научно-популярного и методического характера, ноты современных китайских композиторов, которые быстро становились популярны, а их авторы — извест- 23 ны, обзоры значимых творческих мероприятий и интервью с известными музыкантами. Обычно журналы выходили с периодичностью раз в месяц, но война могла вносить коррективы и журналы могли издаваться без системы. Несмотря на военное время, они пользовались большой популярностью и выходили большими тиражами.
Литература
1. ш тткшлш
ш^» ятш
[Л. ЙЁШ?-. 2011. 12
(Вань Хуаин. Самый влиятельный музыкальный ежемесячник «Новая музыка» в районах гоминьдановского господства // Мир Ланьтай. 2011. № 12).
2. ЩШ «зш»
(1940. 1-1944. 6) ЯТЯ [Л.
Ш), 2014^Ц ОЗЛЯ Р. 79-86 (Тан Сивэй, Чжан Сяомей. Исследование «Музыкальный ветер» (1940-1944 гг.) // Журнал Нанкинского университета искусств «Музыка и перформанс». 2014. № 3. С. 79-86).