Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУНЦИН / АНТИЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1937-1945) / "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕТЕР" / "НОВАЯ МУЗЫКА" / НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА / CHONGQING / ANTI-JAPANESE WAR PERIOD (1937-1945) / "MUSICAL WIND" / "NEW MUSIC" / SCIENTIFIC PERIODICALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У Вэй

Статья посвящена научным музыкальным журналам города Чунцин периода антияпонской войны (1937-1945). Несмотря на военное время, журналы издавались большими тиражами, публиковались материалы разного характера: сочинения современных композиторов, интервью с деятелями искусства, научные статьи, методические материалы. Публикации в журналах и сейчас не теряют своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL GENRES OF THE CITY OF CHONGQING DURING THE ANTI-JAPANESE WAR (1937-1945)

The article is devoted to scientific musical journals of the city of Chongqing during the anti-Japanese war period (1937-1945). Despite the war, journals were issued in large quantities, publishing materials of different character: works of modern composers, interviews with people of art, scientific articles, methodical materials. Publications in the journals have not lost their topicality even at present days.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)»

V ВЭЙ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ГОРОДА ЧУНЦИН ВО ВРЕМЯ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (133

Музыкальные журналы города Чунцин во время антияпонской войны

(1937-1945)

УВэй

профессор Чунцинского педагогического университета (Пекин, КНР), член Института музыкального образования E-mail: 289610057@qq.com

Статья посвящена научным музыкальным журналам города Чунцин периода антияпонской войны (1937-1945). Несмотря на военное время, журналы издавались большими 22 тиражами, публиковались

материалы разного характера: сочинения современных композиторов, интервью с деятелями искусства, научные статьи, методические материалы. Публикации в журналах и сейчас не теряют своей актуальности. Ключевые слова: Чунцин, антияпонская война (1937-1945), «Музыкальный ветер», «Новая музыка», научная периодика

Антияпонская война 1937-1945 годов — поворотное событие в истории китайской культуры. Востребованность искусства в пропагандистских целях привела к активной поддержке государством различных форм музыкальной деятельности: песенного и танцевального творчества, игры на китайских народных и европейских музыкальных инструментах. Довольно быстро возникла проблема нехватки квалифицированных кадров и недостатка информации научного и научно-популярного характера.

Первую проблему решили, создав на государственном уровне систему музыкального образования, вторую — организовав фольклорные экспедиции, поддержав исследования по истории китайской музыки. Научная информация публиковалась на страницах монографий, но в большей степени в статьях специальных музыкальных журналов.

Периодические музыкальные издания выходили в свет в неблагоприятных условиях активных военных действий, дефицита бумаги и низкого качества оборудования, но все же были востребованы. Специальная научная и научно-популярная периодика просвещала широкую публику, сохраняла и развивала потенциал фундаментальных исследований, оперативно реагировала на проблематику, интересную аудитории в военное время.

В начале войны после захвата Нанкина и продвижения врага вглубь государства Чунцин стал столицей. Благодаря своему географическому положению город был максимально неуязвим. Из захваченных областей сюда переезжали музыканты, театральные деятели, ученые — все они формировали культуру Чунцина и Китая в целом, используя и совершенствуя потенциал города.

За период антияпонской войны в Чунцине издавалось самое большое в Китае количество журналов о музыке. Всего в стране выходило 96 музыкальных периодических изданий, из них 56 — научного характера. В Чунцине печатали 15 научных журналов, один из которых был ориентирован на широкую аудиторию. Самые большие тиражи (до 30

тысяч экземпляров одного номера) были у журналов «Музыкальный ветер» и «Новая музыка». Они же пользовались наибольшим признанием у профессионалов.

Журнал «Музыкальный ветер» создавался и распространялся одноименным обществом, которое относилось к редакционному отделу Комитета музыкального образования при Национальном правительстве. Первый номер журнала вышел в январе 1940 года. Были определены постоянные рубрики — «Композиторское творчество», «Музыкальная теория», «Музыкальная критика», «Техника исполнения», «Музыкальная педагогика», рубрика «Вопрос — ответ» и другие.

История журнала могла закончиться, не начавшись. В первом номере «Музыкального ветра» была опубликована статья «Система обучения на музыкальном факультете Яньаньского института имени Лу Сюнь». Авторы статьи — музыканты Сянь Юй и Тан Жунмэй, выступившие под псевдонимом Жунсэнь. Институт привлекал внимание редакции успехами в образовательной деятельности, тем более, что в этот период других подобных учреждений в регионе не было. Кроме того, в этом институте было написано известное музыкальное сочинение — кантата «Хуанхэ». Хвалебный тон статьи возвышал статус института, который основала Коммунистическая партия Китая. Это не понравилось Чэнь Лифу — начальнику Министерства образования Национального правительства (партии Гоминьдан). Политические амбиции взяли верх, редакция журнала была распущена, во главе «Музыкального ветра» были по-

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

ставлены лояльные Гоминьдану руководители.

1 января 1941 года журнал «Музыкальный ветер» начал свою работу вновь, отсчет его номеров начался заново. В ходе работы журнала добавлялись новые рубрики: например, в 1943 году — раздел «Услуги», где содержалась информация о музыкальных вакансиях; в 1944 году — «Новости зарубежной музыки», что свидетельствовало о повышении статуса журнала до международного уровня. Журнал издавался до июня 1944 года и был закрыт после реорганизации Комитета музыкального образования, его учредителя.

Согласно статистике исследователей Тан Сивэй и Чжан Сяомей [2], за военный период в журнале была опубликована 441 статья. Авторами публикаций стали 16 человек, среди них — композиторы, музыкальные критики, исполнители и педагоги. Материалы журнала и в наши дни сохраняют высокую научную актуальность и исполнительскую ценность. В «Музыкальном ветре» впервые публиковались ноты военно-патриотических песен, фортепианных произведений, сочинений современных композитов для народных инструментов. «Музыкальный ветер» также внес большой вклад в китайскую музыкальную педагогику, публикуя методические статьи.

Журнал «Новая музыка», как и «Музыкальный ветер», начал свою работу в январе 1940 года, но просуществовал значительно дольше — до декабря 1950 года [1]. За этот период было издано 49 номеров, некоторые — с приложениями. Во избежание закрытия Национальным правительством журнал периодически менял название: журнал «Новая музыка», альманах «Новая музыка», «Красные цветы», «Музыкальная летопись» и другие.

На страницах всех этих периодических изданий обычно указывались том, номер и примечание «Новая музыка». Журнал также издавался не только в городе Чунцин, но и в Шанхае, провинциях Южного Китая Гуандун и Хайнань, Гуан-си-Чжуанском автономном районе, а также в Мьянме.

Журнал «Новая музыка» был создан Коммунистической партией Китая. Цели работы журнала были прописаны в первом номере — издание должно было стать дискуссионной площадкой для критиков, музыковедов и общественных деятелей. Предполагалось, что на страницах «Новой музыки» будут обсуждать произведения современных китайских композиторов, в том числе и патриотического характера, европейское музыкальное искусство и возможности его адаптации в Китае, публиковаться методические материалы.

Рубрики журнала «Новая музыка», как и «Музыкального ветра», дополнялись и корректировались. Среди читателей особенный интерес и отклик получили «Рабочие известия» и «Вопрос — ответ». В первой — публиковали анонсы и обзоры различных музыкальных мероприятий, опыт их проведения. Во второй рубрике реакция журнала самостоятельно отвечала на вопросы читателей или приглашала известных музыкантов. Их участие анонсировалось заранее, и читатели могли прислать вопросы именно этому гостю [1].

Журнал «Новая музыка» был открыт в городе Чунцин, но стал популярен по всей стране. Статьи были написаны доступным языком, публикуемый разнообразный материал был интересен, как профессионалам, так и любителям. Также этот журнал дал возможность читателям больше узнать о городе Яньань (колыбели коммунизма в Китае).

В «Новой музыке» впервые были опубликованы ноты современных китайских композиторов, получивших впоследствии широкое признание. Журнал играл большую роль в распространении агитационных материалов, сплачивая музыкантов в условиях войны.

Таким образом, музыкальные журналы, издаваемые в городе Чун-цин в период антияпонской войны, сыграли важную роль в развитии китайской культуры, патриотическом сплочении нации. На страницах журналов публиковались статьи научного, научно-популярного и методического характера, ноты современных китайских композиторов, которые быстро становились популярны, а их авторы — извест- 23 ны, обзоры значимых творческих мероприятий и интервью с известными музыкантами. Обычно журналы выходили с периодичностью раз в месяц, но война могла вносить коррективы и журналы могли издаваться без системы. Несмотря на военное время, они пользовались большой популярностью и выходили большими тиражами.

Литература

1. ш тткшлш

ш^» ятш

[Л. ЙЁШ?-. 2011. 12

(Вань Хуаин. Самый влиятельный музыкальный ежемесячник «Новая музыка» в районах гоминьдановского господства // Мир Ланьтай. 2011. № 12).

2. ЩШ «зш»

(1940. 1-1944. 6) ЯТЯ [Л.

Ш), 2014^Ц ОЗЛЯ Р. 79-86 (Тан Сивэй, Чжан Сяомей. Исследование «Музыкальный ветер» (1940-1944 гг.) // Журнал Нанкинского университета искусств «Музыка и перформанс». 2014. № 3. С. 79-86).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.