Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ТЕАТРЕ: ОТ ОПЕРЫ ДО МЮЗИКЛА'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ТЕАТРЕ: ОТ ОПЕРЫ ДО МЮЗИКЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театр / опера / оперетта / мюзикл / театральные жанры / theater / opera / operetta / musical / theatrical genres

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — З.Я. Свади

В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL GENRES IN THE THEATER: FROM OPERA TO MUSICAL

The article examines the evolution of musical genres in theatrical art. The author explores various genres, starting with classical opera and ending with a modern musical. The article analyzes the main characteristics of each genre, their historical context and influence on the development of the performing arts. Special attention is paid to the use of music in theatrical productions, its role in conveying emotions and creating an atmosphere. The article offers the reader an overview of various musical genres in the theater and helps to better understand and evaluate their contribution to cultural heritage.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ТЕАТРЕ: ОТ ОПЕРЫ ДО МЮЗИКЛА»

УДК 792.01

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ТЕАТРЕ: ОТ ОПЕРЫ ДО МЮЗИКЛА

З.Я. Свади

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: jade_88@mail.ru

В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.

Ключевые слова: театр, опера, оперетта, мюзикл, театральные жанры.

Музыкальный театр - это одна из самых древних и уникальных форм искусства, которая объединяет в себе музыку, танец и драматургию. В течение многих веков развития, музыкальный театр породил разнообразные жанры, каждый из которых имеет свои особенности и характеристики. В этой статье мы рассмотрим несколько из них - от оперы до мюзикла.

Опера - один из самых старых и популярных жанров музыкального жанра. Опера сочетает в себе музыку, вокал и драматическое действие. Главной особенностью оперы является то, что все диалоги и тексты исполняются на музыкальном языке. Опера может быть написана на разных языках и иметь различные сюжеты - от классических произведений до современных историй.

История первой оперы восходит к Италии начала XVII века [1]. Его корни, вероятно, лежат в нескольких источниках, включая попытку воссоздать то, как могла выглядеть и звучать древнегреческая драма, и в уже существующих театральных развлечениях, таких как интермедии, которые перемежали драму песнями, танцами и инструментальной музыкой.

Первая опера - «Эвридика» Якопо Пери 1600 года обычно считается самой ранней сохранившейся оперой. Однако первым гениальным композитором оперы был Клаудио Монтеверди, который родился в Кремоне в 1567 году и написал «Орфея» в 1607 году для двора герцога Мантуанского.

История была в основном изложена в инновационном стиле, известном как «recitar cantando» - речь в песне или речитативе.

Через тридцать лет после «Орфея» в Венеции открылся первый публичный оперный театр, который представил оперу гораздо более широкой аудитории. Именно здесь во время карнавала в 1643 году была поставлена опера Монтерверди «Коронация Поппеи».

После «Орфея» баланс между словами и музыкой начал смещаться, и постановка все более освобождала место сольным ариям, которые все чаще несли эмоциональную окраску. К 1724 году господство звездных певцов в опере достигло своего пика.

Композиторы эпохи барокко максимально использовали этот энтузиазм. Например, Георг Фридрих Гендель создал сольную арию «Aria da capo». По сути, это была секция «А», за которой следовала контрастирующая секция «Б, за которой, в свою очередь, следовало повторение секции «А», но с еще большей возможностью для вокального выражения.

История Орфея и Эвридики пересказывалась композиторами на протяжении всей истории оперы. Переделывая «Миф» для венского бургтеатра, Кристоф Виллибальд фон Глюк и его либреттист Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи осуществили перезагрузку итальянской оперы с более естественным и плавным сочетанием слов и музыки, сделав танцы и припевы более заметными и полностью интегрировав их в повествование. Знаменитая ария «Che faro senza Euridice» воплощает в себе прямое выражение чувств, к которому стремился дуэт. Отголоски стиля Глюка и Кальцабиджи и их приверженность «благородству и простоте» продолжали ощущаться еще долго после премьеры «Орфея и Эвридики» в октябре 1762 года [2].

Основанная на французской пьесе Бомарше, которая была запрещена в Вене из-за ее политического содержания, «Фигаро» показывает мир, перевернутый с ног на голову, где слуги становятся хозяевами, а женщины одерживают верх над своими мужчинами, и все это подкреплено великолепной партитурой Моцарта.

Моцарт - один из немногих великих оперных композиторов, преуспевших в чисто инструментальной музыке. В «Фигаро» оркестр играет неотъемлемую роль в развитии сюжета, и одним из величайших достоинств оперы являются ансамбли, особенно 20-минутный финал второго акта.

Однако, хотя многие люди сегодня приходят в оперу именно потому, что Моцарт - композитор, богатство и новизна его музыки, возможно, на самом деле были чем-то вроде барьера на самых ранних постановках в Вене.

Наряду с Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди, Винченцо Беллини помог заложить традицию итальянской романтической оперы, которая для многих людей является сутью самой оперы. Он был одним из лучших распространителей традиции «бельканто» (буквально - прекрасное пение).

«Норма» - классическая трагедия, действие которой разворачивается в Галлии во времена римской оккупации. Ее самый известный номер - «Каста дива» («Целомудренная богиня») в исполнении героини оперы. Роль была создана для Джудитты Паста. Очевидно, сначала ей это не слишком понравилось, поэтому Винченцо Беллини заключил с ней сделку: если после того, как она будет практиковаться в этом каждый день в течение недели, у нее все еще будут сомнения, он перепишет номер так, чтобы он ей больше подходил. Когда время вышло, Д. Паста решила, что переделки не требуется [2].

Несмотря на то, что в первый вечер в Ла Скала опера была встречена прохладно, миланская публика вскоре прониклась к ней симпатией, и к концу столетия «Норму» исполняли в 35 странах на 16 разных языках.

«Травиата» была вдохновлена «Дамой с камелиями», семейной трагедией, действие которой разворачивается в современном Париже. Однако, обеспокоенные предполагаемой безнравственностью, итальянские цензоры вынудили Верди перенести сюжет в 18 век. Героиня Виолетта -куртизанка, умирающая от туберкулеза, которой предлагают последний шанс на настоящую любовь только для того, чтобы его отняли лицемерные двойные стандарты общества.

«Травиата» - одна из тех опер, пользующихся в наши дни неоспоримой популярностью, премьера которой потерпела полный провал. Джузеппе Верди назвал премьеру «фиаско». По крайней мере, часть проблемы заключалась в том, что актерский состав, похоже, не справился с поставленной задачей: выдающийся баритон Феличе Варези утверждал, что Верди сочинил партитуру без учета их вокальных возможностей. Верди быстро отозвал оперу и переработал ее для возрождения в другом венецианском театре 14 месяцев спустя.

Цикл «Кольцо» - три оперы плюс «предварительный вечер» - впервые был показан в течение пяти дней в августе 1876 года в театре, построенном

Вагнером специально для этой цели в маленьком баварском городке Байройт. Сам Вагнер описывал свои произведения как «музыкальную драму», но, как и первые оперные композиторы, он черпал вдохновение в мифах (в его случае скандинавско-германских) и, подобно им, переосмысливал представления о древнегреческом театре.

«Кольцо» вращается вокруг противоречивых импульсов власти и любви, уводя нас от рождения мира к его концу - и возможности нового начала. Вагнер стремился погрузить аудиторию в целостное восприятие искусства, в котором полностью объединены текст, музыка, сценография и перформанс. Результатом стало, пожалуй, самое амбициозное произведение искусства XIX века.

Грандиозный расцвет итальянской романтической оперы, начавшийся с Россини в 1810-х годах, завершился с Пуччини. После премьеры его последней, незаконченной оперы «Турандот» в 1926 году, ни одна последующая итальянская опера не заняла постоянного места в репертуаре. Но если карьера Пуччини и была на закате, то она была великолепной: вместе с либреттистами Джакозой и Илликой Пуччини написал три самые популярные оперы всех времен: «Богема (1896), «Тоска» (1900) и «Мадам Баттерфляй» (1904).

Начиная с 1850-х годов во многих странах, прежде всего в Соединенных Штатах, начало происходить расслоение между театральными жанрами. Ближе к концу XIX столетия различные жанры, включая бурлеск, менестрель, оперу, мелодраму, пантомиму, танцы и пьесы с песнями, начали развиваться и пересекаться друг с другом. Получили распространение новые стили, такие как оперетта, фарс-комедия и зрелище/феерия, а также варьете.

В 1866 году в Нью-Йорке состоялась премьера «Черного мошенника» Томаса Бейкера, который многие называют одним из первых настоящих предшественников современного мюзикла [3]. Продолжительность спектакля составляет пять с половиной часов, что, возможно, намного дольше, чем в современном музыкальном театре, однако в нем сочетались многие элементы популярных в то время театральных форм, такие как элементы мелодрамы, фэнтези, балета, а также эффектные декорации и костюмы.

«Эванджелина; или красавица Акадии» Эдварда Эверетта Райса, созданная в 1874 году - еще один пример шоу, сочетающего в себе многие популярные современные театральные элементы, такие как юмор менестрелей или бурлеска, а также песни, танцы и хоровые номера комических опер.

За последние тридцать лет в театральных формах можно наблюдать раскол между «высокой» и «низкой» культурой, который очень заметен сегодня. Опера на иностранном языке постепенно становилась все более элитарной, в то время как другие формы музыкального театра становились все более доступными для широкой публики. Современная эпоха характеризуется появлением театров, специально посвященных другим формам музыкальных развлечений, таким как эстрадные представления. В Америке конца XIX века данный жанр считался сомнительным из-за ассоциации с салонами и часто неподходящим юмором, поэтому менеджеры таких театров начали использовать термин «водевильное развлечение» для описания шоу. Эти варьете часто содержали расширенные комические сценки, которые в конечном итоге превратились в представления, напоминающие сегодняшние музыкальные комедии.

Пионерами этой эволюции стали актер, автор текстов и драматург Эдвард Харриган, и актер Тони Харт. Несмотря на то, что поначалу они добивались успеха, исполняя песни и скетчи в «Ирландском характере» и «Черном лице», к 1870-м годам дуэт расширил эти скетчи до одноактных пьес и, в конечном счете, более длинных драм.

Другим жанром, который расширился до полнометражных музыкальных пьес, был водевиль. Странствующая водевильная труппа, известная как «Четверо Коэнов», в 1901 году превратила водевильную сценку в шоу под названием «Сын губернатора». Хотя само шоу не имело успеха, один из членов труппы, Джордж Коэн, создал музыкальную пьесу «Маленький Джонни Джонс» в 1904 году, которая считается первым американским мюзиклом [2].

Балет - ещё один жанр музыкального театра, который объединяет в себе музыку и танец. Балетные спектакли часто сопровождаются оркестром и имеют свою собственную музыкальную композицию. Главной особенностью балета является то, что он рассказывает историю или передает эмоции через движения танца.

История балета начинается около 1500 года в Италии. Такие термины, как «балет» и «бал», происходят от итальянского слова «bailare», что означает «танцевать».

Когда Екатерина Медичи из Италии вышла замуж за французского короля Генриха II, она ввела ранние танцевальные стили в придворную жизнь Франции. Сначала танцоры носили маски, множество слоев парчовых костюмов, панталоны, большие головные уборы и украшения. Такая

ограничивающая одежда была роскошной на вид, но в ней было трудно передвигаться. Танцевальные па состояли из небольших прыжков, скольжений, реверансов, променадов и плавных поворотов. Танцевальные туфли имели небольшие каблуки и напоминали скорее туфли для вечернего платья, чем любую современную балетную обувь, которую мы могли бы узнать сегодня.

Официальная терминология и словарный запас балета постепенно кодифицировались на французском языке в течение следующих 100 лет, и во время правления Людовика XIV сам король исполнял многие популярные танцы того времени. Профессиональные танцоры были наняты для выступлений на придворных мероприятиях после того, как король Людовик и другие дворяне перестали танцевать.

За это время также эволюционировало целое семейство инструментов. Придворные танцы становились все масштабнее, пышнее и величественнее до такой степени, что представления проводились на возвышенных платформах, чтобы все больше зрителей могли наблюдать за все более пиротехническими и сложными зрелищами. Перенеситесь на 200 лет вперед и взгляните на авансцену Военного мемориального оперного театра - высота сцены и впечатляющая высота занавешенного проема напомнят посетителям об этом событии из первых рук.

Имея итальянские корни, балеты во Франции и России выработали свой собственный стилистический характер. К 1850 году Россия стала ведущим творческим центром танцевального мира, и по мере того, как балет продолжал развиваться, некоторые новые образы и театральные иллюзии прижились и стали довольно модными. Танцы на пуантах (на носках) стали популярны в начале девятнадцатого века, когда женщины часто выступали в белых юбках-колоколах, которые заканчивались на икрах.

В начале ХХ века российский театральный продюсер Сергей Дягилев собрал вместе самых талантливых танцоров, хореографов, композиторов, певцов и дизайнеров, чтобы сформировать группу под названием «Русский балет». «Русский балет» гастролировал по Европе и Америке, представляя широкий спектр балетов.

В Америке популярность балета возросла в 1930-х годах, когда несколько танцоров Дягилева покинули его труппу, чтобы работать с ним и обосноваться в США [5]. Из них Джордж Баланчин - один из самых известных артистов, который прочно утвердил балет в Америке, основав

Нью-Йорк Сити балет. Другой ключевой фигурой был Адольф Больм, первый директор балетной школы Сан-Франциско [6].

Оперетта - это легкая и комическая форма музыкального театра. Оперетта часто содержит юмористические элементы и песни, которые исполняются актерами. Сюжеты оперетты обычно являются романтическими и веселыми, и часто включают в себя элементы танца и комедии.

Оперетта - это форма театра, объединенная с легкой оперой. Она выросла как самостоятельный жанр примерно в середине девятнадцатого века. Он возник в Париже в 1850-х годах на базе французской оперы-комик, чтобы удовлетворить потребность в коротких, легких произведениях, контрастирующих с полнометражными представлениями все более серьезной оперы-комик.

Через два года после парижской премьеры, 9 апреля 1866 года, Михайловском театре Петербурга прошла премьера оперетты в России, «Прекрасной Елены» Жака Оффенбаха. В 1868-м году «Прекрасную Елену» включил в репертуар Александринский театр, и в этом спектакле уже играли корифеи русской драматической сцены, блиставшие в пьесах А.Н. Островского и Н.В. Гоголя. До Первой мировой войны столицами оперетты были в основном европейские (Париж, Вена и Лондон). Однако в начале ХХ века, благодаря работам таких авторов, как Гилберт, Салливан и Иоганн Штраус, Нью-Йорк, Будапешт и Берлин были добавлены в список ведущих опереточных городов. Считалось, что смерть оперетты произошла в 1930-х годах, вызванная целым рядом обстоятельств, включая господство более популярных мюзиклов, билеты на которые были дешевле.

Мюзикл - это современный жанр музыкального театра, который объединяет в себе элементы музыки, пения, танца и драматургии. Мюзиклы обычно имеют разнообразные музыкальные стили и сюжеты, которые могут быть основаны на реальных событиях или вымышленных историях. Главной особенностью мюзикла является то, что действие и диалоги переходят в песни и танцы, которые помогают передать эмоции и развить сюжет.

У российского мюзикла был свой путь, отличный от американского или европейского. Если на Бродвее мюзикл изначально был как сценическим жанром, В Россию он попал в театр через музыкальные кинокомедии Г. Александрова - «Веселые ребята» с участием Л. Утесова, кинохитов «Цирк» и «Волга-Волга». Во всех этих фильмах были яркие и запоминающиеся музыкальные и хореографические номера имели вставной характер, не являясь двигателем сюжета.

Вместе с И. Дунаевским, Г. Александров смог сочетать две культурные парадигмы - русскую душевность и американскую фантазию. В отличие от него, в работах И. Пырьева больше прослеживалось влияние европейской оперетты.

Направление, заданное Г. Александровым, не получило развитие из-за политической обстановки. Советские кинематографисты не использовали характеристику «мюзикл» к музыкальным картинам, но их фильмы имели черты киномюзикла - «Айболит-66» Р. Быкова, «Мелодии Верийского квартала» Т. Шенгелая, «Романс о влюбленных» А. Кончаловского, «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо» М. Захарова и другие.

Процесс «знакомства» с бродвейским мюзиклом в СССР начался в середине 1960-х годов в театре им. Ленинского комсомола, с постановки «Вестсайдской истории». В 1970-х российские постановщики создали ряд музыкальных спектаклей под влиянием рок-оперы «Иисус Христос -суперзвезда» и рок-музыки в целом - «Свадьбу Кречинского» (композитор А. Колкер) в Ленинградском театре оперетты, первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика» (композитор А. Журбин), «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» (композитор А. Рыбников), «Тиль» (композитор Г. Гладков), и «Юнону и Авось» (композитор А. Рыбников).

В 1998 году в Московском театре оперетты состоялась премьера первого лицензионного мюзикла - польского «Метро». Первым отечественным целенаправленным жанром коммерческого мюзикла стал «Норд-Ост» А. Иващенко и Г. Васильева (2001).

Дмитрий Богачев, будучи главой российского отделения «Стейдж Энтертейнмент», перенес на отечественную сцену «Cats, Mamma Mia!», «Красавица и Чудовище», «Призрак Оперы», «Бал вампиров» и др. Сейчас Д. Богачев, став во главе компании «Бродвей Москва», создает собственные оригинальные постановки. Так, с декабря 2022 года в Театре МДМ идет мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», который бьет все рекорды посещаемости и сборов. Особенность этого проекта состоит в том, что в фабулу вписаны хиты бит-квартета «Секрет», которые обрели в спектакле вторую жизнь.

В Тульском академическом театре драмы режиссер-постановщик мюзикла в двух действиях, Дмитрий Краснов, воплотил замысел О. де Бальзака в постановке с обилием музыки, хореографии, красивых костюмов и необычных решений [4].

Разница между современным музыкальным театром и оперой, которая может показаться очень упрощенной, заключается в стиле пения. Опера ассоциируется с определенным стилем пения, со значительным количеством вибрато по сравнению с тем, что можно было бы считать пением в музыкальном театре. Хотя мюзиклы с оперным пением, конечно, существуют, и «Призрак оперы», пожалуй, является наиболее ярким примером, музыкальный театр обычно ассоциируется с «попсовым» пением, со значительно меньшим количеством вибрато и большей склонностью петь высокие ноты грудным голосом, а не горловым.

Музыкальный театр - интересная область исследований с точки зрения разнообразия вокальных стилей, поскольку он печально известен своими трудностями для певцов из-за разнообразия стилей пения, которые их могут попросить использовать. Это не означает, что стили правильного пения постепенно подвергаются трансформации, как это можно услышать в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1997). Современные мюзиклы, такие как «Гамильтон: американский мюзикл» (2015), даже используют рэп в попытке разрушить типичные вокальные традиции в музыкальном театре.

Еще одним заметным отличием музыкального театра от современной оперы является общий используемый музыкальный язык и трактовка тональности. Если мы сравним оперы двадцатого и двадцать первого веков, такие как «Анна Николь» Марка-Энтони Терниджа (2011) и «Припудри ей лицо» Томаса Эйдса (1995), со многими из самых популярных на сегодняшний день мюзиклов, музыкальный театр с гораздо большей вероятностью пользуется поп-музыкой - ее можно услышать в таких номерах, как «Машущий через окно» («Дорогой Эван Хансен», 2015) и «Кондитерская» («Смертельное влечение: мюзикл», 2014). Шаблонный и часто предсказуемый характер некоторых современных музыкальных театральных партитур нельзя игнорировать.

Есть автоматически отвергнуть музыкальный театр как действительный вид искусства из-за включения элементов популярной музыки.

Есть также музыкальные театральные постановки, которые включают в себя некоторые элементы музыкального театра, которые продаются как оперы. В «Эйнштейне на пляже» Филипа Морриса Гласса (1975) используется стиль пения, который порой лишен вибрато, ассоциирующегося с оперой, а инструментовка варьируется от традиционных оркестровых

инструментов до электрооргана. Постановка по-прежнему позиционируется как опера.

Постановка Дэвида Феннесси «Передай ложку» (2011), в которой рассказывается о кулинарном шоу, была названа на афишах «чем-то вроде оперы», а критиками - «чем-то вроде пантомимы». Постановка включает в себя сочетание оперного пения, пения в стиле музыкального театра и устной речи поверх музыки.

Существует бесчисленное множество способов, с помощью которых композиторы могут адаптировать элементы популярного стиля или музыкального театра к своей музыке. Музыкальные жанры в театре продолжают развиваться и изменяться, адаптируясь к новым культурным и социальным условиям. Опера, балет, мюзикл и рок-опера сегодня являются популярными жанрами театрального искусства и привлекают зрителей со всего мира.

Список литературы

1. Гаврилова, Л. В. История музыкально-театрального искусства / Л. В. Гаврилова. -Красноярск, 2017. - 88 с.

2. Кехо, Э. Музыка в театре. Сборник композиций и сопроводительный комментарий : дис. на соиск. степ. магистра в области музыки Мейнутского университета / Кехо Эйлбхе. - Мейнут, 2019. - 69 с.

3. Портер, С. Л. Англо-американское взаимодействие в американском музыкальном театре на рубеже девятнадцатого века / С. Л. Портер // American Music. - 1986. - № 4/1. - С. 6-19.

4. Тимофеева, Л. Сделка с дьяволом: в Тульском театре драмы ставят мюзикл «Шагреневая кожа» / Л. Тимофеева // Слобода. - 01.02.2023. - URL: https://myslo.ru/news/culture/2023-02-01-v-tul-skom-teatre-dramy-stavyat-myuzikl-shagrenevaya-kozha (дата обращения: 05.03.2024).

5. Hoover, А. Music in Eighteenth-Century American Theater / А. Hoover // American Music. -1984. - № 2/4. - Рр. 6-18.

6. The Cambridge Companion to the Musical / ed. William A. Everett and Paul R. Laird. -Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - Рр. 72-88.

MUSICAL GENRES IN THE THEATER: FROM OPERA TO MUSICAL

Z.Ya. Svadi

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: jade_88@mail.ru

The article examines the evolution of musical genres in theatrical art. The author explores various genres, starting with classical opera and ending with a modern musical. The article analyzes the main characteristics of each genre, their historical context and influence on the development of the performing arts. Special attention is paid to the use of music in theatrical productions, its role in conveying emotions and creating an atmosphere. The article offers the reader an overview of various musical genres in the theater and helps to better understand and evaluate their contribution to cultural heritage.

Keywords: theater, opera, operetta, musical, theatrical genres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.