Научная статья на тему 'Музыкальные предпочтения современной молодежи на примере города Иркутска'

Музыкальные предпочтения современной молодежи на примере города Иркутска Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
834
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мальцева Н. В.

В статье на основе полученных данных в ходе анкетирования, представлена проблема музыкальных предпочтений современной молодежи. Констатируется, что современная молодежь предпочитает поп-музыку классической. В заключении отмечается, что музыка для современной молодежи несет в себе развлекательную и эмоциональную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные предпочтения современной молодежи на примере города Иркутска»

- Целесообразно изучение горизонтальных и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации, что, в конечном итоге, инспирирует всеобъемлющее обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации.

Таким образом, можно говорить о выделении отдельного механизма -механизма социально-психологической социализаций - как обособленного процесса «вхождения» индивида в общество, социализации личности, активного усвоения индивидом всего многообразия социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, которые являются необходимыми факторами успешной жизнедеятельности в данном обществе, максимально возможной степени личностной самореализации.

Список литературы:

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book», 1994. - С. 45.

2. Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. - № 3 - С. 337-346.

3. Кудинов С.И. Системная модель самореализации личности / С.И. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 28-37.

4. Кулик Н.Л. Самореализация личности как философская проблема: дисс. ... канд. филос. наук / КЛ. Кулик. - Киев, 1992. - 178 с.

5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. - С. 218.

6. Торосян Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... канд. социологических наук. - Режим доступа: http://www.pandia.ru.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

© Мальцева Н.В.*

Национальный исследовательский

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье на основе полученных данных в ходе анкетирования, представлена проблема музыкальных предпочтений современной молодежи.

* Студент кафедры Социологии и социальной работы.

Констатируется, что современная молодежь предпочитает поп-музыку классической. В заключении отмечается, что музыка для современной молодежи несет в себе развлекательную и эмоциональную функцию.

Изучая данную проблему, нами было проведено исследование на тему «Музыкальные предпочтения студенческой молодежи» на примере студентов ИрГТУ города Иркутска. Исследование проводилось методом анкетирования, тип выборки - стихийная, объем выборки составил 100 человек. В опросе приняли участие студенты ИрГТУ с первого по пятый курс. Процентное соотношение мужчин и женщин распределилось следующим образом: 45 % мужчин и 55 % женщин. Из всех опрошенных студентов ИрГТУ 60 % имеют незаконченное высшее образование, остальные 40 % респондентов имеют среднее образование.

При проведении данного социологического исследования, были получены следующие результаты: 80 % опрошенных считают музыку любимым видом искусства, кино предпочитают 77 % опрошенных представителей молодежи. Что касается других видов искусства, то результаты предпочтений распределись следующим образом: литературу считают любимым видом искусства 35 % опрошенных респондентов, театр 32 %, положительно к живописи относятся 30 % опрошенных, 27 % студентов ИрГТУ любимым видом искусства считают живопись, 12 % интересуются архитектурой, и 5 % предпочитают танцы.

Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно сделать вывод, что наиболее предпочитаемыми видами искусства среди современной студенческой молодежи являются музыка и кино. Распределенные таким образом предпочтения можно объяснить тем, что, например, кино как вид искусства появился сравнительно недавно, в 20 веке, достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, и наиболее близок, и адаптирован для массового понимания не только молодежи, но и представителей зрелого поколения. Пристрастие молодежи к музыке можно объяснить той же степенью массовости и адаптированности ее к современному слушателю, который в наше время чаще всего является потребителем культуры.

На вопрос о том, как вы воспринимаете музыку каждый второй респондент (50 %) ответил, что воспринимает музыку как эмоциональную разрядку, т.е. плачет, радуется, размышляет о смысле жизни; 32 % опрошенных воспринимают музыку не более чем фон и при этом занимаются своими повседневными делами; 20 % используют музыку для того, чтобы отгородиться от окружающих; 10 % слушателей воспринимают музыку как элемент статуса и моды - что модно в текущем сезоне, то и слушают; оставшиеся 15 % ответили, что воспринимают музыку как целостную картину уникального музыкального произведения. Из полученных данных, следует, что 15 % респондентов приобщают себя к экспертам музыкального искусства, т.к. воспринимать музыку как целостную картину, по Т. Адорно, способны толь-

ко профессиональные музыканты. Как выяснилось далее, из числа слушателей, воспринимающих музыку как целостную картину, музыкальное образование имеют только 16,6 %, остальные 83 % его не получили. При этом подавляющее большинство во время прослушивания музыки (83,3 %) размышляют о смысле жизни и обдумывают планы на будущее, и только 16,6 % не занимаются ничем посторонним и глубоко вдумываются в смысл прослушиваемой музыки.

Анализируя такие результаты, можно сделать вывод, что эти слушатели по субъективным показателям дают неправильную оценку собственных способностей, и это не подтверждается по объективным показателям, заложенным в анкете (наличие или отсутствие музыкального образования). Таким образом, эти слушатели являются не более чем потребителями культуры, и музыка представляет для них развлекательный характер.

Возвращаясь к общим результатам исследования, можно сказать, что из всех опрошенных нами респондентов только 10 % получили музыкальное образование, остальные 90 % опрошенных его не имеют. Если сравнить полученные в нашем исследовании данные с другими регионах, то можно с уверенностью сказать, что данная тенденция прослеживается и в других российских городах. В 2009 году в городах Новокузнецке и Киселевске проводилось подобное исследование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 21 до 29 лет. В результате исследования выяснилось, что только 10 % опрошенных респондентов имеют специальное музыкальное образование, высшего музыкального образования нет ни у кого.

Большинство опрошенных представителей молодежи - 63 % во время прослушивания любимой музыки занимаются повседневными делами, 35 % размышляют о смысле жизни и обдумывают планы на будущее, и только 12 % глубоко вдумываются в смысл прослушиваемой музыки и не отвлекаются на посторонние дела. Такие показатели еще раз подтверждают то, что подавляющее большинство молодежи слушают музыку для того чтобы развлечься и расслабиться.

Так же выяснилось, что для 50 % молодых слушателей музыки она является неотъемлемой частью жизни, и они не представляют свою жизнь без музыки, 42 % опрошенных слушают музыку время от времени, а остальные 8 % вообще уделяют музыке мало внимания. Это подтверждает, что музыка глубоко проникла во внутренний мир каждого человека, независимо от его музыкальных предпочтений.

Из полученных в ходе социологического опроса данных выяснилось, что положительно к поп-музыке относятся 47 % опрошенных, к классической музыке - 40 %, к клубной музыке - 35 %, к хип-хоп музыке положительно относятся 27 % опрошенных, к рок-музыке 25 %. Нейтрально молодежь ИрГТУ относится к таким жанрам музыки как ретро - 62 %, джаз - 55 %, блюз - 52 %, к хип-хоп музыке - 45 %, реп - 42 %, шансон - 42 %, клубная

музыка - 42 %. Отрицательно, опрошенная нами молодежь, относится к тяжелой рок-музыке - 75 %, к направлению панк-рок отрицательно относится 76 % опрошенных.

Анализируя отношение молодежи к различным музыкальным жанрам, можно сделать вывод, что в целом положительное отношение молодежи присуще поп-музыке, классической музыке и клубной музыке, к таким жанрам музыки как ретро, джаз, блюз, шансон, хип-хоп, реп современная студенческая молодежь относится нейтрально. Что касается рок-музыки, направлению панк-рок и тяжелый рок, то к этим жанрам молодежь в большей степени относится отрицательно.

Среди факторов, влияющих на их музыкальные предпочтения, молодые люди в первую очередь отметили возраст (53 %), влияние друзей занимает второе место (50 %), влиянию семьи и рекламы отвелось третье место - по 20 %. Территориальный фактор или влияние местной культуры отмечено 15 % молодежи; социальный статус в выборе музыки влияет на 12 % опрошенной молодежи; 8 % респондентов считают, что музыкальное образование является определяющим фактором в их музыкальных предпочтениях; 7 % считают, что одногруппники влияют на их музыкальные предпочтения. По полученным данным можно сделать вывод, что семье в выборе прослушиваемой музыки молодежью отводится отнюдь не первое место. Это говорит о том, что современная молодежь достаточно сильно подвержена постороннему влиянию (СМИ, друзья, реклама), независимо от привитых в семье ценностей, что может привести к потере индивидуальности молодых людей в массе.

Оценивая влияние музыки на молодежь, можно сказать, что в ходе исследования выявилась тенденция влияния музыки на настроение молодых людей - 70 %; влияние музыки на мировоззрение отметили 32 %; отражение предпочитаемого музыкального жанра в манере поведения отметили 17 % опрошенных; во внешнем виде музыка выражается у 7 % опрошенных - это в основном приверженцы хип-хопа и любители репа; 10 % респондентов считают, что музыка на них совершенно не влияет; 5 % считают, что употребляют в своей речи слова и выражения, взятые из любимых песен.

Влияние музыки на настроение объясняется тем, что музыка в первую очередь несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку, что не может не отражаться на человеке и его настроении. Дизренс Ч. в своей книге «Влияние музыки на поведение», ссылаясь на ряд психофизиологических исследований, проведённых другими авторами, приходит к следующему заключению: «Разумеется, верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции и среди исследователей, занимающихся этой проблемой, достигнуто соглашение по следующим пунктам. Музыка усиливает метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций» [2, с. 218].

У более половины опрошенных респондентов родители имеют высшее образование - 53 %, средне-специальное образование имеют 37 %, 10 % родителей опрошенных молодых людей имеют среднее образование.

У большинства респондентов родители относятся терпимо к предпочитаемым жанрам музыки их детей - 48 %; 27 % родителей полностью разделяют музыкальные предпочтения своих детей, 25 % родителей не знают о том, какую музыку слушают их дети; резко негативного отношения родителей к любимым музыкальным жанрам их детей нет.

Одной из задач данного исследования было выяснить, влияет ли образование родителей на музыкальные предпочтения их детей. По результатам исследования, выяснилось, что образование родителей не влияет на музыкальные предпочтения молодежи. Музыкальные предпочтения студентов, чьи родители получили высшее образование, практически не отличаются от музыкальных предпочтений студентов, родители которых имеют средне -специальное и незаконченное высшее образование.

Среди молодежи города Иркутска преобладает тип эмоционального слушателя, но можно выделить немало представителей развлекающегося типа слушателей, которые воспринимают музыку как развлечение. Нынешний культурный эклектизм молодежи отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.

Список литературы:

1. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445 с.

2. Дизренс Ч. Влияние музыки на поведение. - М.: Московская консерватория, 1983. - 353 с.

3. Исхакова Н.Р., Болтачев Р.В. Музыкальные предпочтения молодежи // Социс. - 2006. - № 6. - С. 103-106.

ЦЕННОСТИ: ПРИРОДА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ

© Ткачук А.Н.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Проблема ценностей приобретает особую актуальность в настоящее время, основными атрибутами которого являются такие процессы, как глобализация, изменения в политической, экономической и социальной сферах, расширение диалога между многими странами мира.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков для технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.