Научная статья на тему 'Музыкальные предпочтения современной молодежи'

Музыкальные предпочтения современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1894
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / MUSIC / MUSICAL VALUE PREFERENCES / MECHANISMS FOR TRANSMITTING INTERGENERATIONAL VALUES / MUSICAL SOCIALISATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Немова Ольга Алексеевна, Свадьбина Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы музыкальных вкусов и предпочтений современного нижегородского студенчества. Представлены результаты социологического исследования «Роль музыки в жизни молодежи», которое было проведено в 2019 году на базе лаборатории по проблемам современной семьи НГПУ им. К. Минина (N-300). Использование количественного социологического метода с последующей обработкой данных в программе SPSS-21 позволило выявить представления молодежи о современной музыке, определить их вкусовые предпочтения, обозначить роль и значение основных агентов воздействия на процесс музыкальной социализации и т.д.The article deals with the issues of musical tastes and preferences of the modern student body of Nizhny Novgorod. The authors provide results of a sociological study “The Role of Music in the Youth’s Life” conducted on the basis of the Modern Family Research Laboratory of Minin Nizhni Novgorod State Pedagogical University in 2019 (N-300). By employing the quantitative sociological method combined with further data processing by the SPSS-21 computer programme, the researchers were able to identify the youth’s perception of modern music, determine their tastes and preferences, specify role and significance of the main agents influencing the process of musical socialisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальные предпочтения современной молодежи»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.5.34

Немова Ольга Алексеевна, Свадьбина Татьяна Владимировна Музыкальные предпочтения современной молодежи

В статье рассматриваются вопросы музыкальных вкусов и предпочтений современного нижегородского студенчества. Представлены результаты социологического исследования "Роль музыки в жизни молодежи", которое было проведено в 2019 году на базе лаборатории по проблемам современной семьи НГПУ им. К. Минина (N-300). Использование количественного социологического метода с последующей обработкой данных в программе SPSS-21 позволило выявить представления молодежи о современной музыке, определить их вкусовые предпочтения, обозначить роль и значение основных агентов воздействия на процесс музыкальной социализации и т.д.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2020/5/34.1'|1т1

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 176-180. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7801 Дата поступления рукописи: 16.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.34

В статье рассматриваются вопросы музыкальных вкусов и предпочтений современного нижегородского студенчества. Представлены результаты социологического исследования «Роль музыки в жизни молодежи», которое было проведено в 2019 году на базе лаборатории по проблемам современной семьи НГПУ им. К. Минина (N-300). Использование количественного социологического метода с последующей обработкой данных в программе SPSS-21 позволило выявить представления молодежи о современной музыке, определить их вкусовые предпочтения, обозначить роль и значение основных агентов воздействия на процесс музыкальной социализации и т.д.

Ключевые слова и фразы: молодежь; музыка; музыкальные ценностные предпочтения; механизмы трансляции межпоколенческих ценностей; музыкальная социализация.

Немова Ольга Алексеевна, к. соц. н., доц. Свадьбина Татьяна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина tsvadbina@mail. гы

Музыкальные предпочтения современной молодежи

Массовая компьютеризация, доступность информации из сети Интернет, широкое массовое распространение аудио- и видеотехники значительно видоизменили досуговые предпочтения современной молодежи. По данным М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги, «большую часть досуга молодежь отдает пассивному времяпрепровождению, т.е. в основном свободное время тратят на просмотр телепередач (64%) и прослушивание музыки (58%)» [2, с. 194]. К аналогичным выводам пришли также Ю. А. Зубок и В. И. Чупров [3], Е. П. Кузнецова [4] и т.д.

Актуальность исследования, таким образом, определяется тем, что социологических и искусствоведческих исследований музыкального молодежного контента наиболее популярных жанров крайне недостаточно. В основном мы имеем дело с исследованиями, носящими фрагментарный характер. Важен системный подход, привлечение философов, музыкантов-искусствоведов, социологов, педагогов с целью определения аксиологического содержания, практического воздействия музыки на воспитание подрастающих поколений. Музыка, в силу своей специфики, является одним из самых понятных и легкодоступных видов искусства. Она способна проникать в самые потаенные уголки души человека, вызывая в нем как лучшие, так и худшие порывы. Роль музыки в жизни молодежи крайне велика [9]. Музыка является своеобразным инструментом самовыражения, демонстрации собственной самоидентичности, приверженности к тем или иным социальным группам, выражающим протест или причастность к социальным движениям и т.д. Исследование музыкальных молодежных предпочтений, таким образом, является одной из актуальных проблем социологии музыки, социологии молодежи, а также искусствоведения.

Анализу музыкальных предпочтений нижегородской студенческой молодежи в возрасте от 15 до 25 лет было посвящено социологическое исследование, призванное дать эмпирическое описание состояния становления музыкальных интересов и предпочтений на основании эмпирических данных. В 2019 г. на базе исследовательской лаборатории по проблемам современной семьи НГПУ им. К. Минина (далее - НГПУ) (руководитель лаборатории О. А. Немова) было организовано и проведено социологическое исследование «Роль музыки в жизни молодежи». Опрос проводился методом анкетирования (N-300).

В данной статье мы представим результаты анкетирования. Соответственно, целью написания статьи является обозначение социологического видения музыкальных предпочтений современной студенческой молодежи.

Задачи статьи:

1) дать краткий обзор состояния современного искусства в контексте идей П. А. Сорокина;

2) определить круг основных агентов, воздействующих на процесс формирования музыкального вкуса у молодежи;

3) обозначить механизмы музыкальной социализации молодежи.

В исследовании приняли участие студенты НГПУ им. К. Минина (89,3%) и учащиеся Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева (10,7%), среди них 39% мужского пола и 61% - женского пола соответственно. Основной спецификой Нижегородского училища им. М. А. Балакирева является подготовка профессиональных музыкантов. Опрос студентов НГПУ проводился преимущественно на факультете управления социально-технических сервисов (ФУиСТС), т.е. среди студентов, чьи профессиональные предпочтения не связаны с музыкальным профилем подготовки. У нас была возможность проведения сравнительного анализа музыкальных предпочтений в зависимости от типа учебного заведения. Однако в данной статье мы дадим общий обзор тех музыкальных предпочтений, которые превалируют в сознании современной студенческой молодежи. Таким образом, научная новизна исследования представлена оригинальными социологическими данными, полученными с применением авторского инструментария, т.е. анкеты.

Методологической основой нашего исследования является учение П. А. Сорокина, который считал, что в XX веке преобладает «чувственная культура», суть которой можно увидеть в следующей цитате классика: «В основе тем у художников нашего времени стоит не слава Божья и не слава Отчества, не служение какому-либо идеалу, а рыночный спрос, прибыль независимо от того, является ли ее источником коммерческая продажа картин и скульптур, или же заказы от богатых магнатов, политиков, или даже заказы государственные. Во всех этих случаях Мамона - вот кто диктует образцы и темы сегодняшнего искусства. Профессиональный художник должен зарабатывать себе на жизнь. Чтобы зарабатывать, он должен уметь продавать свои произведения. Чтобы их продать, он вынужден приспосабливаться к требованиям, предъявляемым рынком. Отсюда - высоко коммерциализированный характер его творчества и господства в нем пошлости. Основными темами современного искусства являются события повседневной жизни, бандиты, проститутки и т.д.» [10, с. 156-157].

Слова классика социологии оказались удивительно пророческими. В начале XXI века этап «чувственной культуры», по всей видимости, находится в самом зените и достиг своего апогея. В условиях тотальной коммерциализации всех сфер жизнедеятельности общества основным мерилом творчества стала материальная прибыльность, а не способность искусства к гуманизации и «очищению» (катарсису по Аристотелю) общества. «Хорошее или плохое произведение, - пишет П. А. Сорокин, - самый бесспорный критерий в настоящее время - это количество проданных экземпляров» [Там же, с. 227]. Спустя более полувека ситуация не только не изменилась к лучшему, но и, на наш взгляд, она еще более усугубилась [6].

Судьба творца, который работает не на получение сиюминутной материальной выгоды в условиях господства законов «дикого» рынка, печальна и незавидна. Наглядным подтверждением данных слов служит недавняя история режиссера Сергея Дворцевого, снявшего социальную драму «Айка» о судьбе женщины-матери-мигрантки, приехавшей на заработки в современную Москву. Правдивость кинокартины и ее художественная ценность были по достоинству оценены на Каннском фестивале (фильм включили в шорт-лист «Оскара» и т.д.). Между тем из-за срыва сроков выпуска кинокартины Сергей Дворцевой попал осенью 2019 года в «черный список» должников Министерства культуры. Режиссер на данный момент должен выплатить государству более 7 млн рублей. В интервью, которое дал режиссер журналистке А. Якоревой, Сергей Дворце-вой поясняет, что основной причиной срыва сроков выпуска картины было элементарное отсутствие снега. Желание снять максимально правдоподобное кино, без фальши требовало наличия элементарного снега, а его не было две зимы подряд. «Люди, которые не знают, как я снимаю, - поясняет в своем интервью С. Дворцевой, - говорят: сними искусственный снег или положи синтепон. Но мы занимаемся серьезным кино, это смотрят на большом экране. И если ты думаешь о качестве, то понятно, что никакой искусственный снег, вату, синтепон нельзя использовать, потому что все это видно» [13]. Вывод прост: есть желание заработать много денег и уложиться в формальные сроки - снимай как можно быстрее и проще, в ином случае тебя ждут крупные финансовые неприятности, несмотря на то, что твой фильм является шедевром, вызывающим чувство сопереживания в душах зрителя и вошел в копилку мирового кинематографа.

Споры о том, что является искусством, а что нет, не утихают по сей день. Мы в данном вопросе придерживаемся взглядов русского философа И. А. Ильина, который считал, что критерий художественности заключается в соответствии законов эстетического образа и художественного предмета, когда все мысли творца направлены не на эффекты и не на самого себя, а на передачу глубоких идей под воздействием божественного вдохновения [7, с. 127]. И. А. Ильин также крайне негативно относился к модернизационным процессам в искусстве XX века, приводящим к его девальвации. «Искусство XX века, - утверждал философ, - стало продажным, модным, пустым, бессодержательным, оно "слеплено" из обломков материала и из духовного хаоса по принципу вседозволенности... Если в произведении отсутствует глубокое содержание, и оно не достигает до дальних уголков души, значит оно бесполезно и даже вредно для восприятия» [Там же, с. 125].

Коммерциализация музыкального творчества фактически привела к уничтожению нравственной, гуманистической составляющей современной детской песни. Анализ содержания детского музыкального и мультипликационного продукта показал, что современная детская песня утратила нравоучительность и воспитательное содержание [5]. Круг тем, поднимаемых в песнях для детей советского периода, охватывал самые разнообразные проблемы: ценность дружбы, уважение к старшим, патриотизм, бережное отношение к живой природе и т.д. [1]. Современный музыкальный медиаконтент, и детский в том числе, зачастую сводится к темам чувственной, эротической любви. Прославление плотской любви во всех формах и видах, начиная с гетеросексуальной и заканчивая гомосексуальной, адюльтер, продажность любви и т.д., и т.п. [11].

С целью определения семейных жанровых музыкальных предпочтений респондентам был задан вопрос: «Какая музыка звучит в Вашем доме?». Ответы опрошенных распределись следующим образом: 65,3% слушают дома эстрадную, поп-музыку, 16,3% - классическую музыку (в основном студенты им. М. А. Балакирева), 6,3% - рок-музыку, 2,7% - джаз. 9,3% отметили, что в их доме никакая музыка не звучит.

Одной из задач исследования было определение основных агентов воздействия на процесс формирования музыкального вкуса у молодежи. Респондентам был задан вопрос «Кто оказал наибольшее влияние на Ваши музыкальные предпочтения?». Респондентам предлагалось выбрать один вариант ответа из пяти предложенных («родители», «родственники», «одноклассники (одногруппники), коллеги по работе», «друзья», «СМИ, радио, телевидение, газеты, сеть Интернет и т.д.»).

Как видно, наибольшее воздействие на формирование музыкальных вкусов оказывают родители и родственники (38,0% и 4,3%). Немаловажное значение в процессе музыкальной социализации подрастающих поколений имеет мнение друзей (28,7%) и СМИ (25,3%). Таким образом, мы получили, что, вопреки

бытующему мнению, СМИ не оказывают подавляющего воздействия на формирование музыкальных предпочтений. В процессе музыкальной социализации именно воздействие семьи и ближайшего окружения имеет ключевое значение в данном вопросе.

Российские музыкальные национальные традиции имеют глубокие исторические корни. Бытовая и праздничная культура русского народа немыслима без музыки и пения. Песня сопровождала трудовую жизнь и праздники всех слоев российского общества. Между тем в ходе исследования было выявлено, что постепенно утрачивается традиция совместного семейного музицирования, исполнения песен в кругу семьи. На вопрос: «Исполняются ли у Вас в семье по праздникам так называемые "застольные песни"?» лишь 24,7% респондентов ответили утвердительно, а 75,3% - соответственно, отрицательно. Совместное прослушивание в кругу семьи осуществляют лишь 21,3% респондентов, 78,7% - нет, что также свидетельствует об утрате лучших музыкальных традиций русского народа. Данный факт оцениваем как отрицательное социальное явление, поскольку музыка является не только хранителем русского ментального духа и характера, но и, одновременно, механизмом межпоколенческого сплочения и транслятором межпоколенческих ценностей.

В век научно-технического прогресса широкую популярность получило исполнение песен под караоке. Одной из гипотез исследования было утверждение, что молодежь продолжила традицию совместного семейного музицирования посредством использования новых технических возможностей, т.е. караоке. Однако эта гипотеза не получила подтверждения. Лишь 21,7% респондентов поют дома под караоке, 78,3%, соответственно, этого не делают, проявляя равнодушное отношение к музицированию как таковому, невзирая на наличие технических новинок.

В прошлое также уходит традиция и совместного семейного посещения музыкальных вечеров (абонементных или иных концертных мероприятий). Так, на вопрос «Существует ли в Вашей семье традиция совместного семейного посещения музыкальных вечеров (абонементных или иных концертов)?» утвердительно ответило лишь 17,0% от общего числа респондентов.

С целью выявления наиболее популярных мероприятий, посещаемых молодежью (вопрос задавался тем, кто ответил положительно на предыдущий вопрос), было предложено ответить на вопрос «Если вы посещаете концерты или музыкальные спектакли со своими домашними, то какие именно предпочитаете?». 21,0% респондентов посещают концерты популярной музыки, 18,7% - спектакли театра оперы и балета, 17,0% - концерты классической музыки и 7,0% - спектакли театра оперетты.

Какова же ситуация с сохранением и приумножением традиции семейного музицирования в наше «постперестроечное» время, эпохи господства либерально-рыночных отношений? Итоги исследования не внушают оптимизма: лишь 5,7% респондентов на вопрос «Есть ли в Вашей семье традиция семейного музицирования?» ответили «Да, очень часто», 5,3% - «довольно часто», 34,0% - «иногда», и 55% - «никогда».

Центральным вопросом анкетирования было выяснение индивидуальных личностных музыкальных предпочтений респондентов. Студентам было предложено оценить музыкальные жанры по степени привлекательности для них лично от «абсолютно не нравится» до «очень нравится» (см. Таблицу 1).

Таблица1

Варианты ответов Абсолютно не нравится Скорее не нравится Отношусь нейтрально Скорее нравится Очень нравится

Эстрадная музыка 7,3 14,7 43 23 12

Шансон 20,3 28,0 36,7 11,7 3,3

Классическая музыка 7,0 2,7 44,0 33,3 13,0

Народная музыка, этническая музыка 12,7 24,0 35,0 24,7 3,7

Танцевальная музыка 2,3 5,3 22,3 46,0 24,0

Поп-музыка 2,3 8,3 18,0 45,3 26,0

Хип-хоп, рэп 11,0 7,0 23,3 34,7 24,0

Рок, романтические баллады 10,0 18,3 28,0 24,0 19,7

Металл, тяжелый рок 33,3 18,7 23,0 15,7 9,3

Джаз и блюз 9,3 6,3 43,3 28,7 12,3

КпБ 13,3 11,7 49,7 20,0 5,3

Бардовская музыка 16,0 14,7 54,3 10,3 4,7

Электронная музыка 15,7 19,0 35,7 20,7 9,0

Регги 15,3 17,7 47,7 15,3 4,0

СКА 19,7 17,7 49,0 10,3 3,0

Суммируя ответы «скорее нравится» и «очень нравится», мы получаем, что абсолютное большинство респондентов предпочитают поп-музыку (71,3%) и танцевальную музыку (70,0%), хип-хоп, рэп и рок (58,7%), романтические баллады (43,7%). Удовольствие от прослушивания классической музыки получают 46,3% опрошенных. Наименьшую популярность у молодежи получили такие музыкальные жанры, как СКА (13,3%), бардовская песня и шансон (по 15,0%), электронная музыка (19,0%) и т.д.

К. И. Чепурова справедливо заметила, что, поскольку потребность у молодежи в легкой музыке возрастает с каждым годом, то и растет актуальность воспитания хорошо подготовленных эстрадных исполнителей, обладающих высоким художественным, музыкальным и литературным вкусами, а также владеющих широким

инструментарием выражения, присущим различным музыкальным стилям [12]. Однако мы считаем, что куда более важной задачей является музыкальное воспитание юных слушателей. С самого раннего детства ребенок должен воспитываться на лучших, высокохудожественных музыкальных произведениях. Данная необходимость обусловлена тем, что именно в юношеские годы закладывается ценностная шкала, с которой дети потом пойдут по жизни, отделяя «хорошее» от «плохого», «прекрасное» от «безобразного», «доброе» от «злого» и т.д. Будучи взрослыми людьми и участниками рыночного общества, они будут «рублем» поддерживать эстрадных исполнителей, посещая или не посещая те или иные концерты.

М. П. Прохорова и О. И. Ваганова справедливо отмечают, что для повышения эффективности обучения современной молодежи, воспитанных уже в реалиях цифрового информационного пространства, необходимо применение инновационных форм обучения в виде использования технологий образовательного события [8]. Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Коммерциализация современного искусства привела к крайне негативным последствиям общего состояния культуры и духовно-нравственного развития подрастающих поколений. В погоне за прибылью современное искусство представлено продуктом преимущественно низкокачественного содержания, не способствующего «очищению» души, т.е. не вызывающего катарсис. В условиях жесткой конкуренции создавать качественный продукт в искусстве становится делом невыгодным и бесперспективным. Согласно классификации П. А. Сорокина, действительно, в современном обществе господствует «чувственный» этап культуры, с господством культа индивидуализма и гедонизма. Выход из кризисного состояния, по мнению П. А. Сорокина, возможен при переходе к идеациональному или идеалистическому этапам культуры. Для этого в обществе должен превалировать альтруизм над эгоизмом, а коллективизм над индивидуализмом.

2. Наибольшее воздействие на формирование музыкальных вкусов оказывает ближайшее окружение, т.е. его референтная группа, в которую входят прежде всего родители, родственники и друзья. Лишь четверть опрошенных указали, что на их музыкальные предпочтения повлияли СМИ. Однако надо отметить, что кризисное состояние семьи отразилось и на процессе передачи культурных музыкальных традиций. В российских семьях утрачиваются традиции совместного музицирования, совместного исполнения «застольных песен» по праздникам, совместного посещения музыкальных концертов. Считаем это крайне неблагоприятным явлением для развития российской культуры и трансляции межпоколенческих ценностей.

3. Большинство респондентов предпочитают слушать «легкую» музыку, а именно поп-музыку, танцевальную музыку, рок, джаз. В списке малопривлекательных жанров оказались классическая и народная музыка, что свидетельствует в определенной степени об общей деградации культурного уровня россиян и утрате национальных традиций.

Таким образом, музыка для современной молодежи является наиболее предпочтительным видом организации досуга. Однако духовно-нравственное содержание современной популярной музыкальной культуры не отвечает требованиям воспитания полноценной и гармонично развитой личности. Содержание песен, пользующихся наибольшей популярностью в молодежной среде, заставляет задуматься о необходимости введения цензуры или государственных мер по поддержке тех деятелей культуры, которые своим творчеством воспитывают лучшие гуманистические ценности в молодежном сознании.

Список источников

1. Андреева А. Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 11-34.

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 170-191.

4. Кузнецова Е. П. Методологические различия требований к подготовке академических и эстрадных вокалистов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). С. 118-121.

5. Немова О. А., Карнаухова В. А. Куда уходит детство: заметки о трансформации феномена детства в современной культуре [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10. № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39285660 (дата обращения: 04.05.2020).

6. Немова О. А., Карташева И. А. Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). С. 132-136.

7. Предвечная Е. О. Н. К. Менгер и И. А. Ильин: диалоги о музыкальном искусстве, «муза» и «мода» // Идеи и идеалы. 2014. Т. 2. № 4 (22). С. 123-131.

8. Прохорова М. П., Ваганова О. И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 2-3.

9. Семенков В. Е. Рецензия на книгу: Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологическое исследование искусства в России второй половины XX века. История методологии // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 146-149.

10. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Академический проект, 2017. 964 с.

11. Таниева Г. М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодежной среде // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2011. № 1 (21). С. 86-91.

12. Чепурова К. И. Музыка в структуре социального пространства: дисс. ... к. соц. н. Саратов, 2005. 199 с.

13. https://meduza.io/feature/2020/01/19/mne-ne-hvataet-deneg-elementarno-na-edu (дата обращения: 27.03.2020).

Musical Preferences of the Modern Youth

Nemova Ol'ga Alekseevna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Svad'bina Tat'yana Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University tsvadbina@mail. ru

The article deals with the issues of musical tastes and preferences of the modern student body of Nizhny Novgorod. The authors provide results of a sociological study "The Role of Music in the Youth's Life" conducted on the basis of the Modern Family Research Laboratory of Minin Nizhni Novgorod State Pedagogical University in 2019 (N-300). By employing the quantitative sociological method combined with further data processing by the SPSS-21 computer programme, the researchers were able to identify the youth's perception of modern music, determine their tastes and preferences, specify role and significance of the main agents influencing the process of musical socialisation.

Key words and phrases: youth; music; musical value preferences; mechanisms for transmitting intergenerational values; musical socialisation.

УДК 7 Дата поступления рукописи: 13.03.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.35

Статья посвящена анализу сочинений, написанных по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, чешского пианиста Отакар Гольманна и саратовского музыканта Тамаза Зурабовича Джегнарадзе. Объектом исследования являются одноручные фортепианные произведения, созданные в результате тяжелых событий в жизни пианистов. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению истории создания, а также характерным особенностям фортепианных произведений для одной руки. Материалы исследования могут быть применены в истории и теории фортепианного исполнительства.

Ключевые слова и фразы: инструментальная музыка; фортепианные произведения для одной руки; концертный жанр; П. Витгенштейн; О. Гольманн; Е. В. Гохман; Т. З. Джегнарадзе.

Рокицкая Полина Викторовна

Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова polyagordienko@mail.ru

«Исполнительский заказ» фортепианных произведений для одной руки

Фортепианные произведения для одной руки, несмотря на интерес ученых к этому явлению, исследованы недостаточно глубоко как в отечественном, так и в зарубежном музыкознании. Данной проблеме посвящены лишь немногочисленные исследования, хотя композиторами было создано большое количество подобных произведений. Рассмотрев подробно вопрос истории появления одноручных произведений, можно выявить три главные причины их создания: развитие технических навыков «слабой» руки, желание композиторов осознанно ограничить себя средствами музыкального материала, поиск новых форм звучания. Последняя причина связана с трагическими событиями в жизни пианистов (профессиональные заболевания или отсутствие руки). Актуальность статьи вызвана повышенным вниманием к данным произведениям. Обзор одноручных пьес в данной статье демонстрирует, что произведения, написанные по заказу пианистов, становятся уникальным явлением среди сочинений, созданных для фортепиано. Основная цель настоящей работы состоит в комплексном исследовании «заказных» произведений.

Научная новизна исследования определяется специальным изучением произведений, созданных благодаря П. Витгенштейну, О. Гольманн и Т. З. Джегнарадзе, кроме того, в рамках данной обобщающей публикации исследуется и специфика одноручных сочинений.

Создание необычного для фортепианного искусства одноручного репертуара являлось приоритетным в творчестве Пауля Витгенштейна и Отакар Гольманна, т.к. пианисты потеряли правую руку в Первой мировой войне.

В 1914 году П. Витгенштейн уходит на фронт, где во время атаки в Польше пианисту в локоть попадает пуля; руку пришлось ампутировать. Ханс Брофелдто пишет: «Витгенштейн использовал свое огромное состояние, заказывая работы у ряда современных композиторов... он платил не просто хорошо, а хорошо настолько, что они могли за эти деньги строить новые дома, перестраивать старые и т.д. <.> Некоторые из этих работ стали известны широкой публике только в последние пятьдесят-шестьдесят лет из-за того, что Витгенштейн ввиду выплаты комиссионных ставил очень жесткие условия об исключительном праве исполнения написанных под заказ произведений, на определенный период времени» [4].

Вклад в развитие и формирование одноручного репертуара вносит и чешский пианист Отакар Гольманн. Изначально О. Гольманн учился игре на скрипке у К. Баумгартена, но после повреждения правой руки (пуля попадает в ладонь) О. Гольманн начинает брать уроки фортепиано. Уже в 1927 пианист дает свой первый концерт,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.