11. Крюков А. Александр Константинович Глазунов. Краткий очерк жизни / А. Крюков. - М.: Музыка, 1966.
12. Кшиштоф М. Дмитрий Шостакович: жизнь, творчество, время / М. Кшиштоф. - М.; СПб., 2006.
13. Трайнин В.М. П. Беляев и его кружок: популярный очерк / В. Трай-нин. - Л., 1975.
14. Русская музыкальная литература / сост. М. Михайлова и др. - Л., 1973.
15. Русская музыка XIX в. / Л. Третьякова // Русская музыка XIX в. -М., 1976.
16. Холопова В. Форма музыкальных произведений: учеб. пособие. / В. Холопова. - СПб.: Лань, 2006.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА КРОНШТАДТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
© Новикова Т.Н.*
Санкт-Петербургский гуманитарном университете профсоюзов, г. Санкт-Петербург
На основе изучение материалов газет «Котлин» и «Кронштадтский вестник» (выпуски 1862-1896 гг.) в статье раскрываются некоторые вопросы становления музыкальной жизни Кронштадта во второй половине XIX века, которые рассматривается через призму светской музыки. Анализируется формирование музыкальных жанров и тенденции концертно-исполнительской практики, характеризующие музыкальную среду города того времени.
История музыкальной жизни Кронштадта насчитывает более 300 лет. Накопив опыт деятельности многих десятков и сотен светских, военных и духовных музыкантов, она создала почву для активной творческой деятельности и стала иметь немалое значение для развития современного искусствоведения, исторической науки и музыкальной культуры вообще. Современное общество характеризуется желанием изучать, сохранять и возрождать национальную самобытную культуру провинциальных городов России, выявляя в ней специфическое, индивидуальное, единичное. Это является побудительным мотивом для целостного многоспектрального изучения музыкальной жизни Кронштадта второй половины XIX века, так как именно этот период жизни военного города-крепости явился наиболее ярким отражением и воплощением культурной жизни Российского общества того времени.
* Аспирант кафедры Искусствоведения.
Музыкальная жизнь в целом и Кронштадта в частности требуют пристального внимания еще и потому, что крайне актуальной является необходимость исследования роли музыкальной культуры в русской истории. Детальное изучение ограниченного временем и пространством периода музыкальной жизни Кронштадта может привести к интересным выводам обобщающего порядка.
Основными источниками сведений о светской музыкальной жизни Кронштадта являются публикации в периодической печати XIX века: рецензии, заметки, краткие сообщения о будущих или уже состоявшихся концертах, музыкально-литературных вечерах, торжественных мероприятиях в газетах «Кронштадтский вестник» и «Котлин». Кроме того, интересные материалы по данному вопросу содержатся в воспоминаниях кронштадтских и петербургских музыкантов, местных дворян, трудах историков и архивных материалах, отчетах Императорского русского музыкального общества. Эти материалы очень разнообразны по жанру, а также по весомости и значимости в освещении данной проблемы. Чтобы исследование светской музыкальной жизни Кронштадта было наиболее объективным, нужно критически изучить каждый из этих документов и постараться отразить картину становления светской музыки наиболее полно в выбранном временном отрезке.
В начале 1861 года в Кронштадте открылись два музыкальных общества, именуемые «Мужским» и «Женским». Их занятия проходили в зале Морского собрания, которое предоставило в их распоряжение и свои музыкальные инструменты. Цель таких обществ состояла в том, чтобы «исполнением вокальных и инструментальных пьес соединить любителей музыки в Кронштадте, доставить им приятное препровождение времени и содействовать развитию в них вкуса и любви к классическим музыкальным произведениям» [1].
К 70-м годам XIX века в Кронштадте было много любительских кружков, устраивавших почти ежедневно музыкальные концерты и вечера. Многие из них были ограничены в средствах, поэтому их музыкальным вечерам не хватало выразительности, разнообразия и исполнительского мастерства. Однако такие вечера пользовались успехом у публики, особенно, когда в их программы стала вводиться и литературная часть. В 1874 году в Кронштадт на постоянное место жительства прибыл С.О. Таборовский (1830-1890) -выдающийся скрипач и композитор. С прибытием Таборовского появилась возможность привлечь в Кронштадт хороших музыкантов, играющих на различных инструментах, увеличить денежные потоки на материальные затраты при организации обучения музыкантов, репетиции и организацию концертов. Кроме того было решено объединить все существующие музыкальные кружки в одно общество под названием «Музыкальный кружок» со своим Уставом, по которому предполагалось не «ограничиваться только доставлением удовольствия публике, а стремиться к выполнению предна-
чертаний Императорского Русского музыкального общества (далее ИРМО) и сделаться, впоследствии, его Отделением, пользующимся самостоятельным управлением».
Вскоре устав был составлен и при докладе устава Его Императорскому Высочеству, Великому Князю Константину Николаевичу, было получено предложение учредителям «Музыкального кружка» ходатайствовать об открытии в Кронштадте Отделения ИРМО. Предложение Великого Князя было очень своевременным, так как в это время в Кронштадте насчитывалось огромное количество музыкантов, хоров, оркестров, был даже замечательный струнный квартет, но не хватало специалистов, которые бы сопровождали деятельность этих артистов на музыкальном, техническом и организационном уровне.
Вот как описывает современник один из музыкальных вечеров того периода: «Такой удачный литературно -музыкальный вечер, который был 5 марта 1874 года в высшей степени приятное явление для нашего общества. Я называю его удачным и по исполнению и по тому отношению публики к исполнителям, которое в этот раз не могло не радовать людей, интересующихся у нас музыкальным делом. Вечер этот был интересен еще и потому, что мы слушали многих новых исполнителей и исполнительниц. (Одного из лучших наших пианистов, ни разу еще не исполнявшего на наших вечерах). Распорядители этого концерта получили отличную оценку».
В Кронштадте всегда было большое количество музыкантов-любите-лей, чему позавидовали бы многие провинциальные города. В одну только зиму 1874 года в литературно'-музыкальных вечерах города принимали участие: пианисты - более 20 человек, пение solo - более 15-ти, скрипачей - 5 человек и это были далеко не все музыкальные силы Кронштадта. В городе были прекрасный струнный квартет и вокальный хор, насчитывавший более чем 60 человек; огромный хор певчих морского ведомства и оркестр портовой музыки. Всё это создавало условия для организации в Кронштадте отделения Императорского русского музыкального общества, открытие которого в городе ожидали не только профессиональные музыканты, но также и многочисленное местное население, полюбившее принимать активное участие в музыкальной жизни города.
В 1874 году выдался самый удачный момент для организации в Кронштадте музыкального общества: вряд ли когда-нибудь Кронштадт вмещал в себя одновременно такое количество людей, преданных искусству и способных руководить музыкальным учреждением, как в тот год. Имея под руками проект Устава «Кронштадтского музыкального кружка» видно сущность этого общества. Цель «кружка», как видно из Устава, - сгруппировать любителей музыки для музыкального исполнения и впоследствии основать школу, в которой желающие могли бы получать музыкальное образование. Далее Устав разделяет членов на 3 разряда: почетных членов
«кружка», членов исполнителей и членов любителей. Первый из этих разрядов пользуется правом посещения всех собраний «кружка» бесплатно. Плата для остальных - 3 рубля за сезон - с 1 октября по 1 апреля, с правом вводить на вечера некоторых из членов своего семейства. Всех вечеров предполагается 4 в месяц, из них один - квартетно-музыкальный, в котором кроме струнного квартета будет и вокальная часть, ограниченная строгим выбором и хорошим исполнением, - три вечера литературно-музыкальных.
Кронштадтский музыкальный кружок открыл свою деятельность прекрасным квартетно-музыкальным вечером, данным в понедельник 1S ноября 1S74 года в зале Морского собрания. Вечер привлек такое количество слушателей, какого не удавалось собрать ни одному концертанту. Вот как описывался этот концерт в местной прессе: «Вид зала был торжественным -горели не только канделябры, но и средняя люстра. Ожидание того, что вечер превзойдет все ожидания, подтвердилось. Несмотря на то, что из петербургских артистов, ожидавшихся в концерте, был только г. Лень (пианино), дело от этого не пострадало нисколько. Внимание публики к исполнению квартетов и дружные аплодисменты, которыми она приветствовала эту новую для нее музыку, показали, что она вполне оценила талантливость и исполнение своих местных артистов-любителей и, конечно, при этом забыла о петербургских виртуозах, которых пообещала афиша. В продолжении вечера исполнены были три квартета: f-moll Мендельсона-Бартольди, c-dur № 32 Гайдна и третий, сверх программы, Фохта. Первый квартет не произвел особенного впечатления; но последние два видимо понравились всем и исполнители были вызваны при самых единодушных аплодисментах; не меньший успех имела и серенада г. Таборовского.
Вокальная часть вечера состояла из 2-х хоров и пения solo госпожи Семеновой. О хорах можно сказать, что они были удовлетворительны, хотя могли бы быть более стройными. Но зато госпожа Семенова исполнила арию Вани из оперы «Жизнь за царя» с таким тактом и чувством, что публика в полном смысле слова пришла в восторг и исполнительница принуждена была пропеть еще две пьесы: романс из «Фауста» и «Вечер» - Мо-нюшко. Прекрасный голос госпожи Семеновой еще в прошлый сезон не раз доставлял публике истинное наслаждение и, при первом появлении на эстраде, она была встречена аплодисментами. То, что в будущем музыкальный кружок может рассчитывать на успех, видно уже из того, что он теперь имеет более пятисот членов и, конечно, в скором времени дойдет до семисот, то есть максимума числа членов, положенных по уставу» [2].
По уставу музыкального кружка, вечера, даваемые этим обществом, разделялись на три категории: квартетно-музыкальные, литературно-музыкальные, репетиционные.
Члены-любители могли посещать только вечера первых двух категорий. Репетиционные собрания могли посещать только члены-исполнители, то
есть все лица, имеющие исполнительские билеты, хотя бы они и не принимали участие в репетиционных вечерах. Музыкальный вечер, который был дан 25 ноября 1874 года, состоял из 9 номеров: две пьесы исполнены были портовым оркестром под управлением А.В. Ружека; музыкантом этого же оркестра было исполнено solo на корнете и затем остальные номера состояли из игры на рояле и ансамбля в четыре руки. Портовый оркестр явился лучшим украшением того вечера. «Успехи его за последнее время не подлежат сомнениям и стройное, отличное исполнение таких пьес, какими он одарил публику в прошлый понедельник, показывает, что он совершенствуется и стремится к такому состоянию, при котором ему будет легко овладеть техническими трудностями наиболее серьезных партий оркестровой музыки» [3]. В начале вечера оркестр исполнил очень хорошую увертюру; попурри во втором отделении было покрыто аплодисментами и повторено несколько раз по требованию публики.
Пока общество не имело утвержденного устава, не носило определенного официального названия, называясь «кружком», то после присоединения к ИРМО, был принят новый устав, выработанный для всех вообще отделений ИРМО, хотя при этом предполагались некоторые необходимые изменения, соответствующие местным средствам и условиям. Таким образом кронштадтским любителям музыки и пения пришлось отказаться от названия «кружок» и заменить его названием Кр.О ИРМО. «Каков бы ни был будущий устав общества - деятельность его главным образом, должна сосредоточиться на следующих двух проявлениях: обеспечении материальных средств с помощью концертов и музыкальных вечеров; обращении этих средств на музыкальное образование своих членов. То же самое можно сказать и о цели, с которой члены вступают в общество. Для них концерты и музыкальные вечера - эстетическое наслаждение. Они являются приятным развлечением, а с другой стороны, весьма приятно будет воспользоваться современными образовательными учреждениями в музыке, которые и будут учреждены нашим музыкальным обществом» [2].
Количество членов Кр.О ИРМО общества уменьшилось в связи с переменой в организации незначительно и на предложение старшин музыкального общества, только около 30-ти членов представили свои билеты обратно, что составляло весьма незначительную убыль сравнительно с общим числом членов, которое достигало семисот.
Официальное открытие Кронштадтского отделения ИРМО состоялось в декабре 1874 года и на основании 45-й статьи Высочайше утвержденного устава избраны и утверждены Главной дирекцией:
- директорами отделения: А.С. Трипенберг, А.Г. Деринг, С.А. Зеленой, В.Д. Плющинский, С.О. Таборовский;
- кандидатами: К.В. Головизнин, Л.А. Поморский, А.В. Ружек.
Имя Антона Вячеславовича Ружека почти забыто: мало кто знает, что
он, начиная свою дирижерскую деятельность в Кронштадте, на протяжении
почти 40-ка(!) лет (с 1871 по 1905 гг.) был капельмейстером знаменитого хора трубачей старейшего в России Лейб-гвардии Конногвардейского полка. Славная история этого также полка связана с Кронштадтом, так как сформирован он был 7 марта 1721 года из драгунского лейб-шквадрона (эскадрона) князя Меншикова, Домовой (то есть личной) драгунской роты генерал-фельдмаршала графа Шереметева и Драгунской роты Санкт-Петербургской губернии под названием Кроншлотского драгунского. Одним из первых Антон Вячеславович стал записывать на грампластинки выступления своего хора трубачей. Некоторые из этих, несомненно, раритетных записей сохранились в частных коллекциях, старейшая же из записей датируется 1871 годом. Прослушать их можно по адресу: www.russian-records.com/search.php.
Несмотря на позднее открытие Отделения, оно успело дать до конца сезона 1874/1875 года, кроме 2-х вечеров музыкального кружка еще 7 музыкальных вечеров, в которых принимали участие оркестр и хор любителей.
Музыкальные вечера давались в зале Морского собрания, обязательно предоставляемого гг. Старшинами бесплатно. Для распространения музыкального образования дирекция предположила обратить все силы Отделения на устройство при нем музыкальных классов. Неимение своего помещения и трудность найма для таких учреждений частной квартиры, заставили обратиться к директору Кронштадтского реального училища Д.А. Александрову и Инспектору народных училищ Петербургского учебного округа Д.С. Орлову с просьбой о разрешении пользоваться их помещениями Реального и Приходского училищ, устраивая в них музыкальные классы в часы, свободные от учебных занятий в училищах. Музыкальные классы, открытые 1-го октября 1875 года, насчитывали 98 учащихся. Директором этих классов был избран С.О. Таборовский, при этом он выбыл из числа директоров Кр.О. ИРМО. Так как плата за преподавание в классах (в виду общедоступности) назначена была самая малая, то для увеличения средств классов отделением устраивались маскарады и любительские спектакли, чтение лекций, сбор средств от которых шел в кассу музыкальных классов. По счетам, сведенным на 19 мая 1875 года весь приход по музыкальным классам составил 3408 руб. 59 коп., расходы за то же время на плату преподавателям, жалованье директору, освещение, покупки нот, наем прислуги, покупку и исправление инструментов и прочее составили 2863 руб. 93 коп.
За первый год существования Кронштадтским отделением ИРМО было устроено 6 музыкальных вечеров, 2 концерта, из которых один - духовный. Как вечера, так и концерты давались в зале Морского собрания, но с платой за него в этот сезон с освещением по 40 руб. за вечер. На концертах исполнялись произведения русских и зарубежных классиков, таких как: П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Р. Вагнер, Бетховен, Гайдн, А. Даргомыжский, Россини, Шуберт, Ф. Лист, Моцарт, Кюи, Гендель, А. Рубинштейн, Бах, Шпора, Сен-Санс, Гуно, Д. Верди. Кроме того, члены отделения исполняли сочинения и собственного авторства.
Однако к концу 1880 года интерес к музыке у кронштадтцев стал пропадать. На заседании директоров музыкальных обществ 28 ноября 1888 года говорилось о затруднительном материальном положении обществ и школ. Численность членов музыкальных обществ колебалось от 6-ти в 1887 году, 10-ти - в 1888 году до 2-х в 1889 году. В апреле 1889 года дирекция Кронштадтского отделения Императорского Русского Музыкального Общества объявило и прекращении своего существования. Всё имущество отделения подлежало продаже.
После распада Кр.О ИРМО интерес к музыки у кронштадтцев не пропал, а музыкальные общества после непродолжительного перерыва вновь стали создаваться. Так 30 января 1896 года Министром внутренних дел был утвержден Устав нового «Кронштадтского кружка любителей музыки и пения» и в этот же день членами этого кружка был дан концерт, описание которого приводится в №1 газеты «Котлин» за 1 февраля 1896 года: «Вчера в 8 часов вечера в нашем молодом кружке любителей музыки и пения, было устроено концертное отделение. Исполнителями интересной и разнообразной программы выступили оркестр, хор и солисты. Ввиду позднего окончания концерта, откладываем до следующего номера более полное описание его, а теперь только отметим, что лучшими номерами были соло гг. Брянцевой (романс) и г. Дехтярева (романс Кушелева-Безбородко), 2-й концерт на рояле г. Шевкуненко. Хоровые вещи исполнены очень хорошо. В особенности последняя «Ave vemm» прекрасно исполненная вместе с оркестром с роялем и органом» [4].
Собрание нового кружка любителей музыки и пения проходили в зале Реального училища, программа занятий была следующей: в 7 ч. - теория, в 8 ч. - хор и в 9 ч. - солисты. В пятницу 23 февраля того же года членами кружка был устроен концерт в зале Коммерческого собрания, концерт был устроен с благотворительной целью, о чем сообщалось в № 17 газеты «Котлин».
В № 19 газеты было описание репетиции этого концерта: «20 февраля в зале Коммерческого собрания происходила репетиция и, судя по исполнению, концерт будет удачен. В программу его входит несколько сольных номеров, в которых выступают хорошо известные публике любительницы и любители. Несколько оркестровых и 2-а хоровых с оркестром и органом (хор из оперы «Русалка» и «Ave verum»). Мы надеемся, что как интерес к самому концерту молодого кружка, так сочувствие той прекрасной цели, с которой он устраивается, привлекут в зал Коммерческого собрания многочисленных слушателей» [5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что деятельность музыкальных обществ Кронштадта второй половины XIX века имела несомненное значение в жизни горожан: музыкально-литературные вечера, способствовавшие музыкальному просвещению, привлекали много публики; исполнявшиеся на них произведения говорили о достаточно высоком уров-
не исполнительского мастерства членов музыкальных обществ; деятельность музыкальных обществ не ограничивалась только организацией концертов, но также способствовала дальнейшему культурно-просветительскому развитию города - открытию в Кронштадте музыкальных классов, музыкальной школы, организацией благотворительных акций в поддержку музыкального развития города и горожан и пр.
Список литературы:
1. Кронштадтский вестник. - Кр., 1862. - № 9. - С. 33.
2. Кронштадтский вестник. - Кр., 1874. - № 135. - С. 547.
3. Кронштадтский вестник. - Кр., 1874. - № 136. - С. 530.
4. Котлин. - Кр., 1896. - № 1. - С. 4.
5. Котлин. - Кр., 1896. - № 19. - С. 4.