МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ
ТЕРРИТОРИИ
Д.И. Темнова, магистрант Е.Ю. Чешуина, магистрант
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-3-102-104
Аннотация. В статье отражена тема развития территорий и их взаимосвязь с культурными event-проектами, используемыми для формирования бренда территории и привлечения туристов, в частности - с музыкальными фестивалями. Авторы раскрывают музыкальные фестивали как способ продвижения территории и основной инструмент для формирования единого бренда, оценивая эффективность на примере российских и зарубежных проектов; на основе полученных данных делают вывод о целесообразности данного метода продвижения.
Ключевые слова: event-проекты, культурные проекты, музыкальные фестивали, бренд территории, продвижение, развитие территории.
Из-за пандемии Соу1ё-19 и ограничительных мер мировой туристический поток в 2020 году сократился на 1 миллиард человек, также наблюдается слабый спрос на заграничные поездки и рост спроса на внутренний туризм [1]. Туристы выбирают места для посещения не только по отзывам, но и благодаря общему впечатлению и единой концепции. Именно брендинг территории делает какую-либо страну, регион или местность наиболее привлекательной и уникальной для туриста. Основная задача при разработке брендинга территории - выделить территорию среди конкурентов, привлечь новых жителей, туристов и инвесторов [2]. Однако, в отличие от брендинга продукта, услуги или компании, брендинг территории более многогранен и включает в себя привязку к истории, культуре и экосистеме страны или любой территории, сюда же привязываются ассоциации, местная продукция, достопримечательности, локальные компании и люди.
Музыкальные фестивали остаются самыми прибыльными и посещаемыми культурными еуеи1;-проектами во всем мире и являются основным аспектом событийного туризма. Под событийным туризмом авторами понимается туристическая деятельность, связанная с разнообразными значи-
мыми общественными и культурными событиями. Подобные мероприятия помогают долговременно или с определенной периодичностью увеличивать внутренний и въездной туризм и формировать бренд территории [3].
Если раньше в ряде городов Европы была традиция проведения карнавалов с шествием по главным улицам в маскарадных костюмах, то сейчас это действие сменилось проведением музыкальных фестивалей. Те же развлечения и яркие костюмы, но одна и та же территория из года в год в современных реалиях позволяют привлечь большее количество посетителей и заинтересованной аудитории и познакомить с местной культурой. Основная задача фестиваля - не только предоставление развлечения обществу, но и улучшение культурной жизни региона, создание взаимодействия и точки притяжения и для зрителей, и для профессионалов в сфере культуры и искусства.
Несмотря на то, что большинство популярных фестивалей появились еще в 50-х годах XX века, трансформация традиционной городской среды и отдельных ее частей в среду креативную, в которой фестивали, карнавалы и иные культурные мероприятия являются не исключением, а неотъемлемой ее частью для увеличения
привлекательности, происходит именно сейчас.
Многие организаторы при проведении фестивалей так или иначе сопоставляют название города с самим фестивалем: либо посредством одноименного названия, либо посредством выбора ассоциаций во время разработки позиционирования территории. Это не только упрощает путь потребителя от ознакомления с фестивалем и местом, но и сильнее заинтересовывает его, параллельно продвигая саму территорию и увеличивая ее узнаваемость.
Один из известнейших во всем мире фестивалей Гластонбери, проводимый близ одноименного города Гластонбери на территории графства Сомерсет в Юго-Западной Англии с 1970 года и известный как «британский Вудсток», ежегодно посещает около 150 тысяч человек. Хотя фестиваль изначально стал популярен благодаря хиппи, на сегодняшний день он стал отдельной локацией с развлечениями для всех заинтересованных людей.
Если Гластонбери называют «британским Вудстоком», то Коачеллу, проводимую в одноименной пустыне и собирающую порядка 250 тысяч человек, наоборот привыкли называть «анти-Вудстоком», потому что этот фестиваль основан на искусстве музыки, а не ее популярности, чем и привлекает людей. Более того, фестиваль основан на искусстве в целом, включая в себя различные инсталляции, в том числе и интерактивные, например, скульптуру и изобразительное искусство. Таким образом организаторы привлекают новую целевую аудиторию, как со стороны посетителей, так и художников. Создатель фестиваля Пол Толлетт также говорит о том, что расположение фестиваля было выбрано не случайно: организаторы хотели, чтобы праздник и отдых одновременно для людей были далеко от дома, чтобы они могли путешествовать, видеть новые места, а не возвращаться спустя пару часов домой. Подобные фестивали - осознанное изучение своей страны для внутренних туристов и новый опыт для внешних [4].
Рэдинг и Лидс - еще один британский пример названия, идентичного городам. Несмотря на то, что сами города располо-
жены в разных частях британского острова, их объединяет одно культурное событие, которое можно считать национальным достоянием с посещаемостью в 150 тысяч человек. Несмотря на то, что люди по большей части именно на эти фестивали прибывают из-за лайн-апа, в последние годы организаторы популяризируют для посетителей близлежащие территории: сами графства и области, включая усадьбу Little John's Farm. Аудитория фестиваля хорошо приняла нововведения в виде скидок на проживание в выделенном ассортименте жилья в этих областях после дней проведения фестиваля и ярмарки локальных мастеров. Таким образом местные власти совместно с организаторами не только увеличивают туристический поток регионов и формируют их бренд, но и улучшают экономику.
Некоторые фестивали позиционируют себя не как часть территории или ее дополнение, а как отдельное государство или территория внутри настоящего города. Такой тип фестивалей также имеет преимущества для бренда территории в виде привлекательности для туристов. Самый популярный фестиваль подобного типа -Сигет, остров свободы с посещаемостью около 500 тысяч человек ежегодно. Его основное преимущество заключается в том, что, приехав в Будапешт и находясь в нем, посетитель фестиваля попадает в отдельный мир приключения на неделю: каждый имеет свой персональный паспорт государства «Свободы», все необходимое для проживания, развлечения и даже обучения чему-то новому при желании вместе со спикерами. Также туристов привлекает и транспортная доступность вкупе со скидками от партнеров, включая национальные театры и музеи страны.
В России бренд территории посредством фестивалей развивали организаторы Кубаны до 2016 года, сегодня ярким примером является парк-заповедник «Коломенское» как площадка для проведения мероприятий. Ежегодно на его территории проводится «Пикник Афиши», создаваемый членами лайф-стайл журнала «Афиша» как единое партнерское пространство для отдыха всех людей, заинтересованных
в новой музыке. Другой ежегодный проект - Усадьба Jazz, который проводится уже 17 лет. Организаторы смогли не только развить идею качественного фестивального отдыха, создавая каждый раз новое уникальное пространство, но и внедрить его в сам заповедник, привлекая посетителей не просто сохранять фонд исторических построек, но и погрузиться в историю этого места [5].
Таким образом, мы видим, что музы-
индустрии и инструмент продвижения на стыке с брендингом территории позволяют раскрывать новые грани для обеих сторон - местных властей и организаторов, привлекая новые аудитории потребителей и туристов, порой даже не связанных с музыкой напрямую. Людям интересен подобный вектор туризма в незнакомые для них регионы как нечто новое и познавательное, включающее в себя комплексный опыт и историю мест.
Режим доступа:
кальные фестивали как часть креативной
Библиографический список
1. Skift Recovery Index. - [Электронный ресурс]. -https://research.skift.com/recovery/
2. Что такое и зачем нужен территориальный брендинг? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/design/250357-chto-takoe-i-zachem-nuzhen-territorialnyy-brending
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб: Герда, 2000. - 192 с.
4. Wikipedia: Coachella Valley Music and Arts Festival. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Coachella_Valley_Music_and_Arts_Festival
5. Усадьба Jazz. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://usadba-jazz.ru
MUSIC FESTIVALS AS A TOOL FOR PROMOTION THE TERRITORY
D.I. Temnova, Graduate Student
E.Yu. Cheshuina, Graduate Student
St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article reflects the theme of the development of territories and their relationship with cultural event projects used to form the brand of the territory and attract tourists, especially with music festivals. The authors reveal music festivals as a way to promote the territory and the main tool for forming a single brand, evaluating the effectiveness on the example of Russian and foreign projects; based on the data obtained, they conclude that this method of promotion is appropriate.
Keywords: event projects, cultural projects, music festivals, territorial branding, promotion, development of the territory.