Научная статья на тему 'Музыкальность поэзии и поэтичность музыки в эстетике романтического искусства'

Музыкальность поэзии и поэтичность музыки в эстетике романтического искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
502
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелешкина Е. А.

Статья посвящена проблеме романтического единения поэзии и музыки в творчестве великих поэтом и композиторов. Автор подчеркивает, что в эпоху романтизма дух философии и поэзии проникает в лучших представителей музыкального романтизма, чтобы идея всеохватности искусством всего сущего засверкала со страниц их творений. А также утверждает, что к какой бы временной эпохе не относились произведения, романтическое начало всегда является вечным и прекрасным элементом подлинного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальность поэзии и поэтичность музыки в эстетике романтического искусства»

3. Переработка и повторное использование материалов обеспечивают сохранение природных ресурсов и защищают окружающую среду от загрязнения.

4. Используя «зеленые технологии», можно получить совершенно новые материалы для проиводства изделий промышленного дизайна.

5. Экообъекты из вторичного сырья обладают низкой стоимостью и могут быть востребованы в различных малобюджетных вариантах.

Список литературы:

1. Беркунова Л.А. Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества: дисс. ... канд. культурол. наук. - 2004. - 160 с.

2. Эстетика природы / К.М. Долгов, П.Д. Тищенко, Т.Б. Любимова и др.; РАН. Ин-т философии. - М., 1994.

3. Michael Graham Richard. Machine From Japan Turns Office Waste 4. Into Toilet Paper [Электронный ресурс] // TreeHugger A DISCOVERY COMPANY. - 2009. - Режим доступа: www.treehugger.com/clean-technolgy/ma-chine-from-japan-tums-office-waste-into-toilet-paper.html (дата обращения: 10.11.2011).

4. Алиса Имикиба. Плита Surface из кофейной гущи [Электронный ресурс] // THINKGREEN.RU. - 2011. - Режим доступа: http://thinkgreen.ru/ tg/plita-curface-iz-kofejnoj-gushhi (дата обращения: 10.11.2011).

5. Арнольд Кочари. В Шотландии построили первый в Европе мост из переработанного пластика [Электронный ресурс] // ThinkGreen.ru. - 2011. -Режим доступа: http://thinkgreen.ru/tg/V-shotlandu-postroili-pervyj-v-evrope-most-iz-pererabotannogo-plastika/ (дата обращения: 10.11.2011).

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ И ПОЭТИЧНОСТЬ МУЗЫКИ В ЭСТЕТИКЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

© Мелешкина Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме романтического единения поэзии и музыки в творчестве великих поэтом и композиторов. Автор подчеркивает, что в эпоху романтизма дух философии и поэзии проникает в лучших представителей музыкального романтизма, чтобы идея всеохват-ности искусством всего сущего засверкала со страниц их творений. А также утверждает, что к какой бы временной эпохе не относились произведения, романтическое начало всегда является вечным и прекрасным элементом подлинного искусства.

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

Теория романтического как вечная сущность всякого подлинного искусства сегодня приобретает особую значимость, особое звучание, так как позволяет искать во всех произведениях искусства, написанных задолго до наших дней, или созданных нашими современниками, черты вечного романтического как проявлений духа, не подверженных времени.

Обращаясь к опыту далекого прошлого, романтизм выдвигает идею единения искусств, которая была близка и Г.В. Гете. Он сам часто называл себя «живописцем» в литературе, отдавая должное «зоркому» глазу, своей особенности подмечать в действительности малейшие детали. Не раз Г.В. Ге -те говорил о том, что наглядность образа - это высшее мерило правдивости. «Да, Гете был и «живописцем в литературе», но вместе с тем и первым истинным в ней «музыкантом» [1, с. 12]. По мнению исследователя творчества И.Ф. Гете Н. Вильмонта, «этот новый строй поэтического мышления и, соответственно, новый лад культуры слова не мог бы осуществить поэт, будь он только «живописцем в литературе», не умей он вовлекать в гениальную круговерть поэтического творчества то, что было названо «экспрессивно - музыкальной стихией», добытой слухом, никак не зрением» [1, с. 13]. «Музыкальность» поэтического слова - это новая черта романтического искусства, стремящегося объединить в себе все художественные проявления Духа. «Музыкальность» И.В. Гете способствовала тому, что к нему неоднократно обращались В. Моцарт и Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и Р. Шуман. Романтический век принял своего старшего собрата, признал своим.

Эстетика «Бури и натиска», поиск шекспировских страстей стоят у истоков романтической эстетики, требующей проявления сильных чувств, преодолевающих бюргерское болото, скуку обыденной жизни. Духом познания и свободы пронизаны сочинения И.В. Гете. «Какой небесный воздух! Свобода! Свобода!» - восклицает герой И.В. Гете перед смертью («Гец фон Берлихинген»). Слова эти обращены к желанному будущему, к тому царству свободы, которое обязательно должно наступить. Но и духом любви, постижением психологии страсти («Страдания юного Вертера»), оказавшим такое сильное влияние на современников, наполнены сочинения И.В. Гете. И духом героизма и отваги («Эгмонт») во имя свободы. И поиском Истины, поиском созидающей идеи, объединяющей созерцание и действие («Фауст»), тем поиском, который всю жизнь вел и сам И.В. Гете.

Лирика И.Ф. Гете открыла шлюзы для немецкой романтической поэзии, показала, что именно лирика наиболее адекватно отражает самые тонкие движения души. Немецкая романтическая поэзия решительно и активно начинает расширять арсенал художественных средств, разрабатывает новые жанры, переосмысливает старые. В странах Западной Европы растет движение романтизма, утверждаются новые романтические нормы в лирике. В Англии это движение связано с поэтами «Озерной школы» - зачинателями английского романтизма - Вордсвортом, Кольриджем, Саути, с именами Бай-

рона, Шелли, Китса, во французской литературе - с именами Виньи, Ламартина, Гюго, в немецкой реформаторами стиха стали Брентано, Гейне, Мюллер. В центре романтической поэзии - духовный мир отдельной личности, даже, если это не кто-то выдающийся, а скромный труженик. Таковы лирические циклы В. Мюллера «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха», воплощенные в музыке великим романтиком Ф. Шубертом и ставшие нетленными шедеврами и сегодня поражающими и восхищающими слушателя. Если в поэзии поздних «просветителей» И.В. Гете и В. Шиллера только ощущаются общие с романтизмом искания, то в дальнейшем пути немецкой поэзии неразрывно связаны с романтизмом. Йенская романтическая школа выдвигает Новалиса и Л. Тика, в сфере художественного творчества и теории стихосложения выступает один из ведущих теоретиков романтизма, старший брат Ф. Шлегеля А.В. Шлегель (именно у него прошел школу стихосложения студент Боннского университета Г. Гейне).

На ранней стадии развития романтизма властителем дум, несомненно, является Новалис (псевдоним Фридриха фон Гарденберга), «голубой цветок», в поисках которого скитался его герой, рыцарь Генрих фон Офтер-дингер, стал символом романтизма.

Новалис, близкий друг и соратник Ф. Шлегеля, в своих стихах провозглашает идеи нового течения. Это красота простого человека, способного повелевать стихиями («Песнь рудокопа»), потому что:

«С земной чудесной бездной Навеки связан он,

Он как жених с любезной

С землею обручен» (Пер. В Куприянова) [2, с. 468].

Человек труда становится в романтической версии Новалиса «глубин и высей горных веселым властелином», потому что ему покоряются и воды, и каменные своды, а все добытое им идет «для высшего двора», но сам герой «живет счастливо, не накопив добра». Эта тема величия простого человека, обретающего счастье не в материальном, а в жизни духа, станет одной из основных в романтической немецкой поэзии. Эта тема глубоко проникнет в романтическую музыку, определяя ту нежную сокровенность чувств, доверчиво-трогательных, порой наивных, которые характерны для многих сочинений Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена.

Традиционным и станет обращение к прошлому, желание проникнуть вглубь времен, постичь изначальные основы жизни духа, чтобы обрести в этом знании опору. Новалис обращается к далекому прошлому, чтобы « в одно, что всеми бьется, сердца соединить» [2, с. 470]. Это удивительное ощущение единства прошлого и настоящего характерно для романтического мировоззрения.

Программным представляется также следующее стихотворение Новалиса:

Когда б не числа и фигуры Вскрывали суть любой натуры,

А те, кто пели и плясали,

Побольше всех ученых знали,

Когда б вся жизнь свободой стала И мир вернул свое начало,

Когда в игре теней и света Была ясна черта запрета,

Когда б из вымыслов и басен Был ход истории нам ясен,

Бежали б от тайного слова тогда Все искажения прочь без следа.

(пер.В. Куприянова) [2, с. 472].

В этом стихотворении и романтическая вера в силу искусства, и убежденность, что в нем сокрыто начало всех начал, та истина, к которой следует стремиться человеку, та целостность, когда мир возвращает свое начало, не искаженный разрушительной деятельностью человека. Всепроникновенным и всезнающим воспринимают искусство романтики, универсальным ключом, который способен открыть самые тайные уголки, которые человеческому разуму, его простой логике недоступны. И это всеведение делает искусство, по их мнению, огромной всепобеждающей силой. Обращаясь к Новалису, Ф. Шле-гель скажет: «Ты не витаешь между поэзией и философией, но в твоем духе они сокровенно проникли друг в друга» [3, с. 364]. Продолжив мысль Ф. Шле-геля, можно сказать, что дух философии и поэзии проникнет в лучших представителей музыкального романтизма, чтобы идея всеохватности искусством всего сущего засверкала со страниц их творений.

Одной из ведущих идей романтического обновления поэзии является обращение к народной песне. Первым, кто решительно обратился к реформе стиха на основе его демократизации и обращения к народным корням, стал Брентано. Он столь близко подошел к народной традиции, что его «Лорелея», целиком плод художественной фантазии, превратилась в народную легенду, обращение к которой стало некоей традицией. Так появится гениальное творение «Лорелея» Г. Гейне, превратившееся позже в изумительный романс Ф. Листа. Чрезвычайно показательно, что Брентано вместе со своим другом Арнимом будет неустанно собирать народные песни и, благодаря ему, в 1806-1808 годах выйдет трехтомный сборник «Волшебный рог мальчика», в котором, по выражению Г. Гейне «бьется сердце немецкого народа». Это одно из неотъемлемых направлений романтической эстетики -обращенность к народной стихии, к корневой национальной системе. Эту черту примут за основу своей деятельности национальные культуры, в том числе русская, многочисленные сборники народных песен помогут молодым композиторским школам в их самоопределении, становлении и развитии.

Выход сборника «Волшебный рог мальчика» оказал значительное влияние на немецкую лирическую поэзию Мюллера и Эйхендорфа, Уланда и Гейне, который утверждал, что в ней сосредоточены самые «чарующие черты» немецкого народа, с которым было бы лучше всего знакомиться, приникая к роднику народной песни.

В немецкой романтической поэзии чрезвычайно распространен жанр Баллады (который затем будет одним из излюбленнейших жанров в музыке романтиков, (особенно у Ф. Шопена, а позже в творчестве, Э. Грига, Г. Форе и т.д). В этом жанре успешно работали А. фон Шамиссо и Л. Уланд, органично претворявшие в своем творчестве национальную балладную традицию, связывая воедино фольклорные поэтические принципы далекого прошлого и современность. Затем эту традицию подхватит ХХ век, создав шедевры музыкального «неофольклоризма». Близость к народной традиции была столь велика, что одна из Баллад Л. Уланда « Хороший товарищ» стала народной песней.

Характерно для европейской поэзии XIX века стремление к цикличности («Гимны ночи» и «Духовные песни» Новалиса, «Часы досуга» Байрона, «Западно-восточный диван» Гете). Цикл «Любовь и жизнь женщины» А. Ша-миссо будет удивительно тонко воплощен в музыке Р. Шуманом. И это направление примет и разовьет музыкальный романтизм («Прелюдии» Ф. Шопена, вокальные циклы Ф. Шуберта и Р. Шумана и т.д.) Циклизм станет неотъемлемой чертой европейской романтической музыки.

Мастером пейзажа справедливо считается немецкий поэт - романтик Й. Эйхендорф, опирающимся на традиционные образы и мотивы и выражающим романтическую устремленность к идеалу. В его творчестве, как и других поэтов - романтиков, звучит мотив странствий как поиска идеала, как ощущения свободы, как пути к гармонии и любви:

В сиянии безмолвном Лазурный свод высок,

И мчит по светлым волнам Нас юности поток Мы - аргонавтов племя На гордом корабле Плывем сквозь даль и время К полуденной земле.

(«Плаванье певца», пер. А. Карельского) [2, с. 514-515].

К поэзии Й. Эйхендорфа постоянно обращались композиторы-романтики: Вебер, Шуберт, Шуман, Мендельсон.

Следует подчеркнуть еще одну существенную черту романтизма - демократизацию сознания, обращение к образам простым и милым, естественным и «природным». Эта черта романтического мировоззрения отраже-

на в шедеврах Мюллера - Шуберта «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха». Тема странствий простого человека, устремленного к идеалу, к неведомому, но манящему счастью, как символ поиска, движения - одна из самых постоянных тем романтического мироощущения:

Сложившееся романтическое мировоззрение взывало к новой музыке, требовало новых звучаний, воплощений своих идей в одном из самых сложных и прекрасных искусств. Почва для музыкального романтизма была подготовлена, семена размышлений философов и поэтов стали бурно прорастать, чтобы взойти шедеврами музыкального романтизма.

Список литературы:

1. Гете И.В. Собр. Соч. Т.1. - М.: Худ. лит., 1975.

2. Немецкая поэзия XIX века. Сб. сост. А.С. Дмитриев. - М.: Радуга, 1984.

3. Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика. Т. 1. - М.: Искусство, 1983.

4. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования.

Ч. II. Учебное пособие. - М.: «ГРАФ-ПРЕСС», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.