Научная статья на тему 'Музыкальное сопровождение в проведении командной эстафеты в гиревом спорте'

Музыкальное сопровождение в проведении командной эстафеты в гиревом спорте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИРЕВОЙ СПОРТ / КОМАНДНАЯ ЭСТАФЕТА / TEAM SAFETY / СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHOPHYSICAL CONDITION / WEIGHT LIFTING / SPORTS RESULTS / MUSICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волков П.Б.

Автор статьи сформулировал психологические условия повышения спортивного результата у спортсменов - гиревиков в командной эстафете. Одним из них является музыкальное сопровождение. Воздействие музыки на эмоционально-волевые компоненты спортсмена - гиревика в определенном функциональном состоянии, способствует нахождению смысловых связей музыкального произведения и увеличению количества повторений в упражнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Волков П.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL SUPPORT IN THE COMMAND-RELAY RACE IN GRIEVE SPORTS

The author of the article have defined psychologist conditions improve sports result sportsmen- grieves in command relay race. One is the musical support. The impact of music on emotionally-determined components sportsmen-grieves in a functional state, helps find semantic links musical work and increase the number of repetitions in the practice.

Текст научной работы на тему «Музыкальное сопровождение в проведении командной эстафеты в гиревом спорте»

УДК 159.922.6

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОВЕДЕНИИ КОМАНДНОЙ ЭСТАФЕТЫ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

Волков П. Б.

Международная Конфедерация Мастеров Гиревого Спорта, г. Глазов, Россия

E-mail: pbvolk@mail.ru

Автор статьи сформулировал психологические условия повышения спортивного результата у спортсменов — гиревиков в командной эстафете. Одним из них является музыкальное сопровождение. Воздействие музыки на эмоционально-волевые компоненты спортсмена — гиревика в определенном функциональном состоянии, способствует нахождению смысловых связей музыкального произведения и увеличению количества повторений в упражнении.

Ключевые слова: гиревой спорт; командная эстафета; спортивный результат; музыкальное сопровождение; психофизическое состояние.

UDC 159.922.6

MUSICAL SUPPORT IN THE COMMAND-RELAY RACE IN GRIEVE SPORTS

Volkov P. B.

The international confederation of weights lifting masters, Glazov, Russia

E-mail: pbvolk@mail.ru

The author of the article have defined psychologist conditions improve sports result sportsmen- grieves in command relay race. One is the musical support. The impact of music on emotionally-determined components sportsmen-grieves in a functional state, helps find semantic links musical work and increase the number of repetitions in the practice.

Keywords: weight lifting; team safety; sports results; musical support; psychophysical condition.

Одним из объектов совершенствования организации и проведения соревнований по гиревому спорту является командная эстафета. Инструментарием повышения спортивного результата и придания зрелищности спортивному мероприятию является музыкальное сопровождение проведения командной эстафеты в гиревом спорте.

Необходимость изучения влияния музыкального сопровождения на спортивный результат спортсмена актуальна для представителей смежных с педагогикой наук: психологией, социологией.

Нами предположено, что повышение спортивного результата спортсменов — гиревиков в командных эстафетах возможно при влиянии внешнего фактора — музыкального сопровождения соревнований.

Методологической основой исследования явились общепсихологические принципы психофизиологического единства в понимании С. Л. Рубинштейна, теоретические положения концепции развития психических функций (Б. Г. Ананьев), теория функциональных систем (П. К. Анохин), теория оперативности отражения (Д. А. Ошанин), теория взаимодействия психических состояний и деятельности (В. Н. Мясищев, Е. П. Ильин).

Результаты исследования позволяют научно обосновать влияние внешнего фактора на спортивный результат спортсмена — гиревика и команды в целом, позволяют использовать музыкальное сопровождение при проведении командных эстафет в гиревом спорте с целью достижения высокого спортивного результата [1].

На первом этапе экспериментального исследования ставилась задача отбора музыкальных произведений для прослушивания спортсменами — гиревиками перед выполнением упражнений с гирями (толчок) в командных эстафетах на городских, районных, областных соревнованиях.

Выборку составили 210 испытуемых от 35 до 75 лет, спортсмены — гиревики г. Кирова и Кировской области.

Эстафета командная комбинированная: Команда 7 участников — из разных возрастных групп (разрешается выступать участнику старшей возрастной группы за младшую). Регламент времени — 2 минуты на одного участника. Использовался метод, разработанный в теории личностных конструктов Дж. Келли, модифицированные автором. Выявлялись универсальные и индивидуальные критерии (конструкты), которые позволяли классифицировать ответы испытуемых.

Таблица 1

Состав участников командной эстафеты по гиревому спорту

Толчок Рывок

Возраст от 35 до 59 лет (4 чел) от 60 лет (1 чел) от 70 лет (1 чел) Женщины (1чел)

Вес гирь 24 кг 16 кг 14 кг

В таблице 2 представлены 10 универсальных обобщенных конструктов и 11 индивидуальных обобщенных конструктов, где каждому конструкту соответствует количество близких ему по смыслу выборов.

Таблица 2

Распределение универсальных и индивидуальных конструктов, позволяющих показать в командных эстафетах высокий спортивный результат

Универсальные конструкты Частота % Индивидуальные конструкты Частота %

Ритмичная 180 85,7 Учащает движения 190 95,2

Патриотическая 165 78,5 представлять, думать 146 69,5

Мажорная 115 54,7 веселая, радостная 98 46,7

Понятная 96 45,7 фильмы, мультфильмы 81 38,6

Танцевальная 61 29,0 настроение улучшается 53 25,2

Певучая 16 0,08 красивая мелодия — релаксация 12 0,06

Тихая, спокойная 12 0,06 воспоминания, отдых, успокоение 8 0,04

Качественный анализ конструктов — смысловых форм обобщения атлетом, позволяет утверждать, что наиболее значима музыка, повышающая энергетическое напряжение, при восприятии динамичная,

связанная с исполнением на ударных инструментах, тембр и ритм варьируется по времени выполнения спортсменом — гиревиком упражнений с гирями. Для атлетов, переживающих за выступления товарища, музыкальное сопровождение наталкивает на представления, воспоминания и ассоциации патриотического характера.

Меньше всего, по мнению атлетов, необходимо в музыкальном сопровождении певучей, тихой, спокойной музыки, поскольку данные мелодии, звучащие в зале, попросту заглушаются зрительской поддержкой. Исходя из этого, были отобраны музыкальные фрагменты произведений (ассорти), наиболее предпочитаемые спортсменами — гиревиками, как целесообразные для воспроизведения фонограмм на соревнованиях по гиревому спорту всероссийского и международного уровня.

Анализ результатов, ранее проведенных психофизиологических исследований (электроэнцефалограмма или ЭЭГ), на испытуемых различного пола и возраста до и после прослушивания музыки, выполненных под руководством В. Н. Мясищева, подтверждают, что общий уровень напряженности мозговых процессов повышается после прослушивания музыки. Повышаются высокочастотные колебания бета-ритма (15 Гц, 20 Гц, 22 Гц), одновременно уменьшаются низкочастотные волны альфа-ритма, а высокочастотные — повышаются (1112 Гц). В целом, это свидетельствует об усилении активации мозга [2].

При повышении активности коры головного мозга возникает энергетическое напряжение, которое вызывает и повышение уровня эмоциональной активации. Восходящая активирующая система регулирует распространение возбуждения между мозговыми структурами. Уровень синхронизации характеризует определенное функциональное состояние и отражает включение различных звеньев функциональных систем, которые определяют успешность деятельности и повышают качественный уровень психических функций.

Таким образом, нами доказано, что музыка вызывает напряжение в виде эмоциональной активации, психического напряжения у спортсменов — гиревиков в процессе соревновательной деятельности при проведении командной эстафеты.

На втором этапе экспериментального исследования ставилась задача сравнения спортивных результатов, показанных спортсменами в командных эстафетах в гиревом спорте, проводимых Международ-

ной Конфедерацией Мастеров Гиревого Спорта (МКМГС) в разных условиях: без и после воздействия музыки.

Для проверки эффекта последовательности заданий с выполнением упражнений с гирями спортсменами — гиревиками во время проведения командных эстафет с музыкальным сопровождением и без него, нами выбраны следующие переменные для исследования: 1) эмоциональная активность; 2) средняя частота выполняемых движений атлетом (за минуту) в зависимости от возраста и пола в ходе выступления; 3) спортивный результат, показанный командой — участницей эстафеты.

Анализировались результаты Чемпионата Мира и Европы среди ветеранов в г. Киров (Россия) 2009 г. и в г. Витебск (Белоруссия) 2011 г.), Результаты отражены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ спортивных результатов от воздействия на них музыки и без музыкального сопровождения

Команды Без музыкального сопровождения(ЧМ, 2009 г.) С музыкальным сопровождением (ЧМ.,2011 г.)

Латвия Россия Европа Мир Казахстан Латвия Россия Европа Мир Казахстан

Показатели

эмоциональная активность невысокая высокая

средняя частота подъемов гирь атлетом в минуту 26 30 27 28 26 30 36 33 32 29

спортивный результат: 372 453 385 406 370 420 514 470 448 410

Анализ показателей таблицы 3 выявил следующую тенденцию: музыкальное сопровождение при проведении командной эстафеты в гиревом спорте влияет на спортивный результат в сторону повышения показателей.

Воздействие музыки на эмоционально-волевые компоненты спортсмена — гиревика в оптимальном функциональном состоянии, способствует установлению смысловых связей между музыкальными произведениями и увеличением количества повторений в упражнении. В этом аспекте восприятие музыки для атлета происходит на бессознательном уровне в плане психофизиологического отражения; для спортсменов-гиревиков, готовящихся сменить товарища по команде на помосте в эстафете на уровне сознания в форме смыслового эмоционального переживания.

Эмоциональная активация при воздействии музыки, являясь физиологическим напряжением, одновременно является психическим переживанием. Именно это психофизическое напряжение приводит, с нашей точки зрения, к концентрации и мобилизует готовность спортсмена — гиревика на высокий спортивный результат в командных эстафетах.

Рассматривая музыку как внешний фактор, способствующий повышению спортивного результата, отметим, что восприятие не всякой музыки приведёт к увеличению количества подъемов гирь во время выступления конкретного спортсмена — гиревика.

Музыка, порождающая восприятие звуков спортсменом, как простых внешних раздражителей, не достигнет указанных целей, необходим подбор и сочетание отдельных музыкальных увертюр различных композиторов, в которых звуковые комплексы несут в себе определенное содержание, и, которые в интеграции учитывают состояние атлетов на каждом этапе проведения командной эстафеты.

По мнению Ильина Е. П., механизмом регулирования сознания и поведения, деятельности и возможностей человека являются эмоции. Эмоции являются внутренним фактором интеграции всей психической деятельности, а, следовательно, сказываются на индивидуальных свойствах функциональных систем и влияют на спортивный результат при выполнении физических упражнений [3].

Любой психический процесс, по определению С. Л. Рубинштейна, не сводится лишь к нервному физиологическому процессу, и высту-

пает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, опосредованной предметным миром. В этом случае реализуется принцип психофизического единства [4].

Функциональное состояние спортсмена — гиревика, связанное с эмоциональной напряженностью, интегрирует функциональную систему: перестраиваются связи между функциональными, операционными и мотивационными механизмами.

Сформировавшаяся интеграция структуры психологической готовности к выполнению спортсменом физического упражнения во время соревнований порождает новое системное качество по отношению к поведению в спортивной деятельности.

В эмоциональных состояниях атлеты воспринимают свои переживания. В процессе переживания происходит понимание значимости оценивание личного спортивного результата в командной эстафете в итоговом результате команды.

Такое сопереживание можно назвать мотивирующим к достижению высокого спортивного результата. В этой связи психическое отражение всегда субъективно, потому что детерминировано собственным эмоциональным переживанием. Действие внешнего фактора — музыкального сопровождения соревновательной деятельности на повышение спортивного результата в командных эстафетах спортсменов — гиревиков осуществляется в том случае, если этот фактор на психофизиологическом уровне вызывает изменение функционального состояния и на уровне сознания актуализируется смысловое эмоциональное переживание.

Каждый спортсмен воспринимает музыкальные произведения по-разному, зависит это и от индивидуальных психических особенностей, свойств личности, мотивации, уровня отношения к музыке, жизненного опыта и возрастных особенностей и установок. Специфика переживания зависит от субъективного понимания и привносимого от себя смысла.

В условиях соревновательной деятельности происходит «слияние» индивидуальных целей с коллективными ценностями, которое приводит к их интеграции у спортсменов — гиревиков

В исследованиях Б. В. Асафьев представил энергетическую концепцию музыки. Музыкальное произведение — результат работы, вид превращения энергии композитора в потенциальную энергию му-

зыкальных форм и структур. В процессе исполнения потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию звучания, а в момент восприятия может превращаться в энергию духовного переживания слушателя, связанную с проблемой музыкального содержания. Б. В. Асафьев считает, что в творчестве и в восприятии энергетические процессы имеют две стадии: напряжения и разряда. Разряд, связанный с музыкальной энергией, приносит человеку чувство равновесия и эстетическое удовлетворение [5].

Можно предположить, что подобное энергетическое напряжение, при восприятии совпадающее с переживанием за выступления товарищей по команде и своего выхода на помост, способно приводить к высокому соревновательному результату как команды в целом, так и каждого атлета отдельно. Сенсорный приток, вызывающий концентрацию внимания, повышает уровень эмоциональной активации и способствует повышению функциональной работоспособности организма спортсмена на соревнованиях.

Очевидно совпадение оптимальной эмоциональной активации с определенным физическим состоянием, благотворно влияющим на спортивный результат, является следствием умело подобранной и смонтированной в единое целое музыкального произведения, сопровождающего выступления спортсменов — гиревиков во время проведения командных эстафет в гиревом спорте.

В целом, воздействие музыки, ярко прослеживается на изменениях как личных, так и командных спортивных результатов. Изменения по показателям «средняя частота подъемов гирь атлетом в минуту» и «спортивный результат команды» подтверждает интеграцию психического (эмоционального) напряжения и физической активности (увеличение частоты повторений упражнений с гирями) в выступлениях атлетов во время проведения командной эстафеты с музыкальным сопровождением.

Музыка в данном случае выступает фактором изменения психического эмоционального и физического состояния, которые и влияют на спортивный результат спортсмена и команды в целом.

Полученные нами результаты исследования по показателям «средняя частота подъемов гирь атлетом в минуту» и «спортивный результат команды» в зависимости от музыкального сопровождения соревновательной деятельности и без него, свидетельствуют о том,

что музыка повышает психологическую активность, стимулирует спортсмена — гиревика на высокий спортивный результат [6;7;8]. Были выявлены значимые отличия в полученных показателях (без музыки и с музыкой). Воздействие музыкой на повышение спортивного результата атлетов и команды в целом в ходе выполненного исследования нами интерпретируются как внешний фактор и инструментарий (действенное средство) в совершенствовании проведения командной эстафеты по гиревому спорту.

ВЫВОДЫ

1. Выявлен оптимальный темп, ритм музыкального произведения, как внешнего фактора, способствующего повышению спортивного результата в командных эстафетах спортсменов — гиревиков.

2. Обоснован подбор музыкальных увертюр на каждый этап проведения командной эстафеты для спортсменов — гиревиков.

3. Установлено влияние музыкальных увертюр на личный и командный спортивный результат в командных эстафетах спортсменов — гиревиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков П. Б. Организация и проведение всероссийских и международных соревнований по гиревому спорту. Учебное пособие. Глазов, 2011. — 64 с.

2. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: ИПП.; Воронеж, 1998.- 268 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2000. — 326 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т.1; II.

5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 197. — 232 с.

6. Протоколы Лично-Командное Первенство Мира по гиревому спорту среди действующего состава и ветеранов полицейских мира и сотрудников силовых структур и ведомств России, г. Киров, 2009.

7. Протоколы Лично-Командного Чемпионата Мира по гиревому спорту Международной Конфедерации Мастеров Гиревого Спорта, г. Киров, 2009.

8. Протоколы Чемпионата Мира И Европы по гиревому спорту, г. Витебск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.