Завершая предпринятое рассмотрение, еще раз подчеркнем, что локальная специфика лямбир-ской песенной культуры в ее современном состоянии обнаруживается в хорошей сохранности этнических, специфически мишарских напевов - лирических песен и свадебных плачей. Настоящая статья не претендует на исчерпанность заявленной проблематики и дальнейшие изыскания в данной области, несомненно, дополнят наши выводы. Однако и на данном этапе можно констатировать тот факт, что музыкально-поэтическая традиция лямбирской подгруппы представляет собой яркий этнокультурный феномен, требующий самого пристального внимания.
Литература
1. Зиганшина Л.Х. Современное состояние песенной культуры буинских татар-мишарей / / Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов: Материалы Международной научно-практической конференции. -Казань, 2014. - С. 276-278.
2. Исхакова-Вамба Р. Татарские народные песни. - М., 1981. - 190 с.
3. Мухамедова Р. Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. -Казань.: Изд-во Магариф, 2008. - 295 с.
4. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. - М., 1970. - 184 с.
5. Нигмедзянов М. Н. Татар халык ж;ырлары. - Казан, 1976. - 215 б.
6. Сайдашева З. Н., Ярми Х. Х. Татарско-мишарские песни. - М., 1979. - 78 с.
7. Сарварова Л.И., Смирнова Е.М. Песни татар-мишарей. - Казань, 2016. - 488 с.
8. Сарварова Л.И. Музыкально-поэтическая культура татар-мишарей: к вопросу о стилевой специфике традиции // Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов: Материалы Международной конференции. -Казань, 2014. - С. 303 - 306.
9. Татары. - Москва.: Наука, 2001. - 583 с.
10. Шарифуллина Н.М. Свадебные плачи татар-мишарей Ульяновской области: взаимосвязи и параллели с финно-угорским, славянским фольклором // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Международной научной конференции. - Казань, 2013. - С. 136 - 146.
УДК 781
Г.Р.Камалова, Е.Е.Новгородова МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ
В статье дан обзор опыта европейских стран и России в области музыкального образования. В работе анализируются социокультурные условия и факторы, влияющие на формирование музыкального образования в Европе и России. Выявлены наиболее удавшиеся решения проблем, связанных с частными и общими вопросами в данной сфере.
Ключевые слова: музыкальное образование, система музыкального образования, совет по искусству.
G.R.Kamalova, E.E.Novgorodova MUSIC EDUCATION IN GERMANY, GREAT BRITAIN AND RUSSIA
The article presents an overview of musical education development in Europe and Russia. Social and cultural conditions and factors of development of musical education are analyzed. The authors reveal the most successful decisions of the problems connected with special and general issues in this field. Music is an enriching and valuable academic subject. Research evidence shows that a quality music education can improve self-confidence, behaviour and social skills, as well as improve academic attainment in areas such as numeracy, literacy and language.
This is why it is vital that a quality music education is available to all children and young people. It must not become the preserve of those children whose families can afford to pay for tuition and ensemble opportunities.
In asking Darren Henley to carry out a review into music education, the Government of Great Britain sought to establish what is needed to make sure that inequalities in provision across the country are addressed, and that public funding is used to further Government priorities - that every child should experience a rounded cultural education, including the opportunity to learn a musical instrument and to sing.
Key words: music education, the system of music education, arts council.
Ключевую роль в формировании музыкального образования в различных странах играют социокультурные условия. В одних странах это влияние педагогических традиций, таких как метод Ко-даи в Венгрии, метод Орфа в Германии, или метод Судзуки в Японии, в других это могут быть более общие аспекты образовательной политики, а именно влияние оценки общества, степень приверженности принятым программам и т.д. [5]. Все эти факторы формируют музыкальное образование в той или иной стране. При сравнении стран есть возможность выявить наиболее удавшиеся решения проблем, связанные с общими вопросами, и по возможности перенять данный опыт.
Преобразования в сфере музыкального образования идут во всем мире; так, в Великобритании известный музыкальный деятель Даррен Хенли предложил правительству свои рекомендации по модернизации музыкального образования. Многие проблемы, которые поднимаются в этих рекомендациях, идентичны проблемам музыкального образования в России. На некоторые из них правительство
отреагировало и внесло поправки в законодательство. Данный опыт ценен для российской системы музыкального образования тем, что позволяет выявить варианты решений общих вопросов в сфере музыкального образования [2].
Наша задача рассмотреть и сравнить опыт европейских стран и России в области музыкального образования.
Совет по искусству.
В соответствии с федеральным устройством ФРГ 16 германских федеральных земель автономно управляют своими образовательными системами. На общенациональном уровне федеральное правительство вырабатывает общие указания, характер которых определяет постоянно действующий совет при министерстве культуры (КикигшМ81егкоП:егега - КМК). В этих указаниях содержатся рекомендации по музыкальному образованию в школах, в профилирующих школах, для педагогов, по работе с особо одаренными детьми. В отличие от многих стран, в Германии местные власти оказывают огромную поддержку в обеспечении различными учебными материалами, в реализации учебных программ, т.к. музыкальное образование считается обязательным в государственных школах и рассматривается как неотъемлемая часть современного образования. Одна из самых авторитетных музыкальных организаций - это Музыкальный Совет Германии, в который входят музыкальные советы 16-ти земель, всего около 90 музыкальных организаций. Совет обеспечивает своих членов всей необходимой информацией в области образования, культурной жизни, социальной правовой политики; одно из главных направлений данного совета - поддержка молодых талантливых людей. С этой целью он организует всевозможные концерты, фестивали, мастер-классы, осуществляет финансирование [5].
В Великобритании существует подобный совет - Совет искусств. Согласно рекомендациям Дар-рена Хенли, министерство образования и министерство культуры, СМИ и спорта должны совместно с Советом искусств разработать общенациональную программу музыкального образования в Великобритании, в которой будут четко изложены основные цели и задачи музыкального образования [2].
22 сентября 2014г. Владимир Мединский подписал приказ о создании Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Министерстве культуры РФ. Данный совет призван заниматься проблемами подготовки музыкантов, а также проблемами преподавания предмета «Музыка» в школе, поэтому в состав данного совета кроме музыкальных деятелей входят представители Министерства образования и науки РФ [3, с.2].
Одним из направлений деятельности данного совета является финансирование конкурсов, фестивалей. В Министерство культуры поступают обращения с просьбой оказать поддержку конкурсам и фестивалям регионального уровня. «Мы понимаем, что поддержка детского творчества - важная задача, но распыляться на государственном уровне тоже не стоит» [3, с.3]. Совет поставил задачу определить приоритеты - что необходимо поддерживать в первую очередь. Речь в данном случае идет о всероссийских и международных конкурсах. Министерство не может поддерживать многочисленные региональные или муниципальные конкурсы. «У нас много регионов, еще больше муниципалитетов, но задача министерства - охватить больше территорий, привлечь достойное жюри и конкурсантов и поддерживать конкурсы по разным видам искусств, особенно те, которые уже себя зарекомендовали на протяжении длительного периода» [3, с.3].
Система музыкального образования.
Нельзя отрицать, что существующая система образования, как в Европе, так и в России, нуждается в радикальном реформировании. «Но значит ли это, что должно бездумно копировать неудачные мероприятия реформаторов из Европы? Гораздо ценнее для российской системы образования могла бы оказаться критическая оценка их реального содержания и сознательное решение» [8].
Кратко рассмотрим систему музыкального образования в Германии. Занятия музыкой начинаются с самого раннего возраста - с 3-5 лет. Что характерно, занятия проходят вне семьи: в детском саду, подготовительных классах, а их форма зависит от предпочтения педагога. К сожалению, подготовка педагогов дошкольного музыкального образования или совсем отсутствует, или же нуждается в глобальной модернизации. Это большая проблема, ведь все начинается с раннего возраста, с привития интереса к музыке. Педагог дошкольного и начального образования должен владеть полным арсеналом профессиональных знаний и умений, т.к. это работа с маленькими детьми, и нужно хорошо знать детскую психологию [5].
Музыкальное образование присутствует на всех уровнях образовательного процесса, занимающего около 9-10 лет. Учащиеся получают один или два урока в неделю, но это количество может варьироваться, т.к. есть возможность выбора среди других творческих предметов [5].
Средние школы - гимназии, общеобразовательные школы - имеют базовый музыкальный курс,
это 2-3 часа в неделю; учреждения дополнительного образования предлагают более интенсивные занятия - 5-6 часов в неделю для детей, которые выбирают музыку в качестве экзамена. Но не все школы могут предложить такие условия. Также в последнее время процент выбирающих музыку в качестве выпускного экзамена сильно снизился. Многие считают, проблема в том, что ожидаемый успех в музыке связан с владением каким-либо инструментом, что может быть достигнуто только при помощи дополнительных уроков за стенами школы. Но, несмотря на это, около 250 средних школ предлагают бесплатное музыкальное образование, обучение игре на инструменте в качестве интенсивного курса с углубленным изучением музыки; данные школы готовят детей к поступлению в ВУЗ (высшие музыкальные школы, консерватории) [5].
В Германии очень хорошо развита частная практика педагогов; трудно назвать их точное количество и оценить их вклад в музыкальное образование, но их роль велика в маленьких городках и сельских общинах, не имеющих музыкальных школ.
Специальные музыкальные школы - одни из важнейших учреждений музыкального образования, их программы рассчитаны на людей любого возраста. В ФРГ около 980 школ, большая часть - государственные школы. Основная функция таких школ - обеспечение хорошего, качественного начального образования, поддержка любительских занятий музыкой, выявление музыкальных талантов [5].
Еще одна особенность данного образования - это существование народных университетов, обучение взрослых, занятия после работы. Курс весьма обширный, есть комплекс теоретических предметов, также есть возможность выступать в ансамблях; ежегодно более 100 тыс. человек участвуют в подобных мероприятиях Есть полная свобода для творчества и самовыражения [5].
Как и во многих странах, 1990-е и начало 2000-х годов охарактеризовались сильнейшим снижением интереса к классической музыке; так, в Великобритании из 700 опрошенных людей в возрасте 14-24 лет, высказали негативное впечатление о занятиях искусством в средней школе; меньше половины опрошенных считают этот предмет творческим или художественным. Как оказалось, самыми непопулярными предметами стали музыка и физика [5].
Именно такое сложное восприятие музыки как школьного предмета, вероятно, является причиной того, что лишь небольшая доля молодых людей выбирают музыку в качестве выпускного экзамена. В процентном соотношении это 1% от всех сдающих экзамены [2].
Многие учащиеся рассматривают занятия музыкой как индивидуальные занятия на инструменте с педагогом, но в связи с негативными тенденциями в материальном обеспечении только 1% учеников в Великобритании и Уэльсе получают такие специальные уроки, в Шотландии - 5-8% [5].
Наблюдая данную ситуацию, можно сделать вывод, что следующее поколение школьных учителей музыки может вырасти только из этого небольшого процента. Возможность поднять уровень педагогов за счет высшего образования, высших музыкальных школ, консерваторий практически отсутствует, т.к. в программу обучения учителей музыки входит несколько другой комплекс предметов, а именно: английский язык, информатика, математика, естественные науки, а на музыку остается самое малое количество часов (в среднем 16 часов в одногодичном курсе 1ТЕ (аналог среднего образования) и 30 часов в четырехгодичном курсе) [5].
По мнению Даррена Хенли, самая лучшая модель музыкального образования должна быть сбалансированной и состоять из занятий в классе, занятий на инструменте и занятий по вокалу под руководством профессиональных педагогов-музыкантов. Данный комплекс и есть ключ к успеху. К сожалению, в Великобритании не в каждом учреждении, организации есть такой комплекс обучения, который мог бы поднять музыкальное образование и сделать его престижным. В ближайшее время правительство Великобритании будет работать над этим, т.к. необходимо, чтобы данный комплекс развивался [2, с.8].
Профессиональное музыкальное образование в России имеет три уровня, а именно - начальное профессиональное музыкальное образование (ДМШ, ДШИ), среднее профессиональное музыкальное образование (ССУЗ) и высшее профессиональное музыкальное образование (ВУЗ). Этим российская система музыкального образования значительно отличается от европейской системы.
Профессиональная подготовка музыканта-исполнителя требует до 20 лет непрерывного обучения. В России этот период традиционно приходится на возраст примерно с 5 до 25 лет. Обучение в музыкальных училищах (колледжах) занимает время с 15 до 20 лет и является обязательным и необходимым условием для поступления в вуз [6]. Министерство культуры РФ разработало программу развития системы российского музыкального образования на 2015-2020 годы. Авторы программы преследовали основную цель: сохранить уникальную трехступенчатую систему музыкального образования. Самая острая проблема нынешнего положения - это кадровый дефицит, уменьшение количества
учащихся. ДШИ, ДМШ и даже музыкальные училища (колледжи) испытывают острую потребность в преподавателях музыкально-теоретических дисциплин, по классу духовых и струнных инструментов. По статистике, за последние 10 лет количество детей, обучающихся в ДМШ и ДШИ, снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение количества детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших [7].
Финансирование.
Федеративная Республика Германия создала высокоразвитую систему субсидирования музыки. Она включает не только государственное финансирование субъектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, но и большое количество некоммерческих и частных организаций, которые оказывают незаменимый вклад в музыкальное финансирование за счет пожертвований, ресурсов фонда, членских взносов, корпоративного спонсорства и многих других форм поддержки.
Государственное финансирование музыки осуществляется государственным сектором, а именно федеральным правительством, правительством федеративных земель и муниципалитетами [1].
Частное финансирование музыки осуществляется с помощью пожертвований, ресурсов фонда, членских взносов, корпоративного спонсорства и других форм поддержки [1].
В Германии существует общественное мнение, что государственное финансирование музыки -это важная константа для значительной части музыкальной жизни. Показателями качества и разнообразия культурной жизни являются оперные театры, оркестры, государственные музыкальные школы, существование которых было бы немыслимо без значительного объема государственных средств. Это создает условия гарантированности финансирования, чего нет в некоммерческих или частных организациях, нет и у коммерческого рынка. Государственное финансирование музыки - это необходимое условие для развития и разнообразия концертных и оперных репертуаров, а также стабильности в музыкальных учреждениях. Благодаря этому есть возможность долгосрочного планирования, которое обеспечивает жизнеспособность и трудоустройство для музыкантов и дает новые свободы для создания музыкального искусства, без чего весь музыкальный сектор будет сильно истощен [1].
В Европе широко распространено мнение, что основной объем расходов на музыку должен ложиться на национальный уровень; в случае Германии - это федеральное правительство. Большинство государственных оперных театров, крупнейших симфонических оркестров в Европе поддерживаются и финансируются на федеральном уровне. Однако в Германии ситуация другая. Государственные оперы в Берлине, Гамбурге, Дрездене, например, поддерживаются исключительно с помощью соответствующих федеральных земель, а именно региональными правительствами. Контраст с обычной практикой в Европе становится еще более явным, когда мы рассматриваем уровень муниципалитетов, т.е. городов и поселков. Муниципальные бюджеты Лейпцига, Мюнхена и Кельна финансируют такие значимые и всемирно известные оркестры, как Лейпцигский Гевандхаус оркестр, Мюнхенский филармонический оркестр и оркестр Гюрцених в Кельне. В редких случаях правительство само страхует наиболее значимые ансамбли или государственные оперные театры. Ответственность за прямое финансирование музыки ограничивается в Германии федеральным уровнем структуры. В целом же, в Германии федералистская структура усилила роль муниципалитетов и земель в культурной и музыкальной политике [1].
Таким образом, история немецкой музыки всегда была отмечена плодотворной конкуренцией среди городов и земель. Разнообразие, профессионализм и широкое общественное признание немецкой музыки - это следствие культурного федерализма. В дополнение к государственному финансированию музыки, частное финансирование оказывает необходимую помощь развитию музыкального мира Германии. Частное финансирование состоит в основном из пожертвований и грантов: пожертвования от частных лиц, «т.к. это принято», а также корпоративные пожертвования («и ничего не ждать взамен», что существенно отличает их от спонсорской поддержки), членские взносы добровольных объединений, гранты от частных и некоммерческих фондов, спонсорские средства от предприятий [1].
Результаты исследования, проведенного Ассоциацией искусств и культуры в составе Объединения немецкой промышленности по вопросам корпоративного финансирования культуры в Германии, показали, что на сегодняшний день самой популярной областью корпоративного субсидирования в сфере культуры и искусства является музыка и музыкальный театр [1]. Более 71% всех компаний, которые были задействованы в исследовании, утверждали, что финансирование проектов и мероприятий, связанных с музыкой и музыкальными театрами, более выгодно. Правда, не указывается, о каких суммах идет речь. Но такие учреждения, как музыкальные театры, оркестры, музыкальные фестивали
и др., как правило, наиболее дорогостоящие для государственных субсидий, и это обстоятельство также отражается в частном финансировании [1].
В Великобритании существует модель финансирования музыкального образования. В нее входит: финансирование центрального правительства, финансирование Совета искусств, финансирование местных органов власти, финансирование национальной лотереи, средства родительских взносов. Кроме того, для национальных и местных проектов финансирование предполагается из частных источников, благотворительные организации и фонды, спонсорство от промышленных организаций. Правительство Великобритании намерено продолжать финансирование молодежных музыкальных организаций; данное обстоятельство может способствовать поднятию уровня музыкального образования. Государственное финансирование должно быть направлено на развитие молодого населения, поддержку молодых талантливых исполнителей [2].
Подобная система финансирования присутствует и в России. Отличие состоит в том, что на протяжении многих лет основное финансирование было со стороны государства, но в связи с новыми преобразованиями, такими как переход на нормативно-подушевое финансирование, понадобились дополнительные ресурсы. Однако данный вопрос тщательно не проработан, в связи с чем данная система не совершенна.
В системе финансирования в Великобритании участвует большое количество организаций, в России такого нет. Например, Национальная лотерея. «В России отсутствует действенная система контроля лотерейного бизнеса, а участие государства в лотерейной деятельности сводится главным образом к выдаче разрешений и регистрации правил проведения лотерей. Доходы бюджета от лотерей незначительны и даже не выделяются отдельной строкой. В официальных стандартных формах налоговой и бюджетной отчетности такие данные специально не выделяются и "скрыты" в общей сумме поступлений от налогов на доходы, лицензионных сборов и др. Между тем, потенциальная емкость российского лотерейного рынка оценивается примерно в 22-27 млрд. руб. в год, а фактически регистрируемая составляет примерно 10 млрд. руб. в год. Это, конечно, на порядок меньше, чем в западных странах. Однако при рациональной организации дела, исходящей из государственных интересов, доходы от проведения лотерей могли бы стать значимым источником поступлений в бюджет, достигая 2-3 млрд. руб. в год, с перспективой роста до 10-15 млрд. руб» [4].
Техническая база.
Совет искусств Англии разработал программу Take It Away, которая предоставляет кредиты на приобретение инструментов; признано, что ее деятельность следует продолжать. По мнению Даррена Хенли она должна быть сосредоточена на предоставлении кредитов для тех, кто обучается очно с любого возраста. Важно, чтобы молодое поколение могло учиться на хороших качественных инструментах [2, с.12].
В новой программе 2015-2020 гг. большое значение придается укреплению материально-технической базы музыкальных училищ и колледжей искусств. «Потому что, если мы имеем право направлять подведомственным вузам финансовые средства на укрепление материально-технической базы, выделять субсидии на закупку музыкальных инструментов ДШИ, то материально поддерживать среднее звено у нас нет никакой возможности (нет соответствующей строчки в бюджете Минкульту-ры). Музыкальные училища и колледжи искусств сейчас находятся в тяжелом положении, и наличие такой позиции в плане по реализации программы позволит руководителям органов управления культурой субъектов РФ не так сложно решать этот вопрос на местах» [3, с.3].
Таким образом, процессы, которые происходят в России, происходят и во всем мире. Как показывают источники, проблемы в основном идентичны. Однако важно отметить, что за рубежом темпы преобразований - оптимизации, модернизации - значительно выше, чем в России.
1. Для поддержания высокого уровня музыкального образования ФРГ разработала высокоразвитую систему финансирования музыки, в которую входят государственное финансирование на всех уровнях (федеральное, региональное, муниципальное), частные организации, фонды, пожертвования, членские взносы, корпоративное спонсорство и многое другое.
В Российской Федерации по действующему законодательству финансирование дополнительного музыкального образования осуществляется лишь на муниципальном уровне.
2. Помимо прямой финансовой поддержки музыкальной культуры в государственном секторе, парламент и правительство ФРГ на федеральном и региональном уровне может оказывать решающее влияние на развитие музыкальной жизни через законодательство и административные меры. Например, на федеральном уровне существует ряд правил в налоговой, социальной, молодежной, правовой, экономической и внешней политике, которые затрагивают культуру.
3. Большое значение имеет работа Музыкального Совета Германии (аналогично с Великобританией), главная задача которого - организация и финансовая поддержка национальных конкурсов, фестивалей, мастер-классов, с целью выявления молодых талантов и их дальнейшего продвижения.
4. Осуществляется деятельность народных университетов, обучение взрослых после работы. Данное образование дает возможность выступать в любительских ансамблях, оркестрах, хорах, участвовать в национальных любительских фестивалях. Музыкальное образование присутствует на всех этапах обучения (базовый музыкальный курс в общеобразовательных школах составляет 2-3 часа в неделю). Развита система частного преподавания (не во всех землях есть музыкальные школы, один из выходов - частные педагоги).
Музыкальная культура в ФРГ очень богата и разнообразна, но она также подвергается модернизации в некоторых вопросах. Отличительной особенностью является то, что ФРГ в решении этих вопросов опирается на исторический опыт, традиции, мнение ведущих специалистов в данной области.
5. Система построения музыкального образования в нашей стране не имеет аналогов в мире. Уникальность заключается в сроках и качестве подготовки музыканта-профессионала. Главный аргумент в пользу такой организации музыкального образования состоит в следующем: в искусстве человек должен начинать учиться будущей профессии с пяти-шести лет, а не с первого курса университета или академии. Поэтому отечественные музыканты-специалисты так высоко ценятся во всем мире, это одна из самых «конвертируемых» специальностей отечественного образования.
Литература
1.Michael Sordermann. Public and Private funding of music / Deutsches Musikinformationszentrum. - 2011.
2.Music Education in England the government response to Darren Henley Review of Music Education. - London. -2012-2013.
3. Аракелова, А. Целевая подготовка кадров станет приоритетной // Играем с начала. - 2014. - №12 (127). - С.2-3.
4.Бюджетная система РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budgetrf.ru. (Дата обращения: 02. 02.2017).
5. Как учат музыке за рубежом. Сост., авт. предисл. Д.Дж. Харгривз, А.К. Норт. - М.: «Классика-XXI век». - 2 009.
6.Петрова, Т.Г. Музыкальный ССУЗ как базовое звено российской системы подготовки профессиональных музыкантов. Доклад на сессии Хельсинкского Европейского Форума «Пятое пространство» с основной тематикой «Эффективная экономика и социально-ориентированное государство: стратегия России и мировой опыт». Хельсинки, 1922.11.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gnesin.ru/obschie_svedeniya/administrazia / petrova/ doklad_na_sessii_%201922_11_2006 (Дата обращения: 30.01.2017).
7.Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http:korsakovdshi.muzkult.ru/img/upload/3226/documents/programma_ razvitija_2015_2020.pdf. (Дата обращения: 01.02.2017).
8.Реалии Болонской Системы в Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://besage.ru/ lichnostnyj-rost/public/bolonskaya-sistema-v-evrope. html. (Дата обращения: 15.02.17).
УДК 82. 373.421
Э.М.Вильданова, О.Г.Евграфова, Т.В.Любова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОРЫ «ЛЮБОВЬ» В АНГЛИЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ
Современная теория метафоры, представленная в лингвистике, основывается на когнитивном подходе к изучению метафоры. Метафоры занимают немалую долю слов и выражений в нашей речи, их использование в практической работе велико. Метафоры играют важную роль в языке, пополняя недостаток слов для обозначения новых понятий, что особенно важно для языка науки.
Ключевые слова: метафора, когнитивный подход, понятие.
Elmira M.Vildanova, Olga G.Evgrafova, Tatyana V.Lyubova LINGUISTIC AND COGNITIVE PREREQUISITES FOR THE USE OF THE METAPHOR OF "LOVE" IN ENGLISH MUSIC
The contemporary theory of metaphor, represented in linguistics, is based on the cognitive approach to the study of metaphor. Metaphors occupy a considerable share of words and expressions in our speech and their usage in speech is very important. Metaphors play an important role in the language, adding to the lack of words to denote new concepts, which is especially important for the language of science.
Key words: metaphor, cognitive approach, concept
Явление метафоричности привлекает пристальное внимание исследователей неслучайно. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина, стремлением дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста. Привлекают исследователей и проблемы, связанные с экс-