Научная статья на тему 'Музыкальное образование и Просвещение российских старообрядцев начала XX века'

Музыкальное образование и Просвещение российских старообрядцев начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование старообрядцев / педагогика и просветительство / музыкально-теоретические руководства / старообрядческая периодика / music education of old believers / pedagogics and enlightenment / the music- theoretical tutorials / the old believers’ periodicals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пдавская Елена Леонидовна

Искусство знаменного распева как древнерусского, так и старообрядческого периодов является профессиональным, т. е. имеет систему специального обучения. Одной из важнейших задач, возникающих перед исследователем этой культуры, является изучение вопросов музыкального образования. Процесс обучения знаменному пению в старообрядческий период в основном наследует практике древнерусского периода. Сведения об организации образования в старообрядческой среде впервые появляются в начале XX в. Значительное внимание к образовательной сфере, постепенно получавшее все большее распространение, вызывало необходимость, во-первых, обсуждения проблем образования на страницах газет и журналов, во-вторых, издания учебных пособий; и, в-третьих, создания системы образовательных учреждений и разработки специальных программ для обучения знаменному пению. Источниками, позволяющими исследовать состояние музыкально-образовательной сферы старообрядческого общества, становятся периодические издания и печатные музыкально-теоретические руководства тех лет. Именно они запечатлели процесс формирования новых подходов к обучению знаменному пению. Из общего массива старообрядческой периодики лишь небольшое число изданий обращалось к вопросам музыкальной культуры. В первую очередь следует отметить журналы «Церковное пение» и «Церковь». К концу XIX началу XX вв. относится и массовое появление печатных музыкально-теоретических руководств. Одно за другим выходят в свет такие пособия для изучения знаменного распева, как азбуки И. Фортова (1884), М. Д. Озорнова (1901), Ф. Борнукова, Л. Ф. Калашникова (1908, 1911), Л. В. Быстрова (1911). Что касается усовершенствования методики преподавания знаменного распева, то оно воспринималось как средство улучшения не только грамотности певцов в области крюковой нотации, но и как способ возрождения этой самобытной части древнерусского искусства. Таким образом, появление новых учебных пособий и разработка методики обучения, создание образовательных учреждений в значительной степени повысили уровень музыкального знания в старообрядческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music education and enlightenment of Russian Old Believers in the beginning of XX century

The art of znamenny chant of both the Old Russian and the Old Believers periods is of professional character, i.e. it has a system of special education. One of the major problems faced by the researcher of this culture is to study the issues of musical education. The process of chant singing training in the Old Believers period essentially inherits the practice of ancient Russian period. Information about the organization of education in the Old Believers’ environment first appeared in the early XX century. Considerable attention to the educational sphere gradually becomes more widespread, causing the need, firstly, to discuss the problems of education in the pages of newspapers and magazines, secondly, the publication of textbooks; and, thirdly, establishing a system of educational institutions and the development of special programs for chant singing training. Periodicals and printed music-theoretical tutorials of those years become sources that allow exploring of the state of musical and educational sectors of the Old Believers community. They have captured the process of forming new approaches to chant singing learning. Of the total numbers of Old Believers periodicals only a small number of publications address the issue of musical culture. Firstly, we should note such magazines as «Church singing» and «Church». The mass appearance of printed music-theoretical tutorials belongs to the end of XIX beginning of XX centuries. The ABCs of I. Fortov (1884), M.D. Ozornov (1901), F. Bornukov, L.F. Kalashnikov (1908, 1911), L.V. Bystrov (1911) were published one after another. With regard to the improvement of znamenny chant teaching methods, it was perceived not only as a means of improving the singers’ literacy in hook notation, but also as a way to revive this part of the original ancient Russian art. Thus, the emergence of new teaching materials and the development of teaching methods, the creation of educational institutions have substantially raised the level of musical knowledge in the Old Believer environment.

Текст научной работы на тему «Музыкальное образование и Просвещение российских старообрядцев начала XX века»

УДК 398.88: 37.017 92

Е. Л. Плавская

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ РОССИЙСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ НАЧАЛА XX ВЕКА

скусство знаменного распева, как древнерусского, так и старообрядческого периодов, является профессиональным, т. е. имеет систему специального обучения. Поэтому одной из важнейших задач, возникающих перед исследователем этой культуры, является изучение вопросов музыкального образования. Источниками, позволяющими ее воссоздать, становятся, с одной стороны, работы по истории русской музыки и истории педагогики, с другой - музыкально-теоретические руководства и документальные материалы: периодические издания и беседы с носителями традиции.

Стоит отметить, что сведений об организованном обучении знаменному пению в старообрядческой среде до начала XX в. нет1. Однако имеются сведения (правда, весьма немногочисленные) о том, как обучали пению в Древней Руси. По мнению Д. В. Разумовского, в Древней Руси XI -начета XV вв. существовали певческие школы двух видов: частные и общественные. Частные школы были открыты еще греческими певцами-доместиками, и в дальнейшем не прекратили своего существования. В школах общественных церковному пению обучали наряду с другими предметами. Что касается учебных пособий, то нет никаких сведений о том, по каким именно книгам осуществлялось обучение в то время «археология доселе еще не открыла ни одного учебного руководства, относящегося к этой эпохе», но, по-видимому, «знакомство с церковной мелодией приобреталось главным образом понаслышке, путем довольно легким и общедоступным» (курсив автора. -Е. П.) [13, с. 22].

К началу XVI в. количество частных и общественных школ, где преподава-

© Е. Л. Плавская, 2015

лось церковное пение, значительно возросло. В летописях можно найти упоминание о школах новгородских, псковских, московских. Так, в 1551 г. Стоглавый собор в главе 36 «О училищех книжных по всем градом» предписал священникам, дьяконам и дьякам брать детей на домашнее обучение, где церковное пение находилось в ряду основных предметов: «И у тех священников и у диаконов и у диаков учините в домах училища, чтобы священники и диаконы и все православные християне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжнаго письма и церковнаго пения псалтырнаго и чтения налойнаго, и те бы священники и диаконы и диаки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием» [6, с. 134]. Что касается организации занятий, то известно, что, к примеру, в частных школах «певец, или мастер, брал к себе за известные условия ученика и обучал его чтению, письму и пению у себя в доме, не давая никому отчета и не отвечая ни перед кем за успехи ученика своего» [13, с. 24].

Исходя из устойчивости традиционного типа культуры, следует полагать, что процесс обучения в старообрядческий период в основном наследует практике периода древнерусского. Сведения об организации образования в старообрядческой среде впервые появляются в начале XX в. Именно этот период ознаменован значительным количеством исторических событий, отразившихся на культурной жизни старообрядческого общества. К числу наиболее судьбоносных принадлежит «Манифест о веротерпимости» 1905 г.

И

В этот период значительно активизируется храмостроительство: так, за один лишь 1910 год старообрядцами было построено более 100 церквей. Создается целый ряд старообрядческих общественных организаций и учреждений. Возрождается издательская деятельность, благодаря чему выходят труды старообрядческих мыслителей, а также появляются периодические издания.

Особую актуальность приобретают задачи в области образования и просвещения, в том числе и музыкального. Значительное внимание к образовательной сфере, постепенно получавшее все большее распространение, вызывало необходимость, во-первых, обсуждения проблем образования на страницах газет и журналов, во-вторых, издания учебных пособий; и, в-третьих, создания системы образовательных учреждений (самым известным из которых стал Старообрядческий богословско-учительский институт в Москве) и разработки специальных программ для обучения знаменному пению.

Источниками, позволяющими исследовать состояние музыкально-образова-тельной сферы старообрядческого общества, становятся периодические издания и печатные музыкально-теоретические руководства тех лет. Именно они запечатлели процесс формирования новых подходов к обучению знаменному пению.

Первые периодические издания появились за границей - так, еще в 1870-х - начале 1880-х гг. в Австрии выходила газета «Старообрядец» [4, с. 217]. В России легальная и систематически издаваемая старообрядческая пресса начинает выходить с 1905 г. после введения закона о веротерпимости; до этого времени существовали лишь зарубежные старообрядческие журналы (в основном издававшиеся в австро-венгерс-кой Буковине). Так, из 32-х дореволюционных старообрядческих изданий 27 появилось после 1905 г.

Из общего массива старообрядческой периодики лишь небольшое число изданий обращалось к вопросам музыкальной культуры. В первую очередь следует от-

метить журнал «Церковное пение» - ежемесячник старообрядцев белокриницкого согласия, выходивший в Киеве с 1 января по 12 декабря 1909 г. в издательстве «Знаменное пение». Редактором журнала был Л. Ф. Калашников. С 1910 г. журнал стал более универсальным по содержанию и получил название «Старообрядческая мысль». Издание прекратило свое существование в мае 1917 г.

Другим изданием, уделявшим значительное внимание вопросам современной музыкальной практики и теории в старообрядческой среде, являлся журнал «Церковь». Этот «старообрядческий цер-ковно-общественный журнал» представлял собой иллюстрированный еженедельник староверов белокриницкого согласия, печатавшийся в Москве в 1908-1914 гг. Он выходил вместо прекратившей свое существование газеты «Слово правды» (1906-1907 гг.). Издателем являлся А. И. Королев, редакторами - П. И. Завьялов, затем И. П. Федоров2.

Круг вопросов, обсуждаемый в этих изданиях, отличается значительной широтой. Безусловным аналитическим подходом к проблеме отмечены публикации журнала «Церковное пение». Авторами статей, среди которых были как собственно старообрядцы, так и представители официальной Церкви, рассматриваются проблемы методики преподавания знаменного распева [2], исполнительской интерпретации песнопений [14], вокального мастерства [8; 11], создания новых теоретических руководств по крюковой грамоте [15]. Таким образом, пропаганда знаменного пения как «великого искусства», необходимость воспитания не ремесленников, а «художников-артистов, способных возносить ум и душу молящихся к Богу» [5, с. 6] приобретает в то время особое значение.

Публикации журнала «Церковь» отличаются большей хроникальностью. Заметки о церковном пении помещены в постоянных рубриках «Дела просвещения и образования» и «Церковно-обще-ственная жизнь», и именно они дают представление о том, насколько возрос в старообрядческой среде интерес к обра-

зованию, т. к. одной из основных идей этого периода становится «идея учения». Из материалов журнала можно узнать об открытии старообрядческих учебных заведений различного ранга - от школ до знаменитого Старообрядческого бого-словско-учительского института, о создании новых любительских хоров. Тем самым периодические издания становятся ценнейшим материалом в воссоздании целостной картины процесса обучения знаменному пению.

К концу XIX - началу XX вв. относится и массовое появление печатных музыкально-теоретических руководств. Одно за другим выходят в свет такие пособия для изучения знаменного распева, как азбука И. Фортова, напечатанная в 1-й части «Круга пения» со вступительной статьей «О знаменном распеве» Д. В. Разумовского (1884) [12], азбуки М. Д. Озорнова (1901) [9], Ф. Борнуко-ва [1]. Неоднократно выходила азбука Л. Ф. Калашникова, первое издание которой появилось в 1908 г., а последнее, известное нам - в 1915 г. [5]3. В 1911 г. в Киеве вышла азбука знаменного пения Л. В. Быстрова [3].

Очевидно, что именно к этому времени старообрядцы особо остро осознали необходимость усовершенствования существующей методики обучения. Первой причиной этому был количественный недостаток пособий по знаменному распеву. Так, один из авторов, публиковавшийся под псевдонимом Поморец, в своей статье «К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих школах» считал своим долгом «указать на полное отсутствие серьезных трудов по изучению знаменного пения» [10, с. 52]. Второй же и, пожалуй, основной причиной являлось невысокое качество учебных пособий тех лет. Например, главным недостатком современной ему методики преподавания названный автор считал шаблонный характер известных ему азбук знаменного пения: «По содержанию все они поразительно походят друг на друга, как будто составители их пользовались одним общим шаблоном

и только выражались каждый по-свое-му» [10, с. 52].

Действительно, характеристика подобных азбук самими старообрядцами выявляет все их недостатки. Так, в статье «Певчая азбука прошлого столетия» ее автор Я. Б., перечисляя известные ему старообрядческие музыкально-теоретические руководства4, отмечает, что «каждая из перечисленных здесь азбук предлагает свою систему обучения, хотя, в сущности, большой разницы между ними не намечается» [16, с. 297].

Различия же известных автору азбук он видит в следующем:

«1) В азбуке Мезенца и в азбуке при Круге знаменного пения изложена весьма обстоятельно и научно история крюкового пения, а также и самих крюков, начиная с XII и XIII вв.

2) Азбука свящ. Металлова есть наиболее систематизированный труд в этой области, на что указывает и его заглавие. Крюки и их сочетания расположены в ней в строгой систематизации и последовательности .

3) Азбука М. Озорнова - обычного типа рукописных азбук, дополненная многими пояснениями автора. Тоже можно сказать и о азбуке Л. Калашникова, которая отличается несколько иной системой расположения крюковых сочетаний.

4) Азбука свящ. Борнукова заключает в себе, кроме крюков, перевод на ноты (линейные квадратные)» (курсив автора. - Е. П.) [16, с. 297]).

Резюмируя обзор азбук знаменного пения, автор приходит к выводу, что «азбука, тип которой вполне бы отвечал своему назначению - дело будущего» (курсив автора. - Е. П.) [16, с. 298]. Идеальным вариантом такого музы-кально-теоретического руководства он считает комбинацию различного типа азбук, позволяющую создать «новый тип азбуки», ведь если «в эпоху минувшего, когда к исполнению песнопений не предъявлялось строгих требований, оно (музыкально-теоретическое руководство. - Е. П.) <.„> может быть, еще и удовлетворяло существующие потреб-

ности <...>. В настоящий момент при совершенно изменившихся условиях этого явно недостаточно» [10, с. 56].

Итак, проблемы структуры и содержания музыкально-теоретических руководств приобретают все большую актуальность. Обсуждается вопрос о целесообразности разделения музыкально-тео-ретического руководства на две части: «элементарную» и «специальную». Дело в том, что в типичной для начала XX в. азбуке совмещались две задачи: с одной стороны, она была своего рода «справочником» для учителя, а с другой - учебным пособием для ученика. Однако в действительности она справлялась, да и то не всегда успешно, только лишь со второй задачей, что было обусловлено ее содержанием.

По свидетельству уже упоминавшегося Поморца, старообрядческая певческая азбука начета XX в. имела следующий вид. Обычно музыкально-теоретическое руководство открывалось «горкой», затем шло перечисление начертаний и названий крюков. Далее помещались формульные разделы, посвященные начертанию, наименованию и разводам лиц и фит. Все это автор заметки определяет как «элементарную часть руководства». В то же время «с целью дать некоторые указания практического характера самим преподавателям, необходимо составить вторую часть - специальную» [10, с. 56]. Забегая вперед, скажем, что, к сожалению, эта задача так и не была осуществлена ни в те годы, ни после.

В непосредственной связи с изданием музыкально-теоретических руководств и возрастанием количества образовательных учреждений, где среди прочих предметов изучалось и знаменное пение, находились и вопросы разработки методики преподавания. Материалы старообрядческой печати позволяют ознакомиться с учебным процессом.

В начале XX в. широкое распространение получил способ обучения крюковой грамоте по Октаю. Однако в этом случае «ученик с первого же раза, с первого урока окунался в такие крюковые сложности, что у него пропадало всякое

сознательное соображение» [2, с. 43]. Тем самым нарушалось основное правило методики «пошагового» обучения: от легкого к трудному.

Именно на подобной постепенности настаивает автор статьи «Как учить старообрядческому пению» Л. Быстров [2]. Эта публикация является, пожалуй, единственным доступным источником, помогающим воссоздать процесс обучения в старообрядческой среде начала XX в.

Так, на первых уроках педагогу следовало ознакомить учащихся с основными принципами вокального звукоизвле-чения, и поупражняться в пении гласных звуков. На следующих занятиях можно было уже переходить к пению молитв, таких как «Отче наш», «Символ веры» и др. Важнейшим методическим приемом при этом становилось то, что учащиеся получали возможность применять на практике те навыки звуковеде-ния, которые были получены на первых уроках, притом на хорошо знакомом материале.

Именно на первых занятиях задачей учителя являлось определение музыкальных, а особенно вокальных способностей каждого ученика с тем, чтобы правильно расставить учеников во время занятия. По мнению автора статьи, наиболее целесообразно помещать «менее способных» учеников между «более способными», поскольку в такой расстановке слабые ориентируются на сильных.

Л. Быстров не рекомендует знакомиться с начертаниями крюков до тех пор, пока учащиеся «не приобретут навыка на пении однотонных и других песнопениях, пока они не поймут, что значит петь низко и высоко, тихо и громко, скоро и медленно» [2, с. 44]. При изучении же крюков целесообразно не только петь их, но и писать, соблюдая, однако, все то же правило: «от легкого к трудному». С этой же целью знакомство с крюками стоит начинать с простых знамен, постепенно переходя к многоступенным. Все теоретические знания необходимо тут же закреплять на практике: например, переложить на крюки какое-нибудь

знакомое песнопение. Практическому усвоению крюков помогают и диктанты.

Что касается наглядных пособий, то автор предлагает использовать, во-пер-вых, обычную классную доску, на которой может писать как сам учитель, объясняя новые знаки, так и учащиеся, записывая диктанты, а, во-вторых, подвижные крюки, которые можно сделать самому6.

Важно отметить то обстоятельство, что к изучению помет стоит переходить лишь тогда, когда учащиеся приобретут навык пения по самим крюкам. Справедливо замечая, что «в настоящее время почти большинство певчих не могут петь по крюкам без помет» [2, с. 48], автор призывает учителей «заставить детей обращать больше внимания на самое очертание крюков, а не только на их пометы» [2, с. 48].

Итак, усовершенствование методики преподавания знаменного распева воспринималось как средство улучшения не только грамотности певцов в области крюковой нотации, но и — шире - как способ возрождения этой самобытной части древнерусского искусства.

Таким образом, появление новых учебных пособий и разработка методики обучения, создание образовательных учреждений в значительной степени повысили уровень музыкального знания в старообрядческой среде. Немаловажную роль в этом процессе играли периодические издания. Они были не только источником информации, но и давали возможность обсуждения наиболее актуальных вопросов музыкального просветительства того времени.

Тем самым, уже в начале XX в. старообрядчество сделало первые шаги в деле подготовки музыкально-педагогических кадров. К сожалению, это важное начинание не получило своего продолжения из-за начавшейся мировой войны, а впоследствии и революционных событий. Массовое издание музыкально-тео-ретических руководств и освещение вопросов музыкального образования в периодической литературе были характерной приметой культурной жизни старообрядческого общества именно начала XX в. Ни до, ни после этого времени, проблемы изучения знаменного пения не были настолько актуальны.

Примечания

1 Ряд любопытных материалов может быть почерпнут в художественной литературе (например, в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» имеются яркие зарисовки музыкального быта заволжских старообрядцев первой половины XIX века).

2 В 1914 г. редакцией «Церкви» был осуществлен выпуск еженедельника «Слово Церкви», издававшегося на протяжении 1914-1917 гг., который фактически заменил журнал «Цер-

ковь», поскольку к 1914 г. последний прекратил свое существование.

3 Л. Ф. Калашниковым издана также «Азбука демественного пения» в 1911 г.

4 Кроме них упоминаются также азбуки Александра Мезенца под редакцией С. В. Смоленского (1888) и В. М. Металлова (1899).

6 Тем самым Л. Быстров предлагает, по сути, применять те два основных метода обучения, которые В. М. Металлов обозначает как аналитический и синтетический [7, с. 22-31].

Литература

1.Борнуков Ф. Азбука и уроки крюкового пения. - Екатеринбург: ЛАИ УрГУ, XIV 15п., Б. д.

2. Быстров Л. Как учить старообрядческому пению // Церковное пение. - 1909. - № 2. -С. 43-48.

3. Быстров Л. В. Учебник знаменного пения, в трех частях. 1-е изд. - Киев: Знаменное пение, 1911. - 64 с.

4. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. - М.: Церковь, 1996. - 318 с.

5. Калашников Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения. - М.: Знаменное пение, 1915. - 40 с.

6. Макарьевский Стоглавник // Труды Новгородской ученой архивной комиссии. Вып. 1. -Новгород, 1912. - С. 1-135.

7. Металлов В. М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе. Замечания по дидактике и методике церковного пения. 3-е изд. - М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1903. - 64 с.

8. Н. К. Постановка голоса // Церковное пение. - 1909. - № 6. - С. 142-147.

9.0зорнов М. Д. Азбука крюкового пения. - М., 1901.

10. Поморец. К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих школах // Церковное пение. - 1909. - № 2. -С. 48-57.

11. Поспелов Е. О пении // Церковное пение. -1909. - № 1. - С. 18-19.

12. Разумовский Д. В. О знаменном распеве // Круг церковного древнего знаменного пения, в шести частях. 4.1. - СПб., 1884.

13. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Отд. II. Гл. б. Знаменный роспев. Техническое устройство роспева // Музыкальная академия. - 1999. - № 1. - С. 21-35.

14. Смоленский Ст. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певчес-ких форм церковных песнопений в крюковом письме // Церковное пение. - 1909. - № 3. -С. 65-83.

15. Учебные пособия по пению // Церковное пение. - 1909. - № 8. - С. 204-207.

16. Я. Б. Певчая азбука прошлого столетия // Церковное пение. - 1909. - № 11. - С. 296-302.

References

1. Bornukov F. Azbuka i uroki krjukovogo penija [The ABC and lessons of znamenny singing]. Ekaterinburg: LAI UrGU, XIV 15p., W. d.

2. Bystrov L. Kak uchit' staroobrjadcheskomu peniju [How to teach singing of old believers] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 2, pp. 43-48.

3. Bystrov L. V. Uchebnik znamennogo penija, v treh chastjah [Textbook of znamenny singing in three parts]. 1st ed, Kiev: Znamennoe penie, 1911, 64 p.

4. Vurgaft S. G., Ushakov I. A. Staroobrjadchestvo. Lica, predmety, sobytija i simvoly. Opyt jenciklopedicheskogo slovarja [Persons, objects, events and symbols. Experience of one encyclopedic dictionary]. Moscow: Cerkov', 1996, 318 p.

5. Kalashnikov L. F. Azbuka cerkovnogo znamennogo penija [The ABC of church znamenny singing]. Moscow: Znamennoe penie, 1915, 40 p.

6. Makar'evskij Stoglavnik [Makariy's Stoglav] Trudy Novgorodskoj uchenoj arhivnoj komissii. Vyp. 1. [Proceedings of the Novgorod scientific archival commission. Issue 1]. Novgorod, 1912, pp. 1-135.

7. Metallov V. M. Cerkovnoe penie kak predmet prepodavanija v narodnoj shkole. Zamechanija po didaktike i metodike cerkovnogo penija [Church singing as a subject in the national school. Notes on didactics and methods of church singing], 3rd ed. Moscow: Tipografija G. Lissnera i A. Geshelja, 1903, 64 p.

8. N. K. Postanovka golosa [Setting of the voice] Tserkovnoje penije [Church singing]. 1909, no 6, pp. 142-147.

9. Ozornov M. D. Azbuka krjukovogo penija [The ABC of znamenny singing], Moscow, 1901.

10. Pomorec. K sovremennomu polozheniju horovogo znamennogo penija v staroobrjadcheskih shkolah [On the present position of choral znamenny singing in the old believers schools] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 2, pp. 48-57.

11. Pospelov E. O penii [About singing] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 1, pp. 18-19.

12. Razumovskij D. V. O znamennom raspeve [About znamenny chant] Krug cerkovnogo drevnego znamennogo penija, v shesti chastjah. Ch.l [Circle of the ancient znamenny church singing in six parts. Part 1]. Saint-Petersburg, 1884.

13. Razumovskij D. V. Cerkovnoe penie v Rossii. Otd. II. Gl. 5. Znamennyj rospev. Tehnicheskoe ustrojstvo rospeva [Church singing in Russia. Dev. II. Ch. 5. Znamenny chant. Technical organization of chant] Muzykal'naja akademija [Music academy]. 1999, no 1, pp. 21-35.

14. Smolenskij St. Ob ukazanijah ottenkov ispolnenija i ob ukazanijah muzykal'no-pevcheskih form cerkovnyh pesnopenij v krjukovom pis'me [Guidance of performance traits and music-singing forms of church singing in znamenny chant] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 3, pp. 65-83.

15. Uchebnye posobija po peniju [Tutorials of singing] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 8, pp. 204-207.

16. Ja. B. Pevchaja azbuka proshlogo stoletija [Last century's ABC of singing] Tserkovnoje penije [Church singing], 1909, no 11, pp. 296-302.

Музыкальное образование и просвещение российских старообрядцев начала XX века

Искусство знаменного распева как древнерусского, так и старообрядческого периодов является профессиональным, т. е. имеет систему специального обучения. Одной из важнейших задач, возникающих перед исследователем этой культуры, является изучение вопросов музыкального образования.

Процесс обучения знаменному пению в старообрядческий период в основном наследует практике древнерусского периода. Сведения об организации образования в старообрядческой среде впервые появляются в начале XX в. Значительное внимание к образовательной сфере, постепенно получавшее все большее распространение, вызывало необходимость, во-первых, обсуждения проблем образования на страницах газет и журналов, во-вторых, издания учебных пособий; и, в-третьих, создания системы образовательных учреждений и разработки специальных программ для обучения знаменному пению.

Источниками, позволяющими исследовать состояние музыкально-образовательной сферы старообрядческого общества, становятся периодические издания и печатные музыкально-те-оретические руководства тех лет. Именно они запечатлели процесс формирования новых подходов к обучению знаменному пению.

Из общего массива старообрядческой периодики лишь небольшое число изданий обращалось к вопросам музыкальной культуры. В первую очередь следует отметить журналы «Церковное пение» и «Церковь». К концу XIX - началу XX вв. относится и массовое появление печатных музыкально-теоретичес-ких руководств. Одно за другим выходят в свет такие пособия для изучения знаменного распева, как азбуки И. Фортова (1884), М. Д. Озорнова (1901), Ф. Борнукова, Л. Ф. Калашникова (1908, 1911), Л. В. Быст-рова (1911). Что касается усовершенствования методики преподавания знаменного распева, то оно воспринималось как средство улучшения не только грамотности певцов в области крюковой нотации, но и как способ возрождения этой самобытной части древнерусского искусства.

Таким образом, появление новых учебных пособий и разработка методики обучения, создание образовательных учреждений в значительной степени повысили уровень музыкального знания в старообрядческой среде.

Ключевые слова: музыкальное образование старообрядцев, педагогика и просветительство, музыкально-теоретические руководства, старообрядческая периодика.

Music education and enlightenment of Russian Old Believers in the beginning of XX century

The art of znamenny chant of both the Old Russian and the Old Believers periods is of professional character, i.e. it has a system of special education. One of the major problems faced by the researcher of this culture is to study the issues of musical education.

The process of chant singing training in the Old Believers period essentially inherits the practice of ancient Russian period. Information about the organization of education in the Old Believers' environment first appeared in the early XX century. Considerable attention to the educational sphere gradually becomes more widespread, causing the need, firstly, to discuss the problems of education in the pages of newspapers and magazines, secondly, the publication of textbooks; and, thirdly, establishing a system of educational institutions and the development of special programs for chant singing training.

Periodicals and printed music-theoretical tutorials of those years become sources that allow exploring of the state of musical and educational sectors of the Old Believers community. They have captured the process of forming new approaches to chant singing learning.

Of the total numbers of Old Believers periodicals only a small number of publications address the issue of musical culture. Firstly, we should note such magazines as «Church singing» and «Church». The mass appearance of printed music-theoretical tutorials belongs to the end of XIX - beginning of XX centuries. The ABCs of I. Fortov (1884), M.D. Ozornov (1901), F. Bornukov, L.F. Kalashnikov (1908, 1911), L.V. Bystrov (1911) were published one after another. With regard to the improvement of znamenny chant teaching methods, it was perceived not only as a means of improving the singers' literacy in hook notation, but also as a way to revive this part of the original ancient Russian art.

Thus, the emergence of new teaching materials and the development of teaching methods, the creation of educational institutions have substantially raised the level of musical knowledge in the Old Believer environment.

Keywords: music education of old believers, pedagogics and enlightenment, the music-theoretical tutorials, the old believers' periodicals.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пдавская Елена Леонидовна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и политологии Новосибирского государственного технического университета.

Е-маИ: plav@inbox.ru

Elena Plavskaya - PhD in Arts History, Associate Professor of the History and Political Science Department at the Novosibirsk State Technical University. E-Mail: plav@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.