Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
музыкальное образование / хореографическое образование / компетентность / искусство / творческие задачи

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т В. Глазунова

Статья рассматривает вопросы музыкального образования в структуре хореографического образования. Представлены роль и позиция специальных музыкальных дисциплин в учебно-образовательном процессе на примере Государственной Академии хореографии Узбекистана. Обозначены цели и задачи музыкального воспитания, решение каковых зависит от таких методов, как последовательность, преемственность и системность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА В СТРУКТУРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В.Глазунова

Государственная академия хореографии Узбекистана

Аннотация: Статья рассматривает вопросы музыкального образования в структуре хореографического образования. Представлены роль и позиция специальных музыкальных дисциплин в учебно-образовательном процессе на примере Государственной Академии хореографии Узбекистана. Обозначены цели и задачи музыкального воспитания, решение каковых зависит от таких методов, как последовательность, преемственность и системность.

Ключевые слова: музыкальное образование, хореографическое образование, компетентность, искусство, творческие задачи

MUSIC EDUCATION AND ITS SPECIFICITY IN THE STRUCTURE OF

CHOREOGRAPHIC EDUCATION

T.V.Glazunova Uzbekistan State Academy of Choreography

Abstract: The article examines issues of music education in the structure of choreographic education. The role and position of special musical disciplines in the educational process are presented using the example of the State Academy of Choreography of Uzbekistan. The goals and objectives of musical education are outlined, the solution of which depends on methods such as consistency, continuity and systematicity.

Keywords: music education, choreographic education, competence, art, creative

tasks

Организация образовательного процесса в рамках хореографического вуза достаточно специфична. Она построена по универсальным нормам и схемам, оптимальных для области специализированного творческого образования. Вопросы современных педагогических целей, поставленных перед формированием нового творческого процесса, которое подчинено общим направлениям роста просвещения ориентировано на специфику профессиональной деятельности и личности будущих хореографов.

Весь учебный процесс организован таким образом, что основные предметы, изучаемые в хореографической практике, взаимосвязаны и функционируют в

полном единстве для достижения главной цели - подготовки высококвалифицированных кадров, сочетающих профессиональное хореографическое мастерство с высокой общей культурой. Из всех традиционно функционирующих учебных дисциплин, именно музыкальное образование способно наиболее полно реализовать принцип комплексности и интегрировать важнейшие образовательные методы профессионального творческого образования.

Устройство структуры музыкального образования в хореографическом учебном заведении включает все ступени и уровни профессионального обучения будущих хореографов. Цели предмета нашли отклик в совокупной системе музыкального обучения и воспитания в хореографическом образовательном учреждении, что обусловлено как значимый элемент профессиональной подготовки специалистов в области хореографии.

Основная цель музыкального образования в структуре хореографического образования - это воспитание высокопрофессиональных деятелей хореографии, понимающих и умеющих формулировать комплексную концепцию музыки и хореографии. Именно поэтому, пристальное внимание уделяется особой роли музыки в хореографическом искусстве, важности задачи профессиональной подготовки и проблеме музыкального образования.

Исследование большого историко-стилистического спектра музыкального искусства определено особенным видом хореографического подготовки, необходимые для серьезной работы в различных областях танцевального исполнительства и педагогики, а также различных видов исследовательской и критической деятельности по истории, теории и педагогической практике хореографического искусства.

Актуальными задачами музыкального образования являются развитие музыкальности, эмоциональной чувствительности, ясности музыкальных и ритмических образов, решение которых позволит продолжить принципы музыкального интонирования, ритмики, акцентуации и всей хореографической комбинации. Связь музыкальной интонации и танцевального движения станет возможной лишь при воспитании таких навыков, как «визуализированного слуха» и «слышащего зрения». В итоге, артист балета должен воспринимать музыку, проникая в её художественный мир, понять образный замысел композитора, а затем воплотить постигнутое с помощью танцевальных движений.

Многоуровневый образ музыкального обучения подчинён логическому определению целей образования: от начального знакомства, изучения особенности и закономерностей музыкального мастерства - к последующему развитию профессиональных умений. Первичные основания музыкальной

культуры, необходимой для хореографов, закладываются с первых лет образовательной практики.

Музыка сопутствует хореографов в течение всей их творческой практики. Музыкально-теоретические предметы в составе общепрофессиональных дисциплин, представляют ключевую роль в осуществлении одной из ведущих функций профессионального хореографического образования: развития музыкальной культуры артистов балета, расширения способности чутко воспринимать и интерпретировать в хореографическом произведении художественно-эстетическое содержание музыки.

В процессе овладения этими дисциплинами находят свое решение следующие вопросы:

• Приобретение теоретических и исторических знаний о творчестве композиторов-представителей различных периодов.

• Расширение знаний восприятия музыкального произведения и его идейно-художественного смысла

• Обогащение музыкального и слухового опыта учащихся, развитие музыкальной памяти, слуха, ассоциативного и метафорического мышления.

• Создание целостного представления о музыкальном искусстве как компонентной части культуры.

• Воспитание сознательного отношения к подходу в выборе музыки хореографического произведения, проявляющейся в различных образцах взаимосвязи музыки и хореографии.

В процессе музыкального воспитания учащихся хореографических образовательных учреждений крайне важно сформировать у них осмысленное отношение к музыке, научить их воспринимать на слух природу образов и принципы их развития, а также особенности композиции, жанра и стиля произведения. Это объясняется тем, что ясное понимание общего смысла средств выразительности музыки и танца ведет к осознанию понятий "музыка" и "хореография", к развитию своего отношения к произведению и к более адекватному уяснению его содержания.

Курс «Изучение музыкальных инструментов (фортепиано)» имеет конкретную практическую направленность и предназначен для достижения этих и других целей, которыми являются: формирование музыкальности, общих и специальных музыкальных способностей учащихся, расширение их музыкального кругозора, повышение творческого потенциала учащихся, эмоционального отклика учащихся на исполняемые музыкальные произведения. Конкретное содержание обучения по курсу «Изучение музыкальных инструментов (фортепиано)» определяется с учетом уровня музыкально-инструментальной подготовки студента, его творческих способностей и

личностных качеств, уровня психофизиологического развития и возрастных особенностей студента.

Программа Курс «Изучение музыкальных инструментов (фортепиано)» тщательно разработана, чтобы предоставить студентам всесторонний и практический опыт обучения.

Этот курс направлен на достижение ряда целей, включая воспитание музыкальности, развитие как общих, так и специализированных музыкальных способностей, а также расширение музыкального кругозора учащихся. Благодаря тщательно разработанной учебной программе студенты погрузятся в увлекательный мир фортепианной музыки. Они не только разовьют технические навыки, но и получат глубокое понимание различных музыкальных жанров и стилей. Изучая разнообразный репертуар, студенты расширят свой музыкальный кругозор и разовьют всестороннюю музыкальную основу.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно подвести итог, что важнейшее место в процессе профессионального воспитания будущих хореографов занимает комплекс музыкально-теоретических и музыкально-исторических исследований. При применении единого аспекта к обучению курс «Изучение музыкальных инструментов (фортепиано)» содействует обогащению внутреннего мира учащихся, способствуют формированию творческой личности, что в будущем даст им реализовать на сценической площадке отражения высшего музыкально-хореографического содержания. Данный курс является ключевым элементом единой системы музыкального образования будущих хореографов. Основным направлением обучения хореографов в классе фортепиано является расширение их музыкального кругозора и развитие эстетического чувства, а также подготовка к практической работе по постановке хореографических номеров.

Использованная литература

1. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983. С. 237

2. Глазунова Т.В., Таирова Ю.Р. / " Интеграция музыкального образования в системе профессионального хореографического образования"- Oriental Art and Culture, vol. 4, no. 3, 2023, pp. 626-630.

3. Логунова Е.М. / "Музыкальное воспитание в структуре хореографического образования" Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, no. 4 (48), 2012, pp. 170-173.

4. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В.В. Ванслов. - М.: Памятники исторической мысли, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.