Научная статья на тему 'Музыкальное абаеведение в контексте развития казахского музыковедения'

Музыкальное абаеведение в контексте развития казахского музыковедения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1560
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБАЙ / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / MUSICOLOGY / ИЗУЧЕНИЕ / STUDY / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERNITY / ABAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егинбаева Тойжан

В статье на основе исследований А.Затаевича, В.Дерновй, Б.Ерзаковича, А.Жубанова, Г.Чумбаловой, В.Беляевой, М.Ахметовой, Г.Бисеновой, Т. Егинбаевой раскрываются пути изучения музыки Абая. Появляются не только специальные исследования в виде статей и эссе, посвященные созданию мелодий Абаем, но и некоторые проблемы в его музыкальном искусстве становятся обязательными в творчестве ученых музыковедов, которые посвящены многовековым разработкам произведений искусства казахского народа. Творчество Абая возведено в научные и художественные обобщения как один из кульминационных этапов, которые затем превратились в критерии оценки творческого интеллекта вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF STUDYING THE MUSICAL HERITAGE OF ABAY KUNANBAYEV

This article, «ISSUES OF STUDYING THE MUSICAL HERITAGE OF ABAY KUNANBAYEV» based on researches of A.Zataevicha, V.Dernovoy, B.Erzakovicha, A. Zhubanov, G.Chumbalovoy, V.Belyaeva, M.Ahmetovoy, G.Bisenovoy, T.Eginbaevoy, explored the developmental path of studying Abay’s music. There appear not only special research in the form of articles and essays devoted to the creation of Abay’s melodies, but also some problems in his musical art becoming mandatory in the works of musical scholars that are about the centurieslong development of the art of songs of the Kazakh people. Creativity Abai erected is elevated to the scientific and artistic generalizations as one of the culminating stages which then turned into the criteria of evaluating the creative intelligence at all.

Текст научной работы на тему «Музыкальное абаеведение в контексте развития казахского музыковедения»

ИССКУСТВОВЕАЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ АБАЕВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ _КАЗАХСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ_

ISSUES OF STUDYING THE MUSICAL HERITAGE OF ABAY KUNANBAYEV

Тойжан Егинбаева

кандидат искусствоведения, профессор Казахского национального университета искусств, г. Астана, Казахстан

Toizhan Veginbayeva Affiliation Candidate of art, professor Kazakh National University of Arts, Astana, Country Kazakhstan

Аннотация

В статье на основе исследований А.Затаевича, В. Дерновй, Б.Ерзаковича, А.Жубанова, Г.Чумбаловой, В.Беляевой, М.Ахметовой, Г.Бисеновой, Т. Егинбаевой раскрываются пути изучения музыки Абая. Появляются не только специальные исследования в виде статей и эссе, посвященные созданию мелодий Абаем, но и некоторые проблемы в его музыкальном искусстве становятся обязательными в творчестве ученых -музыковедов, которые посвящены многовековым разработкам произведений искусства казахского народа. Творчество Абая возведено в научные и художественные обобщения как один из кульминационных этапов, которые затем превратились в критерии оценки творческого интеллекта вообще.

Abstract

This article, «ISSUES OF STUDYING THE MUSICAL HERITAGE OF ABAY KUNANBAYEV» based on researches of A.Zataevicha, V.Dernovoy, B.Erzakovicha, A. Zhubanov, G.Chumbalovoy, V.Belyaeva, M .Ah-metovoy, G.Bisenovoy, T.Eginbaevoy, explored the developmental path of studying Abay's music. There appear not only special research in the form of articles and essays devoted to the creation of Abay's melodies, but also some problems in his musical art becoming mandatory in the works of musical scholars that are about the centuries -long development of the art of songs of the Kazakh people. Creativity Abai erected is elevated to the scientific and artistic generalizations as one of the culminating stages which then turned into the criteria of evaluating the creative intelligence at all.

Ключевые слова: Абай, наследие, музыковедение, изучение, современность

Keywords: Abai, heritage, musicology, study, modernity.

С какими бы самыми высокими мерками мы не подходили сегодня к оценке наследия великого Абая, по всей вероятности, мы еще до конца не осознали всеобъемлющей силы его таланта, глубины миросозерцания, проникновенного видения и понимания человеческой сущности.

Абай Кунанбаев достояние не только национальной, казахской, но и мировой культуры. Широкая образованность, энциклопедический ум, природное дарование определили диапазон его способностей и проявлений, требующих глубокого осмысления и изучения его жизни и творчества.

Если исследование поэтического творчества, мировоззрения Абая Кунанбаева имеет глубокие корни и богатый арсенал научных трудов, то музыкальное абаеведение всестороннего освещения вопроса еще не получила. И тем не менее, из огромного музыкального наследия, оставленного казахскими народными певцами-композиторами, именно песни Абая получили наиболее полную разработку в историческом, музыкально-эстетическом и теоретическом аспектах.

Первые сведения о его песнях появились в дореволюционных изданиях России и в первую очередь, об абаевских переводах «Евгения Онегина» А.С.Пушкина и мотивах к «Письму Татьяны»[1]. В

них лишь констатируется факт исполнения песни и некоторое удивление русской интеллигенции услышанным.

Первые нотные записи песен Абая появились в сборнике инструктора политотдела Кокчетавского укрепленного района Красной Армии А.Э.Бим-боэса «25 киргизских песен» (казахских - Е.Т.), опубликованных в 1926 году под редакцией известного ученого-музыковеда, профессора Н.Ф.Фин-дейзена [2].

Некоторые сведения о песнях Абая мы нахо-димв этнографических сборниках А.В.Затаевича, которым были записаны несколько его песен. В своих примечаниях к сборнику «1000 песен казахского народа» он признавал Абая «высокоразвитым поэтом, написавшим великолепные стихи», но дал оценку его песням как о нечто некачественном, «похожим на городские русские напевы». Верно отметив влияние русской городской песни на творчество Абая, Затаевич, познавший казахский народный мелос, который он впервые открывал, не смог правильно оценить новаторство в его песенном наследии. Но заслуга А.В.Затаевича - фольклориста заключается в том, что несмотря на свое отношение к песням Абая, он записал несколько из них.

В 1954 году вышел первый музыкально-этнографический сборник произведений Абая в Казахстане, под редакцией Б.Г.Ерзаковича, в который вошли записи всех известных на то время песен ком-позитора[4]. Статьи Б.Ерзаковича (в предисловии) и В.Дерновой «Песни Абая» положили начало научному исследованию музыкального наследия великого поэта-просветителя. Выход сборника способствовал изучению песенного творчества Абая Кунанбаева музыковедами Казахстана.

Историческая эволюция научной мысли а музыкальном наследии Абая со второй половины 50-х годов ХХ века и до наших дней оказалась столь значительной, что она фактически переросла в самостоятельную отрасль музыкальной науки - музыкальное абаеведение. Появляются не только специальные исследования в виде статей, очерков, посвященных созданию мелодии Абаем, но и проблема его музыкального творчества, став обязательной в трудах ученых - музыкантов о многовековом развитии песенного творчества казахского народа, как один из кульминационных этапов, возводится до научно художественных обобщений и превращается в один из критериев творческого интеллекта вообще. Этому способствовало не только интенсивное развитие о музыкальном творчестве в Казахстане, но и тот динамический подъем творческой мысли в сфере литературы и искусства, общественных наук (философии, эстетики, истории) в целом, который мы наблюдаем в этот период.

Одной из первых появляется статья Г.Чумба-ловой «Песни Абая», посвященная исследованию мелодики Абая [5]. Высоко оценивая деятельность поэта и композитора как просветителя, Г.Чумба-лова предлагает на примере отдельных песен анализ его лирической мелодики. При этом, основное внимание автор уделяет на раскрытие традиционного и новаторского в творчестве Абая, в его музыкальном языке и в строении стиха.

В ряде песен, таких как «влсем орным кара жер сыз болмай ма?» (Разве не должен я, мертвый глиною стать?), <^реуден бiреу артылсы» (Все взесит справедливость на всах), «Кещл к¥сы к^йкылжыр шартарапка» (Птицы-песни в даль летят) и др. Чумбалова устанавливает не только традиционное казахскому стихосложению ритмическое строение с рифмовкой ААВА, с чередованием четырех и трехслоговых групп, но и интонационную близость с народной мелодикой. Примером образования Абаем новых стихотворных строк, по мнению автора правильно определены «Карашада емiр т^р» (Вот и осень пришла для меня), «Сепзаяк» (Восьмистишия). Новое в строении стиха вызвала необходимость введения и иных средств музыкального воплощения, которое автор видит в привнесении близкой к народной мелодике песнях, творчески преобразованных «характерных черт русского бытового романса». Статья Г.Чумба-ловой «Песни Абая» ценна не только тем, что является одним из первых опытов исследования мелодики Абая в соотношении стиха и напева, но и постановкой вопросов о важности изучения песен

Абая, установления источников его музыкального языка.

Значительный вклад в казахское музыковедение по изучению музыкального творчества Абая внесла доктор искеусствоведения, профессор В.П.Дернова. В разные годы она опубликовала семь обстоятельных работ, в которых исследует о роли песни в огромном наследии поэта-просветителя и оь значении песенного наследия А.Кунанба-ева в культурной жизни казахского народа, развитии казахского профессионального искусства [6].

Определив истоки музыкального языка композитора в богатом песенном наследии народной музыки, Дернова находит его новаторские образования жанра (песни) во влиянии на творчество Абая русской поэзии, русского городской бытовой песни и романса Х1Хвека, где егот покоряла новизна, яркость, богатство содержания, форма, что послужило основой для создания оригинального абаев-ского песенного стиля.

Анализируя мелодику Абая, характеризую его стиль, Дернова правильно разделяет их на речита-тивно-напевные и широко напевные и при этом, в каждом случае она обнаруживает закономерность-образного и структурногоь взыимодействия поэтического и музыкального начал в разных сферах их соотношений: интонациоонной, метроритмической, структурной. Свои теоретические выводы она подтверждает историческими данными о фольклорных записях песен Абая, о многовариантности их исполнения. Вопрос о необходимости дальнейших поисков новых ооригинальных песен Абая, систематизация записей и выявление их подлинного авторства, поднятый в работах Дерновой остается актуальной и на современном этапе.

В очерке «Музыкальная культура Казахстана» известным русским музыковедом В.М.Беляевым дана краткая характеристика песен Абая [7]. Отмечая его (Абая) связь с казахским фольклором, автор выделяет как новое, прогрессивное явление, созданный Абаем в процессе творческого освоения русской демократической песни, песенный стиль -стиль городской демократической казахской песни. Прозорливой оказалась мысль о том, что «этот стиль подготавливает основу для развития казахской массовой песни и казахского романсного творчества» [7, с. 112].

Специальному научному исследованию музыкальное творчество Абая было подвергнуто музыковедом Г.Н.Бисеновой. Опираясь на архивные материалы и свидетельства близких родственников поэта, известных писателей и певцов-исполнителей. Основываясь на анализы отдельных, наиболее известных в народе песен, автор дала общую характеристику музыкального творчества Абая Кунанба-ева. В ней она определяет стилевые истоки творчества Абая в казахской народной песне и в выразительных мелодиях русских напевов, в котороых находил интонационную близость с родными и близкими ему мелодиями. Г.Н.Бисенова отмечает, что такой синтез привел к «объединению этихи-сточников в глубоко национальное целое и тем самым обогатил казахский народный мелос» [8.с. 11].

Систематизация песен Абая по жанрам лирики, анализ формы стиха и напева, мелодической структуры, ладо-интонационной и метроритмической ее организации позволил автору выявить основные особенности его мелодики и песенный стиль поэта-композитора. Она определяет его как «органический синтез речитативной декламацион-ности искусства казахских акынов, с преобладающим значением поэтического текста, в сочетании с распевностью лирико-повествовательных казахских песен и интонационных особенностей русского городского мелоса» [8,с.19]. В работе выдвигается также ряд вопросов, связанных с характеристикой музыкального быта абаевского аула и продолжением художественных традиций Абая в народном песнетворчестве, а также в профессиональном искусстве Советского Казахстана.

По материалам исследования Г.Н.Бисеновой была опубликована статья, посвященная одной из наиболее популярных песен Абая «Сепзаяк» (Восьмистишия), в котором органически сочетаются высокое мастерство поэта-новатора и вдохновенного композитора [10,с.21-31]. В1995 году к юбилею профессора Г.Н. Бисеновой была издана ее монография «Песенное творчество Абая»[11]. Стремлением всестороннего охвата в исследовании песенного наследия Абая, ученая внесла весомый вклад в музыкальное абаеведение.

Очерку о жизни и творчестве Абая Кунанбаева посвящен один из разделов огромного труда о казахских композиторах-певцах устной традиции академика АН Каз ССР А.К Жубанова [12,с.104-114]. Здесь отмечено, что песенное творчество Абая явилось новым явлением в развитии казахской народной музыки. Оригинальность его песен заключается в том, что их мелодии соответствуют только одному стихотворению. Как пишет А.Жуба-нов, будучи глубоко народным, песенное творчество Абая органически впитало в себя элементы русской и украинской народной песни, русского городского бытового романса второй половины XIX века. Этому способствовала, по мнению автора музыкально-поэтическая атмосфера в ауле, в семье Абая, которая создавалась молодыми талантливыми акынами и русскими друзьями. Особое значение автор придает прогрессивной роли группы талантливых певцов и музыкантов, собравшихся вокруг Абая, которые способствовали не только воспроизведению и пропаганде напевов Абая, но и проделывали своеобразную интерпретацию, «обработку» его песен, тем самым влияли и на развитие мелодики композитора.

Значительное место отведено в работе абаев-ским размышлениям о природе, о формах песен, о музыке, о назначении ее и исполнительскому мастерству. В очерке А. Жубановым дана также критика некоторым высказываниям 20-30-х годов о песнях Абая, как о «бледной тени русской музыки». Красной нитью в работе проходит мысль о национальных истоках мелодики Абая, о традициях казахской народной музыки, а введением элементов русской народной песни композитор лишь «расширил, обогатил их музыкальный словарь».

В своем очерке А.Жубанов выдвигает интересную мысль об инструментальном характере мелодики некоторых песен Абая, о популярности его напевов и без текста (так же как и стихов без напевов), опровергая тем самым мнение о том, что будто Абай создавал свои напевы лишь для иллюстрации стиха.

Как кульминационный этап в длительном развитии казахской вокальной музыки до Великой Октябрьской революции определяет песенное творчество Абая АКунанбаева в своем исследовании «Песня и современность» М.М.Ахметова [13, с.79-92]. Справедлива мысль о том, что именно музыкальное творчество Абая, обогащенное его понимание необходимости расширения границ познания мировой культуры путем сближения с русской, привело к обогащению казахской народной песни новым содержанием, новыми формами и жанрами. На основе анализа некоторых песен («Сепзаяк» Восьмистишия), «Кeзiмнщ карасы» (Зрачок моих глаз), «Айттым сэлем, Каламкас» (Привет тебе, чернобровая) автор определяет истоки мелодики Абая в казахской народной музыке и выявляет новаторские черты в средствах музыкальной выразительности. Новаторство в творчестве поэта и композитора М.Ахметова видит в том, что в своих песнях «углубляя лирико-психологическую линию развития казахского песенного творчества, Абай подчеркивает черты романсности: вносит широкие распевы, драматизирует напев» [14,с.87], свойственный для русской демократической культуры. Историческая значимость песенного наследия Абая, по мнению Ахметовой, заключается в том, что оно заложило «новую основу для дальнейшего развития казахского вокального творчества» [14,с.91]. Правильность этих выводов подтверждается дальнейшим развитием не только народной песни в советскую эпоху, но и профессионального вокального творчества письменной традиции в Казахстане.

Одним из основоположников казахской музыковедческой науки является член-корреспондент АН КазССР, доктор искусствоведения, профессор Б.Г.Ерзакович. Как ученый, композитор и пропагандист казахского музыкального искусства он проделал большую работу по собиранию, популяризации и исследованию музыкального наследия Абая Кунанбаева. На протяжении почти полувека им изданы труды по музыкальному абаеведению больших и малых размеров, но в каждом случае, их отличает очень бережливое отношение к материалу

[15].

Тонкий знаток традиционной музыкальной культуры казахского народа Б.Ерзакович сумел по достоинству оценить художественное наследие поэта-композитора, композитора-новатора Абая Ку-нанбаева. В каждом из своих исследований он стремится выявить истоки абаевского оригинального мелоса в тесной взаимосвязи казахской народной песни и русской демократической песенной культуры, определить музыкальный язык композитора, обогащенный новыми средствами музыкальной выразительности. В своих исследованиях Ерзакович

дал критическую оценку большинству работ музыковедов об Абае.

Плоды многолетней работы по изучению творчества Абая Б.Ерзаковича получили достойное воплощение в его сборнике песен и кюев «Айттым са-лем, Каламкас», изданного в 1986 году [15]. Научная ценность данного сборника заключается в том, что здесь предложены записи песен Абая разных лет в из многовариантном исполнении в более полном виде. Кроме того, впервые публикуются кюи композитора, о наличии которых казахское музыковедение получила сведения лишь в 1984 году.

К сборнику предпослана солидная исследовательская статья о вкладе Абая в казахскую музыку, в которой поднимается вопрос об изучении наследия Абая в музыковедении, аннотированы лучшие работы ученых-исследователей о его творчестве. На основе анализа лучших его песен, ученый показывает проблемы традиции и новаторства в музыкальном языке композитора и их связь с эстетическими и социально-политическими воззрениями Абая.

В 1999 году автором данной статьи Егинбае-вой Т.Ж. была защищена кандидатская диссертация на тему «Музыкальное наследие Абая Кунанбаев и их преломление в камерно-вокальном творчестве композиторов Казахстана», по материалам которой были изданы ряд статей [16]. Они посвящены особенностям музыкального языка Абая; впервые сделан анализ обработок песен композитора для голоса с фортепиано, а также традициям Абая в камерно-вокальном творчестве композиторов Казахстана.

Таким образом, казахское музыковедение накопило определенный опыт в области изучения наследия Абая Кунанбаева как части богатого музыкального наследия казахского народа и как раздела многогранного научного направления - абае-ведения -музыкального абаеведения.

Литература:

1.А.Седельников. Киргизский край. В кн.: «Россия» т.18 (под ред.Семенова В. 190.- С.204; Записки Семипалатинского общества. Вып.3.-1907,.-С.5; Дм.Львович. По киргизской степи.: Петроград, 1914.- С. 108. 2. Музыкальная этнография. /Сб.ста-тей, ред.Н.Финдейзена.- Л.:1926. З.В.П.Дернова. Песни Абая в записи А.Затаевича/ В кн.: Народная музыка в Казахстане. -А-Ата, 1967. - С.26. 4..Музыкальное творчество Абая. А-Ата. :Изд.АН Каз-

ССРД964. 5.Г.Чумбалова. Песни Абая. В кн.: Музыкальное творчество Казахстана (сб.статей и матери-алов).:Сост.П.Аравин, Б.Ерзако-вич.-А-Ата: Каз-ГОСиздат, 1955.- С.92-101. б.Дернова В.П. Песни Абая. В кн.: Музыкальное творчество Абая.- А-Ата, 1954.- С.50-59; Песни Абая. «Советская музыка». -

1954, № 7; Песни Абая и русская культура. -«Ж^л-дыз», №954 /каз/; е Песенное творчество Абая.-«Советский Казахстан», 1954, № 9; Музыкальное наследие Абая. В кн.: Музыкальная культура Казахстана.- А-Ата, 1955.- С.102-123; «Письмо Татьяны» Абая Кунанбаева.- Советская музыка, I960.- № I; Песни Абая в записи А.Затаевича. В кн.: Народная музыка в Казахстане, 1967. - С.24-49. 7.Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР, вып 1.М.:Муз.гиз,1962.- б.Там же, С.112. 8. Бисенова Г.Н.. Автореферат канд.диссерт.-А-Ата, 1966.-С.19; 9. Бисенова Г.Н..«Сепз аякк». В кн.: Искусство и иностранные языки.- А-Ата, 1966.-С.21-314; 10. Бисенова Г.Н. Песенное творчество Абая. - Ал-маты: Дайк-Пресс, 1995. 11.ЖубановА.К. Абай. В кн.:Соловьи столетий. -А-Ата, 1967.-Жазушы.-С.104-114 12.Ахметова М.М. Песни Абая. В кн.: Песня и современность.-А-Ата, 1966.- Наука.- С.79-92. 13.Ерзакович Б.Г. «Абайдын эндер» //Абай К^нанбащлы.Шыгармалары. 2т.- Алматы: Керкем эдебиет, 1940.-I55-I6I б. ; Б.Ерзакуович, Л.Хамиди. Абайдын музыка льщ творчествосы.- Алматы.: Fы-лым, 1954.; Исторические связи русской и казахской музыки в дооктябрьский период. В кн.: Музыкальная культура Казахстана.- А-Ата.:Казгосиздат,

1955. - С.22-25.; АбайКунанбаев. «Айттым сэлем, Каламкас». -Алматы: 9нер, 1986.-С.89 и др.

14.Егинбаева Т.Ж. Абай К¥нанбаев эндершщ ладтык жэне макамдык к¥рылымы.- КСРО FА аппараты, филология сериясы.-1991.-1т.-56-66 б.; Абай жэне казак музыкасы //Абай энциклопедиясы.- Атам^ра: Алматы, 1995.-303-304 б.(в соавторстве с Кузембай С.А.); Песни и романсы Сыдыка Мухамеджанова на стихи Абая. -Акмолинский ЦНТИ,2001.-71 с.; Романсы И. Мен-дыгалиева на стихи Абая //Сборник материалов международной конференции "Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования" . - Алматы, 2005, стр. 725-730; Камерно-вокальный цикл Т. Мухамеджанова на стихи Абая // Родному ВУЗу - наш талант. - внер.: Алматы, 2005.- С.404-417 ) и др.; Abai Kunanbayev and Kazakh modern music. - Icet International Center for Elu-cation fnl Technology, LLC.-USA,2012-S.-90-93;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.