тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Музыкально-творческая деятельность дошкольников в системе художественно-эстетического воспитания
ЖУКОВА Галина Евгеньевна
Организация: МПГУ Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: музыкально-творческая деятельность, художественно-эстетическое воспитание, культурно-досуговая деятельность, дети дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание, являющееся одной из центральных составляющих художественно- эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у него духовной сферы, творческого потенциала, многих психических процессов. Развитие детского творчества — сложная и комплексная проблема. Обучить творчеству невозможно, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения поможет преобразованию и развитию творческого проявления, т.е. нужно лишь их раскрыть музыкально-творческие способности и развивать их. В исследованиях Н. А. Ветлугиной, М. Б. Зацепиной, О. П. Радыновой и др. установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства (всех его видов), которые являются источником творчества. В трудах Б. Л Яворского, Д. Б. Кабалевского отмечается необходимость открывать детям не только сюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить «видеть музыку» и «слышать живопись». Существующие взаимосвязи художественных произведений музыкального и живописного искусства (мелодия-линия, ритм в музыке и картине, эмоциональный тон в музыке — цветовая гамма картины) являются источниками творческого взаимодействия ребенка и музыки. Значительными возможностями для развития музыкально-творческих способностей в системе художественно-эстетического воспитания обладает культурно-досуговая деятельность. Для решения данных проблем под руководством профессора кафедры эстетического воспитания МПГУ Зацепиной М. Б., нами была разработана программа музыкально-творческой деятельности дошкольников в системе художественно-эстетического воспитания в пространстве культурно-досуговой деятельности. Ее особенность заключается в том, что авторы рассматривают культурно-досуговую деятельность в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников, как одно из средств формирования музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста. Основа программы — метаметодический подход. Цель: организация музыкально-творческой деятельности дошкольников в системе художественно-эстетического воспитания средствами культурно-досуговой деятельности. Задачи: развитие музыкально-творческих способностей дошкольников в пространстве
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
культурно- досуговой деятельности; формирование умений выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом, движением; развитие речи, памяти, четкой дикции, правильного дыхания; тонкой моторики с помощью речевых игр и пальчиковой гимнастики. Разделы программы: слуховые представления; речевые игры; образно-пластические движения; развитие мелкой моторики; развитие творческой самостоятельности; музыкально-интеллектуальное образование. Образовательный процесс включает: методы обучения (репродуктивный, иллюстративный, проблемный, эвристический); методы воспитания (убеждения, упражнения, личный пример, поощрения); средства (предметные, практические, интеллектуальные). Программа имеет комплексно-тематический план (средняя, старшая и подготовительная группы), конспекты занятий, сценарии, подбор пальчиковой гимнастики, пластических этюдов. В рамках программы разработан проект работы с родителями, памятка для детей и родителей о поведении в учреждениях культуры, словарь специализированных терминов.
Список литературы:
1. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
3. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
4. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. — Волгоград: Учитель, 2007.
5. Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду. 3-4 года. Конспекты занятий. ФГОС. — М.,МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2020.
6. Зацепина М. Б., Жукова Г. Е. Музыкальное воспитание в детском саду. 4-5 лет. Конспекты занятий. ФГОС, — М., МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2020.
7. Программа «Музыкально-театральное образование дошкольников», Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение. 1968.
9. Радынова 0. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999.