Научная статья на тему 'Музыкально-танцевальное воспитание школьников как неотъемлемая часть формирования культуры поведения в обществе'

Музыкально-танцевальное воспитание школьников как неотъемлемая часть формирования культуры поведения в обществе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
325
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-танцевальное воспитание школьников как неотъемлемая часть формирования культуры поведения в обществе»

МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

А.А. ДЮЖЕВА, М.Б. ДЮЖЕВА

В условиях мирового экономического кризиса XXI века первостепенной задачей для многих российских педагогов является формирование максимальной занятости учащихся во внеучебное время, привлечение их к кружковым и прочим индивидуальным и коллективным занятиям.

Современные педагогические подходы основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала ребенка, когда школьник рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех инновационных технологий, ресурсов, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения в условиях кризиса.

Актуальность данной темы предопределена практикой работы педагога дополнительного образования с детьми школьного возраста. Данная практика показывает, что более 70% детей задействованных в профильном объединении «Формула здоровья» (специализация: хореография) не проявляют первичных навыков культуры, которые должны выражаться в приветствии, прощании и т.д.

Формирование культуры поведения школьника всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования культуры - от социально - экономических отношений до окружающей воспитуемого морально - психологической атмосферы - необходимо в процессе музыкально-танцевальной ориентации школьников.

Культуру поведения рассматривают многие науки, так этика предлагает под культурой поведения понимать совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали жизненными повседневными правилами.

В педагогике культура поведения рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека [3, с. 144].

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой -усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия школьников. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения школьника в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о нем в обществе сгладывается по культуре его поведения. Для того, что бы у окружающих формировалось позитивное впечатление о человеке, этому необходимо учиться.

Одним из основных направлений деятельности педагога дополнительного образования является: проведение воспитательной работы направленной на развитие творческой

деятельности школьников.

Культуру поведения необходимо прививать школьникам на всех этапах научения, как в процессе учебной, так и неучебной деятельности.

Одним из направлений привития культуры поведения может выступать музыкальнотанцевальное воспитание.

Воспитание - это процесс передачи социального опыта, необходимого для жизни в обществе, от старшего поколения младшим [5, с.8].

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и

предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность -одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность».

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят педагоги, по своей длительности.

В музыке человек можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык, а обязательные танцевальные ритуалы способствуют формированию культуры поведения в обществе.

Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества.

Чтобы продвигаться по пути мастерства, нужны упорные ежедневные тренировки и оттачивание движений. Каждый желающий научиться танцевать может освоить минимум движений, исполнять их и получать при этом настоящее удовольствие. Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую осанку, делают все движения грациозными, а внешность — элегантной [1, с.3].

По мнению Боттомер П.: «Танец не только отражает жизнь, еще в большей степени он передает отношение человека к жизни. Танец побуждает к действию — человек учится танцевать, но даже тот, кто не танцует, находит в танцах что-то свое: кто-то любит слушать танцевальную музыку, а кого-то влечет на танцы сама атмосфера танцевального зала, где так легко можно завязать новое знакомство. Танец учит гибкости, умению не теряться в любой ситуации, где бы люди ни оказались — на деревенских танцах в Техасе или элегантном балу в Венеции, в маленьком лондонском клубе или на уличном карнавале в Буэнос-Айресе, на турнире по бальным танцам в Москве, на корриде в Валенсии, в ночном нью-йоркском дансинге или в парижском кафе. Музыка, свет и общество людей создают атмосферу, в которой танцор всегда может проявить свою индивидуальность, рассказывая о себе языком танца». [2, с.6].

Во время разучивания танца дети получают первоначальные представления о взаимосвязи движения и музыки, осмысливают ее характер, образный строй и посредством движений пытаются раскрыть присущее каждому ребенку своеобразное видение музыкального образа.

Танец и музыка с древнейших времен развивались параллельно. Если музыка может существовать без танца, то последний абсолютно немыслим без музыки [4, с.19].

Осмысленность танцевальных движений должна присутствовать в танце обязательно.

Если мы тренируем ноги, то не лишним будет развивать еще и голову. Ведь некоторые прямо-таки блистательные танцоры, прекрасно владеющие техникой, не производят впечатление великих артистов. Это объясняется тем, что их сознание не подчинено тому, что делает тело. Чтобы танцевать, надо не только в определенном порядке выполнять гимнастические упражнения, движения должны быть осознанными.

Если танцору не хватает культуры, понимания и вкуса, то он никогда не сможет дать живую и яркую интерпретацию танца, в его исполнении не будет ничего выдающегося. Даже если движения выполняются превосходно, техника просто виртуозная, фигуры танца прекрасно отработаны, но в них нет жизни, нет ярких красок, не улавливается экспрессия, то все воспринимается как простая механика. Эта механистичность лишена всякого смысла, она не может вызвать подлинный интерес у зрителя [4, с.19 ].

Культурой поведения танцующий должен обладать обязательно и обязательно быть носителем этой культуры, поэтому воспитательный момент прослеживается на протяжении всего танцевального занятия.

Занятие со школьниками всегда начинается с обязательного построения в линии для приветствия, партнерши в первых линиях, партнеры во вторых. Приветствие партнерш и партнеров отличаются друг от друга. Приветствие партнерш: исходная позиция стопы по шестой позиции, корпус естественно прямой, руки принимают слегка округлую позицию, кисти находятся внизу, навстречу друг к другу. Через подготовительную позицию выводят руки в первую позицию, а из первой во вторую, одновременно делают шаг в правую сторону, полностью перенося вес на правую ногу, вытягивают левую. Левая нога продолжает движение через партер (пол) к правой делая легкое скрещивание позади правой ноги, одновременно кисти рук плавно поворачиваются ладонями вниз, локти слегка приближаются к корпусу. Ногами партнерша после скрещивания выполняет Demi-plie, руки остаются в той же позиции, но одновременно с Demi-plie опускаются, чуть ниже уровня второй позиции (заниженная вторая). На Demi-plie голова делает легкий кивок вниз. Это же движение партнерши исполняют в левую сторону с левой ноги. Партнеры: исходная позиция стопы в шестой позиции корпус естественно прямой, руки находятся свободно вдоль корпуса. Партнер выполняет шаг в правую сторону, делает левой ногой подставку, руки в момент движения находятся за спиной на уровне, чуть выше поясницы сложены друг за другом тыльной стороной. В момент приставки левой ноги к правой партнер выполняет кивок головой вниз. Исполняя это же движение в левую сторону с левой ноги. После приветствия, педагог озвучивает тему занятия и цели занятия. После организационного момента начинается разминка и тренаж (вспомогательные тренировочные упражнения, базирующиеся на специфике каждого танца). В зависимости от того, какую программу изучают учащиеся: Латиноамериканскую или Европейскую. В латиноамериканскую программу входят следующие танцы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. В Европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп. Следующий этап - это изучение нового материала. Педагог показывает движение целиком, под счет и под музыку, как партию партнера, так и партию партнерши, после чего разбивает движение на части, озвучивая название каждого движения. Прорабатывает со школьниками движение по частям, проговаривая каждое, и после соединяет его в целое. Далее работает с учащимися над техникой исполнения под счет и под музыку. Выучив с детьми новое движение, педагог показывает под счет и под музыку учебную вариацию с учетом изученного нового материала партию партнера и партнерши. Корректирует и исправляет ошибки детей. После основной

части занятия следует повтор ранее изученного танца или общего материала. Завершением занятия является подведение итогов. Анализ проведенного занятия. Он должен быть объективен, раскрывать достоинства и успехи детей. Содержать дальнейшее напутствие и пожелание учащимся, задание на дом. Закрывает встречу поклон - прощание (по схеме приветствия).

Любой танец начинается с приглашения. Допустимо пригласить на танец кого бы то ни было из присутствующих или принять подобное приглашение. Партнер уверенно подходит к партнерше, останавливается на расстоянии примерно шага, слегка наклоняет голову вперед (кивок), подает правую вытянутую руку ладошкой вверх. Партнерша принимает приглашение в соответствии с установленным ритуалом и танцующая пара на площадке. Если объявлен конкретный танец, то существует правило исполнительской этики — танцевать именно его, в соответствии с музыкой и ритмической структурой. Композиция танца и характер его исполнения не должны стать препятствием для продвижения остальных танцующих пар. Отношение партнера к партнерше во время танца всегда одинаковое: он ведет, она - подчиняется, но это не означает, что она ведет себя пассивно. Наоборот, самые красивые и самые сложные партии достаются партнерше, партнер же руководит партнершей, показывая красоту ее танца, оберегая ее от случайных столкновений с другими парами.

Безукоризненная поддержка жизненно необходима. Общий внешний вид пары всегда производит неизгладимое впечатление на зрителей прежде, чем они увидят, как она танцует. Следует обратить внимание на следующие детали.

Левая рука кавалера должна образовывать угол с предплечьем, чуть наклоненным вперед, создавая плавную линию от локтя к кисти, кисть не должна опускаться вниз от запястья. Суставы левой кисти должны быть чуть выше, чем запястье.

При ведении партнерши, особенно в променадной позиции, нельзя низко опускать правый локоть. Правое предплечье должно опускаться вниз от локтя к правой кисти. Если положить правую руку на спину дамы слишком высоко, правый локоть тоже будет стремиться опуститься. Многие партнеры, поддерживая партнершу, оказывают большое давление на правое запястье, при этом свободная правая кисть свешивается вниз, начиная от запястья, партнер слега надавливает на спину партнерши указательным пальцем правой руки. Партнерши следят за пальцами левой кисти, их следует полностью выпрямлять и напрягать, пальцы должны лежать естественно и слегка сгибаться.

Помимо вышеперечисленных компонентов культурного поведения формируемых у школьников, через музыкально-танцевальное воспитание является соблюдение норм гигиены в процессе обучения искусству танца. Многие школьники удивляются тому, что необходимо переодеваться в одежду, предназначенную специально для занятия танцами, удивляются и тому, что после занятия необходимо эту одежду обязательно снять и переодеться в другую одежду.

После урока танцев лучше всего детям хорошо отдохнуть и расслабиться. Рекомендуется расслабить все мышцы, почувствовать ощущение расслабления во всем теле, желательно принять душ, который не должен быть слишком холодным, однако при этом надо соблюдать некоторые правила.

Прежде всего, надо следить за тем, чтобы ребенка не просквозило после занятий, когда тело разгоряченное и пропотевшее. После перенесенных нагрузок нельзя резко расслабляться и становиться полностью обездвиженным, сидеть более или менее продолжительное время, не переодеваясь. Мало того, что это не гигиенично, велика вероятность того, что ребенок простудится. Сразу же после урока, перед тем, как принимать, душ, лучше всего сначала дождаться того, когда сердце опять станет биться в нормальном ритме. Для этого достаточно сделать несколько глубоких вдохов.

Вот только несколько примеров демонстрирующих связь музыкально-танцевального воспитания с культурой поведения школьников в обществе.

Литература:

1. Азбука танцев/ Авт.сост. Е.В. Диниц, Д. А. Ермаков, О.В. Иванникова.- М.: АСТ, 2005.- 286 с.

2. Боттомер П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная

энциклопедия/Перевод с анг. К. Молькова.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.-256 с.

3. Словарь по этике/Под редакцией И.С.Кона.-4-е изд.- М.: Новое знание, 2008.- 430 с.

4. Чеккетти Г. Полный учебник классического танца / Пер. с итал. Е.Лысовой.-М.: АСТ, 2007- 504

с.

Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. - М.: Новое знание, 2009.- 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.