Научная статья на тему 'Музыкально педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе'

Музыкально педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
школа / методы / приёмы / урок / продлёнка / ученики / подготовка уроков / учебно-воспитательное заведение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Получение знаний неразрывно связано с разработкой специальных методик, использованием различных пособий, книг, компьютерных программ и аудиовизуальных средств. От целей и длительности образовательного процесса зависит содержание учебного материала, выступающего в роли основы, необходимой для полноценного обучения. Урок занятие школьников по предметам. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкальноэстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе»

Музыкально - педагогические приёмы по улучшению освоения учебного материала в школе

Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Получение знаний неразрывно связано с разработкой специальных методик, использованием различных пособий, книг, компьютерных программ и аудиовизуальных средств. От целей и длительности образовательного процесса зависит содержание учебного материала, выступающего в роли основы, необходимой для полноценного обучения. Урок -занятие школьников по предметам. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Ключевые слова: школа, методы, приёмы, урок, продлёнка, ученики, подготовка уроков, учебно-воспитательное заведение

Musical and pedagogical techniques for improvement mastering educational material at school

Komil Buronovich Kholikov - Senior Lecturer, Turkistan Innovative University, Bukhara, Republic of Uzbekistan.

Abstract: The acquisition of knowledge is inextricably linked with the development of special techniques, the use of various manuals, books, computer programs and audiovisual means. The content of the educational material, which acts as the basis necessary for full-fledged learning, depends on the goals and duration of the educational process. Lesson - the lesson of schoolchildren in subjects. Methods of musical education are defined as the teacher's actions aimed at the overall musical and aesthetic development of the child. They are built on the basis of active interaction between an adult and a child.

Keywords: school, methods, techniques, lesson, extension, students, lesson preparation, educational institution

Школьное время, в общем, и целом распределяется на три этапа: урок, перемена и «продлёнка». Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз, а «продлёнка» завершает учебный день.

Урок - занятие школьников по предметам, перемена - отдых между уроками продлёнка нахождение ученика в школе после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность подготовки уроков), если нет возможности нахождения ребёнка дома.

Школа учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует школа, она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний школа бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы школы зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.

Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Методы зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки и т. д.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.

Первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая

деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В методике музыкального воспитания детей опираются на ту же классификацию методов, которые выделяют в дошкольной педагогике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.

Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

- учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

В методике музыкального воспитания методы имеют свою специфику.

1. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

- Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

- Тактильную наглядность - непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.

- Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование большого спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек, предметов

искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Таким образом, наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО—основное содержание этого метода.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.

Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь при необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.

2. Словесный метод - универсальный. Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности.

Роль слова - можем дать настрой, создать атмосферу. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. С помощью слов педагог формирует словарь детей, чтобы ребенок смог сам характеризовать музыку (какая, какие эмоции возникли)

Словесный метод включает в себя следующие приемы:

1.Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий.

Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме.

Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца.

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй.Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже -перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью

6. Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.

Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая

излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?

7. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.

8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.

17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.

18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.

21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.

23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.

25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.

29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.

30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.