Humanity space International almanac VOL. 9, No 1, 2020: 39-47
Музыкальная звукорежиссура как аспект профессиональной подготовки бакалавров в области эстрадно-джазового искусства: принципы и методы организации обучения
М.А. Лидов
Московский педагогический государственный университет 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 Moscow State Pedagogical University
Malaya Pirogovskaya str., 1, building 1, Moscow 119991 Russia
Ключевые слова: звукорежиссура, бакалавры, профессиональная подготовка, музыкальное искусство эстрады, педагогическое образование, дополнительное образование, информационные технологии.
Key words: sound engineering, bachelors, vocational training, pop-jazz art, teacher education, additional education, information technology.
Резюме: В статье актуализируется процесс профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (44.03.01) по программе Дополнительное музыкальное образование в области эстрадно-джазового искусства. В аналитический спектр включены освоение основ искусства звукорежиссуры.
Обращается внимание на то, что специфика будущей профессиональной деятельности бакалавра по данному направлению определяет модель профессиональной подготовки и вносит определенные коррективы в ее содержание.
Предлагаются определенные педагогические принципы и методы, позволяющие в значительной степени оптимизировать рассматриваемый процесс. Определяются пути формирования инновационной образовательной модели.
Abstract: The article actualizes the process of professional training of bachelors in the direction of "Pedagogical education" (44.03.01) in the field of pop and jazz performance. The analytical spectrum includes mastering the art of sound engineering and its implementation in the field of further education.
Attention is drawn to the fact that the active interaction of pop-jazz performing practice with modern information technologies, electronics, the sphere of socio-cultural activity, the presence of relevant musical and pedagogical experience "dictate" the need for some adjustment of the content of the educational process in the direction of preparation on March 44, 01 side of the art of sound engineering.
Certain pedagogical principles and methods are proposed that can significantly optimize the process in question. The ways of forming an innovative educational model are determined.
[Lidov M.A. Musical sound engineering as an aspect of professional training of bachelors in the field of pop-jazz art: principles and methods of educational organization]
Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в области эстрадно-джазового искусства -многоаспектный процесс, специфика которого определена содержанием будущей профессиональной деятельности. При этом, как мы неоднократно отмечали ранее, данный процесс является многоуровневой системой, в единстве и взаимосвязи частей которой и находит отражения данная специфика. Сфера профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования в области эстрадно-джазового искусства - это дополнительное образование, однако мы не исключаем возможность реализации профессионального потенциала выпускника и в других видах профессиональной деятельности, в том числе исполнительской (Ермилова, Лавриненко, Лидов, Сахнова, Устинов, 2017). Расширение сферы профессиональной деятельности выпускника, ее содержания, определяют необходимость оптимизации образовательного процесса, его модернизации.
Если рассматривать профессиональную подготовку бакалавра именно в контексте Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.01, можно сделать вывод об универсальности профессиональных компетенций выпускника-бакалавра для широкого круга направлений сферы педагогической деятельности (Мы рассматриваем подготовку бакалавра педагогического образования по программе Дополнительное музыкальное образование в области эстрадно-джазового искусства, реализуемую ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Данная программа реализуется на кафедре эстрадно-джазового искусства в образовании). Данный перечень компетенций направлен на общекультурную, общепрофессиональную и педагогическую подготовку. Анализ основных образовательных программ (далее - ООП) и учебных планов, как образовательного ядра ООП, а также опыт профессиональной деятельности, позволяет нам выдвинуть гипотезу о том, что в перечне специальных компетенций, а соответственно и в направленности содержания рабочих программ, да и в ООП в целом по данному направлению подготовки, недостаточное внимание уделяется отдельным аспектам, определяющим ту специфику
профессиональной деятельности будущего бакалавра педагогического образования в области эстрадного-джазового искусства, которая актуальна для современной педагогической и исполнительской практики музыкального искусства эстрады.
В настоящее время профессиональная педагогическая деятельность педагога дополнительного образования (а именно данную сферу профессиональной деятельности мы считаем приоритетной для реализации профессионального потенциала выпускника по вышеобозначенному направлению -Педагогическое образование) в классе эстрадного и джазового исполнительства (как вокального, так и инструментального) не ограничивается исключительно педагогическими компетенциями. Современная практика эстрадного и джазового исполнительства не мыслима и малоэффективна без использования
звукоусилительных технических средств и цифровой обработки звука. В данном контексте педагог дополнительного образования, выступая организатором всех составляющих образовательного процесса, обязан обеспечить и техническую составляющую подготовки обучающихся к концертным и любым другим творческим выступлениям и показам (Кузнецов, 2000; 2005).
Данный аспект профессиональной подготовки контекстно представлен в следующих компетенциях Федерального государственного стандарта профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования по направлению 44.03.01 -Педагогическое образование:
общекультурные компетенции (ОК)
— способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
— общепрофессиональные компетенции (ОПК)
— способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
— профессиональные компетенции (ПК):
— готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
— способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
— способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
— способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
— проектная деятельность:
— способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
— способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
— способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
— культурно-просветительская деятельность:
— способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
— способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Также аспект профессиональной подготовки в области музыкальной звукорежиссуры определяют, в том числе, следующие компенсации основной образовательной программы по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, -Дополнительное образование в области эстрадно-джазового искусства:
специальные компетенции (СК)
~ владеет системой знаний по истории и теории музыки (СК-1);
готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей (СК-2).
Безусловно, что музыкальная звукорежиссура в настоящее время - сфера профессиональной творческой деятельности, базирующаяся на стыке музыкального искусства и современных цифровых компьютерных технологий создания и обработки звука. Однако, основы звукорежиссёрской подготовки необходимы ряду профессионалов и других сфер музыкального искусства, в том числе, как было показано нами выше - будущим педагогам дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства.
Основываясь на убеждении о творческой природе музыкальной звукорежиссуры как сферы профессиональной деятельности (Игнатов, 2006), на анализе собственного педагогического и исполнительского опыта, а также именно звукорежиссёрской практики, мы можем утверждать, что в основу процесса подготовки будущего педагога дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства должен быть положен концепт эстетического исследования и восприятия природы звука. Природа звука - движущая силой для достижения максимальной выразительности звуковой палитры, позволяет создать звуковое пространство, которое исполнитель, слыша внутри себя, далеко не всегда способен реализовать в своих художественных изысканиях. Именно данный концепт определяет педагогический подход и методические принципы, которые детализируют цель и задачи звукорежиссёрской подготовки будущих педагогов дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства (бакалавров дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства). Рассмотрим их более подробно.
Если за цель в контексте данного образовательного аспекта мы принимаем следующее - овладение процессом эстетического моделирования звукового пространства в процессе решения конкретной художественно-исполнительской задачи, то образовательные задачи представляются нам следующим образом:
• сформировать представление об основных физических и художественно-изобразительных свойствах звука, в контексте основных знаний об акустике и электротехнике;
• сформировать представление о качестве звука, современных аудио форматах и стандартах звучания применяемых в контексте (в рамках) исполнительского искусства и теле- радио- вещания;
• овладеть навыком экспертной оценки музыкального материала на основе целостного анализа в соответствии с художественно-исполнительской задачей;
• сформировать умение творческого переноса полученных знаний о звуке в практику педагогической деятельности;
• овладеть навыком быстро адаптироваться на рабочем месте любой технической оснащенности, в том числе: анализ технических условий в классе, на концертной площадке или студии звукозаписи, подготовка к практической деятельности звукоусилительной аппаратуры, нахождение звукового баланса в условиях практической деятельности;
• получить опыт самостоятельной организации выступления, записи, включая период отбора репертуара, контроль над аранжировкой, выбор инструментария, концертной площадки, акустически оптимальной студии и т. п.
В процессе обучения мы выделяем следующие этапы, а также применяем следующие принципы и методы профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в области музыкальной звукорежиссеры.
На начальном этапе естественно актуальным выступает получение первоначальных знаний о звукоусилительном оборудовании, принципах его устройства и работы, а также о технике работы с микрофоном, расширение и углубление данной области знаний, овладение профессиональной терминологией: развитие необходимых профессиональных навыков звукового баланса; овладение спецификой микрофонной подачи голоса, усиление и обработка голоса инструмента; подготовка к практической деятельности с микрофоном и звукоусилительной аппаратурой; изучение условий работы в исполнительском классе, на концертной площадке и в студии звукозаписи.
В ходе реализации данных этапов будущие педагоги
дополнительного образования, прежде всего, должны реализовать знаниевую составляющую данного процесса, которая представляется нам первым педагогическим принципом изучаемого нами процесса - основной того аспекта компетентности будущего педагога дополнительного образования, который отвечает за техническую эрудированность и жанровую специфику педагогической деятельности.
Параллельно с реализацией первого принципа необходима реализация второго - принципа усвоения новых для студентов-бакалавров знаний на практике - принцип деятельностного подхода. Особенно актуальным он представляется в рамках существующих учебных планов и программ обучения бакалавров педагогического образования, где дисциплина «Основы музыкальной звукорежиссуры» предусмотрена в достаточно скромных объёмах учебной нагрузки (Мы рассматриваем подготовку бакалавра педагогического образования по программе Дополнительное музыкальное образование в области эстрадно-джазового искусства, реализуемую ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Данная программа реализуется на кафедре эстрадно-джазового искусства в образовании).
В данном контексте параллельной реализации первого и второго принципов проявляется и третий - принцип индивидуально-личностного подхода в обучении: приобретение знаний, формирование умений и навыков звукорежиссёрской работы в соответствии с личностными художественно-эстетическими установками. Реализация данного принципа возможна, в первую очередь, в рамках индивидуального обучения, обучения в минигруппах и самостоятельной подготовки будущего педагога дополнительного образования в процессе учебной и производственной (педагогической и культурно-просветительской) практики.
В связи с вышеперечисленными принципами мы можем выделить основные методы обучения навыкам звукорежиссуры будущих педагогов дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства, а также в некоторой степени раскрыть их содержание.
В первую очередь к данным методам мы можем отнести традиционные: метод объяснения (объяснение нового теоретического материала, разъяснения по содержанию материала, изученного студентом самостоятельно в процессе самостоятельной подготовки, дополнительное объяснение наиболее сложных принципов организации звукорежиссёрской деятельности на музыкальной эстраде и т. д.); метода показа (незаменимый другими в данной образовательной ситуации и весьма действенный в процессе музыкальной звукорежиссёрской подготовки метод).
Кроме традиционных мы также можем выделить продуктивные методы работы, направленные на поисковую деятельность студента: организация творческой развивающей среды и проектное обучение (получение дополнительных теоретических знаний по организации музыкальной звукорежиссёрской деятельности, а также практическое их применении в процессе осуществления краткосрочного или долгосрочного образовательного проекта - концертное выступление, запись на студии и т.д.); тренинговые методы обучения, в процессе которых в рамках группы (минигруппы) происходит формирование определенных умений и навыков практической работы по музыкальной звукорежиссуре).
Таким образом, профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования - будущего педагога дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства, компетентного в области музыкальной звукорежиссуры, призвана обеспечить наиболее верный анализ процессов обучения и воспитания в сфере музыкального образования (в частности дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства, а также эффективную реализацию музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, исследовательской и музыкально-просветительской деятельность выпускника.
Данная образовательная установка, реализуемая в контексте освещаемых в данной публикации принципов организации образовательного процесса, отвечает современным условиям достижения педагогических и художественно-исполнительских задач современных жанров музыкального искусства эстрады.
Однако необходимо отметить, что рассматриваемый нами в данной работе аспект профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования - будущего педагога дополнительного образования в области эстрадно-джазового искусства достаточно широк и является неотъемлемой частью всей системы профессиональной подготовки будущего бакалавра, в связи, с чем требует дополнительного детального изучения системных связей в контексте целостной образовательной модели.
ЛИТЕРАТУРА
Ермилова Л.П., Лавриненко Н.Р., Лидов М.А., Сахнова И.В., Устинов Л.Ю. 2017. Сущность и специфика профессиональной подготовки специалистов музыкального искусства страды в контексте эстрадно-джазового образования. - Международный научно-исследовательский журнал. № 6-1 (60): 120-124. Игнатов П.В. 2006. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб. 21 с.
Кузнецов В.Г. 2000. Теория и методика учебно-творческого процесса в
любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка. 246 с. Кузнецов В.Г. 2005. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка. Дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.02, 13.00.08; Московский государственный университет культуры и искусств. М. 601 с.: ил.
Получена /Received: 05.11.2019 Принята /Accepted: 09.01.2020