Антон Ковалевский
Музыкальная п «mi* п ж
революцияД ЭВИ Д А
ААЙМАНА
Новая бизнес-модель, которую предлагают Дэвид Хайман, его детище Mog.com и пока немногочисленные конкуренты, — едва ли не последний и единственный шанс для лейблов и музыкантов заработать на цифровой музыке.
Что такое Mog? На первый взгляд, ничего нового. Замысловатый гибрид музыкального каталога вроде iTunes, интернет-радио Last. FM, социальной сети и музыкальной блогосферы. Однако в действительности это едва ли не первый успешный игрок на чрезвычайно сложном рынке распространения аудиоконтента в Сети. Mog не продает музыку (в активе более 10 миллионов песен), но дает возможность слушать ее в онлай-
Бурное развитие Интернета, торрентов и файлообменных сетей медленно, но верно убивает мировую звукозаписывающую индустрию. Зачем отдавать деньги за музыку, если можно скачать ее бесплатно?
не, в потоковом режиме. Всего за 5 долларов в месяц, без ограничений. Кроме того, Хайман одним из первых оценил потенциальные возможности мобильного рынка. Вот почему трансляции Mog можно слушать на «Айфонах», «Айподах» и смартфонах на базе Android. Уже реализована возможность прослушивать композиции с использованием каналов цифрового телевидения, а вскоре сервис будет доступен водителям и их пассажирам: Хайман ведет активные переговоры с автопроизводителями.
Конкурентов в сегменте распространения потоковой музыки у Mog пока не много. Наиболее известные фигуры — Pandora и Spotify. Но, похоже, Хайман уверенно вырывается вперед за счет ориентации на крупнейший в мире американский рынок, быстрого реагирования на тренды и удобного сочетания всех услуг, необходимых меломану, — от персонального каталога пластинок до системы рекомендаций и профессиональных рецензий на новинки.
Пользователи, что называется, голосуют ногами: сайт посещают более 6 миллионов человек в месяц. О доходах частная компания пока не распространяется, но ин-
весторы в ее будущем уверены: Хайману удалось получить от группы инвесторов во главе с фондом Balderton Capital около 25 миллионов долларов.
Остановить падение
42-летний Дэвид Хайман — не новичок ни в музыкальной индустрии, ни в интернет-бизнесе. Получив диплом в области экономики, он занимался еще и программированием, а все свободное время тратил на посещение рок-концертов. По собственным словам,только на выступлениях легендарной группы Grateful Dead он был более 150 раз. К преданным поклонникам коллектива, многие из которых колесили вслед за группой от концерта к концерту, приклеилось определение Deadheads. Похоже, Дэвид был одним из них.
Впрочем, увлечения вовсе не мешали бизнесу В 1995 году Хайман запустил один из первых сайтов в США, посвященных музыке, — Addicted to Noise, а позже сумел продать его MTV, где впоследствии долгое время работал директором по маркетингу.
Следующим крупным проектом Хаймана стала компания Gracenote, прежде именовавшаяся CDDB.
бизнес-журнал июнь #6 2011
82
г
Поначалу проект был некоммерческим: большая онлайновая база данных по музыкальным CD (артисты, названия треков, продолжительность звучания и так далее), которую пополняли сами пользователи. Хайман сумел превратить Gracenote из небольшого предприятия в крупнейшую базу данных в мире, содержащую сведения о нескольких миллионах альбомов. Большинству пользователей компьютеров и популярной программы Winamp знакомо практическое приложение усилий Хаймана и его коллег: если заставить программу проиграть незнакомый компакт-диск, она автоматически заполнит все поля, используя именно систему Gracenote. В 2008 году компанию за $250 миллионов купила Sony, что весьма обрадовало многочисленных инвесторов Gracenote, которые теперь были готовы вкладываться в любые новые проекты Хаймана.
Хайман решил замахнуться на более серьезную задачу — придумать новую бизнес-модель для музыкальной индустрии. Еще десять лет назад в отрасли доминировало около десятка крупнейших лейблов, зарабатывавших в год более $40 миллиардов. Теперь же объемы их доходов сократились более чем вдвое: часть потерь «обеспечило» пиратство и файлообменные сети, около $2 миллиардов отнял интернет-магазин iTunes, принадлежащий компании Apple. Вот только темпы роста цифровых продаж не успевают перекрыть объемы падения сбыта в целом. Никакие модели почему-то не срабатывают: в то время как iTunes за счет популярности «Айфонов» и «Айподов» удалось устоять, MTV, Yahoo и AOL, также пытавшиеся продавать музыку в Сети, отказались от этой идеи. Небольшие сайты выживают за счет оригинальных «фишек». Например, Pandora, работающая только в США, представляет собой необычный поисковик, который находит схожие песни более чем по 400 параметрам и предлагает их пользователям, формулирующим в личных профилях свои музыкальные пристрастия.
Музыка по подписке
Проект Mog стартовал в 2005-м как социальная сеть, посвященная
музыке. Вскоре Хайману удалось расширить поле деятельности, совместив сразу несколько удачных идей, предложенных конкурентами. Как и Pandora, Mog предлагает пользователю основанные на его же вкусах рекомендации; подобно Last.FM, составляет подробную статистику прослушиваний; поддерживает стандарты качества звучания не хуже, чем это удается Microsoft Zune. А заодно позволяет пользователям общаться о музыке в духе микроблогов Twitter.
Еще одна удачная находка — собственная сеть блогов. Хайман подключил к ее созданию бывшего (зато лучшего!) продавца рекламы на MTV.com Алекса Бро, который организовал ретрансляцию на сайт множества популярных музыкальных блогов. Хайман разместил в этих публикациях рекламу и разделил доход от нее с блогерами. Последние, таким образом, получили огромную аудиторию и материальные стимулы, а Хайман — около тысячи постоянных блогов с самым разнообразным контентом на любой музыкальный вкус.
Само по себе прослушивание музыки организовано по модному «облачному» принципу: пользователи ничего не загружают (да и не могут загружать), а лишь составляют плей-листы на своей странице или пользуются системой рекомендаций. Фонотека доступна как с компьютеров, так и с мобильных устройств — причем подписка с поддержкой последних стоит уже не $5, а $10 (приложение для смартфонов, однако, пользователи скачали уже более 2 миллиардов раз). В такой модели музыка уже не принадлежит слушателю: при прекращении подписки доступ к системе закрывается. Что же, отличный стимул для постоянного пополнения счета!
Одна из основных проблем — стоимость контента. Лейблы требуют с Mog и аналогичных сервисов до половины цента за одно прослушивание каждым пользователем. Европейский конкурент Хаймана Spotify, в чьем активе уже более 320 тысяч подписчиков, именно по этой причине до сих пор не вышел на американский рынок: лейблы требуют больше, чем Spotify может себе позволить!
Хайман уверен, что проблема соперника — в ориентации на рекламную модель с бесплатным контентом. «Цена, которую они платят за треки, просто не может быть перекрыта доходами от рекламы», — говорит он. Модель самой Mog не раскрывается, но кое-что все-таки известно. В своих интервью Хайман намекает, что Mog платит лейблам меньше цента за прослушивание: компания просто берет себе около 20% от суммы за подписку, а остальное отдает лейблам, рассчитывая доли соответственно объемам прослушивания музыки от разных
áái
I Дэвид Хайман хочет получить 20 млн подписчиков из числа автомобилистов, которые пока слушают радио со спутника ущ
компаний. А вот в «бесплатную» модель предприниматель не верит: «Еще мой отец говорил мне: нельзя получить что-то за ничего, парень».
Более гибкие издержки дают Mog огромную фору перед конкурентами. Летом 2011 года компания планирует выйти на европейский рынок, где пока еще доминирует Spotify. Вторая большая цель — автомобильный рынок. «Автомобиль — это почти Святой Грааль для Mog, — говорит Хайман. — Я просто смотрю на рынок спутникового радио для автомобилей, на котором 20 миллионов подписчиков, и не знаю, почему у нас тоже не может быть 20 миллионов». Первая ласточка — Mini от BMW, на котором ПО Mog вскоре войдет в стандартный пакет оборудования. ■
бизнес-журнал июнь #6 2011
83