Научная статья на тему '"музыкальная" поэзия в фокусе проблемы эстетического воспитания учащихся школ искусств'

"музыкальная" поэзия в фокусе проблемы эстетического воспитания учащихся школ искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
553
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ / RELATIONSHIP AND INTERACTION OF LITERATURE AND MUSIC / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ / THE ROLE OF EDUCATIONAL LITERATURE / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / THE INTEGRATION OF THE ARTS / ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / LITERATURE AND MUSICAL COMPOSITION / РИТМ В ПОЭЗИИ / RHYTHM / ИСКУССТВО РОССИИ / ART RUSSIA / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS / СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / POETRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калинина Лариса Юрьевна

Материал статьи расширяет представление о роли «музыкальной» поэзии в эстетическом воспитании учащихся школ искусств. Обзор современных публикаций позволил автору сделать вывод, что ряд вопросов в данной сфере разработан исследователями недостаточно. Так, мало внимания уделялось доказательству существования истоков явления в творчестве представителей русской культуры XVIII века. «Музыкальная» поэзия рассматривалась, как правило, вне прикладных, воспитательных аспектов. Сегодня актуальным стало выявление ее интегрирующих возможностей, которые позволят на современном уровне воспитывать детей, подготовленных эстетической средой школы искусств к усвоению музыкально-поэтического материала. В результате у подрастающего поколения россиян сформируется чувство сопричастности историко-культурным процессам страны, единства на основе сохранения и преумножения наследия в сфере музыки и литературы. Автор уточняет тезаурус, используемый современной наукой, так как понятия «музыкальное» и «поэтическое» разграничиваются по-разному; есть расхождения в понимании их соотнесенности. При этом подчеркивается уникальность эмоционального воздействия «музыкальной» поэзии на личность учащегося. Поэтическое слово конкретизирует смысловую составляющую произведений, а музыкальный «подтекст» насыщает восприятие детей оттенками чувства. Определенную функцию могут выполнять ритмические акценты, особенности структуры, эстетической формы, применение поэтами музыкально-литературных метафор, композиторами музыкальных интерпретаций стихотворений. Материалы статьи представляют собой инвестицию в изучение более масштабной проблемы подготовки научных основ для создания новых технологий воспитания, соответствующих специфике образовательного процесса современной школы искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"MUSICAL" POETRY IN FOCUS OF THE AESTHETIC EDUCATION’S PROBLEM OF MUSIC SCHOOL PUPILS

Article material expands understanding of the role of «musical» poetry in aesthetic education of music school рupils. Review of recent publications has allowed the author to conclude that a number of issues in this area developed by researchers are not enough. For example, little attention was paid to the proof of the existence of the origins of the phenomenon in the work of the representatives of the Russian culture of XVIII century. «Music» was considered poetry as a rule is applied, the educational aspects. Today was the actual identification of integrating its capabilities, which will allow up to date to raise their children, trained aesthetic medium music school to assimilate the music and poetic material. As a result, the younger generation of Russians will form a sense of ownership of historical and cultural processes of the country, unity on the basis of preserving and increasing heritage in music and literature. The author clarifies the thesaurus used by modern science as the concept of «music» and «poetry» is differentiated in different ways; there are differences in the understanding of their relatedness. It emphasizes the uniqueness of the emotional impact of «musical» poetry in the student's personality. The poetic word specifies the semantic component of the product, and the musical «subtext» saturates the perception of children's sense of shades. Can perform specific function rhythmic accents, structural features, aesthetic forms, application poet’s musical literature metaphors composers musical interpretations of poems. Article Submissions are an investment in the study of a larger problem of preparation of the scientific foundations for the creation of new education technologies, tailored specifically to the educational process of modern art school.

Текст научной работы на тему «"музыкальная" поэзия в фокусе проблемы эстетического воспитания учащихся школ искусств»

УДК 372.87

«МУЗЫКАЛЬНАЯ» ПОЭЗИЯ В ФОКУСЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

© 2017

Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Аннотация. Материал статьи расширяет представление о роли «музыкальной» поэзии в эстетическом воспитании учащихся школ искусств. Обзор современных публикаций позволил автору сделать вывод, что ряд вопросов в данной сфере разработан исследователями недостаточно. Так, мало внимания уделялось доказательству существования истоков явления в творчестве представителей русской культуры XVIII века. «Музыкальная» поэзия рассматривалась, как правило, вне прикладных, воспитательных аспектов. Сегодня актуальным стало выявление ее интегрирующих возможностей, которые позволят на современном уровне воспитывать детей, подготовленных эстетической средой школы искусств к усвоению музыкально-поэтического материала. В результате у подрастающего поколения россиян сформируется чувство сопричастности историко-культурным процессам страны, единства на основе сохранения и преумножения наследия в сфере музыки и литературы. Автор уточняет тезаурус, используемый современной наукой, так как понятия «музыкальное» и «поэтическое» разграничиваются по-разному; есть расхождения в понимании их соотнесенности. При этом подчеркивается уникальность эмоционального воздействия «музыкальной» поэзии на личность учащегося. Поэтическое слово конкретизирует смысловую составляющую произведений, а музыкальный «подтекст» насыщает восприятие детей оттенками чувства. Определенную функцию могут выполнять ритмические акценты, особенности структуры, эстетической формы, применение поэтами музыкально-литературных метафор, композиторами - музыкальных интерпретаций стихотворений. Материалы статьи представляют собой инвестицию в изучение более масштабной проблемы подготовки научных основ для создания новых технологий воспитания, соответствующих специфике образовательного процесса современной школы искусств.

Ключевые слова: взаимосвязь и взаимодействие литературы и музыки, воспитательная роль литературы, интеграция искусств, литературно-музыкальная композиция, ритм в поэзии, искусство России, эстетическое воспитание обучающихся, современные воспитательные технологии.

«MUSICAL» POETRY IN FOCUS OF THE AESTHETIC EDUCATION'S PROBLEM

OF MUSIC SCHOOL PUPILS

© 2017

Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)

Abstract. Article material expands understanding of the role of «musical» poetry in aesthetic education of music school рирШ. Review of recent publications has allowed the author to conclude that a number of issues in this area developed by researchers are not enough. For example, little attention was paid to the proof of the existence of the origins of the phenomenon in the work of the representatives of the Russian culture of XVIII century. «Music» was considered poetry as a rule is applied, the educational aspects. Today was the actual identification of integrating its capabilities, which will allow up to date to raise their children, trained aesthetic medium music school to assimilate the music and poetic material. As a result, the younger generation of Russians will form a sense of ownership of historical and cultural processes of the country, unity on the basis of preserving and increasing heritage in music and literature. The author clarifies the thesaurus used by modern science as the concept of «music» and «poetry» is differentiated in different ways; there are differences in the understanding of their relatedness. It emphasizes the uniqueness of the emotional impact of «musical» poetry in the student's personality. The poetic word specifies the semantic component of the product, and the musical «subtext» saturates the perception of children's sense of shades. Can perform specific function rhythmic accents, structural features, aesthetic forms, application poet's musical literature metaphors composers - musical interpretations of poems. Article Submissions are an investment in the study of a larger problem of preparation of the scientific foundations for the creation of new education technologies, tailored specifically to the educational process of modern art school.

Keywords: relationship and interaction of literature and music, the role of educational literature, the integration of the arts, literature and musical composition, rhythm, poetry, art Russia, aesthetic education of students, modern educational technology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Воспитание гражданина России в соответствии с национальным идеалом предполагает, что будет воплощаться в жизнь идея единства народа на основе сохранения духовного наследия, базовых национальных ценностей, носителями которых являются искусство и литература [1; 2].

В эстетически насыщенной среде школы искусств можно достаточно полно использовать воспитательные ресурсы «музыкальной» поэзии, опираясь на последние достижения науки [3]. До сих пор эта тема не становилась предметом специального изучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К некоторым аспектам проблемы автор обращался в своей работе, систематизируя материал в сфере представлений о «музыкальности» поэзии на основе работ

Н.Я. Берковского, Б. Я. Бухштаба, В.А. Васиной-Гроссман, Л.К. Долгополова, А.В. Дружинина, В.Е. Евгеньева-Максимова, В.М. Жирмунского, Д.В. Житомирского, В.Н. Касаткиной, В.И. Коровина, А.М. Кубарева, Л.М. Лотман, Д.Е. Максимова, А.А. По-тебни, А.М. Ревякина, Н.Н. Скатова, А.Н. Сохора, Н.Н. Шульговского [4]. Было установлено, что творчество ряда поэтов XIX века за счет глубинных связей с музыкой может выполнять роль средства эстетического воспитания учащихся-музыкантов.

Точкой отсчета для нашего исследования послужила идея А.М. Кубарева, в 1837 году обозначившего «музыкальное» направление в интерпретации русского стиха [5]. «Правильными стихами» он называл те, строение которых похоже на структуру музыкального текста [6].

Обратил внимание на внутреннее родство между музыкой и искусством слова также А.А. Потебня. «Музыкальные свойства голоса [...], - пишет он, - толь-

ко отчасти неудобны; повышение и понижение, степень силы и долготы дают звуку столько разнообразия, что если бы возможны были люди со струнами на груди, но без органов слова, то звуками струн они могли бы свободно выражать и сообщать другим свои мысли. С другой стороны, и мысль существует независимо от языка» [7, с. 18].

У Н.Н. Шульговского встречаются уподобления структуры стиха и музыкальной фразы; формы такта в музыке и стопы в поэзии; инструментовки стиха и музыкальных средств выразительности (рифмы - гармоническим последовательностям аккордов, звуковых сочетаний в словах и тембров - инструментам оркестра, неточных рифм - диссонантным аккордам [8].

В.М. Жирмунский метафорически называл поэзию символистов возникшей из «духа музыки», а главным в стихотворении эпохи символизма - способность передавать лирическое настроение скорее звуками слова, чем логикой содержания [9]. Отличие поэзии от музыки, по его мнению, выражается в скользящих тонах поэтической речи, с тенденцией к повышению или понижению, по сравнению с точными интервалами музыкального высказывания.

Для В.Г. Белинского поэтическое слово воплощает в себе синтез всех видов искусства, представляя собой и звук, и картину, а музыка передает идеи, эмоции, не конкретизируя их содержание [10].

А.И. Ревякин, анализируя особенности поэзии В.А. Жуковского, обратил внимание на ее музыкальность: метроритмическое разнообразие, особую мелодичность, напевность интонации [11].

Символом идеального мира, как отмечает В.И. Коровин, звук становится у М.Ю. Лермонтова [12]. Звучание его стихов воздействует на читателя подобно музыке. Например, у лирического героя стихотворения «Звуки» небес « ... рождают / Сны веселых лет, / И в одежду жизни одевают / Все, чего уж нет» [13, с. 294].

Музыкальность стиха М.Ю. Лермонтова проявляется в мелодическом строении: чередовании вопросов и восклицаний, сочетании разных размеров, соседстве длинных строк с короткими. Не случайно его произведения получили вторую жизнь в романсах, по-своему интерпретируемые разными композиторами. Это: «Ангел»

A.Е. Варламова (1843), Е.Г. Рубинштейна (1852), С.В. Рахманинова (1895), Н.А. Римского-Корсакова (1897); «Парус» А.Е. Варламова (1848), Е.Г. Рубинштейна (1849), В.И. Ребикова (1899), Г.В. Свиридова (1938), М.А. Гозенпуд, В.В. Красноглядовой (1939); «Молитва» П.П. Булахова (1840), А.Г. Гурилева (1840), Н.А. Титова (1840), А.С. Даргомыжского (1844), А.Г. Рубинштейна (1855), М.И. Глинки (1955), М.П. Мусоргского (1865) и мн. др.

Исследуя особенности поэзии Ф.И. Тютчева,

B.Н. Касаткина подчеркивает, что природа для него -«орган», «общий хор», в котором - «вечный строй» и «созвучье полное», возвышающее человека, подчиняющее своей гармонии [14].

А.В. Дружинин сопоставлял стихи А.А. Фета [15] с симфонией, а ночные пейзажи в них - с ноктюрнами композиторов-романтиков. По мнению ученого, закономерно, что стихотворения «Растут, растут причудливые тени», «Люди спят, пойдем в тенистый сад», «Серенада» («Тихо вечер догорает»), «Спи, еще с зарею», «На заре ты ее не буди» были положены на музыку еще до того, как в 1858 г. вышел в свет первый сборник стихов поэта. Сейчас музыкальная коллекция на тексты А.А. Фета включает более двухсот произведений, и появляются новые.

Л.М. Лотман отмечает, что, передавая свои впечатления от музыки, А.А. Фет часто соединял неожиданные, разнохарактерные эпитеты и образы, создавая точную, разностороннюю и краткую характеристику явления [16]. Так, в стихотворении «Певице» (1857 г.) помимо звуковой организации стиха, сочетание элементов ре-

ального пейзажа с отвлеченными понятиями способствует возникновению образов, следующих друг за другом в прямой зависимости от музыки, которая послужила источником вдохновения. Попытка передать музыку словами была проявлением интереса А.А. Фета к сфере, где границы музыки и поэзии размываются. Сам поэт говорил о значимости для него внесловесного, звукового воздействия стихов:

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей [17].

Творчество А.А. Фета охарактеризовано Б.Я. Бух-штабом как связующее звено между поэзией Жуковского и Блока в «мелодической» линии русской поэзии, с ее исключительной ролью ритмико-мелодического начала [18]. Приемы, создающие музыкальность поэзии А.А. Фета, отражают общность эстетических законов. Особенно заметна ритмическая индивидуализация стихотворений: необычайное разнообразие строфических форм, ритмический рисунок (соединение длинных строк с очень короткими; сочетание анапеста и дактиля, рифма только нечетных стихов). Также поэт использует звукоподражание, звуковые повторы («Вдруг в горах промчался гром»); совокупность действия, подбора звуков и ритмических приемов («И с переливом серебристым» -движение нежного женского голоса).

У А.А. Блока общей «тональностью» поэзии является иррациональное отображение исторического мышления. Как яркий представитель символизма, поэт стремится отыскать всеобщую связь явлений [19]. Д.Е. Максимов высказал предположение, что Прекрасная Дама у А.А. Блока является поэтической метафорой светлой основы мира, взятой в синтетическом разрезе, а «музыка»

- та же основа в динамическом аспекте [20].

Кроме «мелодической линии» в русской поэзии, литературоведы находят подтверждения общности творчества Н.А. Некрасова, А.Н. Кольцова и С.А. Есенина по критерию отражения русской народной песенной стихии в стихотворениях. Так, «песни» Н.А. Некрасова трудно отличить от фольклора («Коробушка», «Плач» родных в поэме «Мороз, Красный нос» и др.); об этом пишет В.Е. Евгеньев-Максимов [21].

Н.И. Скатов подчеркивает, что сочинения из первого сборника А.Н. Кольцова (1831 г.) «Русские песни» - это синтез эпоса и драмы [22]. В стихотворении «Урожай» есть выразительная строка: «от возов всю ночь скры-пит музыка». «Скрып» не сравнивается с музыкой, он и есть в данном случае сама музыка. Композитор П.И. Чайковский почувствовал это, и данное стихотворение стало эпиграфом к пьесе «Август» («Жатва») из фортепианного цикла «Времена года». Возникла яркая музыкально-поэтическая аналогия («скрып» отчетливо передан композитором в звучании фортепиано).

В результате синтеза слова и мелодии С.А. Есениным, по мнению А.М. Марченко, был создан новый вид поэзии

- песня и стих вместе, музыкальный мотив, структурно объединенный с лирической партией текста. Есенинская мелодия способна выпрямлять и очищать грубую человеческую речь, создавать иллюзию «вокального» звучания: «Ты запой мне ту песню...», «Пой, ямщик, вперекор этой ночи», «Запоешь ты, а мне любимо.»; все его стихи пронизаны песенной стихией [24, с. 367]. Не менее 120-ти его стихотворений переложены на музыку, в том числе: «Зеленая прическа, девическая грудь», «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Никогда я не был на Босфоре», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ветер черные брови насопил» и др. В 1956 г. композитор Георгий Свиридов создает симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина», в которую вошли многие лирические произведения поэта. С.А. Есенин привнес в поэзию из народного творчества частушки [23].

Музыковеды также указывают на общность выразительных средств музыки и поэзии. А.Н. Сохор выделил

Калинина Лариса Юрьевна педагогические

«МУЗЫКАЛЬНАЯ» ПОЭЗИЯ ... науки

следующие аналогии:

- с лирической поэзией музыку сближает ее неизобразительность, с литературой вообще - принадлежность к временным искусствам,

- как и литература, музыка способна выражать «художественные мысли», тесно связанные с эмоциями и тщательно отобранные. Однако конкретные мысли-сообщения, легко выражающиеся в словах, не свойственны музыке.

В результате обращения композиторов к синтезу музыки со словом как носителем конкретного содержания возможности музыки расширяются, формируются новые типы музыкальных образов, устойчиво связываемые в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными поэтами, а затем переходят в «чистую» музыку как носители тех же понятий и идей [25].

В.А. Васина-Гроссман заметила, что первичные элементы - ритмика, интонация - присущи и поэзии, и музыке, которые были едины в своем истоке (песне). Заново соединяясь в искусстве нового времени, поэтическая и музыкальная ритмика и интонация всякий раз дают новое качество, рожденное активным взаимодействием двух начал. Также исследователь обратила внимание на тесную взаимосвязь поэзии с музыкой в творчестве авторов рубежа XIX - XX вв. Поэты этого времени проявляли особое внимание к звуковой стороне стиха (симметрии повторов и другим «музыкальным» приемам), а композиторы стремились насыщать музыку литературной программностью [26].

При всей метафоричности приведенных точек зрения, их авторы непосредственно исследовали художественный материал, обобщая отдельные явления и делая выводы. В этом мы видим их «предметность» и ценность для реализации в практике работы педагогов школ искусств.

При этом необходимо выявить новые грани в понимании «музыкальности» поэзии, чтобы ее возможности в эстетическом воспитании учащихся ДШИ могли быть очерчены более конкретно.

Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, нам предстоит:

- уточнить содержание понятия «музыкальность» по отношению к поэзии с учетом современных исследований;

- обозначить перспективу практического использования возможностей «музыкальной» поэзии как средства эстетического воспитания учащихся детских школ искусств.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с обозначенными целями, обратимся к понятию «музыкальной» поэзии. Сегодня его рамки расширились. Истоки характеристики «музыкальная» по отношению к поэзии найдены в творческом наследии выдающегося теоретика и поэта начала XVIII века Феофана Прокоповича (1681 - 1736), создавшего «песнь победную» («Епиникион») - творческий импульс, двигатель развития стихотворных жанров. Профессор Самарского государственного социально-педагогического университета О.М. Буранок считает несомненным влияние «песни» на творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, М. Ломоносова, М. Хераскова и многих других, «которые не только знали творение Феофана, но и опирались на него при создании своих од и героических поэм» [27, с. 151]. Уже то, что Феофан Прокопович создает канты, песни, арии -свидетельство глубокой музыкальности русской поэзии с самого ее зарождения.

Канты и песни, отмечает профессор И.Д. Неми-ровская, проникали в литературно-сценические произведения, при этом варьируясь, например, с новыми подтекстовками [28].

В диссертации Е.Р. Кузнецовой музыкальный элемент представлен как особенность сюжетостроения в 70

русской лирической поэзии XIX-XX вв. [29]. Автор исследования выделила наиболее общие принципы, действующие и в музыке, и в лирической поэзии: повтор и контраст. Творчество ряда поэтов XIX - XX веков охарактеризовано через призму «музыкальности» лирического стиха в комплексном, включенном в исторический контекст, выражении. Понятие «музыкальности» лирического стиха рассматривается Е.Р. Кузнецовой как исторически подвижное явление, позволяющее увидеть логику развития лирики.

Л.Р. Мартыненко музыкальность русской поэзии XIX века показана как культурный феномен [30]. Понятие «музыкальности» раскрывается как вариант взаимодействия искусств, во взаимосвязи с различными трактовками феномена культуры в целом, ее функционирования, диалогичности, противоборствующих текстов. Музыкальный язык и музыкальная речь в русле исследований семиотики культуры рассматриваются как язык и (или) речь по аналогии с вербальными языками и словесной речью, их интонациями. Характеристики музыкальной формы словесных произведений и музыкальность словесного текста, музыкальной цитаты, классификаций литературно-музыкальных связей дополняют тезаурус. Л.Р. Мартыненко называет два вектора научной рефлексии музыкальности литературы: анализ музыкальности в словесном произведении (которая трактуется либо как усиление его структуры, становясь принципом формообразования текста, либо как ослабление структуры текста, отменяя формально-логическую связность и структурность как таковую) и анализ примеров музыки/«музыкального» в словесном произведении (музыка цитируется и описывается, кодирует особую информацию, передает специфику музыкального переживания).

В работе М.Г. Головей синтез литературных и музыкальных жанров проанализирован на примере лирики М.И. Цветаевой и А.И. Цветаевой [31]. Музыкально-поэтическое жанровое взаимодействие, взаимовлияние музыки и литературы рассматриваются как глобальные процессы первой половины XX в., с их стремлением к камернизации, синтезу вокальных и инструментальных жанров, усилению роли лирических образов в музыке и поэзии. Ученый выделяет три типа литературно-музыкального взаимодействия:

- отсылки в поэтическом произведении к музыкальной семантике, музыкальному инструменту, термину или феномену;

- имитация в поэзии конкретных музыкальных форм;

- использование музыкальных терминов по отношению к поэзии и речевых по отношению к музыке. При этом они вызваны общими для двух видов искусства коммуникативными условиями - исполнением в реальном времени и ориентацией на слух воспринимающего.

Было бы неверным считать, что исследования взаимосвязи поэзии с музыкой сосредоточены лишь на творчестве русских авторов. Так, профессор Самарского государственного социально-педагогического университета Т.А. Якадина обращается к творчеству Данте Алигьери, интерпретациям его произведений в музыке и других видах искусства [32; 33].

Вопрос эволюции музыкальности итальянской поэзии рассматривается Ю.Н. Галатенко [34]. По ее убеждению, «музыкальность поэзии» не сводится к сумме всех музыкальных явлений, впрямую перенесенных на поэтическую почву; этот термин условен. Музыкальность проявляется в благозвучии стихотворения, т.е. красоте его звуковой стороны; в инструментовке (подборе повторяющихся звуков, звукоподражании, звукописи); теме музыки, музыканта, пения, певца, певчей птицы и лексики, связанной с музыкальным искусством; использовании в поэзии музыкальных приемов staccato, legato, marcato; ритме как определяющем структуру элементе. Все звуковые элементы стиха необходимы для создания его интонации.

Приведем также мнение современного поэта Георгия Жарова: «Мысль о том, что поэзия и музыка неразрывно связаны, достаточно банальна. Любой звук может быть записан на бумаге либо буквой, либо нотой, а поэзия и музыка, если вдуматься, всего лишь воспроизведение звуков в определенной ритмической последовательности [...] я заметил, что у каждого стихотворения есть свой музыкальный «эмоциональный двойник», а у каждого поэта - «свой» композитор, или музыкальное направление. Это не музыка к стихотворению, это музыка настроения» [35].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итогами нашего исследования в рамках статьи являются:

- вывод о достаточной изученности феномена т.н. «музыкальной» отечественной поэзии, в том числе произведений, созданных в переломные, знаковые исторические эпохи, на пике эмоционального впечатления от общественных «кульминаций»;

- обобщение представлений о «музыкальности» русской поэзии, включенной в историко-культурный контекст, прослеживаемой от творчества Феофана Прокоповича, кантов и песен XVIII века, основанной на принципах повтора и контраста, ритмичности, переноса приемов инструментовки и имитации музыкальных форм в словесный материал;

- практическое использование возможностей «музыкальной» поэзии как средства эстетического воспитания учащихся детских школ искусств наиболее целесообразно в направлении обогащения учебных предметов музыкально-поэтическими аналогиями, эмоционально яркими цитатами из произведений русских поэтов XVIII - XXI вв.

В следующих публикациях мы рассмотрим практические вопросы применения «музыкальной» поэзии в обучении детей на занятиях в детской школе искусств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ proekt/kontseptsiya-chetvertoy-gosprogrammy.php (Дата обращения 28.05.2017)

3. Указ Президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70183566/ (Дата обращения 27.05.2017)

4. Калинина Л.Ю. Роль литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся музыкальных школ: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2001. 218 с.

5. Возникновение русской науки о литературе / Отв. ред. П.А. Николаев. М.: Наука, 1975. С. 366-370.

6. Кубарев А.М. Теория русскаго стихосложения. М.: Типография Николая Степанова, 1837 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru (Дата обращения 22.10.2016)

7. Потебня А.А. Слово и миф / Предисл. А.К. Байбурина. М.: Правда, 1989. 124 с.

8. Шульговский Н.Н. Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. twirpx.com/file/860022/ (Дата обращения 05.11.2016)

9. Жирмунский В.М. Мелодика стиха, по поводу книги Б.М. Эйхенбаума «Мелодика стиха» // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1977. С. 56-93.

10. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Полное собрание сочинений: В тринадцати томах. Том 1. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. С. 20-104.

11. Ревякин А. И. История русской литературы XIX века (первая половина): Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1985. 784 с.

12. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. 288 с.

13. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Стихотворения 1828 - 1841 / Отв. ред. Н.Г. Охотин. СПб.: Изд-во Пушкинского дома, 2014. 774 c.

14. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978. 176 с.

15. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное: Сборник статей / Сост., вступ. статья Н.Н. Скатова; коммент.

B.А. Котельникова. М.: Современник, 1988. 541 с.

16. Лотман Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50 - 70-х годов // История русской поэзии в 2-х т. Т. 2. Л.: Наука, 1969. С. 124-190.

17. Русская поэзия. Афанасий Фет. «Поделись живыми снами.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.rupoem.ru/poets/fet/podelis-zhivymi-snami (Дата обращения 29.05.2017)

18. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1974. 135 с.

19. Эткинд Е.Г., Долгополов Л.К. Символизм // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. Т. 6. М., 1971. С. 831-840.

20. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель: Ленинградское отделение, 1975. 526 с.

21. Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. 283 с.

22. Скатов Н.Н. Кольцов. М.: Молодая гвардия, 1989. 77 с.

23. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1989. 302 с.

24. Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л.: Лениздат, 1973. 455 с.

25. Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти т. Т. 3 / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1976. С. 730-751.

26. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. Ч. 3: Композиция. М.: Музыка, 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 165-365.

27. Буранок О.М. Феофан Прокопович и литература XVIII века в контексте русско-зарубежных связей: Монография. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 179 с.

28. Немировская И.Д. От русской комической оперы к раннему водевилю: генезис, поэтика, взаимодействие жанров (середина XVIII в. - первая треть XIX в.): дис. ... д-ра филол. наук; 10.00.01; 17.00.02. М., 2010. 361 с.

29. Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжетостроения в русской лирической поэзии XIX-XX вв.: А.Н. Апухтин, Я.П. Полонский, А.А. Фет, Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов, эволюция музыкальности: дис. ... канд. филол. наук; 10.01.01. Самара, 1999. 193 с.

30. Мартыненко Л.Р. Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен: авто-реф. дис. ... канд. культурол.; 24.00.01. Нижневартовск, 2011. 24 с.

31. Головей М.Г. Синтез литературных и музыкальных жанров в лирике М.И. Цветаевой и А.И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. филол. наук; 10.01.01. Тверь, 2013. 201 с.

32. Якадина Т.А., Буранок О.М. Данте Алигьери, «Приношение» 750-летнему юбилею в год литературы. Современный путь изучения мировой художественной культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. № 1 (5). 2015. С. 10151017.

33. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой худо-

жественной литературы. Самара: СНЦ РАН, 2004. 216 с.

34. Галатенко Ю.Н. Эволюция музыкальности итальянской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук; 10.01.03. М., 2007. 26 с.

35. Жаров Г. О музыкальности поэзии и поэтичности музыки. Стихи. ру., 2016 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://stihi.ru/2016/04/24/4196 (Дата обращения 22.10.2016)

Статья поступила в редакцию 09.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.