Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ XX ВЕКА'

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖЬЕ / ЭМИГРАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ ИСКУССТВА / ТРАДИЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА / FOREIGN COUNTRIES / EMIGRATION / MUSICAL CULTURE / SPIRITUAL CULTURE / ARTISTIC CULTURE / NATIONAL IDENTITY OF ART / TRADITIONS OF PERFORMING ARTS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акулова Л.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с уникальностью культуры русского зарубежья первой волны XX века. Культура русских эмигрантов представляла собой самодостаточный мир, сохранивший главные духовные и национальные черты утраченной родины. Автор статьи, используя воспоминания современников, биографические факты, пытается по-новому, глубоко осмыслить значение и вклад культуры русского зарубежья в развитие общерусской музыкальной культуры. Такой подход является актуальным в наши дни, когда заметно засилье антикультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC CULTURE OF RUSSIAN EMIGRANTS OF THE FIRST WAVE OF THE XX CENTURY

The article covers issues, related to the unique Russian culture of the first half of the 20 th century. The culture of Russian migrants was a self-sufficient world, retained the main spiritual and national traits of the lost motherland. The author of the article, using the memoirs of his contemporaries and some biographical facts, tries to deeply comprehend the meaning and contribution of Russian emigrants, culture to the development of Russian musical culture in a new way. This approach is actual today, when the dominance of anti-culture is noticeable.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ XX ВЕКА»

УДК 930.85

Акулова Л. В., канд. филологических наук

Доцент

ВЛГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Россия, г. Владимир

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ XX ВЕКА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с уникальностью культуры русского зарубежья первой волны XX века. Культура русских эмигрантов представляла собой самодостаточный мир, сохранивший главные духовные и национальные черты утраченной родины. Автор статьи, используя воспоминания современников, биографические факты, пытается по-новому, глубоко осмыслить значение и вклад культуры русского зарубежья в развитие общерусской музыкальной культуры. Такой подход является актуальным в наши дни, когда заметно засилье ант икультуры.

Ключевые слова: зарубежье; эмиграция; музыкальная культура; духовная культура, художественная культура; национальная самобытность искусства; традиции исполнительского искусства.

Akulova L.V., сandidate of Philological sciences,

Associate Professor Vladimir State University Named after Alexander and Nikolay Stoletovs

(VISU) Russia, Vladimir

MUSIC CULTURE OF RUSSIAN EMIGRANTS OF THE FIRST WAVE

OF THE XX CENTURY

The article covers issues, related to the unique Russian culture of the first half of the 20 th century. The culture of Russian migrants was a self-sufficient world, retained the main spiritual and national traits of the lost motherland. The author of the article, using the memoirs of his contemporaries and some biographical facts, tries to deeply comprehend the meaning and contribution of Russian emigrants, culture to the development of Russian musical culture in a new way. This approach is actual today, when the dominance of anti-culture is noticeable.

Key words: foreign countries; emigration; musical culture; spiritual culture; artistic culture; national identity of art; traditions ofperforming arts.

Глобальные исторические события и грандиозные потрясения, произошедшие в мире начала XX века, привели к тому, что эмиграция приобрела общемировой характер. Россия за короткий период времени в течение первой четверти XX века пережила три войны, три революции и в результате - распад могущественного тысячелетнего государства. По словам английского государственного и политического деятеля, премьер -

министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874- 1965), Россию подстрелили, как птицу, на самом взлете. Все это привело к тому, что русская эмиграция стала явлением уникальным. В 1920 году поток русских эмигрантов вместе с разбитой армией генерала П. Н. Врангеля (1878-1928) прибыл из Крыма сначала в Константинополь, затем в города Европы: Берлин, Прагу, Софию, Белград, Париж. Большая диаспора русских эмигрантов основалась в Харбине (Китай). Но главным центром русской эмиграции был Париж. С началом Второй мировой войны многие русские перебрались в США, страны Южной Америки и Канаду. Некоторые из эмигрантов проживали в Греции и Тунисе.

С целью сохранения национальной духовной культуры большое внимание уделялось просвещению и образованию детей и молодежи. Научные институты были созданы в Берлине, Белграде, а учебные институты действовали в Париже и Харбине. Кроме них за рубежом функционировали Русская политехническая школа, Православный богословский институт, Русская консерватория, Педагогический институт, Институт восточных и коммерческих наук. За рубежом развилась обширная издательская деятельность, что также способствовало просвещению. По подсчетам специалистов за период с 1918 по 1932 годы вышло более тысячи русских эмигрантских изданий. Они включали множество книг, журналов, газет. Главным консолидирующим фактором, безусловно, была Русская Православная Зарубежная Церковь. Она объединяла всех православных, оказавшихся за пределами России. Русский язык, который сохранили эмигранты, живя среди иностранцев, связывал их с русской историей и культурой. В среде эмигрантов проводились Дни русской культуры. Они были приурочены ко дню рождения А. С. Пушкина. Отмечали день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.

Философ и публицист И. А. Ильин (1883-1954) в своих статьях о России, написанных в годы эмиграции, отмечал, что у всех русских, живущих вне родины, было стремление окинуть взором «основы и первоосновы ее культуры, из коих все вышло и к коим все сводится ...» [3, с.7]. Исследователь подчеркивал, что кроме рассудочной культуры есть «культура служения, самоотречения и жертвенности ... Этой-то культурой строилась и держалась Россия» [4].

Статьи и выступления И. А. Ильина помогали русским эмигрантам укрепить веру в незыблемость русской культуры, найти в себе силы для служения России, теперь уже вдали от нее.

Среди русских эмигрантов было немало выдающихся ученых, представителей всех научных направлений, которые были избраны членами многих иностранных академий. Восемнадцать русских ученых работали в Пастеровском институте в Париже. Один из отделов в этом институте возглавлял микробиолог С. Н. Виноградский (1856-1953), который был одним из создателей новой области в биологии - агробиологии. В

Пастеровском институте работали ученики И. И. Мечникова: И. И. Манухин, С. И. Метальников (1870-1946). Директором Аэродинамического института Парижского университета стал Д. П. Рябушинский (1882-1962). Он же организовал в Париже Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, которое проводило большую работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив их распыление многообразными способами через иностранцев по разным каналам и в результате их возможное исчезновение для русских людей. Более шестидесяти русских профессоров читали лекции на различных факультетах Парижского университета. Русские ученые-геологи, работавшие во Франции, составили первую в истории геологическую карту Африки. Впоследствии она использовалась в качестве учебного пособия во многих странах всего мира. Ученые-эмигранты из России внесли большой вклад в развитие авиации и астронавтики. Среди выехавших за рубеж русских инженеров был и основоположник мирового вертолетостроения И. И. Сикорский (1889-1972). Выдающийся ученый, изобретатель в области электроники, создатель телевидения В. К. Зворыкин (1889-1982) большую часть своей жизни провел в эмиграции. В 1929 году он сконструировал кинескоп, в 1931 - иконоскоп. После этого изобретения он принялся за разработку телевизионной системы в целом. В 1936 году в США были начаты телевизионные передачи по разработанной В. К. Зворыкиным системе. Получив признание во всем мире как автор ряда изобретений в области электронного телевидения, ученый внес значительный вклад в развитие других направлений техники. Им была выполнена серия работ по созданию электронных микроскопов, медицинской электроники. Ему принадлежат более 80-ти научных работ, свыше 120-ти патентов. Не случайно В. К. Зворыкина называли подарком России американскому континенту. Ученый являлся членом Американской Академии искусств и наук, Академии инженеров, Американского философского общества, почетным членом многих академий и научных обществ. Активный интерес ко всему происходящему в мире науки, и особенно в России, он сохранил на всю жизнь. Незадолго до смерти он посетил свою родину, город Муром Владимирской области.

Следует особо отметить заслуги русских философов. Среди русских мыслителей, живших в эмиграции, были Н. А. Бердяев (1874-1948), С. Н. Булгаков (1871-1944), И. А. Ильин, Н. О. Лосский (1870-1965), П. И. Новгородцев (1866-1924), П. А. Сорокин (1889-1968), Г. П. Федотов (18861951), Г. В. Флоровский (1893-1979), С. Л. Франк (1877-1950). Они продолжали тот этап в развитии русской философии религиозно-этического направления, который начался в России в конце XIX - начале XX веков. Большое внимание русские философы уделяли анализу самого феномена революции, ее влияния на судьбу России. Они были против оправдания революционного переворота как способа решения социальных и политических проблем. Многие русские философы-эмигранты писали не только философские, но и богословские труды, в которых они подчеркивали

особую роль христианства и православной церкви в истории человечества и в современном им мире, показывали вечность религиозных истин и их значение для очищения и просветления человеческой души. Русская философская мысль оказала немалое влияние и на западноевропейскую философию. Важно отметить, что русские философы показывали тесную связь русской философии с другими видами духовного творчества, и особенно с художественной культурой. Это подтверждали исследования творчества русских поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, писателей Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Такова работа Н. О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание», которую он закончил в 1939 году. Эту книгу современные литературоведы считают одной из лучших, написанных когда-либо о творчестве великого русского писателя. Многие исследователи признавали, что в России наиболее глубокие и значительные мысли были высказаны не в систематичных научных работах, а в литературной форме. По мнению С. Л. Франка, здесь мы видим художественную литературу, пронизанную глубоким философским восприятием жизни.

После октябрьской революции в эмиграции оказалось большинство выдающихся русских писателей и поэтов: Л. Н. Андреев (1871-1919), К. Д. Бальмонт (1867-1942), И. А. Бунин (1870-1953), З. Н. Гиппиус (1869-1945), Б. К. Зайцев, В. И. Иванов (1866-1949), Г. В. Иванов (1894-1958), А. И. Куприн (1870-1938), И. Д. Сургучев (1881-1956), А. В. Тыркова-Вильямс (1869-1962), М. И. Цветаева (1892-1941), И. С. Шмелев (1873-1950). Большинство творений русских писателей и поэтов было посвящено воспоминаниям о родине, описаниям русского уклада жизни и быта, нравам русского народа, и их произведения представляли большой интерес не только для русских эмигрантов, но и для иностранных читателей. Так, например, произведения И. С. Шмелева активно переводили и издавали на разных не только европейских, но и азиатских языках. И. С. Шмелев не смог прижиться в Европе и принять ее идеалы. Отмечая в настоящем торжество низости и варварства, господство меркантильных интересов, он видел залог России в ее прошлом, прежде всего в православии. Писатель был переполнен нежной любовью к своей родине и глубокой скорбью за землю своих предков. Все это составляло особую притягательную силу его произведений, которая давала утешение и опору. Так, поэт-эмигрант К. Д. Бальмонт за несколько дней до смерти просил жену почитать ему одно из лучших произведений И. С. Шмелева «Богомолье». Философ И. А. Ильин считал, что книгу И. С. Шмелева «Лето Господне» надо иметь, постоянно возвращаться к ней, перечитывать, утешаться и очищаться ею. «Последний» писатель русской эмиграции первой волны Б. К. Зайцев (1881-1972) создал один из самых главных художественных памятников отошедшей в прошлое России автобиографическую тетралогию: «Путешествие Глеба» (1937), «Тишина» (1948), «Юность» (1950), «Древо жизни» (1954). Именно вдалеке от родины он обратился к впечатлениям детства, юности, молодости.

Находясь на чужбине, многие деятели художественной культуры критически и вполне справедливо оценивали прошлую жизнь и причины утраты родины. Так, Б. К. Зайцев сознавал трагическую обреченность предреволюционной России. Он отмечал, что в это время Россия материально стремительно неслась вперед, но моральной устойчивости не было никакой. Революция, по его мнению, - это всегда расплата. «Прежнюю Россию упрекать нечего: лучше на себя оборотиться. Какие мы были сыны России, Родины?» [1, с.15].

После октябрьской революции за границу выехала большая группа русских актеров и театральных деятелей, которая организовала несколько театральных трупп, дававших спектакли во многих странах мира. Несмотря на языковые проблемы, свойственные всем актерам-иностранцам, русский театр, как известно, оказал большое влияние на развитие сценического искусства всего мира. Среди русских актеров особенно выделялся М. А. Чехов (1891-1955), племянник замечательного русского писателя А. П. Чехова (1860-1904), который был кроме того и режиссером, и педагогом. В эмиграции он сумел осуществить свою мечту о создании особого нравственно-художественного театра. Духовную связь с Россией он сохранил до конца своих дней.

Особым успехом пользовался за рубежом русский балет. После революции ведущие артисты русского балета А. П. Павлова (1881-1931), Т. П. Карсавина (1885-1978), О. И. Преображенская (1871-1962), О. А. Спесивцева (1895-1991), В. Ф. Нижинский (1889-1950) уехали за границу, став эмигрантами. Их выступления проходили с триумфальным успехом и закрепили славу русского балета как исключительного явления в искусстве. Влияние русских артистов не ограничивалось спектаклями, во всех больших городах русские танцоры открывали балетные школы.

Велик вклад в мировую художественную культуру представителей русского изобразительного искусства. Многие русские архитекторы, скульпторы, художники разных жанров остались за рубежом после революции 1917 года. Мировую известность получила деятельность династии Бенуа. Заслуженной славой пользовались русские живописцы К. А. Коровин (1861-1939), З. Е. Серебрякова (1884-1967). Их вставки проходили с неизменным успехом.

После революции 1917 года за рубежом оказалось много выдающихся деятелей музыкального искусства: композиторы А. К. Глазунов (1865-1936), А. Т. Гречанинов (1864-1956), Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев (1891-1953), С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Н. Н. Черепнин; пианисты В. С. Горовиц (1904-1989), Н. А. Орлов, А. И. Зилоти; виолончелист Г. П. Пятигорский (1903-1976), певец Ф. И. Шаляпин, певицы М. М. Куренко (1890-1980), Л. Я. Липковская (1884-1958) и другие.

Исключительный успех сопутствовал русскому композитору, пианисту и дирижеру С. В. Рахманинову (1873-1943). Он происходил из древнего знатного дворянского рода. Среди его предков было немало музыкально

одаренных людей. Музыкальные способности будущего композитора проявились очень рано. Первые уроки игры на фортепиано он получил дома, затем на младшем отделении Петербургской консерватории. Впоследствии, перейдя на старшее отделение Московской консерватории, он обучался по теоретическим предметам и композиции у С. И. Танеева (1856-1915) и А. С. Аренского (1861-1906), по фортепиано у А. И. Зилоти. В 1891 году он блестяще окончил консерваторию по классу фортепиано, а через год - по классу композиции с Большой золотой медалью. В качестве дипломной работы по композиции была представлена опера «Алеко» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»). Эта опера молодого композитора получила очень высокую оценку П. И. Чайковского (1840-1893) и вскоре была поставлена в Большом театре. Творческая деятельность С. В. Рахманинова была необыкновенно активна. Его сочинения и выступления как пианиста пользовались неизменным вниманием слушателей и критики и всегда сопровождались успехом. С 1906 года он гастролировал как пианист и дирижер во многих странах Европы, а в 1909 году он совершил свою первую концертную поездку по городам США. Осенью 1917 С. В. Рахманинов уехал на гастроли в Швецию. Не приняв Октябрьскую революцию, он навсегда остался за рубежом. Некоторое время он жил в Париже. В 1935 году окончательно переселился в Америку. Занимаясь преимущественно исполнительской деятельностью, он закрепил за собой славу величайшего пианиста в мире. Но, утратив связь с Россией, он потерял творческое вдохновение и перестал сочинять. Только через несколько лет после отъезда за рубеж композитор вновь приступил к творчеству и создал Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный композитору Н. К. Метнеру (1927), Три русские песни для оркестра и хора (1928), Рапсодию на тему Паганини (1934) для фортепиано с оркестром, Третью симфонию (1935-1936), «Симфонические танцы» (1940), которые упрочили его славу как гениального композитора XX века.

По мнению специалистов в области музыкального искусства, одно из первых мест среди выдающихся композиторов XX века принадлежит Н. К. Метнеру (1879-1951). В настоящее время его произведения, к сожалению, мало и редко исполняются. Выпускник Московской консерватории, он впоследствии был ее профессором. С 1921 года Н. К. Метнер жил за границей, где имел большой успех и как композитор, и как пианист. Основная область творчества композитора - камерная музыка, преимущественно фортепианная. Его творческое наследие как композитора отмечено верностью классическим традициям, искренностью выражения чувств, сочетанием лирических настроений и романтической мечтательности с серьезностью размышлений. Им написано свыше ста произведений для фортепиано, в том числе три концерта для фортепиано с оркестром, несколько сонат, среди них Соната-воспоминание, Трагическая соната, Грозовая соната, десять циклов «Сказок». Композитор сочинил больше ста

романсов на стихи И. В. Гете (1749-1832), А. С. Пушкина (1799-1837), Ф. И. Тютчева (1803-1873), А. А. Фета (1820-1892).

Н. К. Метнер был человеком русского мироощущения, принципиальным противником музыкального модернизма и много размышлял об эстетических и этических вопросах искусства. Результатом этих раздумий явилась книга «Муза и мода», изданная в Париже в 1935 году. В ней композитор подытожил свои представления о назначении музыки, о путях ее развития и состоянии в современном ему мире. Мысли автора, высказанные в этом исследовании, очень актуальны и в настоящее время.

Глубокую приверженность русской классической традиции проявил композитор Н. Н. Черепнин (1873-1945). Он окончил юридический факультет Петербургского университета (диплом, об окончании которого, ему в жизни так никогда и не пригодился) и Петербургскую консерваторию. Первоначально обучался на фортепианном отделении, но затем перешел в класс композиции, в котором занимался под руководством Н. А. Римского-Корсакова (1844-1908). Уже первые сочинения молодого композитора обнаружили тесные связи с традициями «Могучей кучки». Композитор работал в разных жанрах. Написал две симфонии, хоры, инструментальные ансамбли, романсы. Особое место в творчестве Н. Н. Черепнина занимала духовная музыка. В предреволюционные годы им были созданы три литургии и «Всенощная». В 1921 году он уехал в Париж, получив приглашение от балерины А. П. Павловой (1881-1931) написать музыку для спектакля и продирижировать им. В 1923 году по инициативе Н. Н. Черепнина была открыта Русская консерватория в Париже, директором и педагогом которой он был. Н. Н. Черепнин никогда не оставлял надежду вернуться в Россию и так и не принял французское подданство. Его мысли о России находили выход в сочинении произведений на национальные сюжеты, в обращении к русскому фольклору, в интересе к древнейшим пластам церковной культуры. В годы эмиграции он написал несколько духовных концертов, некоторые из которых были изданы в Нью-Йорке. Дело Н. Н. Черепнина продолжил его сын - Александр Николаевич Черепнин - композитор, пианист, педагог, верный традициям русской классической музыки.

Среди русских композиторов-эмигрантов выделялся И. Ф. Стравинский (1882-1971). Он родился в семье великого русского оперного певца Ф. И. Стравинского, в доме которого в Петербурге собирались виднейшие деятели русской культуры, что в немалой степени способствовало становлению художественных вкусов будущего композитора. С 1903 по 1908 годы он брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которому посвятил свое первое крупное сочинение - симфонию. С 1910 по 1920 он жил в основном в Швейцарии, с 1920 года - в Париже. В 1939 году Ф. И. Стравинский переехал в США, но периодически выезжал в разные страны, выступал как исполнитель своих произведений и читал лекции о музыке. В Гарвардском университете он читал курс лекций, которые позже

вышли отдельным изданием под названием «Музыкальная поэтика». Композитор прошел сложный и противоречивый путь творческого развития. Он начинал творческий путь в годы, генетически связанные с романтизмом, а к концу жизни стал свидетелем появления образцов конкретной и электронной музыки. Между этими полюсами было множество иных музыкальных течений. И. Ф. Стравинский в редких случаях был их сторонним наблюдателем. Тем не менее он всегда оставался самобытным художником. Так, например, влияние французского импрессионизма, которое он испытал, не заслонило творческой индивидуальности композитора и тесной связи его творчества с русским музыкально-поэтическим фольклором. Яркое свидетельство тому балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911). Творческое наследие И. Ф. Стравинского огромно и разнообразно. Оно оказало значительное воздействие едва ли не на всех композиторов XX века. Важнейшей темой публичных выступлений И. Ф. Стравинского, к которой он обращался на протяжении всей жизни, было признание своей близости традициям русской художественной культуры. Композитор говорил, что он русский по своему происхождению, мыслит и говорит по-русски, и его музыка в основе своей русская, несмотря на то, что он принадлежит и к европейской культуре.

Композитор А. К. Глазунов (1865-1936) был также выдающимся дирижером, педагогом и общественным деятелем. Большое значение для его музыкального развития имело знакомство и общение с композитором М. А. Балакиревым (1837-1910), инициатором создания и руководителем музыкального содружества композиторов, известного под названием «Могучая кучка». Общение и дружба с композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским (1840-1893), А. П. Бородиным (1833-1887), С. И. Танеевым (1856-1915), а также с критиком В. В. Стасовым (1824-1906) благотворно повлияли на становление А. К. Глазунова как композитора и высокообразованного музыканта. Основное место в творчестве А. К. Глазунова занимают симфонические жанры музыки. Кроме симфоний он написал симфонические поэмы, увертюры, сюиты. Ему принадлежат концерты для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные произведения, центральное место в которых занимают струнные квартеты. Важным этапом в развитии русской и мировой балетной музыки стали балеты А. К. Глазунова. В них он выступил как продолжатель балетных традиций П. И. Чайковского. Наиболее значительным признан балет А. К. Глазунова «Раймонда» (1898), который отличается красочностью и богатством мелодий и разнообразием танцевальных ритмов. Интересен одноактный балет «Времена года» (1900), не имеющий определенного сюжета. До сего дня романсы, хоры, сольные произведения для фортепиано, органа, скрипки и других инструментов А. К. Глазунова занимают прочное место в классическом концертном репертуаре. Композитор неоднократно выезжал за рубеж. В 1907 году он получил звание доктора музыки Кембриджского и Оксфордского университетов. В

1928 году композитор выехал для лечения во Францию. В этом же году он дал авторский концерт в Париже. С 1929 по 1931 годы А. К. Глазунов выступал в качестве дирижера в Испании, Португалии, Англии, Польше, Чехословакии, Голландии, США. А. К. Глазунов скончался в марте 1936 года в одной из больниц Парижа.

Интересно и своеобразно творчество русского композитора А. Т. Гречанинова (1864-1956), который также принадлежит музыкальной культуре русского зарубежья. Он происходил из купеческой семьи. Музыкальное образование получил в Московской и Петербургской консерваториях. В 1922 он выехал за границу. Вначале жил в Париже, а в 1939 году переехал в США. Творчество А. Т. Гречанинова тесно связано с традициями русской музыкальной классики, в частности с «Могучей кучкой». Наибольший интерес в творческом наследии А. Т. Гречанинова представляет вокальная музыка, проникнутая искренностью и задушевностью. В своих романсах он использовал стихи русских поэтов -А. С. Пушкина (1799-1837), М. Ю. Лермонтова (1814-1841), Ф. И. Тютчева (1803-1873), А. А. Блока (1880-1921). В области церковной музыки он стремился возродить стиль старинного русского пения. В дальнейшем он не ограничивался хоровым звучанием, включал в партитуру инструменты. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 года рассматривался вопрос о применении органа в православном Богослужении. На объединенном заседании по вопросам церковного пения, которое состоялось в декабре 1917 года, А. Т. Гречанинов предложил внести орган в православное Богослужение. Предложение было отклонено голосованием. Разумеется, сочинения А. Т. Гречанинова, которые использовали музыкальные инструменты, нарушали каноны православного Богослужения и не были допущены к исполнению в церквах. Они звучали на концертной эстраде. Духовная музыка А. Т. Гречанинова с использованием оркестра и органа исполнялась во Франции и США и была очень популярна. Ценный вклад внес А. Т. Гречанинов в детскую музыку. Его сборники детских песен вошли в педагогическую практику, в репертуар детских хоров.

Прославляли русское искусство за рубежом многие талантливые русские певцы и прежде всего Ф. И. Шаляпин (1873-1938). Он происходил из простой семьи. Обладая с детства красивым голосом, пел в церковном хоре. Будущий певец прошел суровую жизненную школу. Он вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика. Ему приходилось работать и грузчиком, и крючником на пристани. Страстная любовь к искусству и театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам России. В Тифлисе он встретился с замечательным певцом и учителем пения Д. А. Усатовым (1847-1913), который давал ему бесплатные уроки. Здесь Ф. И. Шаляпин выступал в любительских концертах. В 1896 году певец был приглашен С. И. Мамонтовым (1841-1918), известным русским предпринимателем и меценатом, в Московскую частную оперу, где занял положение ведущего

солиста и во всей полноте раскрыл свой талант. Вскоре он стал солистом Большого и одновременно Мариинского театров. С триумфальным успехом он гастролировал за рубежом, в частности в Миланском театре «Ьа 8еа1а» в 1901 году, где выступил в партии Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто (1842-1918). Прием искушенной и строгой итальянской публики превзошел все ожидания. Самый большой оперный театр мира был заполнен сверху донизу, толпы стояли в проходах. Знаменитый московский театральный критик и публицист В. М. Дорошевич (1865-1922) присутствовал на этом спектакле. Критик очень красочно описал триумф молодого русского певца. Уже первые звуки, произнесенные Ф. И. Шаляпиным, покорили публику, настолько мощно, дерзко и красиво пронесся по залу его великолепный голос. И далее восхищение публики все нарастало. В аплодисментах, как писал В. М. Дорошевич, утонуло и пение хоров, и аккорды оркестра, казалось, что от оваций рухнет театр. Это было что-то невиданное даже для Италии. Ф. И. Шаляпин открыл новую эру в отечественном и мировом музыкальном театре. Он удивительно органично соединил в опере драматическое и музыкальное начала. Весной 1922 года певец отправился в зарубежную гастрольную поездку. Он предполагал, что разлука с Россией будет длительной, но не допускал мысли об окончательном разрыве с родиной. Он собирался вернуться в Москву и Петроград. Однако бесконечные контракты все более отдаляли возможность его возвращения. В непрекращающихся гастрольных выступлениях он объездил почти все страны мира. С 1930 года Ф. И. Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились не только высоким уровнем постановочной культуры, но и великолепным художественным оформлением: декорации к спектаклям «Русской оперы» писали И. Я. Билибин (1876-1942) участник творческого объединения «Мир искусства», К. А. Коровин (1861-1939). Особым успехом пользовались оперы русских композиторов А. П. Бородина (1833-1887), А. С. Даргомыжского (18131869), М. П. Мусоргского (1839-1881). Н. Л. Бенуа (1813-1898), главный архитектор Петергофа, выдающийся деятель русской культуры, вспоминал о необычайном триумфе Ф. И. Шаляпина в Риме, где он выступил в партии царя Бориса в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»: « Все единогласно выражали восторг бурными. аплодисментами. Русское искусство и на сей раз одержало победу» [7, с.165].

Певец никогда не переставал думать о России. Интересовался и читал, по возможности, обо всем, что происходило на его родине. Он до конца своей жизни оставался русским гражданином и не принял иностранного подданства. Большим событием в жизни певца были приезды в Америку труппы артистов Художественного театра в 1923 году со спектаклем «Царь Федор Иоаннович» и Музыкальной студии МХАТа. Перед русскими артистами певец выступил с приветственным словом и устроил в их честь вечер. Особенно дороги были для Ф. И. Шаляпина встречи с С. В. Рахманиновым. Время, проведенное вместе, укрепляло душевные силы,

поддерживало двух друзей. 18 апреля 1938 года проводить певца в последний путь вышел, казалось, весь Париж. Радио, не переставая, транслировало голос великого певца - романсы, песни, арии в его исполнении. Трижды прозвучала «Вечная память» в исполнении хоров, которые прежде многократно выступали вместе с Ф. И. Шаляпиным. Под пение хора гроб опустили в могилу на кладбище Батиньоль. Супруга певца и его дети бросили на гроб пригоршни псковской земли, которая хранилась в доме Шаляпиных как самая драгоценная реликвия. С. В. Рахманинов собирался написать книгу о Ф. И. Шаляпине, он был уверен в том, что «... этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем» [8]. Певец мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось: прах Ф. И. Шаляпина был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.

Замечательной артисткой оперы, концертной певицей (сопрано), педагогом была Л. Я. Липковская (1884-1958). Ее имя малоизвестно в России, поскольку звуковое наследие певицы невелико. С детства она пела в церковном хоре и участвовала в любительских концертах. В восемнадцать лет Л. Я. Липковская поступила в Петербургскую консерваторию в класс профессора Н. А. Ирецкой (1845-1922). Будучи студенткой, она восхищала своим талантом композиторов А. И. Глазунова и Н. А. Римского-Корсакова. В 1909 году певица впервые отправилась за рубеж. В Нью-Йорке она дебютировала в операх Джузеппе Верди (1813-1901) «Травиата» и «Риголетто». В обеих операх ее партнером был великий итальянский тенор Энрико Карузо (1873-1921). В мае 1910 она выступала в Париже, а в августе и сентябре - в Риме. Вернувшись в Россию, Л. Я. Липковская пела с большим успехом в Мариинском театре Петербурга. Вновь отправившись за рубеж, русская певица объездила всю Северную и Южную Америку, выступала в Париже, Праге, Риме, Лондоне, Вене. Всюду отзывы о ее выступлениях были самые восторженные. Она обладала уникальной суммой дарований: легким голосом прозрачного, серебристого тембра, феноменальной вокальной техникой, высочайшей музыкальной и артистической культурой и внешним обаянием. Все эти качества позволили ей войти в число самых выдающихся певиц того времени. Многие музыкальные критики даже считали ее вокальную технику выше, чем у любой из ее современниц. В 1952 году Л. Я. Липковская уехала в Париж, где преподавала в Русской консерватории. Она была избрана профессором по классу пения. В 1953 году певицу пригласили на должность директора Бейрутской консерватории Academie Beaux-Arts в Ливане, где в то время жила ее сестра. Последние годы жизни по состоянию здоровья она не могла уже преподавать и скончалась в бедности. Л. Я. Липковская была наделена и поэтическим даром, ее стихотворения печатались в периодических изданиях.

Необходимо отметить, как велико влияние русской фортепианной школы на мировой, и в частности, американский пианизм. Большую роль в этом сыграл пианист Н. А. Орлов (1892-1964). Начатки музыкального

образования он получил в семье, затем стал одним из лучших учеников училища сестер Гнесиных. В 1910 году он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще в консерваторские годы он привлек к себе внимание выступлениями на студенческих вечерах. В конце 1921 года он уехал за границу. Первые зарубежные выступления принесли ему замечательный успех. Пианист много гастролировал, совершал продолжительные турне по Северной Америке, странам Южной Америки и Европы. Репертуар пианиста был весьма обширен, но основу его составляла музыка Ф. Шопена (1810-1849). Однако не только черты лиризма и изысканной камерности были присущи его творческой манере, многие трактовки пианиста отличались виртуозным размахом, масштабностью. Таким было, по мнению современников, его исполнение Третьего концерта С. В. Рахманинова для фортепиано с оркестром. В 20-е годы Н. А. Орлов был одним из немногих пианистов, постоянно игравших этот концерт публично. В целом его игра отличалась эмоциональной тонкостью, убедительной интонацией, красивым певучим звуком. Все это показывало, что он оставался продолжателем русской пианистической традиции.

Большое вклад в музыкальное искусство США внес пианист А. И. Зилоти (1863-1945). В возрасте 8-ми лет он начал систематические занятия фортепиано на младшем отделении Московской консерватории. На старшем отделении консерватории он занимался у выдающегося пианиста-виртуоза Н. Г. Рубинштейна (1835-1881), брата композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна (1829-1894), директора и педагога Петербургской консерватории. Теорию музыки он изучал под руководством П. И. Чайковского. В 1883 году А. И. Зилоти отправился в Германию, в Веймар, для совершенствования музыкального образования под руководством великого пианиста и композитора Ф. Листа (1811-1886), с которым впоследствии его связывала искренняя дружба. Под влиянием Ф. Листа сформировались художественные исполнительские принципы А. И. Зилоти. В 1888 году он принял приглашение Русского музыкального общества стать профессором Московской консерватории. За недолгий срок своей работы в консерватории он сумел воспитать выдающихся пианистов К. Н. Игумнова (1873-1948) и С. В. Рахманинова. Выехав в Париж, А. И. Зилоти активно гастролировал по городам Европы. Его искусство как пианиста приобрело широкое международное признание. С 1922 года он проживал в Нью-Йорке и пользовался в США высоким авторитетом как исполнитель и педагог, но по своему духу и менталитету он всегда оставался русским и человеком, и музыкантом.

В 1958 году в Москве проходил Первый международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского. Это событие в какой-то мере приоткрыло для Советской России деятельность русского музыкального зарубежья. Двадцатитрехлетний американский пианист Х. Л. Клайберн (1934-2013) получил на этом конкурсе первую премию и золотую

медаль. Он представлял класс профессора Джульярдской музыкальной школы Розины Левиной (1880-1976), русской пианистки, эмигрантки, в прошлом выпускницы Московской консерватории. По мнению музыковеда С. М. Хентовой, было нечто символическое в том, что пианистка, состарившаяся на чужбине, послала своего ученика на родину, в Москву, на международный конкурс. Уже на первом туре выступления Х. Л. Клайберна слушателей поразила близость его исполнения русской пианистической традиции, особенно пианизму С. В. Рахманинова. Современник великого композитора пианист А. Б. Гольденвейзер (1875-1961) говорил: «Закрыв глаза, я слышал молодого Рахманинова, вновь пережив волнующие впечатления давно минувших дней» [Цит. по: 9, с. 66].

Спустя много лет, в год своего семидесятилетия, в 2004 году Х. Л. Клайберн посетил с гастролями Москву, родину своего признания. Его концерт, состоявшийся 22 сентября, завершился овацией. Интересно откровенное признание пианиста после выступления. «Я был гениальным в течение получаса только один раз в жизни - на конкурсе Чайковского ... В тот момент я реально ощутил: на меня снизошло Господнее благословение. Я играл так, как не играл больше никогда в жизни» [Цит. по: 5]. Последний раз Х. Л. Клайберн приезжал в Москву в июне 2011 года. Он был приглашен возглавить жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

Некоторым русским эмигрантам удалось вернуться на родину. Среди них были писатель А. И. Куприн (1870-1938), композитор С. С. Прокофьев (1891-1953), скрипачка А. Д. Бубнова-Оно (1890-1979).

Один из величайших композиторов XX века С. С. Прокофьев родился в небогатой семье, которая имела высокие интеллектуальные запросы. Музыкальные способности будущего композитора проявились очень рано. В пять лет он начал сочинять небольшие фортепианные пьесы, а затем и довольно крупные сочинения. В 1904 С. С. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Окончил консерваторию в 1914 году по трем специальностям: как композитор, дирижер и пианист. В дореволюционный период он создал ряд произведений, которые принесли ему славу. Это два фортепианных концерта, Классическая симфония, «Мимолетности». В творчестве композитора сочетались стихийная мощь, буйство, острота и в то же время лиричность и нежность. С октября 1921 года начался парижский период творчества С. С. Прокофьева, который продолжался пятнадцать лет. В эмиграции композитор проявил свой уникальный творческий дар, создав оперу «Любовь к трем апельсинам» по сказке итальянского драматурга, автора театральных фантастических сказок Карло Гоцци (1720-1806), балеты, две симфонии и фортепианные сочинения. В Париже он поддерживал дружеские и творческие связи с А. И. Глазуновым, И. Ф. Стравинским, Н. Н. Черепниным и другими русскими эмигрантами. С. С. Прокофьев много гастролировал по всему миру. С 1927 года упрочились его связи с Советским Союзом. Первые гастроли в СССР

прошли с огромным успехом. В 1936 году С. С. Прокофьев с семьей вернулся на родину. Здесь им были созданы балеты «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» «Золушка», оперы «Семен Котко», «Война и мир», музыка к театральным постановкам и к кинофильмам. Композитор вошел в историю как один из ярчайших новаторов, создатель своего неповторимого стиля, и в то же время воспитанник и приверженец русских музыкальных традиций.

Русская скрипачка и педагог А. Д. Бубнова-Оно получила образование в Петербургской консерватории, по окончании которой выступала с концертами и преподавала музыку. Выйдя замуж за студента-вольнослушателя Петербургского университета японца Оно Сюнъити, она уехала в Японию. Убедившись, что европейская музыка в Японии мало известна, а исполнительский уровень очень низок, она решила правильно поставить музыкальное образование в Японии. Первой она стала заниматься с маленькими детьми (японцы начинали учиться играть на скрипке и фортепиано взрослыми). В дальнейшем она стала профессором музыкальных институтов и подготовила свыше тысячи учеников. А. Д. Бубнова-Оно следила за музыкальной жизнью в СССР, посещала все гастрольные концерты советских исполнителей. Несмотря на то, что в Японии она пользовалась неизменным уважением и как скрипачка, и как педагог, ей всегда хотелось вернуться в Россию. Она признавалась в том, что каким бы вниманием и заботой ее ни окружали, все-таки Япония - это не ее родная страна. Она вернулась на родину 1960 году и занималась педагогической деятельностью теперь уже на благо своего отечества.

Понять существенные особенности творчества композиторов и музыкантов-исполнителей русского зарубежья первой волны помогают слова С. В. Рахманинова, в которых он выразил свое творческое credo. Они прозвучали в последнем интервью композитора в 1941 году. С. В. Рахманинов был убежден в том, что музыка должна быть выражением всей личности композитора, в его музыке должны найти отражение родина композитора, его любовь, вера, книги, картины, которые когда-либо произвели на него глубокое впечатление. Музыка должна быть результатом его мировоззрения, эстетических и духовно-нравственных идеалов. «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка - детище моего темперамента, поэтому она -русская» [6, с. 534].

Главная отличительная особенность и великое значение художественной культуры русского зарубежья как историко-культурного феномена во всех видах творчества состоит в том, что в ней сохранилась приверженность русской классической традиции, национальным корням, этическим и эстетическим ценностям, высшим духовным началам культуры дореволюционной России, основанным на православии, которые создавали жизненность и самобытность искусства, несмотря на освоение новых направлений и явлений, появившихся со временем. Изучение культуры

русского зарубежья позволяет нам подняться еще на одну ступень художественного постижения истории и современности.

История, как известно, содержит в себе не только прошлое народа, его настоящее, но и его будущее. «История народа есть таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего» [2, с. 19]. Невозможно предугадать, какой будет музыкальная культура России в будущем, так как в настоящее время большое распространение и влияние на умы и чувства людей имеет массовая культура, заметно принижение национального искусства, велико засилье антикультуры и движение в этом направлении не ослабевает и даже усиливается. Но хочется верить, что историческое предназначение России еще не полностью осуществилось, не исчерпаны ее богатые духовные силы, и подлинный расцвет ее - в будущем. Несомненно, что неоценимую помощь в этом окажет всесторонняя культура русского зарубежья, в том числе и музыкальная, первой волны XX века в лучших своих проявлениях.

Использованные источники:

1.Зайцев, Б.К. Белый свет: Проза / Б. К. Зайцев. - М.: Худож. лит., 1990. -239 с.

2. Ильин, И. А. О путях России / И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10-ти т. - М.: Русская книга, 1996.- Т. 6. - Кн. 2.- С. 19-26.

3. Ильин, И.А. О России. Три речи . 1926-1933 / И. А. Ильин. Собрание сочинений: в 10-ти т. - М.: Русская книга, 1996. - Т. 6. - Кн. 2. - С. 7-34.

4.Там же. - С. 17.

5. Кривицкая, Евг. Первая осенняя зарисовка / Евг. Кривицкая // Музыкальная академия. - М. - 2004. - № 4.- С. 84 -85.

6. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. - М.: РОССПЭН, 1997. -742 с.

7. Ф. И. Шаляпин / Сост. Р.В.Саркисян. М.: Музыка, 1986. - 192 с.

8. Там же. - С. 180.

9. Хентова, С. М. Вэн Клайберн / С. М. Хентова. - М.: Музыка, 1966. -108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.