Научная статья на тему 'Музыкальная импровизация как средство развития воображения'

Музыкальная импровизация как средство развития воображения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2964
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнягина Анастасия Михайловна, Орлова Светлана Николаевна

В данной статье рассматривается развитие воображения субъекта. Именно оно является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Особое значение уделяется проблеме создания эффективных методов систематического, сознательного и преднамеренного развития воображения в процессе музыкальной импровизации. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, цель, которой изучение проблем оценки музыкального качества детской импровизации и разработки критериев значимости этих качеств, для развития воображения субъектов. Анализируются методы и методики при работе с учащимися на музыкальных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная импровизация как средство развития воображения»

РАЗДЕЛ YII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.025.8:78.083.3

Портнягина Анастасия Михайловна

Аспирантка, ассистент кафедры ПТиИП ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», sultanis@yandex. ги, Красноярск

Орлова Светлана Николаевна

Доктор психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», suitani$®yandex.ru, Красноярск

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТА

Portnyagina Anastasia Mikhaylovna

Post-graduate student, assistant to the chair ofpedagogical technology of the Siberian State Technological University, sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk

Orlova Svetlana Nikolayevna

Doctor of Psychology, professor of the Siberian State Technological University, suitanis'a), yandex.ru, Krasnoyarsk

MUSICAL IMPROVISATION AS MEAN SUBJECT’S IMAGINATION DEVELOPMENT

В современных условиях именно воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека, оно как специфическая деятельность является важнейшим условием зарождения художественно-творческих замыслов и способностью человека создавать новые чувственные или мыслительные образы. В настоящее время в социально-экономической сфере российского общества происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно меняющемся, усложняющемся и развивающемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, уметь своевременно корректировать свою деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми изменяющейся средой. В связи с этим особое значение приобретает проблема эффективных методов систематического, сознательного и преднамеренного развития воображения.

Воображение лежит в основе способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий, при этом важное значение уделяется осознанию или предугадыванию определенных элементов в будущем, оно внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности, помогает человеку мысленно проделать ряд действий, то есть

в образной модификации вообразить, что произойдет с ним в будущем. Воображение - это способность человека представлять в виде образов отсутствующие в данный момент времени или реально не существующие, то есть вымышленные, объекты, В образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности [8].

Процесс воображения широко рассматривается в психологии художественного творчества (О. И. Никифорова, С. X. Раппопорт, Б. М. Рунин, А. И. Климовицкий, Т. Рибо, У. Р. Рейтман, У. Джемс, А. Бергсон и др.). Специфика детского воображения описывается в психолого-педагогичес-кой литературе (А. В, Запорожец, В. М. Коротков, Г. И. Кудина, А, А. Ме-лик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, А. Л. Гройсман, Р. Кратчфилд и др.)

Стратегический смысл образования XXI в. в целом заключается в том, чтобы человек вырос свободным и творческим, поэтому важную роль в развитии воображения субъекта играет учебно-воспитательный процесс. Учебная деятельность в силу своей специфики создаёт целый ряд объективных предпосылок к дальнейшему развитию воображения. Так, она явным образом способствует обогащению индивидуального опыта ребёнка, формированию его знаний об окружающем мире и о себе самом, тем самым обеспечивая качественное, структурное и количественное обогащение содержания и образов воображения.

Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их «дремлющие» способности. Развитие воображения осуществляется через систему творческих заданий. Составляя, подбирая творческие задания, необходимо придерживаться следующих принципов: ставить основной акцент на развитие воображения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы; использовать разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка; предлагать творческие задания, которые выполняются в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий); использовать разнообразный музыкальный материал в творческих заданиях: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку [1].

Под субъектом, мы, вслед за С. Ю. Голов иным понимаем носителя предмет-но-практическойдеятельностиипознания [4]. Развитиевоображения субъекта целесообразно рассматривать с учётом наиболее существенных особенностей содержания той деятельности, в которую оно включено, так как совокупность отличительных черт каждого вида деятельности неизбежно накладывает свой отпечаток на сущность и форму проявления любого её компонента,

Анализ отечественной и зарубежной литературы по психологии и педагогике, а также взглядов выдающихся музыковедов и педагогов в русле интересующей нас проблемы позволил выделить таких авторов, которые разработали и внедрили программы преподавания предметов эстетическо-

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ.,.

го цикла, а именно: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксину, В. А. Архангельского. Е, А. Бодину, В. В, Блудову, Д. Б, Кабалевского, Е. П. Кабкову, С. И. Морозову, А. Н. Островского, Т. Г. Пеня, Л. Г. Савенкову, Т. И. Сухову, Ю. Н. Усова, Б. П. Юсова и др.

Музыка является одним из мощных источников активизации творческой деятельности детей, которая возможна лишь при условии естественного и постоянного самовыражения детей в различных видах музыкальной деятельности. Одной из наиболее живых и активных форм творчества является приобщение ребенка к свободной музыкальной импровизации. При этом необходимо признать, что каждый учитель музыки, пытаясь стимулировать импровизационную деятельность ребенка на уроке, сталкивается с целым рядом проблем теоретического и практического характера. К числу вопросов теоретического характера следует отнести недостаточную разработанность проблемы развития навыков импровизации в формировании ребенка как творческой личности. Занятия импровизацией предоставляют значительные возможности для развития творческих и профессиональных способностей учащихся [2].

Импровизация - первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике, а также лежит в основе человеческого существования, она более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Она является первоосновой художественного творчества детей. Обращение к детском}' творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике [7]. Импровизация, по мнению Ю. В. Келдыша, понимается как особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения [5].

Импровизация проявляется в различных видах искусства и сущность ее в них рассматривается различно. Так, музыкальная импровизация берет начало в глубокой древности, в устном народном творчестве. Обычно музыканты (певцы и исполнители) передавали песни и инструментальные наигрыши по слуху. Такие импровизации опирались на единожды выработанные формы музыкального мышления и устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов. Простейшим импровизационным методом было свободное варьирование - так народные музыканты добивались постоянного обновления и обогащения найденного музыкального образа [3].

Говоря о музыкальной импровизации, С. О. Мильтоиян отмечает, что «музыкальная импровизация — это сочинение музыки непосредственно во время ее исполнения» [6, с. 54]. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому не случайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих епо-

собностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов.

Для музыкальной импровизации также характерно то, что создание музыкальной ткани и ее воспроизведение почти совпадают во времени. Современные исследователи музыкальной импровизации характерными ее признаками считают: непосредственность творческого высказывания, демонстрацию виртуозной легкости владения формотворческими и исполнительскими приемами, акцентируют внимание на том, что в импровизации проявляется суть личности учащегося, что в основе обучения лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках экспромтом и сразу в законченном виде [4].

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения проблем оценки музыкального качества детской импровизации и разработки критериев значимости этих качеств, для развития воображения субъектов. Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45» города Красноярска. Исследованием было охвачено 50 учеников в возрасте 8-10 лет второго и третьего классов, среди них 28 мальчиков и 22 девочки.

Музыкальные занятия проводились нами по специально разработанной программе, направленной на развитие воображения субъекта. Важным являлось создание такой обстановки, при которой творческие задания музыкально-познавательного характера помогают формировать импровизаторские способности и творческую активность учащихся. Для этого необходимы следующие методические приёмы: вербально-коммуникативный (эмоциональное общение методом беседы, диалога, дискуссии); музыкально-перцептивный (активизация музыкальных ассоциаций методом показа и вокально-инструментального исполнения); изобразительно-иллюстративный (активизация зрительных ассоциаций методом зрительного восприятия) и сочетание этих приёмов.

В условиях музыкальной импровизации дети наиболее полно раскрывают свои 'чувства, творческие возможности, соединяют в единый процесс способности композитора и исполнителя. Однако при этом важен не только итог (сочиненная мелодия, интонация), но и сам процесс деятельности, в которой развиваются и формируются творческие способности учащихся.

Важным этапом развития воображения являлось коллективное музицирование (импровизация) на инструментах-игрушках. Это способствовало развитию тембрового, ритмического и звуковысотного музыкального слуха; развивало навыки импровизации в детском оркестре; знакомило с тембрами инструментов, методами и приемами игры на них. Это подготавливало детей к освоению более сложных музыкальных инструментов и, самое главное, формировало чувство удовлетворения от коллективного творчества.

Очень эффективным являлся творческий прием «Незаконченная фраза», заключающийся в том, что преподаватель начинал рассказ или фразу (они

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ...

могут быть словесные и музыкальные), а ребенок заканчивал их, с увлечением находя новый способ выражения, проявляя оригинальность мышления и эмоциональное отношение к процессу импровизации.

В значительной степени успеху способствовало использование приема инсценирования. При этом не только голосом, но мимикой и жестами передавался характер песни, особенности ее героев. В качестве примера можно привести инсценирование в вокальной импровизации русской народной песни «Эй, ухнем». Также детям предлагалось собрать музыкальную структуру различных произведений из мозаики или разноцветных палочек, а потом задавались вопросы, направленные на выявления закономерностей в музыкальных произведениях. Например, создавая структуру произведения А. П. Бородина «Богатырская симфония», мы предлагали учащимся прослушать произведение и с помощью разноцветных палочек выстроить структура музыкального произведения. Также учащимся задавались вопросы: «Почему вы выбраны именно эти цвета и именно такой рисунок?» Мы не давали детям готовый материал, что же такое симфония и из скольких частей она состоит, они сами через свои умозаключения приходили к правильным ответам. Например, Саша К., отвечая на вопросы, заметил: «Ну, а как ещё я мог изобразить схематично эту сложную музыку? Жалко, что цветов так мало, потому, что для этой музыки их нужно гораздо больше». Ира В.: «Я точно знаю, что зелёный — это грустный, жёлтый, как солнышко - радостный, серый и белый - печальный, а красный - торжественный и красивый».

Специфика музыкально-творческой деятельности такова, что в ходе ее можно не только фиксировать результаты импровизаций, но и знакомить детей с наиболее характерными и важными средствами музыкальной выразительности. Музыкальные знания при этом приобретаются путем тренировки и дидактического метода объяснения, а также с помощью самостоятельного поиска необходимых средств для раскрытия эмоционального образа при импровизации и анализа типичных приемов музыкальной выразительности. Они фокусируются в новые знания о музыке, но уже более доступные, лучше воспринимаемые и запоминаемые детьми. Найденные же средства выразительности, трансформируясь в опорные знания, воплощают целую музыкальную мысль в контексте общего произведения и вместе с тем являются относительно самостоятельно усвоенными музыкально-теоретическими понятиями.

Взяв за основу эмоциональную природу мажорного и минорного лада, мы создавали, например, ситуации, контрастные по настроению и близкие опыту детей. Например: радостную, веселую, счастливую, праздничную «Я получил пять», «Солнышко», «Подарок» и контрастную печальную, грустную, мрачную «Я получил два», «Туча», «Потерялась кошка». Помогали при этом различные стихотворные загадки, а также некоторые зрительные образы. В процессе вокальной и инструментальной импровизации торжественная и радостная ситуация воспринималась детьми в мажоре, печальная

и грустная - в миноре. В подобного рода творческих заданиях особенно четко прослеживаются степень музыкально-творческого развития и уровень сформированное™ музыкально-слуховых представлений у ребенка, так как образ создается при непосредственно творческом общении учителя с ребенком. Также мы предлагали изобразить на музыкальных инструментах либо пропеть на любой слог различных людей (родственников и друзей) и ситуации. Ребята делали это с большим интересом, особенно на фортепиано и металлофоне. А также им очень понравилось рассказывать, почему они «сыграли» человека именно таким образом, используя определённый тембр, ритм, стиль исполнения.

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет утверждать, что именно развитие воображения помогает субъекту в становлении его как развитой, творческой личности и профессионала, так и оказывает существенное влияние на успешность его жизнедеятельности. Воображение младших школьников действительно эффективно развивать на музыкальных импровизационных занятиях, построенных по определённым методикам, которые способствуют развитию воображения учащихся и позволяют выявить динамику активности их творческой деятельности. Мы продолжаем нашу опытно-экспериментальную работу, целью которой является создание эффективной методики направленной на развитие воображения субъекта, которая в дальнейшем сможет помогать учителям музыки правильно направлять и развивать творческое воображение детей.

Библиографический список

1. Абдулин, Э, Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э. Б, Абдулин - М.: Просвещение, 1983. - 23 - 56 с.

2. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Абдулин -М.: Просвещение, 1957. -21 -43 с.

3. Зильберквит, М. П. Мир музыки [Текст] / М. А. Зильберквит-М.: Детская литература, 1988. - 287 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 184 с.

5. Мальцев, С, М. О психологии музыкальной импровизации [Текст] / С. М. Мальцев - М., 1989. - 234 с.

6. Мильтонян, С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: Новая гуманистическая образовательная парадигма [Текст] / С. О. Мильтонян - Тверь, 2003,- 156 с.

7. Россохина, В. П. Учись понимать музыку [Текст] / В. П. Россохина - М.: Советская Россия, 1960.— 323 с.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) [Текст] / Л. Д. Столяренко - Ростов н/Д: Феникс, 2002.-С. 193-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.